Можно ли назвать личностью главного героя чарли. Цветы для элджернона. Взаимоотношение личности и общества в романе «Цветы для Элджернона»

Роман «Цветы для Элджернона», краткое содержание которого будет рассмотрено, более сорока лет во всем мире считался фантастическим произведением.

В один ряд с ним можно поставить историю Джона Нэша из «Прекрасного разума» или киноисторию «Умницы Хантинга». Все эти истории требуют серьезного анализа и не подходят для веселого семейного просмотра.

Мы начинаем историю о людях с фантастически натренированным разумом. Понаблюдаем же, как прекрасна наука.

Книга Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»

На английском название звучит так: «Flowers for Algernon». Центральная тема книги «цветов» – отношение людей к психологически неполноценным субъектам социума, их лечение и адаптация.

Как события прошлого могут влиять на отдельно взятого человека до конца жизни? Пример из истории, которую преподносят как научно-фантастическое произведение.

Рассказ был написан в пятьдесят восьмом году во время путешествия по Америке, а опубликован в 60-м в журнале Fantasy & Science Fiction. После очередной публикации в 66-м году роман сделал своего автора лауреатом престижной премии «За лучший роман».

Объем книги Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» чуть больше 300 страниц. Прочесть можно за неделю или за один день, если сильно увлечься.

Главные герои

Основные действующие лица:

  1. Чарли Гордон — взрослый человек, страдающий фенилкетонурией. Живет и работает в Нью-Йорке. Главный герой (рассказчик истории), который добровольно проходит операцию по повышению умственных способностей.
  2. Алиса Кинниан — женщина-преподаватель из центра Бикмана, где учится Чарли. Она рекомендует своего студента в качестве добровольца.
  3. Фэй Лиллман — необычная соседка. Художница по профессии. Состоит в романтических отношениях с Чарли, пока коэффициент интеллекта героя на уровне гения.
  4. Роуз Гордон — мать Чарли. Появляется впервые как воспоминание (флэшбэк) о тревожном детстве. К финалу произведения становится одержимой женщиной пожилого возраста.
  5. Норма Гордон — младшая сестра. «Зеркальное» отражение матери по отношению к своему брату. Эгоистичная и избалованная девушка.
  6. Г. Немур и Д. Стросс — психиатр и нейрохирург старшей группы экспериментаторов, которых Чарли первоначально уважает, а после подозревает в корысти.

Второстепенные персонажи

Присутствуют также:

  1. Берт Селден — лаборант и младший член исследовательской группы. Чарли какое-то время считает его своим другом. Как выясняется позже, преданности в их дружбе не было.
  2. Мистер Доннер — владелец пекарни. Становится опекуном главного героя. Чарли относится к нему как к отцу. Единственный в романе, кто заботился о психологически неполноценном парне.
  3. Хромой — пекарь с повреждением ноги. Симпатизирует Чарли и становится не просто защитником, но и другом. После дружба разбивается об измену.
  4. Фанни Бердин — работница, которая первой чувствует, что изменения могут быть опасны для Чарли. Вскоре ее опасения подтвердятся.
  5. Миссис Муни — на стадии регрессии и полной изоляции Чарли от друзей играет роль домохозяйки.
  6. Рэй Уинслоу & Тельма — психолог и домоправительница в государственном учреждении Уоррена. Главное утешение для Чарли – это встреча с ними.

Краткий пересказ «Flowers for Algernon»

Чарли Гордон – 32-х летний мужчина, обладающий уровнем интеллекта в 68 (IQ), страдает фенилкетонурией (наследственное заболевание). Он проводит большую часть времени на работе в пекарне.

Стремление углубить свои знания и познать окружающий мир заставляют его посещать уроки чтения и письма в учебном центре Beekman. Там происходит знакомство с учителем А. Кинниан.

По цитате из самого романа ясно, что образование тяготит героя:

«Теперь я понимаю, что одна из важных причин для поступления в колледж и получения образования заключается в том, чтобы понять, что вещи, в которые вы верили всю свою жизнь, не являются правдой, и что ничто не является тем, чем кажется».

Два талантливых исследователя учебного центра – Немур и Штраус– провели операцию на мыши, по кличке Algernon (Элджернон или Альджернон). В результате чего умственные способности животного улучшились.

В поисках добровольца для новой операции они обращаются к Алисе. Основываясь на ее рекомендациях и текущих достижениях ученика, Чарли избирается для этой процедуры.

