Микаэл таривердиев авария. В центре скандала. — Рассказывают, что Таривердиев был большим гурманом

3 апреля 2018, 23:40

Один из наиболее известных фильмов с Людмилой Максаковой - это "Плохой хороший человек" по повести Антона Чехова "Дуэль", режиссер Иосиф Хейфиц. Актерский состав блестящий: Людмила Максакова, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Анатолий Папанов.

Героиня Людмилы Максаковой - Надежда Федоровна, дама неоднозначная. Но роль Максаковой удалась. Да там все актеры к месту: и Высоцкий и Папанов и Даль и Максакова. Людмила Максакова играет красивую, запутавшуюся в любовных перипетиях женщину. Ну и как всегда у Чехова героям нельзя дать однозначную оценку, сложно сказать, хорошие они или плохие. Но почему-то их всех искренне жаль. И не смотря на то, что Надежда Федоровна - довольно распутная женщина, Максакова ее сыграла до того талантливо и естественно, что уже и развратность ее прощаешь. Просто по-человечески хочется ее героине сочувствовать. В целом эта постановка Хейфица очень хороша. Не возникает диссонанса от сравнения повести Чехова и фильма. На мой взгляд, данный фильм - образец блестящей экранизации русской классики.

Еще одна известная роль Людмилы Максаковой - "Летучая мышь". Тоже отличная постановка классической оперетты. Режиссер - Ян Фрид. В ролях прекрасные актеры советского кино: Людмила Максакова, Юрий и Виталий Соломин, Лариса Удовиченко, Олег Видов, Евгений Весник.

Людмила Максакова дочь известной оперной певицы Марии Максаковой, солистки Большого театра. Отцом был баритон Большого театра Александр Волков; спустя два года после рождения дочери он эмигрировал в США.

В фильмографии Людмилы Максаковой есть также такие известные фильмы, как "Десять негритят", "Осень", "По главной улице с оркестром" и другие. Максакова снималась у Григория Чухрая, Яна Фрида, Иосифа Хейфица, Андрея Смирнова, Петра Тодоровского.

Людмила Максакова была дважды замужем. Первый раз за Львом Збарским, художником, сыном биохимика Бориса Збарского, директора Лаборатории при мавзолее Ленина (на фото ниже). От этого брака у нее сын Максим. От Людмилы Максаковой Збарский ушел к Марианне Вертинской. Затем эмигрировал в Америку. Лев Збарский умер от рака легких в марте 2016 года в США.

И второй брак у Максаковой с Петером Андреасом Игенбергсом, от которого у нее родилась дочь Мария. Второй муж - иностранец, по национальности латыш, доктор физико-математических наук, известный ученый. О своем втором супруге Максакова рассказывала: "Родители Петера родились в царской России, причем отец - в Латвии, он абсолютный латыш из Риги. Мама Петера Зинаида Рудольфовна родом из Эстонии, она урожденная графиня Орлиевская... Но родители моего мужа много чего пережили - и войну, и всякие перипетии. Не вернулись потом ни в Эстонию, ни в Латвию. После многих-многих приключений осели в Мюнхене. Их сын Петер, получив образование физика, подрабатывал гидом с туристами из СССР. Потом нашел работу в Москве". В браке с 1974 года.

Также Максакова три года встречалась с Микаелом Таривердиевым. Знакомству Максаковой с композитором Микаэлом Таривердиевым в 1960-х годах приписывают историю, которая позже была использована в сценарии картины «Вокзал для двоих». По одной из версий, актриса была за рулем машины Таривердиева, когда на ночном Ленинградском проспекте прямо под её колеса из кустов выскочил человек. От удара человек погиб, а когда на место прибыли сотрудники ГАИ, Таривердиев сказал, что за рулем был он. В результате композитор был осужден, но освобожден по амнистии. Сама Максакова рассказывала эту историю совершенно иначе. За рулём был композитор, который и сбил пешехода: «Микаэлу Таривердиеву было совестно за то, что струсил. А мне - неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел. Микаэл получил условный срок - у него был очень известный адвокат…» - вспоминает актриса Людмила Максакова. Плюс у того случая было много свидетелей: помимо других пассажиров в автомобиле, который вел Таривердиев, были свидетели на улицы, т.к. авария произошла 9 мая, в центре Москвы на глазах у многих прохожих.

На мой взгляд, природа щедро одарила Людмилу Максакову: очень красивая внешность с правильными чертами лица плюс безусловный актерский талант.


