Люция Хамитова: "Ненавижу, когда мне жмет". Люция Хамитова: "Ненавижу, когда мне жмет" Долго в массовке бегали

Главный режиссер Камаловского театра первым в России поставил спектакль по пьесе норвежского драматурга Йона Фоссе «Однажды летним днем» с Люцией Хамитовой в главной роли. В этом году спектакль выдвигался на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в четырех номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая актриса», «Лучшая работа художника по свету». Автор пьесы Йон Фоссе, увидев постановку Бикчантаева, назвал ее «конгениальной, в высшей степени красивой и глубоко трогательной».

Люция Хамитова

Я родилась в Казани. Мама работала медсестрой, папа - шофером, сейчас они на пенсии. Училась в обычной русской школе, с первого класса занималась танцами в Доме пионеров. Мы постоянно ездили с концертами, выступали. Отец у нас был строгий, настоящий татарин. Он и слышать не хотел про танцы, тем более, про актерство. Я, к своему стыду, обманывала его: сама ходила в хореографическую студию, а ему говорила, что хожу в кружок кройки и шитья. И когда решила поступать в театральное училище, папа был категорически против. А мама всегда меня поддерживала. Она и ее сестра – настоящие театралки, постоянно ходили в Камаловский. И я с ними, любила и знала в лицо всех актеров. Поэтому поступала на татарское отделение театрального училища, на курс Марселя Салимжанова. У нас были замечательные педагоги – актеры-камаловцы Наиль Дунаев и Ильдар Хайруллин.

Когда пришла в Камаловский, у меня сразу были роли, потому что молодежи на тот момент было мало. На сцену театра перенесли наш дипломный спектакль «В ночь лунного затмения», я играла Зубаржат. Потом у меня был дебют в постановке «Тахир и Зухра». А самой любимой моей ролью была собачка Чарли в детском спектакле «Деревенский пес Акбай».

Фарид говорит, что обратил на меня внимание в училище : «Смотрю, девушка идет по первой позиции». После танцевальной студии у меня была «балетная» походка. От приятеля узнал, что я с курса Салимжанова. Сначала были просто дружеские отношения. Когда он учился в ГИТИСе, мы переписывались, до сих пор эти письма сохранились. Три года длился процесс ухаживаний. А поженились мы, когда он приехал из Москвы.

Я никогда не просила у Фарида ролей. Такого не было. Я, наоборот, могла отказаться от роли. Мне было достаточно того, что я играла. Сейчас у меня осталось всего четыре роли. Жена ишана в «Голубой шали», небольшая роль в «Смелых девушках» и одна из шуралешек в спектакле «Свет моих очей», который идет уже пятнадцать лет. И одна большая роль - Женщины в спектакле «Однажды летним днем» на малой сцене.

Роль в спектакле «Однажды летним днем» для меня - подарок судьбы . Поначалу я не приняла пьесу: как это можно сыграть? Действия практически нет, другой, непривычный для нас, сценический язык, сплошные монологи, написанные в ритмической прозе. У меня монологи - по пять-шесть страниц. А Фариду пьеса сразу понравилась. В отличие от некоторых режиссеров, которые не видят общего решения постановки и мучают актеров, он четко знает, что ему нужно, дает возможность актерам раскрыться, - спокойно, без нервотрепки, с ним работать - одно удовольствие.

Справка

Спектакль Камаловского театра «Однажды летним днем» номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в четырех номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» - Фарид Бикчантаев, «Лучшая актриса» - Люция Хамитова, «Лучшая работа художника по свету» - Евгений Ганзбург.

Фарид Бикчантаев

Мои родители разошлись, когда мне было пять лет . А до этого отец отправлял меня в татарскую деревню к своей маме. И когда меня повели в детский сад, я по-русски не знал ни слова. Ко мне приставили нянечку-татарку, чтобы я хоть как-то мог изъясняться. Учился в русской школе, с татарским языком было плохо, - его преподавали факультативно, никто на него и не ходил. Мы стеснялись даже говорить на родном языке, не дай бог бабушка в трамвае заговорит со мной по-татарски, я сразу убегал в конец вагона.

