Мастер - класс "золотые россыпи". Мастер - класс "золотые россыпи" Сердце не обманет

Программой по чтению для начальной школы предусмотрено, что дети в 4 классе знакомятся с творчеством Льва Толстого, размышляют над человеческими поступками героев басни «Два товарища» и ищут ответ на вопрос о том, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Произведения эти невелики по объёму, но глубоки по содержанию, они учат детей размышлять о том, как нужно правильно поступать.

Мораль сей басни такова

Для чего изучаются басни? Что это такое? Толковый словарь С.И. Ожегова определяет басню как «краткий иносказательный нравоучительный рассказ». Знакомясь с этим жанром, дети учатся понимать его особенности, главной из которых является наличие морали. Что это такое и что понимается под этим словом?

Басня не только высмеивает недостатки и пороки, но и заставляет сделать какой-то поучительный вывод о том, как следует (или не следует) поступать. Рассказ о каких-то правилах поведения или общения, авторские наставления составляют мораль. Например, дети 4 класса в поисках морали должны ответить на вопрос о том, в чем суть басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал» или «Два товарища».

Особенности басенного жанра

Басню можно узнать не только по наличию морали, у неё есть и другие отличительные черты. Это всегда короткий сюжет, который представляет собой занимательную интересную историю. Автору удаётся в лёгкой краткой форме изложить глубокое поучительное повествование. Например, сами события и главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень» выражены всего в восьми предложениях. Небольшой объём делает произведение доступным для детей, они читают, анализируют и пересказывают его. Толстой использует жанровую форму басни для выражения своих мыслей, мораль выражена не конкретными поучениями, а иносказательно. Вывод должен сделать читатель сам для себя.

В баснях мало описаний и много диалогов. Именно таким образом достигается «жизненность» излагаемой ситуации. Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» кроется в трёх высказываниях разных людей по одному и тому же вопросу. Каждый из героев дал тот ответ, который считал нужным, а вывод подсказан читателю автором в последнем предложении.

В басне обычно несколько героев, каждый из которых несёт в себе какую-то смысловую нагрузку. В одной из изучаемых четвероклассниками басен это два товарища, в другой - два учёных инженера и один простой мужик. Поведением или высказыванием одного из героев обычно выражается главная мысль. Басни Толстого «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» - яркий тому пример.

Основная идея одной из басен высказана брошенным в беде товарищем в адрес своего «друга», который в трудный момент предпочёл спастись бегством, оставив напарника в опасности. Главная мысль басни «Как мужик камень убрал» высказана автором, но носителем оригинальной идеи по избавлению от камня является простой мужик, который, кстати, эту идею воплощает, за что и получает заслуженную награду.

Отличие басен Крылова и Толстого

В своих произведениях Иван Андреевич Крылов чаще делает героями животных, рыб, птиц, высмеивая через их поведение человеческие пороки. Конечно, есть в его баснях и человеческие персонажи. Лев Толстой излагает свои поучения устами людей, его басни похожи на маленькие рассказы, взятые из жизни случаи.

Для своих басен Иван Андреевич Крылов выбирал стихотворную форму, у Льва Толстого главная мысль басни «Как мужик убрал камень» и басни «Два товарища» выражена в прозе. Басни Крылова представляют нашему вниманию комичные ситуации, юмористические персонажи попадают в из-за своих недостатков.

Лев Толстой, не отходя от естественного тона рассказчика житейской ситуации, создаёт для читателей жуткую картину оставленного на съедение медведю товарища или городскую улицу, посреди которой лежит камень, убрать который может только смекалистый мужик.

Нужны ли сегодня басни?

Басни написаны Львом Толстым давно, много лет назад. Нужны ли они сегодня современным людям, которые пользуются кранами, навигаторами, компьютерами и мобильными телефонами? Учит ли чему-то их главная мысль? Басни «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» заставляют думать и проявлять смекалку, быть добрым и ценить дружбу, не бросать товарища в беде. И в нашем веке немало человеческих пороков, поэтому поучительные истории - басни - как никогда актуальны, они нужны человеку для саморазвития, чтобы становиться лучше, избавляться от плохих качеств. Басня - это возможность увидеть себя со стороны и поработать над своими недостатками.

Всё гениальное - просто

Басни Толстого похожи на народные сказки, они близки к народной мудрости, выраженной в кратких высказываниях, пословицах. Можно подобрать в русском фольклоре изречения, поясняющие, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Например, «Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка».

