Насколько реалистичен реализм и современен модернизм? Модернизм в литературе На сколько современен модернизм и реалистичен реализм

31. Взаимодействие реализма и модернизма в «неореалистической» прозе 1910-х гг. (Е. Замятин «Уездное» / А. Ремизов «Неуемный бубен» / И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

Источники:

1. Реализм и неореализм // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов) М., 2000.

2. Эйхенбаум Б. Страшный лад; Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.

Начиная с 40-х годов XIX столетия, русская литература развивалась под преобладающим воздействием одного художественного направления (имеется в виду его полновластие в прозе – господствующем литературном роде своего времени) – реализма, и многие противостояния, даже самые решительные – творческие, идеологические – разыгрывались внутри него. Но с постепенным утверждением в 1890-е гг. нового, модернистского искусства литературное движение становится полем соперничества двух особых систем художественного мышления, адепты которых на первых порах бывали весьма запальчивы и нетерпимы друг к другу.

На рубеже веков модернисты противопоставляли себя «реалистам», писателям сообщества «Знание» (во главе с М. Горьким). Острые словесные баталии между двумя сторонами свидетельствовали, разумеется, о реальных различиях сторон, но не отражали всей сложности их взаимоотношений . Между символистами и «знаньевцеми» намечалось постепенное сближение. Симптоматические контакты возникли в годы Первой русской революции (1905 г.) на почве общей оппозиции существующему политическому режиму.

В дальнейшем, со второй половины 1900-х – начала 1910-х гг., контакты расширялись и видоизменялись, все сильнее затрагивая глубинные, собственно творческие слои – миросозерцательные и художнические, стимулируя интерес к обмену опытом. Симптоматично высказывание Брюсова в речензии на «Жемчуга» Гумилева в 1910 г.: «В наши дни “идеалистические” искусство вынуждено очищать позиции, занятые слишком поспешно. Будущее явно принадлежит какому-то еще не найденному синтезу между “реализмом” и “идеализмом”». В те же годы мысль об объединяющем слове, которое должно примирить все школы, родилась и у адептов реализма. Но они подходили к ней с другой стороны. Если Брюсов сетовал на избыток «идеализма» в творчестве единомышленников, то иная литературно-критическая среда – как раз на недостаток его в предшествующей реалистической литературе.

Именно в это время, (конец 1900-х – нач. 1910-х гг.) получает широкое хождение термин «новейший реализм» (или «неореализм» или «новый реализм»). Но в это понятие вкладывались неодинаковые смыслы:

1). С одной сторон, в «новом реализме» усматривали процессы, протекавшие внутри реалистического движения: отмежевание от натурализма конца XIX века, возвращение к традиции классического реализма и обновление ее за счет отдельных «технических» завоеваний модернистов.

2). С другой стороны толкование понятия «неореализм» в модернистском кругу шло встречным путем и, однако, заключало в себе особые смыслы. М. Волошин, например, в статье «Анри де Ренье» (1910 г.) пишет, что материнское лоно «неореализма» - все же символизм, и переход от символизма к новому реализму – это, по сути, коллизия внутри модернистского движения

От Белого и Сологуба до Бунина и Куприна – таков диапазон имен, приобщенных к «новому реализму», если иметь в виду общую картину суждений и мнений того времени.

Зарождение «неореализма» в России происходило на фоне процесса преобразования реализма в мировой литературе вообще, протекавшем на грани столетий под воздействием общеисторический причин (необходимость осмыслить принципиально новое состояние мира) и причин внутрилитературных (резко обострившееся к тому времени ощущение исчерпанности прежних художественных форм и поиски нового языка).

Те же причины действовали и в русской литературе. Кроме того, историческая реальность нашей страны также оказала значительное воздействие на ход литературного процесса. Прежде всего, речь идет о политической реакции, последовавшей за Первой русской революцией. При этом и для модернистов, и для реалистов общемиросозерцательные уроки произошедшего оказались важнее, чем его прямая общественно-политическая суть. Отсюда такая особенность «неореализма»: повествование, прямо или завуалировано обращенное к событиям политической истории привлекает «неореалистов» меньше, чем стихия быта . «Тоска по быту» - так характерно названа статья Мариэтты Шагинян. Шагинян пишет о полемичной пристрастности «неореалистов» к плотной, материальной жизни в противовес символистским «мирам иным». При этом Келдыш (статью которого, я, кстати, все это время пересказывала) выделяет два типа бытописательства:

1). «История через быт» - «бытовое» противопоставляется «историческому». Творчество «бытовиков», хотя и сохраняет постоянное присутствие истории, но удаляется от исторической арены как прямого «объекта». Из житейского обыденного материала извлекается широкая проблематика. Приверженцев такого бытописательства Келдыш относит к «социологическому реализму».

2). «Бытие через быт» - особый синтез бытийного и социально-конкретного мировидения с возвышением первого над вторым.

Примечательно, что бытовая тема часто связана с образом обширного русского захолустья. В русской общественной и духовной жизни того времени наблюдался возрастающий интерес ко всему «уездному». Именно оттуда ждали ответы на мучительные вопросы о будущем России. Образ уездной глухомани, захлестнутой обывательской стихией, мы видим и в повестях Ремизова «Неуемный бубен» (1909 г.) и Замятина «Уездное» (1913 г.). Действие в обоих произведениях происходит в глуши: конкретное место не называется: у Замятина – просто «уездное», «наши места», у Ремизова – «наш город». Внимание рассказчика сосредоточено исключительно на быте. Подробно, во всех мелочах описывается повседневная жизнь героев: их занятия, бытовые привычки, вещи, окружающие их, почему-либо важные или совсем не важные для них.

Особого внимания заслуживает вопрос об эволюции литературного героя в произведениях «неореалистов». Если в реализме конца 90-х представление о должном типе человека связывалось с волевым импульсом, непосредственно действенным началом, с помыслами о героической индивидуальности, то реалисты новой волны привержены к строю обычного, повседневного существования, в котором нет ничего героического. Их герой – не просто «не герой», а и вовсе человек «не мыслящий». Это определение можно отнести к персонажам всех трех произведений: к господину из Сан-Франциско, к Анфиму Барыбе («Уездное») и к Ивану Семеновичу Стратилатову («Неуемный бубен»). Они не просто «не мыслящие», они прямо-таки сравниваются с неодушевленными предметами. Так, «Уездное» заканчивается словами, относящимися к главному герою: «Будто и не человек шел, а старая воскресшая курганная баба, нелепая русская каменная баба». «Неуемный бубен» - тоже понятно – название повести – это прозвище, которое дали Стратилатову сослуживцы, а автор, называя так повесть, закрепляет эту характеристику героя. Что касается бунинского «господина», то он, мало того, что безымянен, так еще и умирает и не аллегорически , а по настоящему превращается в так сказать неживой предмет.

