Мастер маргарита описание дома мастера. Особняк маргариты. Дом Маргариты Пушкиной

October 8th, 2012

3 неоготических особняка, 1 неоготический доходный дом, 2 особняка в стиле модерн и один в стиле ампир... во всех этих местах с той или иной частотой и уверенностью селят булгаковскую Маргариту серьезные исследователи и туристические гиды. Несмотря на популярность темы, к своему удивлению, ни одной статьи, где все "особняки Маргариты" были бы собраны воедино я не нашла. Попытаюсь восполнить этот пробел.



Из книги Булгакова о доме Маргариты известно немного:
Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу - особняк ещё цел до сих пор.

Маргарита проснулась... в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка...

Трёхстворчатое окно в фонаре... светилось бешеным электрическим светом...

Окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном... готический особняк.

Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен.

Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... Третий переулок вёл прямо к Арбату.

Местоположение особняка Маргариты достаточно единодушно вычисляется исследователями на основе . Это дом по адресу Малый Власьевский переулок, 12 или, по другой версии, 9а, ныне снесенный (для маршрута это принципиальной разници не имеет: дом 9а стоял напротив дома 12).

Малый Власьевский пер., 12


Однако дом этот имеет достаточно посредственное сходство с тем особняком, что был описан у Булгакова: хотя наличиствуют сад и чугунная решетка, и по размеру он как раз подходит для дома преуспевающего инженера и его жены, дом этот никак нельзя назвать готическим. Поэтому многие считают, что Булгаков взял какой-то другой особняк и "перенес" его во Власьевский переулок. И вот по поводу того, какой именно особняк Булгаков туда перенес, существует несколько мнений.

1. Особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, 17).
Pro:
- История любви, связанная с этим домом. Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву, но миллионеру Морозову она предпочла писателя, мастера, а именно - Максима Горького.
- Дом окружен садом с кленами и чугунной решеткой.
Contra:

2. Особняк архитектора Соловьёва (Малый Ржевский переулок, 6).
Pro:
- Совсем недалеко жила третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, которую считают наиболее вероятным прототипом Маргариты.
- Сейчас вокруг дома нет ни сада, ни ограды, но во времена Булгакова они были.
Contra:
- Вот даже и не знаю, что написать. Вроде бы, все сходится. Только вот почему-то поиски дома Маргариты не прекращаются...

3. Особняк Льва Кекушева (Остоженка, 21).
Pro:
- Любовная история, связанная с этим домом. Дочь архитектора и владельца дома Льва Кекушева против воли родных покинула отчий дом на Остоженке и стала гражданской женой артиста Малого театра Сергея Топленинова. Пара поселилась как раз по адресу Мастера - в Мансуровском переулке (в отличие от особняка Маргариты, адрес дома Мастера споров почти не вызывает).
Contra:
- Рядом с домом нет ни сада, ни ограды.
- Шумная Остоженка ну никак не тянет на "один из Арбатских переулков".

4. Особняк Рябушинского (Малая Никитская, 6).
Pro:
- Дом окружен садом и кованой оградой.
Contra:
- Особняк слишком большой, чтобы там мог занимать целый этаж даже самый хороший инженер.
- "Готическим" этот особняк можно назвать только с большой натяжкой.

5. Доходный дом наследников Н. П. Циркунова (Чистый переулок, 10).
Pro:
- Напротив, В доме № 9 на втором этаже несохранившегося флигеля в 1924—1925 гг. Булгаков жил со своей второй женой Любовью Евгеньевной Белозерской. Здесь была написана книга «Дни Турбиных» и многое другое.
- Расположен в "тихом переулке".
Contra:
- Большинство исследователей считают прототипом Маргариты не вторую, а третью жену Булгакова - Елену Сергеевну Шиловскую. Было бы странно, если бы он селил Маргариту в дом, который связан был совсем с другой женщиной...

6. Особняк Дерожинской (Кропоткинский переулок, 13).
Pro:
- Расположен в тихом переулке.
- Есть кованая ограда и сад.
Contra:
- Слишком большой для инженера и его жены.
- Не связан с биографией Булгакова.
- Очень условно может быть назван "готическим".

Сейчас особняк реставрируется и целиком затянут зеленой сеткой, поэтому сфотографировать его не получилось. Фото из просторов интернета.


http://www.diletant.ru/excursions/6246258/

7. Доходный дом, архитектор П. Щекотов (Нащокинский пер., 8).
Версия эта лично моя (по крайней мере, я нигде в литературе такого предположения не встречала - если вы видели - напишите, с удовольствием укажу ее автора, если кто-то уже придумал это до меня), но, на мой взгляд, вполне имеет право на существование.

Сам Булгаков жил в Нащокинском переулке в конце своей жизни. Тогда же, когда он писал финальную авторскую редакцию Мастера и Маргариты, где и появилось, впервые за всю историю работы над романом, упоминание о том, что особняк был именно готическим. Доходный дом работы архитектора Альбрехта был расположен прямо напротив дома Булгакова. Не может ли быть, что этот самый дом с его неоготическими стрельчатыми окнами и натолкнул Булгакова на мысль, что именно таким и должен быть особняк, в котором жила наследница рода Валуа?

И напоследок, фотографии дома, где жила со своим идеальным, но нелюбимым мужем Елена Сергеевна Шиловская - будущая жена непечатаемого, но гениального Булгакова, согласно общепринятой версии ставшая прототипом Маргариты.

5-й Дом Реввоенсовета (Большой Ржевский переулок, 11).

Использованная литература.

Декабрь 2008 г.

Адреса (в порядке посещения):

  • Остоженка, 21
  • Мансуровский переулок, 9
  • Пречистенка, 16
  • Пожарский переулок, 12
  • Пречистенская набережная
  • Арбат, 54/2
  • Спасопесковская площадка, 10
  • Малый Власьевский переулок, 12
  • Малый Патриарший переулок
  • Спиридоновка, 17

Адреса расставлены в том порядке, в котором, на мой взгляд, наиболее удобно их объехать на автомобиле, не нарезая ненужных кругов по городу.

Особняк Маргариты (версия первая)
Остоженка, 21

Первый претендент на прообраз особняка Маргариты – дом архитектора Кекушева, им же построенный в стиле модерна в 1901 году, с круглой островерхой башней и другими готическими деталями. Ныне – египетское посольство.

Основание поселить сюда Маргариту – единственное (и неубедительное): некогда знакомый Булгакова артист Малого театр Сергей Топленинов познакомился с жившей неподалеку от него дочерью архитектора Кекушева. Для этого, правда, Топленинов должен был быть по меньшей мере прототипом Мастера… Прототип или нет, но именно его пристанище стало прообразом дома Мастера.

Впрочем, особняк на Остоженке на роль дома Маргариты не тянет. Убедитесь сами: тот – двухэтажный, удален от "красной линии", – между домом и тротуаром имеется решетчатая ограда и сад. И где все это, спрашиваю я вас, уважаемые исследователи-краеведы?