Лев Толстой с помощью небольшой истории доносит до читателя мысль, что в любом деле нужно проявлять смекалку, тогда самая трудная задача станет легкоисполнимой.

Читая басню Льва Николаевича Толстого "Как мужик камень убрал", человек понимает, что в любом деле нужно рассмотреть несколько вариантов решения. Эти способы могут быть дорогостоящими и небезопасными. Например, один из инженеров предлагал рациональный взорвать камень, а ведь при этом могли пострадать городские здания.

Простой мужик оказался умнее учёных инженеров, предложив простой способ - выкопать на площади яму. Противопоставив народную смекалку и житейский опыт рационально-научным методам, Толстой показывает, что иногда не стоит слишком усложнять задачу и стоит обратить внимание на поиски кратчайшего и простого пути разрешения проблемы.

Разработка урока по литературному чтению 2 класс

Тема: « Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.

Задачи:

    • отрабатывать навыки выразительного чтения.

      обогащать речь учащихся.

      учить работать с текстом.

    расширение и обогащение словаря учащихся.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2) Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3) Аудиозапись для физ.минутки.

Оформление доски:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка

Изба

Вдоволь – достаточно.

Варево

Чулан

Сдобрить

Котёл

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

Б)Смётка дороже всего.

Ход урока:

I .Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

II .Речевая разминка.

Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Вспомним, как работаем со скороговоркой.

Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

Самое главное, правильно произносить все слова.

Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III .Проверка домашнего задания.

На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).

IV .Самоопределение к деятельности.

Учитель:

Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

Ученик:

Волшебные, о животных, бытовые.

Учитель:

О чём рассказывают бытовые сказки?

Ученик:

В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

Учитель:

В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

Ученик:

Каша из топора.

Учитель:

Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Ученик:

Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

V .Изучение нового материала.

1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

2)Первичная проверка понимания текста.

Понравилась сказка? Чем понравилась?

Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

Зачем солдат постучал в избу?

Кто там жил?

Что попросил солдат у старухи?

Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

Что придумал солдат?

Что он сначала попросил у старухи?

А потом?

Что получилось у солдата сварить из топора?

Какой показана старуха в сказке?

Каким – солдат?

Почему он так поступил?

VI .Физ.минутка.

Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.

VII .Закрепление изученного материала.

1)Работа над пословицами (на доске).

Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Ученик:

Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

2)Повторное чтение.

Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

3)Работа с иллюстрацией.

А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Ученик:

- Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Учитель:

Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

Ученик:

Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

4)Работа над текстом.

Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

Учитель:

С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)

    Смекалистый

    Рассеянный

    Находчивый

    Добрый

    Смелый

Ученик:

Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.

Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:

    Добрая

    Жадная

    Весёлая

    Умная

Ученик:

Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

VIII .Рефлексия.

С какой новой сказкой познакомились на уроке?

Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

Ученик:

Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

Учитель:

Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

Ученик:

Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

Учитель:

Прав ли солдат?

Ученик:

Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

Учитель:

Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

Ученик:

Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.

IX .Домашнее задание.

Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

Класс: 2

Тема урока: «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

Тип урока :

Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.

На первых уроках формируется понятия «что такое сказка», «почему все любят сказки», «чему учат сказки». На последующих уроках формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой. На протяжении всех уроков продолжается работа над умением выразительно читать. На обобщающем уроке, дети имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.

Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.

Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.

Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников. На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.

В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.

Вопросы задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.

Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные формы работы со сказкой.

Учитель: Репринцева В.В.

Анализ урока по литературному чтению во 2 «Б» классе

Тема : Русская народная сказка «Каша из топора.»

Цель : Сформировать представление о бытовых сказках.

Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

2 Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности.

3. Привитие духовно – нравственных ценностей,как основы личностной компетентности.

Тип урока: урок решения новой задачи

Форма урока. Деревенские посиделки

Технология . Личностно – ориентированного обучения, направленного на культурологический подход.

Методы и приемы. Проблемный, диалоговый, игровой, опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.

Ход урока .

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг.момент

Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать.

Дети заходят в класс под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.

2. Проверка домашнего задания

Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.

Какие работы вам понравились и почему?

Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.

Дети анализируют и оценивают друг друга.

3. Речевая разминка.

Прочитайте текст на доске и определите его жанр.

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?

Это загадка.

Это топор.

Дети читают.

Это была сказка.

4. Введение в тему.

Сегодня мы на наших посиделках продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.

А что вы знаете о сказках?

На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок

К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?

А сейчас поработаем со словарем.

Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались?

