Назвать аукцион. Аукцион – что это такое? Инструкция по применению. Экономический словарь терминов

Иногда редкие вещи, предметы искусства и коллекционирования (например, монеты, значки или марки) можно приобрести не только в антикварных или художественных салонах, но и на аукционах.

Слово "аукцион" имеет латинское происхождение и образовано от слова, которое буквально означает "увеличивать".

Что такое аукцион: определение

Аукцион - это общественная продажа вещей, приобретение которых переходит к тому, кто сможет заплатить за них большую цену. Помимо антиквариата, это могут быть также и товары особенных свойств и качеств. Например, это овощи и фрукты, пушнина и меховые товары. Лошади также могут быть представлены на аукционах. Также бывают аукционы подержанных автомобилей. Это далеко не весь список товаров, которые могут быть проданы на торгах. Но, ведя речь об аукционах, не стоит забывать и нематериальную сферу, которая может быть представлена различного рода активами. Например, это могут быть акции, облигации и др.

Смысл аукциона

Основная суть аукционов заключается в удобстве их проведения и для покупателей, и для продавцов. Оно выражается в том, что отпадает необходимость поиска активных участников торгов - продавцов и покупателей. На аукционе здесь и сейчас в онлайн-режиме формируется цена и спрос на конкретный товар. И эта цена, как правило, оказывается самой выгодной.

Правила проведения аукциона

Аукцион, как было замечено, является тем местом, где осуществляются торги. Таким образом, аукцион представляет собой инструмент для совершения сделки. И эта процедура должна быть четко прописана и организована по определенным правилам. Правила эти закрепляют порядок проведения аукциона (его этапы) и особенности поведения на каждом этапе. В общепринятой классификации этапов выделяют 4 шага любого аукциона: подготовку, осмотр товаров, аукционный торг, исполнение аукционной сделки. Особое место во всей процедуре занимает третий этап - непосредственно торг, где путем повышения цены аукционисты добиваются реализации товара.

Виды аукционов

Существует множество оснований для разделения всех аукционов на группы. Так, можно выделить типы аукционов только по представляемым на них товарам. Но классификация использует более широкие категории, например, отрасли. И в таком случае говорят об отраслевых аукционах, среди которых можно выделить следующие: валютный, лесной, золотой, депозитный и другие. Все типы аукционов можно условно разделить на следующие виды:

  1. По инициативе - принудительные и добровольные. Принудительные аукционы совершаются чаще всего при изъятии ценностей у собственника, а добровольные - при личном желании.
  2. По количеству участников - открытые и закрытые. Будет ли аукцион открытым или закрытым, объясняется фактом присутствия на аукционе всех желающих или условно ограниченного круга лиц.

Аукционы в зависимости от порядка их организации бывают :

  • - добровольные -- проводятся по инициативе владельцев товара для наиболее выгодной их продажи;
  • - принудительные -- проводят или ломбарды -- для продажи заложенных, но не выкупленных в срок изделий, или государственные организации в целях продажи конфискованных, невостребованных или неоплаченных товаров.

Виды аукционов по масштабу деятельности:

  • - национальные;
  • - международные.

Виды аукционов по технологии проведения:

  • - согласные (гласные, с повышением цен) начинаются с объявления минимальной цены, установленной продавцом. К этой цене покупатели делают надбавки (наддачи) на величину, не меньше минимальной. Размер минимальных надбавок устанавливается в правилах проведения аукциона. Если очередное повышение цены не предлагают,то считается проданным последнему покупателю с наивысшей ценой. Такой аукцион называют также английским;
  • - негласные (немые) -- проводятся также с повышением цены. Однако после объявления аукционистом минимальной надбавки покупатели дают согласие поднять цену с помощью условных знаков. Тогда аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. При этом способе сохраняется в тайне имя покупателя (при продаже драгоценностей или предметов искусства).

Аукционы бывают :

  • - с повышением цены -- могут быть гласными или негласными;
  • - с понижением цены (голландский аукцион) -- стартовую цену постепенно снижают до тех пор, пока один из покупателей не согласится приобрести товар по этой цене. Скидки на цену устанавливаются заранее, чаще всего их применяют для скоропортящихся товаров (в частности, на цветы).

Некоторые аукционы проводятся автоматизированным способом. Каждый раз цена высвечивается на табло. Изменение цены на ее повышение или понижение в процессе аукциона фиксируется покупателем с помощью электрической кнопки, которая останавливает смену цифр на табло. Покупатель определяется по заблокированной горящей лампочке у места участника торга .

