Методическая копилка. Темы исследовательских работ и проектов по мхк Исследовательский проект по искусству темы

Краткая аннотация

Метод проекта является составной частью обучения МХК, т.к. позволяет активизировать деятельность учащихся как в урочное, так и во внеурочное время.

Тематика проекта «Слово» была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для учеников разного возраста (6-11 классов) для более глубокого ознакомления с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства через изучение краеведческого материала. В ходе работы ученики совершают экскурсии в Троице-Сергиеву лавру, встречаются с выпускниками Свято-Тихоновского Богословского университета (художественный факультет), изучают материалы официального сайта Троице-Сергиевой лавры, связанные с памятниками архитектуры, используют библиотечный материал, знакомятся с дополнительной литературой по предмету.

В результате совместной деятельности учеников, учителя и родителей должны быть созданы творческие работы: газета «Слово», альманах «Родники», презентации, сценарии выступлений волонтёрского отряда «Слово» в форме «живой газеты» (руководитель волонтёрского отряда Истомина Е. Е.) перед учениками школы и родителями.

Проект по типу деятельности творческий, по характеру предметно-содержательной области - культурологический, по характеру координации - открытая, явная координация, средней продолжительности.

Работа с детьми основана на принципах добровольности.

Цели образовательные и воспитательные

1.Формировать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения.

2.Формировать мотивацию к изучению жития светильника русской земли Сергия Радонежского.

3. Формирование национального самосознания учащихся в ходе изучения культурного наследия родного края, погружения в мир отечественной истории при изучении ее судьбоносных моментов (Куликовской битвы).

3. Обогатить лексикон участников проекта словами духовного и историко-культурного значения, повысить общую эрудицию детей, ввести в речь учеников церковнославянизмы, определяющие высокий стиль русской классической художественной литературы.

4. Формировать ценностные установки на нравственное, традиционное в культуре родного края.

Задачи учебно-педагогические

1. Приобщение к ценностям древнерусской культуры.

2. Изучение шедевров древнерусской литературы.

3. Постановка и формулировка темы своей творческой работы, личностная мотивация выбора.

4. Формирование и развитие навыков творческой работы.

5. Сбор и систематизация материала, умение на практике применять полученные знания.

Актуальность проекта

Современное образование переживает в настоящее время период подъёма, и это связано прежде всего с обращением к вечным ценностям. Данный проект направлен на изучение художественно-культурного наследия родного края и должен помочь учащимся обрести точные духовные ориентиры, усвоить нормы морали, ценности, которые воплотились в Троице-Сергиевой лавре и житии её основателя Сергия Радонежского. Работа над проектом предполагает интеграцию в различные изучаемые в школе дисциплины (историю, МХК, литературу, ИЗО). В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, … в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Ожидаемые результаты

Работа над проектом «Слово» способствует развитию у детей творческого осмысления отечественной культуры , развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.

СМИ - важнейшее средство самовыражения подростков, вызывающее повышенный интерес. Поэтому работа над проектом позволит через средства массовой информации (газету «Слово», альманах «Родники») наиболее продуктивно знакомить учащихся школы с результатами работы по освоению художественно-культурного наследия родного края. Кроме того, с помощью приёмов театрализации, через «живую газету», ученики могут донести свой материал до заинтересованных в теме учеников младших классов, родителей.

Выполненные в рамках проекта творческие работы (газеты, рисунки, фотографии, макеты и т. п.) найдут своё реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других.

Осуществление проекта.

Проектом руководит учитель МХК Истомина Е. Е., координируя действия учеников, снабжая необходимой информацией, контролируя отбор материала. Учитель разрабатывает дизайн изданий. Газета «Слово» оформлена заставкой с фотографией ученика, читающего книгу, название набрано прописными буквами (шрифт Georgia). Альманах «Родники» представляет собой 5-6 листов на цветной фотобумаге (А4), на обложке указаны вопросы, раскрывающие тематику издания.

В начале учебного года создаётся редакционная коллегия из учеников 6-10-х классов, которая под руководством учителя определяет направления работы, осуществляет выпуск газеты и альманаха. Редколлегия включает в себя корректоров, корреспондентов, фотокорреспондентов, участников волонтёрского отряда «Слово».

Достижение целей и выполнение задач школьных СМИ (газеты «Слово» и альманаха «Родники») осуществляется посредством публикации следующих видов информации: написанные в доступной форме отчеты и репортажи о мероприятиях школы по духовно-нравственной тематике. Аналитические статьи и материалы, направленные на изучение художественно-культурного наследия родного края. Материалы, отражающие участие учеников школы в духовно-нравственных мероприятиях школы, города, района, области.

1 этап работы включает в себя постановку проблемы, формулирование темы, выбор тем учащимися, посещение Троице-Сергиевой лавры. Общая тема: «Поклон преподобному Сергию».

2 этап работы - поисковый.

Круг вопросов: «Храмы Троице-Сергиевой лавры». «Как выглядела Троицкая обитель в глубокой древности». « Троице-Сергиева лавра: история и современность». «Какими делами прославлен в русской истории Сергий Радонежский»? «Расскажите о сюжете картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». «О каких духовных заветах Сергия Радонежского мы узнаём из «Жития…», созданного во славу святого Епифанием Премудрым». « Образ преподобного Сергия Радонежского в памятниках Куликовского цикла древнерусской литературы ". «Почему Андрея Рублёва считают учеником Сергия Радонежского». Круг вопросов может быть расширен по желанию учащихся.

3 этап - практическая работа. Оформление творческого отчёта в форме номеров газеты и альманаха, а также в выбранной учеником творческой форме (мультимедийная презентация, выступление с докладом или сообщением на конференции, родительском собрании, творческих занятиях, участие в работе волонтёрского отряда «Слово» и т. п.)

Номера газет, альманахов, творческие работы размещаются в рекреациях, хранятся в конференц-зале школы.

Электронная версия газеты размещается на сайте школы.

Проект разработан учителем МХК МБОУ «КСОШ №7» Истоминой Е. Е.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта. В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта.

Слайд 11

Описание слайда:

К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. На табличке, прикрепленной к сломанному комоду этого же типа, значилось, что в нем хранилась тонкая одежда царя. Крышка откидывается назад на бронзовых петлях. На крышке и передней стенке две кнопки (округлые ручки), обтянутые золотым листком. В средней части комода по всем четырем стенкам прорезан фриз из чередующихся черных знаков "жизнь" и золоченых "сила", установленных на знаках "неб" (владыка).

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Описание слайда:

1. С. И. Фингарет “Искусство древнего Египта в собрании Эрмитажа”, изд. 1. С. И. Фингарет “Искусство древнего Египта в собрании Эрмитажа”, изд. 2. «Искусство Древнего Мира», 2-е изд.- Детюлит., 1989. -207 с. 3. ru.wikipedia.org

IX Уральская межрегиональная конференция
юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»

«Поющие картины»

Культурологические науки (Искусствоведение)

МОУ Мирненская СОШ

п. Мирный, 2014

Основная часть 4

1. Взаимосвязь искусств 4

2. Классическое сочетание музыки и живописи 5

2.1. Картины как источник вдохновения 5

2.2. Полифония в музыке и живописи 7

2.3. Музыка, звучащая с русских полотен 8

2.4. Музыка рисует картины 10

3. Современные музыкальные ассоциации 11

3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова 11

3.2. Большое будущее у фото 12

4. Услышанная живопись 13

4.1.Вариант шифрования по узлам картины 13

4.2.Вариант с цветовым шифрованием 13

Список литературы 14

Приложения. 15

Введение

В чем актуальность этой темы? Современные технологии пытаются «озвучить» цифровую фотографию, используя яркость, насыщенность. Но алгоритма создания композиции у них еще нет. И мы попытались найти другой способ «звучания» картин, более доступный, простой. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. Наука не стоит на месте, и, может быть, найдутся еще сферы применения этого «открытия».

