Монотипия в доу. Мастер-класс по технике монотипия. Изобразительное искусство: история создания монотипии

Познавая окружающий мир, дошкольники всегда стремятся отразить свои впечатления посредством изобразительной деятельности. Рисование приносит малышам много положительных эмоций, потребность в нем заложена у них на генетическом уровне. Чтобы творческие способности детей получали максимальное развитие, занятия в дошкольном учреждении не должны сводиться только лишь к стандартным способам изображения. Именно нетрадиционные техники, создавая атмосферу непринужденности, способствуют раскрытию детской индивидуальности. Один из интереснейших и оригинальных способов рисования в детском саду - это монотипия.

Особенности организации занятий по рисованию в технике монотипии в детском саду

Суть рисования в технике монотипии заключается в том, что краска наносится на ровную гладкую поверхность, а затем отпечатывается на другой (основой может быть одна из сторон листа бумаги, сложенного вдвое, либо отдельный материал - станок). Результат такого процесса всегда уникален, работы редко бывают похожими. Полученный отпечаток оставляют в изначальном виде, но чаще дополняют образ характерными деталями.

Начальный этап рисования Самый интересный этап работы Готовое изображение можно дополнить деталями

Монотипия способствует развитию ребенка: совершенствует мелкую моторику, формирует такие важные психические функции, как мышление, воображение, память. Развивается цветовосприятие - малыш познает возможности цвета, проникается им. Сам процесс создания рисунка превращается в волшебное действие, игру, фокус.

Используя данную технику на занятиях в детском саду (они могут быть включены в план непосредственно образовательной деятельности либо выноситься как кружковая работа), получаются очень оригинальные изображения. Занятия по монотипии можно проводить уже во второй младшей группе. В этом возрасте малыши обычно изображают простые предметы - воздушные шарики, флажки, кубики и пр. Процесс рисования для них превращается в веселую игру.

Первые работы дошкольников - простые по форме фигуры

Детям нравится упражняться в технике монотипии

В среднем звене дошкольники уже успешно рисуют бабочку, рыбку, цветочки в вазе.

Бабочка - традиционный рисунок в технике монотипии

Рисунки воспитанников средней группы

Рисунок в средней группе в технике монотипии

В старшей и подготовительной группах дошкольникам предлагается создавать красивые пейзажные композиции в технике монотипии. Это осенние деревья с опадающими листьями, заснеженный зимний лес, морские переливы, морское дно, а также различные фантазийные работы.

Отметим, что лист бумаги при рисовании в данной технике можно складывать по-разному: по горизонтали, вертикали и даже с уголка. Первым способом обычно изображают деревья, отраженные в воде (речке или озере), рыбку. Вторым способом создается образ бабочки, цветочного букета, какого-либо животного или фантастического существа (в подготовительной группе так рисуют даже инопланетян).

Используемые материалы и основа (в том числе конкретные формы и шаблоны)

Монотипия может выполняться с любой гладкой поверхности, что выгодно отличает ее от других видов печати. Разнообразие этой оригинальной технике придает форма поверхности и способ нанесения краски.

В качестве основы традиционно на занятиях используется обычный лист бумаги. Он может иметь квадратную форму: в этом случае бумагу можно сложить пополам по диагонали. Иногда, воспитатель предлагает дошкольникам шаблоны - это может быть вырезанный силуэт бабочки, рыбки, букета цветов и пр.

Кроме этого, есть и другие варианты основы - картон, целлофан, пластик, линолеум, стекло. Отметим, что последний материал в детском саду не используется из-за соображений техники безопасности. Отпечатывают же монотипию, ка правило, на бумагу (но в редких случаях и на ткань). Желательно, чтобы размер основы соответствовал размеру листа, на котором нужно отпечатать изображение.

Для техники монотипии подходят акварельные и гуашевые краски. При желании можно даже использовать расплавленные восковые мелки. Фактура изображения зависит от густоты краски. Так, гуашь почти непрозрачна, дает красивые разводы, однако, высыхая, она может стать блеклой (поскольку в ее основе лежит мел). Акварель более подходит для детского творчества - только нужно наносить ее на основу густо, не оставляя пробелов.

