Меловые озера в беларуси можно ли купаться. Белорусские «Мальдивы

Милиция будет ежедневно патрулировать дороги у меловых карьеров в Красносельском. Автомобили будут эвакуировать, а туристов штрафовать. «Это никакие не белорусские Мальдивы, а опасные технические карьеры», - объясняют спасатели.

Меловые карьеры под Волковыском - одна из самых популярных «диких» достопримечательностей страны, хотя еще несколько лет назад об их существовании знали только местные. Опытные туристы отыскали путь, сделали эффектные фото. И туристы поспешили увидеть новое чудо.

Кто-то приезжает сюда искупнуться, кто-то - на фотосессию, но есть и те, кто на несколько дней останавливаются с палатками на высоких берегах карьеров. На пикники берут и детей.

Туристов не останавливает, а даже привлекает необустроенность здешних красот. Здесь нет ни оборудованных пляжей, ни спасателей на берегу. Мусор, который туристы оставляют после себя, уже превратил некоторые склоны в свалку.

И хотя предупреждение об опасности размещено на самом въезде, это не становится преградой для любителей приключений. «Чтобы увидеть такую красоту, можно и рискнуть», - считают многие путешественники.

Местные в карьерах никогда не купались

По площади меловые карьеры под Волковыском занимают около 300 футбольных полей. Местное предприятие «Красносельскстройматерилы» получает землю в пользование для разработки месторождений. Со временем использованные карьеры заполняются водой. На дне остается мел, поэтому вода приобретает ярко-бирюзовый цвет, за что эту местность и прозвали белорусскими Мальдивами.

Однако красота эта обманчива. Во-первых, глубина карьеров достигает 50 метров, высота насыпи - 40 метров. Здесь наблюдается проседание берегов. Для плавания - это не лучшее место. 10 человек уже утонули.

Во-вторых, вода только на вид чистая. На самом деле, количество бактерий кишечной палочки в 100 раз превышает норму. Кроме того, мел не просто сушит кожу, он оседает в легких, вызывая астму.

Местные жители знают о коварности здешних карьеров, поэтому сами в них не купаются. А приезжих туристов предупреждение об опасности не останавливает.

Автомобили туристов будут эвакуировать

Но в этом году «Красносельскстройматериалы» решил всерьез заняться безопасностью на карьерах. Стартовая страница сайта компании открывается с предупреждения, почему не стоит ехать на карьеры.

Заместитель гендиректора Геннадий Найдюк отмечает, что туристы не только подвергают себя риску, но и мешают работе предприятия.

«Люди паркуют автомобили вдоль дорог, по которым курсирует наша карьерная техника. Поэтому в прошлом году мы закупили эвакуатор, и с этого года будем активно его использовать» , - заявил он в комментарии для «СБ. Беларусь сегодня» .

По словам старшего инспектора по охране общественного порядка Волковысского РОВД Александра Самойло , в купальный сезон в районе меловых карьеров будет работать ежедневный патруль.

«Вдоль трассы, где проходит карьер, остановка и стоянка запрещена. Это значит, что все автомобили мы будем эвакуировать».

Каждый, кто оставит машину рядом с карьерами, заплатит штраф за нарушение ПДД, услуги буксировки и платной стоянки. Туристам за посещение карьера также грозит штраф - от 3 до 10 базовых величин.

«Раньше никто не знал про эти карьеры. Но потом появились статьи в интернете, и потянулись туристы, - продолжает Александр Самойло. - Нужно понимать, что это технические карьеры, где продолжаются промышленные работы. Это не место для развлечений. В прошлом году утонуло два человека».

Могут ли карьеры под Волковыском стать облагороженным местом для туристов?

Чтобы туристы смогли легально приезжать на меловые карьеры в Красносельском, нужно решить вопросы с безопасностью.

Во-первых, вода должна быть безопасной для купания. Накануне каждого купального сезона санитарные службы проверяют водоемы.

Во-вторых, нужно оположить берега. Эта работа ведется. На карьерах, которые «Красносельскстройматериалы» уже не использует, постепенно опускают берега.

Но возникнет ли на их месте новый курорт, зависит уже от местных властей. Ведь нужно оборудовать пляжи, сделать стоянку для автомобилей, организовать работу спасателей, вывоз мусора, выездную торговлю.

«В Беларуси всего несколько таких объектов. Под Солигорском есть известковые карьеры, например, - говорит председатель объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николай Чирский . - Можно понять руководство предприятия и местные власти, которые запрещают там купаться - все-таки это вопрос безопасности. Но экскурсии там было бы интересно организовывать».

