Мастер и маргарита пруды какие. Патриаршие пруды: мистика и топография. Трамвайный маршрут «Аннушка»

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940) - выдающийся русский писатель и драматург XX века, признанный классик отечественной словесности. Автор таких произведений, как "Записки юного врача", "Белая гвардия", "Дни Турбиных", "Собачье сердце".
Михаил Булгаков вошел в мировую литературу прежде всего как автор романа "Мастер и Маргарита" , который многие читатели считают лучшим романом двадцатого столетия. К современному читателю этот роман пришел в 1966 г. и сразу же привлек к себе внимание необычностью сюжета, острой сатирой и глубоким философским смыслом.

«Мастер и Маргарита» – блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом, смерти и бессмертия. Эта книга – на века, она не теряет своей привлекательности; прочтя первую фразу: «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан…», мы добровольно, неминуемо и безвозвратно погружаемся в мир Мастера, Маргариты, Пилата, Воланда, Азазелло с Коровьевым и других героев романа.

Пора и нам вместе с ЛитТуристом пройтись по Москве и окунуться в неповторимую атмосферу старинного города, полного загадок и тайн, который так удивительно отобразился в великом романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Патриаршие пруды

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина (отрывок из книги)
Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер. Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях на скамейках появилась публика… (отрывок из книги)



Патриаршие пруды в Москве расположены в центральной части города неподалеку от Садового кольца. Человек, впервые решивший найти в Москве Патриаршие пруды, будет сильно озадачен. Придя по указанному адресу, он обнаружит всего-навсего один пруд, окружённый небольшим парком. До XVII века на месте прудов находилось болото, а неподалёку разводили коз. В начале XVII века здесь обустроили резиденцию Московского патриарха Гермогена, а на месте осушенного Козьего болота образовалась Патриаршая слобода. В 1683 году уже патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола. Потом патриаршество пришло в упадок, слобода перешла в руки к другим хозяевам, а пруды за ненадобностью были заброшены и заболотились. Только в начале XIX столетия, в связи с обустройством здешних мест, один из прудов очистили, разбив рядом зеленый сквер, а два остальных попросту засыпали. До сих пор ходят слухи, что неспроста именно здесь первый раз появился Воланд, а Аннушка так некстати разлила масло. Говорят, что нечистая сила, обитавшая на болотах, продолжала строить козни жителям Патриаршей слободы. Потому-то и установили здесь памятный знак: «Запрещено разговаривать с незнакомцами».

Спиридоновка. Никитские Ворота

Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Cпиридоновке. Сколько Иван не прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Cпиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось (отрывок из книги)

Спиридоновка - улица в центре Москвы на Пресне между Малой Никитской улицей и Садовой-Кудринской улицей. Получила название Спиридоновка по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года.

Никитские Ворота - площадь на территории Пресненского района в Центральном административном округе Москвы. Площадь расположена на пересечении Бульварного кольца и Большой Никитской улицы. Название площади, а также примыкающего бульвара и улиц, происходит от Никитских ворот, которые были одними из 11 проезжих ворот Белого города. В свою очередь, Никитские ворота получили название от Никитского монастыря, основанного в 1582 г. Сегодня на Никитской площади можно увидеть такие примечательные здания и сооружения, как храм Вознесения Господня в Сторожках, храм преподобного Феодора Студита, фонтан-ротонду Наталья и Александр, здание Информационного Телеграфного Агентства России, а также памятник К.А.Тимирязеву.

Арбатская площадь

Как ни был расстроен Иван, все же его поражала та сверхъестественная скорость, с которой происходила погоня. И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями на Арбатской площади (отрывок из книги)

Арбатская площадь Москвы расположена в западной части центра столицы, на территории района Арбат Центрального административного округа. Находится на пересечении Гоголевского бульвара, улицы Знаменка и площади Арбатские Ворота. В глубокой древности на месте площади шумел густой лес, по которому протекал ручей Черторый, впадающий в Москву-реку. В XIV-XV веках лес частично вырубили, а на его месте раскинулись предместья Кремля. «Арбатом» местность назвали от проживавших здесь купцов, которые торговали с Аравией, Персией, Кавказом, Крымом, а в переводе с арабского "арбат" и обозначало «предместья». В 1993 году Арбатская площадь Москвы была разделена на две: Арбатскую и Арбатские Ворота. На современной Арбатской площади Москвы можно увидеть храм-часовню Бориса и Глеба, построенную в 1997 году, существующий до сих пор кинотеатр, а также посетить знаменитый ресторан "Прага".

Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом. Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя – Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела – мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Однако дом так называли. А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах (отрывок из книги)

Сейчас это здание Литературного института, а в романе — Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ . В этом доме в 1812 г. родился писатель и публицист Александр Иванович Герцен. А в 1840-1850 гг. домом владел дворянин и дипломат Д.Н.Свербеев, у которого собирались московские писатели на «Свербеевские пятницы». Среди посетителей бывали Герцен, Чаадаев, Гоголь, Боратынский. В 20-е гг. XX столетия тут работал ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей). Тогда и вошло в обиход название «Дом Герцена». Здесь выступали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. В декабре 1933 года в Доме Герцена открылся Литературный институт. Здесь преподавали или учились М.Шолохов, К.Паустовский, К.Симонов, Р.Гамзатов, Ю.Трифонов. Здесь нашли себе временный приют Андрей Платонов, В.Иванов, М.Пришвин.

"Нехорошая квартира" №50

Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице. Надо сказать, что квартира эта – N50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией (отрывок из книги)

«Нехорошая квартира» №50 в доме 302-бис по Большой Садовой , в которой жил Воланд со своей свитой, имеет свой прототип. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10, где писатель жил в 1921-1924 гг. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Квартира эта представляла собой коммуналку коридорного типа и состояла из нескольких комнат, где жили разные семьи. Некоторые черты планировки сходны с квартирой № 34 в этом доме, где писатель проживал в августе-ноябре 1924 года. По воспоминаниям первой жены Булгакова, в квартире № 50 жила женщина, которая была прототипом Аннушки из романа. С 2007 года «нехорошая квартира» функционирует как музей Булгакова. В подъезде Булгаковской квартиры посетители оставляют рисунки, надписи и пожелания: стены пестрят ими на всех этажах. Для посетителей музея открыто восемь комнат, каждая из которых представляет ту или иную сторону многогранной личности Булгакова, а также характеризует эпоху, в которой писатель существовал. В этом же доме находится «Дом Булгакова» - частный культурный центр, открывшийся на несколько лет раньше.

Театр Варьете

В то время, как случилось несчастье с Никанором Ивановичем, недалеко от дома N 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха. Большой кабинет на втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую, а одним, как раз за спиною финдиректора, сидевшего за письменным столом, в летний сад Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и открытая эстрада (отрывок из книги)



Прототипом Театра Варьете послужил Государственный Московский мюзик-холл 20-х годов, расположенный на Триумфальной площади, где теперь находится Московский академический театр сатиры. Здание театра было построено в 1911 г. специально для цирка братьев Никитиных. Булгаков еще успел посетить цирк до того, как его окончательно закрыли в начале 20-х годов. В 1926 г. цирк превратили в театр и стали называть Вторым государственным цирком - мюзик-холлом, а затем Московским мюзик-холлом. Он просуществовал до 1936 г. После этого здание стало использоваться в качестве Театра оперетты. В 1963 г. в здании прошел капитальный ремонт, и он стал, наконец, походить на театр, а не на цирк. Фасад здания сейчас представляет собой невзрачную бетонную стену. И только купол театра, похожий на инопланетянина, служит напоминанием о его «цирковом» прошлом.

