Народ лакцы численность и место проживания. Кто это - лачка? Национальность лакцы, история народа, численность, традиции и обычаи. После распада ссср

Сериал «Ох уж, эти странные …»
Особенности шести наций Дагестана. Попытка выделить не похожие на других привычки и отличия.

Сами себя они называют «лак», но другие дагестанцы с ними не согласны и каждый называет их по-своему. Даргинцы их называют «булеги» или «булеччи», аварцы их называют «тумал», лезгины их зовут «яхулви», грузины — «леки». Несмотря на приписываемую им хитрость, лакцы еще ни разу не были у власти в Дагестане (три часа захвата Белого дома не считаются). Сейчас самые сильные лакцы как и во времена Хачилаевых, все в оппозиции. Амучи, Ризван Курбанов, Гадис Гаджиев, Артур Исрапилов, Айгун Халидович и др. Так и остаются не у дел. Хоть разок в истории понюхать власть им не дают. У лакцев самая низкая в Дагестане рождаемость. Поэтому их меньше всех. Осталось около 125 тысяч. Живут в трех районах в Лакском, Кулинском и Новолакском. У этого народа сейчас не самое лучшее время в истории, проблемы с переселением. Лакцы встречаются везде, есть они в Дахадаевском, Ахтынском, Акушинском, Чародинском и даже в далеком Рутульском районах. Есть села Верхний Катрух, говорят на лакском языке, а нижний Катрух говорит на азербайджанском языке. Неизвестно, что заставило их там поселиться и что их заставило язык поменять. Есть лакцы и в Африке. Кумухец Гаджи был возведен в ранг начальника монетного двора императора Абиссинии (так тогда именовали Эфиопию) Менелика II, Один из братьев Ханапи впоследствии был министром финансов Эфиопии, а его сын стал легендарным героем этой страны и вошел в историю как генерал Насибу.
Земли в Дагестане имеют очень скудные. Лакцев они не прокармливают. Много лакцев живет в Средней Азии, известен один лакец, который в там школе преподавал «английский язык». При проверке районо выяснилось, что узбекские дети прекрасно разговаривали по-лакски! Лакцы имеют собственный хинкал — лакский.
Самая нейтральная нация Дагестана. С лакцами уживаются все. Поэтому в бурные 90-е лакцев полегло меньше всех.
Единственный народ, который имеет национального героя женщину. Это Парту Патима. Воевала против татаро-монголов Тамерлана. Ей лакцы поставили памятник. Чуть ранее имама Шамиля против царя воевал 35 лет со своими сыновьями лакец Сурхай-Чолак. Три раза заключал мир с русскими, но опять бунтовал. Лакец шейх Джамалутдин был тестем имама Шамиля и его учителем.
Раньше лакцы были лудильщиками, эксклюзивно занимались починкой медной посуды. Бывшие къалайчи сейчас себя называют металлургами. В свое время балхарские гончары обеспечивали посудой большую часть Дагестана. Шовкринцы продавали самые лучшие в Дагестане сапоги «мачуйте», из Цовкра вышли самые знаменитые канатоходцы мира, которые покорили Италию, Францию, Англию — почти весь мир. Сейчас есть верятность, что лакская обувь повторит путь знаменитых пехлеванов. Обувные монополисты.
Лакцы удивительно мелодичная нация. Прямо сейчас у них жива могучая кучка композиторов Ширвани Чалаев, Мурад Кажлаев и Мазагиб Шарипов. Есть оранжировщики, к которым ходят почти все певцы других наций. Лакцы подарили миру самого умного из всех, писателя Эффенди Капиева. Писал философские записки. У них есть свой космонавт. Есть национальный герой Муслим Даххаев. В 1999 году отличился. Своя знаменитая певица Лариса Гаджиева, свой театр, который снимает угол в Русском театре.
Лачки очень красивы, белокожи и полногруды. Жениться на лачке редкая удача, потому что их в раннем возрасте разбирают сами лакские парни. Лачки еще и горды, как вторая жена ни за что не пойдут.
Лакцы хотя малочисленная, но очень весомая нация для Дагестана.
У них ученых больше всего. Но нет ни одного ректора вуза. Есть один меценат Омари Калаев, где-то кухни выпускает, на вырученные деньги фестиваль «Шунудаг» организует. У других наций такого спонсора культуры нет. Есть свой шахматный гроссмейстер. Ни один дагестанец у него выиграть не может.
Лакцы не взяточники. Если занимают доходное место, то обыгрывают само место своими мозгами, но с людей взяток не берут. Взятки берут лачки.
Вот таковы они, эти странные ЛАКЦЫ…