После успешной операции интеллектуальный коэффициент Чарли приблизился к 185. Правда, скачок интеллекта спровоцировал внутренний конфликт: понимание мира и дальнейшее изучение окружающего мира ухудшили отношения героя с людьми.

В сотрудниках пекарни, где работает Чарли, зарождается страх. Привыкшие развлекаться за счет умственно-отсталого, коллеги уговаривают босса его уволить.

Чарли начинает противостоять своим научным наставникам. Он подозревает, что снисходительное отношение доктора Немура – это забота о лабораторном объекте, а не о человеке, каким он был до операции.

Еще одна цитата иллюстрирует, что же принесло ему повышение коэффициента интеллекта:

«Интеллект — один из величайших человеческих даров. Но слишком часто поиск знаний вытесняет поиск любви… Интеллект без способности дарить и получать привязанность приводит к психическому и моральному расстройству, к неврозу и, возможно, даже психозу».

Элджернон живет в квартире главного персонажа, становится объектом наблюдения и поводом для отчетов. Отведенное ему время Чарли использует для поиска недочетов в теории обоих ученых. Улучшение разума может оказаться недолгим, и вскоре пациент вернется в исходное психологическое состояние.

Такой вывод подтверждается нестандартным поведением мыши, потерей интеллектуального развития и смертью.

Когда способности героя начинают деградировать, то ему ничего не остается, как попытаться восстановить отношения с родителями. Он вспоминает как мальчиком лишился отца и матери из-за своего недуга. Мать Чарли долгое время живет в Бруклинском старом доме, где у нее развивается деменция, и она признает сына, ненадолго.

Все что ему остается – это только наладить контакт с младшей сестрой, которая невзлюбила его из-за психологического отклонения. На данный момент ее отношение к брату меняется, и она приглашает его остаться с семьей. Чарли отказывается, откупившись от нее.

Жизнь гения закончилась, и герой романа возвращается в свою прежнюю жизнь, оставив только воспоминания. Жалость друзей и коллег становится невыносимой и приводит его в спонсируемую государством школу имени Уоррена.

В последнем отчете Чарли просит принести на могилу мыши Элджернона цветы.

Анализ произведения «Цветы для Элджернона»

В основу анализа книги легли отзывы людей из Соединенных штатов и России.

Текст первоначального рассказа, а после принявшего форму романа, чрезвычайно сложен для прочтения.

Киз, будучи филологом, описывает изменения, связанные с психикой Чарли в форме отчетов, которые изобилуют ошибками. Впоследствии интеллект главного героя отражается на качестве текста.

«Flowers for Algernon» — это книга, которая говорит: «хочу, чтобы вы задавались вопросом обо всем, что знаете». Важным моментом является факт поиска.

Герой ищет неопровергаемое кристально-честное послание о человечности, измеряемое не интеллектуальным коэффициентом, а добротой.

Обладая IQ в 185 балов, Чарли чувствует одиночество сильнее, чем когда его количество балов за этот тест составляло всего 68. Он отстраняется от друзей и впадает в депрессию. Однако изоляция помогает ему осознать себя как человека, а не как лабораторное животное. Он все тот же, независимо от того, умный или глупый.

Желание наладить внутренний мир, стать кем-то иным во многом лучше прежнего – это можно назвать «эффект Ч. Гордона».

Что плохого в романе Киза? Перебирать недостатки нужно с определения жанра. «Цветок» Даниэля – это первая и единственная книга, которую не стоит рекомендовать к школьному обязательному списку прочтения. На несколько лет это произведение было изъято из американской программы и магазинов.

Ненаучная фантастика, как определяют жанр в интернете, в которой на протяжении всей книги нет ни одной серьезной теории, ни одного интересного с точки зрения науки эксперимента.

Библиотечная ассоциация Америки включила «Цветы» в список самых спорных книг с 90 по 99 год. Главным фактором для изъятия книги из школьных библиотек стал фрагмент романа, где Чарли пытается выразить свои сексуальные фантазии и желания.

Экранизация романа Д. Киза

Всевозможных адаптаций этого романа было чуть меньше двадцати. Популярность пришлась на 60-е:

  1. Фильм 1968 года «Шарли». Ведущим актером был К. Робертсон, который получил «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль».
  2. Спектакль 1969 г., поставленный Дэвидом Роджерсом.

Самый интересный фильм по роману «Flowers for Algernon» (2000) с рейтингом 6.8 по версии imdb был снят Д. Блекнером (известный по фильму «Блюз Хилл стрит»).