Рассмотрим несколько видов аукционов по ряду признаков.

Аукционы можно подразделить на регулярные и нерегулярные. Регулярные аукционы проводятся специальными аукционными фирмами в одном и том же месте один или несколько раз в год, чаще всего в традиционное для каждого аукциона время. Нерегулярные аукционы проводятся, когда возникает необходимость продажи товара, не полученного в установленное время со склада, либо товара, на который иным способом не удалось найти покупателя.

Торги на аукционах проводятся либо с повышением цены («английский аукцион» - English auction, Buoyant auction), либо с понижением («голландский аукцион» - Dutch auction, Downward auction, Auction of minimum price). Аукционный торг с повышением цены может проводиться «с голоса» или с помощью жестов. В первом случае аукционист объявляет номер лота и называет начальную цену, спрашивая: «Кто больше?». Покупатели повышают цену на величину не ниже минимальной надбавки (0,01--0,025% первоначальной цены). Если очередное повышение цены не предлагается, то после троекратного вопроса: «Кто больше?» -- лот считается проданным тому, кто назвал последнюю цену.

При негласном торге покупатели подают аукционисту знаки о согласии повысить цену на заранее установленную надбавку. Аукционист, объявляя новую цену, не называет покупателя .

На аукционе с понижением цены аукционист понижает цену на заранее установленные скидки. Лот приобретает покупатель, который первым скажет «да».

По характеру продаваемого товара можно выделить три основных вида аукционов:

Товарный аукцион - на котором продаются произведения искусства, ювелирные изделия, меха, а также уникальные товары, пользующиеся повышенным спросом.

Аукцион ценных бумаг - купля-продажа акций, облигаций и др.

Валютный аукцион - на котором за национальную валюту продается иностранная конвертируемая валюта.

В практике аукционных торгов существует такое понятие как международный аукцион (International auction). В международной торговле аукционными товарами выступают пушнина, немытая шерсть, щетина, табак, чай, некоторые пряности, предметы антиквариата, скаковые лошади и т.д. Общим условием всех международных аукционов является отсутствие ответственности продавца за качество выставленного для осмотра товара. На некоторых международных аукционах устанавливается право покупателя поручать (за особую плату) администрации аукциона отправку товаров в указанное покупателем место.

Наибольшее распространение в российской экономике получили аукционы по продаже предприятий в процессе приватизации, специализированные аукционы по продаже акций приватизированных предприятий, преобразованных в акционерные общества, и по продаже имущества предприятий-банкротов для осуществления расчётов с кредиторами.

Интернет-аукцион (он же «онлайновый аукцион») -- аукцион, проводящийся посредством Интернета. В отличие от обычных аукционов, Интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через Интернет-сайт или компьютерную программу аукциона. Момент окончания Интернет-аукциона, в отличие от традиционных аукционов, заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги. В обычных же аукционах борьба идет до тех пор, пока повышаются аукционные ставки. По окончании Интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу по безналичному расчёту (реже -- наличными, например -- при получении товара лично), а продавец обязан выслать товар покупателю по почте, нередко в любую точку страны проведения или всего мира. Границы возможной пересылки товара указываются самим продавцом заранее .

Самый крупный Интернет-аукцион в мире является «eBay», основанный в 1995 году и имеющий оборот в несколько миллионов сделок в день. Подробнее этот аукцион будет рассмотрен в третьей главе. В России большой популярностью пользуется аукцион Molotok.ru, на Украине -- AUCTION.ua.

В последнее время наблюдается тенденция подключения дополнительных решений электронной коммерции. В аукционные системы добавляются платёжные системы и решения по авторизации пользователей.

Совсем недавно на поле Интернет-аукционов России начали появляться «Скандинавские аукционы» - это онлайн аукционы предлагающие покупателям товары по низким ценам (10-20% их реальной рыночной стоимости). На рынке России такие аукционы, явление достаточно новое, в отличие от Европы. В Великобритании большой популярность пользуется аукцион Swoopo.co.uk в прошлом более известный как Telebid.com. В Финляндии популярен аукцион Fiksuhuuto.fi, в Эстонии Sendioksjon.ee.

