Маки - рисуем пастелью. Поэтапное рисование пастелью - самое интересное в блогах Пастель художественная рисунки поэтапно для новичков

Для выполнения рисунка тюльпана используем простой карандаш средней твердости (НВ), цветную пастель (карандаши) STABILO CarbOthello , бумагу для рисования и тонированную бумагу для рисования пастелью. Изображение цветка выполняется поэтапно. Начинаем с выполнения рисунка-схемы на бумаге для рисования, прорисовываем детали цветка. Затем рисунок переводим на тонированную бумагу и на ней работаем пастельными карандашами. Можно продолжить рисунок и на белой бумаге, на которой начали рисовать.

На листе бумаги для рисования простым карандашом рисуем два овала. Один овал побольше - это будет цветок, второй поменьше - это будет бутон.

От овалов вниз проводим две наклонных линии - стебельки тюльпанов. От стебельков снизу вверх проводим две линии, там у нас будут листья.

В овалах в центре рисуем перекрещивающиеся линии лепестков, добавляем треугольники - это заостренные края лепестков. Добавляем толщину стебелькам.

Добавляем толщину листьям. Прорисовываем плавными линиями контуры лепестков цветка и бутона тюльпана.

В листьях добавляем линии загиба внутрь. Переводим рисунок на тонированную бумагу. Для чего заштриховываем обратную сторону бумажного листа с рисунком. Заштрихованной стороной прикладываем его к листу тонированной бумаги и, обводя контур рисунка, переводим изображение на тонированный лист.Легкими штрихами покрываем пастельными карандашами светло-зеленого цвета листья и алого цвета бутон и цветок тюльпана.

Специальной растушевкой или просто пальчиком растушевываем заштрихованную часть. Добавляем слой штриховки пастельными карандашами более насыщенных оттенков - ярко-зеленым и ярко-розовым.Усиливаем насыщенность цветового тона книзу, оставляя верхнюю часть посветлее. Слегка растушёвываем.

Пастельным карандашом белого цвета прорисовываем верхний край лепестков. Чуть растушёвываем контур цветков. Пастельным карандашом ярко-зеленого цвета прорисовываем контур листочков. Ярко-желтым цветом выделяем стебельки. Рисунок готов. Закрепляем его фиксативом или лаком для волос.

Пастель – это линия и цвет одновременно. Это мягкая и бархатистая фактура и тонкое сияние шелковистого материала. Она позволяет быстроту письма, мгновенную передачу идей и эмоций, легкость исправлений, полную непосредственность работы.

Пастель как художественный материал - это цветные брусочки спрессованного пигмента. Выпускаются в виде мелков или карандашей.

Бывает трёх типов: сухая, восковая и масляная. Все эти разные виды пастели нельзя использовать в одной работе.

«Плюсы» пастели:

  • Простота работы. По большому счёту вам нужна только бумага и мелки. Нет определённых технологий и правил работы этим материалом. Вы можете легко наносить цвет, смешивать и удалять.
  • Светостойкость. В отличии от других материалов пастель не выгорает на солнце, не тускнеет и не меняет свой цвет со временем.
  • Цветовые нюансы. Пастель даёт мягкие переходы из цвета цвет, ей легко изображать портреты, имеющие тонкие цветовые нюансы.
  • Бархатистость. Слой пастели даёт красивую бархатистую поверхность.

«Минусы»:

Вернее, один минус - незакрепленная пастель осыпается или смазывается. Ею нужно либо рисовать на шероховатой поверхности, либо сразу оформлять в раму под стекло. Закрепление поверхности пастели лаком приводит к изменению цвета.

Шедевры художников, выполненные пастелью (Ж.Лиотар, Э.Дега, З.Серебрякова)

Пастель для начинающих: технология материала

Вспомогательные средства

Большинство художников не применяют в пастели никаких вспомогательных средств: в этом одно из ее преимуществ. Правда, иногда, особенно в сложных, многослойных работах некоторые из так называемых mediums просто необходимы.