15 августа известному композитору, автору музыки к 132 фильмам, народному артисту РСФСР Микаэлу Таривердиеву исполнилось бы 86 лет, но его уже 21 год нет среди живых. Всенародную любовь и популярность принесли ему песни, написанные для фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы», но мало кто знает о том, что его связи с кинематографом не ограничивались написанием музыки. Идею фильма «Вокзал для двоих» Эльдару Рязанову подсказала драматическая история, случившаяся однажды в жизни Таривердиева.





Музыкальное дарование Микаэла Таривердиева проявилась еще в раннем детстве. В 8 лет он уже был автором нескольких фортепианных пьес, в 10 лет написал симфонию, а в 16 – два одноактных балета, поставленных в Тбилисском оперном театре. В кинематографе Таривердиев дебютировал еще будучи студентом «Гнесинки», написав музыку к фильмам «Человек за бортом» и «Юность наших отцов». Тогда же состоялся его дебют в Большом зале Московской конверватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.







За музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» Микаэл Таривердиев получил Государственную премию. С Эльдаром Рязановым они сразу нашли общий язык, ведь оба любили хорошую поэзию. Жена композитора Вера рассказывала: «Они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях. Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей ».







Благодаря Таривердиеву у Рязанова появилась идея фильма «Вокзал для двоих». Немногие зрители догадывались о том, что драматическая история персонажа, которого сыграл Олег Басилашвили, на самом деле случилась с композитором. Его жена Вера позже рассказала в интервью одному из изданий: «Этот роман случился в 60-е годы. Таривердиев был отчаянно влюблен в Людмилу Максакову. Ему всегда нравились красивые женщины. А она была дьявольски красива и привлекательна, а еще – чрезвычайно свободна. Этот роман закончился трагически. Произошло следующее. Они с Максаковой ехали ночью по Ленинградскому проспекту. Она сидела за рулем его «Волги». Внезапно из кустов на проезжую часть выскочил человек и попал под их машину. Как оказалось, он был пьян. Максакова не была виновата в его смерти, потому что в этой ситуации ничего нельзя было сделать. Микаэл Леонович, не раздумывая, пересел за руль и взял всю вину на себя. По-другому он поступить просто не мог... Его осудили на два года. А поскольку суд длился ровно два года, то в тюрьму его не посадили – освободили по амнистии. Самым страшным для Таривердиева было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой. Его это просто убивало. В этой тяжелой ситуации Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала куда-то с друзьями. И вот тут он решил все прекратить. Максакова потом ему звонила, пыталась вернуть, но, хотя ему было очень трудно, он был тверд. Потом он вспоминал об этих отношениях так: «Это была не любовь, а болезнь... ».







Приглашенный на премьеру фильма «Вокзал для двоих», ни о чем не подозревающий композитор был шокирован и обижен. Ему казалось, что теперь все знают его историю и все обсуждают его личную жизнь. Людмила Максакова была еще больше возмущена, ведь ее версия событий была кардинально противоположной: «Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих». Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было ».





Людмила Максакова утверждала, что в тот злополучный день за рулем был Таривердиев, что он в нетрезвом состоянии мчался на большой скорости и сбил 16-летнего юношу, спешившего на свидание, и даже не остановился после этого. Впрочем, большинство знакомых все же придерживались версии Микаэла, как, например, актер Олег Басилашвили, сыгравший главную роль в фильме «Вокзал для двоих». Те, кто хорошо знал композитора, были уверены в том, что ему не нужно было «играть в благородство». Друзья за его успех у женщин и рыцарское поведение называли Таривердиева «смесью Дон Жуана и Дон Кихота».
почему Олег Басилашвили отказывался целоваться с Гурченко, и как научился водить катафалк .

«Микаэлу Таривердиеву было совестно за то, что струсил. А мне - неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел. Микаэл получил условный срок - у него был очень известный адвокат…» - вспоминает актриса Людмила Максакова.

Впервые я увидела Микаэла в Крыму, в санатории «Актер».

Фото: Из архива Людмилы Максаковой

Не заметить его было невозможно: очень модный композитор, а кроме того, у него была элегантная, самая модная одежда, невероятные по тем временам собственные водные лыжи и в придачу ко всему личная «Волга» с оленем на капоте! Таривердиев меня тоже заметил, на пляже подошел познакомиться, пригласил в ресторан. То ли от выпитого шампанского, то ли от галантного ухаживания моя голова немного закружилась. Договорились встретиться на следующий день - я должна была зайти за Таривердиевым в его гостиницу. Прихожу к нему в номер и вижу Микаэла в спортивном костюме с вытянутыми коленками! Это мне очень не понравилось: мы же только что познакомились, и я ждала продолжения романтических ухаживаний. А Таривердиев тем временем сел за рояль. Поиграл немного, потом томно подошел ко мне и эффектным жестом развязал поясок на моем платье.

