Мнения экспертов о картине грачи прилетели. Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова

На картине «Грачи прилетели» изображена ранняя весенняя пора. Природа пробуждается ото сна, все оживает, все наполняется жизнью, звуком и душой. Возвращаются птицы в родные края, распускаются деревья, оживает все вокруг. Снег еще не растаял, а солнце уже отдает свое тепло, чувствуется приход самого прекрасной поры года — весны. Воздух переполняет новые нотки. Он стал теплее, свежее, легче, роднее. Все благоухает вокруг. Голова кружится от ощущений и ожидания светлого и родного.

Недаром изобразил картину в таких тонах. Показано именно то время, когда зима еще господствует на всей земле, а весна уже подступает. Одновременно мы чувствуем, что грачи главные вестники весны. И предстаящей работы в весенний сезон. Они уже начали свою работу. И от этого чувствуешь, как они копошатся на ветках, перекрикиваются друг с другом, взмахивают крыльями…. И на душе становится как-то веселее и теплее.

Мы видим, что грачи уже успели свить себе гнезда, готовясь к весне, к потомству, к жизни. Именно птицы умеют слушать природу, являются неотъемлемой частью ее, символизируют легкость, полет и свободу.

Вторым главным мазком является — талая вода, именно она кричит нам о наступлении весны. Она изображена на картине в небольшой низине, что дает точное чувство – снег тает медленно, постепенно. Одновременно, самую большую часть картины занимает именно снег, нежели растаявшая весенняя вода. Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. Это можно определить по тени на картине под деревьями. Но и тут мы делаем вывод, что весна вот-вот постучится к нам в дверь, свет еще блеклый, солнце неяркое. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться.

На заднем плане данной картины старая часовенка небольших размеров, которая напоминает дает чувство спокойствия, одухотворенности.

Справа от часовни располагается небольшой сельский домик. Видна только верхняя часть - крыша белого, немного блеклого цвета и чердак. Недалеко от дома расположились еще голые кустарники. Между часовенкой и домом, стоит храм, трехкупольный. Он желтовато-белого цвет. А купола темного цвета, но точно распознать нет возможности.

Можно заметить, что художник наиболее точно и правдоподобно изобразил русский пейзаж, русскую душу, нашу природу. Одновременно он дал нам возможность подумать о высоком и духовном. С помощью красок мы чувствуем мороз, запахи наступающей весны, крик птиц…это невозможно передать словами. Невозможно точно сказать какая это местность – город это или деревня, настоящая это местность или придуманная. Но точно можно сказать, что это Россия. Природа просто завораживает.

Саврасов передал нам самое тонкое в своей душе художника, именно то, что сам видел и чувствовал, любил. Вот так, с помощью простых красок и куска холста, можно сотворить весенний приход, передать запах, весеннее настроение и простую, человеческую жизнь. Правда чудестно?!

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Самая вдохновенная картина Алексея Кондратьевича Саврасова состоялась в Поволжье во время пребывания художника вместе с семьей в Ярославле. Перед этим Саврасов провёл лето на Волге. Вероятнее всего под впечатлением этой поездки, возможно с «заказом» от Третьякова, в котором упоминалась зимняя Волга, и окрестности в 1870 году Алексей Кондратьевич вывез семью в Поволжье. В 1871 году в феврале умерла, только что родившаяся, дочка и слегла жена. Саврасов тяжело переживал потерю.

Об этом можно судить по циклу рисунков и эскизов посвящённых памяти дочери и одновременно отражающих, так называемый, «исцеляющий простор».

Целый ряд натурных этюдов и зарисовок зимних пейзажей посвящен живописной местности вокруг старинного приволжского городка.

Под кистью Саврасова голые берёзы, сугробы и кустики, почерневшая под мокрым снегом крыша шатровой церквушки, начинающая просматриваться под тающим снегом земля на пашне и птицы — и на ветках берёз, на пашне, на сугробах. Всё свидетельствует о пробуждении природы. В суровом климате Поволжья зима с неистовством старообрядца сражается за свои права, но весна с её высоким светлой голубизны небом, с мокрым ветром, сдувающим снег, без солнечных лучей теплом — подрывает устои, призывает на помощь птиц и соки земли, стремящиеся вверх по стволам деревьев и предательски выглядывающих в едва наметившихся почках.
Воздух!

Вот что писал Саврасов в ту несчастливую весну, по утверждению критиков и биографов, в селе Молвитино Костромской губернии.

Было сделано много эскизов с натуры и карандашных зарисовок — мотив заворожил художника. Он работал в творческом экстазе, не замечая ни холода, ни непогоды.

Вернувшись в том же году в Москву, Алексей Кондратьевич продолжал работать над картиной, переосмысливая свои натурные впечатления.

В 1871 году работа была представлена суду публики на Первой выставке Товарищества художественных передвижных выставок. Абсолютно лишенная академического блеска, казалось бы обыденный мотив: серенький день перехода зимы в весну, работа предстала перед коллегами, коллекционерами и зрителями, как откровение!

И хотя уже к этому времени выставлялись такие художники- пейзажисты, как И. Шишкин, Ф. Васильев, М. Клодт и А. Куинджи, А.К. Саврасов отличался особенным видением природы, умением «писать воздух» и так компоновать части изображения, что критика сравнивала его работы с музыкой М. Глинки, П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова.