Большой популярностью среди Интернет пользователей пользуются Интернет аукционы, в которых ставку можно сделать посредством SMS-сообщения с сотового телефона. Появление такого типа аукционов произвело сенсацию в среде Интернет-блоггеров. В Интернете существуют как противники такого типа аукционов, утверждающие, что тут используются так называемые боты (псевдоигроки), которые не позволяют выиграть ЛОТ, пока стоимость разыгрываемой вещи не будет окуплена ставками, так и защитники, допускающие, что хотя тут и могут использоваться бот-игроки, однако шансы выиграть дорогую вещь за 10% от стоимости очень велики.

В блог-среде набирают популярность заметки и рассказы об удачных и неудачных участиях в аукционах, советы и стратегии, как правильно делать ставки, чтобы выиграть. В англоговорящем Интернете осуждения такого типа аукционов вскоре переросли в рекомендации, как выиграть на SMS-аукционах, вплоть до обсуждения наилучшего программного обеспечения для организации таких аукционов, обсуждения способов приема платежей и привлекательных игр для привлечения новых участников.

Существуют 4 основных вида аукционов: прямой (английский), голландский (оптовый), янки (своей цены), и обратный.

Прямой аукцион (английский). Этот вид аукциона - самый распространенный (например www.»eBay».com). Он проводится с гласными торгами и поднятием цены. Таким образом продаются уникальные товары, например, подержанные вещи, коллекционные предметы, вина и многое другое. Торги прекращаются, когда истекает срок аукциона, установленный продавцом (от 1 до 14 дней). Не всегда торги заканчиваются продажей. Если установлена резервная цена (минимальная цена, за которую владелец товара согласен его продать) и она не достигнута, то товар не продается. И, тем не менее, часто на таких аукционах азартные покупатели поднимают цену очень высоко.

Обратный аукцион. На обратных аукционах покупатели выставляют запросы на требуемые товары, а продавцы соревнуются, предлагая лучшую цену и условия (проводятся на сайтах www.Priceline.com и www.eWanted.com).

Голландский аукцион. Это оптовый аукцион, на котором продавец может выставлять много единиц товара одновременно (например www.ubid.com). Соответственно покупатели могут претендовать на покупку многих единиц товара. Все выигравшие покупатели платят только минимальную из выигравших цен. На голландском аукционе нельзя выставлять резервную цену .

Аукцион янки (дискриминационный). Главная особенность третьего типа аукционов - закрытые от других участников торги (в отличие от английского или голландского) и победитель, давший наивысшую цену, получает товар за ту цену, которую он назвал. Если товар единичный - победитель один. Но если выставлен лот из многих единиц товара, то выигрывает не только давший наивысшую цену, но и те, кто дал цену ниже. Из-за того, что не все победители платят одинаковую цену, такой аукцион называется «дискриминационным». На таком аукционе, если в лоте больше одной единицы товара, заявки сортируются, начиная от высшей цены к низшей, и товар распределяется в этом порядке, пока не кончится. Обычно каждый участник подает только одну заявку, поэтому подготовка к такому аукциону особенно важна. Закрытый аукцион состоит из двух фаз - период подачи заявок и фазы определения победителя, когда все заявки открываются, и определяется победитель (иногда победитель не объявляется).

Аукционы приватные или VIP. Обычно участвуют избранные, которым требуется специальная аккредитация. Ставка принимается в течение строго ограниченного времени, причем участник не имеет возможности узнать размер и количество ставок других участников. Участник имеет право сделать только одну ставку.

Судя по сказанному выше, автор делает вывод, что тема аукциона как формы международной торговли достаточно сложна и интересна. Существует множество классификаций по видам реализуемых товаров, понижению/повышению стартовой цены и т.п. Что же касается Интернет аукционов, то они заслуживают отдельного внимания, т.к. являются новой формой международной торговли, стирающей границы пространства и времени между участниками.

Большая часть непосвящённых обывателей считает, что аукцион – это открытые торги различными ценными предметами: коллекционными и антикварными вещами, образцами высокого искусства, драгоценными изделиями. Но на деле процедура аукционных торгов может применяться для заключения договоров купли-продажи товаров самого различного назначения. К примеру, в международной практике распространены аукционные торги кофе, чаем, ценными мехами, прочим сырьём и готовыми товарами.