По предложенным картинкам определите, как называется сказка.

Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора?

В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы, поработав в группах, объяснить значение этих слов.

Служивый

Побывка

Вдоволь

Варево

Чулан

Сдобрить

Котел

Коли

Этакую

Сметка

Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.

Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.

Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. «Кластер»

Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.

Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

Обучающие работают со словарем и находят значение понятия «бытовая сказка»

Это был топор.

«Каша из топора»

Это не реально, но в сказках такое возможно.

Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.

Вдоволь - достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.

5. Первичное чтение текста

Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать,

А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?

Физкультминутка.

Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.

Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.

Ребята слушают и отвечают на вопрос.

Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»

6.Вторичное чтение текста

Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята, где происходили события этой сказки?

Кто является главным героем сказки?

Вы без труда дадите правильные ответы, если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.

Ребята читают сказку жужжащим чтением.

7. Первичная ступень анализа сказки.

Хорошо мы пожужжали и,конечно, всё узнали.

Где происходили события сказки?

А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке.

Все действия сказки происходят в деревне, в крайней избе.

Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

8. Вторичная ступень анализа сказки.

Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.

Почему он постучался именно в эту избу?

Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

Как обратился он к старухе?

Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? (прочитайте)

Как вы понимаете слово сирота?

Что придумал солдат?

Как он это сделал?

Какой был солдат, что вы можете про него сказать?

Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?

А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата.

Шёл солдат на побывку.(Выборочное чтение.)

Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.

А нет ли у тебя,хозяюшка, перекусить чего?

Он назвал её хозяюшкой.

С уважением,почитанием.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

Человека, который живёт один и никто ему не помогает, называют сиротой.

Он решил сам сварить кашу.

Он видел,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.

Он внимательный, сообразительный.

Она жадная, скупая.

Работая в парах, находят черты характера главных героев. (по карточке)

9.Обобщение прочитанного

Подведите итог: назовите основные черты характера героев.

Кто вам больше нравится и почему?

Как вы относитесь к старухе, к солдату?

Что бы вы посоветовали героям сказки?

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей.

А сейчас прочитайте пословицу.

Как понимаете слово «сметка»?

Как вы ее понимаете?

Мне нравиться неунывающи солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека.

Старуха мне не нравиться. Она жадная, умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.

Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку, а завтра помогут тебе.

Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными.

Дают свои ответы.

Метка дороже богатства.

Сметка – это смекалка.

Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

10. Вырази-

тельное чтение

А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией, жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 (на слайд) . Каким способом удобно читать сказку?

Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора.

Сколько человек для этого нужно?

С какой интонацией читает каждый герой сказки?

Аналогично ведётся работа по странице 45.

Чтение по ролям.

Слова солдата приветливо, с просьбой?

Слова старухи спокойно, без эмоции.

Дети читают, затем анализируют чтение.

11. Домашнее задание.

Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?

Чему учились на уроке?

Чему научились?

Что у вас получились? А что нет?

С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.

Дома чтение по ролям. Стр.44-46.и работа в рабочей тетради.

Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

Ответы детей.

Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»

Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

Ребята показывают карточки.

Ребята выходят из класса под музыку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Открытый урок по чтению. Сказка. «Каша из топора». 2 класс.
Цели:

    познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:

    Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

    Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

    Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. У мение работать в паре и в группах.

    Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя . 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника . 3. Учиться работать по предложенному учителем плану .
Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, презентация, рисунки детей к сказке «Лиса и журавль».

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество) - Назовите жанры устного народного творчества(народные песни, потешки, загадки, пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Дети читают различные жанры, ученики узнают какой жанр.

    Без хорошего труда нет плода. Терпенье и труд все перетрут. Кончил дело - гуляй смело. Любовь к труду - у людей на виду .(пословицы о труде)
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. (скороговорка)
    Солнышко- ведрышко,
Выгляни в окошко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! (потешка)
Маша, ля- ля,
На завалинке спала.
Две тетери прилетели,
Поклевали - улетели. (прибаутка)
- А с каким жанром мы познакомились на предыдущем уроке? (сказка)
А какого вида сказка? (о животных) Ученики рассказывают по рисунку, какой эпизод к сказке «Лиса и журавль они нарисовали, и почему им захотелось изобразить этот эпизод. III. Речевая разминка.
- Прочитать текст, записанный на слайде, и определите его жанр.(Это загадка) (слайд №1) Кланяется, кланяется, Придёт домой - растянется. (Топор) - Отгадайте загадку. -Научитесь её читать скороговоркой. - Что такое топор и для чего он нужен?
Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают И ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? (каша) – слайд №2 - Из чего можно сварить кашу? (из манной, овсяной крупы, пшеничной…)
- А можно ли из топора сварить кашу? (нет) -А герой нашей сказки смог это сделать, послушайте, как он сварил эту кашу.
IV . Словарная работа. ( слайд №3 )

Служивый- солдат, военнослужащий.

