Мать татьяны лариной характеристика. Сочинение на тему «Семья Лариных в романе Евгений Онегин. Несколько интересных сочинений

Анализ произведения

Жанр произведения — рассказ. Посвящен он военным действи­ям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России. Гор­ские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали рус­ских солдат в плен. Русские обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. Л. Н. Толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ «Кавказский пленник» можно с полным правом назвать былью.

Главными участниками событий в рассказе стали два русских офицера — Жилин и Костылин.

Жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. Это завязка произведения. Кульминационных моментов здесь не­сколько:

1) когда Жилин первый раз пойман в плен;

2) неудачный побег Жилина и Костылина и их повторный плен;

3) счастливое спасение Жилина казаками.

Развязка наступает, когда Жилин оказывается в крепости среди своих и остается служить на Кавказе, а Костылина еле живого привозят через месяц, выкупленного за пять тысяч рублей.

Правдиво описывая детали пленения Жилина татарами, Тол­стой показывает, что война — это страшное зло, осуждает меж­национальную рознь, ужасается того, к чему приводит взаимная ненависть. Достаточно вспомнить старика-горца, чуть не за­стрелившего Жилина за то, что тот подошел близко к его сакле. У этого старика семь сыновей погибло на этой войне, а восьмого он застрелил сам, когда тот перешел к русским. <…>Старик был ослеплен ненавистью и требовал немедленной расправы над Жи­линым.

Простые горцы относились к Жилину по-другому. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за умелые руки, за сметли­вость, за общительный характер. Девочка Дина, поначалу отно­сившаяся к нему, как к зверю, привязалась к пленному, жалела его, а потом помогла бежать из плена и тем самым спасла его жизнь.

Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начи­нается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. силь­ный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег.

Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храбро­го, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.

Толстой мастерски изображает в рассказе быт и обычаи кав­казцев. Мы получаем представление о том, как выглядело жили­ще местного жителя, что они ели и пили, как вели быт и домаш­нее хозяйство.

Рассказ восхищает изображением великолепной кавказской природы. Описания пейзажей словно переносят нас к месту раз­вернувшихся событий.

Толстой — мастер портрета, и не только психологического. Нескольких слов достаточно, чтобы мы увидели Дину с ее ручон­ками, «тоненькими, как прутики», глазками, блестящими, как звездочки. Характерна и внешность двух офицеров. Жилин — под­тянутый, стройный, энергичный, цепляющийся за жизнь чело­век. Костылин — грузный, трусливый, неповоротливый, непоря­дочный.

Язык «Кавказского пленника» очень похож на язык сказок и былин. Предложения начинаются с глагола-сказуемого, за ним идет подлежащее. «Слышит Жилин…», «как закричит Костылин…» и т. д.

Рассказ «Кавказский пленник» написан таким мастером слова, с таким совершенством, что, прочитав его один раз, мы запоми­наем его героев на всю жизнь.

План

1. Жилин получает письмо от матери и выправляет себе от­пуск.

2. Жилин и Костылин решают опередить обоз и едут впереди него.

3. Жилин попадает в плен к татарам из-за трусости Косты­лина.

4. Жилина привозят в аул и сажают в колодках в сарай.

5. Первое близкое знакомство с похитителями. Девочка Дина приносит ему пить.

6. Новые «хозяева» требуют, чтобы Жилин написал письмо домой с просьбой о собственном выкупе.

7. Приводят Костылина, с которого тоже требуют выкуп. Ко­стылин соглашается.

8. Более близкое знакомство Жилина с жителями аула. Дружба с девочкой Диной.

план рассказа кавказский пленник)плиз)очень нужно) и получил лучший ответ

Ответ от Їерно-зеленый[гуру]












Источник:

Ответ от Еленка [гуру]
1) Жилин попадает в плен
2) Договор о выкупе
3) Жизнь в Ауле
4) Неудачный побег
5) Помощь Дины
6) Побег удался


Ответ от Лиза Косинова [новичек]
Глава 1 - Жилин попадает в плен.
Глава 2 - Разговор с татарами о выкупе.
Глава 3 - Жизнь в ауле.
Глава 4 - Жилин планирует побег.
Глава 5 - Неудачный побег.
Глава 6 - Помощь Дины.


