Лепка из пластилина для детей 3 4 лет в детском саду. Улитки из пластилина. Мастер-класс

Дарья Николаевна Колдина

Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру «Что изменилось?» (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его»).

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 3–4 лет:

Скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);

Раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);

Надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);

Растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);

Прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);

Сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);

Сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);

Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).

Вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);

Вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).

Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее заготовьте природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.

Если у вас нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для теста нужно смешать полстакана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие из теста нужно просушить с двух сторон на теплой батарее, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:

Испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;

Знает свойства глины и пластилина;

Использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);

Передает в лепке различие предметов по величине;

Раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;

Соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;

Сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;

Умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;


Развивать мелкую моторику рук у малыша 3-4 лет очень важно, и лепка из пластилина для детей – это прекрасная возможность для этого. В дальнейшем лепка с ребенком поспособствует правильному формированию его речевого аппарата. Кроха не зря сначала играет с разными по текстуре предметами, а потом осваивает рисование, аппликации и лепку: эти и многие другие приемы служат основой для его развития.

Польза лепки из пластилина для детей 3-4 лет

Научно доказано, что развитие моторики рук детей напрямую связано с формированием речевого аппарата маленького человечка. Так как на пальчиках находится много нервных окончаний, малышу рекомендуют давать играть бусинами, пуговицами, игрушками из дерева, металла, пластмассы, ткани, картона и многих других материалов. Когда ребенок немного подрастет, он сможет совершать простейшие манипулятивные действия с карандашами, бумагой, красками. Как только этот период наступает, с ребенком пора начинать заниматься прикладным творчеством. Общеизвестно, что чем тщательнее родители занимаются с ребенком, тем большие успехи он делает на пути своего взросления.

Важно знать

Когда родители дают детям разные по форме, размеру и текстуре игрушки, среди них не должно быть слишком маленьких предметов, таких как маленькие бусины, а также изделий с мелкими деталями. Ребенок может ненароком их проглотить или вдохнуть.

Польза лепки не ограничивается лишь развитием мелкой моторики рук детей. Даже взрослые признают, что лепка – это чрезвычайно трудоемкий процесс. Поэтому он формирует у детей такие качества, как:

  • усидчивость;
  • терпение;
  • внимательность;
  • трудолюбие;
  • воображение.

Помимо этого, с получившимися поделками можно играть, ставить с их помощью интересные спектакли или просто сочинять вместе с малышом забавные истории.


Многие мамочки категорически против того, чтобы ребенок лепил из пластилина дома. Их можно понять, так как пластилином можно испортить дорогую мебель или ковры. Если в ковер втоптали пластилин, то вещь можно считать безнадежно испорченной, извлечь пластилин оттуда или отстирать ковер просто не представляется возможным. Поэтому для детей нужно отвести специально обустроенное рабочее место, приучать их уже в этом возрасте содержать его в порядке.

Таким образом, мы видим, что польза лепки из пластилина для детей 3-4 лет просто огромна.

  1. Лепка развивает мелкую моторику рук детей.
  2. Помогает поддерживать и развивать многие психологические процессы.
  3. Дитя учиться работать обеими руками сразу, синхронно.
  4. Развивается осязание у детей.
  5. Чадо приобретает навыки усидчивости, трудолюбия, целеустремленности.
  6. Малыш учится организовывать и планировать свою деятельность.
  7. Кроха осознает, как здорово не покупать игрушки, а делать их своими руками вместе с родителями.
  8. Лепка вместе с детьми – это замечательный повод провести время вместе, пообщаться и сблизиться еще больше.


Виды пластилина

Еще в детстве наших родителей пластилин существовал только одного вида. Сейчас же в магазине канцелярских товаров, просто разбегаются глаза. Но есть несколько критериев, руководствуясь которыми, родители могут удачно выбрать пластилин.

  1. Качество . Материал для лепки должен быть в меру липким и в меру тягучим, не приставать к рукам, но и не быть твердокаменным. Если есть возможность, пластилин можно понюхать. От него исходит ярко выраженный химический аромат? Это не говорит о качестве товара, такой продукт лучше оставить в магазине.
  2. Цвет . Чаду 3-4 лет не нужно вовсе, чтоб в набор входили все цвета, существующие в природе. Достаточно самых основных цветов спектра. Цвета должны быть максимально естественными, не кричащими, без кислотного оттенка.

Это базовые требования для набора детского творчества, но есть и такие моменты, которые придется учитывать индивидуально. Этот учет будет зависеть от творческих навыков крохи, а также от того, что именно хочет слепить малыш.


Итак, пластилин бывает разных видов.

