Составьте загадку о ландыше. Загадки про ландыш для детей и взрослых.

Другие дипломы по предмету Педагогика

руках. Что в нем особенного? Назовите его главные признаки. (Много цветков на одном стебельке, вкусно пахнет, душистый, цветочки бывают только белые).

Итак, главные признаки цветка, на которые сразу обращаешь внимание, как только берешь его в руки, - душистый, много цветочков на одном стебельке, все цветочки белые.

Вы назвали все признаки. Но у нас нет еще одной важной детали, нужной в загадке. Какой? (Мы не говорили, на что похожи цветочки ландыша)

На что похожи цветочки ландыша? (На горошки, на шарики, на фонарики, на чашечки, на колокольчики, на бубенчики) Все записывается на доске.

  1. Сочинение загадки

С чего начнем, с чем будем сравнивать? (С горошками)

Назовем признаки этих горошков. Какие они? (Белые, душистые)

Вот и первая строчка загадки: Белые душистые горошки…

Нужны еще какие-то признаки. О чем нужно сказать? (О стебельке)

На что он похож? (На ниточку, на ножку)

Вот это уже хорошо: горошки на ножке. Но надо горошки как-то прикрепить к ножке. Подыщите новое слово. (Качаются, висят, растут, сидят)

Предлагайте вторую часть загадки. (Растут на одной ножке, висят на одной ножке, висят на зеленой ножке)

Вот у нас получилась загадка: Белые душистые горошки висят на зеленой ножке.

Учитель дописывает загадку на доске, а дети выбирают понравившийся им вариант и записывают его в тетради.

Вы говорили, что цветки ландыша похожи не только на горошки, но и на шарики. Попробуйте указать признаки шариков. Какие они? (Белые, душистые)

Начнем загадку: Белые душистые шарики…

Ученики предлагают варианты типа висят на стебельке как фонарики.

Сравним с бубенчиками. Бубенчики это не металлические шарики. Когда их потрясешь, они звенят.

На какие признаки нужно указать, сочиняя загадку? (Белые, душистые, как будто звенят) А теперь сочините самостоятельно свою загадку.

Результаты самостоятельного сочинения загадок:

Белые душистые бубенчики на стебельке висят,

Белые бубенчики от ветерка звенят.

Белые душистые бубенчики на одной ножке висят

И неслышно звенят.

Белые душистые бубенчики на зеленой ножке висят,

нежно, весело звенят.

Возможен и другой вариант. Для того чтобы младшие школьники могли правильно составлять загадки, им необходимо знать важные признаки загадок. Для этого каждому ученику раздаются памятки.

Памятки к работе над загадками

  1. Загадка малое по форме (размеру) литературное произведение.
  2. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Скрытый вопрос Никого не обижает, а ее все толкают (Дверь)

Работа с загадками на уроках русского языка и чтения.

