Ненецкие узоры и орнаменты. Экскурсия «Вдохновение рук ненецких мастериц. Основа орнаментальной системы хантов

«Теория большого взрыва» - Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от нуля до нескольких сот секунд. А.Гангнус. Теорию Большого взрыва предложили ученые Фридман и Леметр. Видимо такие комплексы были прообразом будущих клеток. Биохимическая эволюция. Теория большого взрыва. Пространство быстро расширилось, t разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией начала снижаться.

«Проблемы возникновения жизни на Земле» - Возникновение много­клеточных организмов. Теории происхождения жизни. Представления древних и средневековых философов. Истории представлений о возникновении жизни. Возникновение жизни на Земле. Возникновение первичных организмов. Работы Л.Пастера. Возраст Земли. Развитие жизни. Коацерватные капельки.

«Теория жизни на Земле» - Следовательно, «большинство насекомых и червей не самозарождается». Теория панспермии. Опыты Ладзаро Спалланцани. Средние века. Теория стационарного состояния жизни. Опыты Франческо Реди. Теории возникновения жизни на Земле: Древний мир. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах.

«Как появилась жизнь на Земле» - Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Так возник древний мир РНК. Что изображено на рисунке? Образование органических биополимеров – белков, нуклеиновых кислот, сложных углеводов.

«Развитие представлений о жизни на Земле» - Проверим ваши знания. Разгадайте кроссворд. Жизнь на Земле. Способ существования белковых тел. Проблемные вопросы. Опыты. Готфрид Лейбниц. Ладзаро Спалланцани. Земная кора. Демокрит. Английский биолог. Антони ван Левенгук. Советский биохимик. Луи Пастер. Живое происходит только от живого. Божественное сотворение мира.

«Гипотезы возникновения жизни» - Гипотеза пансмермии. Гипотеза биохимической эволюции, или «коацерватная гипотеза». Станционарное состояние. Гипотезы возникновения жизни: Первенство в образовании жизни А.И.Опарин отдавал белкам, а Дж.Холдейн – нуклеиновым кислотам. Теория опарина-холдина. Происхождения человека. Самопроизвольное зарождение.

Всего в теме 22 презентации

«Ненецкий орнамент» Урок изобразительного искусства в 5 классе Корепанова Светлана Витальевна, учитель ИЗО, черчения, МХК МБОУ «СОШ № 1 г. Нарьян-Мара» Тема урока: Ненецкий орнамент Цель урока: познакомить учащихся с ненецким орнаментом Задачи урока:  расширить знания учащихся об искусстве ненцев;  познакомить учащихся с типами орнаментов;  научить составлять орнаменты;  развивать пространственное видение;  воспитать чувство любви к родному краю. Оборудование: набор «Ненецкие орнаменты», изображение флага НАО, изображения «Геометрические орнаменты», фото «Северное сияние», репродукции с изображением ненецкой одежды газеты «Нярьяна Вындер», «Выбор народа», презентация POWER POINT. 1.Организационный момент 2. Беседа (слайд 1) Слово «орнамент» (слайд 2) происходит от латинского ornamentum, что означает украшение. Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов (слайд 3):    геометрический - состоит из точек, линий, кругов, ромбов, многоугольников и др.; растительный – составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.; зооморфный – изображает стилизованные фигурки или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Особенности орнамента состоят в следующем. 1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся (растение, фигура, определенная комбинация линий) - первооснова, элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов создается образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены повторяющиеся элементы, которые называются раппортами. мотивов. Мотив художественный художественный на ритмически 2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п. Мы живём с вами в субъекте Российской Федерации - Ненецкий автономный округ, коренным населением которого являются ненцы. Ненцы – одна из народностей Севера. У ненцев издавна существует разделение видов труда на мужской и женский. Это проявляется и в декоративно-прикладном искусстве. Женщины выделывают шкуры и шьют одежды (слайд № 4,5), мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла. Неотъемлемой частью оформления изделий северных мастериц (одежды, обуви, предметов быта) является ненецкий узор (слайд 6,7,8). Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненецкие узоры лаконичны, они силуэтны, имеют чёткое и ритмичное строение. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом говорят его названия (слайд 9,10): «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «головки», «подобие чума», «рога оленя», «красивые рога», «лежащие рога». Чаще всего названия узоров связаны с названиями животных или отдельными их частями. Все элементы узоров являются основой для построения большинства узоров, разнообразных по содержанию рисунков, его построению. Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (слайд 11,12). Орнамент (слайд 13) обычно изготовляли из камуса - шкура с ног оленя. Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мозаичные узоры. Меховую мозаику делают так. Мастерица берёт две узкие полоски оленьего меха, коричневого и белого цвета с коротким ворсом. Обе полоски она накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Острым ножом мастерица вырезает узор. После этого она разбирает полоски. Их стало четыре – две белые и две коричневые. Белую орнаментальную полоску она вставляет в прорезь коричневой и наоборот. С изнанки мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Получается мозаичный узор: белый - на тёмном фоне, тёмный – на белом фоне. Составление (создание) орнаментов – настоящее искусство. Сегодня и нам предстоит научиться их составлять, рисовать. Начнём с самых простых (слайд 14). «Мядико» - подобный чуму Нэвак** - головки Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён. Оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум. Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром. А вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.    Днём и ночью дрожит, всего боится. Зимой около пенька его не видно. Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц.) В украшении национальной одежды и обуви часто используется орнамент «уши зайца» . Как вы себе его представляете? Почему он так называется? (Слайд 15.) Практическая работа: продолжи ненецкий орнамент “уши зайца”- тэваси ха Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания. Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы» (слайд 16). Практическая работа: Последовательно выполняя движения, получите ненецкий орнамент «локоть лисы»- Тен салик Орнаменты встречаются и в официальных символах округа. Современный флаг Ненецкого автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на три неравных полосы – белую, синюю и зеленую. Белый цвет символизирует в геральдике чистоту, покой и первозданность. Синий цвет – символ постоянства, бесконечности, а зеленый – молодости, надежды и жизненной энергии. Вверху синяя полоса ограничена орнаментом геометрически правильных фигур, традиционных в культуре народов Севера (слайд 17). Знаешь ли ты, что в тундре нет ни одной семьи, у которой не было бы прирученных оленей. За маленьким другом ухаживают взрослые и дети. Первое время он живёт в чуме, спит, отдыхает и ест на краю постели своего маленького хозяина, который тоже помогает ему расти – собирает для него корм, делится лакомством и оберегает от всех бед. Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре. Про него загадывают загадки: В ночь беззвёздную до чума Кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, Если в тундре бездорожье? (Олень.) Ему посвящены пословицы и поговорки: Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё. И это неслучайно. Ведь олень служит человеку средством передвижения, он кормит человека, он его и согревает. Из меха оленя шьют меховую одежду, которую ненцы называют малицей. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал за ворот. Практическая работа. Продолжи ненецкий орнамент. 3. Итог занятия. Сегодня мы изучили удивительный мир ненецких орнаментов. убедились в необыкновенности их названий и изображений. Составление их – настоящее искусство. Давайте вспомним некоторые из них (слайд 18). 4. Домашнее задание. Подготовить небольшое сообщение о ненецком орнаменте, не изученном на уроке.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательский проект «Язык» орнамента северных народов Автор: Самойленко Дарья Дмитриевна, учащаяся 6а класса МБОУ «ООШ№6» Руководитель: Шаймарданова Л.Л. учитель культуры народов Ямала г. Губкинский 2015