Взаимосвязь искусств проявилась ещё в глубокой древности в странах Латинской Америки, в античной Греции, в Древнем Риме. В древнерусской художественной культуре примеры синтеза представляют собой многие монастырские ансамбли, кремли, церкви. Разнообразие архитектурных форм, их связь со скульптурным декором, фресковой живописью и природным ландшафтом способствовали созданию выразительных композиций, основанных на синтезе в готических ансамблях, где органически сочетались архитектура, скульптура, а также живопись, главным образом, в виде цветных витражей.

В эпоху Возрождения, барокко и классицизм синтез приобрел наиболее сложные и развитые формы. Живопись вдохновила многих композиторов на создание музыкальных произведений. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. А. Вивальди, П. Чайковский открыли миру «песенность» русской природы. Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин. И все его картины – это «зримая музыка»

Я выбрала для своей работы именно эту тему, потому что считаю, что она очень интересна, как и само сочетание таких искусств, как музыка и живопись…

В информационном обществе, когда любую информацию можно получить за считанные секунды, актуальным стал вопрос синтеза музыкальных произведений с другими видами искусства. Целью данной работы стало исследование произведений живописи на предмет взаимосвязи с музыкой.

Объект: восприятие живописи через музыку.

Гипотеза: любую картину можно озвучить не ассоциативным методом

Перед нами были поставлены задачи:

    Рассмотреть ассоциативное восприятие искусства

    Провести параллель между классическими произведениями и современным искусством.

    Найти не ассоциативный способ озвучивания картин.

Для достижения поставленной цели мы применяли следующие методы:

    Наблюдение

    Сравнение

Рассматривали и изучали картины различных эпох и изучали картины современных и классических художников. Изучали исторические особенности создания произведений искусства, анализировали их.

Основная часть

  1. Взаимосвязь искусств

В народных обрядах, вокальной и программной музыке, сочинениях для театра и кино музыка выступает в неразрывном единстве с другими видами искусства. Но и "чисто музыкальные" произведения звучат ярче и убедительней в окружении поэзии, живописи, архитектуры. Они помогают создать особую художественную атмосферу, дают глубокие поводы для содержательных сравнений и аналогий. Именно они способны быть ярким стимулом и для самостоятельного творчества, вдохновляя на создание собственных вокальных и инструментальных импровизаций.

Эта связь ценна тем, что на стыке различных видов искусства возникают образные ассоциации. Чем они богаче, тем более творческий характер носит восприятие художественного произведения. Н.Э.Басин и О.А.Суслова в своем пособии «Введение в язык искусства» отмечают пять различных уровней поли художественных ассоциаций.

    Самые простые – это ассоциации с видимыми предметами и явлениями мира природы и мира человека. Здесь работает принцип простого визуальноого сходства. Общехудожественные темы и понятия, например, такие как «дом» или «весна», изображенные средствами музыки, живописи, литературы - лежат в основе этого уровня ассоциаций.

    Следующий тип ассоциаций связан с физическими ощущениями: тактильными, весовыми, громкостными, динамическими и т.д. Мы этого не видим, но чувствуем при помощи осязания, обоняния, слуха и вкуса. Поэтому «грузная» музыка оказывается эмоционально созвучна темным краскам, монументальной архитектуре и т.п., а звучание в высоком регистре ассоциируется с легкими прозрачными акварельными тонами и тонкой графикой.

    Третий вид ассоциаций, это ассоциации, связанные с эмоциональными переживаниями, с оттенками различных настроений. Уныние и радость, гнев и доброжелательность - все эти эмоциональные сферы имеют свое преломление и в музыке, и в литературе, и в живописи. Подборка «эмоциональных оттисков» этих настроений из разных видов искусства, безусловно способствует и более глубокому проникновению в то или иное настроение, эмоцию; и более богатому восприятию конкретного его выражения в том или ином художественном произведении.

    Четвертый тип ассоциаций отсылает воображение к образам, хранящимся в нашем подсознании, так называемым архетипам, например, к образам мировых стихий, света и тьмы, материнства, земного и небесного и т.д.

    Пятый тип – это ассоциации, возникающие от общения со сложными социально-культурными явлениями, которые включают в себя и зрительные образы, и отвлеченные идеи. В этом случае ассоциации складываются на основе «информации» о каком-либо социальном или культурном явлении, о произведении искусства, стиле, направлении, художнике.

Еще одним важным аспектом является язык искусства. Выразительные средства подчас оказываются очень близкими в разных видах искусства. Это, в первую очередь, его жанровая основа: и в музыке, и в живописи, и в поэзии различаются камерные и монументальные жанры, лирика и эпос; жанры портрета, пейзажа, бытовой зарисовки, ряд других жанровых особенностей.

Существуют также общие закономерности построения произведений искусства: симметрия и контраст, ритм и форма, логика развития, противопоставления главного и фона... Эти и другие "составные элементы" художественного высказывания, опирающиеся на законы человеческого восприятия, будут также родственны в разных видах искусства. И воспринимая эти закономерности через, например, визуальные виды искусства, возможно более наглядно и убедительно раскрыть их и в музыке.

  1. Классическое сочетание музыки и живописи
    1. Картины как источник вдохновения

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело

Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает» музыку. Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к «музыкальным» сюжетам. Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности. В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли – юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось без лиры, которую он непременно держал в руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе. Или же странствующие музыканты перед восхищённой толпой народа исполняли свои бесхитростные мелодии, извлечённые из волынок, дудочек, виол.

Если до середины XIX века художники занимались музицированием и изображением играющих и поющих людей, то с этого рубежа музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства.

Начнём с Ференца Листа, который довольно часто в своих сочинениях опирался на вполне определенные картины. В его фортепианном цикле "Годы странствий. Год второй: Италия" есть пьеса под названием "Обручение" ("Sposalizio"). Именно так итальянцы называют алтарный образ Рафаэля Санти "Обручение Марии" - картину совершенно изумительной красоты, просветлённой грусти и мудрости.

Вдохновлённый фреской "Триумф смерти", по одним сведениям принадлежащей кисти Андрея Орканьи, по другим - Амброджио Лоренцетти, Лист создаёт "Пляску смерти" для фортепиано и оркестра, используя мотив григорианского хорала Dies Irae.

Симфоническая поэма "Битва гуннов" написана Листом по мотивам бесспорно лучшего творения Вильгельма фон Каульбаха: величественной фрески с одноимённым названием. Одно время Лист серьезно обдумывал создание целого цикла симфонических поэм, которые хотел назвать "Мировая история в картинах и звуках Вильгельма фон Каульбаха и Ференца Листа".

Вслед за Листом названия картин, на этот раз Арнольда Бёклина, использовал Макс Регер в оркестровой сюите из четырёх симфонических поэм. Это следующие картины: "Отшельник", "Игра в волнах", "Вакхналия" и "Остров мертвых".

Последнее полотно стало источником вдохновения и для Сергея Рахманинова, создавшего свой, довольно мрачный "Остров мёртвых". Музыка Рахманинова полна щемящей тоски, в ней одновременно слышатся и оцепенения безграничной печали, и бурные рыдания, и тревожное предчувствие смерти,

Резким контрастом к музыке Рахманинова звучит музыка фортепианной пьесы "Острова радости" Клода Дебюсси, написанной под впечатлением картины французского художника Антуана Ватто. В мелодических изгибах пьесы можно услышать смех, пение, журчание ручьёв и даже стремительные весёлые танцы.

Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость

На знаменитой картине Сандро Ботичелли (1445 -1510) «Весна» изображена поляна в апельсиновом саду. Вся она усеяна цветами. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой.