Я шарахнулась от него к двери, завопила на всю гостиницу: «Немедленно откройте!» - и принялась барабанить что есть силы. Таривердиев очень удивился: «Вы зря так стараетесь - дверь никто не запирал. Если повернете ручку, дверь откроется». Я выскочила в коридор, убежала в свой санаторий, и… больше в тот год мы с Микаэлом не виделись. Но от судьбы не уйдешь. Следующим летом я опять поехала в «Актер». Гуляя с приятельницей, шла к гостинице, где в прошлом году жил Таривердиев. Со смехом рассказала ей о своем несостоявшемся романе. И как только произнесла фразу «А дверь оказалась открытой…», увидела его, выходящего из дверей санатория. Мы оба - он и я - оторопели. Потом Микаэл подошел к нам, и мы уже втроем посмеялись над этой историей. И дальше у нас с Микой начались нежные и подлинно романтические отношения.


Фото: Валерий Плотников/Russian Look

На этот раз он уже не позволял себе «фамильярных треников». (Смеется.) В тот период мы оба были свободны, и наше счастье длилось три года. Отношения закончились после нашумевшего в свое время трагического случая…

Два года назад в журнале «Караван историй» было опубликовано интервью с вдовой Таривердиева Верой, где она рассказывала, как 40 лет назад машина, в которой ехали мы с Микаэлом, насмерть сбила человека. Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих». Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Ведь все произошло в центре Москвы, на глазах у десятков свидетелей!

Микаэл Таривердиев и Людмила Максакова встретились, когда их творческие карьеры находились на пике. Роман продлился три года, пока его не оборвал трагический случай, закончившийся уголовным делом. Отношения актрисы и композитора развивались в 1960-е годы, и, судя по воспоминаниям, Таривердиев был отчаянно влюблен в Максакову. Конец их роману положил следующий случай. После шумного праздника в гостинице «Националь» Максакова и Таривердиев возвращались домой на машине (по одной из версий - возвращались не одни, а в компании друзей). Максакова была за рулём. Внезапно на дорогу, прямо под колеса, выскочил 16-летний парень, спешивший на свидание (по другой версии - пьяный человек). Пешеход погиб на месте. Таривердиев заявил ГАИ, что за рулем был он. Композитора осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже около двух лет, после суда его освободили по амнистии. Отношения с Людмилой Максаковой на этом закончились.

Это был период, когда слава композитора приближалась к зениту: уже состоялся дебют в Большом зале Московской консерватории, где романсы на его музыку пела Зара Долуханова; Таривердиев дебютировал в кино в картине «Юность наших отцов»; уже были написаны «Мимолетности» для фортепиано, вокальные циклы на стихи Аветика Исаакяна и Шекспира. Выше мы описали одну из версий истории. Актриса Людмила Максакова не так давно представила свое изложение событий: за рулем был Таривердиев, его «Волга» неслась по улице Горького (Тверской) на большой скорости, и он даже не сразу вернулся на место аварии, когда сбил человека. Микаэла Леоновича уже двадцать лет нет с нами, а этот трагический случай все продолжает волновать. Почему? Возможно, в нем была причина преждевременной смерти композитора, прожившего 64 года? Или все дело в прерванной любви двух талантливых людей? А может быть, причина в том, что невозможно представить тонкого, интеллигентного, лиричного Микаэла Таривердиева в тюрьме, где он пробыл, к счастью, не так много.

Вдова композитора Вера Гориславовна Таривердиева (их брак длился 13 лет, она возглавляет благотворительный фонд творческого наследия памяти своего мужа) вспоминала, что самым страшным для него было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой. История с аварией стала основой для сценария фильма «Вокзал для двоих» (1982). Таривердиев был на премьере, не подозревая, что сюжет Рязанов взял из его жизни. Только в отличие от Максаковой, официантка привокзального ресторана Вера Нефедова, сыгранная Людмилой Гурченко, не бросает пианиста Платона Рябинина (Олег Басилашвили), а едет к нему в Сибирь в исправительно-трудовую колонию. А сама история его приговора и заключения повторяет то, что произошло в жизни.