  1. Обыкновенный . Это тот самый пластилин, из которого всю жизнь лепили мы сами и наши родители. Это прямоугольные кусочки разного цвета, в состав которых входит глина и жир, в некоторых случаях – воск. Цвет брусочку придает определенный краситель. Сам материал очень мягкий, малышу не стоит больших усилий разогреть его в руках и начать лепить. Подходит для детей любого возраста.
  2. Шариковый . Наверняка родители видели в продаже прозрачные контейнеры, которые были наполнены цветными шариками. Так вот, это шариковый пластилин. Он весьма пластичен и удобен в применении, сами шарики клейкие на ощупь. Из него можно сделать множество оригинальных поделок, но ребенку сразу нужно объяснить, что такой пластилин ни в коем случае нельзя хранить с открытой крышкой, контейнер всегда должен быть плотно закрыт, иначе материал придет в негодность и лепить из него будет нельзя.
  3. Застывающий . Особенность такого пластилина состоит в том, что поделка из него в течение суток полностью застывает, находясь на открытом воздухе. То есть из такого пластилина можно делать небольшие сувениры, статуэтки, елочные украшения и даже игрушки для самого ребенка. Такие изделия не испачкают дорогостоящую мебель при игре, поэтому родители могут быть абсолютно спокойны.
  4. Арт-пластилин и скульптурный . Покупку такого пластилина пока что следует отложить на довольно длительное время. Этот пластилин предназначен для детей, которые учатся в художественных школах или посещают курсы лепки, работа с ним требует определенных профессиональных навыков, которыми пока не располагает крошка 3-4 лет. Он рассчитан на детей 10-14 лет и старше.
  5. Плавающий . После высыхания изделие из пластилина становится настолько легким, что может плавать в воде. Можно не сомневаться, что кроху 3-4 лет это приведет в восторг. Игрушку из пластилина можно запускать в тазик или в ванну с водой, а также брать с собой во время купания.
  6. На растительной основе . Состав такого пластилина экологически чистый. С учетом того, что дети в возрасте 3-4 лет продолжают активно познавать окружающий мир, пробуя все на вкус, такая покупка придется весьма кстати. Можно не бояться за здоровье своего ребенка, пластилин не принесет вреда крохе, если он попробует его взять в рот. Кроме того, данный вид пластилина намного мягче, чем другие. У ребенка кисти рук пока слабые, поэтому на первое время ему подойдет растительный пластилин.


Как организовать лепку из пластилина для ребенка?

Для того чтобы лепка из пластилина доставляла детям только радость и приятные эмоции, нужно правильно организовать рабочее место. Кроме самого места нужно подумать и о приобретении некоторых сопутствующих товаров для лепки.

  1. Доска для лепки . Для того чтобы не запачкать поверхность стола или другой мебели, нужно приобрети доску для лепки из пластилина. Такие изделия свободно продаются в магазинах и бывают 2 видов – деревянные и пластиковые. Какое из них выбрать, решают сами родители или же дети, принципиальной разницы между досками нет. Однако доски из пластика подвергаются чистке несколько лучше, чем деревянные. Человечку 3-4 лет нужно объяснить, что лепим мы только на доске.
  2. Пластиковый ножик для резки пластилина . Обычно он идет в комплекте при покупке коробки пластилина, но если производитель не позаботился об этом, такой ножик придется купить отдельно.

Таким образом, занятия лепкой с детьми 3-4 лет чрезвычайно важны, они приносят пользу и удовольствие. Конечно, занятым на работе родителям порой некогда заниматься этим с детьми, но нужно постараться выкроить хотя бы полчасика, ведь это неоценимый вклад в будущее вашего ребенка.

Пластилин считается уникальной игрушкой для детей 3-4 лет. Занятия с пластилином развивают усидчивость у крохи, заставляют активно работать пальчиками рук, за счет чего развиваются суставы и мышцы кисти и усиливается кровообращение. Также у него активизируется умственная деятельность, развивается фантазия, координация и речь. По всем этим параметрам для детей 3-4 лет очень полезное занятие.

Лепка для детей — занимательное занятие, представляющая собой вид изобразительного творчества. Чаще всего дети лепят животных из пластилина. Это одно из увлекательных занятий для детей разного возраста. Лепка способствует развитию воображения, общей ручной умелости, развитию пространственного мышления.

Лучше всего дети лепят из пластилина :

  • Животных;
  • Фигурки героев мультфильмов;
  • Цветы;
  • Домики;
  • Шарики;
  • Птиц.

Занимаясь с ребенком лепкой, постарайтесь заинтересовать его, предложив слепить нечто ему знакомое и любимое. Если ваш малыш любит животных, предложите ему следить маленький зоопарк, в котором будет зайчик, змея, собачка и крокодил.

Лепка из пластилина. ЗАЯЦ

Можно задать ребенку первые зачатки знаний по геометрии, слепите с малышом шар, конус, трехстороннюю пирамиду, куб и трапецию. Можете показать, что шар нужно катить, что куб имеет одинаковые стороны, а пирамида – грани. Если наклеить на шар глазки и улыбку – получится веселый колобок, к кубу можно приклеить ручки и ножки, а также добавит лицо – и получится веселый Спанч-боб.