Для всех трех рассматриваемых произведений характерно стремление думать не только в категориях сего дня, но и в гораздо более широких. Глухомань, изображенная Замятиным и Ремизовым далеко не исключительна, читателю она сразу напоминает хорошо ему известную глухую провинцию из произведений Островского, Гоголя, Лескова, с ее «домовитым, богомольным, степенным народом», которому «с полной утробой сладко спится после обеда», у которого «»калитки на засовах железных», а «над головой вода мутная да сонная». И герои, как Замятина, так и Ремизова – образы обобщенные. Они связаны с предшествующей литературной традицией (ремизовский Стратилатов напоминает гоголевского Башмачкина – переписывание сюжета о «маленьком человеке»), а кроме того показаны как типы, как воплощение русского народа в целом (в образе Барыбы воплощена слепая стихийность, животное, «немыслящее» народное начало). Что касается Бунина, у него показана мертвенность и косность западного, «цивилизованного» мира, а не русской глуши, что не отменяет однако глубины обобщения, а просто направляет обобщение в несколько другую сторону.

Еще один важный вопрос, касающийся «неореализма» - вопрос типа повествования. В обновленном реалистическом движении (это я так называю «неореализм» для разнообразия) лирическое повествование, характерное для символизма, уступает место предметно-изобразительному, а то и щедро описательному. Интересно однако, что нарастающая описательность не вытеснила субъективность, а преобразовала ее. Самые отчужденные от личностного начала элементы теперь тесно сплетаются с ним, сохраняя при этом объективную самоценность. В свою очередь лирический голос автора все чаще теряет обособленность, растворяетя в «картине», входит в структуру внешнего «объекта». Явлены таким образом две встречные тенденции: с одной стороны, «приручение» лирической стихии; с другой – раздвижение эмпирических границ предметного образа, приобретающего в ряду случаев широко символизированный смысл. В этом смысле характерен пример Бунина, у которого из множества мелкого и дробного, мозаичной россыпи фактов то и дело возникает – путем мозаичного подбора «бесстрастных» подробностей – широко обобщенный, напряженно-эмоциональный образ почти символического смысла. В образной символике «Господина из Сан-Франциско» есть и чисто условная: появляющийся в конце рассказа образ Дьявола – символическое запечатление «сатанинской» сущности современного писателю мира. Однако и тут, вопреки, казалось бы, жанровой природе повествования, основная смысловая нагруженность приходится на описательную стихию. Чисто бытовые – по внешности – ситуации произведения равноправно входят в его общий притчево-иносказательный строй. Так у Бунина обобщенно-экспрессивное начало органично соединяется с элементами традиционно описательного стиля.

И наконец, последняя важная особенность «неореализма» - повышенный интерес к сказовой форме . (Напомню, что сказ – это форма повествования, которая в своей лексике, синтаксисе и подборе интонаций обнаруживает установку на устную речь рассказчика – определение Б. Эйхенбаума). Повествование автора становится изустной речью, поведанной «чужим» языком. Этот путь был подсказан и Гоголем, и Лесковым, а в тогдашней литературной современности – прежде всего Ремизовым. И «Неуемный бубен», и «Уездное» - яркие примеры сказа. Повествователь приноравливается к языку обитателей того самого захолустья, где разворачивается действие. (примеры я приводить не буду – не наизусть же вы их будете заучивать). Интересно, что сказовая манера выдерживается непоследовательно. Повествователь время от времени переходит-таки на речь «интеллигентную». Так обнаруживается условность «самоотчуждения» повествователя, иллюзорность этой видимости. Эта условность проявляется и в том, например, что «сказителя» нередко занимают такие вопросы, которые вряд ли заинтересовали бы простолюдина. Так проявляется сопряжение личностного и объективорованного начала, о чем уже шла речь выше.

Это все, что я имею сказать по данному вопросу.

Хотя, пожалуй, стоит упомянуть еще пару фактов:

«Неореалисты» 1910-х гг. распределились по двум так сказать платформам, это: «Книгоиздательство писателей в Москве» (образовано в 1912 г., Бунин к нему принадлежал, идеологом же был Вересаев) и петербургский журнал «Заветы» (в том же году появился, вокруг него, помимо прочих, группировались Ремизов и Замятин).

Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.

Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
  • соцреализм
  • постмодернизм

Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

Литературные направления в таблицах

Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм

Периодизация

литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Признаки, особенности

  • Четко делятся на положительных и отрицательных.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Особенности развития в России

К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

  • Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
    1. Центральное место отводится символу*
    2. Преобладает стремление к высшему идеалу
    3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    5. Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
24 ноября 2015

В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм - это направление, появившееся в искусстве в конце XIX - начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах искусства модернизм проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное
Разное
Кофе из сказки: в Шанхае подают напиток под маленьким сладким "облаком"

В современном мире отношение к литературе довольно своеобразное, классические произведения не устаревают, но все больше ценятся новые веяния, смешения жанров. Новинки художественного вымысла и реалии жизни зачастую слишком разительны, такое противостояние наблюдается и в литературных течениях.

Когда развивались течения

Прежде чем говорить о том, что отличает модернизм от реализма, следует понять, когда эти течения получили свое развитие. Более ранним является реализм, который зародился в русской литературе в начале 19 века и имел наибольшее распространение в его середине. Следом за реализмом развивался модернизм, а именно в конце 19 и начале 20 века.

Можно сказать, что модернизм пришел на смену реализму, вытеснил прямое и конкретное понятие мира, добавил множество форм. Его представители имели большую свободу в своем творчестве, брали подходящие материалы из других литературных направлений и добавляли свое, что отличает модернизм от реализма.

Понятие о реализме

Реализм — это такое направление в литературе, в котором вещи изображаются максимально правдиво и достоверно, опираясь на исторические факты и события. Основоположником русского реализма является Пушкин Александр Сергеевич. Его произведения «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и другие передают всю атмосферу и быт того общества, рассматривают проблемы настоящего для героев времени.

  • объективное изображение действительности, что отличает реализм от модернизма;
  • типические характеры, обстоятельства и конфликты;
  • точность деталей;
  • внимание к социальным проблемам;
  • две линии: любовная и социальная.

Такое следование реалистичности изображения в 20 веке претерпевает изменения, из реализма развиваются течения:

  • Критический реализм: классические традиции, рассматриваются социальные явления (Антон Чехов и Лев Толстой).
  • Социалистический реализм: жизнь рассматривается с точки зрения ее исторического развития, анализируются конфликты между героями разных классов (Максим Горький).
  • Мифологический реализм: реальная жизнь рассматривается путем сопоставления ее с мифами и легендами (Леонид Андреев «Иуда Искариот»).
  • Натурализм: особенно правдивое изображение жизни, часто с неприятными подробностями (Александр Куприн «Яма», Викентий Вересаев «Записки врача»).

Реализм все более изживает себя в 20 веке, на смену ему приходит модернизм.