Вот как звучит аннотация:

«Чарли Гордон - умственно-отсталый, и все, чего он хочет в жизни – быть гением. Когда его выбирают для экспериментальной операции, то ему кажется, что мечта наконец-то сбудется».

Заключение

Когда покупаешь в книжном магазине очередную книгу, то первым делом читаешь описание. Упоминание слабоумного героя может оттолкнуть читателя. Лучше посмотреть киноверсию.

Не стоит искать раритетные ленты 60-х. Обратите внимание на последние адаптации. Например, сериал «Цветы Альджернона», снятый в Японии в 2015 году.

На обложке книги написано: "Цветы для Элджерона - один из самых наиболее человечных романов". Это утверждение наиболее полно отражает данное произведение.

Вопрос о том, можно ли считать человека с отклонениями или психическими заболеваниями личностью - спорен и актуален. Как можно считать личностью того, кто не в полной мере осознает не только себя, но и окружающий мир?
Однако кто Вам сказал, что этот человек не чувствует, не переживает и не осознает настолько, чтобы не ощутить насмешки общества над ним...

"Меня завут Чярли Гордон я работаю в пикарне Доннера где мистер Доннер плотит мне 11 долларов в ниделю и дает хлеп или перожок, когда я захочю. Мне 32 года и через месец у меня день рождения."

Так начинается дневник умственно отсталого тридцати двухлетнего мужчины Чарли Гордона, мечтающего стать умным, обрести новых друзей и порадовать свою семью тем, что он наконец оправдал их ожидания.
В течении романа главный герой сталкивается с трудностями и препятствиями на пути к своей цели, а приобретая ум и становясь гением, видит жестокие реалии окружающего его мира: насмешки его "друзей", высокомерие ученых, являющихся обычными людьми, жестокое отношение в собственной семье... Все это рушит мир человека, выбравшегося из пещеры "счастливого незнания" и окунувшегося в реальность. Все свое недолгое и осознанное существование Чарли пытается ответить на вопрос "кто я?": тот, кем был или тот, кто есть сейчас. Ответ для него становится горькой, но неотвратимой правдой, с которой остается только смириться.

Также у Чарли Гордона появляется единственный друг, мышонок Элджерон. который лучше всех его понимает: также измененный посредством операции, но такой же одинокий. Они вместе с Чарли бегают по лабиринтам реальности, и приходят к одному и тому же финишу...

Свое мнение о данной книге вкратце могу выразить так:

1. Оформление книги - хорошее: удобный шрифт и формат, красивая, сказочная обложка Дэниэл Киз "Цветы для Элджерона"

3. Как читается - роман написан легким и доступным языком; правда, в самом начале тяжеловато воспринимать из-за ошибок в написании слов.

4. Как я читала роман - несмотря на легкое исполнение, роман шел у меня тяжело: я постоянно откладывала, из-за того, что мне было очень жаль главного героя и вызывало отвращение общество...

Честно говоря, я с сомнением отношусь к топ-спискам литературных произведений, составленных по мнению обыкновенных читателей. Обычно в первые десятки попадают компромиссные варианты, которые представляются точкой пересечения вкусов широкой аудитории. И в таком выборе присутствует доля универсальности, безликости, условности. Как человек, пытающийся быть для всех хорошим, становится бесхарактерным, так и книга, попадающая в топ-списки, теряет для меня свое очарование.

"Цветы для Элджернона", на мой взгляд, яркий пример подобного рода литературы. Одну часть аудитории может привлечь предсказуемый сюжет, простенькая композиция, игра на сочувствии, как принято сейчас говорить, к "людям с ограниченными возможностями", а заодно игра на эмоциях читателей и обидах родом из детства (насмешки одноклассников, непонимание родителями, одиночество и юношеское ощущение неопределенности будущего). Другую часть аудитории - философские проблемы и возможность нагромождения различных теорий и интерпретаций. На мой же взгляд, в рассказе много всего и ничего конкретно. Но оставлю личные впечатления за порогом абзаца и попробую рассмотреть темы, поднятые в "Цветах для Элджернона".

Первое, что хочется отметить, - символичность истории. Тот круг, по которому прошел Чарли Гордон, можно сравнить с:


  • жизнью человека, ее этапами - младенчество, учеба, взросление, зрелость, старость и угасание;

  • временами года; первый отчет Чарли приходится на 5 марта, намекая, видимо, на весну, на начало нового этапа жизни, последний - на 28 июля, июль ближе к осени, и символизирует увядание природы;

  • жизненный цикл растения и т.д.