В конце августа группа белорусских экскурсоводов собирается посетить Красносельск, в том числе и меловые карьеры.

«Договариваемся с местным музеем, так что, надеюсь, никаких преград не будет» , - заявил Чирский.

Два года назад специалисты Волковысского районного центра туризма и краеведения детей и молодежи разработали , который затрагивал и голубые карьеры в Красносельске. По словам директора центра Инны Кулак , летом экскурсии пользовались большим спросом у школьников.

«Сейчас мы исключили из маршрута голубые карьеры, потому что туда не пускают людей, - говорит специалист. - Но возле карьерных шахт мы показываем туристам старые карьеры, «Зеленые линзы», где берега более безопасные».

При этом спускаться к воде участникам экскурсии строго запрещено. «Стены берегов не укреплены, возможны обвалы, поэтому купаться мы не разрешаем» , - пояснила директор центра.

Расстояние от Минска до места назначение примерно 260 километров. Здесь есть два варианта как проехать туда – по трассе Брест-Москва (т.н. «Олимпийка»), и по трассе Минск-Гродно. Второй вариант мы отмели сразу, так как, во-первых, здесь практически все время узкая дорога (двухполосная), во вторых мы ездили по ней миллион раз, и поэтому особого интереса у нас этот маршрут не вызывал.

Что касается «Олимпийки» - то это автомагистраль, на всей протяженности которой встречные потоки разделены металлическим ограждениям. Здесь в каждом направлении имеется по две полосы движения. А максимальная разрешенная скорость движения для легковых авто составляет 120 км/ч.

Дорога находится в отличнейшем состоянии, и ехать по ней – одно удовольствие. Единственное, что практически на всем пути следования не встречаются населенные пункты (но ведь автомагистраль – есть автомагистраль, и она проходит в стороне от поселений).

По этой дороге мы проехали чуть дальше Баранович (довольно большой город по меркам РБ – один из первых по величине после столицы и областных центров). После Баранович нужно свернуть с «Олимпийки» направо – в сторону Слонима (указатель там имеется). И обогнув этот город, отправиться в сторону н.п. Зельва и Волковыска. Не доезжая пару километров до Волковыска, мы свернули на н.п. Красносельск. Здесь то и расположены эти самые карьеры.

Меловые карьеры принадлежат ОАО «Красносельскстройматериалы», которое занимается производством цемента и прочих строительных материалов. При въезде в город и подъезде к этому комбинату перед нами открылась следующая картина: по дороге без устали снуют груженные мелом МАЗы и БЕЛАЗы. При этом дорога, обочины и придорожные постройки покрыты толстым слоем белой пыли. Создается такое ощущение, как будто здесь все покрыто снегом – зима посреди лета.

При подъезде к самим карьерам мы обнаружили множество машин, расставленных вдоль дороги, по полю, в различных поездах, в общем, где попало. Причем, судя по номерам, люди едут сюда из всех областей Беларуси. Очень много автомобилей с российскими номерами.

Сразу стоит сказать, что карьеры являются технологической территорией ОАО «Красносельскстройматериалы». И на некоторых из них и теперь ведутся работы. Поэтому посещение этих объектов посторонними запрещено (о чем гласят расставленные там таблички). Но с такой массой народа просто так не справишься, поэтому представители вынуждены смотреть на туристов сквозь пальцы.

Стоит отметить, что все стремятся проехать на авто прямо к берегу какого-нибудь из карьеров. Работники предприятия активно с этим борются, регулярно закапывая проделанные машинами «козьи тропы». Но они появляются снова и снова (спасибо посетителям на внедорожниках). Вот и нам удалось найти такую дорожку и подъехать прямо к одному из карьеров (правда, при съезде с дороги авто повис на «пузе», но немного погазовав, выгребся-таки).


Возле карьеров, честно сказать, место для разбивки лагеря найти сложновато. Во-первых, здесь просто огромное количество машин, которым также, как и мне удается пробраться прямо к берегу. Во-вторых, берега в буквальном смысле замусорены. Здесь просто неимоверное количество мусора, оставленного туристами, которые не могут после отдыха просто тупо закинуть его себе в багажник и вывезти, а бросают где попало. Этот момент очень раздражает – сложно найти место, где бы не было куч с мусором.

Углубившись в лес, расположившийся меду двумя большими неиспользуемыми уже карьерами, мы все-таки нашли подходящее местечко, установили палатку (так как ехали с ночевкой), и пошли изучать близлежащие карьеры.

