Мировые иллюзионисты. Самые известные иллюзионисты мира

Иллюзии очаровывают взрослых и приводят в неописуемый восторг детей. Сразу хочется раздобыть где-нибудь цилиндр, белого кролика, и весь ближайший свободный вечер заставлять ушастое животное исчезать. Правда, сострадание к братьям нашим меньшим практически сразу уничтожает этот порыв. А вот желание смотреть на фокусы и каждый раз наивно пытаться их разгадать остается.

Парящая свирель Гордея Иванова

На Русь иллюзия как искусство пришла из Византии, а греческое «скоммархос» (потешник) надолго закрепилось за артистами этого жанра. Скоморохи развлекали и царей во дворцах, и простой люд на площадях. На рубеже XIX–XX веков искусство иллюзии успешно демонстрировал талантливый Гордей Иванов. Пластический трюк «Игра со свирелью» заключался в волшебном «парении» свирели, которая подчинялась движению рук фокусника, при этом исполнитель не касался инструмента. Руководить свирелью Гордею помогала невероятная пластика рук и… тончайший конский волос, но у зрителей создавалась волшебная иллюзия о «парящей свирели». Кстати, Гордей Иванов первым не побоялся указать на афишах свое русское имя. До него все русские исполнители выбирали исключительно иноземные псевдонимы: Флорандом называл себя Фролов, а Ларионов именовался не иначе как Леони.

Магический шар Нины Зубаль

Считается, что подобный фокус первым продемонстрировал японец Окито. Однако это не так. Жизнь этому номеру подарила одна из первых русских иллюзионисток Нина Зубаль, выступавшая в Санкт-Петербурге в мужском костюме герольда Средних веков (отсюда и ее псевдоним «Герольд»). Большой блестящий шар нанизывался на веревку, которую исполнительница растягивала в руках. В определенный момент она переворачивала веревку вертикально, но шар не съезжал вниз, а оставался в центре. Только реплики публики «Поехали!» и «Стоп!» приводили хрустальный шар в движение. Секрет фокуса прост: в шаре был сконструирован туннель, при сильном натяжении веревка плотно закреплялась в этом туннеле, но стоило только ослабить натяжение, и шар начинал движение.

Неистовый Александр

В начале XIX века публика рукоплескала Александру Германнову, который растворял поднесенный к губам бокал, а затем извлекал его из кармана одного из зрителей. При этом бокал был наполненным. Посередине номера один из зрителей вскакивал в изумлении и некоторой растерянности, потому что с его пальца таинственным образом исчезало кольцо. В руках фокусника серебряная монета становилась золотой. При этом иллюзионист практически непрерывно жонглировал, имитировал голоса птиц и животных. Ловкость рук и никакого мошенничества, скажете вы, и будете абсолютно правы! Пальцы иллюзиониста обладали исключительным проворством и подвижностью, а также были настолько сильны, что брошенные карты легко ловили зрители даже на самых дальних рядах. Любил Александр Германнов «пошалить» и вне работы, например за завтраком в ресторане. Исчезающие с тарелки и появляющиеся из галстука одного из гостей заведения яйца всмятку, превращающаяся в ботинок накрытая шляпой бутылка шампанского… При этом фокусник надевал ботинок на свою разутую ногу, а из-за пазухи доставал бокал с шампанским. В общем, веселились все, кроме официантов.

«Израненные» пальцы Александра Нагеля

Гвоздем программы Александра Нагеля стал фокус, простите за каламбур, «Прокалывание пальца гвоздем». Сам по себе фокус достаточно прост: сначала публике показывается один гвоздь, желающие даже могут убедиться, что гвоздь настоящий, а пальцы прокалываются совсем другим, специально изготовленным для фокуса. Мастерство фокусника заключалось в уникальном умении заворожить зрителей. Так, на одном из выступлений парижская публика обступила иллюзиониста со всех сторон, не оставив ему личного пространства, которое необходимо для выполнения того или иного трюка, но тот блестяще исполнил номер. Правда, Нагеля несколько обижало, что его постоянно просили исполнить номер с гвоздем. Как же еще можно объяснить, что на одном из представлений в ответ на очередную просьбу он реально проколол себе палец настоящим гвоздем? Правда, как настоящий профессионал, попытался превратить все в шутку.