  • Вода, терпентин

В многосеансных этюдах для создания своеобразного подмалевка, художники наносят распылителем определенный объем воды, терпентина либо другого разбавителя на первоначальные слои пастели, что выравнивает их, обобщает и дает возможность дальнейшей работы, уточнений, избежания естественных в этом случае колористических потерь.

  • Фиксативы

В длительных работах, чтобы закрепить частицы пастели перед нанесением последующих слоев, художники распыляют на лист тонкий слой фиксатива. Они также покрывают фиксативом и завершенную вещь, чтобы предупредить осыпание и отслаивание пастели при обрамлении и транспортировке.

Но есть мастера – принципиальные противники фиксативов, поскольку последние «приглушают» цветовые валеры картины. Потребителю предоставлен выбор двух видов фиксативов в аэрозольных баллончиках – матовый и глянцевый.

Если вы решили ими воспользоваться, постарайтесь это делать весьма аккуратно. Лишний фиксатив непоправимо испортит работу.

Пастель для начинающих: о сновы для пастели

Хотя пастелью можно рисовать на любой поверхности, обычно работают на бумаге, картоне, иногда на холсте. Помимо прочности основа для пастели требует определенной фактуры.

  • Специальная бумага для пастели.

Для пастели подбирают бумагу с крупнозернистой фактурой, которая способствует лучшей адгезии ее слоев. Кроме белой существует множество цветной бумаги – цвета слоновой кости, желтовато-коричневая, серая, синяя, зеленая, фиолетовая и так далее. Цвет бумаги также важен, как оттенок подмалевка в других техниках живописи. Помните, что этот выбор довольно велик и необходимо постепенно испытать как можно больше сортов основы.

  • Акварельная бумага.

Для пастели подойдет любая акварельная бумага, но лучше всего бумага холодной прессовки. Если необходим подмалевок акварелью или акриловой краской, эта основа – лучший выбор, так как не всякая бумага одинаково хорошо реагирует на водоосновные грунты – вода вызывает деформацию их поверхности.

  • Бумага для угольного карандаша.

Некоторые ее виды (также как и недорогие сорта пастельной бумаги) довольно рыхлые, что делает их ненадежным материалом. Бумага для угольного карандаша обычно не имеет существенной фактуры, что ослабляет ее способность удерживать частицы пастели. Применяется для кратковременных этюдов.

  • “Наждачная” бумага.

Эта бумага покрыта мелкими частицами абразивного материала (как обычная наждачная), за счет которого она удерживает значительный объем пастели. Хотя в ней есть кислоты, популярность ее среди художников велика.

Изготовление «наждачной» бумаги

      1. Возьмите высококачественную, не содержащую кислот бумагу (включая акварельную), можно картон.
      2. Легко смочите ее обратную сторону. Это необходимо для предотвращения деформации, когда вы нанесете водный состав на лицевую сторону листа.
      3. Теперь флейцем обильно смочите лицевую сторону бумаги (или картона) заранее подготовленным составом:

        – 4 части акрилового геля.

        – 2 части состава для создания зернистой структуры (кремень, мраморная пыль или пемза).

        – 1 часть воды (объем может варьироваться).

      4. Дайте подсохнуть. Если результат не устраивает, повторите шаги 2 и 3. Если бумага все-таки покоробилась, положите лист лицевой стороной вниз на чистую ровную поверхность и смочите вогнутые места. Затем прижмите края бумаги и дайте ей высохнуть. Если лист не выпрямился, повторите весь процесс, используя меньший объем воды.

Есть еще один способ – воспользуйтесь приведенным во вставке рецептом, заменив акриловый гель акриловой грунтовкой. Мастихином или губкой нанесите смесь на бумагу. В результате получите превосходную фактурную поверхность, способную реагировать с пастелью в новом, неожиданном ключе.

  • Бумага для графики

Следует ознакомиться и с другими видами бумаги. В художественных салонах в наличии множество сортов. Лучший способ определить, подойдет ли предлагаемый вариант – почувствовать фактуру на ощупь. Вес бумаги варьируется в пределах 120 – 360 грамм/ кв. метр.

