Магистратура Nikon. Концертная съемка. Советы по съемке концертов

Концерт фотографировать очень просто, хоть и немного сложнее любого другого мероприятия , так как это требует предварительной подготовки.

На концерт надо постараться попасть в танцевальный партер, если он там есть, конечно, чтобы быть ближе к сцене и иметь возможность перемещаться. Сидя на галёрке, вы ничего путного не сфотографируете.

Прийти на концерт надо заранее, хотя бы за час до начала, если концерт большой, чтобы можно было выбрать подходящую позицию, осмотреться, разобраться кто где будет стоять и на чём играть. В небольших клубах в этом нет необходимости.

Не надо фотографировать музыкантов, когда они рассказывают что-то смешное в перерывах между песнями, этого всё равно не будет видно на фотографии. Лучше сконцентрироваться на эмоциях в кульминационных моментах номеров.

Подумайте, с какого ракурса вы будете снимать музыкантов, потому что для каждого музыканта может понадобиться свой ракурс. Как то, снимая гитариста, важно, левша он или правша, от этого зависит, с какой стороны лучше стоять.

Вы можете снимать в любом режиме, какой вам нравится. Лично я предпочитаю выставить ИСО побольше, чтобы выдержка была покороче, насколько это возможно, чтобы не смазывались движения, обычно достаточно 1/250. Тип фокусировки при этом следящий по одной точке. Одна точка нужна, чтобы ваша камера не фокусировалась на руках из толпы, которые имеют свойство появляться в самый неподходящий момент.

Саму диафрагму и выдержку надо подбирать уже по ходу событий, сверяясь с результатом на экране. Когда неясно, какое освещение будет, либо оно очень сложное, выставляйте автоматический баланс белого . Если в освещении много жёлтого и красного, то имеет смысл установить баланс на лампу накаливания. В общем, придётся экспериментировать и искать, какие настройки работают лучше всего.

Помимо всего прочего, важно, чтобы вы знали репертуар и могли предсказать, что произойдёт в следующий момент.

Если вы с музыкой не знакомы, то скорей всего, самые интересные и неожиданные моменты вы просто пропустите.

Включите серийную съёмку и не жалейте кадры, потом лишнее всегда можно удалить. Тут важно, чтобы у вас была карточка побольше и побыстрее, а ещё лучше иметь запасную. 3000-4000 кадров за концерт – это обычное дело.

Иногда на концертах включают лазеры. Во-первых, избегайте прямого попадания лазера в глаза, это очень вредно для здоровья. Во-вторых, не увлекайтесь ловить объективом прямые лучи лазера, это может подпортить матрицу в вашей камере. Бояться не надо, надо знать. Если вы хотите красиво сфотографировать лазерные лучи, то вам придётся увеличить выдержку примерно до 1/30.

На некоторые концерты вас могут не пустить с камерой, либо попросят удалиться, если поймают во время представления. Заранее продумайте, что вы будете делать в таком случае.

Вот фотографии с некоторых концертов, чтобы вы могли вдохновиться:

Спасибо за внимание.

Всем привет! Сегодня очередной выпуск рубрики и у нас в гостях мой друг, замечательный фотограф Александр Зарайский , ака zarajsky - Фотограф, журналист, блогер, правозащитник . Он обладатель внушительной коллекции статей на фото и околофотографические темы, с его разрешения буду делиться самым интересным с вами))
Итак, слово автору:

Ну вот наконец-то я решился и на эту статью, а то непорядок получается:) многие из моих знакомых концертных фотографов уже об этом написали, а я все молчу:) как будто писать совсем не умею:)))
Обычно все такие статьи начинаются с рассказов о том как получить аккредитацию но я и тут выделюсь и начну с другого:)

Техника.

Прежде чем сделать попытку на ниве концертной фотографии вы должны четко представлять возможности своей техники и строить всю съемку исходя из них.

Сразу запомните простую истину при съемке концертов вспышку НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ .
Причин тому несколько.
Во-первых, вспышка «убивает» весь сценический свет (если он есть) и тем самым губит «атмосферу» концерта.
Во-вторых, ваши ведущие 40-60 очень сильно и достаточно больно бьют по глазам артистам которые стоят и смотрят в темный зал. Даже когда из задних рядов пыхают мыльницами (с ведущим числом 7-11) уже достаточно неприятно представьте как лупят ваши 56 с двух шагов. После такого бедный артист на некоторое время просто слепнет.

Ну а поскольку при съемке полагаться придется только на высокие ИСО то из этих возможностей вашей техники и следует исходить.

Фотоаппарат.
Безусловно лучше если это будет зеркалка.
Именно зеркальные фотоаппараты способны обеспечить достаточно быструю реакцию на происходящее на сцене и достаточно высокие ИСО.
При этом рассчитывайте на то что снимать придется с ИСО от 1000 и выше и очень хорошо если ваш фотоаппарат обеспечивает при этом достаточно качественную картинку (с минимальными шумами).
Лично я сейчас снимаю на Canon 5D Mark II, который купил именно по причине высоких ИСО, а до него юзал Canon 30D.
Впрочем большинство современных зеркалок имеют рабочее ИСО не ниже 1600 и вполне подходят для наших целей.

Вы можете возразить что собственно и многие мыльницы имеют вполне себе рабочие 1600 и это действительно так.
Но все мыльницы уступают зеркалкам в скорости фокусировки особенно в таких сложных условиях как концертный свет и имеют слишком большой лаг затвора.
Зная эти недостатки с ними можно бороться но многие кадры при этому все же будут упущены.

Объективы.
Тут действует одно правило чем светосильнее тем лучше.
Идеальными будут объективы со светосилой 2,8, 2,0, 1,4, 1,2.
Что касается фокусного расстояния то тут какого-то одного правила нет и исходить нужно в первую очередь из того помещения и тех условий в которых придется снимать. Скорее всего самыми востребованными будут фокусные в диапазоне от 17 до 200 мм.