Единственная причина заглянуть по этому адресу – близость к дому Мастера.

Дом, где жил Мастер
Мансуровский пер., 9

Когда-то этот дом принадлежал Сергею Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому (одному из первых) читал свой роман. "Так это ты наш подвал описал?" – изумился хозяин. "Тс-с!" – улыбнулся Булгаков и поднес к губам палец.

– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени.

Глядя на этот дом, я не мог избавиться от какого-то чувства, охватившего меня: такой убогий домик совершенно не вязался в моем представлении с положительным образом главного героя романа. Почему же Булгаков не поселил его в соседнем доме? Такая богатая усадьба под боком!

Городская усадьба А.В. Кузнецова 1-ой половины XIX века

Впрочем, кто это сказал, что Мастер – положительный персонаж?

– Я – мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер.

Дом Ученых
Пречистенка, 16

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

За описанный в романе "Дом Грибоедова" настолько легко принять здание Литинститута на Тверском бульваре, 25, что их идентичность никем не оспаривается, а принимается как несомненный факт.

Но прочитаем же описание современников: "Владение, занимаемое сейчас Домом ученых, имеет свою интересную историю. В начале пушкинских времен оно принадлежало Ивану Петровичу Архарову... В его доме собиралась вся "грибоедовская" Москва. В конце тридцатых годов прошлого века здесь был дом И.А. Нарышкина, посаженного отца Н.Н. Пушкиной. Здесь был наш знаменитый поэт. Таким образом, место, занимаемое сейчас Домом ученых, связано с драгоценным для нас именем великого поэта".

Впервые в романе "Грибоедов" встречается при описании неудачной погони Бездомного за преступной шайкой. Искупавшись в Москве-реке, он воскликнул: "К Грибоедову!". По пути он слышит, как из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывается хриплый рев полонеза из оперы "Евгений Онегин"...

В романе "Дом Грибоедова" фигурирует еще в двух эпизодах. И во всех случаях при приближении к нему разных персонажей Булгаков упоминает Пушкина. Вот поэт Рюхин добирается к "Дому Грибоедова" в грузовике, застрявшем у постамента с "металлическим человеком". Его фамилия не приводится, но полную ясность вносят размышления Рюхина: "Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою..."? Не понимаю!.. Повезло, повезло! – вдруг ядовито заключил Рюхин... – стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...".

В третьем связанном с этим домом эпизоде Коровьев говорит Бегемоту о его обитателях: "...Ты представляешь себе, какой поднимется шум, когда кто-нибудь из них для начала преподнесет читающей публике "Ревизора" или, на самый худой конец, "Евгения Онегина"?"

Неубедительно? Хорошо, вот еще фраза из романа:

Превосходная лоза, прокуратор, но это – не «Фалерно»?
– «Цекуба», тридцатилетнее, – любезно отозвался прокуратор.

В писательской среде 1920–30-х годов была известна аббревиатура "Цекубу", происходящая от названия "Центральной комиссии по улучшению быта ученых", образованной по инициативе Горького. "При ней ("Цекубу") Дом ученых , сначала в Петрограде, а затем в Москве", директором которого стала гражданская жена Горького Мария Федоровна Андреева.

И напоследок вспомним, что Бездомный купался в Москве-реке недалеко от Пречистенки. "И на всем его трудном пути... тяжелый бас пел о своей любви к Татьяне". Начав путь при звуках полонеза, Бездомный закончил его при исполнении следующей за ним арии Гремина. А это – считанные минуты. И действительно, от Дома Ученых до набережной рукой подать.

Проедемся по маршруту Ивана Бездомного.

Пречистенка – направо к Храму Христа-Спасителя на Соймоновский проезд – направо на Курсовой переулок – направо на Пожарский переулок

Дом, куда в поисках профессора зашел Иванушка
Пожарский, 12

Профессор исчез.

Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47.

Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашел эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти и, ни о чем не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то.

В районе исчезновения профессора жили друзья Булгакова – семья Николая Николаевича Лямина. В квартире 66 "громадная, до крайности запущенная передняя", в которой по сей день стоит "громадный ларь, обитый железом", черный ход ведет из кухни во двор, откуда через арку можно выйти в "унылый, гадкий и скупо освещенный" Пожарский (Савельевский) переулок.

В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз. За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами.

Иван Николаевич ничуть не растерялся в незнакомой обстановке и прямо устремился в коридор, рассуждая так: "Он, конечно, спрятался в ванной". В коридоре было темно. Потыкавшись в стены, Иван увидел слабенькую полоску света внизу под дверью, нашарил ручку и несильно рванул ее. Крючок отскочил, и Иван оказался именно в ванной и подумал о том, что ему повезло.

Однако повезло не так уж, как бы нужно было! На Ивана пахнуло влажным, теплом и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в черных страшных пятнах от сбитой эмали. Так вот, в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с мочалкой в руках. Она близоруко прищурилась на ворвавшегося Ивана и, очевидно, обознавшись в адском освещении, сказала тихо и весело:
– Кирюшка! Бросьте трепаться! Что вы, с ума сошли?.. Федор Иваныч сейчас вернется. Вон отсюда сейчас же! – и махнула на Ивана мочалкой.

Разворачиваемся к Курсовому переулку, направо на 1-ый Зачатьевский – на Пречистенскую набережную налево

Место, где купался Иван
Набережная Москвы-реки, продолжение Пожарского переулка

Здесь, на продолжении Пожарского переулка когда-то был спуск к воде.

Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.

Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду. Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула даже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность. Однако выскочить удалось, и, отдуваясь и фыркая, с круглыми от ужаса глазами, Иван Николаевич начал плавать в пахнущей нефтью черной воде меж изломанных зигзагов береговых фонарей.

Когда мокрый Иван приплясал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач. Точно на том месте, где была груда платья, остались полосатые кальсоны, рваная толстовка, свеча, иконка и коробка спичек. Погрозив в бессильной злобе кому-то вдаль кулаком, Иван облачился в то, что было оставлено.

Пречистенская наб. – направо на Новокрымский пер – налево – Садовое кольцо (Зубовский бульварСмоленский бульвар) – угол с Арбатом

Торгсин
Арбат, 54/2

Слово "торгсин" – это сокращение от словосочетания "торговля с иностранцами" (потом такие магазины называли "Березка"). Предназначались для сбора валютной выручки на территории нашей необъятной. Приедет к нам, бывало, иностранец – и ну в «Березку», втридорога покупать то, что на родине-то ему не сильно надо… Кстати, таким «иностранцем» в романе оказался "сиреневый толстяк".