Также вы можете попробовать разные угощения для игрушек. К примеру если ваша дочка любит играть в кукольное чаепитие, то слепите с ней вместе пончики, конфетки и баранки для кукол. Во время такой игры можно сделать посуду для кукол и тогда чаепитие станет полноценным.

Но играя с ребенком, будьте внимательны. Лепка из пластилина должна быть абсолютно безопасной для детей 3-4 лет, поэтому не оставляйте малыша одного и не разрешайте ему тащить массу для игры в рот.

Совет: Постарайтесь принимать как можно меньше участия в лепке фигурок, которые делает ребенок. Поправляйте малыша, показывайте ему на другой фигурке принципы и основы, но старайтесь, что он все делал сам. Только так игра приведет к развитию моторики и фантазии.

Типы пластилина и как выбрать

Любой хороший пластилин должен быть эластичным и податливым. Он должен становится мягким под воздействием тепла рук и не должен крошиться после застывания. Не имеет большого значения, какого вы выберите производителя, отечественный или заграничный продукт по характеристикам будут одинаковы. Но заграничный часто отличается более нежными и насыщенными цветами, а также приятным запахом.

Лепка из пластилина пингвина Лоло

Типов пластилиновой массы много и чтобы выбрать правильный, вы должны проанализировать, что хотите лепить с ребенком и соотнести это с возрастом и возможностями самого малыша.

Для обычных поделок, лепки животных, растений, геометрических фигурок и других предметов нужен самый обычный эластичный пластилин. Вы сможете слепить из него какую-то фигурку, поиграть с ней и сделать что-то новое.

Если вам захочется сохранить первые поделки своего малыша, то вы можете выбрать застывающий пластилин. С ним можно играть по разному, к примеру, взрослый может сделать каркас ракеты из бумаги, в малыш облепит его пластилином. Можно просто лепить разные предметы и фигурки, к примеру, животных и сохранить их на память как первые поделки.

В случае, если вы захотите попробовать рисование пластилином вместе с малышом, то купите более мягкий вариант, чтобы его можно было легко наносить пальчиками на картон.

Существует еще и светящийся в темноте, блестящий и меняющий цвет пластилин, но вы можете покупать его тогда, когда задумаете действительно интересную игру с малышом. Для первых шагов в лепке достаточно и обычного.

Виды пластилина :

  1. Парафиновый;
  2. Восковой;
  3. Флуоресцентный.

Инструменты для лепки


Чтобы было удобнее делить пластилин на части, и лепка была более интересной для детей трех-четырех лет, стоит приобрести инструменты для лепки. Это могут быть стеки и прямым, фигурным, конусообразным или волнистым краем, которыми массу можно делить и придавать ей какой-нибудь интересный декор.

Плей До набор инструментов для лепки

Также вы можете найти валик для раскатывания пластилина, валик для фигурной резки, а также разнообразные формочки, при помощи которых из материала можно делать разнообразные фигурки.

Такие формочки могут быть контурными, а могут представлять собой пасочки, куда пластилин закатывается как в форму и потом получает выпуклая фигурка. Часто такие формы имеют вид животных и такая игра очень увлекает детей трех-четырех лет.

Уроки лепки из пластилина для дошкольников

Существует огромное количество уроков того, что можно сделать из такой игрушки как пластилин. Но задание должно быть по силам ребенку трех-четырех лет, поэтому мы расскажем вам, как слепить снеговика и улитку.

Для снеговика возьмите три разных по размеру кусочка белой пластилиновой массы и скатайте из него три шарика разного диаметра. Поставьте большой шарик как основание, на него шарик поменьше и сверху совсем маленький. Маленький шарик будет головой, поэтому приклейте на него черненькие глазки, скатайте из оранжевого пластилина конус-морковку и из розового колбаску-ротик. Вот ваш снеговик и готов. С таким уроком вполне справится ребенок четырех лет.


Сделать улитку будет еще проще. Скатайте два колбаски из синего и красного пластилина. Пусть синяя колбаска будет короче, а красная длиннее. На первом году жизни ребенку нельзя давать пластилин, а вот к трем годам малыш может начинать заниматься интересным занятием, на которое порой требуется много времени и усилий. Но это того, стоит. Яркий пластилин привлекает малышей.

Как лепить из пластилина. Первые уроки малышам

Красную колбаску заверните в бублик, так, чтобы получилась раковина. Синяя колбаска будет телом, поэтому один ее конец должен быть слегка заужен, а второй – раздвоен, чтобы получились глазки. Приклейте раковину в телу и на место глазок наклейте две черненькие горошинки.

Смешивание цветов пластилина

Часто бывает, что лепка увлекает детей в детском саду настолько, что каких-то цветов не остается совсем. Чтобы кроха не расстраивался, научите его смешивать цвета.