Avishai Cohen Vocal Project
Canon EOS 30D, Canon EF 50mm f/1.4, 1/1000, f/2.0, ISO 640

Использовать зумы или фиксы зависит исключительно от наличия тех или других и вашего личного подхода к съемке.
Должны ли объективы быть стабнутыми?
Лично моя личная позиция однозначна - нет. Стабилизатор при концертной съемке совершенно лишняя вещь которая только жрет ресурс вашей батареи (дальше вы поймете почему).

Защитные фильтры.
Вещь очень необходимая т.к. во время концерта артисты в запале могут поливать публику водой или даже искусственной кровью (этим обычно грешат различные рок-команды), а со стороны публики это могут оказаться брызги пива или другого алкоголя, а то и чья-то рука в шипованном браслете.

Так что не лишним при этом в арсенале фотографа будет и чистящий карандаш, а также специальные салфетки и жидкость.

Штатив и монопод.
Абсолютно лишние прибамбасы совершенно ненужные в концертной фотографии.

Аккредитация.

А вот теперь когда вы оценили то фотобарахло которое разложено у вас на диване:))) и можно задуматься о съемке.
И для начала потренироваться на ….. кошках! :))))
Ну не совсем на кошках:)) хотя конечно бывают и девачковые коллективы:)))
Я имею ввиду клубы которые сейчас есть практически в каждом городе ну, а в достаточно крупных городах их как минимум несколько. Чаще всего в них выступают свои же молодые коллективы.
Дальше все довольно просто. Можно или поговорить с руководством клуба и договорится о аккредитации или что еще проще переписав название выступающих коллективов найти их группу «В контакте» (других соцсетях) и договорится о фотосъемке непосредственно с самой группой.
Редко когда молодой начинающий коллектив откажется от «личного фотографа» особенно если вы пообещаете отдать им часть отснятого материала для размещения в том же «В контакте».


Группа "deliKate" , клуб "Jazzter" (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 17-40mm f/4.0L, 17mm, 1/100, f/4.0, ISO 3200

И тут, мы подходим к самому главному. :))
Не зависимо от того каким образом вы получите аккредитацию на то или иное мероприятие вам за нее придется рассчитываться отдавая отснятый материал. У вас по любому возникнут обязы.
И именно поэтому стоит начинать с техники и подходить к оценке ее возможностей крайне критично.
Именно поэтому стоит начать с молодых начинающих коллективов выступающих в клубах которые еще не так требовательны к качеству снимаемого материала (в отличи от того же арт-директора клуба).
Именно такая фотосъемка даст вам возможность оценить свои силы и возможности вашей техники прежде чем лезть в большой спорт на достаточно большие концерты.

Я скажу даже больше. Если у вас получится снимать в клубах то в больших залах наверняка будет легче:)) (хотя не факт).

Но вот рука набита, техника проверена и вы рветесь в бой, тем более что приезжает ваша любимая группа «Планирующие носки» из самого стольного града Питера (шо значит не стольный? это для других он не стольный а для вас очень даже стольный!).
Как попасть на концерт? (ну кроме как купить билет и шарахаться от каждого охранника)

Путей несколько.
Один из них устроится внештатным корреспондентом (совсем не штатным, не совсем штатным, на четверть штатным, да «хоть тушкой хоть чучелом») в кукую-то из местных газеток или в каком-то интернет издании местного разлива.
Вариантов сотрудничества может быть два. Первый, вы меня аккредитуете на концерты, а я вам отдаю бесплатно чуток фоток для иллюстрации ваших материалов. Вариант второй, тоже самое только еще платят денег если какие-то ваши фото печатают.

Обычно вся мелкая региональная пресса испытывает затруднения в деньгах и редко когда откажется от услуг фотографа согласного работать даром:)))
Ну а дальше получение аккредитации на концерт это будет уже не вашей головной болью.
Однако, бывают ситуации когда из-за своего профиля издание не очень сильно заинтересовано в освещении событий культуры и спорта и тогда придется все брать в свои руки и жить по принципу дали автомат журналистское удостоверение и крутись как хочешь.
Так что вполне возможно, что в таком случае придется самому списываться или созваниваться с организатором концерта и представляясь корреспондентом газеты «Бабушка&Ко» («Времена года», «В рабочий полдень», «Дары степей», «Рога и перья») просить аккредитовать вас на концерт.
Если вы пишете письмо по поводу аккредитации менеджеру команды или организатору концерта его стиль должен быть деловым и вежливым. В письме следует коротко изложить кто вы собственно такой, и что собой представляет ваше издание (его направленность, тираж и/или статистика посещаемости в сети и т.п.), ссылки на примеры других репортажей.

Но если для большинства концертов местного уровня и для звезд второго и третьего дивизиона, для того что бы получить аккредитацию быть фотографов не шибко известного издания вполне допустимо то для действительно больших концертов и фестивалей такой вариант уже вряд ли прокатит.

Тут нужно понимать в каком порядке дается аккредитация в большинстве случаев.
Например порядок аккредитация на международный (или не очень международный) фестиваль, ну пускай джаза, будет выглядеть примерно таким образом:
1) Крупные центральные СМИ;
2) Крупные профильные издания (в нашем случае издания которые пишут преимущественно или исключительно о джазе) и интернет порталы;
3) Крупные музыкальные издания и интернет порталы;
4) Крупные местные (городские, областные) СМИ общеновостной направленности;
5) Местные издания специализирующиеся на музыке и культуре включая интернет издания;
6) Все остальные местные СМИ;
7) Узкоспециализированные, низкотиражные местные СМИ которым вдруг пришла фантазия получить аккредитацию (типа пишущих преимущественно о дачах-огородах, или публикующих советы и рецепты как квасить огурцы на зиму:))

Вне этого списка и вне конкуренции идут издания которые выступают информационными спонсорами и фотографы генеральных (и не очень генеральных) спонсоров мероприятия .