Он выхватил поднос, сбросив с него остатки погубленной Бегемотом шоколадной эйфелевой башни, взмахнул им, левой рукой сорвал с иностранца шляпу, а правой с размаху ударил подносом плашмя иностранца по плешивой голове. Прокатился такой звук, какой бывает, когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. Толстяк, белея, повалился навзничь и сел в кадку с керченской сельдью, выбив из нее фонтан селедочного рассола. Тут же стряслось и второе чудо. Сиреневый, провалившись в кадку, на чистом русском языке, без признаков какого-либо акцента, вскричал:
– Убивают! Милицию! Меня бандиты убивают! – очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком.

Дом в стиле конструктивизма, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, был построен в 1928–33 гг. (архитекторы В. Маят и В. Олтаржевский).

Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал:
– С котами нельзя.
– Я извиняюсь, – задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, – с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?
Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус.
Эта парочка посетителей почему-то не понравилась швейцару-мизантропу.
– У нас только на валюту, – прохрипел он, раздраженно глядя из-под лохматых, как бы молью изъеденных, сивых бровей.
– Дорогой мой, – задребезжал длинный, сверкая глазом из разбитого пенсне, – а откуда вам известно, что у меня ее нет? Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно. Перечтите еще раз хотя бы историю знаменитого калифа Гарун-аль-Рашида. Но в данном случае, откидывая эту историю временно в сторону, я хочу сказать вам, что я нажалуюсь на вас заведующему и порасскажу ему о вас таких вещей, что не пришлось бы вам покинуть ваш пост между сверкающими зеркальными дверями.
– У меня, может быть, полный примус валюты, – запальчиво встрял в разговор и котообразный толстяк, так и прущий в магазин. Сзади уже напирала и сердилась публика. С ненавистью и сомнением глядя на диковинную парочку, швейцар посторонился, и наши знакомые, Коровьев и Бегемот, очутились в магазине.

Продолжаем движение по Садовому кольцу – направо на пер. Каменная Слобода

«Спасо-Хаус»
Спасопесковская площадка, 10

Вскоре после того как американские дипломаты переехали в Москву, Спасо-Хаус стал местом проведения целого ряда важных и долгожданных мероприятий. Два приема, проведенных в начале дипломатической истории Спасо-Хауса, считаются поистине легендарными. Первый из них – рождественский прием в канун 1934 года, когда посол Буллит дал указание своему переводчику Чарльзу Тейеру устроить, как он сам потом вспоминал, «что-нибудь сногсшибательное» для всех американцев, проживающих в Москве. Жена советника посольства предложила устроить вечеринку с участием зверей. Но когда Тейер пришел в Московский зоопарк, взволнованный директор отказался дать животных для проведения каких-либо мероприятий в посольстве иностранной державы. Впавший в отчаяние Тейер обратился в Московский цирк, где ему удалось найти трех тюленей, которые могли бы выступить в Спасо-Хаусе с цирковыми трюками.

Вечером гости посла собрались в зале приемов, свет был потушен, и лишь прожекторы освещали тюленей, которые по очереди внесли в зал на своих мордочках новогоднюю елку, поднос с бокалами и бутылку шампанского. После этого впечатляющего шествия тюлени продемонстрировали публике еще несколько трюков, но под конец представления выпивший лишнего дрессировщик неожиданно потерял сознание. Произошла сумятица, и неуправляемые тюлени разбрелись по Спасо-Хаусу, а Тейер и другие сотрудники посольства долго не могли загнать их в клетку. К счастью, посол Буллит был вызван в Вашингтон и на этом приеме не присутствовал, что и спасло карьеру Тейера.

Несмотря на неразбериху, случившуюся на рождественском приеме 1934 года, весной 1935 года американское посольство организовало еще одно историческое мероприятие – официальный прием для представителей всех зарубежных дипломатических миссий, работающих в Москве. В задачу Тейера входило устроить такое мероприятие, которое по своему размаху превосходило бы все когда-либо проводимые посольские приемы в Москве. Теперь жена советника предложила устроить вечер в пасторальном стиле, который назывался бы «Весенний фестиваль». Памятуя о горьком опыте с тюленями, Тейер с опаской отнесся к идее использования животных, но, как он позже напишет в своих мемуарах, «когда ты всего лишь переводчик, ты понимаешь, что лучше не спорить с женой высокопоставленного дипломата». Для этого праздника Тейер взял животных в Московском зоопарке – директор зоопарка уже «не так, как в прошлый раз, нервничал в ходе общения с иностранцами». Удалось раздобыть несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка, которого предполагалось держать на протяжении всего вечера на специально сооруженной небольшой платформе. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок – их выкопали заранее и временно поместили в одну из ванных комнат Спасо-Хауса. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у Московского зоопарка. В завершении всего обеденный стол был украшен финскими тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку.

«Весенний фестиваль» 24 апреля 1935 года останется в памяти, пожалуй, как самый роскошный и ослепительный прием, когда-либо организованный американской дипломатической миссией за рубежом. Этот прием собрал в Спасо-Хаусе более 400 гостей. Среди приглашенных были руководящие члены советского Политбюро и Красной армии, такие как нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Климент Ворошилов, председатель Центрального комитета коммунистической партии Лазарь Каганович, бывший глава Коминтерна Николай Бухарин, большевистский писатель и член редколлегии газеты «Известия» Карл Радек и три маршала Советского Союза – Александр Егоров, Михаил Тухачевский и Семен Буденный. По мнению Тейера, «все самые весомые фигуры в Москве, за исключением Сталина, присутствовали на этом фестивале». Даже несмотря на то, что медвежонка вырвало прямо на мундир одного советского генерала (Радек шутки ради налил ему в бутылочку шампанского вместо молока), вечер имел оглушительный успех и продолжался до самого утра. Когда последние гости разошлись, Тейер начал загонять птиц в клетки. Но ужасно устав после приема, он случайно забыл запереть дверь вольера, когда пошел спать. Не успел он заснуть, как камердинер посла разбудил его и сказал, что тот хочет срочно видеть его в зале приемов. Когда Тейер вошел в зал, он увидел, как посол наблюдает за полетом стаи зябликов, которые вылетели из вольера и «мирно парили» высоко под потолком. Служитель зоопарка, вызванный специально для отлова птиц, не смог ничего сделать, так как потолки в Спасо-Хаусе очень высокие, и Тейеру пришлось только беспомощно наблюдать, как птицы разлетаются по всему дому, «чирикая и оставляя за собой характерные следы».

Неудивительно, что после «Весеннего фестиваля» посол Буллит уже никогда не просил Чарльза Тейера устраивать какие-либо мероприятия в Спасо-Хаусе.

Есть мнение, что именно этот прием и стал прообразом «весеннего бала полнолуния» в романе.

Назад по Карманицкому пер – налево на Денежный пер – налево на Глазовский пер – через Б. Могильцевский пер налево на Б.Власьевский – направо на Гагаринский – налево на М.Власьевский

Особняк Маргариты (версия вторая)
Малый Власьевский, 12

Говорят, незадолго до своей кончины жена Булгакова Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала дом 12 в Малом Власьевском переулке как "особняк Маргариты".

Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... она перерезала в одно мгновение... Третий переулок вел прямо к Арбату.

Действительно, если проверить этот маршрут по карте, вроде все сходится: "свой" Малый Власьевский пересекает Сивцев Вражек ("в одно мгновение") и в виде Калошина переулка выходит к Арбату...

Но... смотрел я на этот дом – и как-то не уживался он в моей голове с образом Маргариты. Какой-то он уютный, домашний. Не такой была ведьма:

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?

В общем, особняк отнюдь не готический и фонаря с трехстворчатым окном не видно.

В некоторых источниках фигурирует еще дом 9 по Малому Власьевскому, но мне это кажется каким-то недоразумением.

Малый Власьевский – налево на Сивцев Вражек – налево на Денежный пер – направо на Глазовский пер – направо на Садовое кольцо (Смоленский бульвар) – направо на Малую Бронную – направо на Ермолаевский пер.

Патриаршие пруды

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Малый Патриарший – налево – Вспольный пер – налево – Гранатный – налево – Спиридоновка

Особняк Маргариты (версия третья)
Спиридоновка, 17

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор.

Особняк с безусловными с элементами готики, в отличие от всех остальных претендентов как нельзя лучше подходит на роль жилища героини романа. Он был построен в 1898 году по проекту академика архитектуры Шехтеля для миллионера Саввы Морозова.

Иван Николаевич... снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в Арбатские переулки.

Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем – окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого – готический особняк.

Есть еще одна деталь, связывающая этот дом с главной героиней романа: Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву. Очевидно, она бывала в этом особняке. И внешностью она напоминала Маргариту. Но миллионеру Морозову она предпочла бедного писателя, мастера, а именно – Максима Горького.

Мастер и Маргарита?
М. Андреева и М. Горький позируют И. Репину.
Куоккала, 1905 год

Удивленные, возвращаемся домой.

– ...А вам скажу, – улыбнувшись, обратился он к мастеру, – что ваш роман еще принесет вам сюрпризы.
– Это очень грустно, – ответил мастер.
– Нет, нет, это не грустно, – сказал Воланд, – ничего страшного уже не будет.


Похожие прогулки:


Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Альфред Барков «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение»

Покатушка "Мастер и Маргарита" . Велосипедная прогулка, ставшая базовой для нашего маршрута.