Если смешать одинаковые шарики красного и голубого – получится фиолетовый, желтого и красного – получится оранжевый, голубого и желтого – выйдет зеленый, голубого и оранжевого – коричневый. Также можно смешать белый с красным и получить розовый, белый с синим, и получить голубой.

Как сделать пластилин дома

Если вашему крохе очень понравилась лепка и теперь он хочет постоянно творить, создавая животных, героев мультиков и разные предметы, то вам понадобиться очень много пластилиновой массы. Есть смысл попробовать сделать ее дома самостоятельно, для этого существует неплохой рецепт.

Как сделать пластилин для детей

Вам понадобится :

  1. Крахмал — 2 столовые ложки,
  2. Мука – 3 стакана,
  3. Мелкая соль – 1 стакан,
  4. Вода – 1 стакан,
  5. Растительное масло – 2 столовые ложки.


Все ингредиенты нужно хорошо перемешать, пока масса не станет однородной. Хранить домашний пластилин нужно в плотно закрытой таре.

Как хранить поделки из пластилина

После того, как лепка закончена, часто хочется сохранить поделки деток, хотя бы на какое-то время. Вам нужно будет поставить их в прохладное место, а еще и можно под стекло, так поделки не будут пылиться.

Если вам захочется сохранить какие-то поделки на память, чтобы показывать их сыну или дочери, когда они вырастут, организуйте для хранения коробочку с ячейками, чтобы каждая фигурка хранилась отдельно, такие легко сделать из картона. Тогда ваши фигурки, сделанные маленькими ручками деток сохранятся на многие годы.

С ребенком можно поэтапно создавать красивые фигурки, поделки, которые он в дальнейшем сможет делать самостоятельно. Для работы желательно взять пластиковую доску и соответствующий инструментарий. Если ребенку изначально понравиться заниматься лепкой, то в дальнейшем он будет заниматься ею постоянно. При этом важно научить ребенка пошагово лепить фигуры, используя картинки.

С детьми можно лепить пластиковые композиции, которые получаются яркими. Занятие не только увлекательное, но и является способом тренировки мелкой моторики. Чтобы ребенку было удобно заниматься лепкой, необходимо заранее подготовить рабочее место.

Поделки из пластилина в младшей группе ДОУ

Руководитель: Евстратова Светлана Леонидовна, воспитатель.

Мастер -класс предназначен для детей от 3 до 4 лет

Цель : вызвать у ребенка желание изображать; прививать интерес к окружающему миру; развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

Назначение : выставка детских работ «Пластилиновое чудо»

Забавные улитки на зелёной лужайке из пластилина

Мне казалось, что улитка

Не способна бегать прытко,

Только ползать, не спеша,

Тихо листьями шурша.

Но ползучесть та - не хворость,

Для улитки - это скорость.

Вот и снова перед вами,

Еле двигаясь, лежит...

Нет, ошибся я, бежит!

Материалы: картон зеленого цвета, пластилин, стека, доска для лепки.

Ход работы

Для изготовления ракушки для улитки раскатаем из пластилина яркого цвета длинную колбаску.


Свернем ее как спираль.


Туловище улитки сделаем другого цвета. Раскатаем короткую колбаску из небольшого куска пластилина.


Согнем туловище и сплющим его внизу.


Соединим туловище и ракушку.


Для глаз нам понадобится два маленьких шарика белого цвета и два шарика еще меньшего размера черного цвета. Ротик- шарик красного цвета.



Чтобы сделать шляпку раскатаем два шарика один больше второй меньше.


Большой шарик расплющим соединим с маленьким.


Оденем шапочку на улитку. Улитка готова.


Сделаем еще одну улитку аналогично первой. Поместим их на полянку из картона. Украсим полянку цветами.



конспекты лепка 3-4 года.doc

Лепка

Цель и задачи обучения лепке:
Познакомить с разнообразием пластических материалов – пластилин, глина, солёное тесто, снег, папье-маше, их свойствами
Обучение умению создавать объемные изображения знакомых предметов из 2-3 деталей, выделять в них наиболее характерные признаки.
Обучение умению примазывать детали друг к другу, соизмерять нажим ладоней на комок глины, вытягивать или оттягивать часть формы для формирования клювика, хвостика и т.д.
Формировать зрительный контроль за движениями своих рук, умение синхронизировать работу обеих рук.
Развитие мелкой моторики.
Развитие эмоций и фантазии.
Развитие речи.
Ознакомление с окружающим миром.
Приучать детей быть аккуратными: сохранять рабочее место в порядке.
Материалы и инструменты для занятий:
Пластилин, глина, солёное тесто

Бумажные салфетки

Для папье-маше, бумага 2-х видов, клей ПВА, крем детский;

Краски белая – водоэмульсионная, гуашь, кисти, бесцветный лак для оформления работы;

Формочки для теста, скалка
Дополнительное оборудование:
клеенки на столы,

доска для лепки,

фартук или халат и др.
Лепка 3-4

Формировать интерес к лепке.
Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
Учить отделять от большого куска глины небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки в кольцо, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).
Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.
Занятие 1 «Мой веселый звонкий мяч»
Занятие 2 «Ягодки на тарелочке»
Занятие 3 «Помидор и огурец на тарелочке»
Занятие 4 "Репка на грядке"
Занятие 5 "Фрукты: яблоко и груша"
Занятие 6 Угостим цыплят зернышками.
Занятие 7 "Ёжики"
Занятие 8 "Я пеку, пеку, пеку."
Занятие 1

"Мой веселый, звонкий мяч".