Виды и понятие аукциона в России аналогичны понятиям, общепринятым в мировой торговле. Вместе с тем, российскими законами регламентируется список товаров, запрещённых к продаже посредством аукционных торгов. В связи с этим, предпринимателям, собирающимся приобрести через аукционы товары, облагаемые пошлинами и налогами, следует обратиться к услугам соответствующих специалистов. Это профессиональные юристы, работающие в сфере , предпринимательской деятельности и налогообложения.

Во всём мире существуют и специализированные аукционы, занимающиеся продажей определённых видов товара. Так, наиболее знаменитые торговые аукционные дома, получившие известность во всём мире, — Сотбис и Кристи, — специализируются на продаже антиквариата, драгоценностей и предметов искусства.

Помимо общепринятого в мировой торговой практике понятия «аукционные торги», в российском законодательстве данный термин имеет юридическое значение, регламентируемое соответствующими положениями и статьями нормативных актов.

Российский гражданский кодекс определяет термин «аукцион» как один из видов публичных торгов. В соответствии с данным кодексом, все организаторы и участники аукционов являются субъектами правовых отношений, имеющими соответствующие права и обязанности.

Виды и понятие аукциона в России содержат следующие положения, определяющие его характер:

  • Открытые аукционные торги – проводятся в присутствии всех лиц, желающих принять в них участие.
  • Закрытый аукцион – к участию в нём допускается только определённый круг лиц, специально приглашаемых организаторами торгов.

Наиболее распространённая форма аукционов в нашей стране – открытые электронные торги, речь о которых пойдёт ниже. Организаторы аукционов несут определённые обязательства по отношению к потенциальным покупателям. Это публичное извещение о проведении аукциона в случае открытых торгов, или индивидуальное приглашение при закрытой форме продаж.

Также устроители обязаны возместить участникам закрытых торгов весь ущерб, понесённый в случае срыва продаж по вине организатора. Устроители должны в день проведения торгов организовать подписание протокола, официально оформляющего результаты продаж. Для правильной юридической регистрации аукциона потребуется помощь юристов-профессионалов в области лицензирования.

Согласно гражданскому кодексу, каждый участник аукциона должен внести задаток, денежный размер которого указывается в извещении о проведении продаж. Кроме этого, ими подписывается официальный протокол, документально заверяющий результаты торгов.

Внесённый задаток возвращается всем участникам в случае отмены аукциона. Также право на возврат задатка имеют все участники, не выигравшие аукцион.
Понятие «аукцион» в других правовых актах

Термин «аукцион» также фигурирует в федеральном законе, регулирующем размещение государственных и муниципальных заказов на проведение различных работ, поставку товаров, оказание услуг – так называемые «госзакупки».

В упомянутом законе под термином «аукцион» подразумевается проведение конкурса на право заключения официального контракта с представителями государственных и муниципальных органов. При этом победителями в данном конкурсе обычно признаётся лицо, предложившее наиболее низкую стоимость предлагаемых услуг.

Аукционная документация строго регламентирует форму заявки от лица, желающего принять участие в данном мероприятии. Официальная заявка должна содержать пакет сопутствующей документации, к которой относятся необходимые лицензии, допуски и разрешения на проведение работ или оказание услуг. Данное положение актуально только в тех случаях, когда контрактом предусмотрено обязательное лицензирование производимых работ. Несоответствие заявки означенным нормам, как и прочие нарушения при её составлении, могут стать причиной отказа в допуске к торгам.

Лицам, желающим организовать аукционные торги или принять в них участие, следует учитывать, что в соответствующие законодательно-правовые акты часто вносятся дополнения и изменения. Так, с начала 2014 г. утратил свою силу прежний закон о госзакупках в связи с принятием нового ФЗ, согласно которому устанавливаются новые положения в области проведения конкурсов среди поставщиков товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов.

Электронная форма аукционных торгов стала активно развиваться в Российской Федерации одновременно с развитием компьютерных технологий, в частности, интернет-пространства. Основной особенностью интернет-торгов является их дистанционная форма проведения при помощи специализированных сайтов и электронных площадок.

Подобная форма аукционных продаж гораздо удобнее их традиционных видов — с непосредственным присутствием участников в помещении, где проводится аукцион. Для того, чтобы участвовать в электронном аукционе потенциальным покупателям, как и организаторам вовсе не нужно покидать своих офисов или домов.

В России виды и понятие аукционов, проводимых при помощи интернет-площадок, могут быть следующими:

  • Торги на повышение. В данном случае победителем конкурса становится участник, предложивший наиболее высокую цену. Подобная форма используется при заключении обычных сделок купли-продажи.
  • Торги на понижение – когда выигрывает соревнование участник, выступивший с самой низкой ценой. Применяется при заключении различных контрактов, в том числе и в области государственного заказа.

