Мясоедов картины. Григорий григорьевич мясоедов - биография и картины. Григорий Мясоедов: страницы биографии

Три сестры в парке

Искусствоведы утверждают, что художник Григорий Мясоедов вошел в историю живописи вообще и русской живописи в частности, как один из отцов-основателей и активных деятелей передвижничества. Я с этим утверждение не согласен.

Григорий Григорьевич Мясоедов — это прежде всего художник и не просто художник, а действительно великий художник. А уже потом, если угодно, общественный деятель в области живописи. Пройдет ещё 100 лет и про передвижников будут знать, и помнить, только глубокие и узкие специалисты в области изобразительного искусства. А картины художника Григория Мясоедова будут изумлять своей глубиной и радовать красотой любителей живописи.

Биография художника Григория Мясоедова

Автопортрет

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в апреле 1834 году в селе Паньково Тульской губернии, в семье дворян. Некоторое время учился в Орловской гимназии, а потом оставил гимназию и поступил в Академию художеств, в классы профессоров Т.А. Неффа и А.Т. Маркова.

В 1861 году Мясоедов получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых», а в 1862 году (в год выпуска из академии) – большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». Кроме золотой медали Григорий Мясоедов был награжден правом на зарубежный пенсион в Европу за государственный счет.

Несколько лет (до 1869 года) художник жил и работал в Европе, однако часто приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там Григорий Григорьевич заболел идеей создания сообщества прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств и формировали собственное иное мировоззрение живописца.

В 1870 году Мясоедову было присвоено звание академика. И в том же году в Министерство внутренних дел (2 ноября 1870 года) был подан проект «Товарищества передвижных выставок».

Я не буду перечислять самые знаменитые картины художника – я эти картины вам покажу. Но, только действительно знаменитые, поскольку Григорий Григорьевич работал много и продуктивно, и каждая его картина – это событие в живописи. Не все, в своё время, были приняты публикой и не все попали в созданный критиками раздел «великих произведений». По этой причине огромное количество работ просто не дожили до нашего времени.

Умер Г.Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года под Полтавой, в своём имении Павленки, и был похоронен в саду усадьбы.

Картины художника Григория Григорьевича Мясоедова


Страдная пора
Дорога во ржи
Молебен на пашне о даровании дождя
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
Поздравление молодых в доме помещика
Чтение Положения 19 февраля 1861 года
Земство обедает
Пристань в Ялте
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово)
Монахи. Не туда заехали
Смотрины невесты
У чужого счастья
Лесная река
Опахивание Лесной ручей близ Полтавы Осеннее утро Сам с собою или Игра в шахматы

    Мясоедов, Григорий Григорьевич Портрет работы И. Репина (1904) Дата рождения: 7 (19) апреля 1834 Место рождения: Село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области … Википедия

    Живописец; род. в 1835 г., учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Акад. художеств, где его профессорами были Нефф и Mapков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину "Поздравление молодых" (в … Большая биографическая энциклопедия

    - (7 (19) апреля 1834, село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области 18 (31) декабря 1911, Полтава) российский живописец. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Учился у А. Г. Маркова и Т. А. Неффа в петербургской АХ (1858‒62; пенсионер в Германии, Италии и Франции в 1863‒68;… … Большая советская энциклопедия

    - (1834 1911) российский живописец. Один из создателей Товарищества передвижников. Правдиво изображал крестьянскую жизнь (Земство обедает, 1872; Косцы, 1887), обращался к историческим и литературным темамБольшой Энциклопедический словарь

    Мясоедов, Григорий Григорьевич живописец (1835 1911). Учился в Академии Художеств, у Т. Неффа и А. Маркова. Получил золотые медали за картины: Поздравление молодых в доме помещика (в музее Александра III), Бегство Григория Отрепьева из корчмы… … Биографический словарь

    - (1834 1911), живописец. Один из создателей Товарищества передвижников. Изображал крестьянскую жизнь в пореформенной России («Земство обедает», 1872; «Косцы», 1887), обращался к историческим и литературным темам. * * * МЯСОЕДОВ Григорий… … Энциклопедический словарь

    Живописец, род. в 1835 г., учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Акад. художеств, где его профессорами были Нефф и Марков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину Поздравление молодых (в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иван Мясоедов. Флигель в усадьбе в Павленках, выполнявший функцию мастерской художника