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности, Ис-тинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» - писал К. Г. Паустовский. Эти слова помогают точно выявить ту связь, которая су-ществует между преподаванием родного языка в школе и патриотическим, нравственным воспитанием учащихся. Воспитание на уроках русского языка можно считать успешным лишь в том случае, если у младших школьников появится интерес к родному языку, желание хорошо владеть им, если они бу-дут проявлять неприязнь к любой ошибке и внимание к каждому слову, если у них появиться «вкус» к яркому точному выражению мысли, иначе говоря, если на уроке будет царить атмосфера уважительного отношения к языку.
Что бы решить эту задачу, нужно постоянно наблюдать за использова-нием средств языка мастерами слова, а также наблюдать за речью учащихся, поиски, коллективные и самостоятельные, нужного, наиболее удачного язы-кового средства или выбор его из предложенного ряда синонимов, сбор и анализ речевых погрешностей и ошибок, упражнения детей в словесном творчестве.
Среди речевых упражнений особое место занимают те, которые требуют от учеников создания собственных высказываний, т.е.упражнения творче-ские. К ним относятся прежде всего сочинения школьников. При их выпол-нении у ребенка оттачивается умение пользоваться словом, закрепляется на-вык внимательного, вдумчивого отношения к языку, бережного общения с ним. Поэтому очень важно, чтобы сочинения проводились в атмосфере большой заинтересованности учащихся, их творческой активности, в атмо-сфере, побуждающей к поиску средств правильной, богатой, точной, вырази-тельной речи.
В начальных классах дети пишут сочинения и на основе непосредствен-ного, жизненного, личного опыта, и на основе приобретенного через другой источник – картину, литературное и музыкальное произведение, и т. д. Дети пишут сочинения разных жанров – сказки, рассказы, сочинения, носящие ха-рактер описания, повествования, рассуждения или включающие в себя соче-тание этих элементов.
Но при всем разнообразии школьных сочинений нельзя считать, что в практику обучения введены все возможные их разновидности. Так, для при-общения к словесному художественному творчеству таит в себе такой жанр сочинений, как загадка.
Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо пред-мета или явления. Сочинение таких «поэтических описаний» полезно и по-сильно для детей.
Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предмет-но. Сочиняя загадку, они и получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в во-ображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники еще не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому прове-дение наблюдений на начальных этапах обучения предлагается внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом внешне легко вос-принимаемым. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подго-товки ребенок учится рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявлять его отличительные признаки.
Другой аргумент в пользу загадки как жанра школьного сочинения свя-зан с особенностями ее строения. Как известно, загадка обычно предлагает либо замену одного предмета другим, близким, похожим по каким-то при-знакам или действиям, либо описание признаков (действий) скрытого пред-мета. Иначе говоря, загадка – это всегда образ, в основе которого лежит ме-тафора, олицетворение, метонимия, перифраз. Эта особенность загадок по-зволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение ми-ра, а следовательно, и образность речи.
Есть еще одно достоинство рассматриваемого жанра: загадка – это так называемая малая форма словесного поэтического творчества, т. е. это всегда короткое произведение, что весьма значимо для младшего школьника, осо-бенно в первый год обучения, когда ему доступен для записи лишь текст не-большого объема.
Какова же методика обучения сочинению загадок? Работа на уроке про-водиться в несколько этапов.
Первый этап – отгадывание загадок с целью понять, как строится произ-ведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей при-влекается к двум особенностям загадок: 1) называется не сам предмет, а дру-гой похожий на него, 2) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа, естественно, используются такие за-гадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо.
Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похо-жий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
Третий этап – собственное сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок – этой особенностью жанра можно пренебречь, хотя, как показывает практика, младшие школьники охотно и достаточно ус-пешно облекают свои загадки в рифмованную форму.
В качестве примера предлагаю рассмотреть фрагменты моих уроков обучения сочинению загадок, которые проводились в 1-2 классах МБОУ «СОШ №2»города Альметьевск.
1. Отгадывание загадок
- Все вы умеете и любите отгадывать загадки. Сегодня вы сами попро-буйте сочинить свои загадки. Что для этого нужно сделать? (нужно понять, как «устроена» загадка). Отгадайте загадку:
Не огонь, а греет.
Не лампа, а светит.
Как мячик, круглое.
Как тыква, жёлтое. (Солнце)
- Как вы догадались? Как узнали? (Солнце греет, светит)
- А чем оно похоже на мяч, на тыкву? (Оно круглое, желтое)
- Сделайте вывод. (сам предмет не называется, а называется предметы похожие на него)
- Вот оказывается, что особенного в загадке в нем или совсем не называ-ется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой, похо-жий на него. Отгадывая загадку. Мы обращаем внимание на признаки пред-мета. Проверим этот вывод. Отгадайте еще одну загадку:
Удивительное солнце:
В этом солнце - сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких ребят.
Работа проводится по тому же плану, что и в первом случае: дети отга-дывают загадку (подсолнух), затем дают обоснование отгадке, в конце учи-тель подтверждает, что и в этой загадке назван не сам предмет, а другой, по-хожий, дети находят отгадку по признакам этого предмета.
2. Наблюдение
- Теперь вы знаете как устроена загадка, попробуйте сочинить свою за-гадку. Я предлагаю вам сочинить свою первую загадку вот об этом… (На доске рисунок ландыша) Что это? (Цветок)
- Посмотрите внимательно на рисунок. Какой это цветок? (Ландыш) Вы наверняка держали в руках эти цветы. Назовите его главные признаки. (Мно-го цветочков на одном стебельке, хорошо пахнет, душистый, цветочки быва-ют только белые)
- Итак, главные признаки цветка, на которые сразу обращаешь внимание, как только берешь его в руки – душистый, много цветов на одном стебельке, все цветочки белые.
- На что похожи цветочки ландыша? (На горошки, шарики, фонарики, чашечки, колокольчики, бубенчики)
Запишем все эти признаки на доске.
- С чего начнем, и с чем будем сравнивать? (С горошками)
- Назовем признаки этих горошков. Какие они? (Белые, душистые)
- Вот и первая строчка загадок: «Белые душистые горошки...»
- О чем еще можно сказать? (О стебельке)
- На что он похож? (На ниточку, ножку)
- Получается: горошки на ножке. Но надо горошки как-то «прикрепить» к ножке. Подыщите нужное слово. (Качаются, висят, сидят, растут) Запись на доске.
-Предложите вторую часть загадки. (Висят на одной ножке, растут на одной ножке, висят но зеленой ножке) Выберете нужное предложение.
- Вот у нас получилась загадка: «Белые душистые горошки, висят на зе-леной ножке».
Возможен и любой другой из предложенных вариантов. Учитель запи-сывает на доске загадку, а дети выбирают понравившийся им вариант и запи-сывают его в тетрадь. На этом этапе не следует забывать о предупреждении орфографических ошибок – ученики должны пользоваться сделанными на доске заготовками как справочным материалом.
Детей не следует ограничивать требованием использовать только те сло-ва, которые записаны на доске; пусть свободно работает их мысль и фанта-зия. Для предупреждения же орфографических ошибок целесообразен такой прием: учащимся разрешается пропускать те буквы, в написании которых они сомневаются. На месте пропущенной буквы дети ставят точку, а на соот-ветствующей строке, чтобы нужное место не было потеряно, - знак вопроса. Учитель проходит по рядам и либо молча вписывает в тетрадь нужную букву (если орфограмма на неизученное правило), либо обращает внимание ребен-ка на запись на доске (если слово было записано на доске), либо предлагает подумать (если слово на известное правило).