Ответ от Данил Костоусов [новичек]
ао


Ответ от Kirill Levashov [новичек]
спс



Ответ от Ёветик [новичек]
там 6 частей


Ответ от рrosto рrosto [новичек]
1) Жилин попадает в плен
2) Договор о выкупе
3) Жизнь в Ауле
4) Неудачный побег
5) Помощь Дины
6) Побег удался


Ответ от Ольга смирнова [новичек]
План рассказа "Кавказский пленник" (Л. Н. Толстой)
Часть № 1. Почему так непохоже сложились судьбы героев.
1) Сцена договора о выкупе "смирный" Костылин и "джигит" Жилин.
2) Жизнь в плену: активная - Жилина, пассивная - Костылина.
3) Первый побег: Костылин - слабый:душевно и физически;Жилин - выносливый, заботится о товарище.
4)Второй побег результат храбрости и настойчивости Жилина.
Часть № 2. Как Толстой показывает что разность в характерах влияет на развитие событий.
1) Эта разница в сцене нападения татар.
2) В сцене торга показаны больше различия между героями.
3) Поведение в плену также показывает различия между героями.
4) Лучшие качества Жилина и худшие Костылина проявляются при первом набеге.
5) Автор возлагает на самого человека ответственность за свою судьбу.


Ответ от Ѐоман Чернявский [новичек]
План рассказа "Кавказский пленник" (Л. Н. Толстой)
Часть № 1. Почему так непохоже сложились судьбы героев.
1) Сцена договора о выкупе "смирный" Костылин и "джигит" Жилин.
2) Жизнь в плену: активная - Жилина, пассивная - Костылина.
3) Первый побег: Костылин - слабый:душевно и физически;Жилин - выносливый, заботится о товарище.
4)Второй побег результат храбрости и настойчивости Жилина.
Часть № 2. Как Толстой показывает что разность в характерах влияет на развитие событий.
1) Эта разница в сцене нападения татар.
2) В сцене торга показаны больше различия между героями.
3) Поведение в плену также показывает различия между героями.
4) Лучшие качества Жилина и худшие Костылина проявляются при первом набеге.
5) Автор возлагает на самого человека ответственность за свою судьбу.


Ответ от Ѐимма Коробова [новичек]
О спасибки)


Ответ от Ксения Коновалова [новичек]
Спс


Ответ от Полина Орлова [новичек]
большое спасибо


Ответ от Ксюша Тюменцева [новичек]
1.Жилин получает письмо от матери и решает ее навестить.
2.Жилин и Костылин самостоятельно отправляются в путь.
3.Товарищи попадают в плен к татарам.
4.Они получают предложение о выкупе, чтобы снова обрести свободу.
5.Жилин ближе знакомится с Диной, дочерью богатого татарина Абдул-Мурата.
6.Жилин и Костылин совершают побег.
7.Герои рассказа пойманы и водворены в яму до ожидания выкупа.
8.Дина помогает Жилину бежать.
9.Жилин спасен.


Ответ от Ђанюшка Новолоака [новичек]
1 Письмо матерИ
2 Татары
3План побега
4 ДОчка хозяина Дьяна
5 Второй побег
6Сослуживцы помогли жИЛИНУ


Ответ от Никита конев [новичек]
План рассказа "Кавказский пленник" (Л. Н. Толстой)
Часть № 1. Почему так непохоже сложились судьбы героев.
1) Сцена договора о выкупе "смирный" Костылин и "джигит" Жилин.
2) Жизнь в плену: активная - Жилина, пассивная - Костылина.
3) Первый побег: Костылин - слабый:душевно и физически;Жилин - выносливый, заботится о товарище.
4)Второй побег результат храбрости и настойчивости Жилина.
Часть № 2. Как Толстой показывает что разность в характерах влияет на развитие событий.
1) Эта разница в сцене нападения татар.
2) В сцене торга показаны больше различия между героями.
3) Поведение в плену также показывает различия между героями.
4) Лучшие качества Жилина и худшие Костылина проявляются при первом набеге.
5) Автор возлагает на самого человека ответственность за свою судьбу.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин обрисовывает различные уклады русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.

Поместное дворянство поэт представляет нам прежде всего в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», радушная, хлебосольная, верная «привычкам милой старины»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Поблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три...