«Весна» была написана Боттичелли по заказу молодого отпрыска семьи Медичи. В основе сюжета картины «Весна» лежит миф, рассказывающий о том, как весенний ветер Зефир силой своей любви превратил нимфу Хлорис в богиню весны и цветения. Композиция картины построена таким образом, что сюжетная линия развивается справа налево. В правом верхнем углу мы видим летящую фигуру с крыльями в развевающемся плаще. Это Зефир, щеки его раздуты, от его стремительного полета склонились деревья. Ветер весны догоняет убегающую Хлорис.

Испуганная нимфа повернула к нему лицо, а руками, словно моля о защите, касается фигуры другой девушки в ярком нарядном платье, убранном цветами, и с венком из цветов на голове. Но та, не замечая ничего, продолжает идти дальше. Она вынимает из складок платья розы и разбрасывает их вокруг. Это богиня цветов и растений Флора – та же Хлорис, но уже в новом облике богини. Платье нимфы почти прозрачно, сквозь него просвечивают цветы на лугу, а в пышном наряде Флоры они создают яркий узор на платье.

Эти три фигуры олицетворяют превращение нимфы в богиню цветения и символизируют первый месяц весны, потому что ее началом считалось первое дуновение Зефира. Левее этой группы помещена фигура Венеры, богини любви и красоты. Над ее головой парит Амур со стрелой и луком, вокруг нее расступились полукругом деревья, обозначая смысловой центр картины. Венера стоит, задумчиво склонив голову набок, и правой рукой благословляет трех Граций. Эта группа символизирует второй месяц весны – апрель. На левом краю полотна помещен Меркурий, бог разума и красноречия, покровитель искусств, достойный спутник Граций. Он является олицетворением последнего весеннего месяца, названного в честь его матери Майи.

Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с музыкальным произведением с тем же названием. «Весна» - первый концерт в цикле «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741) –наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко. Каждому из концертов композитор предпослал сонет. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Музыка точно следует за образами стихов. Первая часть концерта – «Весна грядет» - открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, - играет весь оркестр.

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом

Вторая часть – «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна – солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое звучание всех скрипок оркестра в мягком ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов – лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав

И тявкает чуть слышно пес.

Послушайте и посмотрите, как здесь слились музыка, живопись, стихи! И невольно задаешь себе вопрос: что написано вначале, картина или музыка?

    1. Полифония в музыке и живописи

Новый континент, но не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник М. Чюрлёнис. Он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки. «Соната моря» - самая известная живописная сюита Чюрлёниса, литовского композитора и художника. Вселенная представляется мне большой симфонией.

Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой – трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.

И главное – она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно. И Чюрлёнис становится живописцем. Не обычным живописцем. А художником-музыкантом.

Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой – около трёхсот живописных композиций. И каждая – это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.

Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже – на три) части. Первая – аллегро – самая напряжённая, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.

Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.

    1. Музыка, звучащая с русских полотен

Русские художники и поэты, русские музыканты всегда обладали удивительной способностью глубоко проникать в психологию народа и передавать в своих сочинениях национальный колорит страны.

Невозможно себе представить искусство без природы. Природа и искусство просто неотделимы друг от друга. Пронизанные красотой природы, музыка и живопись смыкаются и взаимопроникают друг в друга. Крупнейший советский музыковед, академик Борис Асафьев высказал мнение, что с картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели" русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.

Так началась пора расцвета русской пейзажной живописи, проникнутой стихией русской песенности и русской музыки, напоённой ароматом поэтической русской природы. Пётр Ильич Чайковский и Исаак Ильич Левитан - наивысшие выражения этих устремлений русского искусства, теснейшим образом сблизивших музыку с живописью.

Поистине непостижимое влияние на Чайковского оказывала таинственная прелесть природы. В одном из писем он восклицает: "Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?"

Никому из русских композиторов не удавалось так чутко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось сделать Чайковскому. И особенно это проявилось в цикле "Времена года", двенадцать пьес которого, посвященные двенадцати месяцам года. Пьесы цикла поражают своей невероятной простотой и столь же невероятной внутренней живописностью. Слушая эти пьесы, мы всегда видим их!

Уже в своей Первой симфонии "Зимние грёзы" композитор звуками рисует чудесные пейзажи зимней дороги и туманного края. Музыку этой симфонии сравнивают с элегическими полотнами Левитана, у которого русские просторы вызывали не менее сильный душевный отклик. Родственники художника вспоминали, что с ранних лет он любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать "какой-нибудь закат", а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город". Уезжая из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой им русской природе. Так, весной 1894 года он писал А.М. Васнецову из Ниццы: "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист".

Удивительный дар был у Левитана: всё, что рождалось под его кистью, начинало петь. Вот как описывает картину "Весна - большая вода" один из лучших знатоков русской живописи академик М.В. Алпатов: "Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляют их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной игрустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели". Обратите внимание на эпитеты. Описывается картина, а слышится музыка, ибо музыкальные сравнения наиболее точно передают душу левитановского пейзажа.

Центральную часть картины «Вечерний звон» занимает река. Ее серо-голубые оттенки мягко воздействуют на смотрящего, словно призывая насладиться спокойствием и магическим очарованием летнего пейзажа. Основной акцент приходится на утопающий в зелени монастырь и колокольню, созерцание которых возносит человека над мирской суетой. Так и хочется задержаться взглядом на залитом вечерними лучами солнца полуостровке: святая обитель, тающие в небе кресты куполов, широкая дорога к вратам монастыря. И.И.Левитан неслучайно изобразил прямо у реки двух одетых в черное иноков. Они настолько малы, что преодоление пути до сверкающей белой арки кажется чем-то невыполнимым. И все же дорога к Богу вдали от искушений света довольно просторна, а осилить ее сможет только идущий.

Верхняя часть картины – небо. Почти белое над лесом, чуть выше – с воздушными облаками и в левом верхнем углу – голубое, небо поражает своей пронзительной красотой. Мастерство живописца позволило Левитану наполнить картину вечерним звоном. В изображенной им небесной выси слышится музыка церковных колоколов, разлетающаяся над верхушками деревьев, рекой с проплывающей по течению лодкой с людьми, крохотным деревянным пирсом и сидящем в небольшой лодке у берега человеком, фигуру которого замечаешь не сразу.

Исаак Ильич Левитан умел находить в любом пейзаже необычайную глубину, гармонично сочетая при этом сложную философию человеческой жизни с девственной чистотой русской природы. (Иван Козлов и музыка А. Алябьева)

Другая картина Левитана "Золотая осень" производит, пожалуй, самое умиротворяющее и целительное впечатление. Согласно созвучно поют краски дивного холста. Всё в этой картине как будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Выгоревшее от летней жары васильковое небо, река, чуть синеющая и холодеющая от бездонных осенних ночей и золотые багряные бурые кущи деревьев и зеленеющий вдали изумрудный клин поля. Золото, багрянец, синь всё это радуга Родины и Левитан, всю жизнь шедший к пониманию этого симфонического строя, наконец постиг его до конца. Он нашел нужный лад, и каждый его мазок звучит чисто полно и верно. Именно с этой картиной созвучна пьеса Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года".

Описание Дмитрия Кабалевского музыки этой пьесы наполнено живописными эпитетами: "Печальная полная нежной меланхолии мелодия. Мы видим как сквозь серые, "минорные" осенние тучи все время пытается проникнуть "мажорный" солнечный луч. Вот-вот, кажется, выглянет, но тут же снова скрывается за облаком. Вдруг, проглянул в другом месте, в третьем, кажется, наконец, пробился, но опять всё покрылось грустными серыми тучами... и именно это неосуществимое стремление к солнцу, к светлой мажорной звучности придаёт особую живописную прелесть и особую человечность этой с виду скромной, но подлинной жемчужине русского искусства".