Я хочу рассказать об удивительном и талантливейшем человеке, незаслуженно забытом на своей родине, о блистательном рисовальщике, об атлете с красивым сильным телом, о творце, фантазере, бунтаре и преступнике – об Иване Григорьевиче Мясоедове.
Сама я о нем узнала не так давно – только в прошлом году. Подруга, переезжающая на новую квартиру, отдала мне несколько не вписывающихся в интерьер книг и альбомов по искусству. Среди них было красочное издание на немецком языке «Ivan Miassojedoff/Eugen Zotov». В силу дремучего своего невежества я решила поначалу, что это разные люди. Оказалось – нет, один и тот же. Альбом составлен в Лихтенштейне, напечатан в Швейцарии. Перелистав его, я поразилась увиденному – яркие, сильные живописные работы, виртуозная меткость и техника рисунка, смелые фотоавтопортреты… И я о не совсем ничего не знаю!
К сожалению, не сильна я не только в истории искусств, но и в немецком языке. Из книги я взяла только иллюстрации, остальную информацию разыскала в Сети. Ее, к слову, оказалось до обидного мало – лаконичная статья в Википедии, пару заметок в газетах и историческая миниатюра В.С. Пикуля «Мясоедов, сын Мясоедова». А репродукций работ Ивана Мясоедова в Интернете практически нет. Я решила исправить досадную недоработку.
Родился Иван в 1881 году под Полтавой, в имении отца Павленки. Родила его Ксения Васильевна Иванова, вторая жена знаменитейшего художника-передвижника Григория Мясоедова, тоже художница.

Правда, трудно объяснить, чем руководствовался Мясоедов-старший, когда совсем маленьким оторвал Ваню от матери и отдал его на воспитание в многодетную семью своего друга, пейзажиста Киселева. Уже тогда ребенок проявлял строптивый и упрямый характер и склонность к буйным выходкам. Вообще-то Григорий Грегорьевич тоже был человеком сложным, иногда совершенно несносным. Он позировал в виде царя для картины своего приятеля Репина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана" и со смехом сам признавался, что его выбрали, так как никто более не может сделать такое зверское лицо. В 1889 году он позволил матери забрать сына, они поселились в Павленках.
А Ваня тем не временем подрастал и превратился в приятной наружности юношу:


Природа щедро одарила его: статный и высокий (около 1 м 90 см ростом), широкоплечий и мускулистый, с правильными чертами лица и большими глазами. Еще в юности проявился его талант художника, с 1889 по 1895 гг он регулярно посещал уроки в частной художественной школе, принадлежащей его отцу. В 1896 году Иван поступил в Московскую школу Живописи, ваяния и зодчества. Примерно в тот же период он увлекся тяжелой атлетикой и гиревым спортом. Прекрасно сложенный от природы, он вскоре довел свое тело до совершенства. В то время модно было быть здоровым и сильным, многие молодые люди увлекались атлетикой, подражая героям античности. Мясоедов создал культ обнаженного спортивного тела, как это было принято у древних греков. Он даже издал "Манифест наготы", опубликовав его в сборнике Н.И. Евреинова "Нагота на сцене".






Это было не просто баловство, но вполне серьезное увлечение спортом. Мясоедов был членом Атлетического общества графа Рибопьера и даже участвовал в соревнованиях: в на Всеросийском чемпионате по тяжелой атлетике в 1909 году он занял Второе место. Не забывал он, впрочем и занятия живописью. С 1907 по 1909 год он учится в батальной мастерской Императорской Академии художеств, которую заканчивает с отличаем. Его дипломная работа "Аргонавты отправляются за Золотым руном" произвела фурор. К этому сюжету Иван обращается впоследствии неоднократно:








Этот автопортрет в образе Диониса - гравюра. Учась в академии, Мясоедов в совершенстве овладел искусством гравировки в мастерской профессора Матэ. Это имение со временем позволит ему пожить с размахом, но не доведет до добра.
Иван много пишет. В основном, это монументальные полотна на античные сюжеты, но ему одинаково хорошо давались и портреты, и пейзажи.

Иван Мясоедов. Смерть Гектора

Иван Мясоедов. Битва кентавров и амазонок

Иван Мясоедов. Ганнибал в Альпах

Мясоедов Григорий Григорьевич - выдающийся живописец, вошедший в историю русского искусства как организатор и бессменный руководитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Если судить по отзывам современников, Григорий пользовался репутацией честного и прямого человека, характеризовался начитанностью, оригинальным мышлением, хотя частенько бывал саркастичен и ироничен.

Мясоедов Григорий Григорьевич: биография художника. Детство и юность

Родился будущий художник 7 апреля 1834 года. Его семья, проживавшая в селе Паньково достатком не отличалась, но принадлежала к старинному дворянскому роду. С самого детства Григорий начал интересоваться искусством. Отучившись в Орловской гимназии, в 1853 году он начал обучение в Академии художеств города Петербурга. В его стенах Мясоедовым была написана картина «Поздравление молодых в доме помещика». За нее перспективный автор был удостоен малой золотой медали.

Право пенсионной поездки и большая талантливому живописцу достались за художественное полотно «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год). «Бунт четырнадцати», произошедший в 1863 году в Академии художеств, Мясоедов не застал, потому что выпустился раньше.