В жизненной истории Татьяниной матери нам открывается бесхитростная судьба уездной барышни. В юности она любила романы (хоть и не читала их), имела «светские» манеры, «вздыхала» о гвардейском сержанте, однако замужество изменило ее привычки и характер. Муж увез ее в деревню, где она занялась домом и хозяйством, навсегда забросив «корсет, альбом, княжну Полину, Стишков чувствительных тетрадь». Постепенно Ларина привыкла к новому образу жизни и даже стала довольна судьбой:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь —

Все это мужа не спросясь.

Типичной уездной барышней в романе предстает и Ольга. «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела...» — это обычная, посредственная девушка, простодушная и невинная как в своем незнании жизни, так и в своих чувствах. Ей не свойственны глубокие раздумья, сильные чувства, какая-либо рефлексия. Потеряв Ленского, она вскоре вышла замуж. Как заметил Белинский, из грациозной и милой девочки она «сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».

Описание быта семейства Лариных, девичества Татьяниной матери, ее жизни в браке, ее власти над своим супругом насквозь проникнуто авторской иронией, однако в иронии этой «так много любви». Подсмеиваясь над своими героями, Пушкин признает значение тех духовных ценностей, которые присутствуют в их жизни. В семье Лариных царит любовь, мудрость («муж любил ее сердечно»), радость дружеского общения («Под вечер иногда сходилась Соседей добрая семья...»).

Как замечает В. Непомнящий, кульминацией эпизода Лариных является надгробная надпись: «Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир». В этих строчках сфокусировано мировосприятие самого Пушкина, особенности натуры его, его шкала жизненных ценностей, где приоритет отдается простой православной жизни, любви, браку, семье.

Развлечения поместных дворян Пушкин перечисляет, изображая деревенскую жизнь Онегина и Ленского.

Прогулки, чтенье, сон глубокой,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина...

Но, отдавая должное простым душевным отношениям в семье Лариных и прелестям деревенского быта, поэт находит и недостатки в «милой сердцу старине». Так, Пушкин подчеркивает низкий интеллектуальный уровень помещиков, их невысокие духовные запросы. Интересы их не идут далее домашних забот, хозяйственных дел, предметом разговора является «сенокос», «псарня», рассказы о «своей родне».

Наиболее характерно герои эти очерчены в сцене бала, устроенного в доме Лариных по случаю именин Татьяны:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком...

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Здесь Пушкин создает образы в русле литературной традиции. Он обрисовывает человеческие типы, уже известные читателям, и одновременно создает новые, яркие, характерные, запоминающиеся образы.

Так, Скотинины, «чета седая», отсылают нас к героям комедии Фонвизина «Недоросль». Советник Флянов напоминает нам грибоедовского Загорецкого: «Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут». «Уездный франтик» Петушков затем как будто перевоплощается в Манилова в поэме Гоголя «Мертвые души». «Задорный» Буянов, «в пуху, в картузе с козырьком» — портрет Ноздрева. Гвоздин, «хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков», как будто предваряет «бережливого хозяина» Плюшкина.

Среда эта глубоко чужда Татьяне, недаром все эти люди напоминают ей чудовищ. Д. Благой считал, что в образах чудовищ, привидевшихся героине во сне, дана карикатура на мелкопоместное дворянство. Если мы сопоставим два отрывка из романа, то действительно увидим явное сходство в описаниях. Во сне Татьяна видит «гостей», сидящих за столом:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Примерно «та же картина» предстает перед нами, в описании именин, устроенных в доме Лариных:

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Критически оценивает поэт и нравы поместных дворян. Так, Зарецкий, известный сплетник, дуэлист, «отец семейства холостой», умеет «умного дурачить славно», «расчетливо смолчать», «друзей поссорить молодых И на барьер поставить их, Иль помириться их заставить, Дабы позавтракать втроем, И после тайно обесславить...» Ложь, интриги, сплетни, зависть — всего этого предостаточно в тихой уездной жизни.

Зарецкий вмешивается в ссору Онегина и Ленского и уже одним своим участием начинает «разжигать страсти». И разыгрывается страшная драма между приятелями, происходит дуэль, исходом которой становится гибель Ленского:

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасной

Увял на утренней заре,

Потух огнь на алтаре!..

Таким образом, «суд молвы», «общественное мненье», «законы чести» — вечные и неизменные категории у Пушкина почти для всех укладов русской жизни. И поместное дворянство здесь — не исключение. Жизнь в имениях, среди красот русской природы, течет неспешно и уединенно, настраивая обитателей их на лирический лад, но жизнь эта полна драматизма. Здесь также разыгрываются свои трагедии и рушатся юношеские мечты.