Александр Вадимов. Фокусник-изобретатель

Известный трюк с протыканием стальной иглой был усовершенствован известным иллюзионистом Александром Вадимовым, который работал под псевдонимом Алли-Вад. В его исполнении человек, «проткнутый» иглой с лентой, сходил с этой самой ленты. Вадимов был не только исполнителем, но и изобрел много новых номеров и трюков, а также написал много полезных книг для начинающих любителей фокусов. Так, он сконструировал «тамбурин»: широкий, но тонкий шестигранник на ножках, спрятаться за которым просто невозможно. Тамбурин с двух сторон закрывали бумагой, которую иллюзионист разрывал, затем вытягивал оттуда ленту, а из тамбурина выпрыгивали две девушки. Кстати, долгое время в этом номере Вадимову ассистировали сестры-близняшки, которых в дальнейшем переманил в свою программу давний конкурент Александра Алексеевича – Эмиль Кио.

Эмиль Кио. Человек-молния

Семья была в шоке, когда Эмиль Кио начал работать в цирке – никто из родственников никогда не имел никакого отношения к этому виду искусства. В знаменитом цирке легендарного Чинизелли Кио был вынужден успевать все: продавать билеты, помогать дрессировать лошадей, летать под куполом, проводить собеседования с нанимающимися артистами. Иллюзии в жизни Кио появились, когда он купил свой первый «волшебный ящик» – чертовски хитрое приспособление, разработанное неизвестным гениальным немцем. Такие ящики можно было сжигать вместе с человеком, протыкать пиками, в общем, вытворять с их содержимым много любопытных манипуляций, в результате которых это самое содержимое легко выскакивало из ящика как ни в чем не бывало. Одна из первых иллюзий Кио «Омоложение» сегодня может выглядеть немного наивной, но в XIX веке публика захлебывалась от восторга. Дряхлую старуху, заботливо уложенную в ящик, со всех сторон пронзали шпагами, а в конце для верности добавляли еще и пику. Затем колюще-режущие предметы извлекались, крышка откидывалась и… перед изумленной публикой представала модная красотка с собачкой на руках. Еще один знаменитый трюк Кио в стиле Гудини – «Человек-молния». Кио при помощи публики связывали руки и ноги, он залезал в мешок, который завязывали и опечатывали. Мешок запихивали в сундук, сундук заколачивали гвоздями и перекручивали веревками. Ассистент произносил: «Три!», и Кио выскакивал из зрительного зала, а из вскрытого сундука и развязанного мешка перед публикой появлялись две очаровательные женщины. Игорь и Эмиль Кио с успехом продолжили дело отца.

Арютун Акопян. Великий манипулятор

Увлечение фокусами пришло к Арютуну Акопяну во время учебы в Московском институте землеустройства. На одном из эстрадных концертов он видит артиста-фокусника и начинает все свободное время посвящать фокусам. Уже будучи известным артистом со знаниями многочисленных фокусных секретов, он решает освободить свои руки от лишнего реквизита. Это становится возможным благодаря многолетней и упорной тренировке рук. В его программу входили фокусы, почти не предполагавшие участие реквизита и построенные на одной ловкости рук. Он становится фокусником-манипулятором. Даже при внимательнейшем неоднократном просматривании номера уследить за движениями его рук было невозможно. Он рвал афишу на миллион клочков, комкал обрывки, затем расправлял, и афиша оказывалась целой. Понятно, что в какой-то момент фокусник просто подменял афишу. Но в какой? Он репетировал по 18 часов в день, вскакивал с постели среди ночи, чтобы записать новый фокус, держал зрительный зал в напряжении без яркого реквизита и обольстительных красоток на протяжении получаса. Он был выдающимся, великим манипулятором! Его сын Амаяк Акопян тоже стал знаменитым иллюзионистом. Кстати, слова «алахай-малахай», которые так любил произносить во время своих номеров Амаяк, не пустой набор звуков, а слегка искаженное древнее ассиро-вавилонское магическое заклинание.