Темы и проблемы в рассказе не менее банальны. Первая - о положении умственно отсталых людей и реализации их в социуме. Мы пытаемся подогнать человека под общество и рамки, которые считаем единственно правильными, но кто знает, что есть норма? Оглядываясь на свою жизнь, вспоминаю как люди могут зло подшучивать над слабоумными, но никогда не смеются над человеком без ноги или руки. И я задумалась, почему так? Возможно, они понимают: никто не застрахован от несчастного случая, разум же теряют единицы, и возможность стать умственно отсталым практически равна нулю.
Тема одиночества раскрывается в крайних проявлениях ума - в нашем случае слабоумный и гений Чарли Гордон. Такие "странности" не приносят счастья, люди не любят отклонений от нормы, не принимают в свой круг и подсмеиваются, сторонятся, раздражаются. Разница лишь в том, что гений осознает одиночество, а слабоумный считает, что все его любят. И Дэниел Киз приводит нас к выводам - простое счастье обратно пропорционально уровню интеллекта и совсем не обязательно обладать высоким IQ для того, чтобы быть личностью.
Следующая проблема - имеет ли право наука брать на себя роль вершителей судеб и вмешиваться в природу, божий замысел? Можно бесконечно рассматривать проблему с этической, религиозной, социальной точки зрения и задаваться вопросами - существует ли прогресс без жертв, и стоит ли жертвовать одной судьбой ради спасения жизни тысяч? Думаю, каждый из нас, исходя из сложившегося мировоззрения и мироощущения, ответил на эти вопросы уже давно. На мой взгляд, развитие интеллекта без развития души невозможно. Может быть, наука со временем и сможет превратить умственно неполноценного в гения, но без эволюции и воспитания души человек превращается в робота. А резкий диссонанс между новым интеллектом и прежней душой рано или поздно приведет к трагедии.

Возможно, все эти темы были новыми и злободневными в середине 50-х годов прошлого века, но, на мой взгляд, сейчас они устарели и покрылись толстым слоем пыли. С тех пор появились новые романы и фильмы об умственно отсталых людях - "Форрест Гамп", "Полет над гнездом кукушки", "Человек дождя", и каждый из них производит гораздо сильное впечатление.

До конца театрального сезона планирую сходить на постановку "Цветов" в РАМТ (Российский академический молодежный театр, режиссер - Юрий Грымов). В отзывах прочитала, что в спектакле проводятся параллели между Чарли Гордоном и библейским Адамом. Посмотрим, что по версии Грымова стало плодом познания для Чарли:) У кого какие версии?

P.S. Пока писала отзыв, поняла, почему меня не зацепил рассказ. В книгах и фильмах, которые я перечислила, показан мир глазами умственно неполноценного человека, в "Цветах" же мы видим только Чарли Гордона глазами Чарли Гордона. Если бы дневник был написан от лица нескольких персонажей, история бы получилась более объемной.

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто поднимается проблема одиночества. Все ее грани были выделены нами в процессе кропотливой работы. Каждой из них соответствуют аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания, ссылка в конце статьи.

  1. Часто люди не могут понять тех, кто имеет противоположное мнение. Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» обречён на одиночество из-за своих взглядов на мир. Евгений Базаров – нигилист. Для его времени такая позиция являлась чем-то радикальным. Даже сейчас в современном обществе ценятся любовь, семья, религия и пр. Отрицание таких ценностей приводит к тому, что человека могут посчитать сумасшедшим. Конечно, у Базарова много последователей. Но, в итоге, мы видим, что даже его друг Аркадий, в конце концов, отказывается от этих взглядов. Чувствуя недопонимание, Базаров уезжает к себе в деревню, где умирает. И лишь родители приходят на его могилу.
  2. Многие писатели пытались раскрыть тему одиночества. М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» рассказывает нам о судьбе совершенно одинокого в душе человека. Печорин родился в богатой и родовитой семье, был красив и умен, а также окружён множеством женщин и фальшивых друзей. Но он никогда не пытался с ними сблизится по-настоящему. Григорию казалось, что всё его существование бессмысленно. Он не видел интереса в окружающих его личностях, да и во всём мире в целом. Печорин часто задумывается над жизнью, пытаясь понять свои страдания. Испытывая боль, он не раз причинял её и другим людям, всегда оставаясь в одиночестве.
  3. Многие из нас боятся выделиться чем-то, ведь иногда это заканчивается осуждением со стороны общества. Так, в комедии «Горе от ума», А. С. Грибоедов рассказывает о жизни недопонятого человека. Главный герой наделён чертами честного, независимого мыслителя и даже пророка: он предрекает миру московского дворянства неминуемый крах, ведь он основан на лжи и притворстве. Александр Чацкий пытается бороться с несправедливостью этого мира. Он отказывается строить карьеру в России из-за коррупционной системы и выступает против крепостного права. Однако его взгляды не принимаются в «фамусовском обществе», где в первую очередь важны деньги и социальный статус. Героя не принимают и считают сумасшедшим. А предательство Софьи заставляет его навсегда уехать из дома Фамусовых. Так и получилось, что стремление к правде и справедливости привело Александра к тому, что он стал чужим на родине.