Побывка- приезд к кому- нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

Варево- горячее жидкое кушанье.

Чулан- помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить- прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл- большой металлический сосуд для варки каши.

Коли- если бы.

Этакую- такую.

Смётка – смекалка.(сообразительность)

V. Первичное чтение сказки учителем.

- Какое чувство вызвала у вас эта сказка? - Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку? - А кто автор этой сказки? Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра. - Назовите героев сказки. -Куда шёл солдат? (домой) - Почему он постучался, именно в эту избу? (крайняя) -Как старуха откликнулась на просьбу солдата?(прикинулась сиротой) -Что значит слово сирота?(обратимся к словарю- сирота- ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя) – слайд №3 - Что придумал солдат?(обмануть старуху) - Как он это сделал? (сварил кашу из топора)
VI.Физминутка.
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
VII.Закрепление изученного.
    Повторное чтение сказки.
- Обратите внимание, как герои общаются друг с другом.(Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям) - Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.) Как вы понимаете это выражение? Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?
2. Работа с пословицами. (по группам)
    Если сила не возьмёт, смекалка выручит. Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит. Доброе дело без награды не останется.(слайд №4)
- Составить пословицы из отдельных слов. - Один ученик у доски (Смётка дороже богатства) - Какая из пословиц больше всего подходит к нашей сказки? Докажите своё мнение.
VIII . Рефлексия.(слайд №5 ) -Выбери и продолжи любое предложение.
    На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за …… После урока мне захотелось…… Сегодня я сумел…..
IX. Итог урока.

-С какой сказкой познакомились?(«Каша из топора») К какому виду сказок она относится? (бытовая) Что вы узнали о бытовой сказке? (Главные герои- люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)

X. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям.

Деньги с момента их возникновения в человеческом обществе прочно вошли в нашу жизнь, поэтому и в русских народных пословицах и поговорках эта тема раскрыта широко. Самые меткие, яркие и понятные пословицы про деньги, о деньгах мы собрали на этой страничке. Подборка пословиц пригодится детям, школьникам для выполнения домашних заданий.

Оглавление [Показать]

5 пословиц о деньгах

  • Деньги – как вода: плывут неизвестно куда.

Пословицы о деньгах

(из сборника «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения», автор О. Д. Ушакова)

  • Хуже всех бед, когда денег нет.
  • В голове ветер ходит, а в кармане пустота бродит.
  • В одном кармане дыра, да и другой чинить пора.
  • Шевелись, чтобы денежки велись.
  • Деньги - гости: то нет, то горсти.
  • Деньги - не голова, дело наживное.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдёт.
  • Деньги - как вода: плывут неизвестно куда.
  • На дворе мороз, а в кармане денежки тают.
  • Денежки труд любят.
  • Деньги счёт любят.

Из сборника «Русские народные пословицы и поговорки»

(составитель А. М. Жигулев)

  • Трудовые деньги век кормят.
  • Деньги -пух: дунь на них, и нет их.
  • Деньги не щепки, на полу не подымешь.
  • Трудовая денежка всегда крепка.
  • Праведная денежка до веку живет.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Деньги не рожь: и зимой родятся.
  • Деньги приходят и уходят как вода.
  • Деньги не голова, наживное дело.
  • Бывает и то, что деньгам не рад.
  • Трудовая денежка - мозольная.
  • Деньги не щепки, счетом крепки.
  • Не было ни гроша, да вдруг алтын.
  • Считай деньги в своем кармане.

Пословицы на тему «Деньги»

  • Бережливость - не скупость.
  • Копейка к копейке - проживёт и семейка.
  • Всякая копейка кладётся на счёт: бережёная копейка рубль бережёт.
  • Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.
  • Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
  • Богатство - вода: пришла и ушла.
  • Добрая слава лучше богатства.
  • В богатстве сыто брюхо, но голодна душа.
  • Богатство с золотом, а бедность с весельем.
  • Богатством ума не купишь.
  • Через жемчуг слезы льются, а через золото слезы текут.
  • Мужик богатый, гребет деньги лопатой.
  • Богат, да крив; беден, да прям.
  • У него денег и куры не клюют.
  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
  • Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Работка грязна, да денежка бела.
  • Где работа, там и густо, а в ленивом доме- пусто.
  • Налегай пуще, будет каша гуще.
  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
  • Какова нажива, такова и прожива.
  • По работе и плата. По работе деньги.
  • По деньгам и работа.
  • Посеешь густо, не будет пусто.