За Театром Сатиры находится сад Аквариум , тихое уютное местечко, в котором расположился Государственный Академический Театр имени Моссовета. Историю сада "Аквариум" можно исчислять с 1893 года, когда во владениях крупного московского домовладельца С.М.Малкиеля открылся сад "Чикаго". В саду был театр, несколько эстрад, павильон, в центре размещался большой фонтан с водопадом, железная ажурная башня для иллюминаций. В 1897 году владение было продано кандидату прав И.С.Соловейчику, который продолжил строительство в саду и провел электрическое освещение, а в 1898 году театр и сад арендовал предприимчивый француз Шарль Омон. При нем сад и получил название "Аквариум". Предполагают, что название было дано с оглядкой на популярный увеселительный сад в Петербурге.

Особняки Маргариты

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор (отрывок из книги)

Спиридоновка, 17

Остоженка, 21
Существует несколько версий насчет особняка, в котором проживала Маргарита.
Версия 1. Малый Власьевский переулок, 9, 9а (ныне снесенный), 12 – сразу три дома рассматривают эксперты в качестве возможного места жительства Маргариты. Изначально многие подумали на дом № 9, но, не обнаружив ни единого сходства, обратили внимание на дом № 12, который более всего подходил на эту «роль». Однако впоследствии предпочтение было отдано дому № 9а. Важно учесть, что незадолго до своей смерти Елена Сергеевна упоминала именно этот адрес.
Версия 2. Спиридоновка, 17 – прекрасный замок, выстроенный в 1893 г. известным московским архитектором Ф.О.Шехтелем для московского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. «Московское чудо» - так называли его в те годы. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.
Версия 3. Малый Ржевский переулок, 6 – особняк архитектора С.У.Соловьева, построенный в 1901-1902 гг. Он интересен своей необычной архитектурой, мозаичным оформлением и своей историей: до замужества здесь проживала будущая жена Булгакова Елена Сергеевна.
Версия 4. Остоженка, 21 – дом архитектора Л.Н.Кекушева, который тот спроектировал и построил для своего семейства в 1901 году. Является одним из красивейших архитектурных зданий в стиле модерн в Москве. Здание напоминает средневековый европейский замок из-за небольшой островерхой башенки, в остальном же оно явно принадлежит эпохе модерна.
Версия 5. Малая Никитская, 6 – особняк мецената С.П.Рябушинского, построенный по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля в 1900-1902 гг. С 1931 по 1936 год здесь проживал А.М. Горький, и дом стал одним из литературных центров Москвы. С 1965 года и по настоящее время в особняке находится музей-квартира А.М.Горького.
Версия 6. Чистый переулок, 10 – доходный дом наследников Н.П.Циркунова. Построен в 1908 г. Автором необычного проекта был архитектор В.С.Масленников. Фасад ассиметричен и многослоен, он делится на три части, каждая из частей фасада имеет свой стиль, свою архитектурную тему. В двадцатых годах ХХ века в этом доме жил писатель Борис Житков.
Версия 7. Кропоткинский переулок, 13 – особняк Дерожинской. Построен в 1901 году архитектором Ф. О.Шехтелем. Дом отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь.

Булгаковеды всё же отдают предпочтение дому 9а, который был разрушен в 60-х годах ХХ века (когда-то по этому адресу располагался так называемый Театральный дом), а также особняку на Спиридоновке.

Манеж

Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж (отрывок из книги)

Московский Манеж - одна из архитектурных достопримечательностей столицы, располагается между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. Манеж в Москве открылся 30 ноября 1817 года. На фасаде здания размещена мемориальная доска, на которой написано: "Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г." Здание стало настоящим чудом инженерного искусства. Первое время Манеж использовали для проведения строевых парадов и смотров, несколько лет здесь также размещались дворцовые конюшни. Но так продолжалось недолго, с 1831 года в его помещении начали проводить различные культурные мероприятия. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий. В 2004 году здание сильно пострадало от пожара и было перестроено с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера.

Александровский сад

Но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. Маргарита быстро сунула руку в сумочку, куда перед этим криком спрятала коробочку, и убедилась, что она там. Тогда, ни о чем не размышляя, Маргарита торопливо побежала из Александровского сада вон (отрывок из книги)

Александровский сад в Москве расположен в самом центре столицы - от Красной площади до Кремлевской набережной. Александровский сад в Москве был разбит по указу Александра II при восстановлении города после войны 1812 года. Назывался он в то время Кремлевским и строился с 1819 по 1822 гг. Раньше здесь протекала река Неглинная. По проекту архитектора Осипа Бове река была заключена в трубу и убрана под землю. В 1856 году сады были названы Александровскими. Состоят они из трех частей: Верхние, Средние и Нижние сады. В саду расположено множество исторических объектов — Кутафья башня Кремля, Итальянский грот, обелиск к 300-летию Дома Романовых, Могила Неизвестного Солдата, Вечный Огонь. Сейчас с правой стороны Александровского сада располагается каскад фонтанов, граничащих с Манежной площадью. И сегодня это место остается популярным и у москвичей и у гостей города. Как и прежде сюда приходят отдохнуть, вспомнить историю наших предков, полюбоваться стенами Кремля в свете закатного солнца.

Дом Драмлита

В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита» (отрывок из книги)

Москвичи знают Драмлит как Дом писателей, который Булгаков перенес из Лаврушинского переулка на Арбат. Дом под номером 17 расположен прямо напротив Третьяковской галереи. Дом писателей строили по проекту архитектора И.Н.Николаева в 1935-37 годах в духе раннего сталинского ампира. Список писателей, получивших здесь квартиры, не может не впечатлить: Борис Пастернак, Илья Эренбург, Агния Барто, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Вениамин Каверин, Юрий Олеша, Лев Кассиль... В их числе был и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита. Во дворе дома и поныне стоят старинные палаты Семёна Титова, думного дьяка.

Торгсин

Где они разделились, мы также не можем сказать, но мы знаем, что примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот (отрывок из книги)


До Октябрьской революции по адресу Арбат, 54 располагался ресторан Игнатия Александровича Зверева, который был полностью снесен. На его месте архитекторами В.М.Маятом и В.Олтаржевским в 1928 г. построен жилой дом. Первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин - организация, занимавшаяся обслуживанием иностранцев и советских граждан, имеющих «валютные ценности» (золото, серебро, драгоценные камни, предметы старины, наличную валюту), которые они могли обменять на продукты питания или другие потребительские товары. В 1936 г. Торгсин был упразднен, и гастроном стал называться Смоленским. Вплоть до середины 1970-х гг. в верхних этажах находились квартиры, в основном коммунальные. Затем дом был расселен, а после ремонта верхние этажи отданы в распоряжение МИДа.

