Методики определения готовности ребенка к школе. Методики диагностики интеллектуальной готовности к обучению в школе

Тема: Анализ методик готовности детей к школе

План
Введение
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасека
2. Программа Х. Бройера и М.Войффена
3. Методики «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера
4. Методика определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой
5. Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной
Вывод
Литература

Введение
Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Часть родителей, воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Такая оценка события, пожалуй, не лишена смысла, ибо для обучения в школе ребенку понадобится все то, что он приобрел за период дошкольного детства. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Поэтому важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению возникающих в учении трудностей. Разные требования, предъявляемые обучением к психике ребенка, определяют структуру психологической готовности; основными ее компонентами являются умственная и личностная готовность. Умственная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, сформированность общих интеллектуальных умений. Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, коммуникативную зрелость как сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики ребенка. В настоящее время существует большое количество диагностических программ, которые можно с определенной долей условности разделить на три группы: 1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности; 2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью; 3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции , и предпосылки учебной деятельности.
В своей контрольной работе я хочу проанализировать методики готовности детей к школе.

1. Программа Х. Бройера и М.Войффена
К первой группе можно в первую очередь отнести Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.Оннаправлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки. Его классический вариант состоит из трех заданий. Первое - рисование по памяти мужской фигуры ; второе - срисовывание письменных букв; третье - срисовывание группы точек. Методика стандартизирована; результат выполнения каждого задания оценивается по 5-балльной системе (1 - высший балл, 5 - низший балл). Итоговая оценка получается путем сложения оценок всех трех заданий. Развитие детей, получивших в итоге от 3 до 6 баллов, рассматривается как высокое, выше среднего; от 7 до 11 как нормальное, среднее; от 12 до 15 ниже нормы. Я. Йирасек исследовал связь успешности выполнения этого теста и успеваемости в школе. Оказалось, что дети , хорошо справившиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но плохой результат в тесте еще не означает, что ребенок не может хорошо учиться. Поэтому И. Йирасек предлагает свой тест для выявления школьной зрелости, но его показатели нельзя использовать как основу для вывода о школьной незрелости (неготовности к школе). Отчасти это объясняется недостаточностью информации о психическом развитии ребенка, которую предоставляет этот тест. Так, он не оценивает такие важные аспекты психического развития, как интеллектуальное и речевое развитие . По этой причине позднее Йирасек ввел в тест вербальную часть, позволяющую оценивать информированность, понятливость, умение рассуждать, знание некоторых общественных норм.