Большая часть электронных заказов, размещаемых государственными органами и муниципалитетами, согласно законодательству имеют форму аукциона на понижение предлагаемой стоимости.

Лицам, желающим принять участие в онлайн-аукционах, проводимых при помощи интернета, следует максимально ответственно подходить к оформлению и подготовке официальных заявок. Все нюансы и особенности данной процедуры оговариваются в нормативных актах и регламентах проведения торгов.

В соответствии с гражданским кодексом, определённые обязательства имеют не только устроители, но и участники аукционов. Поэтому, чтобы избежать возможных финансовых рисков, сэкономить свои силы и время, перед принятием решения об участии в торгах следует проконсультироваться с квалифицированными специалистами в области финансов и юриспруденции.

Виды аукционов

Post Views: 177

Что такое аукцион? Разберемся в этом вопросе подробнее. Участие предприятий в торгах, проводимых в виде тендеров или конкурсов, - это одна из форм торговой деятельности по ГК РФ.

Способ продажи товаров, обладающих особыми свойствами и ценностями, называется товарными аукционами (от лат. - продажа с публичного торга ).

Как правило, существуют постоянно работающие, которые проводят несколько раз в год, обычно в заданное время. Также возможна организация и разового аукциона для продажи какого-то конкретного товара или целой партии товаров. Здесь в отличие от товарных бирж обычно осуществляется периодическая торговля, они не являются центрами круглогодичных продаж.

Что такое аукцион?

Это специально организованная действующая площадка, на которой посредством публичных торгов в заранее определенное время и конкретном месте производится продажа специфических товаров.

Это коммерческая организация, располагающая удобными для торгов помещениями, специальным оборудованием и необходимым персоналом. Почти все известные аукционы организованы в форме акционерных обществ.

Часто это целые крупные корпорации, сосредоточившиеся на торговле определенным типом товара. Обычно они сами за свой счет скупают товары у производителей, выставляя им свои закупочные цены, далее перепродают их, получая прибыль от разницы в ценах закупки и продажи. Независимые производители также могут отдавать на реализацию на аукционах свои товары. Корпорации, в которые входят акционерные общества, в большинстве случаев имеют собственное доготовочное производство по сырьевым товарам (например, пушнины, алмазов).

Что такое аукцион, знают не все.

Брокерские конторы

Некоторые из них представляют собой особые брокерские конторы, которые берут на перепродажу товары на условиях определенной комиссии, вознаграждения в виде процентов или определенной доли они получают от продавцов. Непосредственно продавцы или покупатели в аукционах с брокерской комиссией не участвуют.

Организаторами могут быть и организации, для которых торги не являются основным видом деятельности. К таким учреждениям относятся биржи, музеи, постоянно действующие выставки, художественные салоны, в уставе которых обязательно должен быть предусмотрен этот вид деятельности. Интернет-аукцион автомобилей сейчас очень популярен.

Продавцами могут быть как владельцы товаров или имущества (физические лица), так и предприятия, организации. Во время проведения все присутствующие могут выступать в качестве покупателей.

Как принять участие в аукционе?

Стороны и объекты

Так как аукцион предполагает участие достаточно большого количества участников, выделяют следующие обязательные стороны:

  • собственники товара;
  • продавцы;
  • организаторы;
  • покупатели.

Если заявила об участии только одна из сторон, то он считается несостоявшимся.

Чем торгуют?

На аукционе могут быть объектами торгов как предметы для личного пользования или личных коллекций с индивидуальными особенностями (антиквариат, картины), так и пушнина, табак, крупный рогатый скот, кофе, цветы. В России самая крупная торговля пушниной проводится в Санкт-Петербурге, арабскими племенными лошадьми — в Москве, Пятигорске. Аукцион автомобилей очень популярен сегодня. Купить себе машину мечты можно в любой стране посредством интернета. В зависимости от желаемой марки можно поучаствовать в онлайн-аукционе Японии, США, Германии и т.д. Главное - не попасть на «серых дилеров». Обязательно нужно знакомиться со статистикой (историей) продажи выбранного лота.