Формировать умения раскатывать шар круговыми движениями ладоней.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина разного цвета, клеенки, салфетки бумажные, Мячики теннисные по количеству детей 1.

Демонстрационный материал: Мячи разного цвета, размера и материала, образцы готовых мячей из пластилина, комок пластилина для показа.
Ход занятия:

1. На столе стоят игрушки: мяч, матрешка, юла. Отгадайте загадку и найдите на столе отгадку.

Бьют его, а он не плачет.

Веселее только скачет.

Что это? Как догадались?

2. Рассматривание мячей. Чем похожи мячи, чем отличаются? Мячи похожи формой, отличаются размером, цветом, материалом из которого сделаны. Как с ними можно играть? Катать, бросать, ловить…

3. Воспитатель берет мячик и играет с ним – подбрасывает вверх, ударяет об пол и читает отрывок из стихотворения С.Маршака «Мяч»:

Мой весёлый, звонкий мяч.

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!..

4. Сегодня мы будем лепить мячики, чтобы с ними поиграть. Сначала потренируемся. Возьмем теннисные мячики, положим на ладошку, а сверху прикроем другой ладошкой. Пальчики прямые смотрят в стороны, как лучики.
Покатаем мячик на ладошке и говорим:
«Крутим, крутим, крутим, крутим, очень круглый мячик будет».

5. Рассмотрим, как украшены наши мячики? Полосочками, кружочками, пятнышками.

6. Порядок выполнения работы:

Показ воспитателем кругового раскатывания шара

Дети имитируют движения лепки без пластилина

Лепка мячей выбор цвета по желанию детей (Воспитатель помогает жестами, приемом «рука в руке»)

Украшение мячей пятнышками из сплющенных пластилиновых шариков или полосочками, расположенными параллельно или перекрещенными.
Воспитатель помогает вопросами: «Как ты украсишь свой мячик? Какого цвета выберешь пятнышки?», помогает укоротить полосочки, при необходимости отщипнув лишнее.


Занятие 2

«Ягодки на тарелочке»

Задачи: Учить детей лепить шар круговыми движениями ладоней и пальцев, показать возможность преобразования

(сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и загибания краев, «чтобы ягодки не выкатились»,

Вызвать интерес к созданию пластической композиции из 1 большого предмета и нескольких маленьких.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина разного цвета, клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: плакат «Фрукты – ягоды», комок пластилина для показа лепки тарелочки и несколько вариантов готовых тарелочек. Комок пластилина для показа приема отщипывания и изготовления ягодок, игрушка воробей.
Ход занятия:

1. Хоровод «Ягодка малинка»
По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем,

Плясовую заведем,

Заведем, заведем.
Солнышко на дворе,

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка!
2.Рассматривание плаката. Какие еще ягодки здесь нарисованы?
3.3. Игра в мяч «Назови ягоду». Какие ягоды вы еще знаете?
- Где растут ягоды? В лесу, в огороде, в саду. Какого цвета бывают ягоды? Догадайтесь по названию: черника, малина, голубика. - На что похожи ягодки? - Какой они формы?
4. Пальчиковая гимнастика. «Ягодки на тарелочке» Шипунова.
Вот клубника, вот калина, вот душистая малина,

Клюква вот, а вот немножко вкусной желтенькой морошки.

У садовой ежевики фиолетовый бочок.

А от ягоды черники – синий–синий язычок.

(Загибают пальчики на каждое название ягодки)

Сколько всяких ягодок на солнышке поспело!

(Руки вверх, резко разжимаем кулачки – лучики солнышка)

Ягодка за ягодкой, тарелка опустела.