2. Методики «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера
Другой пример функционального подхода к диагностике школьной зрелости представляет программа Х. Бройер и М. Войффен (1986). Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик: ‘Проверка способности к дифференциации и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи». Первая из этих методик диагностирует развитие разных типов дифференциации (зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической и ритмической), являющихся предпосылками развития устной и письменной речи. Вторая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи. Программа диагностики речевого развития Х. Бройер и М. Войффен ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития. Поэтому она проводится дважды: первый раз примерно за год до поступления ребенка в школу, второй раз - незадолго до поступления. После первого диагностирования выявляются дети, нуждающиеся в целенаправленной развивающей работе. Второе диагностирование предназначено установить, насколько успешным было использование коррекционно-развивающих программ. Недостатком этой программы, как и программы Керна-Йирасека, является ее односторонний характер . Хотя речевая функция чрезвычайно важна для успешного школьного обучения, все же ее диагностика недостаточна для прогноза учебной деятельности школьника . Диагностические методы, определяющие сформированность психологических предпосылок к обучению, основываются на сформулированных Д. Б. Элькониным положениях о том, что в переходном возрасте (от дошкольного к младшему школьному) следует оценивать как сформированность новообразований предыдущего возрастного этапа (развитие игровой деятельности, наглядно-образного мышления), так и появление симптомов, характеризующих наступление нового переходного периода учебной мотивации , развития самоконтроля и др. Предметом диагностики являются уже не отдельные психические функции восприятие , моторика , речь), а отдельные элементы учебной деятельности.
Среди методик, диагностирующих сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, нужно отметить «Узор» Л.И. Цеханской (1988), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (1988), «Рисование по точкам» А.Л. Венгера (1981). Все эти методики направлены на изучение сформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия. Такое умение является важнейшим среди учебных умений и навыков. «Узор» и «Графический диктант» оценивают также умение внимательно слушать указания взрослого, а «Рисование по точкам» и «Графический диктант» - ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец. Материалом методики «Узор» служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний - изквадратов, средний - из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки - в промежутке между ними. Перед ребенком ставится задача рисовать узор, следуя правилу: соединять треугольники и квадраты через кружки. При этом он должен слушать устные указания экспериментатора, определяющие, какие фигурки и в каком порядке следует соединять. Нормы к методике не указаны.
Методика «Графический диктант» проводится так: ребенку выдают тетрадный лист в клетку, на котором с левой стороны ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали - семь клеток). С этих точек начинается рисование узора под диктовку экспериментатора, который сообщает, на сколько клеточек и в каком направлении следует провести линию. Для этой методики определены показатели высокого, среднего, низкого уровней выполнения.В методике «Рисование по точкам» требуется воспроизводить фигуры-образцы, соединяя нанесенные на листе «точки» линиями, следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми «точками»). «Точки» представляют из себя крестики, кружочки и треугольники, а фигурами-образцами служат неправильный треугольник, ромб, неправильная трапеция, квадрат и четырехлучевая звезда . Нормы по методике не приведены. Три вышеописанные методики очень популярны среди психологов , но они оценивают лишь один из аспектов деятельности - ее произвольность. Поэтому информация , получаемая с помощью этих методик, должна дополняться сведениями, полученными другими методиками. Группа психологов под руководством А.Л. Венгера подготовила диагностическую программу, в которую наряду с методиками «Графический диктант» и «Образец и правило (срисовывание точек)» вошли методики, диагностирующие вербальное и наглядно-образное мышление , речевое развитие, отношение к школе, информированность, развитие движений (Готовность детей к школе: диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов . М., 1989). На наш взгляд, диагностическая программа А.Л. Венгера, Е.А. Бугрименко и других стала отличаться избыточностью информации, пере- насыщенностью разнообразными методиками, объединенными идеей «узнать понемногу обо всем». Представляется, что нарушен принцип разумной достаточности, оценивания самых важных, определяющих будущую учебную деятельность моментов психического развития.
3. Методика определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой
В основу методики определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой положена идея, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребенка, которое позволит получить информацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполнения. Особое внимание при этом обращается на анализ затруднений, испытываемых детьми (остановки в выполнении заданий, неправильные решения, превышение среднего временного показателя). При возникших у ребенка затруднениях ему оказывается индивидуальная помощь в таком объеме, который необходим ему для преодоления затруднений. М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. Стимулирующая помощь заключается в воздействии психолога , направленном на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений. Эмоционально-регулирующая помощь представляет собой оценочные суждения психолога, выражающие одобрение или порицание действий ребенка. Направляющая помощь состоит в такой организации умственной деятельности ребенка, когда экспериментатор направляет его ориентировку в задании, но не вмешивается в сам процесс решения. При организующей помощи исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль - психологом . Обучающая помощь оказывается в тех случаях, когда все другие виды помощи неэффективны и требуется обучение ребенка новому для него виду деятельности. Основной недостаток разработанной М.Н. Костиковой методики состоит в ее трудоемкости, громоздкости, недостаточной стандартизации, что усложняет процедуру эксперимента и требует от психолога высокого профессионализма и специальной обученности.
4. Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной
Наиболее удачной в отношении практического использования нам представляется методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной. Ее достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты психологической готовности. Отбор вошедших в эту методику заданий теоретически обоснован, вследствие чего характеристика психологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью. Эта диагностическая программа состоит из четырех частей, оценивающих мотивационно - потребностную, интеллектуальную, речевую и произвольную сферы развития детей. Для исследования мотивационно - потребностной сферы применяются экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» и методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов, Последняя состоит вследующем. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставленыобычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку, интересную для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, а экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется - поиграть с игрушками или дослушать сказку до конца. Дети с выраженным познавательным интересам предпочитают послушать сказку, а дети с игровыми интересами - поиграть с игрушками. Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методика «Сапожки», позволяющая исследовать обучаемость детей, а также особенности и уровень развития обобщения. В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака - сапожек на ногах. Есть сапожки - картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы , содержащей: 1) правила кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки, которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы с цветными картинками, в эксперименте используется белый лист бумаги с изображениями геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки. Экспериментатор анализирует характер допускаемых ребенком ошибок, имеет право задавать ему наводящие вопросы (чтобы выяснить, сможет ли он решить задачу с помощью взрослого), а также вопросы, позволяющие уточнить характер обобщений (эмпирическое или теоретическое). Методика не имеет нормативных показателей, ее результаты подвергаются качественному анализу. Для оценки интеллектуального компонента психологической готовности используется и еще одна методика «Последовательность событий». В качестве экспериментального материала в ней используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет , выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ . Выполнить это задание можно при наличии достаточного уровня логического мышления. Кроме того , эта методика диагностирует речевой компонент психологической готовности, так как составление рассказа по картинкам позволяет оценить, свободно ли ребенок владеет языком, есть ли у него повествовательная речь, каков его словарный запас. Речевое развитие характеризуется также уровнем фонематического слуха (умением на слух выделять в слове различные звуки). Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова, поэтому так важна диагностика фонематического слуха. С этой целью используется методика «Звуковые прятки». Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, для примера произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с».Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо; если допущена одна ошибка - задание выполнено средне; если ошибок более одной - задание выполнено плохо. Для диагностики произвольной сферы Н.И. Гуткина использует две методики - «Домик» и «Да и нет». Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, что зависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Анализ допущенных ошибок в рисунке позволяет оценить вышеперечисленные психические характеристики. Методика «Да и нет» применяется для исследования умения действовать по правилу и является модификацией известной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ребенку задаются вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет», но произнесение этих слов считается ошибкой. Задание считается выполненным на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки; если допущена одна ошибка- это средний уровень, более одной ошибки - плохой уровень выполнения. Методика Н.И. Гуткиной проверена на валидность и имеет хорошие прогностические показатели. Некоторое неудобство этой методики определяется отсутствием для многих заданий количественных показателей и нормативных границ. На основе этой методики Н.И. Гуткина разработала систему коррекционно-развивающих игр, позволяющую сформировать психологическую готовность детей к школе.