    1. Музыка рисует картины

В творчестве другого русского художника, Михаила Александровича Врубеля, мы находим влияние музыкальных произведений. Под впечатлением от оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" художником была создана картина "Царевна-Лебедь". Известно, что партию Царевны-Лебедь Римский-Корсаков написал для жены Врубеля, известной певицы Надежды Ивановны Забелы, образ которой, несомненно, влиял на написание картины.

Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, "превращающейся", тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и особенной величавой красотою.

Считается, что неоднократное прослушивание Врубелем оперы Антона Рубинштейна "Демон" послужила в дальнейшем одним из толчков к написанию серии картин, объединённых демоническим образом: Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный.

Знаменитая картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван" написана под непосредственным влиянием музыки Николая Римского-Корсакова. Сам Репин писал: "Я слышал новую вещь Римского-Корсакова "Месть". Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создавалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване".

3. Современные музыкальные ассоциации 3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова

Творческие личности, как правило, не ограничивают себя одной областью искусства. Живопись и музыка связаны между собой особыми узами, и не столько сюжетными или творческими, сколько глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу - многообразные проявления жизни.

21 век. Используя ассоциации, некоторые деятели искусства стали писать музыку на увиденные картины. И родилось понятие «Поющие картины». Что это такое?

Соединить искусство изобразительное и музыкальное – таков замысел организаторов. Идея, родившаяся в Курске, уже «заразила» другие города –Владивосток и Самару.

Оригинальная инсталляция включает сразу два вида искусства – живопись и песню. Идея конкурса – синтез музыки и живописи

Дмитрий Долгов, знакомый по выступлениям на фестивале «Балаклавские каникулы», лауреат Грушинского фестиваля и других международных конкурсов, представил гостям выставки свои новые картины, которые стали фоном для сольного концерта автора.

Инициатор подобного формата мероприятия - севастопольский поэт и бард Андрей Соболев. Как он рассказал, знает Дмитрия как поэта, автора-исполнителя достаточно давно. И увидев его картины, возникла идея совместить живопись и музыку и организовать выставку-концерт, показав творческую многогранность автора.

Дмитрий Долгов профессионально занимается музыкой и является довольно известной личностью в бардовских кругах. Много ездит с концертами по Украине и России. Сейчас автор передаёт свои переживания, ощущения, своё видение того, что происходит вокруг нас, не только через песни, но и через холст.

Живописью он начал заниматься около трёх лет назад. И к этой выставке подошёл с юмором. Помимо представленных портретов, натюрмортов и жанровых работ, выделились три работы, которые как нельзя лучше оправдывают название выставки.

Буквально за несколько недель до открытия выставки у Дмитрия возникла идея сделать несколько ироничных работ. Он купил в магазине недорогие принты, которые по своей сути представляют китч. И решил придать им новое содержание, дорисовав некоторые образы, которые, на его взгляд, соответствуют определённым песням. «Для меня было важно сохранить как можно больше самой картины, которая там была, и поселить в эту картину какого-то своего героя, которого я считаю важным. И тут же меняется смысл всей картины», - рассказал Дмитрий Долгов.

Увидев картину, каждый человек по-своему её интерпретирует. Объяснение того, как видит её автор, прозвучало в его песнях на концерте, благодаря которым также можно было услышать и то, что не удалось выразить с помощью кисти и холста. Среди прозвучавших песен: «Ковыли», «Ялтинская трагическая». К примеру, образ Маруси из русской народной песни отражён в одноимённой работе «Мыла Марусенька белые ноги». Автор изобразил её на принте с городом Чикаго, озером Мичиган. Были подобраны образы также в работах «Напрасно старушка ждёт...»

Кроме того, бард поделился со зрителем моментами вдохновения, которые сопровождали рождение того или иного произведения, полотна, мелодии или стиха. По уверению Дмитрия Долгова, все присутствующие имели возможность убедиться, что песни могут стать музыкальным продолжением визуальных образов, а звуки дополнением картин.

3.2. Большое будущее у фото

А могут ли современные технологии «озвучить» цифровую фотографию? На международной выставке потребительской электроники (CES 2013) было представлено приложение Mhoto. Используя запатентованную технологию анализа свойств изображения, таких как яркость, насыщенность и контрастность, создается оригинальный саундтрек, адаптированный к «ощущениям, которые передает фотография».
Пользователю достаточно загрузить изображение, и он услышит соответствующую композицию. Также у него есть возможность выбрать определенный музыкальный жанр саундтрека: хип-хоп, рок, поп и т.д.

Основатели приложения работали над алгоритмом создания композиции совместно с музыкальным продюсером Dub Killer. Разработчики планируют добавить в приложение функцию распознавания лиц, чтобы саундтрек совпадал с настроением человека на портрете.

Приложение все еще находится в стадии разработки, и официальный веб-сайт предлагает регистрацию заинтересованных бета-тестеров.

Скоро мы сможем «услышать» любую фотографию. Это достижения 21 века!

4. Услышанная живопись 4.1.Вариант шифрования по узлам картины

Говоря о «музыкальности» картин, считают, что это понятие условное – полотна сами по себе, конечно, не издают звуков, даже если на них изображены люди, играющие на каких-либо инструментах.

А я своей работой хочу показать, что картины могут «петь». Вернемся к репродукции Ботичелли «Весна».

В качестве инструмента для создания музыки может служить любой музыкальный инструмент. Самый распространённый – это пианино. В интернете можно найти множество онлайн эмуляторов. На сайте http://pcblogg.com/ представлены интересные варианты. С их помощью мы создаём фрагмент мелодии. Для этого мы анализируем картину. Выбираем основную линию изображения, вдоль которой располагаем нотный стан. Нотами служат лица изображенных. В качестве альтернативы могут использоваться другие узловые моменты картины: кисти рук, стопы, апельсины на ветвях деревьев. Мы получим мелодию. [Приложение 1, приложение 2] Для аранжировки используется стандартное сочетание аккордов.

Используя данный алгоритм, можно заставить звучать любую картину.

4.2.Вариант с цветовым шифрованием

Есть разные направления живописи. Где-то легко определить узловые моменты картины. А если взять абстракционизм М. Ларионова, П. Филонова, кубизм Пабло Пикассо, супрематизм Малевича и других, то мы столкнёмся с трудностями. Для таких картин возможен вариант цветового шифрования.

Возьмём цветовой спектр. Каждый цвет определяет свою ноту, 7 цветов – 7 нот. [Приложение 3] Разбив картину на смысловые области, мы создаём мелодию. Для примера рассмотрим картину К. Малевича «Атлеты». Полученная мелодия представлена в приложении 4

Заключение. Триумф музыки

Таким образом, мы получили продукт – мелодию картины. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. На информатике: зашифровать какую – либо информацию и заставить звучать и т.д.

Список литературы

    Басин Н.Э., Суслова О.А. «Цвет. Звук. Материал: учебно-методическое пособие: Приложение к курсу «Введение в язык искусства». Екатеринбург, 2001.

    Тарасов Л. – «Музыка в семье муз»

    Казанцева С. А. – «Культурология»

    Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»

    Варламова Т.Н. Проект «Учимся слушать и понимать музыку» http://rtwiki.iteach.ru

    Сергеева Г.П., Кашекова И. Э., Критская Е.Д. «Искусство 8-9 классы» М. «Просвещение» 2013г.