Дом Мастера

Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате (отрывок из книги)
- Ах, это был золотой век, - блестя глазами, шептал рассказчик, - совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, - почему-то особенно горделиво подчеркнул он, - маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени (отрывок из книги)

Во времена Булгакова этот небольшой деревянный дом №9 по Мансуровскому переулку, построенный в 1834 г., принадлежал артисту Малого театра С.Топленинову. Братья Топлениновы были хорошими знакомыми Михаила Афанасьевича, а С.А.Ермолинский, снимавший в их доме квартиру, был другом писателя. Булгаков часто ходил в гости и к Ермолинскому, и к младшему Топленинову, ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой. Тут же, сидя в полуподвальчике, писатель работал над своим романом «Мастер и Маргарита».

Конец маршрута

Действие романа «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах. Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, прогуливались и вели разговор об Иисусе Христе. Берлиоз упрекал Бездомного в том, что тот в своей поэме создал негативный образ Иисуса вместо того, чтобы опровергнуть сам факт его существования. Затем в беседу литераторов вмешался незнакомец, похожий на иностранца. Они обсуждали доказательства бытия божия, а затем иностранец спросил у своихсобеседников, кто же, раз Бога нет, управляет человеческой жизнью. Оспорив ответ, что «сам человек и управляет», он предсказал Берлиозу смерть: ему отрежет голову «русская женщина, комсомолка» — и весьма скоро, потому что некая Аннушка уже разлила подсолнечное масло.

Берлиоз и Бездомный начали подозревать в незнакомце шпиона, но он показал им документы и сказал, что приглашен в Москву в качестве специалиста-консультанта по черной магии. А после этого заявил, что Иисус все-таки существовал. Берлиоз потребовал доказательств, и иностранец начал рассказывать о Понтии Пилате. Завершив рассказ, незнакомец заявил, что лично присутствовал при описываемых им событиях. Берлиоз после этих слов начал подозревать иностранца в сумасшествии.

Поручив странного субъекта Бездомному, Берлиоз отправился к телефону-автомату, чтобы позвонить в бюро иностранцев. Вслед консультант просит его поверить хотя бы в дьявола и обещает некое достовернейшее доказательство. Берлиоз собирается пересечь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле и летит на рельсы. Колесом трамвая, которым управляет женщина в комсомольской красной косынке, Берлиозу отрезает голову.

Пораженный трагедией Иван Бездомный слышит от сбежавшихся на место трагедии женщин, что масло, на котором поскользнулся Берлиоз, разлила некая Аннушка с Садовой. Иван сопоставляет эти слова со сказанными загадочным иностранцем и решает призвать его к ответу. Однако консультант, до того прекрасно говоривший на русском, делает вид, что не понимает поэта. В его защиту выступает развязный субъект в клетчатом пиджаке (Коровьев), а чуть позже Иван видит их вдали вдвоем и к тому же в сопровождении огромного черного кота. Несмотря на все старания поэта догнать их, они скрываются.

Дальнейшие действия Ивана выглядят странными. Он вторгается в незнакомую квартиру, будучи уверен, что злокозненный профессор скрывается именно там. Похитив оттуда образок и свечку, Бездомный продолжает погоню и перемещается к Москве-реке. Там он решает искупаться, после чего обнаруживает, что его одежда украдена. Одевшись в то, что есть — рваную толстовку и кальсоны — Иван решает поискать иностранца «у Грибоедова» — в ресторане МАССОЛИТа.

2 «Дом Грибоедова»

«Дом Грибоедова» — здание МАССОЛИТа. Старинный двухэтажный дом кремового цвета находился на бульварном кольце в глубине небольшого сада. Здание называлось «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова.

Весь нижний этаж «Грибоедова» был занят рестораном, который считался самым лучшим в Москве. Размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лошадьми, на каждом столике стояла лампа, накрытая шалью. Ресторан славился отменной кухней и невысокими ценами. При этом, попасть туда человек с улицы не мог, ресторан был только «для своих».

Вечером того же дня, когда произошла трагедия на Патриарших, в МАССОЛИТе собрались на заседание 12 литераторов. Председательствовать должен был Берлиоз. Не дождавшись его, литераторы спустились в ресторан. Затем в ресторане появился Иван Бездомный — босой, в кальсонах, с иконкой и свечой. Он искал под столами консультанта, обвиняя его в смерти Берлиоза. Коллеги попытались его успокоить, завязалась драка, официанты связали Ивана полотенцами, и поэта увезли в психиатрическую лечебницу.

Прообразом «Дома Грибоедова», по мнению булгаковедов, был Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), в стенах которого в 1920-х годах базировались многочисленные литературные объединения и группы. Там же располагался писательский ресторан.

3 Психиатрическая лечебница

Поэта Ивана Бездомного привезли в психиатрическую клинику профессора Стравинского. Он стал рассказывать доктору свою фантастическую историю о консультанте, который знаком с нечистой силой, «пристроил» Берлиоза под трамвай и лично знаком с Понтием Пилатом. Посреди рассказа Бездомный вспомнил, что необходимо позвонить в милицию, но там не стали слушать поэта из сумасшедшего дома. Иван попытался бежать из лечебницы, выбив окно, но специальное стекло выдержало удар, и Бездомного поместили в палату с диагнозом «шизофрения».

На следующий день к Бездомному пришли медики во главе с доктором Стравинским. Тот попросил Ивана еще раз повторить свою историю и поинтересовался, что он будет делать, если его отпустят сейчас из лечебницы. Бездомный ответил, что отправится прямо в милицию докладывать о консультанте. Стравинский убедил поэта, что ему не поверят и сразу вернут в лечебницу. Доктор предложил Ивану отдохнуть в комфортной палате, а заявление в милицию сформулировать письменно.

Ночью в палату к Ивану приходит неизвестный, тоже пациент лечебницы. Он представляется Мастером. При себе у него связка ключей, украденных у фельдшера. Мастер интересуется у поэта, как он попал сюда. Узнав, что «из-за Понтия Пилата», требует подробностей и говорит Ивану, что на Патриарших прудах тот встретился с сатаной. Незнакомца в лечебницу тоже привел Понтий Пилат — гость Ивана написал о нем роман.

Психиатрическая клиника профессора Александра Николаевича Стравинского является одним из романных «центров притяжения», в котором сходятся персонажи, столкнувшиеся с Воландом или его свитой. Проделки Коровьева приводят к тому, что пациентом больницы становится председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой. После сеанса чёрной магии в 120-ю комнату заселяют конферансье Жоржа Бенгальского, просящего, чтобы ему вернули голову. На лечение в больницу отправляют сотрудников филиала зрелищной комиссии, поющих хором про «Славное море».