Использование такого приема не только позволяет предупредить ошибки или уменьшить их число, но и способствует развитию орфографической зор-кости у младших школьников. После проведенной самостоятельной работы загадки анализируются.
Сочинение загадок может быть продолжено дома и на последующих уроках. При этом важно иметь в виду, что предлагая детям сочинения-загадки, нужно тщательно продумывать тему загадки, а выбирая объект для сочинения этого жанра, следует помнить о том, что предмет должен быть хо-рошо знаком детям.
Сочиненные детьми загадки необходимо не только зачитывать, но и ана-лизировать. Постепенно ученики приходят к мысли, что они не просто раз-влекаются, а учатся, осваивают определенный жанр сочинений, который имеет свои законы, выдвигает свои требования. Работая над загадками дети приобретают соответствующие умения: выделять самые существенные при-знаки предмета, сравнивать его с другими, похожими, находить наиболее точные, выразительные словесные средства и т. п. Именно с этих позиций и следует анализировать детские загадки.
Хочу так же представить вам неудачные загадки о колокольчике, кото-рые составляли мои ученики. Например, загадка о колокольчике. В ней не указаны отличительные признаки этого цветка цвет, форма. «Много цветов в лесу, но этот цветок я люблю. Он песню нам поет и в лес за собой зовет». За-гадку трудно отгадать, так как названные признаки не специфичны для коло-кольчика.
Возможен еще один вариант работы над сочинениями-загадками: пре-вращение в загадку описательного художественного текста. В этом случае признаки предмета заданы в тексте, ученики должны увидеть их и, восполь-зовавшись ими, придумать загадку.
Представляю вам пример из моего опыта работы.
- Прочитайте два текста, записанных на доске: 1) Очень хороши и краси-вы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отрази-лась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на чистый голубой ковер разросшихся у ручья…
2) Словно глазки, из межи – глазки девочки-малютки – кротко смот-рят…
- Какое же название нужно вставить в конце каждого отрывка? (Неза-будки).
- Вы прочитали два текста о незабудках. Можно ли их назвать загадка-ми? Почему? (Нет, потому что они построены не по правилам загадок. В за-гадках предмет не называется, а здесь он назван.)
- Есть ли в этих текстах что-нибудь общее с загадками? Что? (В них, как и в загадках красочно рисуется цветок, говорится о самых ярких признаках цветка: о том что они голубые, маленькие, что они растут у воды. Во втором тексте сказано, на что они похожи.)
На основе этих текстов дети самостоятельно могут сочинить загадки о незабудках. Например: «Растет у ручья стебелек, на нем голубенький глазок» и т. п.
Второй вариант работы над загадками имеет свои преимущества перед первым: дети учатся пристально всматриваться в художественный текст, быть внимательными к каждому авторскому слову, чувствовать точность, красоту слова. При этом, выбирая слова из текста и пользуясь ими в собст-венном высказывании, они не просто запоминают их и воспроизводят в своей речи, а работают с ними творчески. Вместе с тем этот вариант сочинений-загадок предлагает меньшую свободу учащимся, чем первый: дети ограни-чены в выборе признаков предмета рамками предложенного текста. Вот по-чему методически целесообразно чередовать первый и второй варианты обу-чения сочинению загадок. Последовательность их определяется в зависимо-сти от возможностей класса.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • Познакомить учащихся с загадкой – разновидностью художественного описания.
  • Учить отбору признаков для загадки, сочинению загадок.
  • Совершенствовать навык каллиграфического письма.