2 слайд

Описание слайда:

Цель исследования: познакомиться с образцами орнаментов народов Крайнего Севера и их характерными признаками; воспитывать чувство уважения к коренным жителям Ямала и их культуре; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине Задачи исследования: изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет –ресурсах; посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки; рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента; подготовить текст и иллюстрирующие материалы Методы исследования: поиск, изучение и анализ существующих орнаментов и видов орнаментальной отделки на одежде Объект исследования: орнаменты Предмет исследования: декоративные узоры в национальной одежде народов Севера и различных предметах

3 слайд

Описание слайда:

ОРНАМЕНТ (от лат. оrnamentum – украшение)- это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российской Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление орнамента как одного из национальных ценностей народов Севера.

4 слайд

Описание слайда:

Одним из обязательных правил Нума является украшение ненецкой одежды специальными узорами (отрывок из мифа «Правила старика (бога) Нума» “…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов - это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не один; вокруг твоего чума живут и другие…”

5 слайд

Описание слайда:

Орнаментами украшаются сумки, ковры, шубы, сапоги, лодки, куртки, одежда носки, варежки, повязки (на голову), ремни, флаги, покрывало, упряжки оленей и другие предметы. Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнамент информацию о мастерице, о месте ее проживания, роду занятий, о ее семье, показать её мастерство и творчество. Назначение орнамента

6 слайд

Описание слайда:

Символическое значение орнамента Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение. Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.

7 слайд

Описание слайда:

Ненцы в орнаментах воспевают растительный и животный мир, окружающую природу. Учат бережно относиться к ним. Они сильно верят приметам. Приметы для них и запреты, и правила, и предупреждения. Орнамент «Оленьи рога» Орнамент «Локоть лисы» Украшение для оленя Женская шапка не сава

8 слайд

Описание слайда:

Использование орнамента «оленьи рога» в символике ЯНАО Флаг ЯНАО Флаг г. Губкинский Герб ЯНАО Герб г. Губкинский

9 слайд

Описание слайда:

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Накосник, орнаментированный узорами «чум», «оленьи рога»

10 слайд

Описание слайда:

Орнаменты « морошка», «северное сияние» Орнаменты неразрывно связаны и с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён, оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

11 слайд

Описание слайда:

Украшение национальной одежды ненцев орнаментами «чум», «заячьи уши», «морошка» Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей, а женскую – ягушкой. Шьют их из меха оленя. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал.

12 слайд

Описание слайда:

Чум -Дети -Морошка -Люлька -Белка -Оленёнок -Мастерица -Мамин узор Галерея орнаментов

Филиппова О.А.

Вдохновение рук ненецких мастериц

1-ый ребенок экскурсовод :

Суров мой север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною.

