Ведение и проверка дневника школьника

Требования к ведению школьного дневника

Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.

Чем взрослее становится ребенок, тем больше находчивости он проявляет для того, чтобы скрыть от родителей негативные школьные новости и факты. Большинство учеников не хотят демонстрировать родителям свои неудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове их в учебное заведение или упоминать о количестве домашних заданий. По обыкновению дневник в самый ответственный момент "забывается", "одалживается заболевшему однокласснику", "теряется", "портится" и т. п. Чтобы предотвратить такие "случайные" неприятности и повысить родительский контроль, в современной российской школе дополнительно внедряется система электронных дневников. Однако без традиционных дневников пока что обойтись все равно невозможно.

Дневник школьника – это:

журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;

показатель успеваемости ученика;

средство для обращения школы к родителям.

Современная печатная индустрия превращает дневник в модный школьный аксессуар, предлагая на выбор дневники разных форматов, с красочными обложками (лакированными, тиснеными фольгой, матовыми, ламинированными), с цветными форзацами, содержащими различные справочные материалы, карты и т. п.

Яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника, а его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами. В противном случае дневник становится формальным, не интересным даже для "хорошистов" и "отличников" и не нужным для родителей предметом.

Требования к ведению дневника учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы и родителями закрепляются только локальным актом образовательного учреждения (Положением о ведении дневника). Ни в Законе РФ "Об образовании", ни в иных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, не упоминается об обязанности ученика вести школьный дневник.

Что должен знать учащийся о ведении дневника

Учащемуся периодически необходимо напоминать, что дневник является его школьным документом, по которому можно судить о прилежании и уровне сознательности, и что заполнять его он должен в строгом соответствии с указаниями, изложенными в нем и в Положении о ведении дневника.

Положение

о единых требованиях к ведению и заполнению ученического дневника

Дневник является школьным документом учащегося. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.

Все записи в дневнике учащийся делает синими чернилами.

Ученик заполняет лицевую сторону обложки; записывает названия предметов и фамилии, имена и отчества преподавателей; приводит расписание уроков, факультативных занятий и, по мере необходимости, внеклассных и внешкольных мероприятий; указывает месяц и число. Посторонние записи и рисунки в дневнике недопустимы.

Ученик ежедневно записывает домашние задания для самостоятельной работы в графы того дня, на который они заданы; в период школьных каникул оформляется план внеклассных и внешкольных мероприятий.

Учащийся предъявляет дневник по требованию учителей-предметников и классного руководителя.

Учитель, оценивая ответ учащегося, выставляет отметку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью.

Классный руководитель еженедельно следит за выполнением требований, предъявляемых к ведению дневника, наличием в дневнике отметок, полученных учащимися в течение недели, и отмечает количество опозданий и пропущенных занятий. В конце дневника классный руководитель выставляет итоговые сведения об успеваемости и посещаемости учащегося и заверяет их своей подписью в специально отведенных графах.

Записи о выполненной учеником работе в период трудовой практики осуществляют лица, ответственные за организацию этих работ.

Для заметок учителей и классного руководителя используются свободные графы или специально выделенные графы и страницы дневника.

Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года просматривают и подписывают дневник, при необходимости контролируют его ведение.

Администрация школы осуществляет систематический контроль за ведением дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с данными требованиями

Учащийся должен знать об обязанности предъявлять свой дневник по требованию сотрудников школы.

Уважительное отношение к дневнику можно формировать при проведении различных воспитательных мероприятий: классных часов, "круглых столов" (например, по темам "Зачем нужен дневник?", "В чем различия паспорта и дневника?").

Работа учителей-предметников с дневниками школьников

В последнее время учителя нередко используют словесные оценки. Они способствуют повышению самооценки ученика и его положительному эмоциональному настрою. Тематика записей может быть разнообразной:

Словесные оценки, похвала ("Молодец!", "Умница!", "Замечательно выполнил задание!", "Очень хорошо подготовился!", "Отлично!", "Блестяще!", "Прекрасно!", "Я горжусь тем, что у меня есть такой ученик!").

Замечания.

Благодарности ("Объявляется (выражается) благодарность...", "Спасибо за...", "Выражаю признательность...").