  • Ткани

Пастелью можно работать на тканях, например, холсте. Многие художники натягивают ткань на обычный подрамник. Некоторые натягивают ткань на жесткий картон, пользуясь акриловым гелем в качестве адгезийного материала.

Можно писать непосредственно на ткани или же покрыть ее слоем акриловой грунтовки. Если хотите сделать масляный подмалевок, грунтовка обязательна, поскольку масляная краска может повредить («сжечь») ткань.

Пастель для начинающих: инструментарий и аксессуары

За исключением, возможно, пылесоса, инструменты для работы пастелью просты и недороги.

  • Чертежная доска, клейкая лента и кнопки

Пастельную бумагу следует хорошо укрепить на твердой плоскости, например, чертежной доске, к которой клейкой лентой или кнопками прикрепляют бумагу. Иногда берут мягкий картон (типа Homosote), в который хорошо входят кнопки.

  • Кисти

В работе пастелью могут пригодиться и кисти. Например, упругой щетинной кистью легко удаляется ненужный фрагмент этюда (если он не зафиксирован). Акварельная кисть подойдет для смешивания красок, создания плавного перехода одного цвета в другой. Кистью при необходимости увлажняют участки бумаги.

Для удаления краски, исправления ошибок в пастели используются куски мягкой ткани: это может быть замша, куски бархата, но хлопчатобумажные тряпки подходят для этого как нельзя лучше, они всегда должны быть под рукой.

  • Наждачная бумага

Прикрепите рядом с работой кусок наждачной бумаги, чтобы время от времени затачивать мелок или карандаш (лучше положить ее в стакан, чтобы опилки осыпались на дно). Если вы пользуетесь пастельными карандашами, понадобится точилка. Можно взять нож или бритву, но точилка удобнее; только следует быть осторожным, чтобы не сломать хрупкий стержень пастели.

  • Растушка, ластик-резинка

Палочка для тушевки – крепко скрученный бумажный цилиндр, заостренный с обоих концов, необходимый для создания плавного перехода одного цвета в другой. Для удаления пастели художники пользуются резинкой-ластиком, слегка прижимая и постукивая им по поверхности бумаги (тереть ластиком, как при исправлении ошибок в карандаше, нежелательно!).

  • Пылесос, маски

Сделайте все возможное, чтобы предотвратить попадание пастельной пыли в дыхательные пути и легкие. Художники, постоянно работающие с пастелью, обычно устанавливают в мастерской специальные фильтрующие системы-вытяжки.

По крайней мере, можно воспользоваться пылесосом, расположив шланг у нижней части этюдника, для этого берут очень длинный шланг, располагая пылесос в другой комнате, чтобы не слышать звук работающего мотора. Авторов, работающих пастелью лишь время от времени, вполне устроит портативный ручной пылесос.

Иногда пользуются маской, которую можно приобрести в аптеках и художественных салонах. Она представляет собой бумажный фильтр, укрепляемый на голове с помощью резинки. Маски очень эффективны, хотя к ним нужно привыкнуть.

  • Этюдник

Подойдет практически любой этюдник, при условии, что будет возможность наклонить работу на себя – в этом случае частицы пастели будут осыпаться на пол или в лоток. Можно укрепить бумагу и в горизонтальном положении, но не забывайте время от времени собирать пылесосом пастельную пыль, которая может загрязнить цвета этюда.

  • Ящик для транспортировки

Для работы на пленэре понадобится специальный ящик с множеством отделений для хранения пастели. Ящики для пастели «Artbin» способны вместить от двух дюжин до более чем 100 пастельных мелков. К тому же они довольно легкие, имеют замки и ручку. Если вы приобретаете ящики с отделениями для пастельных мелков, обратите внимание на размер отделений.

Некоторые виды пастельных мелков, как, например, Schmincke толще остальных. Позаботьтесь о том, чтобы ящик был снабжен хорошим замком, иначе пастель может просто рассыпаться. Хотя огромный выбор пастели весьма соблазнителен, советую начинать с небольшого набора цветов основных мелков.

