Музей крутящихся дервишей (Мевлеви). Галатская обитель мевлеви в стамбуле Историческое прошлое музея крутящихся дервишей в Стамбуле

Находится бывший Суфийский монастырь дервишей – Галатская обитель Мевлеви (Galata Mevlevi Tekkesi). Здесь можно увидеть загадочную церемонию пляски-кружения дервишей, известную как Sema. Дервиши и странствующие и живущие в обители подчиняются шейху. Накануне вот таких ритуальных плясок, дервиши обязательно должны ночевать в обители. Танец-вращение исполняется под музыку и по суфийской философии это мистическое действо помогает соединить свое внутреннего «я» с вымышленной реальностью.

Обитель Мевлеви и церемония кружащихся дервишей

Дервиши, одетые в высокие колпаки и широкие юбки, начинают медленные вращения вокруг себя. Руки их при этом сложены на груди, а голова наклонена вбок. Вращения означают соединение с Вселенной, Божественной энергией и Высшей Любовью. Темп музыки нарастает, дервиши начинают перемещаться по кругу и их руки раскрываются. Исполнители впадают в экстаз, правую руку они поднимают вверх, принимая Божественную силу, а левая рука опускается вниз, отдавая энергию и любовь людям. Этот древний ритуал является символом, прохождения Высшей Божественной Энергии через дервиша.

Монастырь был построен в 1492 году, а официально закрыт в 1925-ом. Вплоть до самого его закрытия здесь кипела жизнь. Члены братства участвовали в коллективных ритуалах поминовения и радения. В монастыре была расположена библиотека, кухня, комнаты дервишей и шейха, мавзолеи.

Необычные экскурсии в Стамбуле

Галатская обитель Мевлеви сегодня

Сегодня в Галатской обители Мевлеви находится Музей литературы дивана (Divan Edebiyati Muzesi), т.е классической турецкой поэзии. Обязательно посетите и осмотрите обитель, она является образцом спокойствия, красоты и гармонии. Перед входом разбит прелестный сад, а главный зал обители, где дервиши исполняли свой гипнотический танец, необычайно роскошен и красив. В павильоне XVIII века, в конце двора, находится музей, в экспозиции которого представлены одежда, предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты и древние манускрипты. На кладбище обители покоятся шейхи и знаменитый поэт XVII века Галип-Деде, который был основоположником нового вида придворного искусства.

После того, как 1925 году президент Ататюрк запретил суфийские ордены, этот древний ритуал дервишей был воссоздан лишь 1950 годах в рамках культурных центров. Дервиши теряют свою историческую и религиозную значимость, а танец в юбках становится популярным, и хорошо продаваемым туристам, шоу. У вас есть уникальная возможность увидеть в Стамбуле это уникальное шоу, в основе которого лежит история культового религиозного искусства, которому более 800 лет. Теперь зачастую исполнители танца – это актеры, которые далеки от веры и религии. Но интерес гостей города к этому необычному представлению очень высок и билеты быстро раскупаются, поэтому лучше купить их заранее в монастыре.

Дополнительная информация

  • Адрес: Музей кружащихся дервишей: Galip Dede Caddesi 15, Tunel

Несмотря на то, что крутящиеся дервиши являются, по сути, символом Турции и её визитной карточкой, в наши дни они стали хорошо продаваемым шоу для туристов, а ведь крутящиеся дервиши – это религиозный орден последователей Мевланы, история которого насчитывает более 800 лет. Все дело в том, что во времена создания республике , проводя , разгоняет религиозные ордена и обязывает дервишей работать. Таким образом, крутящиеся дервиши утрачивают свою значимость как религиозная община и появляются на арене годами позже, но уже больше как культурное явление и хорошо продаваемое шоу. В Стамбуле у туристов есть уникальная возможность, не только посмотреть на шоу крутящих дервишей, которое зачастую проводят люди далёкие от религии, но и побывать в старейшей Стамбульской обители дервишей и ознакомится с их бытом и образом жизни.