▲ История Максаковой и Таривердиева легла в основу фильма «Вокзал для двоих» Как вспоминают близкие Таривердиева, его человеческое обаяние притягивало многих людей, он очень нравился женщинам, но был совершенно не богемным человеком. Своего ближайшего друга Рудольфа Мовсисяна он считал братом, а Миру Салганик - сестрой, и родственников выбирал по принципу духовной близости. Его «ближний круг» составляли, как он их назвал, «растиньяки 60-х» - Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Зара Долуханова, Василий Аксенов и Эльдар Рязанов. А с женой Верой он познакомился уже после этих событий. Она пришла по заданию редакции газеты «Советская культура» - ей поручили написать статью о знаменитости. Встреча закончилась свадьбой. P.S. Премьера «17 мгновений весны» состоялась в сентябре 1973 года. Фильм имел оглушительный успех. Притягивает нас к этому фильму не только его остросюжетность. Музыка Таривердиева обостряет всю нашу русскую тоску и нежность. Кадры, где Штирлиц встречается с женой (ее сыграла актриса Вахтанговского театра Элеонора Шашкова) сегодня прочитываются так, как будто на образ разведчика наложил свой отпечаток и образ Таривердиева, проводившего годы под следствием. Встреча двух разъединенных миров - наверное, если бы это произошло с героями нашего рассказа, Людмила Васильевна Максакова могла бы тоже спрятать свои мысли и чувства в фигуры умолчания. Источники: «Роман с виолончелью» |


Всенародную любовь и популярность принесли Микаэлу Таривердиеву песни, написанные для фильмов “Семнадцать мгновений весны” и “Ирония судьбы”, но мало кто знает о том, что его связи с кинематографом не ограничивались написанием музыки. Идею фильма “Вокзал для двоих” Эльдару Рязанову подсказала драматическая история, случившаяся

однажды в жизни Таривердиева.



Музыкальное дарование Микаэла Таривердиева проявилась еще в раннем детстве. В 8 лет он уже был автором нескольких фортепианных пьес, в 10 лет написал симфонию, а в 16 – два одноактных балета, поставленных в Тбилисском оперном театре. В кинематографе Таривердиев дебютировал еще будучи студентом “Гнесинки”, написав музыку к фильмам “Человек за бортом” и “Юность наших отцов”. Тогда же состоялся его дебют в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.



За музыку к фильму “Ирония судьбы, или С легким паром!” Микаэл Таривердиев получил Государственную премию. С Эльдаром Рязановым они сразу нашли общий язык, ведь оба любили хорошую поэзию. Жена композитора Вера рассказывала: “Они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях. Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей».


Людмила Максакова


Благодаря Таривердиеву у Рязанова появилась идея фильма “Вокзал для двоих”. Немногие зрители догадывались о том, что драматическая история персонажа, которого сыграл Олег Басилашвили, на самом деле случилась с композитором. Его жена Вера позже рассказала в интервью одному из изданий: “Этот роман случился в 60-е годы. Таривердиев был отчаянно влюблен в Людмилу Максакову. Ему всегда нравились красивые женщины. А она была дьявольски красива и привлекательна, а еще - чрезвычайно свободна. Этот роман закончился трагически. Произошло следующее. Они с Максаковой ехали ночью по Ленинградскому проспекту. Она сидела за рулем его “Волги”. Внезапно из кустов на проезжую часть выскочил человек и попал под их машину. Как оказалось, он был пьян. Максакова не была виновата в его смерти, потому что в этой ситуации ничего нельзя было сделать. Микаэл Леонович, не раздумывая, пересел за руль и взял всю вину на себя. По-другому он поступить просто не мог... Его осудили на два года. А поскольку суд длился ровно два года, то в тюрьму его не посадили - освободили по амнистии. Самым страшным для Таривердиева было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой. Его это просто убивало. В этой тяжелой ситуации Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала куда-то с друзьями. И вот тут он решил все прекратить. Максакова потом ему звонила, пыталась вернуть, но, хотя ему было очень трудно, он был тверд. Потом он вспоминал об этих отношениях так: “Это была не любовь, а болезнь...”.



Приглашенный на премьеру фильма “Вокзал для двоих”, ни о чем не подозревающий композитор был шокирован и обижен. Ему казалось, что теперь все знают его историю и все обсуждают его личную жизнь. Людмила Максакова была еще больше возмущена, ведь ее версия событий была кардинально противоположной: “Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма “Вокзал для двоих”. Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было”.



Людмила Максакова утверждала, что в тот злополучный день за рулем был Таривердиев, что он в нетрезвом состоянии мчался на большой скорости и сбил 16-летнего юношу, спешившего на свидание, и даже не остановился после этого. Впрочем, большинство знакомых все же придерживались версии Микаэла, как, например, актер Олег Басилашвили, сыгравший главную роль в фильме “Вокзал для двоих”. Те, кто хорошо знал композитора, были уверены в том, что ему не нужно было “играть в благородство”. Друзья за его успех у женщин и рыцарское поведение называли Таривердиева “смесью Дон Жуана и Дон Кихота”.