Отличительной чертой творчества Саврасова было самобытное понимание русского пейзажа, где он среди повседневного умел найти такое, что зрителям до него было не знакомо. Он смог заставить этой красотой восхищаться до сих пор.

Этюды для картины «Грачи прилетели»

Посмотреть еще картины с описаниями

Алексея Кондратьевича Саврасова. Прежде чем начинать говорить о ней, следует обмолвиться о ее авторе.

Детство и молодость художника

А. К. Саврасов появился на свет в семье человека, занимавшегося торговлей, купца третьей гильдии.

Алеша с самых ранних лет начал интересоваться живописью и рисовать. В подростковом возрасте он зарабатывал деньги тем, что продавал свои картины. Позже он поступил в Московское училище живописи и ваяния, решив стать художником-пейзажистом. Но никто еще тогда не мог представить, что однажды «Грачи прилетели» Саврасова прославят его на весь мир.

Творчество, заказы известных людей

В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. А однажды княгиня Мария Николаевна попросила его изобразить живописную местность возле ее дачи, расположенной недалеко от северной столицы. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Вот так жил и творил Саврасов. «Грачи прилетели» - картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.

Работа и страсть к путешествиям

Через четыре года Саврасов стал академиком, а в 1857 году удостоился чести преподавать живопись в родном учебном заведении. Он никогда не был строг к студентам и зачастую делился с ними собственным опытом, много рассказывал о природе.

Необходимо заметить, что Коровин и Левитан были учениками Саврасова, они восхищались своим преподавателем и всю жизнь были ему благодарны. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать.

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Судьбоносным для Алексея стал 1871 год, именно тогда проводилась экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, в организацию которой он внес посильный вклад. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Мир увидел ее в 1893 году, и она сразу получила хвалебные отзывы, однако подлинного восхищения она уже вызвать не могла - за это время многое изменилось.

Алкоголизм и увольнение с работы

Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.

Однако Саврасов продолжал творить, и работа определенно приносила ему удовольствие. Но знакомые отмечали, что он часто бывает печальным и угрюмым: вероятно, он думал о своей странной творческой судьбе. Скорее всего, именно такие горькие размышления послужили причиной алкоголизма, который развился у художника. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Это было настоящей трагедией для него. Затем в 1882 году его уволили с работы. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.

«Грачи прилетели»: описание картины

Давайте рассмотрим известное полотно, которое прославило Саврасова. На нем изображена русская весна: в это время воздух уже становится теплым, а небо - ярким и необыкновенно притягательным. Снег чернеет, а потом совсем пропадает. И прилетают грачи. Вскоре они осваиваются и начинают вить гнезда.

Саврасов был высоким и плотным человеком, но в этом теле была заключена детская душа. Лишь ребенок мог настолько ярко чувствовать приближение весны после затяжных морозов и метелей. Именно так ощущал это Саврасов. «Грачи прилетели» - картина, которая удивительно точно передает его мировосприятие.

Внимательно присмотритесь к полотну. Небеса затянуты облаками, линия горизонта темная, и лишь вверху виден ярко-голубой участок. А внизу уже подтаявшие и посеревшие сугробы сияют под яркими лучами, и на снегу можно заметить неровные тени от деревьев.

В водоеме, который уже избавился ото льда, отражаются сине-серые небеса. Видны в нем также еще голые деревья. На тот участок, где в воде заметен можжевеловый куст, Саврасов добавил немного бледно-зеленого цвета. Все потрясающе гармонично. Картина поразительно точно передает ощущение весны, возможно, немного наивное, но искреннее.

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Также на них заметны птичьи гнезда. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Необходимо основательно к этому подготовиться. На переднем плане можно заметить двух крупных самок, которые деловито уселись на яйца и согревают их теплом своего тела. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Картина написана с чувством и с любовью, и вы наверняка это понимаете, читая описание. «Грачи прилетели» - полотно, которое открывает нам душу художника.

А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.

Затянет небо облаками, задует ветер… После этого можно ожидать и снежок. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться - она длится совсем недолго. Ветер вскоре выглянет солнце, и птицы будут радоваться его появлению. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Лишь самки не сдвинутся с места: они будут оберегать свои гнезда, время от времени поворачивая головы то вправо, то влево. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». поэтому включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель.

Передний план

Если говорить о композиции, то полотно имеет несколько планов. Обратите внимание на передний: здесь сугробы, по которым разлит свет и рассыпаны серые тени. Тут же находятся деревья. Некоторые из них имеют далеко не идеальный вид, особенно те, которые погнулись под воздействием непогоды и ветра. Но есть также ровные и изящные березки. Но самое главное здесь - птицы. Целая стая кричащих, сидящих и летящих грачей.

Задний план

Продолжим осматривать картину. На заднем плане можно увидеть небеса, которые изображены в характерном для художника стиле. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них? Однозначно ответить нельзя. Здесь что-то смешанное: и покой, и тревога одновременно. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. На среднем плане мы видим серое пятно. Единственная яркая деталь здесь - это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова - это настоящий шедевр на все времена.

Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Весна 1881 года была запоздалой. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Штука ли! Кончил картину, которую писал несколько лет... Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей... Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась... Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». В марте должна была открыться в Петербурге выставка передвижников, и это была первая картина В.Сурикова, которая появилась на ней. Художника В.Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которых воплощался бы дух эпохи, которые давали бы простор воображению и в то же время предоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И еще его всегда интересовали народные судьбы на широких перекрестках истории. " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." -