Галата Мевлевиханеси было основано во времена правления Беязита II Шейхом Мехмедом Деде в 1491 году и стало первой обителью дервишей в Стамбуле. В дальнейшем обитель дервишей лишь расширялась, к зданию пристраивались новые постройки, территория вокруг обустраивалась. Рядом с обителью дервишей появились мавзолеи (мавзолей Шейха Галипа и мавзолей Халета Сайда Эфенди) и кладбище, на котором хоронили шейхов, композиторов, поэтов мыслителей, здесь же находится и могила первого турецкого книгопечатника. Согласно некоторым документам сюда же по приказу привезли тело, задушенного великого и похоронили без какого-либо надгробья. Первое здание деревянного мевлевиханеси полностью сгорело во время большого пожара в Топхане в 1765 году, таким образом, до наших дней из самых старых построек обители дервишей дошёл лишь фонтан Хасана Аги, датируемый 1649/50 г. После пожара в тот же год было отстроено новое здание, которое в дальнейшем неоднократно ремонтировалось. В 1925 году Галата мевлевиханеси, как и 667 других обителей дервишей, закрывается согласно новому закону о запрете деятельности религиозных орденов и монастырей. Позже здание обители использовалось как начальное школа и музей. Музей ныне находящийся в здании мевлевиханеси был открыт в 2011 году.


Кладбище в Галата Мевлевиханеси

Войдя во двор Галата мевлевиханеси Вы словно погружаетесь в другой мир, спокойный и размеренный столь далёкий от суетливой , которая осталась за воротами. Во дворе разбит прекрасный сад, в тени деревьев расположены могилы, на которых спят беззаботные турецкие коты. В центре двора возвышается здание самой обители, в котором открыт музей. На этаже входа находится великолепно украшенный зал, в котором проводились ритуальные танцы сема, на нижнем этаже экспозиция, посвященная каждодневной жизни дервишей, помимо предметов обихода, книг и музыкальных инструментов здесь можно увидеть обустройство комнат и кухонь дервишей. На втором этаже имеется секция инструментов, а также секция посвященная рукописям и книгопечатанью, в этом зале словно оживают страницы книги Памука « ».

Один из котов, мирно спящий на кладбище

Здание обители

Зал ритуальных танцев

Экспозиция, посвященная книгопечатанию

Музей открыт ежедневно за исключением воскресенья с 9.00 до 18.00 Стоимость билета 5 турецких лир. Кроме того, стоит непременно взять аудио гид, который не просто рассказывает про экспонаты музея, но и повествует об ордене дервишей, философии и ритуальных танцах, аудигид оснащен экраном на котором воспроизводится видео. Стоимость аудиогида 5 турецких лир, языки: английский, немецкий, турецкий, итальянский. Адрес Галата мевлевиханеси: ул. Галип Деде № 15 (конец улицы Истикляль около ). Добраться из можно на коростном трамвае, на остановке Каракёй необходимо пересесть на Туннель.

Аудиогид

Вход в Галата Мевлевиханеси

Собственно говоря, представления танцующих дервишей в Стамбуле можно увидеть в нескольких местах. В том числе и в местных ресторанах, и даже в уличных едальнях. Но, все-таки настоящую мистическую атмосферу этого танца можно прочувствовать на старом вокзале Серкенджи, расположенном в районе Эминёню. Шоу пользуется у туристов большой популярностью, поэтому билеты на него надо заказывать заранее. Поскольку оно устраивается всего лишь два или три раза в неделю, следует заранее уточнить расписание.

Кстати, вокзал Серкенджи – это тот самый вокзал, на который когда-то в прежние времена приходил Восточный экспресс, описанный в романе Агаты Кристи. В шикарных бархатных вагонах в Стамбул приезжала высокопоставленная публика, в том числе особы королевских семей.

И именно на этом вокзале можно посмотреть представления танцующих дервишей. Билеты можно заранее заказать или же приобрести в день представления за один час до его начала. А начинаются сами представления, как правило, в 19 часов вечера. Прямо на перроне вокзала открываются небольшие импровизированные кассы. Сам зал, в котором проходят представления, очень красивый. Все его стены искусно украшены витражами. По кругу этого зала, освобождая пространство в центре, расставляются в два ряда обычные пластиковые стулья. Естественно, что те, кто приходит сюда пораньше, занимают лучшие места в первом ряду.

Сначала в зал входят музыканты и где-то минут десять настраиваются. Затем вы услышите довольно-таки странную музыку, не особенно громкую, скорее она тихая и какая-то даже природная. Но, вы должны понимать, что это, по сути, не совсем обычная музыка. Верующие мусульмане считают, что именно такая музыка звучит возле райских ворот. Тон музыке задают звуки особо тягучей сипатой флейты. В помощь ей тихо и глухо включаются барабаны. Одежда музыкантов весьма необычна – поверх длинных белых платьев с рукавами - джалунами одеты черные халаты-накидки, имеющие также широкие рукава. А на головах музыкантов высокие коричневые шапки-кулы из верблюжьей шерсти.