После школы я хотел поступать на отделение классической гитары , начал даже готовиться. Но именно в тот год на это отделение почему-то не набирали. Решил поступать в театральное училище, на русское отделение. Когда мама услышала про это, взяла меня за грудки: «Ты не имеешь морального права так поступать, у тебя родители всю жизнь - в татарском театре, а ты куда?!» С грехом пополам выучил один монолог и стихотворение. Марселя Хакимовича не было на вступительных экзаменах, он был на гастролях в Алма-Ате, принимала Асия Хайруллина. Салимжанов увидел меня лишь 1 сентября и сказал по-татарски: «Нэрсэ, буталдын-буталдын да килден?» («Ну что, болтался-болтался и пришел?»). Он-то звал меня к себе после восьмого класса, но тогда я хотел стать электриком или слесарем-сантехником.

Дело в том, что я рос в хулиганском районе на улице Хади Такташа. Все мои дворовые друзья после восьмого класса бросали школу и шли в ПТУ. Мне хотелось с ними за компанию. Но тут мама уперлась – поговорила с директором школы, меня вызвали на беседу: «Никуда не пойдешь, надо закончить десять классов». Уломали. Значит, не такое сильное желание было идти в сантехники. Стал актером.

На втором-третьем курсах Салимжанов практиковал так называемые самостоятельные работы. Мы брали, что хотели – Чехова, Достоевского, Шекспира, - и готовили отрывки. Марсель Хакимович ни во что не вмешивался. Он устраивал специальный день показа наших работ, приглашал все училище. Я сделал этюд по «Дарам волхвов» О Генри. Пришел посмотреть и Дамир Сиразиев, он тогда уже закончил ГИТИС. После показа он сказал мне: «Такие работы показывают на третьем курсе ГИТИСа, тебе надо ехать туда». В первый раз я не поступил. Помню, меня прослушивал Сергей Александрович Бенкендорф – тот самый внук того самого Бенкендорфа. Он меня не взял, но я до сих пор ему благодарен, потому что через год поступил к Марии Осиповне Кнебель. Повезло.

Постановка спектакля «Однажды летним днем» – определенный этап для меня. Это то, с чего я когда-то начинал. Надо иногда проверять себя. Фоссе - достаточно известный драматург, правда, пока в России не очень популярный. Я прочитал пьесу, она мне понравилась, понял, что никогда ничего подобного не ставил, и актеры не работали с подобным материалом. И, по-моему, получилось. Риск есть всегда, а как же? Я это делаю для театра, для артистов, для зрителей. Для себя, в конце концов. Актеры должны проходить разные школы, должны работать с хорошей драматургией. Дефицит хороших пьес - беда не только национального театра, и в России то же. Так было всегда, даже во времена Чехова.

На театральную премию России "Золотая маска"-2014 за роль Женщины в спектакле "Однажды летним днем" номинирована актриса Камаловского театра Люция Хамитова. Престижную награду также могут получить режиссер этого спектакля (и супруг Хамитовой) Фарит Бикчантаев и художник по свету Евгений Ганзбург.

Перед жюри "Золотой маски" камаловцы сыграют "Однажды летним днем" в апреле: сцена московского Центра имени Мейерхольда станет второй гастрольной площадкой для казанского спектакля по пьесе Йона Фоссе. Первой, тоже в апреле, будет сцена Национального театра Венгрии в Будапеште, где пройдет Международный театральный фестиваль...

Этот спектакль мы репетировали целый год, - вспоминает Люция Хамитова. - Было непросто. Я, когда прочитала пьесу Йона Фоссе, не приняла ее: мне было непонятно, как же можно воплотить ее на сцене? Там все только и делают, что говорят. Роль Женщины - вообще сплошные монологи, никаких столкновений с другими персонажами... Фарит вместе с нами, актерами, разгадывал эту пьесу. Она очень необычная: написана прозой, но ритмической. Важно было найти особую интонацию, чтобы "вытащить" этот ритм, чтобы текст зазвучал, как музыка...