    Статья с сайта Гармония «Увиденная Музыка, услышанная Живопись» http://harmonia.tomsk.ru/pages/secret/?19

    Статья с сайта Музыкальная фантазия. «Музыка в школе»http://muzk-ira.ucoz.ru/publ/razrabotki_urokov/muzykalnaja_zhivopis_i_zhivopisnaja_muzyka_chjurljonis/8-1-0-51

    автор Danka «Синтез музыки и живописи»/"Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях

http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635a2ac68b4d43b88421216c37.html

    Репродукции картин взяты из интернет-энциклопедии Википедия

    http://www.engadget.com/2013/09/09/moto-composes-music-from-pictures/

    Вивальди А. Времена года. 1 часть. Весна / К. Херонз - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Вивальди А. Времена года. 2 часть.Сон крестьянина. / К. Херонз - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Чайковский П.И. Осенняя песнь. Октябрь. /Н. Штокман - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Ференц Лист Фортепьянный цикл «Годы странствий» Год второй. Италия. Пьеса «Обручение».

    Римский – Корсаков Н.А. Симфоническая сюита ч.9. «Сладость мести»

    Рахманинов С.В. Симфоническая поэма «Остров мертвых» Филадельфийский оркестр.

    Алябьев А. «Вечерний звон» Хор Сретенского монастыря.

    Долгов Д. «Ковыли» слова и музыка Д. Долгова. Альбом «Чуть – чуть надежды»

Приложения.

    Картина Ботичелли «Весна»

    Цветовая ассоциация аккордов

    Мелодия картины: Ботичелли «Весна»

Аккорды: D D S D H F S G

Мелодия картины: К. Малевич «Атлеты»

Аккорды: D A F G D A H S

Проект по мировой художественной культуре по теме: «Скульптура» ученицы 11 -А класса Анищенко Анны

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются способами вытачивания, литья, резьбы, лепки из твердых или пластичных материалов(камня, металла, дерева, глины)

Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Рельефы и росписи дворцов, древние скульптуры правителей или животных изображали в движении. Искусные мастера Шумера владели навыками изготовления удивительных по красоте и тонкости ювелирных изделий. Они прекрасно умели чеканить и делать не простые сплавы драгоценных металлов. В отличие от архитектуры изобразительное искусство Шумера выглядит сравнительно бедно и примитивно. О развитии изобра зительного искусства можно судить по маленьким фигуркам животных и, позже, по небольшим, размером в 35- 40 см, статуэткам из мягких пород камня и глины.

Скульптура Древнего Египта Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ — обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур — также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.

Античная скульптура Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме- единству его телесной и духовной красоты, - почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило греческой культуре редчайшую художественную силу и ключевое значение для мировой культуры в будущем.

Периоды, на которые принято делить историю и искусство античного мира: Древний период - эгейская культура: III тысячелетие-XI в. до н. э. Гомеровский и раннеархаический периоды: XI-VIII вв. до н. э. Архаический период: VII-VI вв. до н. э. Классический период: с V в. до последней трети IV в. до н. э. Эллинистический период: последняя треть IV-I в. до н. э. Период развития племен Италии; этрусская культура: VIII-II вв. до н. э. Царский период Древнего Рима: VIII-VI вв. до н. э. Республиканский период Древнего Рима: V-I вв. до н. э. Императорский период древнего Рима: I-V вв. н. э.

АРХАИКА В своей работе мне хотелось бы рассмотреть греческую скульптуру периодов архаики, классики, а также скульптуру эллинистического периода. В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек - куросы и коры. Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

Богиня с гранатом», которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и «неправильных» пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

«Курос из Пирея», украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

Классика Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой. Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности. В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.

Эллинизм Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали. В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.

Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма – «Лаокоон и его сыновья» Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

Эпоха Вохрождения Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Главное в Возрождении - это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности.

Донателло работал и в классическом стиле и в реалистическом, часто удачно комбинируя эти два стиля. Одними из самых знаменитых его работ стали: статуя св. Георгия, статуя Давида, статуя апостола Марка и многие другие.

Барокко – стиль, в котором воплотилась воедино: торжественность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамика. В основу барокко были положены религиозные идеи. Скульптуры барокко изготавливались, благодаря безграничной фантазии мастеров.

«Давид» Бернини

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ершичская средняя школа»

Учебно-исследовательский проект

Пирамиды в современной архитектуре

Работа выполнена

Учащейся 10 класса

Казыбеговой Анжеликой

Руководитель работы

Симонова Т.М.

Ершичи

2018

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

    Основная часть

1.1. Что такое пирамиды и для чего их строили…………………………….4

1.2. Феномен Египетских пирамид…………………………………………. 5

1.3. Теории строительства Египетских пирамид.…………. ……………….7

1.4. Пирамиды в архитектуре XVIII - XIX веков…………………………….9

1.5. Пирамиды в современной архитектуре

2. Исследовательская часть

2.1. Где в природе и в быту встречается пирамидальная форма?............ 15

2.2. Для чего создают пирамиды? Их назначение и возможные свойства………………………………………………………………………19

Заключение ………………………………………………………………….24

Список информационных источников

Введение

Уже многие тысячелетия, по разным оценкам от 4500 до 200000 лет, человечеством создаются различные конструкции пирамидальной формы. Пирамиды найдены на всех континентах и даже обнаружены на Марсе. Создание Великих Пирамид приписывается и египтянам, и атлантам и даже инопланетянам. Сотни лет ведутся споры о возрасте, назначении, свойствах и эффектах пирамид, а также о технологиях их возведения. Предложено большое количество гипотез как дополняющих, так и противоречащих друг другу. По выше названным проблемам созданы и функционируют различные научные учреждения во многих странах мира, возникли науки "Египтология" и "Пирамидология", издано огромное количество монографий, научных трудов, статей и научно-популярных книг. По образу и подобию египетских пирамид созданы самые разнообразные архитектурные сооружения.

Цель проекта:

изучение пирамид как архитектурных сооружений.


Задачи проекта:

    Познакомиться с понятием пирамиды.

    Изучить древние пирамиды в Гизе и теории их строительства.

    Собрать материал о современных пирамидах.

    Исследовать, где можно увидеть пирамиду, каковы возможности и уникальные свойства пирамиды.

Гипотеза – «Пирамиды таят в себе много тайн и секретов».

    Основная часть

1.1. Что такое пирамида и для чего их строили.

Пирамида - многогранник, основание которого - многоугольник, а остальные грани - треугольники, имеющие общую вершину.

Пирамида является частным случаем конуса.

Пирамида называется правильной, если её основанием является правильный многоугольник, а вершина проецируется в центр основания.

Слово «пирамида» - греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы.

На Земле существует несколько сотен пирамид – от сравнительно небольших до построек с 30-этажный дом. Но у ученых до сих пор остаются вопросы об их функциональности. Общие черты, несмотря на то, что разбросанные по всей планете пирамиды разнятся своими размерами, формами, а также временем постройки в них значительно больше общих черт, чем может показаться на первый взгляд. Исследователи отмечают во многом схожий почерк строительства пирамид. Это относится как к обработке камня, так и к его укладке. Некоторые пирамиды, в частности, мексиканские и те, что находятся в океанских глубинах, объединяет наличие у подножья вытесанной из монолита «стилизованной головы». Ученые Калифорнийского университета недавно нанесли на карту все известные пирамиды и обнаружили, что они располагаются примерно на одной линии. Если за точку отсчета взять пирамиды Гизы, то эта линия заканчивается на пирамидах Гуимара, возведенных на Канарских островах. По мнению норвежского путешественника Тура Хейердала, схожесть древних мегалитических построек объясняется тем, что между островами и континентами существовал обмен опытом. Своими экспедициями Хейердал доказал возможность плавания древних людей на достаточно большие расстояния. Одна из последних версий функционального предназначения пирамид предполагает, что они возводились как хранилище знаний предшествующих цивилизаций, в которых астрономическая и географическая информация выражена языком геометрии. Отечественные и зарубежные ученые, среди которых британский математик Джон Легон, проводя многочисленные вычисления длины граней и основания пирамид, их объемов, площадей и даже расстояний между пирамидами обнаруживали строгие закономерности кратности рядов чисел. В частности, соотношение периметра основания пирамиды Хеопса к ее высоте равно числу 2 Пи. Опираясь на этот факт, ученые делают вывод, что пирамида служит картографической проекцией в масштабе 1:43200 Северного полушария Земли.