Естественно фото-пит не резиновый и вы с вашей газетой «Бабушка&Ко» можете пролететь мимо аккредитации «как фанера над Парижем»:)))
Как тут быть?
Вот тут как раз и пригодится все то что вы сняли до этого т.к. это ваше портфолио.
Вооружившись им (только я умоляю не надо заливать на ноут все 2000 фоток никто их смотреть не будет), а точнее отобрав до 40 наиболее удачных снимков стоит предложить свои услуги фотографа всем тем кто по вашему мнению попадет на этот концерт в качестве аккредитованных СМИ. Тут стоит рассчитывать только на удачу.
Иногда бывает что по какой-то причине от какого-то профильного или общемузыкального издания приезжает только пишущий журналист без фотографа и если вы снимаете достаточно сносно (о чем должно говорить ваше портфолио) то вполне можете рассчитывать что вас возьмут в качестве фотографа (при этом у вас будет хороший шанс засветится в профильном издании).
Точно такая же ситуация может быть и с крупными местными СМИ. Штатный фотограф может заболеть (быть в командировке, посраться с главным редактором и уйти хлопнув дверью) и ваше предложение вполне может оказаться той самой спасательной соломинкой.
Главное не стеснятся и не боятся спрашивать и предлагать свои услуги «Стучите и откроется».
Как вариант можно написать организатору концерта или фестиваля (или зайти к ним в офис) дать ссылку на свое портфолио и предложить свои услуги в качестве фотографа.
Скорее всего организатор фестиваля (концерта) уже позаботился и нанял фотографа который и будет «официальным фотографом мероприятия» поэтому у вас есть шанс вскочить в этот вагон только если вы неплохо снимаете и предложите свои услуги БЕСПЛАТНО, просто в обмен на аккредитацию.

Вообще немаловажное значение во всем этом имеет мотивация.
Зачем вам это надо?
Толи вы пытаетесь заработать этим какую-то копеечку и тогда даже на самых начальных этапах вашего становления как фотографа следует избегать снимать за бесплатно (ну разве что кроме первых 2-3 раз чисто для получения начального портфолио), толи для вас это хобби и вас прет просто от самого процесса.
Единственно что стоит откинуть это то что вам удастся таким образом на халяву попасть на концерт:)))
Помните что я писал про обязы?
Так вот, у вас будут обязы отдать за аккредитацию хорошие кадры:) и поверьте слушать будет некогда. Ваш моск скорее всего будет занят решением только одной задачи «Как снять!».
Исключением является тот случай когда разрешают снимать только первые 2-3 песни:) после этого можно сесть на свое место (если его вам выделили) и спокойно дослушать концерт.

Я не буду писать о том что перед съемкой надо проверить наличие чистых карточек памяти и заряженных аккумуляторов не хочу уподобляться зарубежным изданиям которые изначально считают своего читателя дауном:)))
Хотя конечно мне пришлось один раз увидеть как пришедший на концерт фотограф обнаружил что аккумулятор от камеры остался в зарядке дома.

Фотосъемка.

На концерт лучше всего прийти заранее.
Во-первых, наверняка придется зарегистрироваться (отметится) у организаторов и получить бейджик «Пресса» по которому вас пустят в зал и сможет идентифицировать охрана.
Если это не крупное мероприятие, а обычный концерт бейджиков может и не быть, а вам просто на входе дадут пригласительный билет с местом или без места по которому и пропустят в зал.
Иногда человек с которым вы договаривались об аккредитации может забыть предупредить на входе или внести вас в списки тогда придется с ним созваниваться и напоминать о себе, а это все время.
Во-вторых, попав в зал в числе первый у вас будет возможность оценить где лучше стать, или если вы совсем новичок понаблюдать за тем как и где располагаются более опытные фотографы. Это также позволит оценить заранее какую оптику придется использовать и исходя из полученных установок настроится на съемку.

Иногда устроители концертов организовывают фото-пит - специально отведенную зону для фотографов.
Это и плохо и хорошо.
Хорошо тем что в фотопите можно работать спокойно без оглядки на зрителей ну а плохо тем что это только один ракурс съемки. Более того организовывая фото-пит оргии редко заботятся о удобстве фотографов в итоге вы можете оказаться в таком месте откуда снимать или невозможно или очень трудно (например это может оказаться очень далеко от сцены).


Фотопит на концерте Scorpions - узкое пространство между зрителями и сценой (я как раз попал в кадр).
За фото спасибо Илье Пшеничному (Iluhis)

Но чаще всего организацией фото-пита никто не заморачивается.
Для прессы просто отводится первый ряд (либо первый ряд для фотографов, а второй для пишущих) и на том все заканчивается.
Но это в лучшем случае т.к. в худшем из-за жадности организаторов места в первый ряд вполне могут быть проданы и вам придется работать перед сценой выслушивая постоянные упреки со стороны зрителей которым вы мешаете.

Организатор или группа (иногда такое прописывается прямо в рейдере) могут наложить определенные ограничения на съемку.
Например могут разрешить снимать только первые 3 песни каждой группы (если к примеру это фестиваль). Могут запретить снимать непосредственно перед сценой и тогда придется ютится в боковых проходах.
Иногда определенные ограничения на съемку накладывает само помещение.
Например в Оперном театре перед сценой может быть большая оркестровая яма что одним махом отметает использование широкоугольной оптики и меняет подходы к съемке.

Nino Katamadze , Оперный театр (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 135mm f/2.0L, 1/640, f/2.0, ISO 2500

Если время съемки ограничено (2-3 песни), или поменять позицию после начала концерта будет крайне проблематично, постарайтесь найти в инете и посмотреть несколько видео с других концертов группы или исполнителя.
Дело в том что крайне редко когда вокалист группы (или исполнитель) «работает» строго на центр зала, вместо этого артист поворачивается к какой-то части аудитории.


Дэн Маккаферти (Dan McCafferty) из группы Назарет (Nazareth), работает только на центр независимо от происходящего вокруг.
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 70-200mm f/2.8L, 200mm, 1/1250, f/2.8, ISO 2000

Большинство же артистов делятся на правшей и левшей и в зависимости от этого предпочитают работать преимущественно в какую-то одну сторону.