"Однажды летним днем" - это история отношений мужчины и женщины. А еще это история про одиночество. Про то, что абсолютно каждый из нас, если вдуматься, одинок. И неважно - исчезают из вашей жизни по каким-либо причинам близкие люди, не исчезают...

Не я одна заметила: каждый новый показ этого спектакля получается не таким, как раньше. Те, кто смотрит его не в первый раз, даже спрашивают: "А что вы поменяли?". Это оттого, что спектакль живой, он развивается вместе с нами. Фарит так поставил его, что в нем есть воздух, много воздуха...

Свою Женщину я играю практически без грима. Нет, я не чувствую себя из-за этого беззащитной. Это же не я, Люция Хамитова, в этом спектакле выхожу так близко к зрителям. Выходит придуманный персонаж - Женщина.

Мой внешний вид - вернее, внешний вид Женщины, - придумали я и режиссер. Я искала, показывала, а он корректировал и утверждал. Это Фарит решил, что она ходит в ботиночках. Уютную толстую кофту, удобную юбку и "домашнюю" прическу он утвердил. Понимаете, Женщине из этой истории неважно, что на ней, как она выглядит. Чистенько - и ладно, главное - комфортно. Я сама тоже очень ценю комфортную одежду: ненавижу, когда мне жмет...

Я, когда узнала, что "Однажды летним днем" номинировали на "Золотую маску", почувствовала волнение и ответственность. Придется ведь играть этот спектакль для жюри, а это совершенно особенный зритель, это очень сложный зритель.

Конечно, номинация на "Маску" - событие. Но изначально - событие, и большое, - это то, что в репертуаре татарского театра появился спектакль по пьесе выдающегося норвежского драматурга Йона Фоссе.

Наш с Фаритом сын, Юсуф, водит на этот спектакль друзей, сам его уже три раза смотрел. И он не один такой. Юсуф - студент третьего курса Казанского университета, изучает английский и китайский языки. Была у него идея поступать в театральное училище, но мы решили: пусть сначала получит хорошее образование, познает мир. Потом, если желание связать свою жизнь с театром не пропадет, может поступить в ГИТИС, для парня это никогда не поздно...

Спектакль "Однажды летним днем" - это не единственное в профессии, что сейчас особенно меня увлекает. В декабре в нашем театре прошла режиссерская лаборатория Олега Лоевского: за неделю труппа подготовила эскизы четырех спектаклей. Я до сих пор под впечатлением. Это было что-то феерическое, это был глоток свежего воздуха! Я попала в команду к замечательному режиссеру Александру Огареву, мы ставили "Поминки по-эстонски" по пьесе Андруса Кивиряхка. Известно, что наш эскиз Огарев доведет до полноценного спектакля: в августе приедет на постановочные репетиции. Мы все его уже очень ждем, Саша классный!..

Родилась 12 июля 1967 г. в Казани. В 1987 г. окончила Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова) и была принята в труппу Академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка РТ (2001).

Народная артиста РТ (2007).

Маленькая девочка, выросшая в нетеатральной семье, с первого же класса бегала в танцевальный кружок. Вот, наверное, откуда у профессиональной актрисы особая пластичность и умение танцевать. С седьмого класса она уже думала об актерской профессии. Поэтому поступила в театральное училище. После окончания училища она попала на сцену знаменитого камаловского театра.

Когда Люция Хамитова пришла в театр, то ее сразу ввели на роли принцессы Гаухар («Алмазбулат» Ю. Сафиуллина), Зухры («Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша), в уже идущих спектаклях. Актрисе пришлось тогда преодолеть значительные трудности. Даже опытному актеру тяжело вводиться в готовую постановку. Кроме того, молодой актрисе надо было поверить в искренность романтических чувств Зухры — героини известной восточной легенды. Однако в этих первых ролях появились черты, определяющие ее творческую индивидуальность — исполнительницы образов глубоко драматического плана, умеющей выявлять тонкие психологические нюансы характера. Два образа, созданные актрисой в 1988 году, оказались знакомыми по ее дипломным работам. Это трагическая Зубаржат — «В ночь лунного затмения» М. Карима и неожиданная веселая хохотушка Рамзия в водевиле «Когда улыбнется счастье» Х. Вахита. Конечно, они отличались от студенческих работ в лучшую сторону.