Место, где располагается клиника Стравинского, относится к числу самых топографически «зашифрованных» адресов «Мастера и Маргариты». Среди предлагаемых булгаковедами вариантов — Волоколамское шоссе, 146 (ныне 84), где находится один из старых корпусов Клинической центральной больницы Министерства путей сообщения, сохранивший балконы с видом на бор и реку, а также Правобережная улица, 6а — там размещался особняк купца Сергея Павловича Патрикеева, комнаты которого в годы Первой мировой войны использовались в качестве госпитальных палат, оснащённых качественным оборудованием; позже в нём базировались советские медицинские учреждения.

4 Театр Варьете

Одно из центральных событий романа происходит в театре Варьете, где были запланированы гастроли профессора черной магии Воланда. Воланд со свитой решил поселиться в кваритире, в которой проживали покойный Миша Берлиоз и директор московского театра Варьете Степа Лиходеев. Чтобы освободить квартиру, Лиходеева переместили в Ялту.

Вечером Воланд со свитой прибыли в Варьете, и началось представление. Конферансье Бенгальский представил Воланда публике, заявляя, что никакой черной магии, конечно же, не существует, а артист — лишь фокусник-виртуоз. «Сеанс с разоблачением» Воланд начал с философской беседы с Коровьевым, которого назвал Фаготом, о том, что Москва и ее жители сильно изменились внешне, но гораздо важнее вопрос, стали ли они другими внутренне. Бенгальский объяснил залу, что иностранный артист восхищен Москвой и москвичами, но артисты тут же возразили, что ничего такого не говорили.

Коровьев-Фагот показал фокус с колодой карт, которая обнаружилась в бумажнике одного из зрителей. Скептик, решивший, что этот зритель в сговоре с фокусником, нашел в собственном кармане пачку денег. После этого червонцы начали падать с потолка. Конферансье назвал происходящее «массовым гипнозом» и уверил зал в том, что бумажки ненастоящие. Но артисты снова опровергнули его слова. Фагот заявил, что Бенгальский ему надоел, и спросил у зрителей, что бы сделать с этим лжецом. Из зала поступило предложение: «Голову ему оторвать!» — и кот оторвал Бенгальскому голову. Зрители пожалели конферансье, Воланд порассуждал вслух, что люди, в общем, остались прежними, «квартирный вопрос только испортил их», и повелел приставить голову обратно. Бенгальский покинул сцену, его увезла скорая помощь.

«Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!» — произнес Коровьев. На сцене появились витрины, зеркала и ряды одежды, и начался обмен старых платьев зрительниц на новые. Когда магазин исчез, голос из зала потребовал обещанного разоблачения. В ответ Фагот разоблачил его обладателя — что вчера он был вовсе не на работе, а у любовницы. Сеанс завершился скандалом.

Варьете — вымышленная организация, под которой Булгаков подразумевал Мюзик-холл, размещавшийся в 1926—1936 годах на Большой Садовой, 18. В спектаклях этого театра участвовали советские и иностранные артисты-гастролёры.

5 Квартира Мастера

Квартира, в которой жил Мастер до того момента, как попал в психиатрическую клинику, находилась в переулке близ Арбата. Двухкомнатная квартирка располагалась в подвале маленького домика в садике. Мастер снял ее после того, как однажды выиграл сто тысяч рублей. Он бросил работу в музее, ушел от жены, поселился один и стал писать роман о Понтии Пилате.

Вскоре мастер встретил свою возлюбленную. Так же, как самого мастера, его тайная жена полюбила его роман, говоря, что в нем вся ее жизнь. Однако в печать книгу не взяли, а когда отрывок все же был опубликован, рецензии в газетах оказались провальными — критики называли роман «пилатчиной», а автора клеймили «богомазом» и «воинствующим старообрядцем». Вскоре после этого мастер подружился с поклонником литературы по имени Алоизий Могарыч, который очень не понравился его возлюбленной. Рецензии между тем продолжали выходить, и мастер начал сходить с ума. Он сжег в печи свой роман — вошедшая женщина успела спасти лишь несколько обгоревших листов, — а в ту же ночь его выселили и он попал в лечебницу.

По мнению исследователей, квартира мастера — это подвал дома № 9, расположенного в Мансуровском переулке, где жил друг Булгакова, художник Владимир Топленинов. Булгаков часто бывал в этом доме. Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой.

6 Особняк Маргариты

Возлюбленная мастера, Маргарита Николаевна, была женою очень крупного специалиста, сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Они жили в пятикомнатной квартире в прекрасном особняке в саду в одном из переулков близ Арбата.

В день похорон Берлиоза, Маргарита сидела на скамейке в Александровском саду. Рядом с ней присел маленький, рыжий, с торчащим клыком гражданин и рассказал ей про украденную кем-то голову покойника, после чего, назвав её по имени, пригласил в гости «к одному очень знатному иностранцу». Маргарита хотела уйти, но Азазелло процитировал ей вслед строки из романа мастера и намекнул, что, согласившись, она может узнать о возлюбленном. Женщина согласилась, Азазелло вручил ей волшебный крем и проинструктировал о дальнейших действиях.

Этим же вечером, в 21:30, Маргарита открыла баночку с кремом, намазала сначала лицо, увидела, как резко помолодела, радостно расхохоталась и затем намазала все тело. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», — написала она мужу. Затем в спальню Маргариты вошла ее горничная Наташа, пришла в бурный восторг от преображения хозяйки и узнала про волшебный крем. Маргарите позвонил Азазелло и сказал, что пора вылетать. В комнату тут же ворвалась ожившая половая щетка. Оседлав ее, Маргарита на глазах у Наташи и соседа снизу Николая Ивановича улетела в окно.

Маргарита стала невидимой и, летя по ночной Москве, развлекалась мелкими шалостями, пугая людей. Но тут она увидела роскошный дом, в котором живут литераторы. Маргарита через окно проникает в квартиру критика Латунского и устраивает там погром. Когда она продолжает полет, ее догоняет Наташа верхом на борове. Выясняется, что домработница натерлась остатками волшебного крема и им же мазнула соседа Николая Ивановича, в результате чего она стала ведьмой, а он — боровом. Искупавшись в ночной реке, Маргарита отправляется назад в Москву на поданном ей летающем автомобиле.

У исследователей творчества Михаила Булгакова нет единого мнения о том, какой из московских особняков был домом Маргариты. Булгаков не дает прямого указания. Больше всего под описание подходит дом № 17 на Спиридоновке, в двух шагах от Патриаршего пруда, — особняк Зинаиды Морозовой, супруги предпринимателя Саввы Морозова, построенный архитектором Федором Шехтелем в 1897 году в английском неоготическом стиле. Также существует версия, что особняком Маргариты является дом № 21 на Остоженке. Это дом архитектора Льва Кекушева, построенный им в 1900—1903 годах для себя и своей семьи. Дом напоминает средневековый замок, имеющий ассиметричную композицию. Строение выполнено в стиле модерн.

7 Нехорошая квартира

«Нехорошая квартира» — квартира № 50 по адресу Большая Садовая, 302-бис — центральное место действий романа «Мастер и Маргарита». Здесь остановился Воланд со свитой, отсюда Степу Лиходеева отправили в Ялту, здесь Коровьев дал взятку Никанору Ивановичу Босому, председателю жилтоварищества, после чего у него дома нашли валюту и арестовали, сюда из Киева прибыл дядя покойного Берлиоза Максим Поплавский и получил «теплый» прием, сюда пришел буфетчик Варьете Соков жаловаться на то, что червонцы превратились в резаную бумагу. Но самое главное, что именно здесь состоялся весенний бал полнолуния — бал у сатаны.