Отметим, что от густоты краски зависит фактура изображения - от легкого «ажурного» эффекта до яркого, насыщенного. При монотипии можно использовать краску одного цвета (монохромный рисунок) либо нескольких оттенков. Так же и основа может быть белой либо цветной (тонированной).

Дополнительные детали на получившемся в результате отпечатывания рисунке дети могут дорисовывать самыми разными инструментами - кистью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами и даже гелевой ручкой.

Используемые приемы рисования: стандартные и специфические

При создании композиций в технике монотипии дошкольникам необходимо освоить следующие основные приемы. Это, прежде всего, складывание листа бумаги пополам, надавливание, разглаживание и аккуратное притирание двух поверхностей.

Другой прием - это рисование на пластиковой доске. На поверхности наносятся пятна определенного цвета. Если у ребенка еще не возникла конкретная идея рисунка, он может просто использовать понравившиеся цвета. Для летнего пейзажа лучше выбрать соответствующие цвета - зеленый, голубой, чуть-чуть желтого и красного. Краски нужно смешать быстрым движением, иначе они успеют подсохнуть. Отметим, что сложные картины рисовать нет смысла, хотя, если у дошкольника есть такое желание, то можно попробовать.

После всех этих действий берется лист бумаги (в идеале его размер и форма соответствуют основе) и слегка прижимается к пластику руками. Поднимать рисунок нужно осторожно, за уголки. В результате получается уникальный оттиск, который невозможно в точности повторить. Такой результат, без сомнения, вызовет у ребенка восторг и удовольствие от возможности экспериментировать. С каждым разом его действия будут более уверенными.

После того, как рисунок слегка подсохнет нужно рассмотреть его, оценить все «удачные» и «неудачные» места, подключить фантазию и дорисовать недостающие детали. Например, у бабочки это будут усики, контур головки, пестрый узор на крыльях в виде кружков, полосочек и пр., у рыбки - хвостик, плавники, прорисовка чешуи. Таким образом, загадочные пятна преобразуются и рождается оригинальный образ.

В зависимости от инструментов, которые ребенок использует для дорисовки образа, отрабатываются соответствующие приемы. Если это кисть, то малыш использует навыки изображения всем ворсом либо кончиком. При рисовании карандашами регулируется сила нажима для получения нужного тона и обращается внимание на наклон инструмента.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Курманова Т.
(средняя группа)

Образовательные задачи : познакомить детей с новой техникой рисования - монотипией, учить складывать альбомный лист вдвое, совмещая углы.
Развивающие задачи : совершенствовать умение рисовать акварелью, развивать воображение, творческую фантазию.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: цветные крылышки и бумажные цветы красного, желтого и синего цветов, образцы рисунков в технике монотипии, бабочки из белой бумаги, разноцветные скатерти, аудиозаписи - музыка П. Чайковского, песня «Разноцветная красавица».
Раздаточный материал: листы белой бумаги с нарисованной на одной половине контуром бабочки согласно количеству детей, акварельные краски, баночки-непроливайки, кисти, подставки под кисти, салфетки.
Ход занятия:
Педагог включает песенку про бабочку «Разноцветная красавица» и загадывает детям загадку:

  • Над цветочками порхает,
  • Кто красавицу не знает?
  • Ее крылья расписные,
  • Ее танцы заводные.
  • Только очень беззащитна,
  • Совершенно безобидна.
  • Не спеши ее пугать,
  • Слабых надо защищать.

Воспитатель сообщает ребятам, что когда она рано утром зашла в группу, то увидела, что по ней летают бабочки. Потом они все попрятались. Педагог просит дошкольников поискать бабочек. Дети находят их на шкафах, занавесках и пр. Ребята удивляются, что бабочки необычные - белые. Оказывается, это дождик смыл с них краску, когда они летели в детский сад.