Понятие о модернизме

Модернизм — направление в литературе, для которого уход от стандартов является главной ценностью. Его представители создают нечто новое на старых основах. Автор не доносит абсолютно точную и реальную картину мира, что отличает модернизм от реализма в литературе.

Модернизм имеет свои течения:

  • Символизм. Идеи воплощались с помощью символов и образов, которые были таинственны (Александр Блок, Константин Бальмонт).
  • Акмеизм. Четко описывались предметы и образы (Анна Ахматова, Николай Гумилев).
  • Футуризм. Особое внимание к форме произведения, использование ранее не свойственной лексики (Владимир Маяковский, Борис Пастернак).
  • Имажинизм. Образы сопоставлялись с помощью метафор (Сергей Есенин).

Главные черты: рассмотрение индивидуальности, что отличает модернизм от реализма, внимание к духовной сфере жизни, отрицание классических устоев.

Главные различия

Вопросом о том, что отличает модернизм от реализма, литература 11 класса задается неспроста, это важно для понимания произведений. Часто, даже если не помнишь автора или в каком веке было написано произведение, можно определить это самостоятельно по соотнесенности с литературным направлением.

Можно говорить о том, что отличает модернизм от реализма кратко с помощью таблицы.

Реализм Модернизм
Герой

Важны вечные ценности, находится в поиске любви и добра

Человек, как личность сложная и противоречивая, противостоящая миру

Действительность

Реальные события, внимание к деталям, историческая основа

Изображение действительности с помощью образов и символов, иносказательность и таинственность

Ценности Духовные Личность
Цель Жизнь - высшее благо Выражение индивидуальности
Проблемы Социальные Конкретной личности
Рамки

Типичность характеров, образов, действий

Не имеет рамок в своих действиях и образах, все индивидуально и неповторимо

Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века

Тематический план

Важно заметить, что для студентов дневной формы обучения

Структура курса

Всего по учебному плану: 150 часов

Аудиторных занятий – 66 часов

Лекций – 40 часов

Семинарских –24 часа

Самостоятельная работа студентов – 3 часа

Время для экзамена – 81 час

Контроль самостоятельной работы – 2 часа

Форма промежуточной аттестации:

4 семестр – экзаме

дисциплины ʼʼРусская литература конца 19 – начала 20 вековʼʼ для студентов 3 курса. Общий объём часов по дисциплинœе. В том числе: лекций-40 часов, практических занятий-24 часов, самостоятельной работы – 3 часа. Итоговая форма контроля – экзамен в 6 семестре.

Наименование темы Лек- ции Практ зан. Самост. раб.
Общественно-литературная ситуация конца XIX – начала XX веков.
Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова.
Писатели реалистических течений 1890-1990-х годов
Творчество И. А. Бунина.
Творчество А. И. Куприна.
Творчество М. Горького.
ʼʼНовокрестьянскаяʼʼ поэзия. Творчество Н. а. Клюева, С. А. Клычкова.
Творчество С. Есенина.
Пролетарская поэзия 1910-х гᴦ. Творчество Д. Бедного.
Авангард. Модернизм. Символизм. Символизм 1890-х гᴦ. и младосимволизм.
ʼʼСтаршиеʼʼ символисты. Д. С. Мережковский. В. Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт.
Младосимволизм. Творчество А. Белого.
Творчество А. А. Блока.
Акмеизм. Творчество Н. С. Гумилева, О.Мандельштама.
Творчество А.А. Ахматовой.
Литературный авангард. Футуризм. ʼʼЭгофутуризмʼʼ. ʼʼКубофутуризмʼʼ.
Творчество В.В. Маяковского.
Творчество Л.Н. Андреева.
Итоги русской литературы рубежа веков. Судьбы писателœей ʼʼСеребряного векаʼʼ в эмиграции.
ʼʼМелкий бесʼʼ Ф. Сологуба как символистский роман.
Итого

Введение

Конец XIX - начало XX века как особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России.

Нарастание социального кризиса, ощущение ʼʼчрезвычайностиʼʼ времени.

Крушение народнической идеологии, поиск новых идеологических концепций общественного развития. Распространение идей марксизма.

Кризис позитивизма. Новые течения в русской философской мысли. Противопоставление принципам рационального познания мира и его законов принципов иррационализма. Возникновение религиозно-философских обществ и собраний. Проповедь ʼʼнового религиозного созна­нияʼʼ. Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени. Возникновение на этой почве апокалипсических мотивов в искусстве и литературе начала века. В то же время - представление об эпохе не только как эпохе кризиса, но как времени ренессанса, духовного и культурного подъема.

Сближение литературы и философии в осмыслении новой роли духовного начала в обществе. Понимание проблемы в различных течениях философской и эстетической мысли (в частности - в народнической, символистской, марксистской, футуристической критике). Л. Толстой, Вл. Соловьев, Г. Плеханов об искусстве.

Новое понимание отношений личности и среды в творчестве писателœей разных художественных течений 1890-1910-х годов. Проблема судеб культуры и ʼʼницшеанствоʼʼ в русской литературе начала века. Вос­приятие этики и эстетических идей Ницше в художественном сознании М Горького, ʼʼзнаньевцевʼʼ, символистов.

Место и значение в литературном процессе эпохи ʼʼживых классиковʼʼ - Л. Толстого и А. Чехова.

Роль традиций творчества Ф. Достоевского в духовной жизни России начала столетия. Достоевский - мыслитель и художник, ʼʼсоучаст­никʼʼ литературной жизни эпохи.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении (от символизма до наших дней).

Периодизация литературного процесса конца XIX - начала XX века.

1890-1910 годы. Завершение творческого пути Л. Толстого и А. Чехо­ва. Новые черты реализма в их творчестве. Писатели-реалисты поколения 1890-х годов как продолжатели их традиций и творческих исканий. Фор­мирование новых социально-исторических идей в творчестве Горького. Дискуссии о судьбах реализма в критике.

Первые модернистские течения в литературе и искусстве. Философ­ские и эстетические обоснования ʼʼновыхʼʼ течений в литературе. Пробле­ма синтеза искусств. Символизм 1890-х и младосимволизм.

Начавшееся творческое взаимодействие в искусстве и литературе художественных принципов реализма и модернизма.

Революция 1905 года. Ее роль в развитии философской и эстетической мысли эпохи. Проблема ʼʼреволюция и интеллигенцияʼʼ. Сборник ʼʼВехиʼʼ. ʼʼРассеяниеʼʼ (И. Бунин) ʼʼзнаньевцевʼʼ. ʼʼНеонатуралистическиеʼʼ тенденции в литературе. Начало кризиса символизма как литературной школы.

1910-1922 годы. Кризис символизма. Появление новых литературных школ. Акмеизм как постсимволистское течение. ʼʼШколаʼʼ и оригинальность творческих индивидуальностей. Литературный авангард. Футуризм в литера­туре и изобразительном искусстве 1910-х гᴦ. Общие тенденции развития.

Писатели-реалисты 1910-х гᴦ. Понятие о ʼʼнеореализмеʼʼ.

