«Мильон терзаний» Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума. Cочинение «Кто же Чацкий: победитель или побежденный Горе от ума победа или поражение

«Горе от ума» - одно из величайших драматургических произведений. Знаменитая комедия Грибоедова была создана спустя несколько лет после завершения Отечественной войны и незадолго до Главный вопрос, который волнует литературоведов и критиков относительно этого творения: «Кто такой Чацкий - побежденный или победитель?»

Отцы и дети

Когда Грибоедов задумал создать комедию, впоследствии вызвавшую резонанс в культурной жизни России, в обществе происходил существенный подъем, который был вызван прежде всего очевидным расколом среди представителей дворянства. Главный герой пьесы стал олицетворением живого ума и передовых стремлений, особенно заметных на фоне устаревших патриархальных нравов, приверженцами которых являются прочие персонажи. Автор изобразил в комедии борьбу поколений. Для того чтобы написать сочинение на тему «Чацкий: побежденный или победитель?», необходимо разобраться в общественной ситуации, которая сложилась в России в двадцатые годы девятнадцатого века.

Зарождение декабристского движения

Французские просветители оказали огромное влияние на мировоззрение молодых дворян, многие из которых становились участниками тайных обществ. Нередко дискуссии на политические темы ничем не заканчивались. Однако особенно рьяно настроенными молодыми людьми было сформировано оппозиционное движение. Действия декабристов, а именно так назывались самые активные участники тайных организаций, привели к трагедии. 14 декабря 1825 года произошло восстание. Многие члены обществ были сосланы в Сибирь. Главные зачинщики - казнены.

Революционные идеи

Каким образом эти события могут помочь ответить на вопрос: «Кто такой Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение «Горе от ума» было задумано автором за пять лет до восстания. В комедии идет речь о молодом образованном человеке, беззаветно любящем девушку, критически относящемся к московскому обществу и, главное, не понятом окружающими. Дело в том, что Чацкий - представитель того самого молодого поколения дворян, среди которых так много было противников старого реакционного строя. Он воплотил в себе лучшие качества декабристов, выразил свой взгляд на общественные порядки, царившие в России, отчего в некоторой степени пострадал.

Единственным представителем молодого поколения дворянства в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Побежденный или победитель герой Грибоедова? На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Чацкому противопоставил автор так называемое Ему противостоит не просто мировоззрение одного-двух персонажей, но целый жизненный уклад, совокупность предрассудков и привычек.

Грибоедов и его современники

Как написать работу по теме «Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение по вызвавшему в свое время массу споров в московском обществе, доставляет немало проблем современным учащимся. Прежде всего, нужно иметь представление о том, как восприняли пьесу современники. Комедия была некоторое время запрещена. Затем жители столицы увидели ее в сокращенном цензурой виде. В оригинале же комедия произвела на театральных зрителей неизгладимое впечатление. В пьесе были впервые затронуты чрезвычайно острые вопросы. К тому же героя, подобного Чацкому, в русской драматургии ранее не было.

Революционные идеи героя

Для того чтобы понять, в чем уникальность образа, созданного Грибоедовым, следует обратить внимание на то, что в комедии были затронуты важнейшие вопросы воспитания и образования. Автор поднял тему гражданского долга, высказал свое мнение относительно истинной службы Отечеству. И все это он сделал с помощью главного героя. Именно в уста Чацкого он вложил свои мысли, с его помощью высказал передовые взгляды на закостенелость общества. Единственный героем, который осознает необходимость коренных социальных изменений, является Чацкий. Побежденный или победитель он в этом споре, имеющем в комедии весьма скрытый и сатирический характер, не так важно. Чацкого не понимают Фамусов, Софья и другие действующие лица. Такова судьба каждого человека, высказывающего свежие идеи. Особенно если эти идеи расходятся с привычным образом жизни. Героям комедии проще принять Чацкого за безумца, нежели прислушаться к его словам. И в глазах этого социума он всегда будет побежденным.

Фамусовское общество

В доме Фамусова царят ложь и лицемерие. Они настолько прижились здесь, что на них строится практически все. Фамусов читает лекции своей дочери о чистоте нравов и ставит свой монашеский образ жизни ей в пример, несмотря на то, что за пять минут до этого заигрывал с Лизой. Молчалин изображает перед Софьей влюбленного человека, в то время как в его душе есть место лишь для честолюбивых помыслов. Дочь Фамусова способна видеть вранье, но не желает этого делать, поскольку жить в привычной лжи комфортнее и спокойнее. И на этом фоне ярко выделяется Победитель или побежденный этот герой в мире лжи и лицемерия? Чацкий воодушевлен передовыми идеями. Он готов пойти против общества во имя своих идеалов. Но лицемерие настолько въелось в уклад жизни Фамусова и его приближенных, что любой спор об истине и чести может привести лишь к поражению.

Софья и Молчалин

В основе произведения лежит любовная история. Когда Чацкий узнает о том, что Софья предпочла его недалекому, однако чрезвычайно целеустремленному Молчалину, начинает развиваться социальный конфликт, а вместе с этим раскрывается и характер главного героя. На вопрос о том, кто же Чацкий - победитель или побежденный, Грибоедов не дает ответа. У зрителей формируется мнение о герое по ходу действия пьесы. Их возмущают заблуждения Софьи, девушки, не лишенной благородных душевных качества, но неспособной полюбить Чацкого, поскольку он оказывается слишком чужим в ее окружении.