Да, действительно, то, что мы видели на картинках, не было обманом зрения. Перед нами открылась гладь яркой бирюзовой воды и множество людей, загорающих на берегу, и купающихся в карьерах. Стоит отметить, что глубина здесь немаленькая. Берега обрывистые. Стоит отойти на пару метров от берега, и дна не нащупаешь, даже нырнув «с руками». Кстати, говорят, что в одном из карьеров когда-то затонул экскаватор (но не обычный, а большой – горный, которые используются на выработках). И если повезет, то в хорошую погоду можно увидеть его очертания с берега где-то там, в глубине.

Переночевав в палатке, утром мы отправились на «экскурсию» по всем карьерам. Нам удалось обойти 5. И каждый из них по-своему уникален. Где-то вода не бирюзовая, а зеленая, где-то очень удобные берега для купания и т.д. В общем, посмотреть там есть чего.

Возвращаясь обратно при выезде на дорогу, мы обнаружили, что нашу вчерашнюю «лазейку» засыпали бульдозером. Но к счастью, неподалеку от нее автомобилисты разбили новую. Немного потрясясь по полю, мы выехали-таки на дорогу.

Итого: 260 км от Минска, около 3 часов пути, если не спешить, и вы попадаете в местный «рай» - на «Белорусские Мальдивы».

Те, кто уверен, что белые песчаные пляжи, омываемые голубыми волнами, бывают только в далеких странах, должен увидеть меловые карьеры под Волковыском. Недаром этот природный объект получил название «Белорусские Мальдивы».

Общая площадь карьеров равна 300 футбольным полям. Как понятно из названия, здесь добывают мел, а со временем отработанные карьеры заполняются водой. Яркий бирюзовый цвет ей придают остатки меловых пород. Заросшие деревьями обрывы и крупные кремниевые обломки дополняют уникальный пейзаж.

Сюда приезжают отдохнуть, пожарить шашлыки и искупаться. Много здесь рыбаков и даже дайверов. Тишина и мягкий климат привлекают любителей «дикого» отдыха.


Несмотря на близость и красивые виды, находиться на карьерах запрещено. Для этого есть несколько причин:

  • крутые спуски. Поскольку карьеры – объект промышленный, спуск к воде представляет собой высокий, почти вертикальный склон. Добираться до воды достаточно сложно и травмоопасно, удобные спуски и пологие участки немногочисленны;
  • промышленные работы. На многих объектах до сих пор ведутся активные разработки;
  • глубокое дно и сыпучие края насыпей. Поэтому здесь опасно не только купаться, но и просто любоваться красотой природы слишком близко к берегу.


Большое количество несчастных случаев вынуждает правоохранительные органы проводить регулярные рейды и штрафовать нарушителей. Также многих туристов отпугивает отсутствие инфраструктуры – даже на заброшенных карьерах, где уже не ведутся работы, нет никаких признаков благоустройства. Здесь достаточно места, чтобы поставить палатку, но ни столиков, ни кабинок, ни мусорных баков нет.

Некоторые отработанные карьеры проходят процесс рекультивации. Кое-где уменьшается высота берегов, убираются грозные таблички. Однако полноценного проекта по превращению отработанных карьеров в туристическую зону до сих пор нет.

Фото

Где находятся меловые карьеры?

Карьеры можно найти неподалеку от поселка Красносельский. Добираться придется на машине, транспорт сюда не ходит. Причина этого проста: несмотря на огромную популярность у туристов, карьеры – это промышленный объект. Во многих из них до сих пор добывают мел. Поэтому на подъезде желающих отдохнуть встречают предупредительные таблички.

    Недалеко от города Волоковыск находятся Красносельские меловые карьеры. Место очень красивое и пользуется большой популярностью у местных жителей, да и у заезжих туристов. Озра славятся необычным бирюзовым цветом воды, а образовались они на месте меловых карьеров.

    Меловые озра, вернее, бывшие меловые карьеры в Белоруссии по - своему красивы. Вода изумительного цвета, грязи нет, вообще здорово! Находятся недалеко от города Волковыск у послка Красносельский. Очень популярны для отдыха у местных жителей.

    Есть под Волоковыском Красносельские меловые карьеры , буквально в километре от остановки общественного транспорта два красивейших озера с водой изумрудного цвета. Кто-то называет эти места маленькой Швейцарией, кому-то они напоминают Забайкалье, а у некоторых одно упоминание об этих местах вызывает страх.