После выполнения нескольких зарисовок, у вас появится чутье на недостающие цветовые оттенки пастели (и марки).

Итак, подведем итоги.

Самый полный список материалов для рисования пастелью!

  1. Мягкая пастель – набор из 25 – 30 мелков.
  2. Твердая пастель – набор из 24 мелков.
  3. Пастельные карандаши – набор из 12 штук.
  4. Бумага: 45 х 60 см зашкуренная, 30 *45 см цветная пастельная бумага в наборе.
  5. Чертежная доска, достаточных размеров, чтобы разместить самый большой лист бумаги.
  6. Клейкая лента.
  7. Ткань, бумажные полотенца.
  8. Кисти – пара щетинных или упругих синтетических кистей для удаления пастели.
  9. Палочки для тушевки, tortillons.
  10. Ластик-резинка.
  11. Наждачная бумага.
  12. Точилка.
  13. Маска-повязка. Пылесос.

Материалы на усмотрение:

  1. Мягкая пастель – один или два мелка каждой марки – для сравнения продукции изготовителей.
  2. Баллончик матового фиксатива в аэрозоли.
  3. Мягкие кисти – для увлажнения пастели.
  4. Этюдник (для работы вне мастерской)
  5. Латексные перчатки.

Однако прежде, чем отправляться в художественный магазин, помните, что для начала вполне можно обойтись одним набором пастели, бумагой и … желанием рисовать:)

Буду признательна вам за вопросы и отклики на статью. Оставляйте в комментариях пожелания к тематике будущих мастер-классов по пастели!

Больше интересной и полезной информации о рисовании
от художника Марины Трушниковой

Вы найдете в электронном журнале “Жизнь в Искусстве”.

Получайте номера журнала на свой e-mail!

Пастель - чудесное «орудие» изобразительного искусства, позволяющее создавать удивительно искренние и живые картины. Существует великое множество техник работы пастелью, каждая из них может благополучно использоваться и отдельно, и в сочетании с прочими. Комбинируя разные техники рисования, удается добиваться новых изобразительных способов - выразительных и неординарных.

Выбирая технику работы пастелью, не стоит думать, что существуют какие-либо каноны рисования - «вот так рисовать правильно, а вот так - нет». Живопись - вещь свободная, творческая, она любит полет фантазии и требует вдохновения. Главное, в рисовании пастелью - делать то, что нравится. И делать - с удовольствием.

1. Рисование кончиком пастели. Учтите, что пробуя разные техники работы пастелью, нужно работать брусками разной мягкости. Каждая пастель - твердая, мягкая, полумягкая, дает разный результат. То же относится и к разным маркам этого изобразительного материала. Рисование кончиком пастельного мелка - самый простой способ создания рисунка. Брусок держат в руках подобно карандашу. Создаваемая линия точно повторяет каждый жест художника. Меняя давление на мелок, можно изменять толщину создаваемых линий. Жмете сильнее - больше пастели остается на бумаге. Чтобы линия была тонкой, старайтесь максимально смягчить нажим. Рисуя, работайте всей рукой, а не одним запястьем - рисунок получится более свободным.

2. Рисование краем пастели. Эта техника работы пастелью хороша для быстрой работы, когда нужно закрасить большие участки. Чтобы работалось удобнее, разломите брусок посередине. Но будьте бережливы, помните - самый маленький мелок пригодится для рисования. Регулируя нажим, удается создавать участки разной структуры. Пастель со стершимися сторонами можно использовать для рисования тонких линий - ее острые края как раз подойдут для нанесения тонкой штриховки. Эта техника рекомендована при работе с мягкими и полумягкими пастелями.

3. Штриховка: простая и пересекающаяся. Если вам доводилось рисовать обычными карандашами, вы уже знакомы с этой техникой. Работа пастелью сводится к созданию близко расположенных, параллельных линий. Такой способ рисования больше подходит для твердых пастельных палочек и пастельных карандашей. Рисуя второй слой линий - обычно, его наносят под углом 90 градусов по отношению к предыдущему, получают пересекающуюся штриховку. Применяя штриховку, можно вволю поэкспериментировать над цветом и тоном рисунков. Меняя направление линий, удается добиваться ощущения объемности изображаемых предметов.