Вывод
При написании контрольной работы и изучении литературы было выявлено, что в решении вопросов готовности к школе можно выделить два подхода: педагогический и психологический. Сторонники первого подхода определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п. Подобный подход ориентирован лишь на отбор и не позволяет ответить на вопрос, по какой программе обучать дошкольника. Кроме этого, в рамках подхода не решаются вопросы актуального и потенциального развития ребенка, прогноза качества, темпа, индивидуальных особенностей усвоения ЗУН и т.п. В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, значительно распространено мнение , что готовность к школе определяется значением показателя психической зрелости ребенка. При этом психическая зрелость рассматривается как необходимая степень развитости отдельных психических функций типа эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т.п. Возможны и подходы, являющиеся комбинацией педагогического и психологического подходов. Так, например, согласно А. Анастази, готовность к обучению в школе «...в сущности означает овладение умениями, знаниями, способностями , мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы поведенческими характеристиками». В рамках подобного подхода диагностируются навыки и способности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям, письму. Примерами диагностируемых психических функций могут являться: способность к зрительным и слуховым различиям; сенсомоторный контроль понимание на слух; словарный запас количественные понятия и общая осведомленность. Заканчивая обсуждение диагностических методик, определяющих готовность к школьному обучению, еще раз подчеркнем, что их использование позволит выявить особенности умственного и психического развития ребенка, а это первый шаг на пути создания условий оптимизации периода школьной адаптации первоклассников и предотвращения неуспеваемости.

Литература
1. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие . Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288 с.
2. Методика подготовки детей к школе 9психологические тесты, основные требования, упражнения) / сост. Н.Г. Кувагнова, Е.В. Нестерова. – Волгоград : Учитель, 2007. – 40 с.
3. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях . – Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с.
4. Основы психологической диагностики: Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. – М. : Изд-во УРАО, 2003. – 392 с.
5. Райгородский Д.Я. Практическая

Установить партнерство со школой

Покажите свою уверенность и поддержку школе и ее учителям. Ребенок должен чувствовать согласованность среди взрослых вокруг него. В случае несогласия со школой, что может случиться, попытайтесь решить проблему с учителями, прежде чем включать «ученика» и особенно перед тем, как проблема будет подчеркнута, и во время событий, которые вы считаете второстепенный, попытайтесь релятивизировать, даже если это будет трудно.