Вас каждый видеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю,

Ведь это родина моя.

(слайд 1)

Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

Сегодня мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах . Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент. Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

Нить вплела в узоры паниц.

Всё, чем славен мой народ.

Крылья песен, плавный танец,

Стад оленьих хоровод.

Зашифрованы в узорах,

Чтобы радовать людей

Синь озёр, а на озёрах,

Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры.

С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы .

Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (в нашем случае геометрические фигуры) . Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

Составление орнаментов – настоящее искусство. Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам.

2-ой ребенок экскурсовод :

Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

(слайд 3 и 4)

А если есть чум, значит рядом, должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Орнамент ненцев основан на восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «рыбьи хвосты» , «сосновая шишка» , «лебеди» .

Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении. Также они встречаются и в официальных символах округа – флаге, гербе.

(слайд 5)

3-ий ребенок экскурсовод :

Орнаменты неразрывно связаны с фольклором ненцев. Большинства загадок, пословиц и поговорок связаны с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

(слайд 6)

А вот несколько загадок про одного представителя нашего края.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник : летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца» . Как вы себе его представляете?

(слайд 7)

Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка» ). Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре .

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

(слайд 8)

Не остались в стороне и явления природы, в том числе и одно из красивейших, которое посчастливилось наблюдать жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий.

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя. (Полярное сияние)

(слайд 9)

4-ый ребенок экскурсовод :

Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние» , но он очень точно изображает это природное явление

Белым пламенем стынут снега

Где-то зябнут в сугробах селенья.

А в узорах я вижу рога

Красоту и отвагу оленью.

Вот они разбрелись на пимах,

На паницах я вижу узоры.

Будто стадо на вольном просторе,

Утопает в снегу, как во мхах.

И проворная тянет игла

В том узоре не чувствуешь фальши,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ямальская школа-интернат.

Проект

учащегося 5а класса

МБОУ Ямальская школа-интернат

по теме: «Ненецкие орнаменты».

Руководитель Предеина Любовь Андреевна,

Учитель математики МБОУ Ямальская школа-интернат.

Апрель 2015год.

Пояснительная записка.

Тема проекта «Ненецкие орнаменты» выбрана потому, что орнаменты и узоры на наших одеждах напоминают геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник,. ромб, квадрат и др. Я поставила перед собой цель : собрать из разных источников виды орнаментов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Узнать какие бывают орнаменты;

2.Научиться составлять орнаменты;

3.Познакомить окружающих с видами орнаментов

4.Обобщить полученные знания, сделать выводы, составить памятку о видах орнаментов.

Гипотеза:

предполагаю, что узнаю больше орнаментов, буду использовать их при изготовлении различных вещей, познакомлю окружающих и подруг с видами орнаментов и это будет играть большую роль в сохранении традиций моего народа.

Планируемые результаты: повышение интереса к орнаментам как украшению национальной одежды; умение начертить любой орнамент, перенести его на бумагу и на материал; повышение культуры и традиций народа.

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный: определение темы, цели, гипотезы и задач проекта.

    Планирование работы: определение источников и способов получения информации.

    Осуществление проектной деятельности: сбор информации, обработка полученной информации.

    Оформление результатов: подготовка презентации и набор видов орнаментов.

Литература :

    Энциклопедия ЯНАО.

    Ядрихинская Ю.В. Наглядная геометрия. 5 класс. Орнаменты.

    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М. «Язь»,1992

    Интернет –ресурсы. http :// russiansib . ru / yamal

В ходе выполнении проекта я узнала, что слово « орнамент » происходит от латинского ornamentum , что означает украшение. В орнаменте отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент.

Особенности орнамента состоят в следующем:

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся узоров.

2. Орнамент не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.

Флаг и герб ЯНАО украшены орнаментом «оленьи рога».

Орнаменты нашего народа основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».


Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием народа, сохранившимся до наших времён.

Оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и изображение этой северной ягоды в виде орнамента.

Узор состоит из строгих геометрических фигур, ритмически чередующихся.

Вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Как вы себе его представляете?

Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре.

Про него загадывают загадки:

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

Не остались в стороне от этого вида искусства и явления природы, в том числе и одно из красивейших, наблюдать которое посчастливилось жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий...

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя.

(Полярное сияние)


Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние», но он очень точно изображает это природное явление.

Особенности орнамента состоят в следующем.

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - художественный элемент орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента.

2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, ечатного издания, текстильного изделия и т.п

Любой орнамент можно вычертить с помощью клетчатой бумаги.

Например, этот орнамент «оленьи рога» можно построить по такой схеме:

1. 4 клетки вправо

2. 2 клетки вверх

3. 1 клетка влево

4. 2 клетки вверх

5. 2 клетки вправо

6. 1 клетка вверх

7. 1 клетка вправо

8. 2 клетки вверх

9. 1 клетка вправо

10. 1 клетка вниз

11. 1 клетка вправо

12. 1 клетка вверх

13. 1 клетка вправо

14. 1 клетка вниз

15. 1 клетка вправо

16. 1 клетка вверх