Nino Katamadze , сцена оборудована так что Нино обращена лицом к правой части зала,
Оперный театр (Харьков), Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 70-200mm f/2.8L, 120mm, 1/80, f/2.8, ISO 2500

И если для зрителя чаще всего это не важно т.к. он видит и слышит все в динамике то для фотографа выбор не той стороны может обернутся тем что в 80-90% времени он будет созерцать затылок артиста.

В случае если есть ограничение по времени съемки (2-3 песни) то стоит уточнить у организаторов можно ли после этого снимать издали используя телевик. Если да, воспользуйтесь этой возможностью.


Scorpions , Дворец спорта (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS, 365mm, 1/200, f/5.6, ISO 2000

Если вы снимаете для СМИ не стоит забывать об обязательном нормативе:))
Это во-первых, выразительный, эмоциональный портрет фронтмена и/или вокалиста группы, во-вторых это по возможности портреты остальных членов коллектива и в-третьих, общий план (вся группа на сцене).


Chaek , клуб "Pintagon" (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-70mm f/2.8L, 70mm, 1/40, f/2.8, ISO 2500

Ryan Cohan Quartet , джазовый фестиваль "Za Jazz Fest" (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS, 100mm, 1/160, f/4.5, ISO 3200

Иногда снять того или иного члена группы бывает очень проблематично. Например ударника могут засунуть в такие ебеня и заставить по ходу таким количеством (зачастую ненужных) пюпитров и микрофонных стоек что добраться до него не получится.

Вообще лишнее железо на сцене это очень большая проблема для фотографа.
В этом плане очень выгодно отличаются концерты звезд международного уровня. Например на сцена во время концерта и Nazareth и Scorpions не было ни одной лишней железяки.


Scorpions , Дворец спорта (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-70mm f/2.8L, 25mm, 1/1600, f/2.8, ISO 2000

Наши же техники мало того что расставляя стойки и пюпитры мало забоятся о том как при этом будут снимать фотографы, так еще и очень часто можно наблюдать на сцене несколько стоек и пюпитров которые за весь концерт остаются ни разу не востребованными. Но при этом серьезно мешают съемке перекрывая обзор или «торчат» из спин и голов исполнителей и других членов группы.

В таком случае выручить могут всевозможные сольные выступления или импровизации отдельных членов группы, во время которых они или выходят ближе к зрителям, или вся сцена затемняется, а один прожектор направляется на музыканта.

Максим Гусельщиков, группа "Крематорий"

Так же может выручить съемка например с верхних балконов. Это не только позволяет дотянутся до «закрытых» членов группы но и дает зачастую интересные ракурсы.

Отсняв обязуху для аккредитовавших вас СМИ можно заняться «свободным творчеством» и тут уж во всю можете ловить необычные ракурсы.

Если вы работает в первом ряду не стоит все время торчать жопой к верху перекрывая зрителям обзор и вызывая их праведный гнев.
Ведь они пришли для того что бы посмотреть на выступление, а не на вашу филейную часть.
Вместо этого присядьте под сценой и внимательно следите за эмоциями артистов и игрой света для того что бы приподняться в нужный момент и сделать серию кадров.

Лоурин Коен

Почему именно серию?
Все очень просто. Снимать скорее всего придется на «пограничных» выдержках.
Как я уже, сказал съемка концертов ведется без вспышки, а освещение на большинстве из них будет минимальным.
Так что придется задрать ИСО на приемлемый максимум, открыть диафрагму на полную и молится всем фотобогам что бы хватило выдержки.
Опыт показывает что крайне редко при ИСО 1600-2000 и диафрагме 2,8 выдержка бывает короче 1/160. Чаще бывает длиннее 1/100 или 1/80, а то и вообще 1/60 или 1/30.
Это очень мало (или много смотря с какой стороны считать).

Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 100-400mm f/4,5-5,6L IS, ISO 1600, f/5,6, 1/30 , 360mm

Во-первых, при таких выдержках встает вопрос шевеленки (надеюсь вы помните что для минимизации влияния шевеленки выдержка должна быть пропорциональна фокусному, как пример при фокусном 200 мм выдержка должна быть не длиннее 1/200, а лучше еще короче) особенно при использовании телевиков.
Ну а во-вторых при таких выдержках артисты могут просто размазаться за счет собственно движения. Особенно это актуально для джазовых и рок-концертов на которых эмоции просто зашкаливают, а музыканты способны вытворять на сцене самые невообразимые кульбиты.

Лоурин Коен (Lorin Cohen), Ryan Cohan Quartet

Вот поэтому съемка серией во время концерта становится так актуальна. Это и способ борьбы с шевеленкой (почти наверняка один из 5-7 кадров будет резким), а также способ поймать активно двигающегося артиста в какой-то фазе движения.
Именно поэтому практически бесполезны объективы со стабом. При короткой выдержке у вас и так будут резкие кадры, а при длинной музыканты будут размазываться сами по себе:))) и тут уж никакой стаб не поможет.
По той же причине абсолютно бесполезным будет штатив или монопод. Они только стеснят вашу оперативность и ничего не привнесут в съемку.

Однако съемка серией требует быстрых карточек памяти и достаточно большого буфера в камере, иначе вам придется подолгу ждать пока снятая серия запишется на карточку, а пока вы ждете то вполне можете упустить интересные кадры ведь концерт не останавливается:).
Ну и понятно что карточек никогда не бывает много:) так что позаботьтесь что бы вам их хватило на весь концерт.

Если у вас есть возможность, никогда не стойте на одном месте, а постарайтесь перемещаться по залу выискивая интересные ракурсы, используйте игру света и теней.

Nicolas Mahieux , Jeremie Ternoy Trio

Обыграйте отдельные элементы (например мастерски снятые руки гитариста или пианиста могут оказаться вполне достойным самостоятельным кадром или отлично дополнят серию) и отражения.
Поэкспериментируйте с контровым светом это может дать интересные результаты.