Могут выставляться как большие партии одного вида товара, так и отдельные специфические изделия. Аукцион участков, что проводят муниципальные власти, позволит приобрести землю по более низкой цене, чем на рынке. Для участия важно собрать весь пакет документов, а также внести 10% задаток. Деньги будут возвращены проигравшим.

Основное отличие аукциона от обычной продажи - это то, что при покупке на торгах вы ни к кому не сможете предъявить претензии по поводу качества товара, ни одна из сторон не несет ответственности за качество продаваемого имущества.

Сам смысл проведения аукциона и его коммерческая выгода состоят в том, что устанавливается максимальная цена на продаваемый товар путем прямой конкуренции покупателей, присутствующих в одно время на площадке. Итог торгов прост - забирает товар лицо, которое предложило наибольшую цену.

Порядок проведения

Это сложная операция, включающая в себя:

  • подготовительные действия;
  • все манипуляции, связанные с проведением торгов;
  • сопровождение сделок с денежными расчетами между организаторами и всеми участниками торгов.

Как подать заявку на аукцион? Это можно сделать в любое время, начиная с того момента, как заказчик опубликовал извещение о проведении торгов, и строго до того момента, когда заканчивается срок подачи заявок.

Подготовительные операции

На подготовительном этапе анализируют предложения, поступающие от собственников товаров, в них указывают полное название товара, его краткое описание, где может быть применен, характеристику, количество и качество товара, предлагаемую начальную цену и реквизиты собственника. После этого владельцам товаров, которые выслали предложения, направляют приглашения для подписания аукционных соглашений.

К этим же операциям относят изготовление входных билетов, их реализацию, проверку наличия сигнальных табличек, изготовление и продвижение рекламы аукциона.

На подготовительном этапе выбирают помещения для хранения и подготовки товаров для продажи, проводят их оценку и экспертизу, определяют начальную цену. Реже устанавливается резервная цена, ниже значения которой товар не может быть продан.

Все заявленные товары сортируют по партиям, они же носят название лотов.

Типовая единица товара или ее стандартная партия в натуральном выражении называется лот. Обязательно выбирается образец из каждого лота. В лоте может содержаться как одно наименование, так и несколько единиц (например, пушнина соболя — 30-50 шкурок). Всем лотам присваиваются номера, по ним они и будут выставлены на аукцион для продажи.

Однородные лоты, следующие друг за другом, образуют ряды - стринги. Каждый стринг отделен в каталоге от других линиями.

Создание каталога

Перед самим открытием торгов для информирования покупателей об имеющихся на продажу товарах делают каталог, в котором подробно указывается состав и номера лотов. В нем же публикуются правила оформления сделок на аукционе и их оплаты.

Постоянным покупателям в обязательном порядке делается рассылка этих каталогов с указанием точного времени начала работы аукциона.

Обычно за пару месяцев в СМИ размещают объявление о проведении торгов с обязательным указанием всех предлагаемых товаров, времени, условий, а также места.

Положительные ходы зависят от заблаговременного предоставления всем потенциальным покупателям возможности осмотра товаров, которые должны быть выставлены на аукцион. Во время осмотра покупатели отмечают в каталогах заинтересовавшие их номера.

Эта необходимость в обязательном осмотре предполагает то, что по правилам предусмотрено, что никто из участников не несет никакой ответственности за качество продаваемого товара, поэтому претензии после продажи не принимаются.

Это важно понимать перед оформлением заявки на участие в аукционе.

Торг

Торг на аукционе обычно проводят в специальном помещении, которое имеет форму амфитеатра. Ведущий проводит торги. Также его задача - давать краткую характеристику товара.

Аукционист обозначает стартовую цену, а покупатель, изъявивший желание купить товар, с помощью сигнальной таблички говорит цену, превышающую начальную.

Каждая предложенная покупателями цена повторяется, при этом ведущий называет место, откуда пришло предложение о повышенной цене. После троекратного повторения, если очередное повышение цены не последовало, аукционист стучит молоточком, говоря о том, что данный лот купил последний покупатель, предложивший самую высокую цену.

Он вправе в процессе торгов без объяснений причин снять лот с торга в данный момент и выставить его позже. Чаще всего это делается только тогда, когда не удается достичь примерной величины продажной цены.

Аукцион земельных участков ничем не отличается от обычного.

Оформление сделок

Покупатель сразу по окончании торгов оформляет сделку в соответствии с записями, сделанными помощником аукциониста. После оплаты товара в специальной ведомости регистрируется покупка. Выписывается чек в 2 экземплярах с целью выкупа проданного товара.