Война и революции 1917 года. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.

С 1922 ᴦ. - третий период развития творчества писателœей ʼʼсере­бряного векаʼʼ.

Высылка из России писателœей, философов, ученых, отказавшихся со­трудничать с Советской властью.

Проблема ʼʼдвух потоковʼʼ русской литературы. Единство националь­ной литературы и различие литературных процессов XX века в России и в зарубежье.

Писатели ʼʼсеребряного векаʼʼ в эмиграции и их место в литературной жизни русского зарубежья и России.

Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия.

Кризис или этапы обновления?

1. ʼʼЖивые классикиʼʼ. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова. Толстой и Чехов - выразители общественного и духовного мира России начала века, этических и эстетических исканий времени.

Роман Толстого ʼʼВоскресениеʼʼ как итог общественной и литературной деятельности писателя. Воплощение в романе базовых проблем эпохи. Обличение живущих вопреки ʼʼдуховной истинœеʼʼ, отрицание государственного устройства России.

Изменения реалистических принципов письма Толстого в начале века. Усиление авторского вмешательства в действие. Новые принципы создания характера героя. Понимание конфликта человека со средой как внутреннего конфликта в духовной и нравственной природе человека. Появление публицистической тенденции в реализме писателя. Усиление субъективного авторского начала. Характерное выражение этой тенден­ции в пьесе ʼʼЖивой трупʼʼ.

Толстой в полемике об искусстве (ʼʼЧто такое искусство?ʼʼ, 1897-1898). Этический критерий для Толстого - высший критерий искусства. Толстой против искусства вне нравственной идеи - ʼʼложного реализмаʼʼ - ʼʼнатуралистического копирования действительностиʼʼ, декаданса. Значение искусства по Толстому - в утверждении деятельной жизни во всœех ее нравственных проявлениях (ʼʼХаджи-Муратʼʼ, ʼʼОтец Сергийʼʼ, ʼʼЖивой трупʼʼ).

Л. Толстой и революция 1905 ᴦ. Неприятие насилия. Активное участие Толстого в общественной жизни и одновременное усиление в его творчестве интереса к ʼʼвечнымʼʼ проблемам бытия.

Влияние философских и творческих исканий Толстого на литературу XX века (от ʼʼзнаньевцевʼʼ до позднего И. Бунина).

Творчество А. П. Чехова как выражение настроения ʼʼпереходного времениʼʼ - явление ʼʼпереходаʼʼ от литературной классики к литературе новой эпохи (Чехов как ʼʼпоэт концаʼʼ и ʼʼпоэт началаʼʼ). Идея духовной свободы и свободы духовного творчества - основа миропонимания писателя. Творчество Чехова как выражение нового нравственного состоя­ния общества в эпоху духовного и общественного подъема.

Новые черты реализма в позднем творчестве писателя. Возникновение рассказа романного типа и нового типа драмы. Импрессионистские тенден­ции, широкая распространенность символики. Принцип ʼʼкосвенногоʼʼ выра­жения духовных движений героев (ʼʼТри сестрыʼʼ и др.). Изображение характера и внутреннего мира личности ʼʼв новых формах сплетения, слияния, противопоставления и взаимодействия элементов авторского и субъективно-экспрессивного, идущего от персонажа...ʼʼ (В. В. Виноградов).

Общая формула реализма Чехова, воспринятая его современниками и последователями, - ʼʼнужно смотреть в корень и искать в каждом явле­нии причину всœех причинʼʼ.

Новые черты реализма в творчестве В. Короленко. Теория реализма Короленко как синтеза реализма и романтизма. Короленко о героическом в реализме.

Теория реализма Короленко как отражение общего интереса к романти­ческой традиции писателœей начала века всœех творческих направлений (М. Горького, ʼʼзнаньевцевʼʼ, символистов).

2.Писатели реалистических течений 1890-1990-х гᴦ. как ʼʼнаслед­никиʼʼ традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга ʼʼСредыʼʼ и ʼʼЗнанияʼʼ (Я. Телœешов, И, Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелœев и др.); Значение издатель­ского товарищества ʼʼЗнаниеʼʼ в художественной жизни России рубежа веков и начала XX века. Сборники ʼʼЗнанияʼʼ. Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателœей. Традиции демократи­ческой беллетристики 1860-1870-х гᴦ., их трансформация в творчестве ʼʼзнаньевцевʼʼ. Новое понимание отношений личности и среды, характе­ров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа. Разное восприятие художественных принципов Л. Толстого и А. Чехова ʼʼзнаньевцамиʼʼ (А. Куприным, И. Буниным) на разных этапах их творческого пути

Проявление импрессионистской тенденции в реализме Б. Зайцева, раннего И. Бунина, экспрессионистской - в прозе и драматургии Л. Ан­дреева, в драматургии Д. Айзмана, С. Юшкевича.

Общественный подъем и революция 1905 года. Новые социально-исторические идеи в творчестве ʼʼзнаньевцевʼʼ. Проблема революции, ее судеб и исторических путей России. Тема пробуждения в человеке чувства лично­сти, освобождения личности от социального и духовного гнета. Драматургия Е. Н. Чирикова, С. А. Найденова (ʼʼДети Ванюшинаʼʼ, ʼʼСтеныʼʼ).

Социалистические тенденции в творчестве М. Горького. Идея актив­ного действенного отношения человека к жизни. Идеализация жизненно-активной личности. Радостное ощущение человеком бытия как основание романтики в творчестве молодого Горького и одновременно - как обост­ренное ощущение драматического характера и катастрофизма времени.

Два типа героя в творчестве Горького: человек ʼʼпестрой душиʼʼ и цельная, жизненно-активная творческая личность. Традиции Достоев­ского-художника в изображении ʼʼпестротыʼʼ русского национального характера (ʼʼТроеʼʼ, повести окуровского цикла).

Горький о поисках человеком из народа социальной и духовной ис­тины жизни (ʼʼМатьʼʼ, ʼʼИсповедьʼʼ, автобиографические повести ʼʼДетст­воʼʼ, ʼʼВ людяхʼʼ). Горький и религия. Место темы религиозно-нравственных исканий человека в творчестве писателя.

Эволюция ʼʼзнаньевцевʼʼ после поражения революции 1905 года. Кризис издательства ʼʼЗнаниеʼʼ. ʼʼЗнаньевцыʼʼ в журналах и альманахах разных художественных течений. Появление ʼʼнеонатуралистическойʼʼ тенденции в творчестве писателœей (М. Арцыбашев и др.). Изменение характера русской журналистики. Возвращение от сатирической журналистики эпохи революции к традициям журналов 1880-х гᴦ. Восстановле­ние цензурных ограничений.