Молодые актеры камаловского театра всегда пробуются в самых разных ролях, чтобы стали видны их возможности, творческий диапазон. Как ни странно, первый успех ожидал Люцию в 1989 году в роли собачки Чарли в популярной детской пьесе Т. Миннуллина «Деревенский пес Акбай». Чарли оказался совершенно очаровательным, звонкоголосым светлосерым пуделем, весь в кудельках и бантиках. Актриса нашла особую изломанную пластику, особые характерные черты, манерную форму речи аристократически изнеженного существа, привыкшего к комфорту и неге. Хамитова, как показал спектакль, определенно обрела необходимую внутреннюю свободу, развила в себе импровизационное начало.

С этого момента актрису начали назначать на роли молодых героинь. Каждый год она создает новые образы, отличающиеся друг от друга. Смешливая, несколько наивная, простодушная деревенская девушка Хабиба в знаменитых «Казанских парнях» М. Гилязова (1990) и вслед за ней дерзкая, резкая Вера — «Ильгизар + Вера» Т. Миннуллина.

Однако полностью дарование молодой актрисы, работающей всего четыре года, раскрылось в знаменитой классической роли Джульетты — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Хамитова показывала свою героиню в развитии. Ее Джульетта, в отличие от традиционного решения как шаловливой, резвой девочки, появлялась на сцене в первый раз тихой, как бы что-то ожидающей. Затем на балу она становилась оживленной, радостно смеющейся. Вскоре неожиданно резко менялся ее внутренний ритм, казалось даже сердце остановилось на секунду: она увидела Ромео. В громадных, широко раскрытых глазах — неописуемое, безмолвное счастье. В последующих сценах — буря чувств: то тихая радость, то бурные переживания, то недоумение — «что мне в имени твоем». Режиссер Ф. Бикчантаев построил неожиданный мизансценический рисунок. Ромео и Джульетта в момент объяснения сидят далеко друг от друга. Их любовь столь трепетна, целомудренна, столь сильна, что они боятся прикоснуться друг к другу. В трагическом финале ни крика, ни слез, ни стенаний. Увидев мертвого Ромео, она каменела и, как подстреленная птица, взмахнув руками падала и умирала. Наивная непосредственность, живость естественного существования на сцене, психологическая точность сочетались со стремлением к всесторонней характеристике своей героини. Потому Джульетта — одно из этапных созданий Хамитовой в начале актерского пути.

В дальнейшем в репертуаре актрисы были роли, продолжающие линию по созданию драматических, психологически тонко, точно разработанных образов. Это нежная, преданная Кюнака — «Идегей» Ю. Сафиуллина; удивительная умница, своеобразный философ, борец Карагач — «Рыжий наемщик и его черноволосая красавица» Н. Исанбета; молодая, коварная волчица Чобра — «Черная бурка» Г. Хугаева, торжествующая свою победу во время изумительного исполнения сладострастного танго; конечно, сильная духом, одновременно мягкая, талантливая первая татарская актриса Гульжамал в одноименной драме Н. Исанбета. Особое место в жизни актрисы, как и всего театра, занимает работа в труднейшем произведении А. Чехова «Три сестры», где она играла Машу. Она в исполнении Хамитовой была сдержанна, несколько отстранена от окружающей ее жизни. Иногда она надолго замолкала, уйдя в свой затерянный мир, или начинала бормотать непонятно откуда пришедшие в голову, навязчиво повторяемые «У лукоморья дуб зеленый». За «нездешностью» существования Маши прочитывался второй план жизни женщины, неудовлетворенной своим существованием, лишенной настоящей любви, человека, не нашедшего своего места в мире людей. Впоследствии Хамитова выразительно сыграет свободолюбивую Елену, к сожалению, в быстро снятом с афиши спектакле «Мещане» М. Горького.