Приглашения ("Уважаемый ________________________! Приглашаю Вас на родительское собрание по теме _______________________________________________________, которое состоится __________ в кабинете № __________. Классный руководитель _____________________").

Информирование родителей об успехах их детей.

Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе.

Поздравления с праздниками.

Поздравления с победами на олимпиадах, достижениями в спорте.

Обращения к родителям.

Если необходимо записать замечание или обращение к родителям, то делать это следует корректно, кратко и четко, не унижая достоинства ученика, и без каких-либо намеков в адрес родителей по поводу плохого воспитания детей. Безграмотность, нарушение норм литературного языка в формулировках, неразборчивый, небрежный почерк, нарушения этикета (бестактность) – для учителя не допустимы!

Важно помнить, что однотипные записи и частые замечания в дневнике, особенно если это касается поведения или невыученных уроков, вызывают привыкание и не оказывают никакого воздействия на недобросовестного ученика. Эффективнее будет пригласить родителей в школу, может быть, даже специальным уведомлением.

Учитель обязан контролировать запись учащимися домашнего задания по своему предмету, уделяя особое внимание слабоуспевающим и неуспевающим школьникам; регулярно выставлять все полученные учащимися за урок отметки.

Работа классных руководителей с дневниками школьников

Работа классных руководителей с дневниками учащихся регламентируется их должностными обязанностями в образовательном учреждении.

Классный руководитель обязан:

еженедельно проверять дневники учеников своего класса;

следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;

контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение недели;

отмечать число пропущенных уроков за неделю и количество опозданий;

контролировать: аккуратность, грамотность записей, исправлять в них ошибки; правильность заполнения дневника; обратную связь с родителями;

заверять своей подписью проверку дневника.

отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и школы.

Разнообразие полиграфического исполнения дневников затрудняет их проверку, т. к. не в каждом из них предусмотрены страницы для замечаний, каникулярных записей, расписания на четверть и т. п. Поэтому предлагаем приобретать на класс одинаковые дневники (по решению родительского собрания, проводимого в мае или августе, или родительского актива класса) с учетом общешкольных требований.

Проверка дневника школьника родителями

Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года должны просматривать и подписывать дневник, при необходимости проверять правильность его ведения.

Заполненный в соответствии с требованиями дневник позволяет родителям: видеть успехи или неудачи своего ребенка; контролировать его сборы в школу; знать о режиме учебных занятий, каникулярных мероприятиях; а также быть в курсе школьных событий.

Работа администрации образовательного учреждения с дневниками школьников

Администрация школы осуществляет систематический контроль (по плану ВШК) ведения дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с требованиями, закрепленными в Положении о ведении дневников. При административном контроле дневников проверяется наличие в них:

информации о педагогах класса;

расписания уроков на четверть (триместр) и на текущую неделю;

времени звонков на уроки;

расписания работы секций, проведения факультативных занятий, занятий проектной деятельностью и т. п.;

домашних заданий;

данных о пропусках и опозданиях на учебные занятия;

неэтичных замечаний учащимся и обращений к родителям от учителей-предметников и классного руководителя;

текущих отметок, которые должны выставлять учителя-предметники, а не классные руководители;

подписей родителей;

проставленных отметок за письменные работы в день их проведения.

Кроме этого контролируется качество и частота проверки дневников классным руководителем, а также культура ведения и эстетика оформления дневника учащимися.

По итогам административного контроля администратор, проводивший проверку дневников, составляет справку, в которой указывает выявленные нарушения, формулирует замечания и дает рекомендации по устранению нарушений за определенный период времени.

по итогам административной проверки дневников учащихся

Дата: _________________ 20 ____ г.

Цель проверки: контроль готовности дневников учащихся к началу учебного года.

По результатам проведенной проверки дневников учащихся ___ классов было выявлено следующее:

Замечания по ведению дневника

Ф.И.О. классного руководителя

Фамилии учащихся

Не соблюдена единая форма ведения дневников

Не оформлен титульный лист дневника

Не заполнена страница со списком преподавателей

Ф.И.О. преподавателей у учащихся класса записаны с ошибками

Не заполнена страница с расписанием звонков

Не полностью написано расписание урок

Учащиеся класса в большинстве своем не записывают в дневнике домашнее задание

Нет подписи классного руководителя в конце учебной недели

Нет подписи родителей в конце учебной недели у всех или у большей части учащихся класса

Худшие дневники с эстетической точки зрения

1. Провести классный час с целью устранения недочетов при оформлении дневника.