(«Берем» по ягодке с ладошки и кладем в рот)
5. В гости прилетел воробей. Угостим его ягодками. На тарелочку положу несколько ягодок. Это ягодка малинка, эта – земляничка, а это черника и брусника. Воспитатель берет готовую тарелочку из пластилина и выкладывает на нее ягодки-шарики разного цвета. - Кушай, воробушек. Поможете приготовить угощения для других воробьев?
6. Порядок выполнения работы:
- показ воспитателем кругового раскатывания шара и сплющивания его между ладоней в диск, загибание краев

тарелочки;

Лепка тарелочки, выбор цвета по желанию детей (Воспитатель помогает жестами, приемом «рука в руке»);

Показ воспитателем приема отщипывания небольших кусочков от большого куска пластилина и раскатывание его в шар пальцами;

Лепка ягодок детьми, воспитатель задает вопросы: «Что у тебя за ягодка? Какая она на вкус?».
7. Итог урока - выставка работ.
Занятие 3

Овощи. Огурец и помидор.
Задачи: Учить детей лепить шар круговыми движениями ладоней, учить приему раскатывания цилиндра (колбаски).

Вызвать интерес к созданию пластической композиции из 3 предметов.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина красного, зеленого цвета (1 по выбору для тарелочки), клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: плакат «Овощи», пластилин для показа приемов лепки овощей. Натуральные овощи помидор и огурец для исследования формы.

Ход занятия:
1. Подвижная игра «В огород мы пойдем»
В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы картошки накопаем,

Мы морковки натаскаем,

Срежем мы качан капусты

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Какие овощи собирали?
2. Рассматривание плаката. - Какие еще овощи здесь изображены?
3. Игра «Узнай на ощупь».
- Какие овощи спрятались в чудесном мешочке?

(Огурцы и помидоры разного размера.)
4. Рассматривание овощей.
Дети рассматривают и ощупывают помидор и огурец (натуральные) - Какого цвета помидоры? Какой формы? На что похожи? Какие на ощупь? (гладкие) Какого цвета огурцы? Какой формы? На что похожи? Какие на ощупь? (шершавые) Воспитатель кладет 1 помидор и 1 огурец на тарелочку. - Сегодня мы будем лепить эти овощи. Какого цвета нам понадобится пластилин? Почему?
5. Пальчиковая гимнастика. «Овощи» Ю.Тувим.
Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

(шагают по столу пальчиками)

Петрушку и свеклу, ох!

Тут овощи спор завели на столе:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(изобразить как моют руки)

Петрушка иль свекла? Ох!

(загибают пальчики, вытирают лоб на «Ох»)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Указательным пальцем правой руки

«резать» по ладошке левой)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

(загибают пальчики, вытирают лоб на «Ох»)

Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Положить ладошки одну на другую на стол или на колени)

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла, ох!

(загибают пальчики, вытирают лоб на «Ох»)

И суп овощной оказался не плох!

(круговые движения ладони по животу)
6. Порядок выполнения работы:
- показ воспитателем приема раскатывания цилиндра;

Дети имитируют движения лепки без пластилина;

Лепка огурца (воспитатель помогает жестами, приемом «рука в руке»);

Самостоятельная лепка детьми помидора
7. Итог урока - выставка работ.
Занятие 4

Репка на грядке.
Задачи: Вызвать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок. Учить лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять к основной форме.

Показать возможность создания композиции на бруске пластилина (грядке).

Формировать способы зрительного и тактильного обследования знакомых предметов.

Развивать чувство формы.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина желтого, оранжевого (на выбор) и зеленого цвета, клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: плакат «Овощи», пластилин для показа лепки репки.
Ход занятия:
1.Рассматривание репки.
Воспитатель приносит корзинку, покрытую салфеткой, говорит детям, что в корзинке лежит овощ, который вырос на грядке у дедушки с бабушкой. Дети высказывают свои догадки.

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой.

Да, это репка большая-пребольшая и показывает детям репку (возможно, муляж или поделку).

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? … Репка.

Вот такая загадка про репку. Как вы догадались, что это именно репка? Круглая, как колобок, желтого цвета, растет на грядке, в земле.
2.Рассказывание сказки "Репка" с использованием фигурок настольного театра.
3.Подвижная игра «В огород мы пойдем».
В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы картошки накопаем,

Мы морковки натаскаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, круглый, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(выполняем движения по тексту стихотворения)
- Какие овощи еще растут на грядках?
4.Игра в мяч «Назови овощ».
Воспитатель бросает мяч и просит назвать овощ, ребенок возвращает мяч, называя любой овощ, не повторяя, услышанных ранее названий.

5.Порядок выполнения работы.
- Воспитатель показывает способ лепки репки:

Раскатывает пластилин желтого или оранжевого цвета в ладошках (круговые движения), немножко сдавливает.

Для листочков отрывает кусочки пластилина зелёного цвета, сплющивает, сдавливает ладошками, чтобы листочки стали широкими.

Прикрепляет листочки к репке.

Прикрепляет репку на грядку – пластилин коричневого или черного цвета.

Самостоятельная лепка детьми репки. Воспитатель помогает детям советами, наводящими вопросами, индивидуальным показом способов лепки.
6.Итог урока. Выставка работ.
Замечательная репка

На гряде уселась крепко.

Тянет репку дед Иван –

Добрый сильный великан.

Помогает бабка Марья,

А за бабкой - внучка Дарья.