Лакцы

Лакцы исторически представлены в центральной горной части Дагестана в современном Лакском, Кулинском районах (они составляют там более 90 % населения), а также в Новолакском районе (48 % населения), куда были депортированы в 1944 году. Сельское население лакцев проживает также в Акушинском (5 %), Рутульском (5 %) и Кизлярском (3 %) районах. После образования районов часть лакцев оказалась в составе Чародинского (сс. Шали, Арчи), Рутульского (сс. Аракул, Верхний Катрух, Нижний Катрух), Аршинского (сс. Балхар, Уручул, Цалахан, Хули) районов. Лакские селения Шадни и Буршимака (совр. Ениаул) находятся соответственно в Дахадаевском и Магарамкентском районах. Подавляющее большинство лакцев живет в городах Дагестана, а также РФ, СНГ. В Махачкале они составляют 12 %, Каспийске - 14 %, Буйнакске и Кизилюрте около 8 % населения. Небольшое число лакцев проживает в городах Турции и Ближнего Востока. По данным 2001 года, общее количество лакцев составляет около 120 тысяч человек, из них в Дагестане около 105 тысяч, или 5 % от всего населения.

Самоназвание лакцев - лак, что нашло отражение в греч. лег, грузинском лэки и армянском лак. Свою страну они называют Лакку кIану, букв. “Лакское место”, Лакку билаят - Лакская страна. Аварцы называют лакцев гъазигъумек, даргинцы - булеги, лезгины - яхул, кумыки и северокавказские народы - къазикъумукъ (гъазигьумук).

Лакцы имеют богатый фольклор, представленный во всех его жанрах, оригинальную народную музыку. Письменность на арабской графической основе начала складываться еще в XV в.; первые письменные памятники относятся к XVI-XVIII вв.

Литературный язык (в обеих его разновидностях) сложился в XVIII в. на основе речи жителей селения Кумух, который был политическим, торгово-экономическим и культурным центром лакского народа.

Лакская литература богата своей поэзией, прозой, драматургией. С 1935 года функционирует государственный драматический театр. В последние десятилетия активно развивается профессиональная музыкальная культура, получившая международное признание.

Представляя какой-либо народ читателям, обычно принято рассказывать о его истории. Хотя история лакцев систематически и полностью не изучена и не описана, однако и то, что достоверно известно по источникам и отдельным исследованиям, дает основание думать, что у этого народа была богатая, насыщенная крупными событиями история.

Если бы не ограниченность журнальной статьи, следовало бы в первую очередь рассказать о лакских государственных образованиях (Гумике, Казикумухском шамхальстве, Казикумухском ханстве), о знаменитых в свое время феодальных владениях, сыгравших большую роль в истории Лакии и ее народа, Дагестана и в целом Кавказа, о роли и месте лакцев и их Сурхай-хана I Чолака, его сыновей в антииранских освободительных войнах, продолжавшихся более 35 лет, о знаменитом сражении, завершившемся полным разгромом армии Надир-шаха, о многолетней героической борьбе против русской колониальной экспансии, о восстании 1877 года; нельзя было бы не сказать о том, что лакцы одними из первых на Кавказе приняли ислам, и о том, что приобщение к арабо-мусульманской культуре было поворотным событием в истории духовной культуры лакского народа и выявило из лакской среды плеяду крупных ученых, в том числе таких как Али Каяев. Слишком много места занял бы рассказ об огромном значении присоединения Дагестана и Лакии к Российскому государству, о его во многом противоречивых, но в целом прогрессивных последствиях. Особо следовало бы выделить славные страницы участия лакского народа в борьбе за установление советской власти; имена выдающихся революционеров, государственных деятелей Саида Габиева, Гаруна Саидова; всенародный подъем в период советского строительства. Невозможно было бы не сказать особо о всенародном участии лакцев в Великой Отечественной войне, об их беспрецедентном патриотическом подъеме и героическом подвиге на полях сражений, в партизанских отрядах, о целой плеяде Героев Советского Союза, героев Италии, французского Сопротивления, о тех, кто еще в сорок первом бомбил Берлин, о кавалерах орденов Ленина, Боевого Красного Знамени, о сбежавших на фронт старшеклассниках Кумухской средней школы и о том, что Лакский район четыре года подряд получал Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, что награжденных орденами и медалями за трудовой подвиг и помощь фронту в Лакском районе было во много раз больше, чем в других районах республики. Разумеется, нельзя было бы не сказать об ученых, инженерах, архитекторах, летчиках, академиках, лауреатах Государственных премий, художниках, композиторах, спортсменах и многих других, имена которых известны в стране и мире.