В «нехорошей» квартире Маргариту встретил Коровьев и рассказал про ежегодный бал сатаны, на котором она будет королевой, упоминая, что в самой Маргарите течет королевская кровь. Непостижимым образом внутри квартиры поместились бальные залы, и Коровьев объяснил это использованием пятого измерения. Они пришли в спальню, где Воланд играл с котом Бегемотом в шахматы, а Гелла натирала мазью больное колено хозяина. Маргарита сменила Геллу, Воланд расспрашивал гостью, не страдает ли и она чем-нибудь: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?», но Маргарита отвечала отрицательно. Затем ее увели готовиться к балу.

Маргариту искупали в крови и розовом масле, надели на нее регалии королевы и привели к лестнице встречать гостей — давно погибших, но ради бала воскресших на одну ночь преступников: отравителей, сводников, фальшивомонетчиков, убийц, изменников. Среди них была молодая женщина по имени Фрида, чью историю Маргарите рассказал Коровьев: «Когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка». С тех пор вот уже 30 лет Фриде каждое утро приносили тот самый платок.

Гости все шли и шли, лица мелькали перед теряющей силы Маргаритой. Ноги ее подгибались, каждую минуту она боялась заплакать. Сильные страдания ей причиняло правое колено, которое целовали. Оно распухло, кожа на нем посинела, несмотря на то, что Наташа несколько раз чем-то душистым обтирала это колено. В конце третьего часа Маргарита глянула вниз и радостно дрогнула: поток гостей редел.

Прием заканчивался, Маргарита облетела залы, чтобы уделить внимание гостям. Затем вышел Воланд, которому Азазелло на блюде поднес голову Берлиоза. Воланд отпустил Берлиоза в небытие, а череп его превратил в чашу. Этот сосуд наполнили кровью застреленного Азазелло барона Майгеля — московского чиновника, единственного живого гостя на балу. Чашу поднесли Маргарите, она выпила. На этом бал закончился, все исчезло и на месте огромного зала оказалась скромная гостиная и приоткрытая дверь в спальню Воланда.

У Маргариты было все больше опасений, что награды за присутствие на балу сатаны не будет, но сама напоминать о ней женщина не желала из гордости и даже на прямой вопрос Воланда ответила, что ей ничего не нужно. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» — произнес довольный ею Воланд и предложил исполнить любое желание Маргариты. Однако вместо решения своей проблемы та потребовала, чтобы Фриде перестали подавать платок. Воланд сказал, что такую малость королева может сделать и сама, а его предложение остается в силе — и тогда Маргарита наконец пожелала, чтобы ей вернули мастера. Мастер оказывается перед ней. Воланд, услышав о романе про Пилата, заинтересовался им. Рукопись, которую сжег мастер, оказалась в руках Воланда совершенно целой. Маргарита попросила вернуть ее и возлюбленного в его подвал, и чтобы все стало, как было.

Конец «нехорошей квартиры» наступил после попытки представителей органов власти арестовать проживающего в ней Воланда со свитой. Милиционеры обнаружили в квартире говорящего кота с примусом. Он спровоцировал перестрелку, которая, однако, обошлась без пострадавших. Затем послышались голоса Воланда, Коровьева и Азазелло, говорящие, что пора покидать Москву — и кот, извинившись, исчез, разлив горящий бензин из примуса. Квартира запылала, а из ее окна вылетели четыре силуэта — три мужских и один женский.

Адрес «нехорошей квартиры» — Большая Садовая, 302-бис — вымышленный, но сам объект имеет реальный прообраз: речь идёт о доходном доме фабриканта Ильи Пигита, построенном в 1903 году на Большой Садовой, 10. В 1921 году одним из его постояльцев стал Булгаков, описавший своё первое московское жильё не только в «Мастере и Маргарите», но и других произведениях.

Иллюстрации Павла Оринянского

October 28th, 2012

Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…

И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились?

Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную - что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.

Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.

Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".

Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь - собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам - вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка - прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
...
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.

Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

Скамейка Воланда.

Она же с другого ракурса.

Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

Берлиоз... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.

Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.

Вот он, поворот.

Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

Место предполагаемого выхода на схеме...

В каждом городе России есть дома-музеи. Еще бы! Все гордятся знаменитыми уроженцами своих городов и часто делают музей из дома или квартиры, где проживал прославившейся объект. Москва в этом плане не исключение, но в отличии от других городов, в Москве есть дома-музеи даже тех знаменитых людей, которые не были уроженцами этого города. Наш поход будет как раз в один из таких домов. Идем мы в музей Булгакова Михаила Афанасьевича. С рождения в Киеве, до полного и окончательного переезда в Москву писатель прожил 30 лет насыщенной и сложной жизни.

Триумфальная площадь, Москва

Где же находится музей Булгакова в Москве? Адрес его дома почти такой же, как у знаменитой «нехорошей квартиры» из не менее знаменитого романа писателя. Жил Михаил Афанасьевич по адресу улица Большая Садовая дом 10, квартира 50. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Все сходится, кроме номера дома.

Чтобы попасть в эту уникальную квартиру первым делом нужно доехать на московском метро до станции Маяковская. Выйдя из метро мы оказываемся на Триумфальной площади, новой, отреставрированной и облагороженной.

Нас встречает памятник Владимиру Маяковскому.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Здесь же возле площади очень любят парковаться частные экскурсии, которые на стилизованном под трамвайчик автомобиле провезут всех желающих по «булгаковским местам».

Мы же направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по четной стороне улицы. Путь наш лежит мимо Московского академического театра сатиры, сразу за которым расположен сад «Аквариум». В поисках музея Михаила Булгакова мы заглянули и в этот сад. Сад оказался тупиком, но был украшен фонтаном Апполона с лирой, поэтому мы расстроились не сильно.



Вернувшись к маршруту, мы продолжили свои поиски и буквально в соседнем от сада доме со стороны улицы Большая Садовая мы нашли арку, украшенную табличками с обозначением мифического дома. Пройти мимо таких опознавательных знаков очень не просто.

Нехорошая квартира

Оказавшись во дворе дома, первое что мы увидели и уж точно убедились, что зашли правильно, это скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». Скульптура стоит здесь с 2011 года, когда исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.

Музей «Булгаковский дом» предлагает нам бесплатную экскурсию по его недрам. Квартирка небольшая, но антуражно обставленная.

Есть даже трамвай, на путях которого Аннушка разлила масло и буфет, где любой желающий может утолить не только жажду знаний, но и другую.



Булгаковский дом позиционируется как музей-театр, поэтому здесь проводятся экскурсии и театральные постановки. О творческой деятельности этого притягательного заведения можно узнать на сайте Музей «Булгаковский Дом» Театр имени М.А. Булгакова

Дом-музей Булгакова

Осмотрев все уголочки и закоулочки квартиры, не спешите покидать двор дома №10 по улице Большая Садовая. В этом же самом доме, но в подъезде №6, расположена квартира писателя. Попасть в подъезд можно позвонив по домофону в указанную квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.