4. Растушевка (смешивание). Пастель нельзя смешать заранее - до нанесения на бумагу. Чтобы смешивать цвета, применяется растушевка. Техника работы пастелью, предполагающая создание плавных переходов от цвета к цвету, может быть реализована двумя способами. Можно просто размещать цвета в непосредственной близости, а можно смешивать пастель прямо на бумаге. Растушевку можно делать с помощью каких-либо подручных инструментов или просто пальцем. Можно одеть перчатку, чтобы защитить руки от краски. Большие участки можно растушевывать стороной ладони, мелкие - ватой, куском бумаги, ластиком и прочими подходящими предметами. Чтобы не навредить рисунку, растушевывая пастель, старайтесь придерживаться следующих правил:
. Используя для смешивания цветов палец или всю руку, обязательно очищайте ее время от времени. Иначе вы неосторожно загрязните работу. Самый простой и удобный вариант - иметь под рукой упаковку влажных салфеток.
. Бруски пастели после использования можно вымыть, а загрязненный слой на конце убрать при помощи точилки.

5. Сграффито (от итальянского sgraffito — царапать). Данный метод включает процарапывание одного цвета для того, чтобы показать нижний цвет, лежащий под верхним. Он чем-то напоминает процарапывание через слой чернил, однако там можно проводить лишь линии белого цвета на черном фоне, а масляная пастель дает возможность получать более разнообразные цветовые эффекты.

Эта методика является одной из многих, которые были позаимствованы из живописи с использованием масляных красок. Сам Рембрандт зачастую процарапывал основанием кисти влажный слой масляных красок, чтобы передать фактуру деталей кружева, расположенного на воротнике, или волосков на лице.

Хотя техника может также использоваться для иных изобразительных средств, в особенности цветных карандашей. Она почти идеально подходит для использования с масляной пастелью, поскольку ее можно положить относительно толстым слоем, который будет оставаться достаточно сырым, чтобы его было легко удалить острым орудием.

Выполненные в технике сграффито рисунки должны быть заранее продуманы. Данный метод не сочетается с импровизацией — необходимо постоянно держать в памяти конечный образ рисунка, тщательно планируя последовательность наложения слоев, каждый свой шаг.

Первый этап — покрытие бумаги достаточно плотным слоем цвета, сильно вдавливая его в полотно (при желании, для первого слоя можно использовать акварель, акриловые краски либо чернила).

Второй слой ложится более свободно, таким образом, чтобы его можно легко удалить каким-то острым инструментом, к примеру, ремесленным ножом. Чтобы рисовать более толстые линии можно попробовать ручку кисти.

Полезный совет процарапывание выйдет более удачным, если Вы будете работать темным по светлому, так как масляная пастель отличается ограниченной покрывающей способностью, а значит находящийся сверху бледный цвет «утонет» в более темном цвете основы. Добиться разнообразия можно путем применения нескольких цветов для одного из слоев рисунка.

Процарапывание — это превосходный метод, так как работая масляной пастелью невозможно добиться настолько тонких линий.

6. Украшение. Эта техника работы пастелью, по сути, является разновидностью штриховки, выполняющейся путем кратких, точечных ударов. Получается своеобразная живописная вибрация, похожая на scumbling (лессировка, покрытие полупрозрачными красками). Благодаря подобному украшению, цвета смешиваются оптически - глазами, а не на бумаге. Методика наконечника весьма часто используют для передачи переливчатости тканей, перьев, атмосферных эффектов, использующих игру света.

Как научиться рисовать масляной и сухой пастелью начинающему живописцу? В первую очередь важно усвоить, что основа техники — тесный контакт рук с бумагой. Штрихи, наносимые на полотно, мягко растушевываются, создавая целостную и неповторимую картину, удивляющую своей глубиной и сочностью. Изобразить на холсте можно что угодно — от классики до импрессионизма.