Фокусы давно перестали быть настоящим чудом, но все равно иногда хочется быть обманутым и не понимать, как же это произошло. 24 марта 1874 года родился американский иллюзионист Гарри Гудини. Мы решили рассказать о самых известных и знаменитых фокусниках.



Его настоящее имя Эрик Вайс и родился он в Висконсине в далеком 1874 году. Уже в 10 лет Гарри начал показывать публике различные карточные фокусы. Своим псевдонимом он обязан французскому иллюзионисту Роберту Гудина, а имя получил благодаря Келлару Гарри. Мировую славу Гарри Гудини принесла возможность выбраться из любых оков и наручников. Свое умение он всегда демонстрировал самостоятельно. Связанный или закованный в наручники он всегда очень быстро выбирался из оков. Его подвешивали за ноги, бросали в реку с 30-ти килограммовым грузом, заживо хоронили в гробу - он всегда выбирался. Гарри Гудини был настоящей звездой своего времени - именно это его и сгубило.




Иллюзионист вошел в историю, как человек который полностью сделал великую легенду Гарри Гудини. Дело в том, что фокус с названием The Ambitious Card так и не был разгадан великим маэстро. Дай Вернон прожил скромную жизнь и никогда не зазнавался. Единственный о ком он так и не отозвался с почтением был Гарри Гудини.




Свою карьеру Ури построил на сверхестественном и мистике. Он научился сгибать ложки одним движением руки, но больше всего запомнился умением останавливать время. Именно благодаря ему Лондонский Биг Бен когда-то остановился, хотя видеоподтверждения этому нет. Коллеги по цеху часто обвиняют Ури в мошенничестве, в том числе благодаря истории с Биг Беном. Сейчас фокусник уже сам признается, что устал от собственной паранормальной славы и хочет быть просто «эстрадным иллюзионистом».




Его имя точно известно всем и стало настоящим синонимом к словам фокусник и иллюзионист. Он показывает свои фокусы - как настоящие голливудские многомиллионные блокбастеры. Именно он прошел через Китайскую стену, выбирался из пламени, покорил Ниагарский водопад, «украл» Статую Свободы в Нью-Йорке и самолет. Свои шоу он показывает с помощью многочисленной команды помощников.



Самый знаменитый представитель молодого поколения фокусников. Он с успехом пользуется «уличной магией» и показывает всему миру невероятные возможности организма. Самые известные номера Дэвида это - захоронение заживо в пластиковом контейнере, заморозка во льду (находясь в айсберге температура его тела достигла 33,7 градуса, что приравнивается к клиническому переохлаждению с необратимыми последствиями), 35-часовое стояние на вершине 22-метровой колонны, а также заточение без еды в ящике над поверхностью Темзы на 44 дня.




Криса называют одним из самых успешных иллюзионистов со времен великого Гудини. Разносторонняя личность он не только фокусник и иллюзионист, но еще и йог, каскадер, гипнотизер, музыкант и режиссёр. Прославился Крис благодаря левитации, хождению по воде. Посвятивший всю жизнь магии сейчас он ведет собственное телевизионное шоу, имеет несколько магазинов и свой бар-ресторан. Кроме того, в 2006 году он выпустил книгу в которой раскрывает все свои секреты.




Артист цирка, иллюзионист и заслуженный артист России. Сын циркового иллюзиониста Арутюна Акопяна. В кинофильмах в основном играл отрицательные роли. Учился в эстрадно-цирковом училище.




Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард стал родоначальником целой династии иллюзионистов. Изначально Эмиля привлекал не цирк, а кино и театр. И в 26 лет он стал актером театра миниатюр в Москве. Но постепенно в его жизни пришел и цирк, кем он там только не работал пока не пришел со своими фокусами на манеж. Свой псевдоним он придумал благодаря упавшей букве Н из слова Кино. Эмиль также предлагал расшифровку своего псевдонима, как «Киевский Известный Обманщик». В 1960 году он стал лучшим иллюзионистом мира.