Согласно воспоминаниям Елены Сергеевны Булгаковой, М.Власьевский переулок, дом № 9А - это и есть адрес Маргариты. В пользу такого предположения свидетель- ствует и то, что в старых справочниках исследователи нашли запись о несуществу- ющей ныне нефтелавке по адресу Сивцев Вражек, дом № 22. Однако читаем у историка-любителя: "В пятидесятые прошлого века в доме на углу Борисоглебского и Собачки рядом с керосиновой лавкой (потом магазинчик "Хозтовары") располагался продовольственный магазин, хорошо знакомый окрестному арбатскому миру неиссякаемыми запасами водочки... Собачка исчезла в ноябре 1962 года... Она исчезла, как и Кречетовский переулок, вливавшийся в нее и оказавшийся под проспектом, как южная часть Борисоглебского переулка и северная - Большого Николопесковского переулка." "Историк" слегка "соврамши", поскольку Кречетовского переулка в Москве никогда не существовало - был только Кречетниковский. Таким образом, нам известны три керосиновые лавки в районе Арбата и Козихи - на карте они отмечены чёрными кружками. Следуя карте 1960 года, можно предположить ещё один маршрут полёта Маргариты - из Кречетниковского переулка мимо Собачьей площадки в Большой Новоплесковский переулок. Однако был ли в Кречетниковском переулке готический особняк, теперь проверить трудно. *** И всё-таки "дом Маргариты" - на Малом Власьевском, 12. И не слушайте скеп- тиков: - Дом хорошо подходит по расположению, но более чем посредственно - по описанию. - Довольно обшарпанный особнячок с садом вызывает некоторое сомнение в плане соответствия своей "роли" тем, что не имеет явного второго этажа (а ведь именно там должна была жить Маргарита, а на первом - Николай Иванович). - Позднейшими усилиями исследователей было установлено, что именно такой особняк якобы находился в доме N 9а по Малому Власьевскому переулку. Какие могут быть сомнения? Смотрите, что за чудные окна на фасаде - типич- ная готика. А что касается второго этажа, то кое-кто поленился зайти со двора - там двухэтажная пристройка с трёхстворчатым окном. Ну, что ещё нужно? И самое главное доказательство - ныне в доме, помимо обычной мелкой "чертовщины" вроде бурильных контор (бурение на воду и ремонт скважин), расположилась солидная фирма по организации корпоративных вечеринок. А кто кроме неё мог организовать бал Сатаны в Спасо-хаусе? И наконец, неужели кому-то могла придти в голову крамольная мысль, будто особняк в готическом стиле по адресу Малый Власьевский, 9а могли снести ради того, чтобы на его месте построить унылую многоквартирную хибару для Ангелтны Степановой, Мироновой и Минакера? Их дом как раз напротив описанного выше особняка. *** Читаешь комментарии к «Мастеру и Маргарите» и диву даёшься – чего только не вытворяют некоторые «булгакоеды», интерпретируя и препарируя великий роман с лёгкой руки «первопроходицы» Мариетты Чудаковой. Можно понять, когда даются пояснения к ершалаимским главам или выясняют, где жила Маргарита и ходил ли на Патриарших трамвай. Но когда буквально каждому персонажу пытаются подыскать реальный прототип – это уже чересчур! Неужели М.А. был настолько мелочным и злобным, что всем своим многочисленным обидчикам старался отомстить, «продёрнув» их в своём романе? Какая разница, с кого писал Булгаков образ критика Латунского и на кого тот более всего похож – на Луначарского или иного чиновника от просвещения и литературы? Достойных кандидатов на роли Латунского или Берлиоза было предостаточно в то время, да и сейчас навалом. И всех их не положишь под один трамвай. А почитайте, каких только «деяний» ни приписывают Булгакову. Он и «переключает сцену в иронический регистр», и «заставляет мерцать весь комплекс культурных и эстетических кодов». Не меньше, чем автору, достаётся и роману – оказывается, в нём «происходит актуализация архетипа и одновременно (!) он автоматизируется». Брагинский, Седа, ау! При этом самые естественные, легко поддающиеся толкованию слова интерпре- тируются совершенно непостижимым образом. Скажем, название первой главы «Никогда не разговаривайте с неизвестными» трактуется, как рекомендация избегать общения с иностранцами, следуя духу распространённой в прежние времена шпиономании. М.А. наверняка ничего подобного не имел в виду – смысл фразы в том, что свои мысли надобно держать при себе, а не то пострадать можно. Да, всего лишь за высказанные мысли, а не за действия. Собственно, тут пояснять особенно ничего не стоит, потому что именно за это многие отправлялись в те годы на Соловки и на лесоповал. Или вот как объясняется смысл слов из первой фразы романа – «весною, в час небывало жаркого заката». По мнению «булгакоедов» «жара стала признаком присутствия дьявола». Но Воланд оставался в Москве три дня и никакой особенной жары не наблюдалось, тем более перед грозой или по ночам. На самом деле всё не так. Летом жара никого не удивит. Писатель же намеренно указывает на нереальность происходящего, словно бы на тот случай, если вдруг чрезмерно доверчивый читатель и вправду поверит в появление «чертовщины» на Патриарших прудах. В сущности, Берлиозу и Бездомному просто не повезло. Будь на дворе прохладная погода или выпей они вместо тёплого абрикосового сока холодный нарзан – ничего бы «такого» не случилось. Тому подтверждение находим у тех же «булгакоедов», которые слова «нарзана нету» трактуют как «указание на зловещие признаки тоталитаризма», проявившиеся в «отсутствии в Москве даже предпосылок к нормальной жизни»! А чего стоят выводы некоего «булгакоеда»-любителя, дерзающего доказать, что «мастер» - понятие уничижительное, видимо, в отличие от «художника» или «творца». Однако не мог Булгаков назвать своего героя Писателем (дискредитировано при Сталине), Художником (непонятно), Творцом (высокопарно), хотел было назвать Поэтом, и всё же «мастер» более всего подходит, поскольку на все времена имеет одно значение - мастер своего дела. А как иначе М.А. должен был назвать одного из главных действующих лиц – просто по фамилии? Представьте себе название романа: «Иванов и Ефросинья». Вы спросите, а куда же подевалась Маргарита? Оказывается, она и вовсе недостойна того, чтобы ей посвятить роман. «Булгакоед» пишет: «Как можно после такого красочного описания поведения шлюхи настаивать на версии о том, что под Маргаритой Булгаков подразумевал свою собственную жену»? Вот это перл! Интересно, каким местом автор этой мерзости читал роман? Ведь на балу у Сатаны Маргарита предстала не перед людьми, там моральные критерии совсем другие, да и раздеться догола – это не столь уж постыдный поступок в сравнении с тем, что творят нелюди, одетые по последней моде. К тому же следует понимать, что М.А. описывал не икону, а живую женщину. В итоге «булгакоед» подводит нас к тому, что прообразом Маргари- ты является М.Ф.Андреева, гражданская жена Горького. А при чём здесь ЭТО? Оказывается, по мнению того же автора упоминание в романе Тверской вместо улицы Горького служит для того, чтобы привлечь внимание к имени Максима Горького, а поскольку по его астрологическим расчётам время «ухода из света» Мастера день в день совпадает с датой смерти пролетарского писателя, всё остальное предельно ясно. Послушайте, а может быть фраза Мастера «Как я угадал!» имеет тот смысл, что «Буревестник» угадал приближение революции? Но ведь тогда все ершалаимские главы – это славословие Великому Октябрю!.. Я вовсе не желаю всем «булгакоедам» погибнуть под колёсами трамвая, но надо же меру знать. *** Один из известных булгаковедов ещё в 1987 году писал, что дом Маргариты - это дом №9а по Малому Власьевскому переулку, где проживала семья Калужских, старший из которых был знаком Булгакову по Художественному театру. В доказатель- ство архитектурных достоинств дома приводилось утверждение, будто в разработке его проекта "участвовал" знаменитый зодчий Фёдор Шехтель, "одновременно занимав- шийся реконструкцией Художественного театра" (1902 год). Как нам удалось установить, к началу 20-го века дома №9а не существовало, а дом №9 принадлежал купчихе Анне Ивановне Вульф, владевшей небольшой фабрикой по производству горчицы. Так вот Александра Осиповна Калужская совместно с муж- ем, Василием Васильевичем, почетным потомственным гражданином и членом Общества искусства и литературы, владела угловым домом № 11, а вовсе не домом №9а. До- пустим, что позднее новый дом действительно был построен, однако в перечне многочисленных творений Ф.Шехтеля такое здание не значится. Трудно предположить, что зодчий открестился от своего участия в проектировании настолько примечатель- ного здания, что оно даже удостоилось чести занять важное место в романе Булга- кова. А готический стиль особняка тем более вызывает сомнения, поскольку Калуж- ский хоть и был сыном шуйского фабриканта, но Шехтель к этому времени отошёл от "готики", увлекшись "модерном". К тому же вызывает сомнение, что дом №9а дейст- вительно существовал, поскольку, если бы семья нуждалась в расширении своих владений, логично было бы сделать пристройку к дому с тем же адресом, чтоб гости не заплутали. В отличие от дома №9а, дом №12 действительно существует. В начале 20-го века он, наряду с домом №14, находился во владения Елизаветы Алексеевны Лухма- новой, принадлежавшей к потомкам коммерции советника, 1-й гильдии купца, пото- мственного почетного гражданин города Москвы, известного антиквара и мецената Дмитрия Александровича Лухманова. Купец торговал жемчугом, драгоценными кам- нями и всевозможными антикварными редкостями, включая рукописи и книги. Вот как описывает магазин Лухманова современник: "Картины, мраморы, бронзы, фарфо- ры, кристаллы поражают повсюду взоры посетителя; жемчуги, бриллианты, яхонты, изумруды являются в разных видах и изменениях. Можно смело сказать, что ни в Лондоне, ни в Париже, ни в одной столице в свете нет подобного вместилища сок- ровищ искусств и природы, и нет человека, который бы не нашел здесь чего-нибудь по своему вкусу”. От двух браков Лухманов имел десять детей: шесть сыновей и четыре дочери. Во владении Дмитрия Александровича находились дома №11-13 на Большой Лубянке и село Косино. После его смерти в 1841 году дома и магазин на Лубянке были проданы, а дети расселились по другим районам города. Чем же привлёк внимание Булгакова дом №12? Вероятно, бывая по соседству, в доме №11 у Калужских, он обратил внимание на тенистый сад, на дом с унылыми "готическими" окнами на фасаде и в его воображении возник образ женщины... именно такой, какой и предстала в романе Маргарита. (продолжение следует)


3 неоготических особняка, 1 неоготический доходный дом, 2 особняка в стиле модерн и один в стиле ампир... во всех этих местах с той или иной частотой и уверенностью селят булгаковскую Маргариту серьезные исследователи и туристические гиды. Несмотря на популярность темы, к своему удивлению, ни одной статьи, где все "особняки Маргариты" были бы собраны воедино я не нашла. Попытаюсь восполнить этот пробел.


Из книги Булгакова о доме Маргариты известно немного:
Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу - особняк ещё цел до сих пор.

Маргарита проснулась... в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка...

Трёхстворчатое окно в фонаре... светилось бешеным электрическим светом...

Окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном... готический особняк.

Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен.

Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... Третий переулок вёл прямо к Арбату.