Говоря о лакцах, непременно нужно было бы рассказать об их жизни сегодня, о больших и малых проблемах, национальном самочувствии и морально-психологическом климате современного лакского общества. Но, к сожалению, в одной статье обо всем этом даже пунктирно невозможно означить.

Но если все же нужно привлечь внимание читателя и если в этом смысле необходимо выделить наиболее исключительное у этого народа, нам представляется, что нужно сказать о главной проблеме - лакском этносе. Сегодня лакский народ, судя по принятым в социологии и социолингвистике измерениям, приходится причислить к умирающему народу (этносу). Это видно, во-первых, по признанным в науке демографическим показателям. Приведем наиболее яркие из них. У лакцев самый низкий процент прироста населения среди всех народов Дагестана, см.: по сравнению с 1970 годом прирост в 1979 году составлял 116,3%, а по сравнению с 1979 годом в 1989 году -115% (ср., например, у аварцев соответственно -122 и 119, 8; у даргинцев -124,2 и 119; у табасаранцев -136,7 и 134,7). Самая низкая рождаемость опять-таки у лакцев. Например, в 1989 г. в Лакском районе на 1000 человек - 18,9, в Советском районе - 28,5, Ахвахском -40,2, Гунибском - 30,1. Или: если по республике рождаемость детей за 1989 г. увеличилась на 23%, то в Лакском районе всего на 10,5%. По проценту смертности за тот же период ведущие места принадлежат Лакскому и Кулинскому районам. В целом у лакского населения должна быть крайне низкая рождаемость, т.к. около 70% лакцев являются горожанами.

Предположим, но только теоретически, что ситуация с рождаемостью и соотношение “рождаемость - смертность” может измениться в положительную сторону, хотя практически трудно в это поверить, ведь количество лакцев-горожан поступательно увеличивается, в том числе за счет тех же выходцев из сельских районов. Но тем не менее! Если окончательная “демографическая смерть” лакцам в ближайшее время непосредственно не угрожает или не так ярко это видно, то этнонациональная или национально-культурная деградация реально угрожает подавляющей части лакского народа, что, в свою очередь, прямо и косвенно не может не отразиться на лакском этносе в целом.

Сразу же отметим, что речь идет о лакцах-горожанах.

Нет необходимости конкретными социологическими (хотя такие исследования проводились этнографами, лингвистами и др.) и социолингвистическими исследованиями доказывать, что лакцы-горожане в третьем поколении практически не владеют лакским языком, а те, кто заявляет, что знает язык, или те, о которых родители говорят, что их дети знают родной язык, в лучшем случае могут изъясняться ситуативно по острой необходимости. Также не нужно доказывать, что сегодня, за исключением тех, кто в свое время учился в сельской национальной школе, не умеют читать и писать на лакском. языке. Значит, через 30-40 лет в городах читать и писать на родном языке будут уметь опять-таки только прибывшие из сельской местности. Таким образом, в ближайшие десятилетия больше 80% наиболее социально активных представителей народа, которых принято называть образно цветом нации, не будут владеть лакским языком. Эта часть народа, в среде которой должна была бы развиваться национальная культура, традиции, литературный язык, создаваться литература и т. д., сама будет оторвана от национально-этнической почвы и родной культуры.