Пословицы и поговорки про деньги

(из сборника «Русские пословицы и поговорки», автор М. А. Рыбникова)

  • Денежки, что голуби: где обживутся, там и поведутся.
  • Денежки, что воробушки: прилетят да опять улетят,
  • Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
  • Без денег везде худенек.
  • Хлебу-мера, слову - вера, деньгам - счет.
  • Счет дружбы не портит. Чаще счет - дольше дружба.
  • Денежки счет любят.
  • Трудовая денежка плотно лежит, чужая - ребром стоит.
  • Трудовой грош прочнее краденого рубля.
  • Есть рожь в амбаре - есть грош в кармане.
  • Береги денежку про черный день.
  • Кто копейки не хранит, сам рубля не стоит.
  • Кто копейки не щадит, тому и рубль нипочем.
  • Деньги - дело наживное.
  • Здоров буду и денег добуду.
  • Были бы мы, а деньги будут.
  • Денежки круглые - весь век катятся.
  • Деньги не в деньгах, а в делах.
  • Работочка черна, да денежка бела.
  • Копейка рубль бережет.
  • И гроши - деньги хороши.
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
  • На улице мороз, а в кармане деньги тают.
  • У нас денежки ведутся, как водица в решете.
  • Накопил, да черта купил.
  • Люди - всё, а деньги - сор.
  • Невелика цена - дешевле пареной репы.
  • На грош пятаков не дают.
  • Пожалел алтын - потерял полтину.
  • Пошел за большим, не жалей малого.
  • Денежки, как воробушки, в людях побывают и к нам прилетят.
  • В том ошибаются, кто за долгим рублем гоняется.
  • Лишняя денежка карману не в тягость.

Пословицы и поговорки со словом «Деньги»

(из книги «Энциклопедия народной мудрости», автор Н. Уваров)

  • Время деньгу дает, да на деньги времени не купишь.
  • Время дороже денег.
  • Деньга деньгу родит, а беда беду.
  • Деньгам законы нипочём.
  • Деньгам счёт, а хлебу мера.
  • Деньги – гость: сегодня нет, а завтра горсть.
  • Деньги – дело наживное.
  • Деньги – железо, платье – тлен, а кожа – всего дороже.
  • Деньги – зло и долгое оно.
  • Деньги - ключи от всех дверей.
  • Деньги – лучшее успокаивающее средство.
  • Деньги – не рожь: и зимой родятся.
  • Деньги ваши, стали наши.
  • Деньги глаза слепят.
  • Деньги идут к деньгам.
  • Деньги льнут к деньгам.
  • Деньги не пахнут!
  • Деньги, что навоз, сегодня нет, а завтра – воз.

10.10.2013 zagadky 66 комментариев

Баба з возу - кобыле легче. (Смысл пословицы в том, что если избавиться от ненужных людей, или ситуаций, то все будет только лучше.)

Бабка надвое сказала. (Смысл поговорки в том что, человек двояко и непонятно объяснил суть происходящего, или непонятно изложил ситуацию.)

Барская просьба - строгий приказ. (Смысл пословицы в том, что если ты зависишь от человека, то его просьбу невозможно не выполнить, так как ты от него зависишь.)

Беда на селе, коль лебеда на столе. (Русская народная пословица. Означает что если на столе лебеда(это сорт травы), то значит в селах неурожай и кушать кроме травы нечего.)

Бедному Кузеньке - бедная и песенка. (Раньше на Руси женихам пели песню с похвалами, чтобы представить перед невестой все его достоинства. Если жених был жадный, то на свадьбе ему пели песню не со всеми похвалами, в ответ на его жадность.)

Бедному собраться - только подпоясаться. (Русская пословица означает что бедному человеку очень легко собраться в дорогу, потому что брать нечего.)

Беды мучат, да уму учат. (Русская народная пословица. Означает, что когда пришла беда- это конечно очень плохо, но из каждой такой ситуации нужно делать выводы, чтобы не допустить повторения беды в дальнейшем. Неприятности учат человека, делать выводы, анализировать каждый свой поступок, чтобы не иметь больше неприятностей.)