Пирамиды считаются проводниками космических энергий. Хорошо известно их применение в целительстве и медитации. Фактически, большинство храмов, мечетей, церквей, соборов имеют пирамидо- или куполообразную форму крыши. Говорят, что огромная духовная энергетика протекает из верхушки пирамиды в комнату и результаты медитаций становятся более ощутимыми и яркими.

1.2. Феномен Египетских пирамид.

"Визитная карточка" Египта - пирамиды. Пирамид здесь около сотни - больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны - Мемфис. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Здесь, в Гизе, и стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина.

Еще в древности пирамиды Гизы считались одним из семи "чудес света". Но и сегодня они способны поразить кого угодно. Крупнейшая из них - пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды (а оно было закончено около 2590 года до н. э.) ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый. Общий объем пирамиды составляет 2,34 млн. кубометров. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 51 o 52". Вход находится с северной стороны. Отдельные блоки, по словам арабского историка Абдель Латифа (XII в.), настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа.

Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет собой комнату длиной около 11 метров, шириной пять метров и высотой почти шесть метров. Стены усыпальницы отделаны гранитными плитами. Саркофаг из красного гранита пуст. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.

Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Угол наклона острее, чем у первой пирамиды: 53o8".

Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66,5 метров (сегодня - 62 м), угол наклона - 51o . Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамиды Хефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка.

1.3. Теории строительства Египетских пирамид.

Древние египетские пирамиды по сей день хранят множество секретов и тайн. Некоторые из них уже, конечно, были раскрыты, но остаются такие вопросы, которые до сих пор тревожат умы ученых и историков. Как и кем были созданы эти монументы? Какие технологии применялись при строительстве? Как строителям удавалось передвигать каменные блоки огромнейшего веса? Зачем фараонам нужны были подобного рода усыпальницы?

О методике постройки пирамид споры идут с древнейших времен. Особо большого количества теорий и предположений удостоилась пирамида Хеопса – единственное дожившее до наших дней «чудо света» древнего мира. Еще Геродот описывал основанную на принципе рычага подъемную машину. Правда, судя по изображениям «машин Геродота» на гравюрах XVIII века, вряд ли эти простейшие деревянные конструкции сильно помогли при подъеме на высоту многотонных блоков (в погребальных сооружениях древних египтян некоторые монолитные глыбы достигают веса в десятки и даже сотни тонн).

Геродот осматривал Великие Египетские пирамиды почти за пол тысячелетия до нашей эры, когда страна фараонов находилась под персидским владычеством. Эллинский ученый пришел к выводу, что строительство гигантских пирамидальных конструкций производилось с помощью системы деревянных подъемников, расположенных на разных уровнях. О более фантастических теориях можно узнать из книг «Цивилизация древних богов Египта» (Скляров) или «В поисках истоков древних цивилизаций» (Грэм). Оба автора отказывают предкам нынешних коптов в авторстве постройки пирамид и, недолго думая, объявляют настоящими строителями представителей более древних цивилизаций, о которых, естественно, современной науке абсолютно ничего не известно. По аналогичному пути пошли «уфологи» разных мастей, придумавшие сотни «теорий» о возведении пирамид и других великих памятников древности гуманоидами с Альфы Центавра и более отдаленных уголков нашей Галактики.

Авторы альтернативных теорий особенно часто акцентируют внимание на многотонных блоках, которые в погребальных постройках Древнего Египта достигают веса в десятки и сотни тонн. Рассматривая древние архитектурные достопримечательности Египта, можно заметить, что сложены они чаще всего из известняка либо твердых горных пород (базальт и гранит). Помимо транспортировки, подъема на высоту и укладки, часто апеллируют к методам обработки (спилы, шлифовка, сверление), большим различиям технологий строительства в пределах одной постройки, сходству строительных технологий Египта и мегалитических сооружений в других частях света (в частности, в Мексике, Перу и Боливии).

Нередко аргументами для авторов альтернативных теорий становится мифология разных народов. На роль богов, описанных в легендах далекого прошлого, нередко назначают представителей более древних цивилизаций. И чем слабее аргументы теоретиков, тем чаще в их теориях звучат слова «лазеры», «Атлантида» и «инопланетяне». Скляровым также упоминается Великий Сфинкс со следами водной эрозии и удивительные астрономические знания древних, проявившиеся как в конструкциях древних памятников, так и в культуре местных народов.

Основным материалом для постройки циклопических культовых сооружений, таких как пирамида Хафры, Хеопса или пирамида Менкауры, выступал известняк. Твердые базальтовые и гранитные элементы больше применялись для отделки внутренних помещений усыпальниц. Обработка известняка не требует применения современных инструментов и прекрасно производится при помощи кремневых зубил, долеритовых шаров и другого инструментария, имевшегося у древних египтян. Вес блоков, установленных на высоте, не превышает полутора-двух тонн. Перемещать и поднимать на высоту подобные блоки можно с помощью грубой физической силы и примитивной техники, что никак не умаляет достижений древних строителей и величественности и уникальности созданных ими «вечных» пирамид.

Не раз высказывались теории об отливке блоков для строительства пирамид из известнякового бетона. Впервые эту теорию выдвинул Жозеф Давидовиц, химик из Франции, специализировавшийся на разработке новых строительных материалов. Давидовиц считал, что крупные блоки изготавливали на месте, используя каменную крошку и известняковый «геополимерный бетон». Похожую теорию продвигает Носовский, известный по псевдонаучным теориям о массовых фальсификациях официальной наукой «реальной» исторической хронологии.

1.4. Пирамиды в архитектуре XVIII - XIX веков.

Французский инженер Александр Гюстав Эйфель, выпускник Центральной школы искусств и ремесел в Париже, был одним из первых, кто стал широко использовать железные конструкции, самое раннее и значительное применение которых – это изумительная стеклянная крыша-«паутина» огромного универсама «Бон марше», построенного в столице Франции в 1876 году.

Конец XIX века – это период возникновения нового архитектурного мышления. К тому времени прогресс науки был столь очевиден, что новое поколение ученых и инженеров бралось за решение любых задач, какими бы сложными они ни были. Так, инженеры воплощали свои идеи в смелых строительных и технических проектах, что, надо признать, блестяще им удавалось. Использую металл в качестве основного материала, Эйфель строил величественные мосты, виадуки и другие сооружения, но мировую известность приобрел благодаря своей башне.

Ажурная стальная конструкция, возведенная в Париже для Всемирной выставки 1889 года, принесла бессмертие своему создателю. Башня задумывалась как украшение выставки, главный ее «экспонат», и должна была демонстрировать у
дивительную мощь новой техники. Высота Эйфелевой башни – 300 метров, что на долгие годы сделало это сооружение самым высоким в мире; она сложена из 12000 частей!

Новый материал – металл – в руках талантливого человека прекрасно воплотил художественный замысел автора. Широкая арка у основания, сквозь которую открывается вид на Военную школу и Иенский мост, постепенно переходит в стройное «тело» башни, завершающееся изящным шпилем. По внешнему виду башня схожа с пирамидой. Ни каменная, ни деревянная архитектура прошлого такого не знали.

Практическое же применение обладательница металлических кружев – красавица башня – получила позднее, когда ее стали использовать как радиомачту. Необходимо заметить, что эта гигантская постройка понравилась далеко не всем. Современники возведения Эйфелевой башни долго не могли привыкнуть к новым формам и материалу.