Да, этнонациональная деградация в той или иной степени угрожает и горожанам других национальностей. Но все дело в том, что если такая опасность грозит, скажем, только 30,8 % аварцев (речь идет о количестве городского населения), 31,5% даргинцев, 33,1% табасаранцев, 47% кумыков, то у лакцев 63%. К тому же нужно принять во внимание и то, что лакцы, живущие за пределами Дагестана и РФ, - в абсолютном большинстве горожане.

Картина не будет полной, если не обратить внимания и на такие данные: за период 1979-1989 гг. население Лакского района уменьшилось на 2700 чел., а в последние десять лет ежегодно выезжает в города в среднем 300 человек. Лакцы занимают ведущее место среди народов Дагестана и по темпам смены родного языка и этноязыковой деградации: процент признающих язык своей национальности родным языком (независимо от его знания или степени знания) у лакцев самый низкий - 97,7 (у аварцев - 98,2, даргинцев - 98,8, кумыков - 99 и др.). По данным 1989 г., каждый 77-й лакец родным языком признал русский язык, у аварцев - только каждый 176-й, у кумыков - каждый 162-й, у даргинцев - каждый 196-й.

Если даже предположить, что количество лакцев в обоих лакских районах сохранится на таком же уровне, как сегодня (около 20 тыс. чел.), риторический вопрос: “Что это за нация, у которой подавляющая и наиболее образованная часть населения не знает своего языка?” перестает быть образным и смешным, он звучит зловеще. Это усугубляется и тем, что языковое обрусение лакцев и их практическая национально-культурная деградация происходят и будут происходить по объективным причинам. В своей первопричине этот процесс объясняется скудностью лакской земли, он обусловлен особенностями сегодняшней действительности, особенностями политико-административного и государственного устройства Республики Дагестан (они были заложены еще в 1920 году при образовании ДАССР). Хуже всего то, что практически - даже при очень большом желании - уже ничего невозможно изменить (в самом деле, не будем же создавать “национальные города”, в том числе “лакский город” с самодостаточным “лакским государством”).

В принципе, ничего страшного нет в том, если сто тысяч лакцев сменят родной язык, ассимилируются и станут частью русской нации. В истории аналогичных примеров много. Но дело в том, что эти сто тысяч лакцев не станут и русскими, они не станут и аварцами, лезгинами или кумыками. Объективные условия Дагестана и дагестанских городов “не позволят” этого. Но кем они станут? Одно можно определенно сказать: они будут считать себя лакцами. Мы будем иметь по сути некую этнонационально-безликую массу без собственного языка, культуры и традиций, аналогии которой невозможно найти ни в современной истории, ни в прошлом. Но как они будут себя вести, какое место они будут занимать в сообществе народов Дагестана - трудно прогнозировать, потому что не с кем и не с чем сопоставить и аналогии не было в истории.

В создавшейся ситуации единственное, что возможно сделать для продления этнокультурной жизни лакского народа, - это найти пути сохранения сельского населения в лакских районах. Для этого, видимо, потребуется вмешательство государства на федеративном уровне. В противном случае существующее столетиями межнациональное и хозяйственно-экономическое равновесие в дагестанском регионе будет нарушено, а это не в интересах республики и ее народов.

ЛАКЦЫ - на-род в Рос-сии.

Жи-вут в основном в центральной час-ти на-гор-но-го Да-ге-ста-на (Лак-ский и Ку-лин-ский районы, несколько сёл - на за-па-де Аку-шин-ско-го, на юго-за-па-де Да-ха-да-ев-ско-го, на се-ве-ре Ру-туль-ско-го и на вос-то-ке Ча-родин-ско-го районов), часть - на рав-ни-не (в основном Но-во-лак-ский район), в Ма-хач-ка-ле, Кас-пий-ске, Ха-са-вюр-те и др. го-ро-дах. Чис-лен-ность 156,5 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись), из них в Да-ге-ста-не на-счи-тыва-ет-ся 139,7 тысяч человек, в Став-ро-поль-ском крае - 2,5 тысячи человек, в Ка-бар-ди-но-Бал-ка-рии - 1,8 тысяч человек, в Мо-ск-ве - 1,8 тысяч человек. Жи-вут так-же в Уз-бе-ки-стане (3,9 тысяч человек), Турк-ме-нии (3,8 тысяч человек), Тад-жи-ки-ста-не (1,8 тысяч человек), Азер-бай-джа-не (1,4 тысяч человек) и др. Об-щая чис-лен-ность 167 тысяч человек (2008 год, оцен-ка). Го-во-рят на лак-ском язы-ке. 94,2% вла-де-ют русским язы-ком. Лакцы - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ша-фи-ит-ско-го маз-ха-ба.