И. А. Бунин (1870-1953)

Поэзия И. Бунина. Сборники ʼʼПод открытым небомʼʼ, ʼʼЛистопадʼʼ. Тема родины, русской природы. Осмысление традиций А. Фета͵ Я. Полонского, А. К. Толстого. Разрыв Бунина с символистами после издания ʼʼЛистопадаʼʼ. ʼʼКонтрсимволизмʼʼ Бунина. Речь Бунина на юбилее ʼʼРус­ских ведомостейʼʼ (1913); Бунин о писателях ʼʼнового типаʼʼ и состоянии современного русского языка.

Бунин-переводчик. ʼʼПеснь о Гайаватеʼʼ.

Проза 1890-1900-х гᴦ. ʼʼАнтоновские яблокиʼʼ, ʼʼСосныʼʼ, ʼʼНовая дорогаʼʼ. Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Бунин в ʼʼЗнанииʼʼ.

Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия. Христианское мироощущение (рассказы ʼʼТретьи петухиʼʼ, ʼʼПостʼʼ). Идеи земной жизни как Божьего дара (дневники Бунина, ʼʼГосподин из Сан-Францискоʼʼ). Мотивы бессмертия души (ʼʼСны Чангаʼʼ, ʼʼЛегкое дыханиеʼʼ). Концепция любви как ʼʼсвятого свойства душиʼʼ (ʼʼСвятыеʼʼ). Философская проблематика рассказа ʼʼБратьяʼʼ. Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев (ʼʼСуходолʼʼ, ʼʼДеревняʼʼ). Восприятие национального характера.

Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина.

Неприятие Октября. ʼʼОкаянные дниʼʼ. Эмиграция.

В. В. Вересаев (1867-1945)

В. Вересаев - художник-летописец общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести ʼʼБез дорогиʼʼ, ʼʼПоветриеʼʼ, ʼʼНа поворотеʼʼ. Книга ʼʼЗаписки врачаʼʼ. Вересаев в ʼʼСредеʼʼ и ʼʼЗнанииʼʼ.

Творчество Вересаева 1900-1910-х гᴦ. Концепция ʼʼживой жизниʼʼ в повести ʼʼК жизниʼʼ. Вересаев против ʼʼлитературного распадаʼʼ. Книга Вересаева ʼʼЖивая жизньʼʼ. Полемика с трактовкой Д. Мережковским творчества и этических теорий Л. Толстого и Достоевского. Спор с ʼʼфи­лософией жизниʼʼ Ф. Ницше. Противоречия в философских взглядах Ве­ресаева. Влияние на писателя философии интуитивизма А. Бергсона. Особенности реализма Вересаева. Ориентация на традиции эстетики Н. Чернышевского, Д. Писарева. Публицистичность прозы Вересаева.

А. И. Куприн (1870-1938)

Куприн и традиции русского реализма XIX века. Традиции Л. Толстого, влияние принципов чеховского творчества. Характер их осмысления.

Раннее поэтическое творчество Куприна. Проза 1890-х гᴦ. ʼʼПсихология страстейʼʼ (ʼʼВпотьмахʼʼ, ʼʼЛунной ночьюʼʼ, ʼʼБезумиеʼʼ и др.). Странствия по России. Работа в прессе. Куприн-очеркист (Очерки ʼʼКиевские типыʼʼ).

Социально-психологическая повесть ʼʼМолохʼʼ. Особенности художест­венного конфликта. Проблема ʼʼестественного человекаʼʼ в творчестве писателя 90-х годов (повесть ʼʼОлесяʼʼ). Влияние И. Тургенева на ʼʼпей­зажную живописьʼʼ Куприна.

Творчество Куприна 900-х гᴦ. Новеллистика. Жанровые и стилевые особенности купринской новеллы. ʼʼПроблемнаяʼʼ новелла и традиции позднего чеховского рассказа. Этический характер конфликта. Раскрытие внутренней жизни героя, осознающего неправоту окружающей социаль­ной реальности. От ʼʼпроблемнойʼʼ новеллы такого типа - к психологиче­скому реализму ʼʼПоединкаʼʼ.

ʼʼПоединокʼʼ. Тема пробуждения общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Романтиче­ские тенденции реализма в творчестве Куприна.

Творчество Куприна 1910-х гᴦ. Утверждение высоких нравственных идеалов (ʼʼГранатовый браслетʼʼ и др.). Повесть ʼʼЯмаʼʼ. Гуманистические идеалы писателя.

Философские темы: утекания жизни (ʼʼСныʼʼ), вечной души и ʼʼне­земного блаженства („Светлый конец", „В медвежьем углу")ʼʼ. Право­славные истины в рассказах-притчах ʼʼСад Пречистой Девыʼʼ, ʼʼДва свя­тителяʼʼ, ʼʼПегие лошадиʼʼ.

Художественный мир Р. Киплинга и Д. Лондона и творчество А. Купри­на (характер фабулы, особенности трактовки человеческой натуры и др.). Эмиграция.

И. С. Шмелœев (1873-1950)

Первые литературные шаги. Очерки ʼʼНа скалах Валаамаʼʼ. Творче­ство 900-х гᴦ. Нравственные и социальные искания героев Шмелœева. Шмелœев - художник ʼʼобездоленныхʼʼ с обостренным чутьем к человеческо­му страданию. Повесть ʼʼЧеловек из ресторанаʼʼ. Влияние на Шмелœева идей Толстого и Достоевского. Сказ и его функция в повести.

Восторженное отношение Шмелœева к Февральской и отрицательное - к Октябрьской революции. Эмиграция.

Максим Горький (1868-1936)

Начало творческого пути. Связь с традициями русского реализма. Горький и Толстой. Горький и Чехов.

Идейные и творческие искания молодого Горького. Горький-поэт.

Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гᴦ.: концепция личности, принцип двоемирия, авторское начало.

Горький и Ницше. Н. Михайловский, М. Меньшиков и другие критики о культе силы и индивидуализма в героях Горького. Духовная журналистика о ницшеанской морали в ранних рассказах Горького (журналы ʼʼВера и Церковьʼʼ, ʼʼВера и Разумʼʼ, ʼʼСтранникʼʼ). Марксистская критика о Горьком.

Д. Мережковский и М. Горький. Д. Мережковский о ʼʼрусских босякахʼʼ и ʼʼнемце Ницшеʼʼ в статье ʼʼГрядущий Хамʼʼ. Полемика 1913 года в ʼʼРусском словеʼʼ: ʼʼО ʼʼкарамазовщинœеʼʼ, ʼʼЕще о ʼʼкарамазовщинœеʼʼ М.Горького и ʼʼГорький и Достоевскийʼʼ Д. Мережковского. Статья Д. Мережковского 1916 ᴦ. ʼʼНе Святая Русь. Религия Горькогоʼʼ. Взгляд Г. Адамовича на творчество Горького в контексте традиций Ф. Достоевского (ʼʼОдиночество и свободаʼʼ).

Романы ʼʼФома Гордеевʼʼ и ʼʼТроеʼʼ. Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького. Романы Горького и традиции русского романа. Традиции Достоевского-художника в изображении ʼʼпестротыʼʼ русского национального характера.