Магические фокусы, иллюзии, выступления с исчезновением - все это вот уже сколько времени завораживаети притягивает внимание людей. Парадоксально, что даже после раскрытия секретов о том, как выполняются магические иллюзии, зрительского восторга ни чуть не меньше. По всеми миру устраиваются конкурсы, форумы, фестивали, на которых свое мастерство демонстрируют лучшие иллюзионисты мира. С уважением к неподражаемому таланту фокусников и магов представляем топ-5 самых одиозных иллюзионистов мира.

В рейтинг вошли те личности, имена которых стали нарицательными. Они смогли покорить миллионы зрителей, продемонстрировав оригинальные номера собственного авторства. Каждое их выступление заставляет застывать в недоумении, восторге, а порой и страхе. Итак, на сцене самые знаменитые иллюзионисты мира.

1. Непревзойденный Гарри Гудини

А именно назвали родители величайшего иллюзиониста всех времён и народов, родился в конце 19 века. Тяга к фокусам родилась в семье венгерских евреев, благодаря вечерним развлечениям братьев и сестер Эрика. С 10 лет будущий Гудини выступал в увеселительных заведениях.


Постепенно от карточных трюков фокусник перешел к сверхэкстримальным для того времени номерам:

  • Освобождение из резервуара с водой в то время, когда его руки были скованы наручниками.
  • Его подвешивали в мешке к карнизу небоскреба.
  • Гудини проходил сквозь кирпичную стену на глазах у многотысячной толпы.
  • Шокировал лондонскую публику исчезновением слона.
  • Всплывал со дна Темзы после того, как его опускали в воду с привязанной к ноге 30-килограммовой гирей.
  • Выходил из запертой камеры смертников в Бутырской тюрьме.

Умер от перитонита, который спровоцировал разрыв аппендикса. Один из фанатов Гарри Гудини спросил его, правда ли, что его тело способно выдерживать сильнейшие удары. В задумчивости иллюзионисты ответил кивком, а его поклонник, будучи профессиональным боксером, ударил Гудини в живот до того, как тот успел сгруппироваться. Величайшего иллюзиониста погубил не рискованный трюк, а отсутствие антибиотиков, о которых в 1924 году еще и не слышали.

Самый «масштабный» иллюзионист - Дэвид Копперфильд

Карьера этого мастера иллюзий началась с одного карточного фокуса, который ему показал дедушка. Дэвиду было 4 года. Родители, которые были евреями-эммигрантами, поддержали его увлечение и уже в 7 лет он выступал на сцене, а в 12 разрабатывал собственные фокусы.


В 16 лет его мастерства уже хватало для того, чтобы учить студентов Нью-Йоркского университета искусству магии. Широкая популярность начала постепенно приходить после того, как Копперфильд стал ведущим шоу «The Magicof ABC». Это был далёкий 1978 год и ему исполнилось только 22.

Сейчас количество трюков и фокусов, разработанных и показанных насчитывает больше сотни.

Его самые завораживающие и сногсшибательные номера:

  • Исчезновение Эйфелевой башни, самолёта и Статуи Свободы. Трюки демонстрировались в присутствии тысячи зрителей с одновременной прямой трансляцией на нескольких каналах.
  • Побег из самой охраняемой тюрьмы Америки - Алькатрас.
  • Прыжок с Ниагарского водопада.
  • Освобождение из усмирительной рубашки, когда иллюзионист был подвешен на 20-метровой высоте горящими канатами.
  • Прохождение сквозь каменные массивы Китайской стены.

Во всех трюках прослеживается огромное влияние Гарри Гудини, который был кумиром Копперфильда.

Самый «замороженный» участник рейтинга - Дэвид Блейн

… и одновременно самый экстравагантный в своих трюках. родился в 1973 году в Америке. Толчок к искусству карточной магии и фокусов дала мать - советская еврейка. Она показывала 7-летнему Дэвиду незамысловатые карточные фокусы.

Телевизионная популярность к нему пришла в 1999 году. А за 19 лет до этого он успел покорить своими фокусами Северную и Центральную Америку.