2. Обратить внимание учащихся и их родителей на следующее:

дневник ведется только ручкой с синими чернилами (записи карандашом, ручками с чернилами других цветов или маркерами недопустимы);

записи следует делать аккуратно, разборчиво, без использования корректирующей ленты или жидкости;

необходимо указывать текущий месяц и даты на страницах с расписанием уроков и домашними заданиями;

при записи домашнего задания не злоупотреблять фразами "в тетради", "лекция" и т. п.;

недопустимо вырывание листов из дневника;

следует подавать дневник учителю-предметнику во время ответа для проставления отметки или по первому требованию учителя или любого другого сотрудника школы.

3. Еженедельно проверять и подписывать дневники.

4. Обратить внимание учителей-предметников на то, что отметки в дневники следует выставлять сразу, замечания и обращения к родителям формулировать грамотно и корректно.

5. Представить на повторную проверку дневники следующих учащихся:

______________________________________________________________________________________________

Провел проверку: ___________________ _____________ ___________________

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Солнечный экстраверт. Пишу для души с тех пор, как только научилась писать. Борюсь с желанием работать «на дядю» и ленью делать что-то самой для себя, некоторое время назад начала активно побеждать. В последние полгода из всех сил пытаюсь сделать сегодняшний день днем, о котором можно только мечтать. Дисциплинирую себя каждый вечер в блоге http://motyaprelest.blogspot.ru.

  • motyaprelest.blogspot.ru
  • vk.com/motyaprelest
  • instagram.com/motyaprelest/
  • Три года назад это задумывалось как статья о выборе идеального ежедневника. Теперь - превратилось в рассказ о подходящем лично мне инструменте планирования.

    Думаю, что каждый взрослый, который сейчас использует планинг, приложение в смартфоне или клейкие листочки для записи дел на день, начинал свое знакомство с планированием на бумаге, как только научился писать.

    Моим первым планингом - "уроки, музыкалка, вынести мусор, купить хлеб" - был недоиспользованный мамин ежедневник. А на следующий Новый год мама подарила мне личную толстенькую книжечку в зеленой обложке, с датами, но без дней недели, в которой можно было вести записи не один год.C тех пор, каких только ежедневников у меня не было - в некоторые годы я заводила по 2-3 датированных планинга, потом несколько лет вела все записи в одном толстом блокноте.

    Я люблю, когда все мои дела-планы записаны в одном месте, и поэтому всегда находятся перед глазами - и генеральный план всей жизни, и рабочие планы на месяц-квартал, и домашние списки покупок, и личные заметки: что посмотреть, прочитать, куда съездить. В то же время я в течение дня много перемещаюсь по городу - и все на своих двоих. Поэтому мне важно, чтобы блокнот был легким, компактным, помещался в любую сумку.

    И вот в сентябре года я вернулась к истокам - из всех планировщиков я выбрала самый простой и логичный - школьный дневник. И приспособила его к своим нуждам.

    Внешний вид

    И что бы вы ни говорили мне о главенствующей роли содержания над формой, я согласна со всеми статьями о ведении ежедневников до меня - вам должно хотеться брать ежедневник в руки, писать в нем, перечитывать и дополнять свои записи. А значит, он должен выглядеть так, чтобы нравиться именно вам.

    Я купила школьный дневник с белой обложкой, без лишней справочной информации - чистый функционал. Обернула желтой самоклейкой и наклеила фото тигра - сильного и свободного зверя - мотивация! Надела прозрачную обложку с карманом на зиппере для чистых листов и стикеров. Есть два недостатка - отсутствие фиксирующей резинки - чтобы блокнот не открывался в сумке - ее я заменила канцелярским зажимом. И еще то, что обложка мягкая. Но пользоваться можно.

    Планирование недели

    Формат еженедельника оказался максимально удобным для меня. Сколько раз в конце года страницы моих ежедневников были заполнены менее чем наполовину, сколько раз я не брала их с собой из-за размера и тяжести и делала записки на отдельных листках...