Лакцы -ко-рен-ные жи-те-ли Да-ге-ста-на. Вхо-ди-ли в Ка-зи-ку-мух-ское хан-ст-во (шам-халь-ст-во). Се-ло Ку-мух (Гу-мик) из-ве-ст-но по арабским ис-точ-ни-кам с I-го тысячелетия н. э. При-сое-ди-нён-ное к Рос-сии хан-ст-во бы-ло пре-об-ра-зо-ва-но в 1860 году в Ка-зи-ку-мух-ский округ Да-ге-стан-ской области, с 1922 года Лак-ский округ, с 1928 года - кан-тон, с 1929 года - рай-он в со-ста-ве Да-ге-стан-ской АССР, по-де-лён-ный в 1935 году на Лак-ский и Ку-лин-ский районы. В 1944 году часть лакцы бы-ла пе-ре-се-ле-на на рав-ни-ну, на зем-ли де-пор-ти-ро-ван-ных че-чен-цев.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для да-ге-стан-ских на-ро-дов. Основные за-ня-тия - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во и па-шен-ное зем-ле-де-лие на гор-ных скло-нах и тер-ра-сах (пше-ни-ца, рожь, яч-мень, про-со и бо-бо-вые; с конца XIX века - ку-ку-ру-за и кар-то-фель, с начала XX века - са-до-вые и ого-род-ные куль-ту-ры). Пре-об-ла-да-ло трёх-по-лье, тра-диционное па-хот-ное ору-дие - при-ми-тив-ный плуг (ха-рас). Бы-ло раз-ви-то от-ход-ни-че-ст-во.

Тра-диционные ре-мёс-ла - сук-но-де-лие, из-го-тов-ле-ние вой-ло-ка, па-ла-сов, ме-тал-лической по-су-ды (сё-ла Ку-мух, Уб-ра и др.), юве-лир-ное де-ло (село Ку-мух), гон-чар-ст-во (смотрите Бал-хар-ская ке-ра-ми-ка), зо-ло-тое и се-реб-ря-ное ши-тьё (сё-ла Ку-мух и Бал-хар), шор-ное (село Ун-чу-катль) и са-пож-ное (село Шов-кра) де-ло, об-ра-бот-ка кам-ня (село Уб-ра); село Кая сла-ви-лось тор-гов-ца-ми, село Ку-ма - кон-ди-те-ра-ми, село Цов-кра - ак-ро-ба-та-ми и т. д.

Осо-бен-ность лак-ско-го жи-ли-ща - обог-ре-вае-мая гли-но-бит-ная ле-жан-ка ти-па ка-на. Тра-диционная муж-ская оде-ж-да - шта-ны, ту-ни-ко-об-раз-ная ру-ба-ха, беш-мет (кур-ту), чер-ке-ска (чу-ха); жен-ская - ту-ни-ко-об-раз-ная, по-дотк-ну-тая с бо-ков ру-ба-ха (гу-ха) и уз-кие шта-ны, с конца XIX века рас-про-стра-ня-ют-ся пла-тья (буз-ма, гу-ха) - рас-паш-ные от-рез-ные в та-лии с пря-мой или расклё-шен-ной юб-кой, ре-же - с за-кры-тым ли-фом (по-лу-ша) или со встав-кой спе-ре-ди; чух-та - меш-ко-об-раз-ная, на юге - с чеп-цом и ме-шоч-ком, у вих-лин-цев - с чеп-цом, ме-шоч-ком и длин-ным по-лот-ни-щем из бе-лой бя-зи (бак-ба-ху). Верх-няя оде-ж-да - вой-лоч-ные бур-ка, ту-ни-ко-об-раз-ный каф-тан (ка-ва-лей).