Актриса, работающая в театре без малого четверть века, постоянно ищет и находит в своем творчестве новые неожиданные краски и возможности. Она обнаружила в себе возможность играть характерные роли. Рядом с вышеназванными молодыми героинями классических пьес оказалась издерганная, довольно бесстыдная, крикливая, похожая на бомжа Зойка — «Реестр любви» Ф. Булякова. Но за внешне измученной сутью Зойки в ее душе пряталось ее внутреннее несогласие со своим нынешним существованием. В те же годы родилась надменная, изворотливая испанская аристократка с особой изломанной пластикой Фелисьяна — «Учитель танцев» Лопе де Вега и томная, изысканная лесная «аристократка», очаровательная, замечательно танцующая Шуралия — «Душечка» Т. Миннуллина. Она вместе с другими шурале была носительницей духовного начала жизни, ее поэтичности, чистоты, искренних взаимоотношений. Рядом с ними жизнерадостная, но придурковатая Биби — «Первое представление» Г. Камала. Все названные образы — свидетельство широты творческого диапазона актрисы, ее умения талантливо перевоплощаться.

Хамитова работает много, она востребована благодаря своей яркой индивидуальности, что включает в себя — органику, интенсивность чувств, наивную непосредственность, лирическую определенность, характерную насыщенность с психологической точностью сценических жизнеподобных характеристик, глубину человеческих переживаний, замечательную пластичность, танцевальность.

Она играла и играет в драмах и комедиях Н. Исанбета, Г. Исхаки, К. Тинчурина, Ш. Хусаинова, З. Хакима, М. Карима, Т. Гиззата, в мировой, переводной драматургии, что говорит о ее трудолюбии, творческой активности.

Вчера вечером в Татарском государственном академическом театре имени Г. Камала прошел юбилейный вечер народной артистки РТ Люции Хамитовой. Принцесса татарской сцены, очаровательная и юная Хаят из повести Фатиха Амирхана, порывистая и романтичесая Джульетта из пьесы Шекспира, легкая и мистическая Зубаржат из пьесы Мустая Карима отметила свое 50-летие, играя отрывки из спектаклей, виртуозно танцуя, исполняя песни.