Местоположение особняка Маргариты достаточно единодушно вычисляется исследователями на основе маршрута ее полета . Это дом по адресу Малый Власьевский переулок, 12 или, по другой версии, 9а, ныне снесенный (для маршрута это принципиальной разници не имеет: дом 9а стоял напротив дома 12).

Малый Власьевский пер., 12

Однако дом этот имеет достаточно посредственное сходство с тем особняком, что был описан у Булгакова: хотя наличиствуют сад и чугунная решетка, и по размеру он как раз подходит для дома преуспевающего инженера и его жены, дом этот никак нельзя назвать готическим. Поэтому многие считают, что Булгаков взял какой-то другой особняк и "перенес" его во Власьевский переулок. И вот по поводу того, какой именно особняк Булгаков туда перенес, существует несколько мнений.

1. Особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, 17).
Pro:
- История любви, связанная с этим домом. Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву, но миллионеру Морозову она предпочла бедного писателя, мастера, а именно - Максима Горького.
- Дом окружен садом с кленами и чугунной решеткой.
Contra:



2. Особняк архитектора Соловьёва (Малый Ржевский переулок, 6).
Pro:
- Совсем недалеко жила третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, которую считают наиболее вероятным прототипом Маргариты.
Contra:
- Вокруг дома нет ни сада, ни ограды.

3. Особняк Льва Кекушева (Остоженка, 21).
Pro:
- Любовная история, связанная с этим домом. Дочь архитектора и владельца дома Льва Кекушева против воли родных покинула отчий дом на Остоженке и стала гражданской женой артиста Малого театра Сергея Топленинова. Пара поселилась как раз по адресу Мастера - в Мансуровском переулке (в отличие от особняка Маргариты, адрес дома Мастера споров почти не вызывает).
Contra:
- Рядом с домом нет ни сада, ни ограды.
- Шумная Остоженка ну никак не тянет на "один из Арбатских переулков".

4. Особняк Рябушинского (Малая Никитская, 6).
Pro:
- Дом окружен садом и кованой оградой.
Contra:
- Особняк слишком большой, чтобы там мог занимать целый этаж даже самый хороший инженер.
- "Готическим" этот особняк можно назвать только с большой натяжкой.






5. Доходный дом наследников Н. П. Циркунова (Чистый переулок, 10).
Pro:
- Напротив, В доме № 9 на втором этаже несохранившегося флигеля в 1924—1925 гг. Булгаков жил со своей второй женой Любовью Евгеньевной Белозерской. Здесь была написана книга «Дни Турбиных» и многое другое.
- Расположен в "тихом переулке".
Contra:
- Большинство исследователей считают прототипом Маргариты не вторую, а третью жену Булгакова - Елену Сергеевну Шиловскую. Было бы странно, если бы он селил Маргариту в дом, который связан был совсем с другой женщиной...


6. Особняк Дерожинской (Кропоткинский переулок, 13).
Pro:
- Расположен в тихом переулке.
- Есть кованая ограда и сад.
Contra:
- Слишком большой для инженера и его жены.
- Не связан с биографией Булгакова.
- Очень условно может быть назван "готическим".

Сейчас особняк реставрируется и целиком затянут зеленой сеткой, поэтому сфотографировать его не получилось. Фото из просторов интернета.


http://www.diletant.ru/excursions/6246258/

7. Доходный дом архитектора Альбрехта (Нащокинский пер., 12).
Версия эта лично моя (по крайней мере, я нигде в литературе такого предположения не встречала - если вы видели - напишите, с удовольствием укажу ее автора, если кто-то уже придумал это до меня), но, на мой взгляд, вполне имеет право на существование.

Сам Булгаков жил в Нащокинском переулке в конце своей жизни. Тогда же, когда он писал финальную авторскую редакцию Мастера и Маргариты, где и появилось, впервые за всю историю работы над романом, упоминание о том, что особняк был именно готическим. Доходный дом работы архитектора Альбрехта был расположен прямо напротив дома Булгакова. Не может ли быть, что этот самый дом с его гаргульями и стрельчатыми окнами и натолкнул Булгакова на мысль, что именно таким и должен быть особняк, в котором жила наследница рода Валуа?

«… Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. …»

ВЕРСИЯ №1: Спиридоновка, 17 - особняк Саввы Морозова (архитектор Шехтель). Именно здесь, по одной из версий, подкрепленных сложными рассчетами, жила Маргарита. С первого взгляда кажется довольно странным, что в таком роскошном доме мог жить даже "крупный специалист" со своей женой, да и строение не столько готическое, как в романе, сколько в восточном стиле, но посмотреть в любом случае стоит - тем более, что мимо него, догоняя Воланда, бежал по Спиридоновке Бездомный и он же в эпилоге "через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки". Особняк Зинаиды Морозовой - роскошный дворец жены Саввы Морозова, Зинаиды Григорьевны, выстроенный по проекту Фёдора Шехтеля в Москве на Спиридоновке, 17. Впоследствии принадлежал Рябушинским. Был построен в 1893-1898 годах богатым промышленником и меценатом Саввой Морозовым для своей жены Зинаиды на том участке, где в 1815 году А. Л. Витберг выстроил дом для поэта И. И. Дмитриева. Затем здесь жили Аксаковы, пока в 1893 году его не приобрёл Морозов. Архитектурный проект Шехтеля эклектичен, но преобладают в нём черты английской неоготики. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель. Стили внешнего и внутреннего оформления очень разнообразны и включают элементы ренессанса, рококо, ампира. Само здание украшено горельефами, витражами. Про это место ходила в Москве едкая эпиграмма: "Сей замок навевает много дум, И прошлого невольно станет жалко: Там, где царил когда-то русский ум, Теперь царит фабричная смекалка."

ПРИЗРАК САВВЫ: Здание, в котором нынче расположен Дом приемов МИД РФ, знаменитый миллионер и меценат Савва Морозов купил для своей жены. Когда его не стало (то ли сам застрелился, то ли все-таки «помогли» большевики), Зинаида Морозова вскоре особняк продала. Причина - панический страх: каждую ночь из кабинета умершего мужа раздавались шаги и покашливание, загадочным образом перемещались вещи… Кстати, Рябушинские, ставшие новыми владельцами дома, тоже не смогли в нем жить, уверяя, что им не давал покоя «дух Саввы».

Кстати, по той же экзотической версии, прототипом Мастера был Горький, дом, в котором он жил (особняк Рябушинскиих, архитектор Шехтель) также находится в начале Спиридоновки, рядом с Никитскими воротами.