Хлеб вы-пе-кал-ся в пе-чи ти-па тан-ды-ра. Тра-диционный на-пи-ток лакцы - бу-за (ду-кра гян), в тор-жественных слу-ча-ях - ме-до-вая бра-га (мач-ча). На празд-ни-ки го-то-ви-ли хин-кал (арен гав-кку-ри) и ва-ре-ни-ки с на-чин-кой из оре-хов и изю-ма. На Но-уруз го-то-ви-ли ка-шу из пше-нич-ной кру-пы с кис-лым мо-ло-ком и чес-но-ком (ку-рун-ку-са, кат-та та-ту), вы-пе-ка-ли хлеб-цы из сдоб-но-го тес-та в фор-ме че-ло-ве-ка или жи-вот-ных (бар-та, абар-та); в день празд-ни-ка про-во-ди-ли об-ряд пре-лом-ле-ния бар-та. Осо-бые ла-ком-ст-ва свя-за-ны со сва-деб-ным ри-туа-лом: ки-сло-слад-кая муч-ная ка-ша на со-ке аб-ри-ко-са (бу-рус-са-нуйх курч), хал-ва (ночь пе-ред свадь-бой ино-гда на-зы-ва-лась но-чью хал-вы - ба-кух-рал хху), тя-нуч-ки из мё-да с пря-но-стя-ми (кян-на), ино-гда в ви-де пти-цы (ни-цал как-ну - ме-до-вая ку-ро-пат-ка). Про-цес-сию с не-вес-той встре-ча-ли ря-же-ные, ра-зыг-ры-вав-шие шу-точ-ные те-ат-ра-ли-зованные сцен-ки, род-ня же-ни-ха ис-пол-ня-ла ста-рин-ный та-нец гир-ги-чу.

Су-ще-ст-во-ва-ли па-три-ли-ней-ные эн-до-гам-ные родственные груп-пы ти-па ту-ху-ма (са-ка, ах-лу, ля-кин), брач-ный сго-вор и вы-куп, со-слов-ное де-ле-ние, обы-чаи взаи-мо-по-мо-щи (мар-ща, ку-маг), кров-ной мес-ти и пла-ты за убий-ст-во, гос-те-при-им-ст-ва. Сель-ская об-щи-на (джа-ма-ат) управ-ля-лась со-ве-том ста-рей-шин (ху-нис-са). Си-сте-ма тер-ми-нов род-ст-ва ти-пич-на для дагестанских на-ро-дов: би-фур-ка-тив-но-ли-ней-ный прин-цип со-че-та-ет-ся с оби-ли-ем опи-са-тель-ных кон-ст-рук-ций для бо-ко-вых род-ст-вен-ни-ков; сиб-лин-ги обо-зна-ча-ют-ся од-ним тер-ми-ном с до-бав-ле-ни-ем грам-ма-тических по-ка-за-те-лей по-ла. До начала XX века со-хра-ня-лись боль-шая се-мья, эле-мен-ты до-му-суль-ман-ских ве-ро-ва-ний и куль-тов (ог-ня, зем-ли, кам-ня, же-ле-за и др.). Но-уруз (Инт Дей-ди-ху) сопро-во-ж-дал-ся пе-ре-пры-ги-ва-ни-ем че-рез ко-ст-ры, де-вичь-и-ми га-да-ния-ми. На лет-нее солн-це-стоя-ние (Гъи Дей-ди-ху) в Ку-му-хе встре-ча-ли вос-ход на свя-щен-ной го-ре Ва-ци-ла.