Уделите внимание и публике...


Концерт Вячеслава Бутусова ККЗ "Украина" (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 135mm f/2.0L, 1/40, f/2.0, ISO 4000

Среди нее могу оказаться колоритные личности.

Тут сто процентов пригодится ширик который не только искажает перспективу но и добавляет в кадр динамику.
Не упускайте возможности поснимать бэкстейдж, уделите внимание пресухе перед концертом.
Зачастую после концерта музыканты снова выходят на сцену что бы дать автографы (или это происходит сразу после финальных аккордов) не упускайте этот момент!

Также не стоит упускать моментов когда артист выходит в зал во время концерта.


Nino Katamadze ХАТОБ (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 70-200mm f/2.8L, 200mm, 1/50, f/2.8, ISO 6400

Некоторые нюансы.

Во время съемки обратите внимание на цветное освещение. Отдельные его виды, например такие как красный, розовый, фиолетовый и близкие к ним оттенки способны так «засветить» кадр что лицо артиста превращается просто в бесформенную маску.


Группа "Ария" , ККЗ "Украина" (Харкьов)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-70mm f/2.8L, 24mm, 1/500, f/2.8, ISO 2500

Очень "вкусные" снимки могут получится когда во время концерта используют дым. Во-первых, из-за того что дым рассеивает свет общая освещенность сцены резко возрастает, во-вторых дым придает объем всей сцене или создает интересные световые эффекты.


Группа "SunSay" , ХАТОБ (Харкьов)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 70-200mm f/2.8L, 70mm, 1/160, f/2.8, ISO 2500

Очень эффектные кадры получаются когда задымленная сцена подсвечивается контровым светом. Тогда артисты превращаются в зловеще-монстрячие тени. :)) Это особенно актуально для рок-концертов.
Но увы. Иногда задымленность бывает настолько безалаберная что только мешает. Тогда группа в полном составе ли полностью скрывается в дыму или дым просто не выполняет свою роль. Возможно со стороны зрителей это смотрится приемлемо но фото получаются так себе.

Из-за больших перепадов яркостей при съемке лучше всего использовать точечный замер с фиксацией. Тогда сфокусировавшись по лицу артиста вы будите уверены что именно оно и проработается нормально на снимке, а экспозиция после смены кадрирования останется неизменной.
Сигнал подтверждения автофокуса лучше отключить хватит и вашего хлопанья зеркалом:))) не стоит создавать лишний шум.
А вот функцию расширения динамического диапазона если она у вас есть лучше включить это поможет избежать лишних пересветов.
Вообще яркость экрана вашего фотоаппарата может сыграть с вами злую шутку создав впечатление ярких хорошо проэкспонированных кадров поэтому лучше всего во время съемки время от времени все-таки поглядывать на гистограмму.
Для того что бы избежать лишних пересветов как вариант можно ввести экспокоррекцию в минус и тем самым получить небольшой выигрыш по выдержке но не стоит этим сильно увлекаться.
Дело в том что высокие ИСО являются «рабочими» на пределе своих возможностей и обычно картинки не шумят только в случает если они правильно проэкспонированы. Но как только понадеявшись на их нешумность вы провалите их в минус больше чем на 1 ступень, а потом попытаетесь вытянуть в РАВ-конвертере тут и получите «все прелести жизни».
Как вы понимаете съемку лучше вести в РАВ это в последствии позволит вам более качественно обработать ваши снимки.
Единственным исключением будет тот случай когда издание требует от вас предоставить фото непосредственно сразу после съемки. Тогда придется больше уделить внимание настройке камеры для поручения приемлемого результата при съемке в jpg. Но даже в таком случае снимать лучше RAW+ jpg. Последние вы отдадите СМИ ну а с РАВами можно будет поработать попозже.

Композиция.

Любая концертная съемка это такая же съемка людей как и любая другая со всеми вытекающими правилами и ограничениями.
Помните основное правило для человечков? :))) «Если у человека есть конечности они должны быть!» так что не стоит устраивать расчлененку на сцене:))
И если уж и рубить конечности и головы то делать это согласно правил для портретов:))) ну или хотя бы максимально приближено к ним:)

Естественно любые правила созданы для того что бы нарушать но для того что бы их нарушить нужно сначала их знать и уметь использовать ну а тогда хороший и эмоциональный кадр даже расчлененка не испортит:)))

Ron Carter

Тоже самое касается и инструментов. Не стоит без особой нужды резать грифы гитар и виолончелей обычно это только портит впечатление от кадра.

Ну и почитайте общий мануал о композиции в фоторепортаже. Для этого подойдет даже такая древность как книжка С.Морозова «Композиция в фоторепортаже» изданная в 1941 году:) Если выкинуть от туда идеологию то все остальное написано простым и понятным языком который вполне доступен для понимания начинающего (что и не удивительно ведь книжка писалась для заочных курсов фоторепортажа!).

Однако не стоит забывать и о некоторых характерных чертах свойственных тем или иным исполнителям (кто-то играет с закрытыми глазами, кто-то корчит страшные рожи, кто-то каждый раз "умирает" на своем инструменте)

John Scofield , играет с закрытыми глазами

Эти особености желательно знать что бы не ждать весь концерт пока артист откроет глаза:))) Ну или наоборот суметь воспользоваться характерными ужимками для того что бы снять интересный кадр.
Ну и естественно очень часто видя что их снимаю,т артисты начинают подыгрывать фотографам и такие моменты упускать нельзя. Как ни странно это свойственно в первую очередь джаз и рок-звездам международного уровня. Наверное срабатывает "У фотографа и так только две песни что бы нас снять а ему тоже нужно кормить семью. Поможем сделать ему классные кадры!!" :)))

Scorpions , Дворец спорта (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-70mm f/2.8L, 24mm, 1/1000, f/2.8, ISO 2000

Одежда и поведение.