Драматургия. ʼʼМещанеʼʼ. Драматургический метод Горького. Горький и Чехов-драматурᴦ. ʼʼНа днеʼʼ и тема ʼʼднаʼʼ в русской и западной литературе. Концепция ʼʼбывшегоʼʼ человека. Правда и религия. Философия пассивного сознания и авторская позиция, художественные средства ее выражения. Философский характер драматургического конфликта. Драматургическое новаторство Горького. Особенности композиции. Жанр.
Размещено на реф.рф
Сценическая история пьесы.

Пьесы об интеллигенции (ʼʼДачникиʼʼ, ʼʼДети солнцаʼʼ, ʼʼВарварыʼʼ). Ре­волюция и культура, народ и интеллигенция. Горький о роли народных масс в истории. Полемика М. Горького с Л. Андреевым. ʼʼДети солнцаʼʼ Горького и ʼʼК звездамʼʼ Андреева. Единство замысла и различие его художественного решения.

Роман ʼʼМатьʼʼ, пьеса ʼʼВрагиʼʼ: черты социалистического реализма. Христианская мораль и этика революционера в романе. Концепция ʼʼмаленького человекаʼʼ в контексте русской и западной литературы (Диккенс, Золя, Достоевский, Шмелœев). Концепция гордого человека. Тема отцов и детей в романе. Мать и сын: духовная и книжная культуры. Культ матери в творчестве Горького (ʼʼВасса Желœезноваʼʼ, ʼʼЖизнь Матвея Коже­мякинаʼʼ, ʼʼИсповедьʼʼ, ʼʼПо Русиʼʼ и т. д.). Андрей Находка: идея и личность. ʼʼМатьʼʼ и ʼʼИсповедьʼʼ: поиск человеком из народа социальной и духовной истины.

Восприятие Горьким идей богостроительства А. Богданова и А. Лу­начарского. Лекции Горького об истории русской литературы в ʼʼКаприйской школеʼʼ.

Драматургия конца 1900-1910-х годов. ʼʼВасса Желœезноваʼʼ, ʼʼСта­рикʼʼ, ʼʼЗыковыʼʼ. Этическая и философская проблематика пьес. Новое в поэтике пьес. Характер драматургического конфликта.

Народ и революция, мещанство и революция в ʼʼокуровском циклеʼʼ (ʼʼГородок Окуровʼʼ, ʼʼЖизнь Матвея Кожемякинаʼʼ).

ʼʼРусские сказкиʼʼ, ʼʼПо Русиʼʼ, ʼʼСказки об Италииʼʼ. Образ родины и народа. Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов. Новый характер горьковской романтики и сатиры.

Автобиографические повести ʼʼДетствоʼʼ, ʼʼВ людяхʼʼ. Эстетические и нравственные искания человека из народа. Автобиографический жанр в русской литературе XIX века и повести Горького. Повести Горького и автобиографические произведения его современников (В. Короленко, Н. Гарина-Михайловского).

Многообразие стилевых форм реализма М. Горького 1910-х гᴦ. Роль романтического пафоса в реализме прозы Горького.

Горький в годы Февральской и Октябрьской революций. Работа в газете ʼʼНовая жизньʼʼ.

ʼʼНесвоевременные мыслиʼʼ: неприятие насилия в революции; нрав­ственность и политика; культура и революция; свобода слова, историче­ская и информационная правда. Несогласие с ʼʼанархо-коммунистами и фантазерами из Смольногоʼʼ, неприятие ʼʼопытаʼʼ над русским народом. ʼʼНесвоевременные мыслиʼʼ - опыт национальной самокритики. ʼʼНе­своевременные мыслиʼʼ и статья 1915 ᴦ. ʼʼДве душиʼʼ: Восток и Запад в русской психике.

Творчество Горького советской эпохи. Традиции Горького в совет­ской литературе, его роль в русском и мировом литературном процессе.

3. Литература 1910-х годов.

Приход в литературу писателœей-реалистов нового поколения - А. Толстого, М. Пришвина, К. Тренева, С. Сергеева-Ценского. Обличение в их творчестве ʼʼвсяческого крепост­ничестваʼʼ в общественной и духовной жизни. Тяготение к естественной ʼʼживойʼʼ жизни. Неприятие упадочных настроений в жизни и в искусстве.

Интерес к ʼʼвещному мируʼʼ и одновременно - устремленность к философским обобщениям, своеобразный ʼʼфилософский лиризмʼʼ.

Споры в критике о неореализме. Дискуссии о художественном на­следстве, об отношениях классического реализма и искусства нового времени, об отношениях эпического и лирического начал в художественном произведении, о роли авторской субъективности.

А. Н. ТОЛСТОЙ (1883-1945)

Начало творческого пути. Ранние стихи. Влияние идей и поэтики символистов. Книга ʼʼЗа синими рекамиʼʼ. Мотивы русской и славянской мифологии. Ориентация на традицию устной народной и классической русской поэзии. Проза Толстого. Книга ʼʼСорочьи сказкиʼʼ. Стремление понять ʼʼпервоосновы жизниʼʼ. Характер поэтической условности Толстого. Цикл рассказов ʼʼЗаволжьеʼʼ, романы ʼʼЧудакиʼʼ, ʼʼХромой баринʼʼ - об эпигонах дворянского мира, ʼʼчудаках красочных и нелœепыхʼʼ. Изображение Толстым их жизни как комедии завершающейся истории русского дворянства. Черты реалистического стиля писателя: историческая достоверность персонажей, их неотделимость от ʼʼвещного бытаʼʼ окружающей среды. Освоение сатирических гоголевских традиций в описании характеров героев. Идея искупительного страдания в творчестве А. Толстого и традиции Достоевского. Первые пьесы (ʼʼКасаткаʼʼ, ʼʼНечистая силаʼʼ), их проблематика, художественное своеобразие.

Негативное восприятие Октябрьской революции (ʼʼураган крови и ужасаʼʼ). Исторические аналогии и исторические темы в творчестве писателя. Пьеса ʼʼСмерть Дантонаʼʼ (1918). Проблема революционного террора. Утверждение ненужности кровопролития и отрицание всякого насилия над человеком. Тема исторического прошлого России и современности. Проблема отношений русской истории и русского национального характера (ʼʼНаваждениеʼʼ, ʼʼДень Петраʼʼ, ʼʼПовесть смутного времениʼʼ). Эмиграция.

4. ʼʼНовокрестьянскаяʼʼ поэзия 1910-х годов.

Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Н. Клюев и ʼʼЦех поэтовʼʼ.

Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в ранней лирике крестьянских поэтов. С. Есенин и Н. Клюев в ʼʼскифствеʼʼ.

Крестьянство в философских и политических воззрениях русских символистов. Философские искания ʼʼсеребряного векаʼʼ и русское сектантство. Ницше и крестьянство. Карлейль и крестьянство. Эсеры и крестьянство. Мифологическая школа и крестьянская культура.

Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов.

С. А. Есенин (1895-1925)

Философские воззрения молодого Есенина, еретическое восприятие Христа͵ концепция ʼʼодной душиʼʼ (письма к Г. Панфилову).

Поэзия периода ʼʼРадуницыʼʼ. Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна.

Раздвоенность лирического героя Есенина - кроткого пастуха и мятежника.

Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Проблема датировок ранней лирики.

Роль Н. Клюева и Иванова-Разумника в мировоззренческих исканиях поэта. Метафизическое восприятие русских революций, религиозно-революционная утопия Есенина.

Н. А. Клюев (1884-1937)

Книги стихов ʼʼСосœен перезвонʼʼ и ʼʼБратские песниʼʼ. Православные мотивы в лирике Клюева. Клюев и голгофское христианство. Мироощу­щение Клюева в контексте старообрядчества и хлыстовства. Письма Клюева к Блоку; их мотивы, цитаты из писем в блоковских текстах (ста­тьи, ʼʼПесня Судьбыʼʼ и др.). Брюсов и Клюев. Гумилев о Клюеве. Клюев и ʼʼскифствоʼʼ.

Мифотворчество Клюева. Метафора в его поэзии.

Различия в поэтике Н. Клюева и С. Есенина, Н. Клюева и С. Клычкова. А. Белый о поэтике Н. Клюева (ʼʼЖезл Ааронаʼʼ). Метафизическое восприятие Октябрьской революции и скорое разочарование в ней (ʼʼПеснословʼʼ, ʼʼМедный Китʼʼ, ʼʼЧетвертый Римʼʼ, ʼʼЛьвиный хлебʼʼ, ʼʼМать Суб­ботаʼʼ). Родовая культура в стихах Клюева, тема противостояния Комму­ны и Матери Руси. Мифологический образ Ленина-Льва. Мотив крови. Клюев как выразитель ʼʼизбыточногоʼʼ, ʼʼэгоистичногоʼʼ мужика в оценках Л. Троцкого.

С. А. Клычков (1889-1937)

Символистское мироощущение и образность в поэзии периода ʼʼПе­сенʼʼ и ʼʼПотаенного садаʼʼ. Крестьянская культура в темах и поэтике ран­него С. Клычкова. Христианство и язычество. Мифотворчество Клычкова и фольклорная традиция. Славянский образ России в творчестве Клычко­ва и Россия как Белая Индия в трактовке Клюева, отношение Н. Гумилева к этим взглядам.

Драматизм в интимной лирике периода ʼʼДомашних песенʼʼ. Философские темы в поэзии 1920-х гᴦ. Дуализм. Эсхатологическое мироощущение поэта.

5. Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы.

Книги рабочих поэтов ʼʼНаши песниʼʼ (1913-1914). Стихи Демьяна Бедного, В. Александров­ского, А. Поморского, А. Гастева, И. Садофьева и др.
Размещено на реф.рф
Появление в рабочей поэзии 10-х гᴦ. собирательного образа народа и героической личности протестанта͵ борца. Сочетание политической сатиры и романтического пафоса - характерный стилевой признак стихов поэтов. Жанры рабочей поэзии: басня, сатирический фельетон, пародия, эпиграмма, пейзажная и любовная лирика. Традиции лирической поэзии XIX века.

Творчество Демьяна Бедного (Е. А. Придворова - 1883-1945). Д. Бедный - сатирик. Басни Бедного. Повесть ʼʼПро землю, про волю, про рабочую долюʼʼ - итоговое произведение дореволюционного творчества поэта.

6. Формирование в 1910 годы новых черт русской сатирической журналистики.

Журналы ʼʼСатириконʼʼ и ʼʼНовый Сатириконʼʼ - как новое направление в развитии русской сатирической литературы начала века. Новые тенденции и традиции русской демократической сатиры XIX века. ʼʼСатириконцыʼʼ и европейская сатирическая журналистика.

Писатели - ʼʼсатириконцыʼʼ: Саша Черный, Тэффи, А. Аверченко.

А. Т. Аверченко (1881-1925)

Аверченко в ʼʼСатириконеʼʼ и ʼʼНовом Сатириконеʼʼ. Сборники рассказов ʼʼВеселые устрицыʼʼ, ʼʼКруги по водеʼʼ, ʼʼСорные травыʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Темы сатир Аверченко (городской быт, жизнь российского обывателя, ʼʼновыеʼʼ течения в русском искусстве и литературе). Установка на ʼʼсозерцатель­ностьʼʼ сатиры. Положительный идеал сатир писателя - ʼʼцелительный смехʼʼ. Падение социальной остроты сатир Аверченко в годы войны.

Восторженное отношение к Февральской революции. Неприятие Октябрьской революции. Эмиграция.

Тэффи (Н. А. Бучинская - 1872-1952)

Творчество 1900-х гᴦ. Сборник стихов ʼʼСемь огнейʼʼ. Влияние символистской поэзии. Ранняя проза. Сборники 10-х гᴦ. ʼʼЮмористические рассказыʼʼ, ʼʼНеживой зверьʼʼ. Рассказы о русской жизни эпохи реакции. Тема маленького человека. Восприятие жизни как карусели, закрученной некими злыми силами.

Традиции Чехова в ее творчестве. Тэффи и революция. Неприятие ʼʼправдыʼʼ ни одной из борющихся сил. Эмиграция.

Саша Черный (А. М. Гликберг - 1880-1932)

Работа в сатирических журналах времени первой революции. Сатириконские стихи. Сборники ʼʼСатирыʼʼ и ʼʼСатиры и лирикаʼʼ. Критика идеалов русского обывателя, ренегатствующей интеллигенции, отрекшей­ся от ʼʼзаветовʼʼ, упадочных настроений в современной литературе и ис­кусстве. Переводческая работа Черного (переводы Гейне, Гамсуна и др.).

Богатство ритма. Своеобразная разговорная лексика, ʼʼразработан­ный стихʼʼ (Гумилев) как особенности поэзии Саши Черного. Саша Чер­ный на фронте в годы войны. Эмиграция.

1. Формирование первых модернистских течений в литературе и в изобразительном искусстве. Утверждение новой концепции художест­венного произведения. Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, проникновения через внешнюю оболочку в истинную суть явлений. Попытки возрождения в искусстве мифологического мышления.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гᴦ. и младосимволизм (символисты 1900-х гᴦ.).

Роль философии и поэзии Вл.Соловьева в формировании философ­ских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного пости­жения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гᴦ. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов - как литературной школе. Религиозно-философские ʼʼСобра­нияʼʼ и их роль в формировании ʼʼнового религиозного сознанияʼʼ. Роль Мережковского в ʼʼСобранияхʼʼ.

Журнал ʼʼМир Искусстваʼʼ (1899-1904) как первое объединœение худож­ников и писателœей ʼʼновыхʼʼ направлений. Проблема художественного инди­видуализма, автономии искусства, красоты как вечной и главной проблемы художественного творчества. Писатели и философы в журнале (Д. Филосо­фов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов).