Уст-ное твор-че-ст-во - ге-ро-ический и ис-то-рический эпос (в т. ч. по-эма «Пар-ту Па-ти-ма» о борь-бе с Ти-му-ром), сказ-ки; во-каль-ная му-зы-ка пре-имущественно од-но-го-лос-ная (пес-ни ис-пол-ня-ют-ся в со-про-во-ж-де-нии од-но-го ин-ст-ру-мен-та или ан-самб-ля из 2-3 ин-ст-ру-мен-тов). Раз-ли-ча-ют-ся ме-ло-ди-че-ские раз-ви-тые дол-гие пес-ни ба-лай (бал-ла-ды, пес-ни эпи-че-ские, об-ря-до-вые, ко-лы-бель-ные, лю-бов-ные и др.) и ко-рот-кие бы-ст-рые - шал-ма (пес-ни шу-точ-ные, дет-ские и др.). Ин-ст-ру-мен-таль-ная тра-ди-ция пред-став-ле-на главным образом пас-ту-ше-ски-ми наи-гры-ша-ми и му-зы-кой к тан-цам. Основные музыкальные ин-ст-ру-мен-ты - зур-на зюн-нав и бу-бен ччергъ-и-лу; сре-ди др. ин-ст-ру-мен-тов: струн-ные - щип-ко-вый чу-гур, смыч-ко-вые ча-га-на и ке-ман-ча; ду-хо-вые - про-доль-ная флей-та шут-тух, языч-ко-вый ба-ла-ман-ту (с оди-нар-ной тро-стью), гар-мо-ни-ка ар-ган; двух-сто-рон-ний ба-ра-бан да-чу; ба-ян, ба-ла-лай-ка. Рас-про-стра-нён та-нец ти-па лез-гин-ки. В XIX-XX веках про-сла-ви-лись лак-ские му-сульманские учё-ные [учи-тель Ша-ми-ля шейх Джа-мал-луд-дин Ка-зи-ку-мух-ский, про-све-ти-тель Али Кая-ев (1878-1943 годы) и др.], раз-ви-ва-ет-ся ав-тор-ское твор-че-ст-во (по-эты Ма-го-мед Уб-рин-ский, Ма-го-мед-эфен-ди За-рир Ку-мух-ский, Аб-дул Ке-рим Ба-ра-тов, пе-ви-цы-им-про-ви-за-то-ры Па-ти-мат Ку-мух-ская, Ша-за Курк-лин-ская и др.). Сфор-ми-ро-ва-лась ин-тел-ли-ген-ция (по-эты М. Гад-жи-ев, М.-М. Мах-му-дов, Г. Гу-зу-нов; ком-по-зи-то-ры М. М. Каж-ла-ев, Ш. Р. Ча-ла-ев и др.).

Иллюстрации:

Лак-цы. Над-гро-бия ка-зи-ку-мух-ских шам-ха-лов. Се-ло Ку-мух.Фото Д. Ф. Мадурова. Архив БРЭ;

Лак-цы. Ули-ца се-ла Ку-мух.Фото Д. Ф. Мадурова. Архив БРЭ.

- (самоназвания лак, тумал, вулугуни, яхулви, казикумухцы) народ общей численностью 118 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 106 тыс. чел, в т.ч. Дагестан 92 тыс. чел. Язык лакский. Религиозная принадлежность верующих:… … Современная энциклопедия

- (лаки, казикумухцы), народ в Дагестане (92 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек. Язык лакский дагестанской ветви иберийско кавказских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 2 лаки (3) лачка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ев; ЛАКИ, ов; мн. Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Лакец, кца; Лак, а; м. Лачка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Лакский (см.). * * * лакцы (самоназвание лак), народ в России, в… … Энциклопедический словарь

Лаки, казикумухцы, один из коренных народов Дагестана. Основная масса живёт в горной части Дагистанской АССР (главным образом Лакский и Кулинский районы), часть на равнине Северного Дагестана (Новолакский район). Численность в… … Большая советская энциклопедия

- (самоназв. лак) народность, живущая в Даг. АССР. В прошлом были известны под именем казикумухов (по аулу Кумух). Числ. 64 т. ч. (1959). Лакский яз. относится к даг. ветви кавк. языков и включает 5 диалектов. Верующие Л. мусульмане сунниты. Л.… … Советская историческая энциклопедия

Мн. 1. Народ северокавказской этноязыковой семьи, составляющий основное население Дагестана. 2. Представители этого народа; лаки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