Возможно, самые трудные, остаться родители

Ваши херувимы - это прежде всего ваши дети. Скажите, мама, вы поможете мне в моих стихах? Два учителя собрали ультрабрежные листы, чтобы дать вам «уровень» и эффективно помочь вашему ученику.

Наши школьные таблицы поддержки

Вот и все, ваш школьник покинул мир детского сада! Здесь он студент среди многих других и особенно больших.

Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению

Организация и методы экспериментального исследования

Тестирование ребенка нужно, как минимум, по следующим причинам:

Во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

Как поддержать своего ребенка дома? Как следует из названия, настало время вашему ученику углубить свои знания, а также открыть новые уроки. Ваш ребенок вырос, он более задумчивый. Это важный шаг, который подготавливает вашего ребенка к вступлению в 6-й.

Эти листы были созданы в сотрудничестве с Денисом Сауважем, учителем школ, мастером-тренером и Сильви Гассет, учителем школ, специалистом по проблемам детей в школе. Хотите поделиться своим опытом и вопросами с другими родителями? Пятнадцать дней назад приехала в Болгарию, чтобы выступить с лекцией, американским психотерапевтом и специалистом по пьесе Ларри Коэном. Он популярен в своих родительских книгах, которые предпочтительнее в ряде стран, и представляет методы борьбы с родительскими проблемами через забавные игры.

Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг

Журнал «Современные родители» «Первая семерка» организовал это мероприятие, и, на мой взгляд, он очень хорошо присутствовал. Одной из наиболее важных вещей, которые часто не хватает в отношениях между детьми и родителями, является взаимосвязь между ними. Очень часто мы наблюдаем, не видим и не слушаем, но не слышим, что говорят или делают наши дети. Начиная с названия - «сделай», дети слушают нас. Отправной точкой для этих отношений между детьми и родителями является наша способность быть услышанной, и мы видим, что этот процесс носит двусторонний характер.

В-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно.

Мы не можем ожидать, что дети будут делать то, что мы не делаем, как выражение нашей любви и преданности им. Д-р Коэн определил этот процесс взаимности следующим образом: родители создают отношения, а дети определяют его размеры. Другими словами, родители выбирают темы и проблемные ситуации, которые должны учить своих детей учиться, а дети - это те, кто спрашивает методы и способы работы.

С этой целью лектор дал еще два ключевых элемента: «мы» и «спустились на пол». Первое требует от нас взглянуть на ситуацию, в которой мы помещаемся из позиции «мы» - вместе, а не как родитель и ребенок. Терапевт советует нам спуститься с пола в прямом и переносном смысле. Детские игры часто бывают на полу, изначально потому, что дети недостаточно стабильны, чтобы сидеть на табурете, и, следовательно, потому что на земле больше места. Но дома для каждого из нас такое оправдание было бы необоснованным. «Пойдем на пол» имеет свой собственный переносимый смысл, на мгновение забыть наши обязанности и играть, поставить нашего ребенка в положение и играть правила.

Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, – познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребенка, для всех имеются специальные методики.

Это никоим образом не означает забыть и позволить детям управлять ситуацией, но быть равноправными партнерами в игре. Каковы важные аспекты, которые необходимо соблюдать для того, чтобы наш ребенок действовал эффективно? Наше внимание, временные рамки и энтузиазм. Нам нужно не только присутствовать, но и быть активными участниками и оставлять все возможные отвлекающие мысли и вещи в стороне во время игры. И поскольку наши обязанности не могут ждать вечно, давайте установим временные рамки. Они помогут нам сконцентрироваться и быть полностью привержены тому времени, которое мы установили.



Для проведения исследований были отобраны и подготовлены следующие материалы и методики.

Методики диагностики интеллектуальной готовности к обучению в школе

1) Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

Пять или десять минут будут эффективнее, чем полтора часа, в которых нам скучно, небрежно и, возможно, даже жаждать. В это время наш энтузиазм должен быть искренним. Эмоциональность - это то, что объединит наши отношения и послужит основой для хорошей работы над проблемой, которую мы хотим «играть» с нашими детьми. И как окончательный короткий ответ на вопрос «Почему?». На мой возлюбленный вопрос д-р Коэн отвечает на это: потому что это метод, с помощью которого мы можем связаться с нашими детьми, мы можем помочь им снять эмоциональное напряжение, помочь им поделиться своим опытом и дать им образец для борьбы со стрессом ситуации.