Первое отделение целиком было посвящено творчеству актрисы, в ее арсенале - несколько десятков ролей, организаторы вечера остановились лишь на знаковых. Роль, которая моментально прославила юную студентку Казанского театрального училища, ученицу Ильдара Хайруллина и Наиля Дунаева Люцию Хамитову - телеспектакль по повести «Хаят ». На сцене театра Камала каждая роль яркой, характерной, пластичной, темпераментной и в то же время нежной и всегда юной была яркой и запоминающейся. Перед зрителями пронесся калейдоскоп из спектаклей: «Ромео и Джульетта » (партнер - Ильдус Габдрахманов), «Голубая шаль » (жены Ишана - Фирая Акберова, Раушания Юкачева, Ляйсан Рахимова), «Люстра » (в паре с Ильтазаром Мухаметгалиевым), «Три сестры » (с участием Минвали Габдуллина, Ильдара Хайруллина, Алсу Каюмовой), «Пришлый » (с Радиком Бариевым и Ильнуром Закировым), а также отрывок из спектакля «Гульджамал », где она воплотила образ первой татарской актрисы. «Сегодня праздник. И это праздник не только для Люции, ее семьи, труппы театра, это праздник всех поклонников театра, всех, кто переполняет этот зал. Люция Миннахметовна отмечает юбилей. А я смотрю на нее и не могу понять, какой именно это юбилей? Восемнадцатилетие? Тридцатилетие? Молодая, танцующая, поющая, талантливая артистка. Она в самом лучшем театре нашей республике приняла эстафету от метров сцены и служит нашему народу », - отметил Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, поздравляя юбиляра. «Я считаю, наш театр, камаловский, тинчуринский, атнинский и другие - это наша гордость. Мы сумели сохранить наш театр, а театр сохранил татарскую нацию, наш народ. Сохранил его язык. Спасибо вам!», - сказал он. Председатель татарстанского парламента вручил награды от Президента РТ Рустама Минниханова, Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева, а также от Государственного совета РТ, Правительства РТ. «Вы, наверное, задумываетесь над тем, как живут Люция и Фарид, возвращаясь домой из театра, как артисты выходят из роли, чтобы продолжать жить свою собственную жизнь. От талантливых людей рождаются талантливые дети. Их сын Йусуф достойно продолжает дело родителей, участвует в спектаклях. Хотелось бы сказать в целом, когда Люция стала невесткой для Рифката Бикчантаева и Наили Гараевой, она обогатила этот род. У Люции очень серьезная миссия. Когда не стало Марселя Салимжанова, на его место пришел Фарид Бикчантаев, для нее это еще одна нагрузка. И своим поведением, отношением к людям она не вызывала претензий. Я был в этом театре на юбилеях многих великих артистов », - сказал почетный гость вечера, подчеркивая, что быть женой главного режиссера театра не только почетно, но и ответственно. Он пожелал актрисе и в дальнейшем служить своему на роду на сцене театра, новых успехов, здоровья. Исполнительный директор Фонда поддержки и развития культуры при Президенте РТ Нурия Хашимова поздравила юбиляра от имени руководителя Аппарата Президента РТ. Свои поздравления в адрес Люции Хамитовой направили также заместитель Премьер-министра РТ, полномочный представитель РТ в РФ Рафиль Ахметшин, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. От имени коллег из уфимского театра имени М. Гафури Люцию Хамитову поздравили лауреат премии имени Станиславского, народный артист Башкирской АССР, заслуженный артист РСФСР Олег Ханов и заслуженная артистка России и народная артистка Башкортостана Эльвира Юнусова, от имени казанского театра имени В. Качалова - народный артист России и Татарстана Вадим Кешнер. «Десятилетиями мы поздравляем друг друга. Десятилетиями! Как это приятно делать! У вас уникальный театр. У вас умеют ценить и живых, и ушедших. Это очень много значит. То, что мы видим на сцене, и отношения - это вызывает глубокое уважение. Вот, теперь, солнышко, непосредственно к тебе. У каждого человека бывают такие мгновения. У тебя сегодня большой, настоящий юбилей. Первый. Я хочу, чтобы их было очень много. Ты уникальна по многим пунктам. Во-первых, ты талантлива, красива, обаятельна, вне возраста играешь роли, всякие, поешь, чувство юмора совершенно потрясающее. Вы - замечательные зрители. Потому что вы умеете ценить актеров и работников театра. Я славлю театр Камала и передаю привет от качаловцев. Одни в Москве сегодня, другие играют спектакль. Бик зур рахмат!», - сказал Вадим Кешнер. Эстафету поздравлений приняли звезды татарской эстрады Зайнаб Фархетдинова и Ильсия Бадретдинова. Душевным и ярким стал выход на сцену однокурсников Люции Хамитовой: Рустема Галиева, Альфреда Камелевского, Олега Фазылзянова, Рамиля Тухватуллина и других. Они поделились воспоминаниями о годах учебы, о мастерах. Сын Люции Хамитовой Йусуф Бикчантаев с вокально-инструментальнысм ансамблем, в составе которого - его однокурсники по КазГИКу, исполнил песню в стиле регги, посвященную маме, собственного сочинения. Завершил череду зрелищных поздравлений ансамбль танца «

Ведущая актриса Татарского академического театра имени Камала номинирована на «Золотую маску» за главную роль Женщины в спектакле «Однажды летним днем» по пьесе норвежского драматурга Йона Фоссе.

Что вам дала работа над спектаклем «Однажды летним днем»?

Это для меня подарок судьбы. Поначалу я не приняла пьесу: как это можно сыграть? Действия практически нет, другой, непривычный для нас, сценический язык, сплошные монологи, написанные в ритмической прозе. У меня монологи - по пять-шесть страниц. А Фариду пьеса сразу понравилась. В отличие от некоторых режиссеров, которые не видят общего решения постановки и мучают актеров, он четко знает, что ему нужно, дает возможность актерам раскрыться, - спокойно, без нервотрепки, с ним работать - одно удовольствие.

Вы наверняка знаете, что отношение к спектаклю неоднозначное - одни в восторге, другие морщатся.