История техники

Рисование сухой пастелью как вид искусства появился еще в далеком 15 веке с подачи известного художника и ученого Леонардо да Винчи. Мастер рисовал картины мелом из чистого пигмента. Многие творцы эпохи возрождения тоже применяли подобную технику. Например, Морис де Ла Тур, Джон Рассел, Жан Этьен Лиотар, Энгр. В сочетании с гуашью или акварелью мел помог создать потрясающе живые пейзажи и натюрморты.

Типы пастели

Новичку сложно самому определить, какая пастель для него лучше — масляная или сухая. Поэтому уроки рисования для начинающих обязательно начинаются с вводного курса, на котором мастер рассказывает о типах художественного материала.

Какой бывает пастель:

    Концентрированная сухая. Сухой мел легко растушевывается и стирается ластиком, можно изменять тональность линий, делать четкие штрихи.

    Масляная. С ней работают прежде всего профессионалы. Материал требует отточенной техники.

    Восковая. Восковые мелки лучше всего подойдут новичкам. К ним легко «приспособиться», картины получаются яркими и выразительными.

На какой бумаге лучше рисовать пастелью

Пастель требует особой фактурной поверхности, которая способна удерживать пигменты краски. Какая бумага для пастели лучше — вопрос спорный, но опытные живописцы рекомендуют выбирать листы с небольшой зернистостью. Тогда картины будут «глубокими», и ваши труды сохранятся надолго.

Бумага для рисования пастелью:

    Mi-Teintes от Canson. Выполнена из проклеенного текстиля, имеет нейтральный уровень pH и мягкую, шелковистую поверхность. На такой бумаге можно рисовать углем и мелом.

    Энгр. Прессованная бумага. Имеет плотную структуру и продается в широкой цветовой гамме.

    Велюровая и наждачная бумага. Отличаются мягкой структурной поверхностью, на которую хорошо ложится пигмент.

    Sansfix. Производится из частичек коры пробкового дерева, не требует применения фиксатора.

    Charcoal. Изготавливается из специального угольного состава, имеет шершавую поверхность. Очень удобна для пастельных набросков.

На какой стороне бумаги рисовать масляной пастелью? Обычно художники используют гладкую сторону, на которой идеально смотрятся мазки. Для работы с сухой пастелью подойдет велюровая бумага или Mi-Teintes с тканевой структурой.

Стереть пастель с бумаги сложнее, чем карандаш или уголь. Лучше всего вносить исправления на ранних стадиях создания рисунка. Избыток пигмента можно стряхнуть с поверхности холста с помощью толстой кисти. Рекомендуем обзавестись ластиком-клячкой — он поможет осветлить и аккуратно скорректировать пастельные и угольные рисунки. Стоит канцелярская принадлежность недорого, при этом удаляет загрязнения с кальки и пленки, имеет легко очищающуюся резину и не размазывает рисунок.

Как фиксировать рисунки

Второй этап обучения технике — научиться фиксировать рисунки. Мелки при работе осыпаются. Это может существенно сказаться на качестве картины, поскольку некоторые цвета плохо впитываются бумагой. Фиксирование бывает порой единственным способом сохранения яркости цвета. Линейные рисунки, которые не имеют слоев, можно обработать с одной стороны специальным аэрозолем или водой из пульверизатора.

Дополнительные инструменты для работы

Кроме мелков для творчества понадобятся дополнительные инструменты: бумажный скотч, который приклеивается к мольберту, ватные палочки для растушевки труднодоступных мест, точилка, канцелярские ножи для пастельных карандашей, ластики для удаления пигмента мелков с бумаги, а также влажные салфетки для чистки рук.

Пастельные наброски нужно делать в живописной манере, штрихи следует наносить не произвольно, а по форме. Тогда произведение будет отличаться объемом и выразительностью. Важно, чтобы блики ложились на основной фон. Для этого сначала нанесите более темный тон и аккуратно его растушуйте, а затем более светлый.

Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.

Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы. К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.