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

Все это даст им уверенность в своих сильных и сильных способностях, и они будут принимать нас в качестве поддержки и партнера, которым они могут доверять. И не каждый ли ребенок хочет, чтобы ребенок справлялся с улыбкой и уверенностью в любой сложной ситуации и все еще мог всегда искать помощь и комфорт дома?

Родители должны зачислить своего ребенка в дошкольное образование в детских садах и также должны извинить их отсутствие в качестве родителя. Мы возвращаемся к предыдущей версии Закона, то есть к отмене всех пунктов, касающихся обязательного дошкольного образования. Это слишком сильное вмешательство в семейную автономию. В то же время мы хотим, чтобы детские сады платили за хороших учителей и учителей. В дебатах о смысле, целях и формах образования интересы и развитие ребенка будут ключевыми для нас.

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обе даешь и готовишься ко сну?

Мы хотим решить проблему социальной изоляции некоторых детей путем поддержки межстрановой социальной работы с семьями, а не посредством комплексных мер. Почему нынешнее правительство ввело обязательный год дошкольного образования? Существует две цели, которые необходимо решить: своевременный сбор детей из социально неблагополучных семей и сокращение числа отсрочек в школе.

Если возникла причина вводить детское образование для детей из уязвимых семей, которые составляют на душу населения в населении, то неправильно устанавливать это обязательство для всех. Такая процедура, вероятно, будет основана на восприятии сторонников того, что социальное исключение возникает из-за отсутствия дисциплины и готовности к интеграции. Принимая во внимание материальные причины, по которым дети из этих семей не были отправлены в детский сад, наказание гораздо более вероятно будет угрозой дополнительных долгов в дополнение к тем, с которыми уже сталкиваются семьи. Если мотивация для широко распространенного запроса на отсрочку в школу окончена, тогда возникают вопросы о том, почему так много и что наносит ей вред. Чтобы иметь классы с возрастом? Чтобы лучше вписаться в другие европейские страны? Почему обязательный статус посадки должен быть одинаковым для всех? . Решение любой из этих «проблем» не налагает новую обязанность на всех родителей и наказывает их, если они не могут сделать это по разным причинам.

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ – тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Если процент отсрочек действительно значительно выше, чем у детей в каждом году, ищите способы мотивации интереса к школьному образованию. Репрессии только приносят сложности семьям, которые пользуются использованием обязательной схемы детского сада. Как пираты представляют собой разумное состояние дошкольного образования? Мы не сторонники репрессивного государственного вмешательства в жизнь людей, и мы хотим как можно скорее полностью отменить «обязательное дошкольное образование».

Такая поддержка ориентирована, она не ограничивает свободу населения, которая ей не нужна, и, в частности, она позволяет решать проблему дошкольного образования с учетом конкретной ситуации в семье. Даже в этом случае профессиональная помощь должна быть отдана приоритет над репрессиями.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Как и вся система, дошкольное образование нуждается в обзоре и открытой дискуссии о значении, целях и формах. В ходе этих прений мы будем четко рассматривать разнообразное образование, образование как средство эмансипации и компетентности будущих взрослых и как способ для общества граждан и информационной грамотности. Затем детский сад сможет оказать поддержку и дошкольное консультирование для семей.

Даже без каких-либо обязательств детские сады будут иметь много детей с раннего возраста по инициативе родителей. Мы, за лучший закон о дошкольном образовании, рассмотрим вопрос о возвращении к предыдущему государству, то есть отмене всех пунктов, касающихся обязательного дошкольного образования. Мы не боимся, что исключение термина «обязательное дошкольное образование» из законодательства, вероятно, узаконит пренебрежение развитием возможностей и навыков детей дошкольного возраста в семье. Однако существующее существующее законодательство обязывает родителей, законные опекуны, обеспечивают ребенку надлежащую заботу, комплексный уход, соответствующий наилучшим интересам ребенка.

2) Тест для оценки словесно-логического мышления

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... – это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

Разумеется, универсальное развитие ребенка также означает образование, соответствующее возрасту и индивидуальным потребностям. В целях поддержки детей из социально неблагополучных семей более значимым, чем дорогостоящим и сложным, для обеспечения выполнения уставной обязанности, вкладывать средства в поддержку полевых работников и общинных центров, которые ориентированы на них, и могут помочь им в индивидуальном порядке.