Бежал от дыма и упал в огонь. (Русская пословица. Означает, что если бездумно спешить и торопиться в трудной ситуации, то можно только ухудшить положение.)

Бежит, словно под ним земля горит. (Поговорка. Означает, что человек очень быстро бежит конкретно в данный момент времени, либо просто в жизни бегает очень быстро, как олимпийский чемпион.) по просьбе Alice.

Без букв и грамматики не учатся и математике. (Пословица означает, что если ты не знаешь букв, то математику выучить практически не возможно, так как буквы - неотъемлемая часть математики, и без них математики не существовало бы.)

Без воды - земля пустырь. (Тут итак все понятно без расшифровки.))) Без воды ничего не сможет вырасти и выжить.)

Без году неделя. (Поговорка говорится, когда прошло очень мало времени, или возраст очень мал.)

Без дела жить - только небо коптить. (Пословица говорит о том, что каждый человек в жизни должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Если человек ничего в жизни не делает, то такая жизнь лишена особого смысла.)

Без денег сон крепче. (Русская пословица. Означает, что богатому человеку сложно сохранить свои деньги, всегда найдутся желающие их отобрать. А если их нет, то и отбирать нечего.)

Без меня меня женили . (Поговорка говорится, когда человек отсутствовал на каком либо действии или событии, а за него все решили другие.)

Без наук, как без рук. (Простая, но очень мудрая пословица. Означает, что если человек не будет учиться, не будет стараться получить новые знания, то в жизни мало чего достигнет хорошего.)

Без порток, а в шляпе . (Поговорка о человеке, который одел на себя новую красивую вещь, вместе со старыми некрасивыми штанами, обувью, или другой плохой старой одеждой.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

  • Сам смекай, где берег, где край.
  • Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
  • Счастье дороже богатства, смекалка обоих обманет.
  • Не то сметка, что бродит, а то сметка, что других водит.
  • Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
  • Догадка не хуже разума.
  • Смекай, что люди говорят.
  • Ты с бородой, да я и сам с усами.
  • Один мигает, а другой уже смекает.
  • Всякая слепая про себя смекает.
  • У него смекалки нет, так и ученье не далось.
  • Оттачивай слух и взор: тот победит, кто смел и хитер.
  • Хитрость и сметка помогают бить врага метко.
  • Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой.
  • Умному свистни, а он уже смыслит.
  • Смекалка во всяком деле выручит.
  • Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
  • Смекалка на войне помогает вдвойне.
  • Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
  • Чтобы рубить метко, нужна сметка.
  • На войне нужна закалка да смекалка.
  • Не всякая смекалка - находка.
  • Хитрость и смекалка - родные сестры.
  • У сметливого солдата и рукавица - граната.
  • Нужен не только ученый, но и смышленый.
  • Боец со смекалкой воюет и с палкой.
  • Русский солдат сметкой богат: умом порешит, штыком подкрепит.
  • Смекалистый силен втройне, он побеждает на войне.
  • Где смекнет боец, там врагу конец.
  • На как-нибудь воевать забудь, чтобы идти вперед - нужен расчет.
  • Бери сумку, штык, противогаз и смекалку в запас.
  • Оттачивай слух и взор - тот побеждает, кто смел и хитер.
  • Оттачивай сметку свою - она пригодится в бою.
  • Сам смекни, почем снетки, по том и маленькая рыбка.
  • Язык языку ответ дает, а голова смекает.
  • Пораскинь умом - возьмешь врага живьем.
  • Смекай, что люди говорят.
  • Ум да сметка - в бою лучшая находка.
  • Глупый киснет, а умный все промыслит.
  • Сам смекни, почем снетки, потом и маленькая рыбка.
  • Ты только свистни, а я и сам смыслю.
  • Где закалка, там и смекалка.
  • Если сила не возьмет, смекалка выручит.
  • Кто сметлив, тот и счастлив.
  • Смекалка - богатырь. (якут)
  • Сметливость лучше силы. (груз)
  • Смекалка и воду останавливает. (якут)
  • Сорок фашистов, двое нас да смекалка про запас. (белор)
  • Нет смекалки - нет и укрытия. (коми)
  • Где не возьмет топор, там возьмет смекалка. (якут)
  • Хоть и молод, да смышлен. (удм)
  • Смекалистый ошибку другого на ус намотает. (карел)
  • Нужно разум применить, где сила не возьмет. (укр)