Затем воспитатель рассказывает детям сказку про бабочку. В ней идет речь о гусенице. Она была некрасивой, над ней все смеялись, и тогда гусеница решила спрятаться в кокон. Просидев там долгое время, она решила вылезти, но почувствовала, что на спинке что-то мешает - она превратилась в прекрасную бабочку с большими яркими крыльями.

Воспитатель предлагает ребятам помочь белым бабочкам - сделать их крылышки такими же яркими и пестрыми.

Проводится игра - ребята надевают на спину цветные крылышки. На ковре разложены цветочки. Бабочка должна прилететь на цветок, совпадающий по цвету с ее крыльями. Действия сопровождаются словами:

  • Бабочки полетели, летают.
  • Над цветком.
  • Цветок летает
  • И порхает и порхает
  • Полетели, полетели
  • И около цветочков сели.

Затем дошкольники садятся за стол: цвет крылышек должен совпасть с цветом скатерти. Педагог обсуждает с детьми строение бабочки, напоминает, что у нее есть туловище и усики.
Воспитатель демонстрирует, как нарисовать бабочку с помощью техники монотипии.
Самостоятельная деятельность дошкольников. После того, как дети закончили работу, педагог сообщает им, что это будет подарок маме, и позже они сделают красивую рамочку.
Пока работы подсыхают, воспитатель проводит с детьми дыхательную гимнастику «Бабочка, лети»: дети дуют на бумажных бабочек.

Рикун Е. «Розы»
(старшая группа)

Занятие проводится накануне Дня матери. Воспитатель спрашивает у ребят, что можно подарить маме, подводит итог, что маме будет приятен любой подарок, но особенно ее порадуют цветы. Дети размышляют, какие цветочки можно выбрать: розы, тюльпаны, ромашки, васильки, георгины и пр.
Педагог загадывает загадку на тему: какое растение называют королевой всех цветов.

  • Посмотрите - у ограды
  • Расцвела царица сада.
  • Не тюльпан и не мимоза,
  • А в шипах красотка… (роза)

По картинке дети знакомятся со строением розы. Воспитатель подчеркивает, что у нее есть отличительная особенность - шипы.

Заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение о розе:

  • Зовут меня розой.
  • Примите меня.
  • Я очень душиста.
  • И цветом нежна.
  • По цвету и имя такое мне дали.
  • И даже царицей
  • За пышность назвали!

Педагог спрашивает мнение ребят о том, чем можно изобразить розу (красками, цветными карандашами, восковыми мелками), и предлагает им новый интересный способ - с помощью пленки, кисти и красок. А помогут ребятам в этом занятии их ручки.
Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок»:

  • Вырос высокий цветок на поляне.
  • Утром осенним раскрыл лепестки.
  • Всем лепесткам красоту и питанье.
  • Дружно дают под землей корешки.

Педагог приглашает дошкольников сесть за столы и внимательно рассмотреть материалы, с которыми они будут работать. Розу сначала нужно нарисовать на пленке. Затем, пока краска не успела высохнуть, нужно к пленке приложить лист бумаги и прогладить его рукой - получится отпечаток.
Под композицию Г. Гэблер «О маме» дети рисуют цветы, которые затем подарят своим мамам.
В конце занятия девочка читает стихотворение:

  • Дорогая мамочка, мамуля,
  • Хорошо, что праздник мамы есть.
  • Я тебя люблю, моя родная,
  • Всех твоих достоинств и не счесть.
  • В жизни ты защита и опора,
  • От ненастий бережёшь меня,
  • Любишь без оглядок и укоров
  • И согрета вся тобой семья.
  • Пожелать хочу тебе здоровья,
  • Чтоб тревог никто не доставлял.
  • Ты - одна такая в целом свете,
  • Мамочка любимая моя.
Богданова Н.В. «Деревья смотрят в озеро»
(подготовительная группа)

Дети рассматривают пейзажные картинки, вывешенные на доске. Проводится мини-беседа об осени, ребята вспоминают названия осенних месяцев.