Обман Молчалина кажется грубым и очевидным. Но обманщиком секретарь Фамусова в начале пьесы предстает лишь в глазах главного героя. Софья не видит лжи в силу своего воспитания, французских романов, которые она читает запоем, и нежелания воспринимать всерьез правдивые и острые слова, которые произносит Чацкий. В характеристике героя не самое большое значение имеют его отношения к Софье. Но именно благодаря противопоставлению героя услужливому Молчалину проясняется ответ на главный вопрос, который ставит перед собой автор сочинения по комедии «Горе от ума». Кто такой Чацкий? Победитель или побежденный? Ответ таков: в извечном споре о лжи и истине способен одержать победу лишь этот персонаж. Он не заискивает перед высокопоставленными лицами, не уподобляется Молчалину. Он остается самим собой даже тогда, когда его отвергает Софья, которую он любит с детских лет. И пусть фамусовское общество не принимает его взглядов, предпочитая и дальше довольствоваться лживыми рассуждениями, Чацкий не меняет своих взглядов. Дальнейшая судьба героев неизвестна зрителю. Но о том, что лживый мир будет разрушен рано или поздно, можно лишь догадаться.

Вон из Москвы!

Чацкого волнуют общественные проблемы. Он осознает ужас крепостничества, при котором уничтожается всякая искренняя мысль. В таком обществе комфортно себя чувствует Молчалин. Чацкому места в нем нет, и он уезжает.

И если рассматривать конфликт с внешней точки зрения, ответ на вопрос: «Кем является в комедии Чацкий? Победитель или побежденный?» кратко можно дать таким образом: он не смог бороться за свои идеалы до конца, а потому проиграл. Чацкий уехал, оставив в недоумении и раздражении Фамусовых. Настоящий же победитель должен был остаться и оказать более существенное противостояние реакционному обществу. Хотя, быть может, столкновение во взглядах, изображенное Грибоедовым, стало первым толчком к серьезной революционной деятельности, и прообразом Чацкого был один из будущих участников оппозиционного движения? Но вопрос о том, был ли декабристом герой Грибоедова, является темой другой статьи.

Сочинение по направлению: Победа и поражение (608 Слов)

Победа и поражение в литературе.
Отцы и дети

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:
«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых - тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей». И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих - низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света - сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения - нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице - княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство - любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:
…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!
Всего: 608 слов

Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем от Лизы, что он «чувствителен, и весел, и остер». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же, что и между Софьей и Молчаливым: от любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчали-на, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослеплен* ность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу».

Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе:

У в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?

Он не признает чинопочитания и подхалимства:

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Чацкий полон искреннего патриотизма:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей глаза на Молчалина, Софья страшится истины:

Ах! Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

В разговоре с господином N она заявляет: «Он не в своем уме». Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Ее невольное предательство становится уже обдуманной местью:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...» Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И. А. Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость его устоев. Софья произносит: «себя я, стен стыжусь!»

>Сочинения по произведению Горе от ума

Чацкий - победитель или побеждённый?

Прочитав трагедию Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума", трудно сказать кем оказался главный герой Чацкий : победителем или побеждённым. В этом произведении две основные линии: любовная и политическая.

Чацкий мчится к своей возлюбленной. Он счастлив, рад её видеть, уверен во взаимности. Вначале даже не догадывается, что Софья любит другого. При встречи он шутит, и вспоминая общих знакомых, колко отзывается о Молчалине . Софья затаивает злобу. Чацкий не замечает холодности Софьи, но в конце произведения, когда он становится свидетелем разговора Лизы , Молчалина и Софьи, понимает, что она отвергла его. Ему больно от того, что Софья предпочла ему Молчалина - мелкого, алчного типа, и от того, что он искренне любил её, а она предала его чувства и распустила слух о его безумии. Александр Андреевич потерпел поражение, а значит оказался побеждённым в этом любовном треугольнике. Хотя Софья и Молчалин тоже не добились своих целей. Выходит победителей нет.

Фамусовское общество - это консервативное дворянство. Они живут по своим старым, устоявшимся законам. Главным в жизни для них является богатство, слава, награды и почести. Все они поддерживают крепостное право, не понимают толк в учении. Карьеристы, приспособленцы, для достижения своих целей готовы на подлость и унижение. Чацкий возвращается в Москву полный новых идей. Он хочет изменить мир, внести что-то новое, но фамусовское общество не хочет меняться. Никто даже не прислушивается к его словам и высказываниям. Им и так хорошо живётся. Они привыкли к такому образу жизни. Если бы Чацкий нашёл у этих людей поддержку своих идей и принципов, то никто не подумал бы, что он сошёл с ума, а так все быстро подхватывают сплетню о его безумии. Чацкий считает, что нужно служить делу, приносить пользу Родине, а Фамусов , Скалозуб и Молчалин служат только для своего благополучия. Чацкий провёл в Москве, в этом обществе всего один день, и понял, что ему здесь не место. Он не смог противостоять этим глупым и самоуверенным личностям. И он снова потерпел поражение.

Подводя итог мы видим, что Александр Андреевич Чацкий остался побеждённым, но также он и победитель. Он является борцом за равенство, за свободу личности. Чацкий один пытался изменить действительность. Он одержал моральную победу, остался при своих убеждениях, не сподобился фамусовскому обществу и уехал из Москвы, чтоб найти таких же честных и порядочных единомышленников.