Одежда должна быть не ярких тонов (в идеале черная, темно-синяя, серая, коричневая), чистая и не должна стеснять ваших движений.
Если вы на концерте впервые и не знаете как себя вести, что можно, а чего нельзя посмотрите на других фотографов но при этом не забывайте анализировать то что вы видите:)
Например если вы увидите что какой-то фотограф снимает из-за кулис или аккуратно вышел на сцену это совершенно не означает что так можно делать всем.
Скорее всего это или официальный фотограф группы или официальный фотограф фестиваля и в силу этих обстоятельств он имеет более широкие права и возможности чем остальные. :))))
Так что не стоит сразу лезть на сцену с камерой наперевес:)
В любом случае вести себя нужно так что бы не создавать неудобства для зрителей и не мешать другим фотографам.
Чего однозначно не стоит делать это спорить с охраной.
Если какой-то охранник не дает вам куда-то пройти, а вы уверены что вам туда можно (например вы оговорили это отдельно с организатором) то доказывать это отдельно взятому охраннику бесполезно он скорее всего получил четкие инструкции «никого не пущать» и сколько бы вы его не убеждали он не сдвинется ни на сантиметр.
И совсем уж большой глупостью будет попытаться прорваться силой. Вас просто вышвырнуть с концерта да еще и заработаете себе славу скандалиста.
Вместо этого если вы уверены в своей правоте попросите позвать начальника охраны или попытайтесь дозвонится до того кто вам «дал добро» что бы он подтвердил ваши полномочия.
Кстати, некоторые фотографы используют на концертах беруши т.к. работать зачастую приходится прямо у колонок а тут недолго и оглохнуть.
Во время антракта не стоит налегать в буфете на спиртные напитки, а то недолго после этого и объектив уронить:))
Ничто так не отрезвляет как объектив стоимостью 2 к.у.е пойманный на лету в 5 сантиметрах от бетонного пола:)))

Съемка в клубах.

Съемка в клубах от съемки в больших залах отличается обычно только более плотным контактом с исполнителем и зрителем (у фотографа за спиной) и еще худшим светом.

Гитарист группы Gruhak , клуб "Jazzter" (Харьков)


На концерте Chaek для того что бы сменить позицию приходилось пробираться по зрителям, а потом буквально сидеть у некоторых на коленях:)))

Если в залах свет «плохой» то в клубах его просто нет. Так что лучшим выходом для клуба безусловно будет использование широкоугольных светосильных фиксов если такие есть в вашем арсенале.
Поэтому я и говорил что если у вас получится снимать в клубе то на больших концертах уже будет полегче:)) как минимум в плане света:)

Что потом.

Безусловно нужно как можно быстрее (без ущерба для качества) отдать снимки тому то вас аккредитовал.
Даже если дедлайна не установлен не стоит затягивать с этим больше чем на несколько дней. Любая ложка дорога к обеду и через неделю после события ваши снимки уже будут никому не нужны.
Если у вас уж очень сильно много хороших снимков сделайте из них как можно быстрее штук 15-20, а остальные доделаете и отдадите чуть позже.

Даже если аккредитацию давала вам не группа все равно потрудитесь найти на сайте их мыло и отправьте ссылку на свои работы снятые во время концерта.
Во-первых, это будет приятно и интересно артистам, а во-вторых, может (хоть и редко) дать очень неожиданный результат.
Например Коуби Воткинс (Kobie Watkins) барабанщик Ryan Cohan Quartet после того как я отправил им ссылки на свои работы снятые во время фестиваля попросил один из снимков в большом разрешении для оформления обложки диска.

Видеосъемка концертов - сложный жанр, с которым справится не каждый оператор. Такие услуги предлагаются специализированными компаниями. Перед тем как сделать заказ, желательно ознакомиться с завершенными работами специалиста.

Cъемка концерта Нины Шацкой и Ольги Кабо

Видеосъемка концерта Витольда Петровского

Особенности съемки концертов

Работа в зрительном зале в качестве видеооператора имеет некоторые особенности. Не на каждом мероприятии таким специалистам разрешено выходить на сцену вместе с техникой во время выступления артиста, поэтому снимать приходится из зала. Нельзя мешать зрителям, выполняя свою работу, загораживать им обзор, но качество видео тоже не должно страдать. Чтобы получить на выходе отличный результат, требуется немалый опыт вместе с теоретическими знаниями основ операторского искусства.

Съемка новогоднего концерта с кино краном

Cъемка фестиваля Festivals Committee «CITIES LIFE»

Профессиональная съемка концертов - одна из основных услуг нашей компании. Здесь можно заказать обслуживание любых мероприятий. Прошли те времена, когда выступления артистов на сцене снимали любительской техникой, из-за чего дрожал кадр и видео содержало посторонние звуки. Высокий профессионализм сотрудников компании позволяет снимать концерты на уровне ведущих телеканалов. Здесь используется прогрессивная техника:

  • штативы для качественной съемки длинных кадров;
  • несколько профессиональных камер для работы с разных точек;
  • внешние микрофоны для отдельной записи звуковых дорожек с режиссерского аудио пульта;
  • операторские краны для видеосъемки с высоты.

Опытные специалисты тесно сотрудничают с организаторами концертов, работниками сцены. Они посещают саундчеки и генеральные репетиции концертов, изучают партитуру осветителя, чтобы настроить оборудование. На выходе получают достойный результат.

Съемка концерта Ken Hensley в Москве

Видеосъемка рок концерта в Крокус Холле

Съемка и монтаж музыкальных клипов

У каждого именитого и начинающего артиста должен быть музыкальный клип и не один. Мини фильмы, которые снимаются под музыку, транслируются в эфире телеканалов, благодаря чему популярность певца, музыканта растет. Нашей компанией осуществляется видеосъемка музыкальных клипов для исполнителей. Опытные операторы тесно сотрудничают с талантливыми режиссерами, выполняют все их задумки на съемочной площадке. После основной работы начинается этап сведения, монтажа клипа. Если вы хотите, чтобы о вашем творчестве узнали потенциальные поклонники, если вы стремитесь к известности, воспользуйтесь нашими услугами. Сотрудничество принесет положительные плоды.