Теперь же, по прошествии стольких лет, башня, носящая имя своего творца, признана не только достойным украшением, но и символом Парижа.
В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве.

Египетская" пирамида. Царское село. "Египетские ворота". Царское село.





В Екатерининском парке на берегу Лебяжьего пруда среди окружающей зелени возвышается один из первых павильонов пейзажной части парка – Пирамида, выстроенная в 1770-1772 годах, по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова, в неоегипетском стиле, по углам её были установлены в 1773 году четыре колонны из серого и розового уральского мрамора на пьедесталах. В художественной композиции этого павильона использованы пирамиды Цестия в Риме (надгробный памятник I в. до н.э.). Павильоны в виде пирамиды- древнего символа вечности - были распространены в европейсих пейзажных парках.

1.5. Пирамиды в современной архитектуре.

Мы часто встречаем пирамиду на улице в виде элементов зданий или самих архитектурных построек.

Так, например, французские архитекторы оформили современный вход в Лувр. Пирамида в Лувре на сегодняшний день является одним из важных символов французской столицы и современной архитектуры, как таковой. Данный объект является очень известным и знаковым. В нем происходит развязка романа «Код да Винчи», который написан известным Дэном Брауном.

Пирамида из стекла в Лувре.

Архитектурная компания из Японии под названием «Suppose Design Office» создала уникальный проект Black Pyramid House согласно которому, в одном из пригородов Токио был возведен уникальный дом, который внешне напоминает пирамиду.

В течение длительного времени японцы занимаются разработкой уникального проекта. Согласно ему, там должен скоро появится город, в котором будет проживать более 1 млн. человек. Авторы данной идеи мечтают о том, что этот населенный пункт будет стоять посредине воды, и его форма будет напоминать чем-то обыкновенную пирамиду. Высота здания составляет 1000 метров.

Уникальный пирамидальный город в Японии «Shimizu Mega-City Pyramid». Молодые архитекторы из Мексики решили выделиться среди серой массы проектов небоскребов 2010 года на конкурсе eVolo Skyscraper Competition. Ребята создали концепт шикарной конструкции пирамиды, которая должна расположиться на центральной площади Мехико. Самым необыкновенным в этом проекте является то, что оно должно быть подземным.

Небоскреб в виде пирамиды под землей в центре Мехико. В городе Братислава в течение длительного времени существует уникальное сооружение, которое напоминает перевернутую пирамиду. Это здание в нашем случае является не подземным. Оно расположено на поверхности земли. В конструкции расположен офис Национального радио Словакии.

Пирамида в Братиславе.

В древнем Египте пирамиды считались главным чудом и местом загробной жизни фараонов. В одном из голландских городков Спейкениссе несколько лет тому назад была построена уникальная пирамидальная библиотека под названием «Book Mountain + Library Quarter». Этот объект считается уникальным, удивительным, необыкновенным и большим сооружением этого населенного пункта. В этом городском квартале жители могут набраться нужных знаний и также отдохнуть от городской суеты.

Библиотека в форме пирамиды, расположенная в Нидерландах.

Одним из уникальных и современных символов Казани можно смело назвать концертный зал под названием «Пирамида». Он был выполнен в соответствующей форме и открыт в 2002 году.

Концертный зал в Казани в виде пирамиды.

На сегодняшний день одним из самых первых сооружений легендарного архитектора по имени Норманн Фостер на территории СНГ является Дворец мира и согласия. Он расположен в городе Астана (Казахстан) и имеет форму пирамиды.


Пирамидальный дворец Норманна Фостера в городе Астана

В одном из городов США египетским является только название пирамиды. Именно тут расположено большое количество известных объектов. Среди них следует выделить спортивный комплекс под названием «Pyramid Arena» в Мемфисе. Его высота составляет 98 метров. За это данное сооружение назвали большой американской пирамидой.


Американская пирамида под названием «Pyramid Arena» в Мемфисе.

Большой и шикарной пирамидой может также похвастаться корейский город Пхеньян. 330 метровая гостиница под названием «Рюген» должна была отворить двери для туристов и гостей в 1989 году. Однако, длительный экономический кризис в стране, а также нехватка материалов и рабочих рук в комплексе с архитектурными просчетами, немного сдвинули такие планы. В конечном итоге, первые постояльцы отеля появятся только в конце лета 2013 года. Сегодня данный комплекс достраивают две капиталистические компании Orascom group и Kempinski.


Гостиница под названием «Рюген» в корейском городе Пхеньян.

В настоящее время большое распространение получают светопрозрачные конструкции.

2. Исследовательская часть

2.1.

Где в природе и в быту встречается пирамидальная форма?

Пирамидальная форма встречается прежде всего в природе. Характерным примером пирамидальной формы является ель. Ствол её чаще всего прям, и ветви равномерно расположены относительно ствола, так что отвесная прямая, проходящая через её центр тяжести, пересекает основание ствола ели. Так, дерево, развиваясь в условиях действия силы тяжести, достигает устойчивого положения. К вершине дерева ветви его становятся меньше в размерах – оно приобретает форму пирамиды. Это нам тоже понятно: ведь на нижние ветви, как и на верхние должен попадать свет. Кроме того, центр тяжести должен быть как можно ниже – от этого зависит устойчивость дерева.

В
молекуле метана СН 4 атом углерода связан с четырьмя одинаковыми атомами водорода. Физическое равноправие всех четырёх связей между атомами углерода и водорода естественным образом согласуется с пространственной структурой молекулы метана в виде тетраэдра, в вершине которого находятся атомы водорода, а в центре - атом углерода. Молекула имеет форму правильной треугольной пирамиды – тетраэдра.

Рассматривая частные случаи, можно заметить, что пирамида широко используется в повседневной жизни, даже в домашнем хозяйстве.

Элементы пирамиды широко используются в технике. Обратите свое внимание на компьютер, нигде не видите сходства с пирамидой, а как же клавиатура? Кнопки, на которых ваши пальцы так часто отстукивают необходимый материал – также являются подобиями четырехугольной усеченной пирамиды.

Зайдя в ювелирный магазин, перед нашими глазами предстает огромный выбор из миллиона украшений, сделанных в виде пирамиды. Многочисленные статуэтки, разнообразные подставки, необыкновенной красоты скульптуры – все это пирамиды.

Также мы можем лицезреть пирамиду в домашних условиях: полотенца, прихватки, солфетницы, солонки, горшки для домашних растений, вазы, даже обыденный тюбик зубной пасты - повсюду нас окружают пирамиды.

Известна глиняная полая пирамида высотой 10 см с квадратным основанием 10х10 см и длиной ребра 12.25 см. Изнутри в пирамиде непосредственно у вершины размещен небольшой (5-7 мм) кристалл горного хрусталя (вертикально по высоте пирамиды). В одной из граней выполнены четыре одинаковых отверстия, диаметром 5 мм, три из которых размещены в углах треугольника с боковыми сторонами, равными 25 мм, а четвертое - на пересечении его высоты с основанием, равным 32 мм. Три нижних отверстия расположены на одной линии на расстоянии одной трети от основания пирамиды.

Ориентация грани с отверстиями на "Север". В этом положении, по мнению авторов, происходит нейтрализация геопатогенных излучений в радиусе до 8 метров.

Другой вариант конструкции пирамиды, представленный на рисунке, выполнен с гранями из прозрачных стеклянных пластин рубинового цвета, которые фиксируются металлической окантовкой. На вершине и углах основания размещены хрустальные шары, диаметром 2 см. Внутри пирамиды находятся две горизонтальные пластины, разделяющие ее на три равные по высоте части. Наличие пяти шаров обеспечивает значительный радиус действия и высокую интенсивность излучения.