    Просто фантастические и вовсе нехарактерные для белорусских равнин пейзажи. Эти водоемы меловые озра Беларуси образовались в бывших карьерах благодаря расположенному поблизости Комбинату строительных материалов. Говорят, что на дне одного из карьеров остался экскаватор - его не успели убрать, поскольку из открывшегося подземного источника слишком быстро стала прибывать вода.

    Такой необычный цвет воды объясняют тем, что артезианская вода заполнила белые меловые карьеры, поэтому эффект получился как в ванной. Хотя, в народе говорят, что в воде есть медный купорос.

    Вода по словам экологов, очень чистая, но они не советуют здесь купаться по причине е повышенной кислотности.

    Так называемые, Меловые озра, которые ещ называют Бирюзовыми находятся в Гродненской области Республики Беларусь. Расположены они близ города Волковыска. Эти живописные водомы образовались на месте выработанных меловых карьеров.

    Меловые озера известны немногим, так как найти их не так то и просто. А находятся они в Республике Беларусь, Гродненская область, Волковыский район. Ну а далее на подъезде к послку Новослки. Сама узнала об этом красивом и экзотическом месте из интернета и отзывов о меловых озерах.

    C каждым годом вс большую популярность набирают Белорусские Мальдивы - Красносельские меловые озра (точнее, Красносельские меловые карьеры).

    Люди приезжают, чтобы полюбоваться экзотическими озрами, которые находятся в Гродненской области за городом Волковыск, не доезжая послка Новослки.

    Для тех, кто любит передвигаться на личном автомобиле, координаты для навигатора следующие:

    • 53.28936
    • 24.503582

    В принципе, можно доехать до послка Красносельский (координаты 53.266856, 24.42049), а там у местных жителей спросить, какое озеро самое красивое, т.к. затопленных меловых карьеров там много (если судить по карте).

    Да не так уж и сложно найти меловые озера! Когда едите с Волковыска в Слоним, то по дороге увидите указатель: Красносельский. Поворачивайте туда! А если боитесь потеряться, то спросите у любого местного жителя. Все знают)

    Меловые озера - очень красивое чистое место, где дно озера и берега состоят из мела. Здесь чисто и очень красиво, как по мне - идеально место для отдыха, купания и совместных семейных съемок. Меловые озера еще называют меловыми кратерами. Вообще, ходят слухи, что меловые озера хотят закрыть, но пока никаких действий предпринято не было, кроме соотвествующих табличек о запрете въезда сюда и купания на территории. Однако, отдыхающих это не смущает.

    Кстати, многие отдыхающие говорят, что температура в воде при 18 градусах достаточно теплая, на 2-3 градуса больше по ощущениям.

    Красносельские меловые карьеры находятся на западе Беларуси, в Волковыском районе Гродненской области.

    Доехать можно из Минска по Брестской трассе, через Барановичи - потом направо в сторону Слонима, Зельвы, Волковыск. Далее - на север до г.п. Красносельский. Карьеры находятся не доезжая до д. Новоселки.

Природа не одарила Беларусь впечатляющими природными ландшафтами. Здесь нет ни моря, ни сколько-нибудь высоких гор. Реликтовый лес, равнинные озёра — вот и всё богатство. Но на помощь пришла промышленность. При кропотливой разработке природных ресурсов образовались многочисленные карьеры, шахты и терриконы. Нигде они не приобрели такой живописности, как в посёлке Красносельский в Гродненской области. Этот удивительный комплекс карьерных прудов прозван «Белорусскими Мальдивами» за невероятный бирюзовый цвет здешней воды, в которой растворены частицы мела.


1. Всё началось в 1914 году, когда акционерным обществом «Волынь» около деревни Красное Село был построен цементный завод «ROSS». Он и дал начало посёлку. Сырьё из карьера доставляли по воздушно-канатной дороге, которая просуществовала до 1959 года. С 1948 года начали использовать автомобильный транспорт.

2. В 1945 году завод получил название «Победа». В 1972-1974 годах здесь открылось сразу несколько новых производств: асбестоцементное, шиферное, известковое, трубное. К концу 1980-х годов завод морально и физически устарел. Его заброшенные корпуса и сейчас стоят почти в центре посёлка.

4. Сейчас ОАО «Красносельскстройматериалы» является одним из крупнейших цементных заводов Беларуси. Кроме цемента здесь производят сухие строительные смеси, известь, мелкогранулированный мел, блоки из ячеистого бетона, асбестоцементный лист, хризотилцементные трубы, керамику и тротуарную плитку.

5. Сырьё на завод доставляется с карьеров по дороге общего пользования, обозначенной предупреждающими табличками.