Затем педагог приглашает дошкольников в «картинную галерею», где они под тихую музыку знакомятся с пейзажными репродукциями известных художников. Воспитатель рассказывает об особенностях этого жанра живописи.

Дети указывают на картины, где изображена осень, обосновывают свое мнение.

Педагог читает стихотворение З. Федоровской:

  • Осень на опушке краски разводила,
  • По листве тихонько кистью проводила.
  • Пожелтел орешник и зарделись клены
  • В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
  • Утешает осень:- Не жалейте лето!
  • Посмотрите - роща золотом одета!

После обсуждения стихотворения воспитатель объясняет, как изобразить осенний пейзаж с помощью техники монотипии. Сначала лист бумаги нужно сложить пополам и развернуть. Выше линии сгиба будут располагаться земля и небо, здесь изображаются деревья, летящие птицы, а внизу - речка или озеро. Верхняя часть размывается голубой акварелью, смешанной с водой. После низ рисунка смачивается просто чистой водой. Лист нужно сложить пополам и прижать - внизу отпечатается голубое озеро, в котором отражаются все предметы, нарисованные в верхней части. Затем композиция дополняется мелкими деталями.

Самостоятельная деятельность дошкольников. В конце занятия ребята рассматривают все рисунки и делятся впечатлениями.

Быковская И. «Спящий зимний лес»
(подготовительная группа)

Занятие начинается с сюрпризного момента - перед детьми появляется игрушечный попугай с шарфиком на шее. Он прилетел из жаркой Африки, где никогда не бывает снега. Африканским животным очень хочется посмотреть на зимний лес, увидеть сугробы и деревья без листьев. Ведь, они не верят, что деревья могут их сбрасывать - в Африке такого не бывает. Вот звери и послали попугая, чтобы он все посмотрел и рассказал им. Но попугай простудился и потерял голос. Он не сможет рассказать друзьям о том, что увидел. Помочь смогут только рисунки ребят с изображением зимнего леса (мотивация).
Воспитатель читает детям стихотворение А.С. Пушкина про зиму:

  • Вот север тучи нагоняя,
  • Дохнул, завыл - и вот сама
  • Идет волшебница зима.
  • Пришла, рассыпалась; клоками
  • Повисла на суках дубов,
  • Легла волнистыми коврами
  • Среди полей, вокруг холмов;
  • Брега с недвижною рекою
  • Сравняла пухлой пеленою.
  • Блеснул мороз. И рады мы
  • Проказам матушки зимы.

Проводится мини-беседа о том, за что мы любим зиму. Затем педагог предлагает ребятам совершить путешествие в зимний лес на воображаемых лыжах.

  • Чтобы губы в пути не замерзли, проводится речевая зарядка:
  • Ма-ма-ма - наступила зима
  • Ме-ме-ме - рады мы зиме
  • Ду-ду-ду - в зимний лес я иду!

Дети имитируют ходьбу на лыжах и выполняют движение в соответствии со словами - игротренинг «В лес на лыжах мы пойдем»:

  • Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
  • По сугробам высоко ноги поднимаем,
  • А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
  • Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
  • Мы деревья и кусты змейкой обойдем,
  • И к лесной опушке вскоре мы придем.

Педагог вспоминает с ребятами правила поведения в лесу. Также дошкольники вспоминают стихотворения о зиме.
Далее дети рассматривают репродукции пейзажей И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Зимнее утро». Анализируются цвета, которые использовали художники (холодные - белый и голубой), пропорции предметов (деревья на заднем плане кажутся маленькими).
Проводится физкульминутка «Зимний лес»:

  • Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
  • Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
  • Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
  • Слева елка на нас глядит
  • Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
  • На землю красиво ложатся (движение (фонарики) и смотрят вверх).
  • Как красивы они!
  • В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
  • А нам пора уже домой.
  • Берём лыжи и в путь домой. (садятся на свои места)

Ребята садятся за столы. Воспитатель предлагает им нарисовать зимний пейзаж с помощью нетрадиционной техники - монотипии, объясняет, что эта работа требует усидчивости и быстроты. Нужно заранее продумать выбор красок, дети вспоминают, как получить голубой цвет.
Перед продуктивной деятельностью проводится пальчиковая гимнастика «Снежок»:

  • Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого).
  • Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней).
  • Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
  • И совсем-совсем не сладкий.
  • Раз - подбросим. (Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают).
  • Два - поймаем. (Приседают, ловят «снежок»).
  • Три - уроним. (Встают, роняют «снежок»).
  • И… сломаем. (Топают).