Поэтому проявляемые свойства и эффекты помимо нейтрализации геопатогенных излучений позволяют устранять неблагоприятные воздействия интерьера и осуществлять обработку (зарядку) различных предметов.

Достаточно давно известны каркасные пирамиды. Они, как правило, имеют высоту 15-30 см и более. Изготавливаются из проволоки диаметром 3-2 мм или из трубок, диаметр которых выбирается с учетом высоты пирамиды.

В настоящее время большое распространение получают светопрозрачные конструкции.
На кровле установлены 16 малых и 3 больших пирамиды с переходами в вертикальные витражи. Пирамиды снабжены системой отвода ливневых вод и скрытой системой конденсатоотвода.

2.2. Для чего создают пирамиды? Их назначение и свойства.

Из созданных современных пирамид выделяются, с точки зрения конструктивных решений и обоснованности проявляемых свойств и эффектов, следующие пирамиды:

"Бипирамида Славникова";

"Пирамида Проскурякова";

"Пирамида Голода".

"Бипирамида Славникова", запатентованная как "Устройство для нейтрализации вредных воздействий" (приоритет от 30.12.96) представляет собой сдвоенную каркасную конструкцию.

Она состоит из двух правильных пирамид, каждая с треугольным основанием (тетраэдр), соединенных симметрично друг с другом вершинами, образующими общую вершину. Бипирамида снабжена антенной и излучателем. Последний выполнен в виде двух усеченных конусов, расположенных симметрично относительно общей вершины.

Ориентация Бипирамиды (режимы функционирования) в пространстве по сторонам света осуществляется при помощи "выделенного ребра". Имеется режим "выключено" - горизонтальное положение Бипирамиды.

Длины ребер и сторон основания выполняются одного размера. В настоящее время Бипирамида выполняется с ребрами двух типоразмеров: 12 см и 25 см (соответственно БИ-12 и БИ-25).

Бипирамида предназначена для квартир, офисов и коттеджей.

За последние годы произведено большое количество экспериментов с применением методов биолокации, методов традиционной науки и соответствующего приборного обеспечения. В экспериментах участвует значительное число организаций разной формы собственности, а также большое число специалистов из различных отраслей науки.

Специально для сопоставительного анализа по результатам экспериментов были изготовлены, помимо трехгранных, четырехгранные Бипирамиды.

Из-за обилия информации ниже приведены лишь свойства и эффекты, получившие экспериментальное подтверждение и отраженные в соответствующих отчетах:

вибрационное воздействие с оздоравливающим эффектом на окружающую среду и человека, причем, в последнем случае приборно доказан предсказанный частотный диапазон, являющийся оптимальным для человека, а именно миллиметровый диапазон;

влияние "энергетического поля" на биополе человека с учетом фазовых периодов луны;

нейтрализация геопатогенных излучений;

снижение значений электромагнитных составляющих поля компьютера;

изменение структуры и кислотно - щелочного баланса воды под воздействием "энергетического поля";

восстановление больных растений на примере экзотических лиственных кактусов.

Отдельно приводятся свойства и эффекты, проявившиеся в плане оздоровления и профилактики:

профилактика отдельных заболеваний при воздействии поля и обработанной в активной зоне Бипирамиды воды;

восстановление энергетического баланса и энергетики органов и систем у человека;

восстановление клинических показателей, например, гемоглобина по информации специалистов МЧС Беларуси;

восстановление показателей, характеризующих состояние органов и систем (метод Р.Фолля и прибор СТАРТ-1) при наличии отрицательных воздействий геопатогенных излучений и различных электромагнитных полей, например, линии электропередачи за счет усиления защитных функций человека;

оздоравливающее воздействие Бипирамиды как в автономном режиме, так и в качестве дополнения к применяемым методикам и приборам путем экспонирования пациента ее полем в заданном временном интервале;

снижение заикания у детей (Новоуральск);

активизация с психологической точки зрения резервных возможностей человека;

сочетаемость конструктивных особенностей свойств и эффектов с архитектурными решениями в части энергоинформационного благополучия населения.

С учетом накопленного опыта отработана система тестирования на воздействие Бипирамиды в условиях наличия посторонних вредных воздействий.

Надо отметить, что были проведены и другие эксперименты, но в силу противоречивости результатов, было принято решение их перепроверить.

"Пирамида Проскурякова" представляет собой четырехгранную конструкцию, отличающуюся от классической соотношением высоты и стороны основания, а также другими соотношениями, защищенными патентом РФ.

Две пирамиды, возведенные в 1996 году в Южной Корее, имеют размеры высоты и основания соответственно 3,75 м и 6х6 м.

Разработан типовой проект пирамиды, который приобрели семь городов СНГ. В 1998 году сданы в эксплуатацию под Сочи две (из трех) пирамиды высотой 5 м, с основанием 8х8 м и подземным входом.

Основным назначением пирамид является гармонизация окружающей среды и оздоровление. Указанные пирамиды предназначены для нужд санатория.

"Пирамида Голода" относится к ряду "Больших" пирамид, т.к. даже первые образцы, например, в Раменском районе Московской области имеет высоту равную 11 м.

В 1997 году на берегу озера Селигер была построена пирамида высотой 22 м. В настоящее время, по информации автора, возводится пирамида высотой 44 м. По мнению автора это будет определенный предел, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Конструкция пирамиды основана на пропорции Золотого сечения, то есть диаметры шаров, вписанных в пирамиду, образуют указанное соотношение и определяют ее конструктивные размеры.

Области применения пирамиды, по мнению автора, очень разнообразны и базируются на результатах совместных экспериментов с рядом НИИ России, ведущих клиник, а также на гипотезах, аналогиях и экспертных оценках.

Наиболее значимые области применения пирамиды следующие:

приведение в гармоническое состояние поверхностного слоя Земли;

увеличение надежности захоронений ядерных, химических, бактериологических и других отходов;

повышение уровня адоптации человека к условиям среды обитания;

решение проблем экологии через оздоровление водоемов, лесов, полей, парков и др.;

повышение урожайности сельскохозяйственной продукции;

улучшение качества продуктов питания, напитков и лекарственных препаратов;

профилактика и оздоровление;

решение проблем энергоинформационной защиты;

информационное воздействие на окружающую среду путем аккумуляции информации в водных потоках (реках) и многое другое.

Заключение

Пирамиды представляют интерес для историков, архитекторов, физиков, биологов, медиков, философов. Чем больше мы узнаем о пирамидах, тем больше у нас возникает вопросов. В рамках проекта я изучала пирамиду как геометрическое тело, пыталась вникнуть в тайны пирамид, узнала о местонахождении современных пирамидальных строений, пробовала выяснить причины, по которым пирамида признается одной из совершенных форм в мире.

Работая над темой проекта я узнала много нового о пирамиде, мне было интересно узнать, каким образом они строились и строятся до сих пор, и какую архитектурную ценность каждая из себя представляет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Непомнящий Н.«Семь чудес света.» - М.«Слово/SLOVO» - 2000. – 3-6 с.

    Шалаева Г. «Все обо всем» - М.«АСТ» 1997. – 21 с.

    Электронная Коллекция рефератов «ДИСКавери» - М.«Адепт» 2003. – 6-10 с.

    Михайловский К. «Пирамиды и масштабы». - Варшава 1973. – 12-14 с.

    Дмитриева Н. А. «Краткая история искусств». - М. «Астрель» -2000.- 14-17 с.

    Бонин И. Собрание сочинений. – М. «Орбита» - 2000.-18-19 с.

    Бьювэл Р., Джилберт Э. «Секреты пирамид». – М. «Рипол\классик» -2003.- 14-17 с.

Интернет – ресурсы

http://www.inetjob.info/pir.html

http://architect.claw.ru/shared/401.html

http://www.tmn.fio.ru/works/26x/304/d8_2.htm