Вынужденное одиночество

  1. Мы никогда не хотим чувствовать себя одинокими. Однако обстоятельства часто решают за нас. Так, и в произведении М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов остаётся в одиночестве не по своей воле. Члены его семьи умирают на войне. Сначала жена и дочери погибают из-за снаряда, упавшего на их дом. Затем, под конец ужасной, трагичной войны погибает и его сын, застреленный пулей снайпера. Девятого мая, когда для многих кровавая бойня была завершена. В итоге, главный герой остаётся без родных и без дома. Один на этом свете. В конце рассказа силы на жизнь Андрею придаёт Ваня, маленький мальчик, оставшийся без родителей. Соколов берёт его на попечение, спасая другую одинокую душу.
  2. Одиночество страшно по своей сути, особенно когда оно вынужденное. Самсон Вырин, главный герой повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» , счастливо живёт со своей дочерью до тех пор, пока Дуня не сбегает из дома, оставив бедного отца. За четыре года одиночество моментально старит героя, превращает его из живого и бодрого мужчины в хилого старика. Желание увидеть дочь заставляет Самсона идти пешком до Петербурга. Но там он получает лишь презрение жениха. Увидев отца, девушка падает в обморок. Из-за этого старого смотрителя выгоняют прочь из новой жизни родной дочери. Так больше и не увидев дочь, Самсон умирает. А Дуня осознаёт всю тяжесть своего поступка, лишь стоя на могиле отца.

Одиночество как стиль жизни

  1. Иногда человек сам создаёт для себя атмосферу одиночества. Центральный персонаж романа И.А. Гончарова «Обломов» выступает одним из ярчайших персонажей в русской литературе. Его жизнь ограничена приделами одной комнаты. Илья предпочитает лежать на диване, спать и изредка подзывать своего слугу, а не вращаться в обществе в поисках выгодных связей и приятных развлечений. К герою наведывается множество людей, в том числе и его друг Штольц, который пытается вытащить Обломова из дома. Но нужно ли это герою? Для себя Илья Ильич уже давно решил, что одинокое, ничем не обременённое существование для него гораздо удобнее и спокойнее.
  2. «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей» – так говорил главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Он не видит смысла в своём существовании. Для светского повесы не интересна жизнь других людей, но и своя собственная не доставляет особого удовольствия. Он обладает всеми ресурсами, чтобы прожить счастливо: деньги, друзья, походы в театр и внимание дам. Однако вместо этого герой предпочитает страдать и всё ещё надеется найти себе достойное развлечение. За долгие годы Евгений утратил чувство любви к ближним. Своим поведением он губит Ленского и Татьяну, не подозревая, что тем самым губит и себя.
  3. Одиночество в известности

    1. Часто мы слышим от звёзд шоубизнеса, что они одиноки. Но в такое трудно поверить, когда у человека есть слава и деньги, когда тебя любят множество людей. Эту проблему пытался поднять Джек Лондон в романе «Мартин Иден» . Пока главный герой не стал известен и не разбогател, никто не хотел с ним общаться. Многие не верили в него, считали героя неудачником. Никто не поддерживал его в творческих начинаниях. Даже возлюбленная героя, Руфь, отвернулась от него. Однако когда к Мартину пришла слава, и все стали о нём говорить, то сразу же его стали приглашать в гости, проявлять внимание. Даже Руфь пыталась вернуться к нему с мольбой о прощении. Но Мартин понимал, что для него это больше ничего не значит. Он знал, что не изменился с того времени и продолжал чувствовать себя одиноким. А мир вокруг стал ему противен.
    2. Большие возможности не спасают человека от одиночества. Об этом размышляет Д. Киз в произведении «Цветы для Элджернона» . Чарли Гордон в начале романа предстаёт перед читателем слабоумным человеком, которого все поднимают на смех. Учёные предлагают ему операцию для улучшения интеллектуальных способностей. После неё Чарли Гордон становится всё умнее и умнее. Развиваясь, он понимает, что его друзья по работе на самом деле издевались над ним, а не проявляли дружеское участие, как казалось ему ранее. Более того, «умного» Чарли люди всё ещё недопонимают, обнажая зависть и обиду на его новые возможности. Теперь коллеги считают героя эгоистом и выскочкой. Герой становится ещё более одиноким. Парадоксально, но Чарли-интеллектуалу намного сложнее жить в обществе. Хотя изначально Гордону казалось, что с образованным человеком общество охотнее находит общий язык. Однако в действительности всё оказалось наоборот.