Музыка звучит примерно 15-20 минут. А затем практически бесшумно на свободном пространстве появляются сами дервиши. По сути, дервишами в прежние времена называли странствующих монахов – суфиев. Орден (или братство) дервишей был создан уникальным человеком – Джалаледдином Руми. Этот талантливейший поэт, мистик и философ родился на территории теперешнего Таджикистана. Поскольку невозможно в двух словах рассказать ни теорию, ни смысл суфизма, то этот танец не может восприниматься умом, а только лишь душой и сердцем.

Так вот, согласно древним канонам дервиши-суфии просто должны кружиться в своем танце. И это нельзя назвать простым танцем, это скорее какой-то мистический полет. Вообще, если говорить буквально, то их вращение символизирует вращение планет в бесконечности космического пространства, и кроме этого, человеческих душ – вокруг великого и вездесущего Бога.

Самому танцу обычно предшествует особый ритуал. Дервиши медленно выходят, расстилают на полу белые коврики, а отдельно от них – алую овечью шкуру. Затем они снимают с себя темные накидки. Становятся на колени, скрещивая руки на груди, потом встают и кланяются друг другу. Затем они ходят по кругу, потом снова кланяются и так далее.

За всем этими действиями вы сначала просто наблюдаете с праздным любопытством. Но, все это неспешное разглядывание внезапно заканчивается в тот момент, когда дервиши начинают свое кружение. При этом они поднимают правые руки выпрямленными ладонями вверх, а левые держат чуть ниже – ладонями вниз. Затем они очень плавно, постепенно – друг за другом начинают кружиться. При этом их длинные, тяжелые и белоснежные юбки до пола раскрываются в кружении красивым волнистым куполом. Лица у дервишей в это время совершенно отрешенные. Они, не касаясь друг друга, с закрытыми глазами, сохраняют свое совершенное равновесие и плавно плывут, кружась при этом. Это зрелище не просто красиво, оно поистине завораживающе.

Ладони дервишей направлены вверх для того, чтобы получить благословение Бога, а вниз – для того, чтобы в своем танце передать это благословение вниз – на Землю. При этом все дервиши танцуют с головами, наклоненными под углом в 25 градусов, что практически соответствует углу наклона Земли (23 градуса). Самое поразительное заключается в том, что фактически этому танцу, этим одеждам и этим ритуалам уже не менее тысячи лет, но они совершенно не изменились с тех пор. Вся их непростая одежда – белые платья с юбками – джалун, с черными шерстяными накидками – пелеринами и коричневыми фетровыми шапками – кулами очень символична. Фактически она обозначает смерть собственного Эго и вечное стремление к Богу.

Некоторые зрители этого мистического танца наблюдают странные явления, происходящие с ними – у кого-то останавливаются часы, у кого-то начинаются видения. И все это происходит не случайно – ведь, по сути, вы соприкасаетесь с древним мистическим искусством, а не с каким-нибудь театрализованным шоу. И потом, посудите сами – ведь дервиши не единственные кружащиеся на Земле люди. Так же в Древней Греции кружились в своих танцах вакханки, вспомните еще и старинные русские хороводы, да и маленькие дети тоже очень любят кружиться. Очевидно, в самом кружении заложен очевидный сакральный смысл, который нам еще предстоит постигнуть. Так что посетить это действие стоит непременно.

Это тот самый вокзал, на который тот самый Восточный Экспресс привозил в своих бархатных вагонах королей и королев, принцев и принцесс, а также исключительно высокопоставленную прочую публику. Он находился в буквально 5 минутах от нашей гостиницы. Снаружи розовый и большой, а внутри… Странно — вокзал Сиркеджи произвел на меня очень сильное впечатление — невероятно понравился. Хотя казалось бы вокзал… Мы заходили в него пару раз и всегда вечером, т. е. народу было мало, желтые плафоны освещали ряды тонких колонн, заглянули в окна одноименного ресторана с огромной картиной с мчащимся поездом на стене… Меня не покидало чувство, что я уже здесь была. Вот буквально вижу как летом, я вся такая в белом длинном платье, красиво уложенными волосами и кружевным зонтиком схожу со ступенек Восточного Экспресса… Наверное, пересмотрела фильмов с Эркюлем Пуаро — ну точно видела где-то этот вокзал, и была в этом лете, в тонких шелковых перчатках… В общем — видение мне было на вокзале… дежа вю сплошное:).

Танцы дервишей или Душа Константинополя.