Описанию семьи Лариных в романе Пушкина «Евгений Онегин» уделяется особое место. Автор подробно описывает, что представляет из себя тот или иной персонаж этого семейства. каковы же портретные характеристики Татьяны, Ольги и ее родителей.

Образ родителей в романе

Семейство Лариных ведет скромную провинциальную жизнь. Отец семейства, Дмитрий Ларин, умер несколько лет назад, находясь уже в преклонном возрасте. Он был на семнадцать лет старше своей жены, любил ее, хотя эта любовь изначально не была взаимной. Прасковье Лариной рано пришлось выйти замуж за нелюбимого, однако позже она поняла, что Дмитрий очень добрый человек, и она смогла искренне полюбить своего супруга.

Прасковья любит двух своих, таких не похожих друг на друга, дочерей. Как и любая русская семья они любят праздники, пекут блины на масленицу, гадают на Крещение.

Семья Лариных в романе – типичные представители того времени. Дмитрий был хорошим помещиком и радушным хозяином. Вместе со своей женой они вели заурядную жизнь провинциальных пожилых людей.

Образ Ольги Лариной в романе

Ольга – типичная дочь своих родителей. Она простая девушка, которую трудно застать в плохом настроении. Ольга предстает перед читателем молодой, всегда улыбающейся героиней, в которую без памяти влюбляется поэт Владимир Ленский. Евгений Онегин удивляется такому выбору приятеля: ему она кажется просто симпатичной, но недалекой девушкой, которая быстро наскучит. По мнению Онегина Ленскому, как романтику, должна больше нравиться задумчивая и меланхоличная Татьяна. И действительно, после гибели Владимира Ольга быстро забывает своего пламенного возлюбленного и с легкостью выходит замуж за другого человека.

Образ Татьяны Лариной в романе

Татьяна Ларина не похожа на остальных членов своей семьи. Она не так проста, как ее родители, не так весела, как младшая сестра. С раннего детства эта девочка казалась чужой в родной семье. Она не любила детские забавы, предпочитала чтение романов активным играм, подолгу могла сидеть одна, созерцая природу. Когда она познакомилась с Онегиным, то в его образе для нее слились все герои прочитанных романов, и она влюбилась без памяти. Татьяна совершает поступок, который для девушки ее времени считался совершенно безрассудным – она пишет письмо своему возлюбленному, в котором признается в своих чувствах. Необычайно лиричное письмо Татьяны – один из ключевых моментов романа, в нем раскрывается ее трепетная преданная душа и самоотверженный характер. Однако главный герой отвергает ее. Девушка приятна и мила ему, однако он не хочет связывать себя узами брака, не видит в Татьяне свою будущую жену.

Несколько лет спустя Татьяна выходит замуж за нелюбимого, но очень уважаемого человека. Онегин, встретившись с ней случайно, был поражен изменениям, которые в ней произошли. Она стала светской дамой, которой при всем при этом чужды радости высшего света. Внутри Татьяна осталась все той же романтичной барышней, до сих пор влюбленной в него. Теперь Онегин оказывается на месте Татьяны, пишет ей письмо, но получает отказ. До сих пор любящая его женщина, пережившая так много страданий, не может дать ему положительный ответ, так как не может причинить боль своему мужу.