    Вся неделя на одном развороте - наглядно видно весь рабочий график - его я выношу в строку рядом с датой: рядом с датой указываю римской цифрой, в какую смену работаю на основной работе и дальше записываю время и место дополнительной.

    В левом столбике "предметы" веду список "маленьких шагов" - обязательных ежедневных дел для достижения больших целей в рамках стодневки. Каждый день большие цели одни и те же, а маленькие шаги разные.

    В среднем столбике ("домашнее задание") расписываю, иногда с указанием времени, дела, приуроченные к определенном дню - встречи, поездки, походы на маникюр и прочие мелкие дела...

    В самых крайних правых столбиках ("оценка" и "подпись учителя") я веду учет финансов - сумма и статья расхода. Это, кстати, помогает тратить меньше - строчек для записи трат всего семь.

    Дополнительно

    На развороте текущей недели держу стикер с «to-do» на текущую неделю. Пункты из него или выполняю, или переношу в "домашнее задание" на конкретный день.

    Под обложкой я держу листок в линейку, на который записываю все глобальные идеи, пришедшие в голову. Например: "поплавать с аквалангом", "съездить в Барселону", "открыть свою оптику"... Его я регулярно перечитываю, что-то понемногу воплощается в жизнь - написала в сентябре "учить французский", и вот уже разучила к Рождеству "Vive le vent" - аналог "Jingle Bells" на французском языке.

    В кармане на зиппере есть листки для тетради на кольцах, на которых я при необходимости делаю конспекты книг. Туда же складываю отчеты по дополнительной работе, чтобы в конце месяца подвести итоги.


    Дома

    Дома я держу таблицу, на которой отмечаю выполнение рутинных дел. Сначала вычеркивала их из левого столбика маркером в самом дневнике, но для наглядности все-таки сделала таблицу. В ней можно отметить не только сам факт выполнения «маленького шага», но и его «содержание» - например, время, проведенное на беговой дорожке и количество «отмотанных» километров. Заполняю ее дома перед сном, а когда отправляюсь в дорогу - кладу под обложку дневника.


    Вот, в общем-то, и все!

    Еще, конечно, у меня есть тетрадь для утренних страниц, блокнот для проекта "Право писать". В течение дня я сама с собой в электронной почте делюсь душевными переживаниями и гениальными идеями. Но все планы и учет финансов, все записи, которые мне надо сделать и не потерять в течение дня я храню в одном своем "школьном" дневнике.

    P.S. Отсутствие в школьном расписании воскресенья как бы говорит - можно отдохнуть, расслабиться и ничего не планировать. Но я не понимаю этого «намека», делю субботнее расписание пополам на два выходных и планирую на эти дни поменьше.

    Возможно, моя техника планирования претерпит изменения, может быть, в очередной раз совершая «набег» на канцелярский магазин, я вдруг найду свои «идеальный ежедневник», но в 2015 году, включившись в проект «Стодневка - экспедиция к новому Я» , я стала вести мой первый - за десять лет после окончания школы - дневник. И пока я не намерена от него отказываться! Может быть, и кому-то из читателей «Жить интересно!» моя идея покажется удобной для применения.

    Созрели для перемен? Осуществите их в проекте «Стодневка – экспедиция к новому Я

    Записывайтесь в группу, которая стартует 22 сентября!

    Проживите последние 100 дней года осознанно!

    «Стодневка» - это среда для развития. Погрузившись в нее, за 100 дней вы сможете не только достичь цели, но и разобраться в себе, прояснить свои ценности, научиться радоваться жизни здесь и сейчас, а не когда-нибудь, когда исполнится желаемое.

    Вам не придется прикладывать сверхусилия. Правило маленьких шагов помогает двигаться к целям спокойно и непрерывно.

    • Автор и ведущий курса - .
    • Курс проходит в закрытой социальной сети в команде единомышленников.
    • На данный момент в проекте уже приняли участие более 1420 человек, многие - не по одному разу.
    • Инструменты стодневки - фрирайтинг, работа с планом дня, трекинг привычек и многое другое.
    • Оплатив курс однажды, вы получаете право проходить стодневку сколько угодно раз.
    • Узнать подробности, задать вопросы и записаться на курс можно на http://stodnevka.ru .

    Скачать бесплатно несколько писем курса можно .