Сарафан весёлой внучки

Ухватила крепко Жучка.

А за Жучкой - кошка Мурка,

А за Муркой мышка Шурка,

Но не двигается репка,

Мы ее слепили крепко.

Занятие 5

Фрукты: яблоко и груша.
Задачи:Учить создавать объемные изображения знакомых предметов, вызвать интерес к лепке, как к виду художественной деятельности.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Материалы: комочки пластилина желтого, красного и зеленого цвета, клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: Фрукты натуральные или муляжи разного размера и цвета – ответы на загадки и для игры «Что изменилось», пластилин для показа приемов лепки груши.
Ход урока.
1.На столе корзина с фруктами. Воспитатель загадывает загадки и просит найти отгадку в корзине. Автор загадок 1-5 - Екатерина Савельева
В летнем солнечном саду 1. Далеко на юге где-то

Зреют фрукты на виду. Он растет зимой и летом.

Только нужно не лениться, Удивит собою нас

Отгадать их потрудиться. Толстокожий... ананас
2.Желтый цитрусовый плод 3.С виду он как рыжий мяч,

В странах солнечных растёт. Только вот не мчится вскачь.

Но на вкус кислейший он, В нём полезный витамин -

А зовут его... лимон. Это спелый... апельсин
4.Все о ней боксеры знают 5.Знают этот фрукт детишки,

С ней удар свой развивают. Любят есть его мартышки.

Хоть она и неуклюжа, Родом он из жарких стран

Но на фрукт похожа... груша. В тропиках растет... банан
6.Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу,

«Кушай, мамочка»,- скажу
2.Игра «что изменилось?
Воспитатель убирает фрукты по одному, пока не останется яблоко и груша.

Поменять яблоко желтое на красное.
3.Физминутка."Вот так яблоко"
Вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите. (Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
4. Пальчиковая гимнастика «Яблонька»
Яблонька, яблонька,

где же твои яблочки? (пальчики вверх, пошевелить - будто веточки)

Заморозил их мороз?(кулачки)

Или ветер их унес?(Плавные движения кистями)

Или молния спалила?(закрыть глаза ладошками)

Или градом их побило?(постучать подушечками пальцев по столу)

Или птицы поклевали?(изобразить, как птицы клюют зернышки со стола)

Не морозил их мороз, и не ветер их унес. (Повторить все движения по порядку)

Не спалило их огнем,

града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! (Показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко)
Эту и другие пальчиковые гимнастики вы можете найти здесь.
5.Игра «Чудесный мешочек»
Определить на ощупь грушу и яблоко. Вы ни разу не ошиблись, как же вы узнали, где яблоко, а где груша, ведь вы не видели фрукты, а только щупали? Дети вместе с воспитателем обсуждают особенности формы яблока и груши.

– Вы любите яблоки, груши? Почему? Чем полезны фрукты? Сегодня мы будем лепить яблочко и грушу.
6.Порядок выполнения работы.

Показ воспитателем способа лепки груши

Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает вопросами и приемом лепки «рука в руке»

Оформление работы,вылепить и прикрепить листочки яблоку, груше, поместить фрукты на тарелочку.
7.Итог урока - выставка работ.

Занятие 6

Угостим цыплят зернышками.
Цель.

Учить передавать знакомые образы, учить создавать предмет из двух деталей, примазывать части друг к другу. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. Развивать мелкую моторику, координировать движения рук. Учить лепить круглые формы круговыми движениями ладоней.

Материал: Игрушки курочка и цыплята, плакат «Птичий двор», пластилин желтого и коричневого цвета.
Ход урока.
1.Игра "Как у птичьего двора собралась детвора…"

Дети водят группе хоровод.

Как мы весело играли и на птичий двор попали. Плакат «Птичий двор» Кто здесь живет? Кто ухаживает за птицами? Как она ухаживает?

Воспитатель читает стихотворение, а дети повторяют последние слова каждой строки хором.

Наша курочка в окно: "Ко-ко-ко".

Наша уточка с утра: "Кря-кря-кря!"

Гусь гогочет у пруда: "Га-га-га!"

А индюк среди двора: "Бал-бал-бал!"

А как Петя-петушок раным-рано поутру нам поет?

2.Пальчиковая гимнастика.

Разложить зернышки гороха и фасоли на разные тарелочки. По 5-7 штук.

3.Ориентировка в пространстве.

Курочка ищет своих цыплят. Помогите отыскать, где они спрятались

4.Рассматривание цыплят. Анализ формы.
Голова круглая, туловище круглое, большего размера, клюв, крылышки, хвостик, лапки. Когда сидит нахохлившись, лапок не видно.

5.Порядок выполнения работы:

Показ воспитателем приема лепки цыпленка, примазывание частей.

Показ воспитателем приема оттягивания части пластилина для создания клювика, хвостика

Показ воспитателем лепки и примазывания крылышка.