Программное оформление символизма как художественного течения в 1900 гᴦ. Роль в данном журнала ʼʼВесыʼʼ и его редактора В. Брюсова.

Традиции Ф. Тютчева, А. Фета͵ русской предсимволистской поэзии (К. Фофанова, К. Случевского) в формировании поэтической системы русских символистов.

Символизм и И.Анненский. Творчество И.Анненского. Книги стихов ʼʼТихие песниʼʼ и ʼʼКипарисовый ларецʼʼ. И.Анненский-драматурᴦ. Роль античной мифологии в его драматургии. Анненский - литературный критик.

ʼʼКниги отраженийʼʼ - образцы русской импрессионистической критики.

И. Анненский и А. Блок. И. Анненский и А. Ахматова. И. Анненский

и Б. Пастернак.

Русский символизм в контексте мирового литературного развития. Русский символизм и творчество французских и немецких поэтов - символистов.

2. ʼʼСтаршиеʼʼ символисты

Д. С. Мережковский (1865-1941)

Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Мережковского 1880-х гᴦ., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Неоднозначность образа лирического героя мрачного романтика, отчаявшегося скептика и мечтателя. Влияние поэзии С. Надсона. Мотивы гражданской поэзии 1880-х гᴦ.

Обоснование Мережковским нового символистского искусства в книге ʼʼО причинах упадка и о новых течениях современной русской литературыʼʼ. Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности) и русская классическая литература.

Мережковский в ʼʼСеверном вестникеʼʼ и ʼʼМире искусстваʼʼ. Религиозные воззрения Мережковского в работе ʼʼЛев Толстой и Достоевскийʼʼ. Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.

Религиозно-философские собрания. Мережковский и ʼʼНовый Путьʼʼ. Идея единой и всœелœенской Церкви в мировоззрениях В. Соловьева и Д. Мережковского. Мережковский и Розанов; Мережковский о своих разногласиях с Розановым в открытом письме Н. Бердяеву ʼʼО новом религиозном действииʼʼ. Разногласия между Д. Мережковским и группой С. Булгакова.

Трилогия ʼʼХристос и Антихристʼʼ. Философия истории Мережковского, ее метафизическое содержание. Решение вопроса о соотношении правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр.
Размещено на реф.рф
Мотив царской крови (ʼʼАнтихрист. Петр и Алексейʼʼ).

Метафизическое восприятие первой русской революции. ʼʼГрядущий Хамʼʼ. Три лика Хама. Спор Мережковского с покойным К. Леонтьевым (ʼʼСтрашное дитяʼʼ). Расцвет философской публицистики в России, книги Мережковского ʼʼНе мир, но меч. К будущей критике христианстваʼʼ, ʼʼВ тихом омутеʼʼ, ʼʼБольная Россияʼʼ. Д. Мережковский и Г. Плеханов.

Участие Мережковского в религиозно-философском обществе Н. Бердяева. Их религиозные разногласия.

Драматургия Мережковского (ʼʼПавел Iʼʼ, ʼʼБудет радостьʼʼ).

Трилогия ʼʼЗверь из Бездныʼʼ: ʼʼПавел Iʼʼ, ʼʼАлександр Iʼʼ, ʼʼ14 декабряʼʼ. Антихрист и власть. Зверь, правящий именем Бога. Мотив напрасной крови в ʼʼ14 декабряʼʼ. Мотив единœения Христа и вольности.

Литературно-критические работы Мережковского-неохристианина. Мережковский и Горький.

Отрицание ʼʼОктябряʼʼ как пришествия Антихриста. Эмиграция.

В. Я. Брюсов (1873-1924)

Творчество Брюсова 1890-х гᴦ. Декадентские мотивы в сборниках ʼʼРусские символистыʼʼ. Программный характер сборников. Книги стихов ʼʼChefs d oeuvreʼʼ (ʼʼШедеврыʼʼ), ʼʼMe eum esseʼʼ (ʼʼЭто - яʼʼ). Романтиче­ский субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Вердена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки об­новления метрики русского стиха.

Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 годы. Брюсов - органи­затор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов ʼʼВесыʼʼ (1904-1909). Книги стихов ʼʼTertia Vigiliaʼʼ (ʼʼТретья стражаʼʼ), ʼʼUrbi et orbiʼʼ (ʼʼГороду и мируʼʼ), ʼʼStephanosʼʼ (ʼʼВенокʼʼ). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, совре­менности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории. Фантастика Брюсова. Урба­нистическая поэзия. Брюсов и Э. Верхарн. Жанры и стиль урбанистической поэзии Брюсова. Брюсов и городская лирика А. Блока.

Брюсов и революция 1905 года. Представление о крушении культуры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова.

Нормативность брюсовской поэтики 1910-х годов. Ориентация на классические традиции.

Брюсов - прозаик. Жанры его малой прозы. Влияние на нее новелл Э.По, С. Пшибышевского. Попытка Брюсова совместить декадентски заостренное содержание новелл и формы классической русской новелли­стики XIX в. Исторические романы Брюсова. Брюсовская концепция исторического развития человеческой цивилизации. История и стилиза­ция истории. Романы Брюсова и Мережковского из эпохи раннего христи­анства. Различие исторической концепции. Роман ʼʼОгненный ангелʼʼ. Совмещение современного и исторического содержания. Полемика с теургической концепцией младосимволистов. Брюсов - критик и переводчик.

Послеоктябрьское творчество Брюсова. Вклад Брюсова в русскую культуру.

3. Н. Гиппиус (1869-1945)

Ранняя лирика Гиппиус. Поиски ʼʼнездешней красотыʼʼ. Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады. Тема Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского в поэзии Гиппиус (ʼʼХристуʼʼ, ʼʼЗа Дьявола Тебя молю...ʼʼ, ʼʼПредсмертная исповедь христианинаʼʼ и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения Гиппиус. Проблема любящего Бога и человеческих страданий в поэзии Гиппиус.

Сборники рассказов, романы ʼʼЧертова куклаʼʼ, ʼʼРоман-царевичʼʼ. Традиции Достоевского. Драматургия. Критические работы Гиппиус (А. Крайнего).

В. Злобин (ʼʼТяжелая душаʼʼ) о еретизме 3. Гиппиус. Хлыстовские мотивы в рассказе ʼʼСокатилʼʼ.

Мотивы оправдания антихриста. Стихотворение 3. Гиппиус ʼʼГризельдаʼʼ и ʼʼОгненный Ангелʼʼ В. Брюсова. С. Маковский (ʼʼНа Парнасе Серебряного векаʼʼ) о трактовке сатаны в прозе Гиппиус (ʼʼΟʜᴎ похожиʼʼ, ʼʼОн-белыйʼʼ).

Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти. С. Маковский об

Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века" 2017, 2018.