Видеосъемка концерта группы БИ 2

Cъемка мюзикла для Dance studio by World class

Съемка массовых мероприятий и городских праздников

Для таких событий необходимо несколько видеокамер, которые будут проводить фиксацию. Одна камера не охватит весь масштаб происходящего. Многокамерная съемка фестивалей или других массовых мероприятий фиксирует действия, которые невозможно увидеть с одного места.
Видеосъемка праздников проводится с разных ракурсов несколькими операторами. Наша компания имеет специальное оборудование для работы: операторские краны и рельсы. Смонтированное видео получается реалистичным, без заминок и неудачных моментов.

Чтобы фотографировать в клубе и на различных музыкальных мероприятиях, нужно уметь работать в условиях плохого освещения (тема слабой освещенности настолько болезненна, что по ней уже ). В большинстве случаев использование вспышки запрещается организаторами, поэтому фотограф должен снимать со светом, специально смоделированным для клубного вечера или концерта – именно такой свет подходит мероприятию лучше всего.

Если вы собрались в клуб или на концерт с фотоаппаратом, помните о следующих факторах:

Величина мероприятия

У больших мероприятий и концертов свои плюсы – обычно на сцене выступают известные исполнители, а сам вечер интересно организован и очень интересен по сюжету для фотосъемки. Если вы собираетесь наблюдать за главной сценой, учтите заранее, что, скорее всего, вы будете стоять далеко от нее, и для съемки потребуется телеобъектив. Скромные вечеринки и концерты хороши более уютной атмосферой, а также возможностью подойти ближе к сцене, чтобы снять эмоции артистов.

Главный недостаток таких концертов в том, что помимо вас возле сцены будут другие репортеры, а также охрана заведения, что может сковать передвижение из одной точки съемки в другую. Чтобы снять фотографию, показанную ниже, мне пришлось подняться на выступ, потому что возле сцены было очень много людей. Тем не менее, мне удалось получить отличный угол съемки – как правило, такие кадры часто получаются с нижнего ракурса, если снимать прямо под сценой.

Освещение

Освещение на небольших концертах бывает просто отвратительным. Иногда весь свет падает сзади или сбоку, а спереди исполнитель совсем не подсвечивается. В съемке силуэтов, конечно, есть свои плюсы и свой шарм, но если из силуэтов состоит вся фотосессия, и лиц артистов нигде не видно – фотографии будут скучными.

Когда вы зайдете в клуб до начала мероприятия, обратите внимание на свет от прожекторов и другие точечные источники, которые могут дополнительно подсветить исполнителей. Это сильно спасет ситуацию. Если у вас есть разрешение на съемку концерта, не упустите возможность снять группу «разогрева». Даже если вам безынтересна эта группа, несколько кадров их выступления помогут вам приспособиться к свету.

Очень важно помнить, что в клубах и на концертах свет постоянно меняется, поэтому встроенный камеры практически бесполезен – вам придется к этому привыкнуть. К концу вечера на вашей карте появится много технического «мусора», но в этом нет ничего страшного. В 90% случаев вам запретят использовать , поэтому подготовьте необходимое оборудование заранее. Кроме того, фотографии со вспышкой не так интересны, поскольку, давая яркий свет, вспышка хоть и освещает артистов, но портит клубную атмосферу и оставляет уродливые тени:

Поскольку съемка будет протекать в плохих условиях освещения, первое, что вам потребуется, это открытая диафрагма и большая светочувствительность . Новые камеры гораздо лучше справляются со съемкой на высоких ISO, чем старые модели. Самую большую светосилу можно получить, только используя объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Поэтому для съемки в клубе лучше выбрать объектив со значением диафрагмы от f/1.8, 35 или 50 мм. Надеюсь, вы уже знаете, что, чем шире открыто отверстие диафрагмы, тем меньше ее значение, и тем больше света попадает в объектив и на камеру.

Снимайте в RAW : фотографии в «сыром» формате легче обрабатывать, формат RAW обеспечивает больше контроля над качеством снимка. Для съемки в клубе подойдет только автоматический баланс белого , поскольку правильные цвета в таких условиях нельзя получить даже с серой картой. Цветовой оттенок можно впоследствии исправить в Photoshop.

Установите серийный режим съемки , если он предусмотрен в вашей камере. Трудно предугадать, когда нужный луч света попадет в кадр, поэтому, чем больше кадров вы сделаете, тем лучше. Кроме того, лучше использовать режим фокусировки AI-Servo или «следящий фокус» (на Nikon – это режим фокусировки AF-C). Наконец, сам фотограф должен быть трезвым, чтобы получить максимально резкие снимки.

Если исполнитель очень подвижен, лучше установить короткую выдержку . Однако длинной выдержкой тоже не стоит пренебрегать, иногда с ее помощью можно получить интересные снимки.

А теперь о режимах съемки. Для фотосъемки в клубе лучше всего пользоваться ручным режимом , а также режимами приоритета выдержки и диафрагмы. Ручной режим хорошо подходит для предсказуемого освещения. Режим приоритета выдержки я включаю тогда, когда артист очень подвижен, или по сценарию предстоит какое-то быстрое действие, и длинная выдержка может его размыть. Когда освещение достаточно яркое, я использую режим приоритета диафрагмы , поскольку знаю, что выдержка останется достаточно короткой для нужной мне сцены.

Наконец, особое внимание следует уделить кадрированию фотографий. Используя объективы-фиксы (объективы с фиксированным фокусным расстоянием), фотограф часто определяет границы кадра ногами – просто подходит ближе или отходит дальше, но иногда даже этого недостаточно – неожиданный сюжет может привести к тому, что кадрирование получится неудачным. Посмотрите на фотографию ниже: левое колено вышло за границу кадра, а я был к этому не готов. Поэтому для съемки в клубе лучше подойдет светосильный зум-объектив (например, 24-70, f/2.8).