Под композицию П. Чайковского «Времена года» дети рисуют. В конце занятия все вместе рассматривают работы, воспитатель замечает, что деревья получились как будто живые.

Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с комментариями по выполнению работы

Бабочка - один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).

Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Сочетание двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями

Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.

Фотогалерея «Рыбки»

Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью

С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение - это работа «Волшебный цветок».

Фотогалерея «Цветы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией - это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией - это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» - поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему - «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».

Фотогалерея «Пейзажные композиции»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.

Фотогалерея «Фантазийные мотивы»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью

В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян - обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.

Фотогалерея «Космос»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и цветными карандашами Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия - действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.

Мы с дочкой продолжаем осваивать новые для нас техники рисования.

Недавно опробовали , теперь пришел черед монотипии. Честно сказать, опробовать эту технику я давно хотела. Но как то не сложилось. И наконец, момент настал.

Что такое монотипия?

Если сказать просто – то монотипия это нанесение краски на гладкую поверхность, а затем отпечатывание ее на бумаге. Эту технику используют и художники. Для деток монотипия идеальна для .

Наш первый опыт монотипии не совсем удачен для меня (мне бы хотелось получить более интересные рисунки). Но дочку он привел в восторг.

Поэтому сразу скажу – если вы решите рисовать с ребенком в технике монотипии – обязательно запаситесь огромным количеством чистых листов и выделите место для просушки рисунков. Их будет много!

Как рисовать в технике монотипия

Потребуется:

  • стекло или кафельная плитка;
  • много бумаги;
  • акварель или гуашь;
  • большая мягкая кисть для нанесения краски;
  • вода.

Совсем немного смачиваем плитку/стекло водой и наносим на нее краску. Наносить краску можно кисточкой – тычками, размазыванием, а можно и фактурным валиком.

Важно чтобы краска была не прозрачной, но и не очень густой. Тогда отпечатки будут яркими.

Затем прикладываем к плитке/стеклу лист бумаги, и переворачиваем конструкцию – так чтобы плитка была сверху на бумаге. Делаем аккуратно, чтобы краска не потекла. Потом поднимаем плитку за один край и снимаем ее с бумаги.

Для детей можно использовать упрощенный вариант (мы так делали с дочкой) – прикладывали лист, и ничего не переворачивая снимали его с плитки/стекла.

От того, в каком направлении вы снимаете лист бумаги, будет зависеть рисунок и подтеки. Если вы получить на картине эффект волны и интересных подтеков, нужно снимать лист бумаги не за раз, а постепенно. Подняли краешек, вновь наложили, снова подняли уже чуть больше, еще раз наложили и т.д.

У нас не очень получились волны, но мы не отчаиваемся, и будем пробовать еще и еще.

Интересные разводы будут — если смачивать плитку не просто водой, а мыльной пеной. Обязательно попробуйте – у вас получится фактурный рисунок.

Кстати, технику монотипия можно использовать для рисования с детками уже с годика. Малыш будет наносить краску на плитку, а мама будет волшебницей, создавая красивые отпечатки на листе бумаги.

Как использовать рисунки, выполненные в технике монотипии?

Монотипия прекрасна не только тем, что надолго увлекает юных художников. Она дает огромный простор для воображения.

В полученных абстрактных рисунках можно находить сюжеты и детали. Аня с удовольствием рассматривала каждый свой рисунок: «Мама, если посмотреть так, то тут дерево получилось! А тут мрачное небо и гроза».