От классики к импрессионизму

История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи. Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста. Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».

Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.

Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.

Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.

В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.

Виды пастели для рисования

Пастельные мелки бывают трех видов:

  • сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
  • масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
  • восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;

Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.

Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой. Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры). Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания.

Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.

Пожалуй, единственный минус этого материала – необходимость соблюдения определенных условий хранения пастельных работ (это не касается восковой пастели). А именно:

  • работу необходимо вскрывать фиксатором, иначе со временем она осыплется;
  • если вы хотите повесить пастельный рисунок в интерьере, он должен быть помещен под стекло или пластик, и лучше всего там, где его не достанут солнечные лучи;
  • для хранения работ нужно завести папку, в которой каждый рисунок будет переложен листом кальки, либо можно изначально пользоваться специальным альбомом для пастели.

Что нужно для рисования пастелью

Планшет или мольберт

Рисуя пастелью, удобно располагать лист бумаги вертикально либо под наклоном. Так будет намного легче оценить общую картину, а также проще переносить линии с натуры (натюрморта или портрета) на бумагу. Поэтому удобнее всего обзавестись мольбертом либо планшетом, который можно опереть о стол или спинку стула.

Пастельные мелки

Качественную пастель нельзя назвать дешевым материалом, однако при рациональном использовании одного набора хватит надолго. К тому же начинающим художникам не стоит гнаться за количеством цветов – 12-15 будет вполне достаточно. Выбирая материал в магазине, обычно его можно попробовать – хорошая пастель должна ложится на бумагу бархатистым слоем, не оставляя мелких крошек на поверхности бумаги, и хорошо растушевываться.

Бумага для рисования

Кроме пастельных мелков, потребуется тонированная рифленая бумага – она позволит максимально использовать возможности мелков. Можно приобрести и готовые альбомы для пастели – в них обычно находится бумага 4-5 цветов (обычно это неяркие светло-коричневые, серые, терракотовые цвета), а после каждого листа бумаги идет лист кальки. Рисуя допустимо оставлять незаполненные цветом фрагменты – можно «сыграть» на этом, подобрав бумагу такого же цвета как один из изображаемых объектов. Пользуясь таким приемом вы создадите эффект профессионального владения материалом.

Кисти и губки

При желании можно использовать плоские кисти или кусочки губки для растушевки, однако на начальном этапе предпочтительнее пользоваться пальцем – так вы сможете «почувствовать» материал и понять, как добиться нужного эффекта.

Фиксатор

Пастельные рисунки нужно обязательно вскрывать специальным лаком из пульверизатора.
Но можно воспользоваться и лаком для волос. Вскрывать работу нужно держа распылитель на расстоянии 30-40 см от поверхности.

Особенности техники

Хотя рисунок пастелью чаще классифицируют как графику, этот материал можно использовать и в чисто живописной манере.

Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета. Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.

Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.

Работать над рисунком нужно равномерно – не стоит браться за что-то одно. Вначале стоит слегка прокрыть все светлые места, затем темные, самые активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. В процессе рисования с натуры нужно постоянно сравнивать тон предметов: предмет белого цвета не обязательно должен быть самым светлым.

Рисуя пастелью, как, впрочем, и любым другим материалом, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; то, что находиться вдалеке (на пейзаже) по тону должно быть холоднее, чем то, что на переднем плане.

Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание), либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание). Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши.

Рисование масляной пастелью позволяет добиться особо ярких цветов. Этот материал очень мягкий, немного «жирный» и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Поэтому, к масляной пастели лучше обратиться уже после того как вы освоите основы рисования сухой.

Пастель материал очень «благодарный» – недостатки мастерства выгодно скрываются эффектным видом готового рисунка. Также не составит труда для начинающего художника найти свою особую манеру рисования. Пастельные работы, даже самые простые, хорошо смотрятся в интерьере.

Если вы увлечены , то обязательно познакомьтесь и с другими техниками: , . Все они могут не только радовать, но и приносить от продаж готовых работ, став хорошим подспорьем для семейного бюджета.