6. Вот из-за поворота появляется первый самосвал. Ему плевать на правостороннее движение, он едет прямо посреди дороги.

7. Асфальт узкий, двум БелАЗам не разъехаться, поэтому накатана широкая обочина.

8. Mersedes обгоняет «BMW».

9. По дороге грузовики проезжают деревню Карповцы, где все кусты, заборы и дома у дороги белые от известковой пыли.

11. На главном въезде в карьер стоит полуразобранный гусеничный экскаватор ЭКГ-5А.

12. Механические экскаваторы работают на красносельских карьерах с 1928 года. Сначала они были паровыми.

13. Вот и первый карьер. Он уже довольно сильно зарос тиной и выглядит совершенно не привлекательно.

14. Зато на берегах растут великолепные букеты ромашек.

15. И вездесущие маки.

16. На краю разбитой грузовиками дороги лежат ненужные столбы. Раньше все карьеры были электрифицированы.

17. В глубокой выемке лежит дорога к следующему карьеру.

18. Вдалеке маячит водная гладь.

19. Подъезды к карьерам во многих местах перекопаны, а у берега установлены устрашающие таблички. Популярность «Мальдив» так высока, что даже при первом заходе на сайт завода выскакивает сообщение следующего содержания:
«Уважаемые гости г.п. Красносельский!
Руководство ОАО «Красносельскстройматериалы», с целью предотвращения несчастных случаев, обращается к Вам c настоятельной просьбой отказаться от посещения меловых карьеров и купания в них. Карьеры являются технологической зоной и относятся к особо опасным производственным объектам, нахождение на территории которых посторонних лиц строго запрещено.
Помните, находясь на территории меловых карьеров, Вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Подумайте о себе и о ваших близких.
Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии 01 июля 2013 года провел испытания воды меловых карьеров ОАО «Красносельскстройматериалы». Согласно протоколу испытаний вода по микробиологическим показателям (ОКБ и ТКБ - общие колиформные бактерии и термотолератные колиформные бактерии) не соответствует требованиям Санитарных правил и норм. Количество вышеназванных бактерий превышает норму от шестидесяти до ста раз.»


20. Но предупреждения никого не останавливают. Уж больно здесь красиво. Многие приезжают с ночёвкой.

21. Это один из самых мелких прудов. Обычно здесь много народу, но я пришёл сюда пасмурным утром, накрапывал дождик. Я встретил всего две-три компании, вылезших из палаток опохмелиться.

22. На горе виден старый шагающий экскаватор НКМЗ. Он хоть и выглядит проржавевшим, но до сих пор в строю.

24. Ему характерны заросшие берега и многочисленные островки.

25. На один из островков туристы проложили дорожку из камней.

26. Общий вид карьера.

27. Глубина впадины значительная — порядка десяти метров.

28. Сюда добираются немногочисленные туристы, делают пару кадров и уходят обратно.

29. Я же спустился по выбитым в склоне ступеням к самой воде.

30. Вода с растворённым в ней мелом и большая глубина в сумме дают этот красивый оттенок.

31. Там, где помельче, можно оценить цвет воды.

32.

33. По дороге к последнему, самому большому водоёму, попадаются «несостоявшиеся» водоёмы.

34. Вот среди деревьев начинает проглядывать обширная водная гладь.

35. Это самый дальний и самый большой карьер.

36. Его длина — почти 2 километра.

37. Максимальная ширина — 250 метров.

38. Глубина — не меньше 50 метров.

39. Карьер имеет высокие обрывистые берега.

40. Именно берега представляют наибольшую опасность для путешественников. Вот одно из деревьев, упавшее в воду после очередного обвала.

41. Но красота этих мест окупает любую опасность.

42. Там, где когда-то заезжали БелАЗы, сейчас самый удобный спуск к воде.

43. Но купаться здесь не очень комфортно: сразу от берега начинается глубина, а вода ледяная.

44. Чтобы посмотреть полную панораму — щёлкните на изображение.

45. В тихой заводи сидят рыбаки.

46.

47. Растительность на берегах — самая обычная для Беларуси.

48. Берёзы, сосны, вереск, мох и полевые травы.

49. Но в сочетании с ландшафтом выглядит необычно.

50.

51.

52.

53. С высокой насыпи весь карьер как на ладони.

54. От широкой части тянется длинный «рукав», который и обеспечивает карьеру двухкилометровую продолжительность.

55.

56. Когда налетает ветер, по огромной водной глади бегут стаи волн.

57. Панорама напоследок. По клику откроется в полном размере.