2. Развивающие:

  • Способствовать речевому развитию младших школьников, развитию внимания, наблюдательности, памяти, мышления.
  • Расширять кругозор младших школьников.
  • Работать над развитием орфографической зоркости.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к уроку, самостоятельность.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока;
  • Видеофрагмент;
  • Картинка с изображением ландыша;
  • Листы с заданиями (редактирование текста, составление загадок).

Ход урока

I. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Чему мы уже учились на уроках развития речи?

Д.: Мы учились составлять из слов предложения, из предложений тексты, писать изложения.

– Ребята, отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

– Кто это?

Д.: Весна.

– Какое сейчас время года? Весной пробуждается природа ото сна, появляются первые весенние цветы.

Чтение стихотворения учителем С. Маршака "Ландыш".

– Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Ландыш – в переводе с греческого – "цветущий в мае".

Картинка ландыша.

– Ребята, давайте сочиним загадку про ландыш. Почему у вас ничего не получается?

Д.: Мы не знаем как это делается.

– А хотите научиться сочинять загадки? Как вы думаете, каковы тема сегодняшнего урока по развитию речи?

Д.: Сочинение загадок.

– Чему бы будем сегодня учиться на уроке?

Д.: Сочинять загадки.

– Правильно, чтобы потом вставлять эти загадки в художественные тексты и сочинения.

Слайд 1, тема урока.

– Загадка – это замысловатый вопрос, требующий разрешения. И у каждой загадки есть разгадка.

– Какие стили речи вы знаете?

Д.: Деловой, разговорный, художественный.

– К какому стилю относится загадка? Почему? Как вы думаете, легко ли сочинять загадки?

II. Знакомство с устройством загадки.

а) – Ребята, отгадайте загадку: "Я шарик пушистый, белею в поле чистом,

А дунул ветерок, остался стебелёк". Что это?

Д.: Одуванчик.

– Как вы догадались? В загадке называется предмет, о котором идет речь? Называется другой, похожий на него. Что еще помогает нам отгадать загадку?

Д.: Признаки данного предмета.

– Как звучат последние слова строк?

Д.: В рифму.

Слайд 2, картинка одуванчика.

б) – Ребята, давайте проверим наш вывод и отгадаем еще одну загадку: "Выросло из зернышка золотое солнышко.

Голова его крупна, черных семечек полна".

– Что это такое?

Слайд 3, картинка подсолнуха.

в) – Отгадайте эту загадку: "Много цветов в лесу, но этот цветок я люблю. Он песню нам поёт и в лес за собой ведёт".

– Что это за цветок? Почему трудно отгадать эту загадку?

Д.: Нет главных признаков этого растения.

– Ребята, как же устроена загадка?

Слайд 4, "Как устроена загадка".

III. Упражнения в сочинении загадок.

Слайд 5, картинка ландыша.

  • Редактирование текста (текст у детей на листках).

Цветёт ландыш майскою порой
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

– Ребята, это загадка?

Д.: Нет.

– Почему? Как сделать из этого стихотворения загадку? Зачеркнем слово ландыш, напишем слово он.

– Ребята, подчеркните основные признаки ландыша.

  • Чтение стихотворений детьми о ландыше.

– Слушайте внимательно стихи, запоминайте все детали: с чем сравниваются цветки ландыша, на чем они растут. Это нам пригодится при сочинении своих загадок.

Как горошинки резные
На высокой ножке,
Ландыши цветут лесные
Прямо у дорожки.
Колокольчиками белыми
Усыпан стебелёк.
Среди яркой зелени
Тайны островок.

Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки –
Белые цветочки-крошки.
Запах нежный, ароматный,
И душистый, и приятный...
Только брать в букет не стоит
Украшение лесное –
Ландыш, – он красив на вид.
Но, представьте, – ядовит!

  • Сочинение загадок про ландыш.

– Ребята, давайте назовём главные признаки этого растения. На что похожи цветочки?

Д.: На горошки, шарики, фонарики, чашечки и т.д

– Какие они?