Известен своими экстремальными трюками - от них стынет кровь в жилах:

  • Захоронение фокусника в пластиковой трубе, которую опустили с саркофаг с водой. Его же зарыли в землю. Блейн пробыл в этом контейнере 7 дней. Всё это время шоу транслировали на рейтинговых телеканалах.
  • Заключение в айсберг. До Блейна никому и в голову не приходило заморозить себя в огромной глыбе льда. Иллюзионист заявил, что проходил специальную подготовку и это поможет ему пробыть в состоянии анабиоза. Шоу длилось 62 часа.
  • Нахождение в стоячем положении 32 часа подряд. Это происходило на вершине колонны высотой в 22 метра.
  • Дэвиду Блейну принадлежит официальный рекорд по самой длительной задержке дыхания под водой - 17 минут 4 секунды.

Цирковое жонглирование физикой - Эмиль Кио

Эмиль Кио стал следующим звеном в династии советских иллюзионистов Кио, переняв эстафету от своего отца Эмиля Теодоровича. До того, как пришёл в мир фокусов, учился интеллектуальной специальности - инженер-градостроитель. На арену цирка вышел в качестве ассистента отца в 23 года.


Создал более 100 оригинальных фокусов, которые сейчас находятся в репертуаре всех иллюзионистов мира. Источником вдохновения его нестандартных номеров была физика.

Самые знаменитые фокусы Эмиля Кио:

  • Подбрасывание каната, который принимал форму шеста и на его вершину становился акробат.
  • Юноша и девушка садятся в огромные шары, их поднимают под купол цирка, а потом спускают. Пара выходит из противоположных шаров.
  • Распиливание женщины в ящике.

Мастер по сгибанию ложек - Ури Геллер

Ури Геллер известен не только своими фокусами, а ещё и «экстрасенсорной неоднозначностью». Израильский иллюзионист всегда шокировал публику своими заявлениями: общение с космосом и послания от инопланетян.


Родители убедились в таланте Ури после того, как он начал останавливать механические часы и гнуть ложки на соседних столиках в кафе. До сих пор учёные спорят о природе его способностей: одни заявляют, что это иллюзия, а вторые проводят эксперименты. В их ходе выяснилось, что Геллер может сгибать металлические предметы и выводить из строя механические часы даже на расстоянии в тысячу километров.

Исследования согнутых предметов показывают, что деформация происходит за счёт направленной тепловой энергии, источником которой является Ури Геллер. У него есть объяснение - он проводит через себя космическую энергию. Его самые удивительные выступления:

  • Остановка всемирно знаменитых часов на культовой лондонской башне Биг-Бен.
  • Сгибание ложек.

Секрет великих иллюзионистов

Несомненно, что способности к фокусам и иллюзиям у этой «великолепной» пятёрки проснулся ещё в детстве. Главное - они были поддержаны родители. Интересно, что все 5 иллюзионистов имели еврейские корни. Оказал ли этот фактор влияние на их мастерство и карьеру, можно только догадываться.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Трудно поверить, но у самых зрелищных и необъяснимых фокусов разгадка лежит на поверхности.

Мы в сайт внимательно присмотрелись к известным трюкам и готовы их разоблачить.

10. Исчезновение статуи Свободы

В 1983 году Дэвид Копперфильд заставил исчезнуть статую Свободы. Секрет трюка объясняется просто. Монумент накрыли тканью и отключили его подсветку, оставив свет софитов , которые создавали иллюзию пустоты и слепили зрителей. После того как покрывало упало, люди не смогли разглядеть контуры статуи в темноте, так как их зрение не успело адаптироваться.

9. Исчезновение грузовика

Как заставить исчезнуть накрытый тканью грузовик (вагон или самолет), если его кольцом окружают зрители? Легко! Надо лишь прикрепить покрывало к специальной конструкции , чтобы оно оставалось на месте, пригласить подставных наблюдателей и увезти грузовик в подсобное помещение . Поэтому этот трюк мы можем увидеть только по телевизору и никогда вживую.

8. Левитация

Человек, застывший в воздухе, не маг и не йог. Под слоями одежды у фокусника спрятана опора , благодаря которой можно зависать несколько часов подряд, не уставая.