Произведение «Цветы для Элджернона» можно отнести к научно-фантастической драме. Однако элемент фантастики там невелик и второстепенен, а драматическая составляющая стоит на первом плане.

Подача содержания в романе идет от лица 32-летнего мужчины по имени Чарли Гордон, являющегося умственно отсталым. Ему выпал уникальный шанс: пройти операцию на мозге, которая позволит ему поднять интеллект до нормального уровня, до него эту операцию прошла мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. Чарли ведет дневник, в котором записывает свои впечатления, и самые первые записи начинаются еще с предоперационного состояния, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Операция проходит успешно, и интеллект главного героя начинает расти невероятными темпами. Грамматика становится идеальной, а мысли становятся глубже от записи к записи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако, в механизме изменения мозговой деятельности, была заложена ошибка, которая делала обратную регрессию умственных способностей необратимой. Чарли осознает это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчетов становится более беден, он снова забывает пунктуацию, грамматику, и становится тем же человеком, что был до операции.

Роман довольно прост в усвоении, и, на первый взгляд, ничего, кроме этой грустной истории, в нем увидеть нельзя. Но так ли это? На самом деле, здесь можно выудить множество философских идей, которые сразу бросаются в наметанный в глубоком анализе литературы глаз. Философский посыл произведения можно разделить на несколько уровней.

Сначала необходимо выделить некоторые иррационалистические нотки. По мере роста разумности Чарли начинает все сильнее отчуждаться от людей. Ему постоянно говорят, что во времена своего умственного отставания он был добродушным, улыбчивым, имел множество друзей. Но он прекрасно понимает, какова была цена этой “дружбы”. Если человек вечно улыбающийся дегенерат, то, конечно, он постоянно будет находиться в компании других людей. Но какова цена такой социальности? Она состоит в том, что Чарли притягивал к себе людей лишь потому, что был вечным мальчиком для битья и клоуном, являлся легкой целью для постоянных издевок окружающих. По сути, эта “социальность” является все тем же отчуждением, только не осознаваемым умственно отсталым человеком. Став разумным, Чарли его осознал и отчуждение всего-навсего стало более непосредственным. Человек снимает отчуждение в совместной умственной и практической деятельности, но особенность современного общества такова, что ни односторонний глупец, ни гениальный ученый не могут заниматься оной просто потому, что не соответствуют усредненному уровню одностороннего развития остальных людей.

Глупость - искренна и понятна. Гениальность - сложна, недоступна, а потому страшна. Глупость притягивает. Гениальность отталкивает. Первое направлена на счастливое неведение любящего идиота. Второе - в бесконечность познания в ужасе одиночества. Сделай выбор!

Другой иррационалистический посыл является более верным. В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного. Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровня развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла. Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения. “Чистый” разум сам по себе мало на что способен без развития остальных сторон человека. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека.

Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей. Теперь их у меня нет. О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я.

Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак.

Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью.

Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так. Да, у него и тогда были свои переживания, чувства, осознание каких-то вещей. Но в человеке определяющей стороной является его разум, и только при полноценной интеллектуальной деятельности, при наличии достаточной рефлексии и социализации человек становится полноценной личностью. Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности. Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание.

Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах. Интересна сцена в пекарне, где женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе. Религиозность всегда надевает на человека кандалы, не дающие ему возвыситься над его текущим уровнем развития, метафизически отрицает необходимость самосовершенствования.

В заключение можно сказать, что этот роман, показывающий взлет и падение человеческого духа, заставляет задуматься о том, насколько велика роль разума в человеке, насколько уровень его интеллектуального развития преображает человека и кардинально меняет отношения с людьми. Рационалистическая направленность данного произведения становится понятной при его философском анализе, но при этом автор хорошо показывает ограниченность “чистого” рационализма и дает понять, что остальные стороны человека относительно самостоятельны и не сводятся лишь к одной разумной деятельности.

Максимилиан Сергеев