В путешествии по Европе

По окончании учебного заведения Мясоедов Григорий Григорьевич отправился за границу, работал в Италии, Германии, Бельгии, Испании, Швейцарии. В 1867 году поселился во Флоренции, завел знакомство с семьей опального в те времена А. И. Герцена. Это был наиболее видный критик крепостнической Российской империи. На многие годы другом Григория стал русский живописец Николай Николаевич Ге.

Передвижническое настроение

Помимо художественного таланта, Григорий обладал поэтическим даром и писал стихотворения. В зрелом возрасте он публиковал в журналах и газетах небольшие рассказы. Называемый за свое увлечение «художником-писателем», основным призванием своей жизни Григорий Мясоедов считал отстаивание идей передвижничества - направления, основанного на реалистической манере отображения повседневной жизни и символизировавшего социальное искусство.

Идея формирования Товарищества передвижников, руководство которым художник возложил на себя, пришла в 1860-х годах, после путешествия по Европе. Там Мясоедов мог наблюдать за деятельностью европейских художников, организовывавших передвижные коммерческие выставки. Это он успешно воплотил на территории России. 6 декабря 1870 года - дата первого сбора членов Товарищества, на котором было назначено правление. В него вошли: Мясоедов Г. Г., Г., Клодт М. К., Ге Н. Н., Крамской И. Н.

Правда, хотя и был в молодости новатором, с возрастом Григорий Григорьевич превратился в неуживчивого, желчного старика, озлобленного на всех и вся. Он по-консервативному жестко хранил старые представления об искусстве, не желая признавать творчество молодого поколения, в частности И. И. Левитана, М. В. Нестерова, А. И. Куинджи.

Мясоедов Григорий Григорьевич: картины

Передвижная художественная выставка впервые открылась в Петербурге 21 ноября 1871 года. Свое творчество на ней Мясоедов Григорий Григорьевич представил картиной «Дедушка русского флота (Ботик Петра I)». Произведение, принесшее широкую известность, - «Земство обедает», художник представил на второй выставке в 1872 году.

На этом полотне изображена группа крестьян, собравшихся у подъезда провинциального городка в один из солнечных дней. Один, разместившись на каменных плитах, положил на котомку голову и задремал, остальные неспешно едят лук и хлеб с солью. А в доме только что отобедали чиновники: через распахнутое окно заметен лакей, тщательно вымывающий посуду. В картине отсутствует прямое противопоставление неимущих и имущих земцев, но контраст бедности и богатства бросается в глаза непроизвольно. Стремление к повседневному и реальному - ключевая задача передвижнического реализма - отражено в этом произведении в полной мере.

В 1872 году за картину «Заклинание» Григорий Мясоедов был удостоен звания академика. В произведении «Чтение положения 19 февраля 1861 года» живописец ясно изобразил полное недоумение крестьян в вопросе их судьбы и несбывшихся ожиданий. Люди из народа часто позировали Мясоедову, который, прежде чем вводить в картину персонажей, долго с ними разговаривал, проявляя искренний интерес к судьбе каждого.

Крестьянский мотив в картинах Мясоедова

В 1876 году художник Мясоедов Григорий Григорьевич поселился на хуторе близ Харькова, где занялся садоводством и огородничеством. Именно с этого момента отмечается начало спада его творчества. Изменилось отношение русского художника к крестьянской жизни; живописец выражает искреннюю заинтересованность народными поверьями и традициями. Так, в картине «Опахивание» отображен древний языческий обряд, направленный на защиту домашнего скота от болезни и смерти.

В работе «Молебен на пашне о даровании дождя» русский художник сумел достоверно передать эмоциональное напряжение крестьян, молящих о помощи Господа Бога в засушливое лето. В 1880-х годах Мясоедов наряду с картинами бытового жанра трудился над пейзажами. Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» ярко отражает на протяжении веков объединяющий в единый рабочий коллектив все поколения.

Эта работа насквозь пропитана уважением к тяжелому крестьянскому труду, составляющему основу жизни Российской империи.

Последние годы жизни Григория Мясоедова

В конце 1880-х годов Мясоедов жил в городе Полтаве, в просторном доме с садом, прудом и парком. Осенью и зимой посещал Крым. В Полтаве автор сделал эскиз создал декорации для городского театра, открыл школу рисования, опубликовал брошюру по садоводству. Незадолго до кончины собирался исполнить 3 знаковые картины под общим названием «Святая Русь». Среди современников Мясоедов выделялся страстной любовью к музыке: умел и любил играть на рояле, скрипке, альте, иногда пел. Классики Гайдн, Бетховен, Моцарт, Глинка, Шуман были его любимыми композиторами.

Умер Мясоедов Григорий Григорьевич в 1911 году, 18 декабря, в собственной усадьбе Павленки под Полтавой, в саду которой и был похоронен.

Биография Григория Мясоедова

(1834-1911)

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.

Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.

В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге . Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.

В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников . 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове.

Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает ». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.

Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели ». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис. Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.