7. Прохождение сквозь зеркало

Чтобы пройти сквозь зеркало, фокуснику нужны специальные ширмы с прорезами посередине. В той, которая прикрепляется к задней части зеркала, спрятаны две зеркальные панели. Конструкция позволяет сдвинуть настоящее зеркало, поставив на его место два фальшивых , и пролезть в отверстие. В конце фокуса ассистентки ставят настоящее зеркало на место.

6. Превращение купюры

Чтобы превратить $ 1 в $ 100, фокусник сворачивает купюру меньшего достоинства особым образом и прячет за пальцами. Затем в процессе фокуса подменяет одну купюру другой, демонстрируя чудесное превращение.

5. Хождение по воде

Фокус выполняется в водоеме с мутной водой или в бассейне, где купаются люди и создают волны. Основная цель - отвлечь внимание и скрыть от камер прозрачную платформу, по которой и идет иллюзионист .

4. Освобождение из цепей под водой

Секрет трюка кроется в физической подготовке фокусника и в замках. Задача ассистентов - незаметно вытащить стержни из петель , удерживающих замки, а иллюзиониста - напрячься, вывернуться из пут и вылезти из резервуара с водой.

В современном мире настолько переплетено различных явлений, что порой невозможно разделить виртуальное и реальное, иллюзию и настоящее. Искусство мистического воздействия на сознание в разные эпохи понималось и истолковывалось по-своему. В язычестве это считали магией, в средние века называли колдовством и сжигали на кострах, в эпоху Просвещения природу иллюзий пытались истолковать научно и использовать силу фокуса при лечении некоторых заболеваний. Сегодня «умельцы» шагнули за грань невозможного.

Итак, один из первых фокусников был французский физик Николя-Филипп Ледрю (1731–1807), выступавший под псевдонимом Комю. Считая свои демонстрации своего рода искусством, взял видоизмененное имя греческого бога празднеств и пиршеств Кома.

Он прославился световыми и звуковыми иллюзиями, магнетическими и электрическими эффектами. Уже в то время публике была продемонстрирована женщина-робот с лицом инопланетянки, принимавшей цвет зрачков смотрящего на ее человека. Она умела выполнять несложные команды, искусственная рука была способна записывать мысли. Этот чудо-робот одновременно приводил в восторг и ужас королевский двор Людовика XVI.
Фокусник сделал много полезного для науки, обогатив ее новой системой для морских карт и возможностью излечения эпилепсии электричеством.
Следующий прославленный иллюзионист Алессандро Калиостро (1743–1795). Его настоящее имя – Жозеф Бальзамо. Рано лишившись родителей, в детском возрасте пристрастился к мошенничеству. Воспитывала его тетка по матери Винченца Калиостро, и после ее смерти юноша присвоил интересную фамилию, а заодно и графский титул. Свой путь к вершинам оптического обмана он начал с продажи поддельных карт с кладами и различных чудодейственных зелий, спасающих практически от всех бед.

С помощью иллюзии он превращал небольшой бриллиант в увесистый камень, мог завуалировать сколы и трещины, позолотить обычный ржавый гвоздь и сделать грубый материал атласным шелком. Граф Калиостро утверждал, что он знает секрет философского камня, и сумел внушить публике, что ему 300 лет. Побывал Калиостро и в России и якобы утроил золотые запасы Потемкина. Граф проводил магические сеансы, изобретая эликсир бессмертия. Скандалы, связанные с его опытами, дошли до Екатерины. Недовольная императрица повелела выслать Калиостро из страны. Однако мистическим образом на четырех разных погранзаставах в документации была роспись графа. Но и в других странах не было ему успокоения. Его таинственную деятельность связывали с различными политическими авантюрами. Закончил свою жизнь в Италии, заключенный в тюрьму по обвинению в шарлатанстве.
Даром прозорливости обладал итальянец Джузеппе Пинетти (1750–1800). Его выступления имели огромный успех. С закрытыми глазами он мог «видеть» предметы, безошибочно называя их. Благодаря чувствительности и развитому «третьему глазу» его слава дошла до Георга III, и он был приглашен в Виндзорский замок.