Это же хорошо, настоящее искусство должно вызывать разные эмоции. Но я чувствую зал - люди воспринимают происходящее на сцене, сразу погружаются в его атмосферу.

А отрицательную энергетику зала вы чувствуете?

Да, конечно. Помню, на спектакле «Гульджамал», где я играла главную роль, особенно тяжело мне было на премьере. Но премьера - это еще не спектакль. Приходит особенный, очень пристрастный зритель, - коллеги-артисты, журналисты, которые смотрят, мол, ну, давайте, покажите, что вы там сделали. А когда публика доброжелательная, то и энергия из зала идет положительная.

Вы из какой семьи - театральной?

Я родилась в Казани. Мама работала медсестрой, папа - шофером, сейчас они на пенсии. Училась в обычной русской школе, с первого класса занималась танцами в Доме пионеров. Мы постоянно ездили с концертами, выступали. Отец у нас был строгий, настоящий татарин. Он и слышать не хотел про танцы, тем более, про актерство. Я, к своему стыду, обманывала его: сама ходила в хореографическую студию, а ему говорила, что хожу в кружок кройки и шитья. И когда решила поступать в театральное училище, папа был категорически против. А мама всегда меня поддерживала. Она и ее сестра – настоящие театралки, постоянно ходили в Камаловский. И я с ними, любила и знала в лицо всех актеров. Поэтому поступала на татарское отделение театрального училища, на курс Марселя Салимжанова. У нас были замечательные педагоги – актеры-камаловцы Наиль Дунаев и Ильдар Хайруллин.

Но ведь Салимжанов не всех своих выпускников брал к себе в труппу.

Меня и не хотели брать - в Щепкинском училище учился целевой курс, который должен был вернуться в Казань через год и для них держали места в штате театра. Меня взяли во вспомогательный состав.

Долго в массовке бегали?

Нет, у меня сразу были роли, потому что молодежи на тот момент было мало. На сцену театра перенесли наш дипломный спектакль «В ночь лунного затмения», я играла Зубаржат. Потом у меня был дебют в постановке «Тахир и Зухра». А самой любимой моей ролью была собачка Чарли в детском спектакле «Деревенский пес Акбай».

А роль Джульетты?

«Ромео и Джульетта» - это уже с приходом Фарида Бикчантаева, когда начался его творческий период. А до этого спектакля он, учась на четвертом курсе ГИТИСа, приехал летом и поставил с нами сказку «Алмазбулат», где мне досталась роль девушки Гаухар. Это была моя первая роль.

Тогда и завязались ваши отношения с Фаридом? Или он увидел вас в Джульетте?

Раньше. Как он сам мне рассказывал, обратил на меня внимание в театральном училище: «Смотрю, девушка идет по первой позиции». После танцевальной студии у меня была «балетная» походка. От приятеля узнал, что я с курса Салимжанова. Сначала были просто дружеские отношения. Когда он учился в ГИТИСе, мы переписывались, до сих пор эти письма сохранились. Три года длился процесс ухаживаний. А поженились мы, когда он приехал из Москвы.

Каково это - быть женой главного режиссера? Можете попросить его о какой-либо роли? Или чтобы он поставил спектакль специально на вас?

Такого не было. Я, наоборот, могла отказаться от роли. Мне было достаточно того, что я играла. Сейчас у меня осталось всего четыре роли. Жена ишана в «Голубой шали», небольшая роль в «Смелых девушках» и одна из шуралешек в спектакле «Свет моих очей», который идет уже пятнадцать лет. И одна большая роль - Женщины в спектакле «Однажды летним днем» на малой сцене.

Вам не хотелось бы, чтобы ваш сын Юсуф продолжил театральную династию?

Мы с Фаридом ему ничего не навязываем. После окончания школы он поступил в университет на отделение востоковедения, учит китайский и английский. В прошлом году целый семестр жил в Китае. В таком восторге приехал оттуда: «Все, я уеду в Китай!» После школы у него было желание поступать в театральное училище, играть на сцене. Но университетское образование ему все равно пригодится, даже если он захочет связать свою жизнь с театром.

Текст: Гузель Подольская