Исполнители

Подумайте о том, кого захотят видеть люди на фотографиях. Если вы не знакомы с составом группы, снимайте ведущего вокалиста. Обычно его эмоции наиболее выразительны, и его легче всего заметить.

Обратите внимание, в какой руке певец держит микрофон, и постарайтесь фотографировать его с другой стороны: рука с микрофоном обычно закрывает пол-лица и фигуру артиста, поэтому лучше выбрать противоположную точку съемки. Не игнорируйте этот совет, если вы собираетесь продать фотографии – обычно агентства, например, Getty Images, принимают простые поясные портреты именно в таких ракурсах – их можно продать многочисленным фанатам.

Время

Обычно выступление группы ограничивается тремя песнями – это не более 10 минут. Поэтому нужно заранее подготовиться и вспомнить обо всех указанных выше факторах. Иногда по окончании вечеринки или концерта у вас практически не будет хороших фотографий. Не стоит расстраиваться, съемка в клубе – сложное дело, и первое время не все получается. Кстати, не забудьте взять беруши, возле сцены очень громкий звук, и он может вам мешать. Если к сцене вас не пускают, отойдите дальше – хорошие кадры можно снять и издалека:

Уважительное отношение

Если вы подошли к сцене, слово охраны для вас – закон. Не вступайте в конфликт с персоналом заведения, иначе вас могут прогнать. Скорее всего, в зале будут работать и другие фотографы, поэтому старайтесь не попасть им в кадр. Наконец, не мешайте исполнителям: если в клубе запрещено использовать вспышку – не включайте ее.

Где взять разрешение?

Чтобы фотографировать в клубе, иногда достаточно попросить разрешения у охраны или менеджеров заведения. С концертами сложнее – вам может потребоваться официальный пропуск. По опыту могу сказать, что легче всего его получить, работая внештатным репортером для местной газеты. Будьте настойчивы – даже если у издания уже есть журналист, иногда газете нужен второй фотограф. Договориться о разрешении на съемку через агентство или предложить свою кандидатуру в качестве фотографа заведению, где проводится мероприятие – пути более сложные. Однако следует помнить, что для поступления на работу в газету вам потребуется .

Еще один способ получить разрешение на съемку – написать самой группе или менеджеру группы. При этом нужно уточнить, кто вы, с кем работаете, для каких целей вам нужны фотографии, и как много людей их впоследствии увидит. Если группе нужны фотографии мероприятия, они выйдут на связь.

Заключение

Фотосъемка в клубе сложна и интересна: она сочетает в себе две задачи, которые нужно решить фотографу — адаптация к плохому освещению и съемка репортажа. Если вы научитесь снимать в плохих условиях освещения, даже самый сложный по свету концерт перестанет быть для вас проблемой.

Источник статьи: Expert Photography

Перевод Екатерины Симаченко

Видеосъемка концерта – это сложный и очень интересный процесс. С появлением телевидения стало возможно передавать на большие расстояния трансляции с концертов и выступлений известных артистов, музыкальных коллективов. Однако телевещание возможно лишь на широкие массы людей, на аудиторию региона или целой страны. Что часто не соответствует пожеланиям узкого круга людей, интересующихся творчеством конкретного артиста или музыкальной поп группы. С появлением интернета, с появлением интернет каналов видео на таких видео хостингах как ютуб или vimeo, возможность размещения концертов и выступлений стала реальной и не дорогой. Стоимость лишь ограничена расходами на организацию и проведение концерта и оплатой гонорара съемочной бригады.

Многокамерная съемка концерта позволяет показать выступление с разных ракурсов, с разных точек. Когда зритель находится в зале, он видит выступление на сцене только с одной точки. Когда съемка концерта произведена в много камер (не в 2-е и не в 3-и, а в более 4-х) с иcпользованием съемочного крана, смонтированный отчетный видеоряд смотрится очень динамично и разнопланово. В таком отчетном видео показаны самые вкусные кадры с мест не доступных обычному зрителю в зале.


Видеосъемка концерта – это своего рода визитка артиста и организаторов для последующей презентации тура по городам страны. В интернете люди могут посмотреть концерт из другого города и решить посетить выступление музыкантов, когда они привезут эту программу в ваш город.

Часто организаторы экономят на видеосъемке, ограничиваясь съемкой с одной камеры общего вида. Смотреть такое не станет даже самый не искушенный зритель. Даже супер выступление можно испортить не качественно исполненной съемкой концерта. Напротив, скучное и безынтересное выступление можно сделать ярким и динамичным шоу, грамотно распределив бюджет и сделав акцент на съемку в несколько камер с грамотным, сложным монтажoм на стадии постпродакшн.

В нынешнем мире ни одно выступление, ни один концерт не проходит без фото и видео сопровождения мероприятия. Организаторы, продюсеры, потенциальные заказчики захотят посмотреть товар заранее и убедиться в качестве оказываемой услуги за ранее, убедиться в успешности проведения выступлений с предыдущей концертной программой и сделать необходимые выводы о последующем сотрудничестве с коллективом.

Съемка концерта, как само собой разумеющееся, выполняется профессиональными видеооператорами, не один десяток лет снимающие друг с другом подобные мероприятия. Команда видеографов знает друг друга давно и знают кто, что и в какой момент на съемочной площадке на концерте будет делать, кто за какие действия, крупности, планы отвечает.

Видеосъемка концерта требует особого внимания, эти мероприятия уникальны, поэтому любая запись, пусть даже не существенного выступления очень важна как для известного артиста, популярной музыкальной группы, так и для начинающих исполнителей и малоизвеcтных танцевальных коллективов. Запись видео дает возможность разобрать каждый номер выступления по частям в деталях, что в дальнейшем позволяет снизить количество брака и ошибок, а следовательно повысив качество выступления в дальнейшем.

Съемка концертных выступлений – это своего рода хронология развития артиста. Из видеоархива концертных выступлений можно будет пронаблюдать творческий рост.