Для представления высочайшему монарху было подготовлено сложное шоу с экзотическими животными и зеркалами. Вообще Пинетти любил покуражиться, проделывая сложные фокусы-превращения, когда один предмет, извлеченный из другого, становился вдруг авторским жетоном Пинетти. Секрет его манипуляций пытались разгадать многие, что чрезвычайно раздражало иллюзиониста. Свои фокусы он основывал на научных явлениях: физика, химия, математика, механика и медицина давали ему повод для «чудес». Самое знаменитое из них – фокус с ласточкой. Из клетки Пинетти доставал птичку, и она «умирала» у него на руках. Отдав «бездыханное» тельце зрителю и прося подышать над ним, он проделывал чудо оживления. Секрет фокуса прост: иллюзионист незаметно давил на сонную артерию ласточке и временно лишал птицу сознания.
Достигнув славы и известности, Пинетти стал очень капризен и избалован. Он мог позволить себе опоздать ко двору императора Павла и непонятным образом поменять время на часах. Побывал фокусник и в России. Именно здесь он и скончался в возрасте 50 лет.
Не менее окутана легендами деятельность итальянца Джованни Бартоломео Боско (1793–1863). Его «оживления» убиенных птиц поражали воображение толпы и ослабляли бдительность людей. Отрубая головы белому и черному голубю, он словно нарочно переставлял их и, заметив ошибку, исправлял ее. Птицы оживали. Это расценивалось как настоящее чудо и колдовство. Зрителей притягивали фокусы Боско с монетами, игральными картами, платками и шариками.

Сравнивая себя с Мефистофелем, он подражал ему внешностью и манерой одеваться. Виртуоз иллюзий искал приключений и авантюр. Во время Наполеоновского похода на Россию, оказавшись случайно во французской армии, продолжал развлекать солдат, незаметно опустошая их карманы. Попав в плен, он не отчаялся в суровых условиях сибирских морозов, а, наоборот, только усовершенствовал свои фокусы, тем самым сумев покорить и русские сердца. Возвратившись в Италию, Боско стал завсегдатаем богатых салонов, куда его приглашали удивлять публику. Наследник иллюзиониста продолжил дело своего отца и был не менее популярен.
Тайна пронизывает всю жизнь талантливого и непредсказуемого Гарри Гудини (1874–1926). Настоящее имя – Эрик Вайс, родился в бедной семье и с детства познал уличные «профессии». Бродячие циркачи и фокусники завораживали ребенка. Так он увлекся иллюзией. В 18 лет он превратился в Гудини, изменив фамилию знаменитого фокусника Гудина, а имя позаимствовал у Келлара Гарри.

Мировая известность пришла к нему благодаря номерам, которые демонстрировали умение освободиться от различных пут. Так, прикованный к 30-килограммовому шару и брошенный в Темзу, Гарри не только не утонул, но, ко всеобщему удивлению, быстро вынырнул абсолютно свободным. Также известен и такой трюк, который сегодня повторяют многие иллюзионисты, например братья Сафроновы. Связанный смирительной рубашкой и подвешенный вниз головой на крюке фокусник сумел оперативно выбраться из заточения, продемонстрировав чудеса невероятной гибкости. Конечно, достичь такой гуттаперчевости не удалось бы без многочисленных тренировок, которыми изнурял себя великий иллюзионист с детства. Трюки высвобождения были основными в его программе, и везде, где он гастролировал, собирали огромные залы. Также он увлекался искусством кино и авиацией. Первым облетел Австралию. Помогал экспертам разоблачать шарлатанов. Умер маэстро случайно от перитонита, спровоцированного ударом в брюшную полость.
Последователем Гудини стал Дэвид Вернер (1894–1992). Свои первые фокусы он демонстрировал еще в 7-летнем возрасте. Впоследствии так отточил свое мастерство, что переплюнул своего предшественника, не сумевшего разгадать тайну его фокуса. Работал под псевдонимом Даи Вернон, который приобрел в результате банальной опечатки в газете. Он первый открыл микромагию. Скромный и обаятельный по натуре, он умел расположить к себе людей, многих обучил искусству иллюзии.

Советские иллюзионисты Кио – это уже целая династия. Родоначальником ее был Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894–1965).