ВЕРСИЯ №2: Дом Маргариты в Москве по адресу Малый Ржевский, 6. Вернувшись к площади Никитских ворот, продолждаем маршрут, повторяя путь Бездомного в эпилоге - по Большой Никитской улице до Ножового переулка и дальше в Малый Ржевский переулок, д.6 - именно здесь находится подходящий "кандидат" на дом Маргариты. Это действительно "готический особняк", точнее интересный образец модерна начала 20 века. Угол Малого Ржевского и Хлебного переулков - 6/13 - Собственный дом С. У. Соловьёва (1902-1903, архитектор С. У. Соловьёв), сейчас - секция интересов Грузии посольства Швейцарии в России. Серге́й Усти́нович (Иусти́нович) Соловьёв (15 (27) августа 1859, Москва - 5 октября 1912, Москва) - русский архитектор, реставратор и педагог, работавший в Москве. Действительный член Императорской Академии художеств (1902). В 1890 году С. У. Соловьёв вступил в Московское археологическое общество, став сначала членом-корреспондентом, а с 1896 года - действительным членом Общества. Состоял в Московском архитектурном обществе. В 1892 году несколько месяцев работал участковым архитектором Московской городской управы, с 1894 года являлся членом Строительного совета при городской управе. С 1899 года состоял членом Общего присутствия Хозяйственного управления Ведомства Православного исповедания при Святейшем Синоде. В 1902 году стал действительным членом Императорской академии художеств.

Расположен он в Арбатских переулках, но достаточно близко от Патриарших, так что многое роднит его с описанием Булгакова. Тот ли это "прекрасный особняк в саду в одном из переулков близ Арбата" - кто знает? Сейчас переулок плотно застроен, от сада нет и следа, а в доме располагается посольство Грузии в России.

Правда большое красивое окно второго этажа, в которое наверное высовывалась Маргарита, в любом случае смотрит в переулок и никак не могло выходить в сад.

ВЕРСИЯ №3: Дом Маргариты по адресу Остоженка, 21. По Мансуровскому переулку выходим на Остоженку и проходим немного налево, до д.21. Это последний "кандидат" на дом Маргариты. Небольшой и очень красивое здание действительно напоминает маленький готический замок, а в большом полукруглом окне второго этажа так легко представить Маргариту (кстати, именно из этого окна вылетала Маргарита в фильме Юрия Кары). Одна беда - шумная Остоженка ну никак не тянет на "один из Арбатских переулков". Излишне говорить, что сегодня никакого сада нет; тут военная миссия арабской страны. Особняк А. И. Кекушевой по адресу улица Остоженка, 21 - Объект культурного наследия федерального значения. Был построен в 1901-1903 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым по собственному проекту (при участии В. С. Кузнецова). Дом предназначался для семьи архитектора, юридически им владела жена архитектора Анна Ионовна. Дом выполнен в московской вариации стиля модерн. Планировка дома свободная, асимметричная, отражает структуру интерьера. Разные по высоте объёмы создают контрастную композицию, центром которой является гранёная башенка. Над уличным фасадом возвышалась ныне утраченная фигура льва, которая являлась своего рода подписью автора и символизировала его имя. Каждый фасад представляет собой законченную композицию благодаря крупным штукатурным деталям, которые объединены в группы и выделяются на фоне красных кирпичных стен. Центральным элементом внутренней планировки является лестница, вокруг которой располагаются комнаты. Здание занимает Бюро военного атташе Египта.

ВЕРСИЯ №4: Дом Маргариты по адресу Чистый переулок, 10. Доходный дом наследников Н. П. Циркунова. Здание 1908 года постройки, архитекторы В. С. Масленников и Н. И. Якунин. Напротив, В д.9 на втором этаже несохранившегося флигеля в 1924-1925 гг. Булгаков жил со своей второй женой Любовью Евгеньевной Белозерской. Здесь была написана книга «Дни Турбиных» и многое другое. Расположен в "тихом переулке". Большинство исследователей считают прототипом Маргариты не вторую, а третью жену Булгакова - Елену Сергеевну Шиловскую. Было бы странно, если бы он селил Маргариту в дом, который связан был совсем с другой женщиной...

ПРОФЕССОР: Чи́стый переу́лок (с конца XVII века по 1922 год - Обухов переулок) расположен в районе Хамовники Центрального административного округа Москвы. Проходит от Пречистенки до Большого Лёвшинского переулка. В Обуховом переулке стоит «калабуховский дом», в котором разворачивается действие повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Прототипом самого «калабуховского дома» стал дом, стоящий на углу Чистого переулка и правой стороны Пречистенки. Он построен в 1904 году архитектором С. Ф. Кулагиным (в повести он - Калабухов, отсюда «калабуховский дом»). До революции здесь жил дядя писателя Николай Михайлович Покровский, известный в Москве врач-гинеколог, послуживший прототипом профессора Преображенского

СТРАННАЯ АРХИТЕКТУРА: Композиция фасада асимметричная и многосоставная. Она нарочито уподоблена фрагменту городской застройки. Протяженность фасада невелика, но он четко разделен на 3 части, каждая из которых несет самостоятельную архитектурную тему. Крайняя левая выполнена в формах северного модерна - ее стены имитируют каменную кладку, а окна третьего этажа имеют характерные для этого варианта стиля скосы в верхней части. Средняя часть, вертикальная структура которой подчеркнута коринфскими пилястрами, облицованными белой керамической плиткой и объединенными орнаментальным фризом, - классична. Крайняя правая часть похожа на фасад особняка в стиле модерн с двумя башнями по сторонам и куполом над правой башней. Интересно обилие фактур на стенах. Входная дверь выполнена в формах модерна. На московских обитателей это здание поначалу произвело убийственное впечатление: некий критик в "Архитектурно-художественном еженедельнике" писал в 1916 что такие дома "ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно, красавице столице"... Показать бы тому критику наши новые "шедевры..." В 1920-е здесь жил писатель и профессор Московского университета Борис Житков.

ВЕРСИЯ №5: Дом Маргариты по адресу Малый Власьевский пер., 12. Однако он имеет достаточно посредственное сходство с тем сооружением, что был описан у Булгакова: хотя наличиствуют сад и чугунная решетка, и по размеру он как раз подходит для жилья преуспевающего инженера и его жены, и его никак нельзя назвать готическим. Поэтому многие считают, что Булгаков взял какой-то другой адрес и "перенес" его во Власьевский переулок. И вот по поводу того, какой именно объект Булгаков туда перенес, существует несколько мнений.

СОВРЕМЕННАЯ ЧАСТНАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ: Посреди улиц, наполненных историей, в тихом арбатском переулке уже более 100 лет стоит Усадьба. В 1903 году известный московский домовладелец, купец Иван Михайлович Коровин заказал проект строения с хозяйственными флигелями популярному архитектору тех времен Ивану Гавриловичу Кондратенко. Здание было выстроено под руководством архитектора уже в том же году. В архитектурном решении и декоре были использованы приемы и элементы различных направлений стиля модерн. Будучи нечуждым тенденциям того времени, здание отделено палисадником от Малого Власьевского переулка, а вдоль внутренних границ владения расположилась хозяйственная постройка. До настоящего времени здание сохранило первоначальную композиционную структуру и декоративное оформление фасадов. В интерьерах сохранилась первоначальная отделка, которая до настоящих дней радует глаз искушенного ценителя прекрасного. В 2015 году строение стало возможно даже купить. Возрождая старинные русские традиции, этот ансамбль городской усадьбы вновь готов стать фамильным, чтобы продолжить летопись своей истории... И, возможно, вашей семьи.