Д.: Белые, душистые, нежные, ароматные.

– Что они делают?

Д.: Висят, растут, сидят, звенят, качаются.

– На чем они растут?

Д.: На ножке, на верёвочке, на ниточке, на стебельке, на палочке, на шнурочке.

Опорная таблица на доске.

Прилагательные Существительные Глаголы Существительные
Белые горошки висят на ножке
Душистые фонарики растут на верёвочке
Ароматные шарики сидят на ниточке
Нежные бубенчики качаются на стебельке
чашечки звенят на палочке
колокольчики на шнурочке
звоночки на веточке
бусинки

– Ребята, давайте поиграем в рифму: горошки – ... (на ножке), шарики – ... (фонарики), звоночки – ... (на шнурочке).

– Ребята, давайте соберем загадки из слов и запишем их в тетрадь.

(две загадки ребята записывают в тетрадь)

Слайд 6, загадки.

Физминутка.

  • Самостоятельное составление и запись загадки.

– Ребята, составьте загадки из двух частей, а понравившуюся запишите в тетрадь (ребята работают на листах).

Чтение трех загадок, объяснение пропущенных орфограмм.

  • Итог основной части урока.

– Ребята, чему мы учились сегодня уроке? Как устроена загадка? Кому сегодня было интересно работать на уроке? Почему?

IV Закрепление знаний.

– О ландыше люди сочинили не только стихи, но и написали песни. Послушайте известную песню "Ландыши", которую поёт Нина Дорда, и полюбуйтесь красотой этих маленьких, но гордых цветов.

Видеофрагмент.

– Понравилась ли вам песня?

– В 1974 году в СССР была создана Красная книга. Чем она интересна?

Д.: В неё занесены исчезающие растения и животные.

– Ландыши тоже занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему? Эти растение с корнем вырывают люди для своих букетов, а так же это растение заготавливают в больших количествах для фармакологической промышленности, как лекарственное растение. Из ландыша готовят разные лекарственные препараты, а так же известные всем ландышевые капли или капли Зеленина – нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями. Это растение нужно беречь и охранять!

Послушайте стихотворение, которое сочинила одна девочка.

Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.

– Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы 1
Опустеют все поляны и не будет красоты!

– Ребята, давайте эти строчки сделаем законом нашей жизни. К следующему уроку дома попробуйте сочинить загадку про ромашку. Оценки за работу я поставлю вам, проверив тетради. Спасибо за урок.

Нежные белые колокольчики на изогнутом стебельке с сочными яркими листьями - вы найдете их и в лесной чаще, и в тени городской клумбы. Их пряный аромат не спутаешь ни с одним другим. Что же это за чудо? Конечно же, ландыши! Символы весны, радости и счастья, они всегда вызывают улыбку у детей и взрослых, не оставляя никого равнодушным. Ландышам посвящают песни, стихи и загадки. В этой статье мы приведем разнообразные загадки про ландыш, в стихах и прозе, простые и посложнее.

Примеры загадок

Наиболее часто встречаются загадки про ландыш в стихах. Краткие, звучные и запоминающиеся, они совершенно точно понравятся детям.

Белые горошинки
На зелёной ноженьке.

Под забором, у калитки,
Полюбуйся, не дыши:
Словно бусинки на нитке,
Беленькие...

На столбах зеленых в ряд
Лампы хрупкие висят.

Цветёт весенней он порой,
Найди его в тени лесной:
На стебельке, как бисер, в ряд,
Цветочки белые висят.

Хрупкие звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебелечке
Спрятались в тенечке.

Некоторые загадки про ландыши для детей не очень подходят. Например, о ягодах этого растения:

Прекрасные и нежные, глаз не оторвешь,
но если съешь - отравишься и сразу же умрешь.

С другой стороны, такие загадки про ландыш также имеют право на существование, так как рассказывают о важных свойствах растения. Действительно, трудно поверить, что красивые, сочные ягоды ландыша смертельно опасны.

Вдохновляемся ландышем

Загадки про ландыш можно использовать на тематических уроках природоведения как в качестве разминки, так и на заключительных этапах работы, когда происходит закрепление материала и рефлексия.

Используя примеры загадок, дети могут составить похожие тексты самостоятельно. Также можно предложить ученикам поучаствовать в тематической галерее рисунков и поделок по теме. Если урок проходит весной, лучшим вариантом станет прогулка в лес или парк - мероприятие "Встреча с ландышем" гарантированно понравится всем детям!