Еще в Москве, изучая путеводитель вдоль и поперек, я ставила приоритетные галочки напротив тех мест, куда обязательно надо было сходить.

1


Сразу обратила внимание на некие «танцы дервишей», в монастыре Мевлеви в Старой части Стамбула, на которые надо было заранее заказывать билеты. Я старательно подчеркнула эту информацию и пометила восклицательным знаком. К моему приятному удивлению оказалось, что сейчас этот «концерт» проходит три раза в неделю (Вт, Чтв, Сб) в специальном зале на вокзале Сиркеджи. Билеты мы купили на ресепшн гостиницы — по 37TL. На самом вокзале их можно купить только в дни представлений, где-то за час (начало в 19 часов) — появляются маленькие импровизированные кассы прямо на перроне (цена такая же). Зал красивый — с огромными во всю стену цветными витражами, пластиковые стулья расставлены в два ряда по кругу — поэтому, чем раньше придёте, тем больше шансов занять места в первом ряду. Надо ли сообщать, что мы, не изменяя своим фирменным традициям, были последними, кто вошел в зал L. Поэтому я во время представления просто встала, чтобы всё видеть (во втором ряду видно плохо).

Сначала вошли музыканты, человек 10. Сели. Настроились. И в тишине полилась странная музыка, не очень громкая, скорее даже тихая, какая-то природная. Эта музыка — особенная — считается, что это «мелодии, которые можно услышать у ворот рая». Звучит ней — особая тягучая сипатая флейта. Глухо и тихо утяжеляют воздух барабаны. Музыканты одеты по-особому — белые длинные платья с рукавами-джалуны, сверху черные накидки-халаты с широкими рукавами, на головах коричневые очень длинные высокие шапки-кулы. Издалека непонятно из чего они сделаны. Я видела осиные гнезда, например, они такого же цвета и такой же шершавой фактуры. Потом уже прочитала, что это фетр из верблюжьей шерсти. Минут 15-20 звучит музыка. Потом сбоку почти бесшумно выскальзывают пять дервишей.

2


Кто они? Я думаю, здесь надо рассказать вкратце. Дервиши — это странствующие монахи-суфии. Орден (братство) дервишей создал уникальный человек — Джалаледдин Руми. Считается, что он родился в Таджикистане. Он был философ, мистик, и талантливейший поэт. Его стихи считаются одними из лучших в персидской поэзии. Его называли «наставником с сияющим сердцем, ведущим караван любви». Не просите меня рассказывать смысл — суфизма. Это невозможно. Во-первых, это тайные знания. Во-вторых, существуют в мире какие-то особые вещи, которых лучше не касаться словами — они могут выглядеть тяжелыми и непонятными. Такие вещи не воспринимаются умом, только душой и сердцем. Так вот, дервиши-суфии должны кружиться в танце. Это не простой танец — это мистический полет. Считается, что своим кружением они символизируют вращение планет в бесконечном космосе, а человеческих душ — вокруг Бога. Танцу предшествует ритуал. Они медленно выходят. Расстилают белые коврики и отдельно алую овечью шкурку. Снимают темную накидку. Становятся на колени, скрещивают руки на груди, встают, кланяются друг другу, идут по кругу, снова кланяются и т. д. Вы на всё это смотрите с праздным любопытством. Но всё это ленивое разглядывание заканчивается в тот момент, когда они начинают кружиться. 5 мужчин. Закрывают глаза. Поднимают правую руку ладонью вверх, левую держат чуть ниже ладонью вниз. И начинают по очереди, друг за другом, плавно кружиться. Их длинные до пола тяжелые белоснежные юбки при этом раскрываются волнистым куполом. Лица совершенно отрешенные. Руки все держат по-разному, кто выше, кто ниже. И, не касаясь друг друга (с закрытыми глазами!), сохраняя совершенное равновесие, они плывут кружась.

Это не просто красиво. Это — завораживает.

Больше всего меня раздражал фотоаппарат, который я отняла у мужа, чтобы сделать хорошие снимки стоя. Его хотелось кинуть в стену, чтобы не отвлекал, не мешал — впитывать то, что было перед глазами. Но с другой стороны не снять тот танец было невозможно. Фотографии получились интересные — фигуры дервишей на них раздваивались и расстраивались, а юбки были похожи на огромные белые цветы-вьюнка неотчетливой формы — из-за эффекта кружения.

Они кружились и отдыхали. Всего кружений было раза четыре минут по пять-семь.