Стены испещрены разными надписями, преимущественно это выдержки из самого знаменитого романа писателя «Мастер и Маргарита». Квартира расположена на последнем этаже, поэтому вас ждет увлекательный экскурс в мир современной настенной живописи на булгаковскую тематику. В разное время подъезд выглядел по-разному. Иногда стены и потолок приводят в порядок и роспись начинается заново. Этот процесс похож на то, как городские службы спиливают замки с парапетов на набережной.



А вот вход в саму квартиру №50 платный. Музей Булгакова располагает сайтом , где можно узнать стоимость посещения. Попав в квартиру мы оказываемся в типичной коммунальной квартире Советского времени. Дом конечно же не советский, советским является только образ жизни, который поселился в национализированном после революции доме вместе с новыми жильцами, пришедшими на смену художникам, инженерам, врачам и адвокатам. Дело в том, что Булгаков с женой занимали только одну комнату в коммунальной квартире. Остальные же комнаты занимали рабочие находившейся неподалеку табачной фабрики «Дукат» и типографскими сотрудниками.

Все в этой квартире стилизовано и восстановлено согласно послереволюционному быту. Отдельное произведение искусства это кухня, коммунальной квартиры №50. Это настоящее сосредоточие булгаковского мистицизма и советского духа. При Булгакове в одной квартире жили как минимум 18 человек, некоторые из которых держали кур и поросят. Не мудрено, что кухня становилась не только местом всеобщего сбора, но и настоящих сражений.



Комната самого писателя располагалась сразу напротив кухни, ничуть не удивительно, что эти кухонные скандалы получили отражение во многих произведениях писателя.



Другие комнаты квартиры тоже стилизованы под раннесоветскую эпоху. Именно в эти интерьеры, где окна завешаны тяжелыми шторами, на стенах висят зеркала в тяжелых рамах, а по углам комнат стоят дубовые буфеты, и поселил писатель Воланда со свитой, которые сделали то, чего не мог сделать сам автор — очистил квартиру №50 от ее жильцов.







Комната Михаила Булгакова

Главной же достопримечательностью этой «нехорошей квартиры» является комната Михаила Афанасьевича Булгакова. Экспозиция представлена так, чтобы максимально погрузить посетителя в булгаковский быт. В этой комнате, где кабинет сочетался с гостиной и спальней был написан первый роман Булгакова «Белая гвардия». Массивный стол вытесняет из пространства все остальное, занимая большую часть комнаты.





В этой комнате Булгаков прожил три тяжелых и трудных года. В этой комнате застала его весть о разгроме Белой армии на Кавказе, в рядах которой воевали его братья. Все чувства, которые питал писатель к этому клочку пространства, за которым шли коммунальные баталии в конечном итоге на бумаге вылились в одно нехитрое словосочетание — нехорошая квартира.





Патриаршие пруды

Наша экскурсия в музей Булгакова не была бы полноценной, если бы мы не посетили другое знаменитое булгаковское место. Тем более, что находится оно, без преувеличения, в двух кварталах от квартиры писателя. Речь идет о Патриарших прудах. По улице Большая Садовая нужно пройти один квартал до улицы Малая Бронная и по ней один квартал до Ермолаевского переулка и вот мы на месте.



Почему это место считается булгаковским? События в самом знаменитом и последнем романе Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» начинаются именно на Патриарших прудах. И если кто забыл, вот вступление от мэтра: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».





Мы появились здесь не в час заката, видимо поэтому весь мистицизм, которым мы напитались в музее писателя быстро выветрился на Патриарших прудах.





Для меня, как не москвича, Патриаршие пруды представляются прежде всего именно местом действия романа «Мастер и Маргарита», поэтому некоторое недоумение вызвало отсутствие каких-либо признаков этого родства. Раньше здесь висел дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», но и тот канул в лету.



Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его жизнь и опыт нашли отражение не только в мистическом романе «Мастер и Маргарита». Его родной город и опыт полученный при службе в белогвардейской армии лекарем отразился в произведении «Белая гвардия», его наркотическое пристрастия к морфию в «Морфии», его медицинская практика в «Записках юного врача». Еще много душевных переживаний было изложено писателем на бумагу, что-то конечно писателю не понравилось и было уничтожено. Интересный факт, что в 1926 году при обыске у Булгакова были изъяты его дневник и рукопись «Собачьего сердца». Дневник в последствии был возвращен, но сожжен уже самим писателем. Удивительно то, что дневник все равно дошел до наших дней в виде копии, снятой на Лубянке. Ведь как известно «рукописи не горят»!

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Не могу отказать себе в удовольствии начать рассказ о поездке на день рождения Булгакова с этого предложения, как бы банально это ни выглядело. Однако данная фраза весьма точно описывает реальное положение вещей: в Москве мы первым долгом появились именно на Патриарших, и к закату как раз успели, и был этот весенний закат действительно жарким, да и нас с Олей было ровно двое. Так что позвольте уж мне оставить такое вступление.

Идею посетить Москву в день рождения Михаила Афанасьевича я вынашивал еще с прошлого визита в дом 302-бис. В этом году такая возможность, наконец, появилась, и меня не остановило даже то, что на то же пятнадцатое мая в Ростове оказалась запланирована встреча выпускников Университета: грандиозная гулянка на поляне перед Физфаком, на которую съезжаются выпускники РГУ (а теперь и ЮФУ) со всей России. И хотя этот шабаш случается раз в два года (то есть, вдвое реже, чем день рождения Булгакова), я, как вы понимаете, выбрал Москву.

В путешествии Булгаков нам явно благоволил. Взять хотя бы погоду. Синоптики всех погодных сайтов в один голос уверяли, что на протяжении наших пяти московских дней будет лить непрерывный дождь с грозой. На самом же деле было сухо и солнечно, лишь иногда небо заволакивали тучи. Впрочем, однажды дождь все же пошел (видимо, сдерживаться все пять дней стихия все же не могла), но выбрал для этого именно тот единственный вечер, когда мы решили отвлечься от Булгакова и погулять по Измайловскому парку.

Итак, позвольте мне рассказать вам о нашем визите в булгаковскую Москву.

Раз уж мы вслед за Булгаковым начали свой рассказ с Патриарших прудов, давайте остановимся на них подробнее, тем более, что место это весьма примечательное и непростое. Вид с противоположного берега на аллею, где появился Воланд. Смотрите, сколько людей сидит у воды

Неслучайно именно этот уголок Москвы выбрал Воланд для своего появления в Советской России. Похоже, сцена на Патриарших очень нравилась Булгакову: роман трансформировался, переписывался, сокращался и дополнялся, менял сюжет, и, кажется, лишь одно оставалось в нем неизменным – появление дьявола на Патриарших прудах. Отчего же Воланд предпочел явиться именно здесь? Ответ на этот вопрос можно найти, немного покопавшись в истории этого района Москвы.