После проведения аукциона накапливается выручка, которая по соглашению сторон делится между собственником товара и организацией-устроительницей торгов.

Это создает удобства для продавцов и покупателей, ведь цены на товары устанавливаются в соответствии с реальным спросом.

Формы и виды аукционов

В зависимости от их организации они делятся на:

  • добровольные — проводят по инициативе собственников товара для получения наиболее выгодной цены;
  • принудительные аукционы — проводят или ломбарды, или государственные организации для реализации конфискованных или неоплаченных товаров.

По масштабу деятельности:


По технологии проведения

1. Согласные (гласные, с повышением цен). Объявляется сначала минимальная цена, установленная продавцом. Затем уже к этой цене желающие купить делают надбавки (наддачи), равные или больше минимальной цены. Правила проведения аукциона и устанавливают размер минимальных надбавок.

2. Негласные (немые). Также проводят с повышением цены. Покупатели с помощью условных знаков дают согласие поднять цену, это все происходит после объявления минимальной надбавки. Аукционист в этом случае после каждого повышения объявляет, не указывая на покупателя. Таким образом, сохранена тайна имени покупателя (актуально при продаже драгоценностей, картин).

Итак, в статье выяснили, что торги могут быть гласными и немыми (негласными) с повышением цены. Существует голландский аукцион с понижением цены, т.е. стартовая цена завышена и опускается до тех пор, пока не согласятся купить товар. Так обычно торгуют скоропортящимися товарами.

На фондовом рынке

Существуют и автоматизированные электронные аукционы. Такой вид присущ торговле на фондовом рынке. Цена каждый раз высвечивается на специализированном табло. Любое изменение цены, ее повышение, а также понижение должно быть зафиксировано покупателем нажатием на электрическую кнопку, которая останавливает непрекращающуюся смену цифр на табло.

При покупке на всех торгах надо помнить, что за качество товара никто не отвечает, поэтому лучше заранее воспользоваться предоставлением к осмотру всех лотов и в каталоге определить, какой хотите именно вы. Что такое аукцион, мы рассмотрели.

Одной из форм торговой деятельности по ГК РФ является участие предприятий в проведении торгов, которые проводятся в виде аукционов или .

Товарные аукционы (лат. — продажа с публичного торга) — это способ продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами и ценностями.

Существуют постоянно действующие аукционы, которые проводятся один или несколько раз в год, обычно в определенное время, но может быть организован и разовый аукцион для продажи конкретного или партии товаров. В отличие от товарных бирж аукционы являются не постоянными, а периодически действующими центрами посреднической реальными товарами.

Это специально организованные действующие рынки, на которых путем публичных торгов в заранее установленное время и в специально назначенном месте производится продажа.

Нередко это крупные компании, сосредоточившие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их, получая от разницы цен. Эти же аукционы принимают на перепродажу товары от независимых производителей. Крупные аукционы имеют собственное производство но доработке сырьевых товаров (например, пушнины).

Другие аукционы представляют собой специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии, получая вознаграждение от продавцов. Сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют.

Организаторами аукционов могут выступать и предприятия, для которых аукционные торги не являются основным видом деятельности: музеи, художественные салоны, биржи, постоянно действующие выставки, в уставе которых предусмотрен этот вид деятельности.

Продавцами на аукционе могут выступать предприятия, организации или физические лица (владельцы товаров или имущества). Они же могут выступать и в качестве покупателей.

Основными сторонами аукциона являются: владелец товара, продавец, организатор аукциона, покупатель.

Аукцион, в котором участвует только один участник, считается недействительным.

Объектами торгов на аукционе могут быть как предметы личного пользования с индивидуальными особенностями (картины, антиквариат), так и пушнина, крупный рогатый скот, лошади, табак, чай, кофе, немытая шерсть, цветы, фрукты и др. У нас в стране аукционную торговлю пушниной проводят в Санкт-Петербурге, племенными лошадьми — в Москве, Ростове-на-Дону, Пятигорске.

На аукцион могут предлагаться как большие партии товара, так и отдельные изделия. При продаже с аукциона, в отличие от обычной продажи, ни продавец, ни организаторы аукциона не несут ответственности за .

Коммерческий смысл аукциона состоит в том, что максимальная цена на реализуемый товар устанавливается путем непосредственной конкуренции покупателей , одновременно присутствующих в месте продажи. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.