Одним из самых крупных и интересных произведений А. С. Пушкина является роман в стихах «Евгений Оне­гин», который В. Г. Белинский по праву назвал «энцикло­педией русской жизни». Действительно, роман настолько многосторонен, что дает широкое и правдивое представле­ние о жизни России первой четверти XIX века. Многое из жизни провинциальных дворян мы узнаем из описания семьи Лариных, из рассказа об их жизни. Во время повествования автора мы улавливаем в его голосе когда добрую грусть, когда иронию, а когда и сожаление. «Мирная» жизнь семейства Лариных «покойно кати­лась», в ней не было ничего неожиданного или беспокой­ного. Мало чем отличаясь от соседей, в быту они хра­нили «привычки милой старины», но не потому, что со­знательно выбрали такой образ жизни, а по незнанию альтернатив. Поэтому-то многие поступки они соверша­ли, не задумываясь, по привычке, и эта механичность вызывает у нас улыбку: В день Троицы, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три... Дмитрий Ларин, сердечно любивший жену, «во всем ей веровал беспечно», он доверил ей ведение хозяйства и рас­ходов. Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», но, когда дочери подросли, «умер в час перед обедом». Ларина-мать, в отличие от мужа, любила читать. Она предпочитала романы Ричардсона, но не потому, что они ей действительно нравились, а потому что «ее московская ку­зина твердила часто ей об них». Мы видим, что обществен­ное мнение здесь ценится гораздо выше собственных суж­дений, пристрастий. В молодости Лариной-старшей не уда­лось выйти замуж по любви, супруга ей нашли родители, хотя «она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле». Разумный муж увез ее в деревню, где она сперва «рвалась и плакала», но после привыкла «и довольна стала». Занимаясь хозяйством, самодержавно управляя мужем, Ларина вскоре позабыла о своей прошлой жизни, герои французских романов выветрились из ее головы. Она...стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец На вате шлафор и чепец. С годами Ларина превратилась в «милую старушку», типичную представительницу своего круга, и то, что рань­ше для нее было ново и свежо, теперь превратилось в быт и рутину. Дочери Лариных, Татьяна и Ольга, совсем непохожи друг на друга. Мы их видим с точки зрения разных людей. Ольга была всегда резва и весела, простодушна, она не любит задумываться ни о чем. Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан. Все в Ольге... Такой ее видит влюбленный Ленский, родители, соседи. Однако автор и Онегин сразу же отметили обычность, зау­рядность девушки, бедность ее внутреннего мира, рассеян­ность, то, что «в чертах у Ольги жизни нет». Даже внеш­ность ее внимательный Онегин воспринял довольно свое­образно: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна... Совсем другой была Татьяна. Она не блистала «ни кра­сотой сестры своей, ни свежестью ее румяной», но глубокий, богатый, самобытный внутренний мир превращал всю жизнь ее в поэзию. Бесконечно любящая природу, воспитанная на «преданьях простонародной старины», зачитывающаяся сентиментальными романами, Татьяна была...от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным... Застенчивая, простая, искренняя, молчаливая, любящая уединение, она так сильно отличалась от окружающих, что даже в своей родной семье казалась «девочкой чужой». Однако для автора, а в конце романа - и для Онегина в Татьяне воплотился идеал русской женщины - умной и чувствующей, но простой, естественной. Особенно ярко различие сестер проявляется в любви. Любящий человек не может лгать, он открыт и доверчив и потому зачастую беззащитен перед окружающим миром. Создается впечатление, что ветреная и недалекая Ольга не способна на глубокие всепоглощающие чувства. В любви ее привлекает внешняя сторона: ухаживания, комплимен­ты, заигрывания. Она невнимательна к тем, кто ее любит, поэтому и не замечает обиды Ленского во время бала, его изменившегося поведения и настроения перед дуэлью. Смерть Ленского она переживает настолько легко, что вскоре выходит замуж за улана, возможно, прельстившись краси­вым мундиром. А что же Татьяна? Кажется, ее впечатлительная натура была подготовлена к большой любви с самого детства, но неизменно узнавала и отталкивала все неискреннее, фаль­шивое, «кажущееся». Татьяна ждала человека умного, умеющего чувствовать и переживать, способного понять и принять ее богатую и щедрую душу. Такого человека она узнала в Онегине и навсегда отдала ему свое сердце. Даже поняв свою ошибку, пережив отказ, она остается верной своему чувству, кото­рое не только принесло ей много страданий, но и очистило, обогатило ее, проверило на прочность ее принципы, идеалы, ценности. И в горе, и в радости Татьяна предстает перед нами цельной и самодостаточной, поэтому трагедии и стра­дания лишь укрепляют ее, помогают научиться новым спо­собам поведения. Даже став княгиней, светской дамой, Татьяна остается простой и искренней, хоть и научается не доверять всем людям без разбора. Ей чужды кокетство и жеманство, свой­ственные иным представительницам «высшего света», по­тому что она никогда не изменяла своим идеалам и цен­ностям, продолжала любить как свой народ с его богатой историей, так и свой внутренний мир. По мнению Пушкина, в Татьяне Лариной гармонически сочетаются лучшие качества русского характера, поэтому-то она и остается для автора «милым идеалом» русской женщины.