Оказывается, до семнадцатого века на месте прудов с таким красивым названием было болото, прозванное Козьим: в этих местах пасли скот Козьего двора. Козы, как известно, издревле ассоциируются с чертом – вот и болото пользовалось у жителей дурной славой. Из поколения в поколение пастухи передавали легенду, что иногда в стаде светлых коз появляется черный козел, и тогда жди беды. Поговаривают даже, что название болота происходит не от коз, а от козней, чинимых нечистой силой обитателям сих мест. А еще я читал (не знаю уж, правда это или нет), что в самой глубокой древности, еще до того, как появилась Москва, в этих болотах приносили жертвы своим богам язычники. В особо торжественных случаях жертве – внимание – отрезали голову.

В семнадцатом веке войну нечистой силе объявил патриарх Иоаким. Он освятил это место, а для осушения проклятых болот по его приказу были вырыты три пруда, получившие название Патриарших. Однако с упадком Патриаршей слободы пруды забросили, а в начале девятнадцатого века и вовсе засыпали, оставив в качестве декоративного лишь один из них. Но, несмотря на то, что пруд остался лишь один, даже сегодня его по привычке называют во множественном числе – Патриаршие. И, несмотря на старания патриарха, район пруда по-прежнему сопровождает слава места, где очень легко встретиться с нечистой силой.

В двадцатых годах прошлого века Советская власть в рамках борьбы с религией переименовала пруды в Пионерские (ничего патриаршего, понятно, не должно было встречаться в Советском Союзе), однако Булгаков со свойственным ему консерватизмом упрямо продолжает именовать их по-старому. И, как видите, не отступает от традиций, заставляя своего дьявола появиться в привычном месте – там, где когда-то было Козье болото.

Сегодня Патриаршие пруды тесно и неразрывно ассоциируются с «Мастером и Маргаритой». Каждый день в скверике, разбитом вокруг пруда, можно встретить поклонников романа, которые ищут скамейку, где майским вечером Берлиоз на свою беду заговорил с неизвестным в сером костюме, и пытаются отыскать трамвайные рельсы, на которых спустя короткое время и расстался с жизнью председатель МАССОЛИТа.

Кстати, о рельсах. Любой желающий может пройти через пересечение Бронной и Ермолаевского и убедиться, что трамвайных путей, описанных в романе, там нет и в помине. Однако при определенном везении трамвай на этом перекрестке можно увидеть и сегодня.

Это трамвайчик булгаковского музея, на котором поклонники писателя могут совершить экскурсию по следам романа. Прокатились на нем и мы, но об этом позже.

Но как же обстояло дело с настоящим трамваем в тридцатых годах? О, это одна из булгаковских загадок, над которой уже не первое десятилетие бьются поклонники «Мастера и Маргариты». Трамвай был, страстно бьют себя в грудь одни булгаковеды. Трамвая не было, с не меньшим пылом доказывают другие. Если бы вы, друзья мои, узнали, сколь масштабные изыскания посвящены этому, казалось бы, несущественному вопросу, пожалуй, не поверили бы. Ученые опрашивали невероятное количество старожилов: да, ходил трамвай, утверждали одни (как правило, читавшие роман). Нет, точно не было, уверяли другие (по большей части, с романом незнакомые). Булгаковед Леонид Паршин, и сам в свое время занимавшийся этими опросами, однажды иронически заметил, что, основываясь на подобных воспоминаниях при должной сноровке можно за пару дней собрать подробные и взаимоувязанные воспоминания о том, как однажды в Патриаршем пруду из-за навигационной ошибки всплыла подводная лодка. Итак, нужны более веские доказательства. И исследователи с головой погружались в старые транспортные схемы и маршрутные справочники столицы. Малую Бронную вдоль и поперек исследовали эхолокатором (или как там называется эта штука), чтобы найти закатанные в асфальт остатки рельсов. На прилегающих к дороге стенах домов скрупулезно изучались старые крючья и петли, могущие служить креплением растяжек для трамвайных проводов. Из архивов на свет божий вытягивались старые карты Москвы с прочерченными трамвайными путями. Анализировалась целесообразность постройки трамвайной линии с точки зрения тридцатых годов. Находились неопровержимые доказательства существования трамвая, которые тут же разбивались столь же неопровержимыми доказательствами отсутствия оного.

Трамвай был, но не пассажирский, а грузовой. Нет, не грузовой, а именно пассажирский, но пассажиров он не возил, а оставался в районе пруда на стоянку в ночные часы. Трамвайный маршрут работал там несколько лет. Нет, не лет, а всего несколько месяцев. Да что вы, не было его вообще, не было! Ну как же! Давайте вспомним слова Булгакова: «Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует». Нет, лучше вспомним другие: «Я – мистический писатель». Словом, голова кругом.

Во время экскурсии (между прочим, на том самом трамвайчике) сотрудники музея в качестве аргумента в защиту непридуманности трамвая показывают фотографию, на которой запечатлены якобы раскопанные на Патриарших рельсы. Вот она:

Отыскав это фото в интернете, я убедился, что почему-то его и в самом деле часто приводят в качестве доказательства существования трамвая. На самом же деле, во-первых, не представляется возможным проследить происхождение этого снимка, и совершенно не ясно, где и когда он сделан, а во-вторых, рельсы, которые мы на нем видим, совсем не обязательно именно трамвайные. Так что, боюсь, вопрос о существовании трамвайной линии на Патриарших прудах остается открытым.

Раз уж мы заговорили о трамвае, выскажу и я некоторые свои соображения по этому вопросу. Во-первых, не стоит забывать, что мистический, по его собственным словам, писатель Булгаков писал фантастический роман. Время и пространство там нелинейны, они сплетены в причудливые кружева, пытаться расплести которые в прямую нить – значит губить узор, филигранно вытканный Булгаковым.

Отвлечемся на минуту от трамвая и поговорим о том, как написана книга в целом. Возьмем, к примеру, время действия романа.

– А число? – пискнул Николай Иванович.
– Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот.

Запомните, друзья мои: никогда не стоит верить людям, утверждающим, что знают год, в котором шайка Воланда посетила Москву. В романе можно найти явные указания как на 1929-й, так и на все прочие годы следующего десятилетия. Хотя в ранних рукописях «Мастера и Маргариты» и присутствовала датировка (меняющаяся, тем не менее, от редакции к редакции и заглядывающая даже в будущее, в сорок третий год), но к концу работы над романом Булгаков все точные указания на время действия со страниц изгнал. Действие романа происходит как будто сразу в каждом году тридцатых, и если вы попытаетесь отнести его к конкретному году, я, не сходя с места, назову вам с десяток аргументов в пользу других лет . У событий, описанных в «Мастере и Маргарите», нет конкретной даты: роман размазан во времени, как электрон в пространстве.