Показ воспитателем приема отщипывания пластилина для лепки зернышек. Угостим цыпленка зернышками.

Самостоятельная лепка детей. - Возьмем самый большой кусок пластилина. Что сейчас будем лепить? Туловище, Возьмем самый большой кусок пластилина из оставшихся. Что у нас получится? Голова. Прикрепим голову к туловищу, как следует примажем пальчиками. Сделаем цыпленку клювик, хвостик. Воспитатель прикрепляет цыплятам крылышки. А теперь угостим цыпленка зернышками.

7. Подвижная игра «Вышла курочка гулять.

"Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

"Ко-ко-ко. Ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите!

Зернышки ищите".

Занятие 7

Ежики.
Задачи: Учить создавать объемные изображения знакомых предметов, вызвать интерес к лепке, как к виду художественной деятельности.

Формировать умения раскатывать шар круговыми движениями ладоней, оттягивать часть пластилина для придания нужной формы.

Координировать движения обеих рук.

Развивать мелкую моторику.

Закрепить представления о фруктах, их пользе для человека.

Материалы: комочки пластилина коричневого цвета, спички или зубочистки для иголок, клеенки, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал: игрушка ежик, пластилин для показа приемов лепки ежика.
Ход урока.
1.Загадки про диких животных.

Кто по веткам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.
Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Великан в лесу живет,

Он - сладкоежка, любит мед.

Когда испортится погода,

Он спать ложится на полгода.

Дети прикрепляют картинки-ответы на доску.

Как назвать одним словом этих животных? Дикие.
Эти и другие загадки можно найти здесь.
2. Игра в мяч «Назови дикое животное»
Воспитатель бросает мяч, ребенок называет дикое животное и бросает мяч обратно.
3. Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(сложить пальцы замком)

На спине иголки

очень-очень колкие.

(поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал,

(повертеть ежика вправо и влево)

А колючки тоже

На ежа похожи.

(поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим,

молочка ему дадим,

(сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие

на спине иголки мы.

(погрозить пальчиком)

4. Рассматривание игрушки ежика.
Выделение частей: голова, тело, лапки, нос, иголки. Зачем нужны иголки?
5. Порядок выполнения работы:
- Раскатываем шар, слегка сплющиваем и вытягиваем в стороны.

Делаем носик: часть пластилина слегка вытягиваем с одной стороны и заостряем.

Прикрепляем ежику иголки – вставляем зубочистки, спички или трубочки для коктейля.
6. Итог урока. Выставка работ.
Занятие 8

Я пеку, пеку, пеку.
Цель: Учить детей лепить угощение для кукол из солёного теста.

Задачи: Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.

Материалы: Солёное тесто, зубочистки, колпачки фломастеров или авторучек, салфетки бумажные и матерчатые. Поделки из солёного теста разной формы, подготовленные воспитателем.

Ход урока.
1. Пальчиковая гимнастика:
Станет всё зерно мукою.

Потечёт мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, крендельки,

пирожки и колобки.
Дети загибают пальчики на каждое название хлебобулочных изделий.
Эту и другие пальчиковые гимнастики можно найти здесь.
2. Замешиваем тесто.
Воспитатель замешивает соленое тесто, называя и показывая ингредиенты
3.Что пекут из теста?
Воспитатель предлагает детям приготовить угощение для кукол. Спрашивает, что можно «испечь» из теста. Обобщает ответы детей: пироги и пирожки, бублики и баранки, плюшки и ватрушки... - сдобные да румяные, ароматные да вкусные.
4. Игра «На что похоже?»
Воспитатель уточняет представление детей о форме мучных изделий, показывает геометрические фигуры или тела, не называя их, и просит угадать, на что похоже. Печенье – на диск, пряник - полусфера, колобок - шар, пирожок - овоид, вареник - диск или круг, сложенный пополам, бублик – кольцо.
5. Украшение мучных изделий.
Воспитатель спрашивает, как и с помощью чего можно украсить получившиеся изделия. Подсказывает, что можно поставить отпечатки колпачками фломастеров и зубочистками, трубочками для коктейля или сделать углубления пальчиком.
6. Ход работы:
Дети лепят угощения из солёного или сдобного теста по замыслу и украшают лепные изделия отпечатками.
7. Итог урока. Выставка работ.
Мы спросили нашу печь:

Что сегодня нам испечь?

«печем» пироги

Печку мы спросили,

поднять кверху указательный палец

тесто замесили.

Сжимаем и разжимаем кулаки

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали - не устали.

Трем ладони

Начинили творогом

«печем» пироги

И назвали пирогом!

поднять кверху указательный палец

Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко!

Вытянуть руки ладонями вверх

Занятия разработаны на основе книги Лыковой И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.", М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с, переиздание доработанное и дополненное.
^ Дополнительная литература:
1. Лыкова "Лепим с мамой"