1


Ладони повернуты вверх — для того, чтобы получить благословение Неба, а обращены вниз — чтобы передать его на Землю. Наклон головы кружащихся дервишей составляет 25°, что почти равно наклону Земли (23°).

Удивительно, что этому танцу, этим ритуалам, их одежде — тысячи лет, и они — не изменились с тех пор! Их одежда — коричневые фетровые шапки-кулы, белое платье с юбкой-джалун, черные шерстяные накидки-пелерины — символично обозначают «смерть Эго и вечную жизнь в Боге».

Билеты на танцы дервишей считаются «дорогими» — 37TL или ~700 руб. Заметим, что за эти деньги вы соприкасаетесь с настоящим древним искусством, а не с фонограммным исполнением какой-нибудь очередной блестящей катипуси.

Я читала, в чьем-то отзыве, что у людей во время танца остановились часы, а потом снова пошли. Специально проверила. Ничего такого не наблюдалось. Но мне после приснился странный сон. Черное небо, яркие звезды. Я очень близко их вижу. Потом приближается к глазам одна большая звезда. И всё начинает кружиться. Ощущения странные.


Дервиши ведь не первые кружащиеся люди. Вспомните, в Древней Греции кружились вакханки — жрицы бога Вакха. У нас на Руси всегда кружились в хороводах. Дети маленькие любят кружиться (да и взрослые тоже, когда никто не видит:).

Прочитала интересную мысль, что это «инстинктивные знания человека о том, как подзаряжаться от магнитной решетки Земли».

Продолжение следует.

http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото. При использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.

(Galata Mevlevi Lodge / Galata Mevlevi Lodge)
В музее крутящихся дервишей туристы имеют возможность не только воочию увидеть их гипнотический танец, но и познакомиться с образом жизни прославленных мусульманских монахов. По воскресеньем здесь также можно посмотреть на танец крутящихся дервишей.

В массовом сознании крутящиеся дервиши закрепились как символ Турции, её визитная карточка. Однако это не просто аттракцион, придуманный для привлечения туристов, а одна из настоящих практик религиозного ордена суфизма, которой уже больше восьми веков. Суфизм значительно утратил своё общественное влияние в годы правления Ататюрка, когда религиозные сборища массово разгонялись, а их участники отправлялись на принудительные работы. В те годы дервишское братство прекращает существовать как община, но окончательно не исчезает, полуподпольно сохраняя традиции. Позднее дервиши возвращаются как культурное явление, как проводник между современным миром и историческим прошлым страны и становятся невероятно популярны в туристической сфере. В 2011 г. на территории одной из немногих дервишских обителей, сохранившихся до наших дней, открывается музей крутящихся дервишей.

Теперь туристы имеют возможность не только воочию увидеть гипнотический танец дервишей, но и познакомиться с образом жизни прославленных мусульманских монахов, а также религиозной подоплёкой их движения.

Дервиши - это мусульманские монахи-аскеты, проживавшие в так называемых теккие, общинах. У дервишей нет понятия собственности, ведь, согласно течению, которое они проповедовали, всё принадлежит Аллаху. Если же дервиш чем-то и владел, то обязан был этим делиться. Но не альтруизмом и аскетизмом прославились эти монахи, всемирно известными их сделал традиционный танец, исполняемый во время религиозных мероприятий. Дервиши исполняют свой танец одетыми в длинные белоснежные платья, непременным атрибутом на их головах служит высокая фетровая шляпа из верблюжьей шерсти. Они закрывают глаза, поднимают правую ладонь вверх, чуть наклоняют голову и начинают быстро кружиться вокруг себя. Мистическое зрелище!

Считается, что во время кружения дервиши олицетворяют вращение планет в космосе и человеческих душ вокруг Бога.

Обитель, в которой теперь открыт музей, расположилась в центре большого цветущего сада, здесь царит приятная атмосфера покоя и безмятежности. Цокольный этаж музея - богато украшенный зал, предназначенный для ритуальных танцев, на нижнем этаже организована экспозиция, которая рассказывает о представлениях, верованиях, а также о повседневной жизни дервишей, бытовых условиях их жизни. На выставке представлены личные вещи монахов, музыкальные инструменты, костюмы, также есть небольшая экспозиция каллиграфии.

Совет: на выступление дервишей в зал пускают заранее - за полчаса. Рекомендуем прийти к этому времени, чтобы успеть занять места - т.к. в зале всего 2 ряда кресел. Опоздавшим может не хватить мест и придётся стоять.