Кстати, о пространстве: та же история в романе и с ним. Пространство комбинируется, сливается и перетекает само в себя. Самый очевидный пример этого – пресловутая нехорошая квартира, в которой вольготно разместился Воланд с присными. Номер квартиры – пятьдесят – указывает на реальную квартиру в доме на Садовой, где жил сам Булгаков в начале двадцатых. Планировка же ее соответствует скорее квартире номер тридцать четыре того же дома, куда Булгаков перебрался позднее. От пятидесятой квартиры в романе осталась Аннушка (соседка Булгакова, описанная весьма точно), от тридцать четвертой – интеллигентные хозяева. Почему бы Булгакову не провернуть тот же фокус и с Патриаршими прудами? Эта, в общем-то, тривиальная мысль пришла мне в голову во время прогулки по Чистым прудам, в тот момент, когда я увидел трамвай, несущийся вдоль решетки сквера. Свою теорию я тут же окрестил «патриарше-чистопрудным дуализмом». Оставалось проверить, ходил ли трамвай около Чистых прудов в момент написания романа. Найти карту Москвы тридцатых оказалось несложно, и я убедился: ходил, еще как ходил. Даже сегодня у Чистых прудов проходит маршрут «А» – знаменитый трамвай «Аннушка». Так почему Патриаршие пруды у Булгакова не могли позаимствовать некоторые черты Чистых?
А чья это отрезанная голова слева у ног публики?

Если же вы все равно не согласны со мной, предложу вам версию попроще. Помните, выше я говорил, что в ранних редакциях, в начале тридцатых годов, присутствовало указание на грядущий 1943 год как на возможное время действия романа? А что в романе трамвайная линия названа новопроложенной, помните? Что ж, если пишешь книгу о будущем, тут уж своя рука владыка: прокладывай рельсы, где хочешь.

Кстати, несколько лет назад, когда обсуждались проекты памятника Булгакову (какового памятника, заметим, до сих пор в России нет), у одного из художников родился вот какой замысел: воссоздать фрагмент трамвайных путей, турникет и булыжное мощение на месте гибели Берлиоза. Вот это, по-моему, было бы здорово! Но, увы, не сложилось, и до сего дня рельсов у пруда нет.

Раз уж мы заговорили о проектах памятника Булгакову, нельзя обойти вниманием вариант, задуманный скульптором Александром Рукавишниковым. Он предложил соорудить целый скульптурный ансамбль на Патриарших: по водной глади пруда шествует Иешуа Га-Ноцри, окруженный разрушенными колоннами, символизирующими не знаю что. За удаляющимся Иешуа наблюдает прокуратор Понтий Пилат, у ног которого находится верный пес. Кроме них, по замыслу скульптора, на берегу можно было бы встретить и прочих героев романа: Бегемота, Фагота-Коровьева, Азазелло, и, конечно же, Мастера с Маргаритой. Венцом же должен был явиться фонтан в виде примуса двенадцати метров в высоту. А на все это безобразие взирает сидящий на скамейке в тени лип бронзовый Булгаков.

Нет, сама по себе идея создать такой скульптурный парк мне очень даже по душе, а примус-фонтан вообще приводит меня в восторг. За одним «но»: если речь не идет о Патриарших прудах. Я не одинок во мнении, что лучший памятник Михаилу Афанасьевичу – оставить Патриаршие в том виде, в котором они описаны в романе, не втыкая посреди водоема бронзового Иешуа, да еще окруженного непонятными колоннами. И портить пейзаж двенадцатиметровым (выше трехэтажного дома) примусом тоже, мне кажется, не следует. Вот самого Булгакова можно аккуратно посадить в тенистом углу сквера любоваться водной гладью, только Рукавишников отказывается дробить свой скульптурный ансамбль: или все, или ничего. Что ж, москвичи выбрали из двух зол меньшее, и ни Булгакова, ни примуса на Патриарших не оказалось.

Те же скульптуры, которые Рукавишников уже успел изготовить, вот уже сколько лет пылятся во дворе его мастерской, позади дома книги на Новом Арбате. Поклонники Булгакова ходят смотреть на них через забор, и в один голос жалуются, что забор этот мешает не только приблизиться к скульптурам, но даже толком их сфотографировать.

Впрочем, как я уже говорил, на протяжении нашего путешествия Булгаков относился к нам с явным расположением, принимая в Москве как у себя в гостях. Вот и отправившись взглянуть на скульптуры, мы неожиданно обнаружили ворота во двор мастерской открытыми, чем не преминули воспользоваться. Стоявший посреди дворика плотный мужчина (очень возможно, самим Рукавишниковым и бывший) с недоумением смотрел, как мы хозяйничаем во дворе, но мешать не мешал.

Вне Патриарших прудов скульптуры нам очень понравились.

Чаще всего в интернете можно встретить фотографию той из них, которая изображает неразлучную парочку: клетчатого гражданина жокейском картузе и невысокого толстяка с примусом.

Рожа у толстяка и в самом деле кошачья.

А у Фагота – глумливая.

Заглавной же паре повезло меньше: их окружает буйная зелень, оттого сфотографировать их из-за забора затруднительно. Нам же фортуна улыбнулась, и мы со всех сторон смогли рассмотреть застывших в вечном объятии Мастера, облаченного в больничную пижаму, и Маргариту в наброшенном на голое тело плаще. Обратите внимание на их ноги: влюбленные парят в воздухе, не касаясь земли.

Интересней же всего оказалось разглядывать огромный автомобиль, доставивший Маргариту на Весенний бал полнолуния.

На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами.

Разглядывать автомобиль можно, похоже, часами, изучая все мелочи и все детали, рожденные фантазией скульптора.

Крыло над колесом – это крыло в буквальном смысле:

Автомобиль сплошь покрыт какими-то кабалистическими символами:

А вот какие чудесные покрышки у волшебной машины:

Капот автомобиля стянут ремнем, словно чемодан:

Лобовое стекло обрамляют швейные машинки.

А вот, наконец, и сам шофер, в жилетке, галстуке, фуражке и перчатках с пуговками. Пассажирское сиденье в автомобиле – это морская раковина, а салон отделан чешуей.

Мы обнаружили, что можно забраться внутрь автомобиля и устроиться на сиденье рядом с шофером-грачом. И вот тут меня начала терзать моральная дилемма: с одной стороны, придти без приглашения в мастерскую скульптора, да еще начать лазить по памятникам – безусловное свинство. С другой же стороны, если я упущу такой шанс, то окажусь круглым дураком и буду жалеть об этом всю жизнь. Последние соображения победили:

Но близился вечер, и мы отправились обратно к заколдованному месту, откуда и начали свое путешествие – к Патриаршим прудам. Заветная скамейка, где некогда вели религиозную беседу советские литераторы с несоветским профессором, оказалась чуть не единственной незанятой во всей аллее (видать, булгаковская мистика на Патриарших усиливается к вечеру). Мы разместились на ней и стали с любопытством разглядывать вечерний пейзаж, открывшийся перед Иваном Бездомным, очнувшимся после рассказа Воланда.

Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер.
Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях на скамейках появилась публика, но опять-таки на всех трех сторонах квадрата, кроме той, где были наши собеседники.
Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая. Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему.

Вот что увидел Бездомный

Вволю налюбовавшись видом, мы отправились в сторону дома Булгакова – до наступления дня рождения писателя оставались считанные минуты. Но о самом праздновании речь будет впереди.

1. Однажды на Патриарших