Мы опасаемся, что при подготовке и обеспечении обязательного дошкольного образования часто возникает вопрос связать все аспекты жизни с абзацем. Напротив, мы убеждены, что все более сложные правила приводят к переоценке маневрирующего пространства в росте «зеленого древа жизни» и все чаще к сопротивлению человека к их соблюдению.

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)

9. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?..

На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Мы хотим, чтобы во всех отношениях строилось образование по свободе выбора и интересам самих детей. Мы убеждены, что для каждого нет единого способа воспитания, и поэтому мы продвигаем свободный выбор образовательного пути. Автор: Даниэль Мазур, Лиди Бартошова.

Любое другое решение противоречит положениям Пирата и рано или поздно будет отменено за непоследовательность. Дело в том, что «Чешская пиратская партия хочет всех законных средств борьбы против злоупотребления законами для ограничения свободы», мы ничего не сделали. Для меня этот закон представляет собой самое большое вмешательство в личную свободу граждан и семей в последней четверти века. Моя жена должна была получить подтверждение от питомника, что она могла забрать сына до обеда, что государство обеспечило право оценивать уровень ухода за детьми в каждой семье.

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет ра­ботать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, ког­ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

Это инструменты.

Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д.

Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

Виды спорта.

Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).

Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.».

Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.

Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

3) Графический диктант

(по Д.Б. Эльконину)

Проверяется умение действовать строго по инструкции.

Предложите ребенку поставить карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертить изображение, выполняя все действия под диктовку.

Диктант 1. Пробный тест (не оценивается).

Одна клеточка вверх, одна вправо, одна клеточка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, од на вниз, одна вправо... Теперь продолжай рисовать дальше точно так же.

Диктант 2. Поставь карандаш на точку, начинай чертить: одна клетка вверх, две клетки вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, две вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вверх, одна вправо... дальше продолжай рисовать сам.

Диктант 3. Поставь карандаш на точку. Начинай чертить: три клетки вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, три вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, три вверх... дальше продолжай сам.

1. Хороший уровень: безошибочный диктант в двух вариантах и самостоятельное продолжение узора (хотя бы одна фигура).

2. Средний уровень: 1-2 ошибки.

3. Низкий уровень: три и более ошибок.

4) Восприятие цвета

Ребенку предлагается раскрасить радугу и назвать ее цвета.

В зависимости от ответа оценивается в процентном отношении:

1 цвет – 14 %

2 цвета – 28 % (низкий уровень)

3 цвета – 43 %

4 цвета – 57 % (средний уровень)

5 цветов – 71 %

6 цветов – 86 %

7 цветов – 100 % (высокий уровень)

5) Концентрация внимания

Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением «путаницы» и назвать предметы, изображенные на листе. Оценивается количество названных предметов. Максимально возможное количество набранных ребенком баллов – 6.

6) Произвольное внимание. Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (методика «Домик» Н.И. Гуткиной)

Ребенку предлагается скопировать рисунок домика. Оценивается точность изображения.

Отсутствие какой-либо детали рисунка.

Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка.

Неправильно изображенный элемент рисунка.

неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.

Отклонение от прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены.

7) Воображение

Ребенку предлагается дорисовать шесть кругов так, чтобы получились разные предметы. Оценивается разнообразие и оригинальность изображений.

10 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок производит большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

5-7 баллов – средний.

3-4 балла – низкий.

0-2 балла – очень низкий.

8) Тест «Школьной зрелости» (А. Керн)

Тест состоит из трех заданий:

рисование мужской фигуры по представлению,

подражание письменным буквам,

срисовывание группы точек.

Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению.

При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания.

Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.

Тест «Школьной зрелости» часто используется для ориентировочной оценки уровня развития.

1-е задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, ориентировочную оценку общего умственного развития.

2-е и 3-е задания связаны с уровнем развития у ребенка способности к определенному поведению (он должен проявить волевое усилие, выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

В Приложении 5 приводятся примеры выполнения заданий.

Оценка полученных результатов:

Сравните выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставьте оценки.

«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов.

«Средне-зрелыми» – 6-9 баллов.

«Незрелыми» – 10 и более баллов.

Методики диагностики личностной готовности к обучению в школе

9) Отношение ребенка к обучению в школе

Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, ютов или не ютов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Практика показала, что в данной методике, как и в предыдущей, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребёнок может ответить правильно, а на другой – неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла. С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не со всем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.

10) Тест «Какой Я?»

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Таблица 2), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.