Ансамбль городской усадьбы начала XX века.
Состоит из жилого, двух нежилых строений и гаража.

Адрес объекта: г. Москва, М. Власьевский пер., д. 12, стр. 1, стр.2; М. Власьевский пер., д. 14/23, стр.2; д. 6, стр.1.

Общая площадь строений составляет 2 158,1 кв.м., в том числе:
. д.12, стр.1 - одноэтажное здание с мезонином и цокольным этажом - 1527,6 кв.м.,
. д.12, стр.2 - 353,8 кв.м.,
. д.6, стр.1 гараж - 35,6 кв.м.,
. д.23/14 стр.2 - 241,1 кв.м.

Высота потолков от 2,80 м до 6,0 м.
Электроэнергия: стр.1 - 25 кВт, стр.2 - 51 кВт / 47 кВт.

Общая площадь земельного участка составляет 0, 3101 га, в том числе:
. площадь застройки под д.12, стр.1 - 0,0935 га,
. площадь застройки под д.12, стр.2 и д.23/14 стр.2 - 0,0580 га,
. площадь придомовой территории - 0,1586 га.

Земля под главным зданием и строениями в собственности. Придомовая территория - в бессрочной аренде под благоустройство.

Наземная парковка во дворе комплекса на 31 машиноместо.
Два отдельных въезда на территорию с первой линии М. Власьевского переулка.

ВЕРСИЯ №6: Дом Маргариты по адресу Малая Никитская, 6. Упомянутый выше особняк Рябушинского. Строение окружено садом и кованой оградой. Он слишком большой, чтобы там мог занимать целый этаж даже самый хороший инженер. "Готическим" его можно назвать только с большой натяжкой.

Здание по улице Малая Никитская, 6 было построено в стиле раннего модерна по проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля в период с 1900 по 1903 годы. В качестве помощника был привлечен архитектор Иван Фомин. Заказчиком стал известный предприниматель Степан Павлович Рябушинский. Зодчий сумел соединить в формах и декоре здания элементы мавританского стиля и английской готики. Фасад декорирован глазурованными кирпичами светлых оттенков. Верхняя центральная часть оформлена мозаичным фризом, на котором изображены ирисы. Высотность здания всего два этажа, но разноуровневые оконные проемы, причем, различные по форме, создают визуальный эффект многоэтажности постройки. Решетки на окнах выполнены в стиле ар-нуво, представляя собой замысловатые по форме волнообразные узоры. Таким же образом оформлена и низкая ограда со стороны Малой Никитской. Внутренние помещения также были оформлены в стиле модерн. К работам привлекался известный художник Михаил Александрович Врубель. Федор Осипович Шехтель создал в интерьере холла на Малой Никитской улице, 6 иллюзию на тему подводного мира. Это подчеркивает «тающая» парадная лестница, выполненная в форме морской волны из белого мрамора. Люстра под потолком напоминает формы медузы, а внутренние стены выкрашены в бирюзово-зеленоватый цвет. Не остались без внимания и дверные ручки, отлитые по подобию морских коньков. Еще несколько слов о мраморной лестнице. Она была изготовлена в московской мастерской Михаила Дмитриевича Кутырина. Материалом послужил вазелемский мрамор, привезенный из Эстонии.

Впечатляют своей красотой и девять витражей, которые помимо декоративных функций, решают и некие архитектурные задачи. Так, самый большой по размерам пейзажный витраж с прописанными на нем соснами и уходящими в глубину полями, был призван создать в небольшом внутреннем пространстве иллюзию окна, что позволило визуально расширить ограниченный объем. Рисунки для всех витражей выполнил лично архитектор Шехтель, а исполнил художник Виноградов. Стоит отметить, что морские, а также растительные мотивы присутствуют и в оформлении других комнат особняка Рябушинского. Так как семья Рябушинских относилась к старообрядцам, архитектор Шехтель специально вписал в объем мансарды тайную молельню, которая расположена с северо-западной стороны дома. Купольная часть и стены комнаты стилизованы в духе древней церквушки. Догадаться о ее наличии, вглядываясь в особняк снаружи, невозможно. Формы дома выполнены с явным использованием кубического объема, который подчеркивается горизонтальными линиями вынесенных за плоскость фасада плит карниза. Этот замысел исполняют и ассиметричные выступы наружных стен, и индивидуально исполненные балконы, а также массивные крыльца. Хозяин дома на Малой Никитской, 6, Степан Павлович Рябушинский, оставил значительный след в русской культуре. Он был одним из первых людей в России, кто начал заниматься реставрацией древнерусских икон и их научной расчисткой. В этом доме им была оборудована реставрационная мастерская, а со временем строились планы, согласно публикациями в журнале «Русская икона» за 1914 год, о создании здесь же музея иконы. После революции 1917 года городской особняк Рябушинского национализировали. В разное время здесь размещались подразделения Наркомата иностранных дел, Госиздательство РСФСР, Психоаналитический институт, Общество культурный связей с заграницей и даже детский сад. С 1931 года история здания связана с именем писателя Максима Горького, который стал жить в этих стенах. В мае 1965 года здесь был создан его мемориальный дом-музей.

ВЕРСИЯ №7: Дом Маргариты по адресу Кропоткинский переулок, 13. Особняк Дерожинской. Факты за: Расположен в тихом переулке. Есть кованая ограда и сад. Факты против: Слишком большой для инженера и его жены. Не связан с биографией Булгакова. Очень условно может быть назван "готическим".

ВЕРСИЯ №8: Дом Маргариты по адресу Нащокинский пер., 8. Доходный дом, архитектор П. Щекотов. В литературе такого предположения не найдено, но вполне имеет право на существование. Сам Булгаков жил в Нащокинском переулке в конце своей жизни. Тогда же, когда он писал финальную авторскую редакцию Мастера и Маргариты, где и появилось, впервые за всю историю работы над романом, упоминание о том, что особняк был именно готическим. Доходный дом работы архитектора Альбрехта был расположен прямо напротив дома Булгакова. Не может ли быть, что этот самый дом с его неоготическими стрельчатыми окнами и натолкнул Булгакова на мысль, что именно таким и должен быть особняк, в котором жила наследница рода Валуа?

ВЕРСИЯ №9: Дом Маргариты по адресу Большой Ржевский переулок, 11. 5-й Дом Реввоенсовета. Здание, где жила со своим идеальным, но нелюбимым мужем Елена Сергеевна Шиловская - будущая жена непечатаемого, но гениального Булгакова, согласно общепринятой версии ставшая прототипом Маргариты.

© сайт