лакцы - л акцы, ев, ед. ч. л акец, л акца, твор. п. л акцем … Русский орфографический словарь

лакцы - ла/ки; ев см. тж. лакец, лак, лачка, лакский Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу … Словарь многих выражений

ЛАКЦЫ (лаки казикумухцы), народ в Дагестане (91,6 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек (1992). Язык лакский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Народы России , Коллектив авторов , Курс лекций для школьников по теме «Народы России». Россия – многонациональное государство. На территории России проживает более 150 различных народов. Многонациональность обусловлена… Категория: История Серия: Аудиокурсы Издатель: ИДДК , аудиокнига
  • Лакцы. История, культура, традиции , Мариян Магомедова-Чалабова , Книга «Лакцы» продолжает начатую Издательским домом «Эпоха» серию «Детям – о народах Дагестана». Она даёт возможность юным дагестанцам расширить знания о нашей республике, лучше узнать… Категория:

В сердце гор Дагестана обитает народ, известный как лакцы. Их относительно немного: по данным последней переписи населения лакцев насчитывается 140 тысяч. Язык и самобытная культура выделяет их среди сотни других национальностей Дагестана. Благодаря лакцам на территории Дагестана возникло первое правоверное мусульманское государство.

Коренные жители Дагестана

Лакский писатель Саид Габиев допускает, что происхождение лакцев – результат дробления более крупных народов, «осколки» которых, спасаясь от многочисленных набегов, уходили в горы. У арабов, в Х веке н.э. принесших на острие сабли ислам в Дагестан, упоминается для определения горцев слово «лезгин» (lakz). После арабов территорию современного Дагестана завоевали монголы и тюрки. В частности, Северная и Приморская низменности к югу от Дербента долгое время относились к Золотой Орде. А в конце XIV века появились первые упоминания о Кайтаге и Кази-Кумухе. Кайтаг состоял в основном из христиан.

Пионеры ислама

Жители Кази-Кумуха – от них берёт своё начало история лакцев – прославились как ярые поборники ислама. Лакские правители, в то время называвшиеся себя шамхалами, по преданиям были ни больше ни меньше как прямыми потомками одного из близких родственников Пророка. Они собирали дань практически со всей территории не только Дагестана, но и большей части Чечни. И только через три века уступили эти права кумыкам.

Мастера на все руки

В конце XIX – начале ХХ веков в мире бурно развивается экономика. Одними из первых среди кавказцев лакские кустари стали открывать свои мастерские не только в России, но и за границей: в США и даже в Японии. Что неудивительно. Ведь лакец – это не просто национальность, лакец – это, в первую очередь, умелец.

По вековым традициям каждый дагестанский аул славился исключительно своим ремеслом. Народные промыслы и сейчас весьма востребованы. Из поколения в поколение бережно передаются навыки и знания, полученные несколько столетий назад. Лакские изделия участвуют (и совсем небезуспешно) в международных ярмарках, и, конечно, популярны у туристов, ведь в дагестанских аулах:

– Табасаранцы создают сказочные орнаменты на коврах.

– Балхары умеют делать уникальную в своём роде посуду. По традиции этим ремеслом занимаются исключительно женщины.

– Унукульцы славятся искусными деревянными поделками, недаром их аул называется «аул поющего дерева».

– Гоцатлинцы выделывают серебро, украшая изделия из него неповторимыми по красоте узорами.

Есть еще аул канатоходцев (Цовкра), аул ювелиров (Кубачи) и даже аул… поэтов, да-да, поэтов!

Вот такой народ лакцы – ловкие, сильные, умелые и отважные. Истории известен случай, когда лакскому ювелиру удалось дослужиться до министра финансов (!) у правителя Эфиопии, а его сына, командарма Насибу Эммануэля, за заслуги в итало-абиссинском военном конфликте (1936 год) объявили национальным героем Эфиопии. Не менее знаменит и другой лакец – Герой Советского Союза лётчик-космонавт Муса Манаров.

Лакцы – яркий пример народа, которого непростое выживание на небогатой каменистой земле не сломило, а наоборот, воспитало в нём сметливость и недюжинную деловую хватку.