К искусству фокусника он пришел через актерское мастерство. В начале карьеры работал в Московском театре миниатюр, впоследствии заинтересовался цирком. Кем он только не был – и берейтором, и администратором, и даже униформистом. И, наблюдая, ловкость рук циркачей, наконец-то решился выйти со своими фокусами на арену. Какие только шутки вокруг его фамилии ни ходили. Артист даже сам предлагал с юмором расшифровывать ее. Известны такие версии, как из слова «кино» выпала одна буква, КИО – «Киевский Известный Обманщик», «Как Интересно Обманывать», «Колдун Из Осетии». Манера исполнения фокуса была легкой, непринужденной, все обращалось как бы в незатейливую шутку. Он даже издал «пособие» «Фокусы и фокусники».
Наследники Эмиль Эмильевич и Игорь Эмильевич продолжили дело отца. Причем Эмиль (1938 г. р.) дебютировал в дошкольном возрасте, спрятавшись от товарищей в концертном ящике и выкатившись из него в момент представления на залитую огнями арену к удивлению не только зрителей, но и родителей.

Многие трюки из неисполняемых он сделал благодаря изучению законов физики осуществимыми. Например фокус с канатом, по которому идет гимнаст. Мягкий и гибкий при подбрасывании вверх он становился твердым, нужно было только правильно рассчитать нагрузки и верно выбрать материал для изготовления главного атрибута фокуса.
Игорь Кио (1944–2006) всегда выступал ассистентом своего отца. Впервые вышел на арену в 15 лет, когда Эмиль Теодорович заболел.

В своих постановках он старался подражать манере отца, придавая выступлениям характер целого спектакля. Отвлекающие телодвижения танцовщиц создают непринужденную обстановку. Ловкими руками распиливается девушка, а попавшая в клетку женщина превращается под куполом цирка в грозного хищника, царя зверей, льва, манекенщицы мгновенно меняют наряды на лазах у потрясенных зрителей и т. д. Он сделал очень много и для цирка, и для эстрады, и для телевидения. Его по праву называют «загадкой ХХ века», «королем волшебников».
Человеком-легендой, иллюзионистом экстра-класса считают Ури Геллера (1946 г. р.). Отождествляя себя с посланцем высшего разума, он начал с обыкновенных трюков: гнуть ложки, считывал картины в закрытой книге или запечатанном конверте. Затем усложнил фокусы. Сверхъестественное проглядывается в управлении часами.

Настоящий волшебник, человек, преодолевший пространство Дэвид Копперфильд (1956 г. р.). Первые фокусы демонстрировал еще в детском возрасте, с 12 лет стал профессионально выступать с ними. Копперфильд – гениальный генератор идей, воплощающий их в жизнь. Известны его фокусы по «похищению» статуи Свободы, способность летать и трюки высвобождения из огня и смирительной рубашки, стремительные падения с Ниагарского водопада и прохождение сквозь стены.

Самым молодым на сегодняшний день иллюзионистом является Дэвид Блейн (1973 г. р.). Прославился чудесными «оживлениями» птиц, карточными фокусами и создал собственное шоу.

Поистине фееричные трюки высвобождения из царства мертвых (захоронение заживо в пластиковом контейнере), заморозка во льду, заточение в ящике на полтора месяца без пищи демонстрировали сверхъестественные возможности. Блейн может простоять на вершине 22-метровой колонны 35 часов, на 17 минут задержать дыхание под водой. Правда, такие жертвы ради эффектного номера стоят ему здоровьем. Он и худеет, и испытывает клиническое переохлаждение, но зато он закоренелый рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Блейн готов и дальше терпеть колоссальные нагрузки, рисковать собой, творить на пределе возможностей и придумывает новые трюки. В 2012 году американцы были шокированы программой «Наэлектризованный»: в течение 3 дней без перерыва простоял он в Нью-Йорке на электрическом столбе, притягивая на себя молнии. Зрителям разрешалось регулировать напряжение в трансформаторах с помощью установленного неподалеку от колонны компьютера. Силу тока молнии можно было наблюдать из Лондона, Пекина, Токио и Сиднея.