Когда рисунки высохнут вместе с ребенком можно подрисовать недостающие детали.

Кроме того рисунки можно использовать как фоны для открыток или поделок с детьми и даже для оформления детского фотоальбома.

Попробуйте и вы монотипию! Не пожалеете!

МАСТЕР-КЛАСС

РИСОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ МОНОТИПИИ

Учителя МБОУ «СОШ с.Святославка»

Бескровной Ольги Викторовны

2015 год

Монотипия (от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ...) – это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

После этого полученные изображения либо оставляют в первоначальном виде, либо придумывают, на что они похожи, и дорисовывают недостающие детали. Поэтому это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности.

Краски для монотипии можно использовать разные.

Акварель и гуашь лучше всего подходят для детского творчества. Если акварель не разводить слишком сильно водой и использовать акварельную бумагу, получится очень красиво. Еще один плюс акварели – она легко смывается Гуашь непрозрачна, из нее получаются красивые разводы. Акриловые краски очень быстро сохнут, что для создания отпечатков неудобно, и плохо смываются. Масляные краски подходят, в основном, профессионалам.

Как сделать монотипию

Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.

1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.

2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.

Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток.

На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Монотипия - удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия - это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии - наверное, самое захватывающее из всего действия!

Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений !

Монотипия в чистом виде в живописи используется редко. Обычно мастера применяют ее в смешанной технике.

Монотипия – это очень простая, но довольно красивая нетрадиционная техника рисования, с помощью которой можно создать уникальные рисунки за один прием. Ее используют не только для написания абстрактных картин, пейзажей, необычных портретов. Монотипия нашла свое применение и в науке. Наиболее известным примером ее использования в психологии являются пятна Роршаха.

Монотипия была изобретена гравером и художником Джованни Кастильоне. Хотя его работы весьма отличались от монотипных изображений художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом.

Монотипные картины пишут посредством нанесения красок на ровную поверхность, а затем делают оттиск рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Изображения всегда получаются разными. Их оставляют либо в первоначальном виде, либо дорисовывают различные мелкие детали, создавая законченную работу.

Монотипию без труда осваивают даже маленькие дети. Данный вид творчества весьма полезен для развития у них воображения, мелкой моторики рук, образного мышления и творческих способностей.

В данной технике рисования главным является принцип зеркальности. Об этом не стоит забывать, так как вместо задуманного сюжета можно получить всего лишь непонятные кляксы. Для написания монотипных картин используют разнообразные краски: гуашь, акрил, масляные краски, акварель и т. д. Краски наносят на стекло или другу поверхность, не пропускающую влагу, не сильно густо, но следя за тем, что бы между ними не было никаких просветов. Мазки делают быстро, что бы краска не успела высохнуть. Для картин, выполненных с помощью оттисков, предпочтение отдается акриловым красителям. Они более сочные по цветовой гамме и имеют плотную консистенцию.

Когда картину рисуют на стекле, сверху на нее кладут белый лист, затем аккуратно придавливают его руками и разглаживают. Так же аккуратно его снимают с поверхности. Полученный отпечаток всегда будет уникальным, так как создать две одинаковых работы просто невозможно. Даже несколько отпечатков одного и того же рисунка будут иметь различия. Кстати, стекло и пластик создают разные отпечатки. Поэтому полученный оттиск одного и того же рисунка на их поверхностях так же будет отличаться.

Монотипия в чистом виде в живописи используется редко. Обычно мастера применяют ее в смешанной технике. На отпечатанной картине они сочетают различные формы и текстуры. Нужные детали художники дорисовывают при помощи обычной кисти.

Сегодня, в седьмом уроке рисования - нас ждет очередное волшебство: мы нарисуем часть рисунка - а дальше он "дорисуется" сам! Приступим!?

Знакомьтесь - МОНОТИПИЯ (греч.: monos - один, tupos - отпечаток) - простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности (это может быть не только бумажный лист - но об этом в следующих уроках) - и отпечатывается на другую. Подобно как отпечаткам - в уроке рисования №3 , только сложнее - и от этого интереснее! Ведь тут отпечатывается целый рисунок - и этот момент происходит еще более красивее и завораживающе!

Для совсем маленьких малышей - такое рисование монотипией - можно смело превратить в веселую игру:

Например - Полет бабочки:

1 шаг. На правой половине листа рисуем крылья бабочки - (только наполовину) - можно сделать это горизонтально, как будто бабочка сидит, сложив крылья. Пусть малыш внесет и свою лепту в рисование узоров.

2 шаг. Складываем лист - и вуаля - бабочка расправила крылишки и готова лететь! Не забудьте попросить кроху показать Вам - как летает бабочка!

Встреча птичек:

Шаг 1. На одной части листа мы рисуем дерево с птичкой.

Шаг 2. Сгибаем-отпечатываем картинку - и вот птички уже две - так им интереснее щебетать. А как поют птички, малыш?

А для детей постарше можно предложить чуть более сложный сюжет - такой как отражение в воде .

Еще варианты рисования монотипией:

Итак - сегодня основной наш фото-мастер-класс рисования:

Рисование монотипией - "Как мы в лодке катались"

В нем я показываю, как рисовать синхронно вместе с ребенком. Шаг делаете Вы - и его же повторяет за Вами ребенок - и так до победного конца. Таким образом рисуем только первый раз, так ребенок учится новой технике, которую в последующем будет использовать сам - как ему вздумается. Это лучше проделывать с ребятами от 3 лет и старше, помогая им прорисовывать то, что не получается у них самих.

Конечно, Вы можете возразить - а как же фантазия ребенка, - тут она не будет работать, где дать ему личный выбор?! Правильно - выбор должен быть - пусть ребенок придумает сюжет рисунка сам, например, это может быть счастливое воспоминание из его собственной жизни. В процессе рисования поощряйте его, когда он пытается сделать что-то "по своему", внести какие-то свои элементы, свой взгляд на мир.

Мы с Ариной (моей дочери 3 года) рисовали то, что она предложила сама - и назвали шедевр "Как мы в лодке катались!". Сначала придумали тему, а внести в рабочий процесс нестандартную технику монотипию - я догадалась чуть позже. Так как моему ребенку всего 3 года - я старалась рисовать утрированно - так, чтобы ей было легче повторить в своем рисунке те или иные моменты.

Шаг1.

Рисуем линию реки. Чуть позже мы ее расштрихуем вниз.

Шаг 2.

Рисуем лодку.


Шаг 3.

А в лодке - человечков. Папа, мама и Арина. "Телесный" цвет лиц - сама развожу краску в палитре, Арина с интересом наблюдает, как я смешиваю цвета. А цвета для нашей одежды - позволяю доче подобрать самостоятельно (При этом она попыталась вспомнить - что на самом деле было надето на нас тогда, когда мы катались на лодке). Так же она рекомендует добавить солнце (см. следующий шаг).


Шаг 4.

Сгибаем лист. Получаем отражение в воде - солнца, лодки и человечков!

Шаг 5.

Даю доче отдохнуть - а рисунку подсохнуть. После чего сама подправляю чуть смазанное изображение - краской по сухому.

Так же, дорисовываем воду - на всей поверхности глади воды - делаем голубые и белые штрихи. Как релистично получилось отражение в воде!

Шаг 6.

Как чуть подсохнет (чтобы краски не смешивались) - можно дорисовать детали - вёсла, волосы человечкам. Опять сушим.

Шаг 7.

Самое приятное - по сухому изображению дорисовывать последние "штрихи" - а по сути для ребенка самое главное - лица человечкам, волосы и травку. По инерции ребенок вносит свои детали - дерево, рыбки в реке, рисует на солнце.

Вот что у нас получилось! Эту красоту мы даже на конкурс детского рисунка отправляли, где получили немало голосов! С нетерпением жду и Ваших шедевров (их можно прикрепить в комментарии ниже). Спасибо за внимание!