Любовь к отечеству преданность ему. Воспитание гуманизма и патриотизма. Смотреть что такое "патриотизм" в других словарях

- (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. - «... Большая советская энциклопедия

  • ПАТРИОТИЗМ - ПАТРИОТИЗМ (от греч. patris - родина, отечество) - англ. patriotism; нем. Patriotismus. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. см. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ, КОСМОПОЛИТИЗМ. Социологический словарь
  • патриотизм - сущ., кол-во синонимов: 10 верноподданничество 4 верноподданность 5 верноподданство 4 любовь к отечеству 3 любовь к родине 3 отечестволюбие 1 отчизнолюбие 3 преданность своей родине 1 преданность своему народу 1 ура-патриотизм 1 Словарь синонимов русского языка
  • ПАТРИОТИЗМ - (от греч. patriotns - соотечественник) - чувство любви к родине, идея, сознание гражд. ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. Советская историческая энциклопедия
  • патриотизм - -а, м. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Ленин, Ценные признания Питирима Сорокина. Малый академический словарь
  • Патриотизм - Любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • патриотизм - орф. патриотизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • патриотизм - [< гр. земляк < родина, отечество] – любовь к родине, к отечеству. Большой словарь иностранных слов
  • ПАТРИОТИЗМ - ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина) - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Большой энциклопедический словарь
  • патриотизм - ПАТРИОТИЗМ, а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. | прил. патриотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • патриотизм - ПАТРИОТИЗМ -а; м. [от греч. patris - родина, отечество] Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Воспитывать в духе патриотизма. Пробуждать чувство патриотизма в душе. П. во время войны. // Преданность, приверженность чему-л. Толковый словарь Кузнецова
  • Патриотизм - Нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Словарь по культурологии
  • патриотизм - патриотизм м. 1. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; высшее проявление человеческого духа. 2. разг. Преданность чему-либо, горячая любовь к чему-либо. Толковый словарь Ефремовой
  • патриотизм - Патриотизм, патриотизмы, патриотизма, патриотизмов, патриотизму, патриотизмам, патриотизм, патриотизмы, патриотизмом, патриотизмами, патриотизме, патриотизмах Грамматический словарь Зализняка
  • патриотизм - ПАТРИОТ’ИЗМ, патриотизма, мн. нет, ·муж. (см. патриот). Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский патриотизм. Толковый словарь Ушакова
  • патриотизм - (от греч. patris - родина, отечество) - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Этнографический словарь
  • Современные дети живут в мультинациональном мире. Вместе с родителями они путешествуют по разным странам и континентам, учат новые языки, приспосабливаются к новым культурам. Но очень важно помнить, что у маленьких россиян есть своя Родина - слово с большой буквы. Кто и как должен взрастить в подрастающем поколении патриотические чувства и как не «перегнуть палку» в этом весьма деликатном занятии?

    С чего начинается Родина?

    «Я узнал, что у меня есть огромная семья: и тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок, речки небо голубое – Это все мое, родное!» Детское стихотворение олицетворяет собой первые шаги в познании ребенком своей Родины. Именно с помощью простых слов, игр, песен маленькие дети запоминают, что окружающий их мир – это не только игровая площадка, но и нечто большее – их дом, их Отечество. Конечно, дошкольникам сложно объяснить абстрактное понятие – «Родина», проще заменить его на более доступные «родной дом» или «родная страна».

    Что такое «любовь к Родине» и как ее воспитать

    «Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая Советская Энциклопедия, 1969—1978).

    Каждый человек по своему понимает словосочетание «любовь к Родине», а каждая семья формирует свое уникальное видение страны как Отечества. Дети получают первые знания о своем государстве именно от родителей, родственников, и лишь потом – от учителей и друзей. Смотрят ли бабушка с дедушкой по вечерам новости? В каком ключе они обсуждают происходящее? Посещает ли вся семья торжества по поводу государственных праздников, участвует ли в выборах органов власти – все это откладывается в голове наших детей и воспроизводится в последующие годы в социуме.

    Самый прочный фундамент здравого национального самоощущения строится в семье. Если отец постоянно подчеркивает негативные черты той или иной нации, мать мечтает жить за границей, а бабушка и дедушка ругают правительство, ребенок, несомненно, впитает это отношение и будет копировать его, часто даже неосознанно, во взрослой жизни. В зависимости от социального опыта, негативная установка у ребенка, а затем и подростка, может выплеснуться наружу совершенно неожиданным образом: от банального осквернения памятников истории до участия в радикальных националистических группировках.

    Здоровое национальное самосознание и уважительное отношение к людям других наций и народов позволяет ребенку самостоятельно понять, что для него значит родная страна и ее жители, как он будет относиться к отечественной истории, захочет ли он в будущем гордиться своей национальной принадлежностью.

    Картину мира для детей рисуют взрослые, поэтому в первую очередь необходимо следить за гигиеной речи и не позволять себе оскорбительного отношения к символам государственности, отечественной истории и национальным событиям. Например, если ко Дню Победы жители мегаполиса дружно вешают себе на одежду Георгиевскую ленточку, то ребенку наверняка будет любопытно узнать зачем, и, скорее всего, захочется повесить себе такую же. Не следует отмахиваться от его любопытства: расскажите малышу, что означает этот полосатый кусочек ткани для русского народа и почему его нельзя бросать или портить.

    Объясняйте ребенку, что происходит в стране доступным языком: почему объявлен траур по погибшим в катастрофах, зачем запускают салют на дни городских и государственных праздников, почему поздравляют ветеранов на 9 мая. Привлекайте детей к участию в городских субботниках – это поможет воспитать бережное отношение к природе; вместе дарите цветы участникам войн в дни памяти и торжеств, устраивайте детям учебно-развлекательные мероприятия, посвященные национальной культуре и творчеству – так вы будете культивировать в ребенке уважение к старшим, ветеранам и национальной самобытности.

    Знакомьте детей с историей своей Родины. Объясните, чем лучше дети будут знать ее, тем проще им будет понять значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Так, дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, смогут путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны.

    Огромное влияние на становление личности ребенка оказывает, конечно, образовательное учреждение – детский сад, школа, лицей, затем колледж, университет. Те пробелы в патриотическом воспитании, которые не заполнила семья, может заполнить учебное заведение.

    Вы, как родитель, можете непосредственно влиять на организацию дополнительных мероприятий в школе. Обсудите с классным руководителем возможности посещения музеев, выставок, представлений, организуйте участие школьников в исторических реконструкциях или съемках исторических фильмов. Со своей стороны мотивируйте ребенка участвовать в школьных инициативах – сыграть роль в школьном спектакле о войне, нарисовать стенгазету о местной природе, сделать макет отечественной бронетехники и т.д.

    «Но» в патриотическом воспитании

    Во всяком деле нужно знать меру. Это касается в том числе и патриотического воспитания детей. Существует очень тонкая грань между здравым национальным самосознанием и национализмом. Прививая ребенку любовь к Родине, никогда не следует сравнивать себя с другими народами, особенно в негативном ключе. Противопоставление «мы-они» рождает скрытую неприязнь. Если в течение жизни ребенку доведется столкнуться с конфликтной ситуацией с участием «нерусских», то неприязнь может перерасти в нетерпимость ко всей нации в целом.

    С другой стороны, именно в детском саду и школе дети могут получить первый (и самый запоминающийся) негативный опыт в плане национальной самоидентификации. Ребенка могут дразнить за принадлежность к определенному народу, указывать на характерные черты, свойственные той или иной нации, при этом, обидчики зачастую даже не понимают смысл оскорблений, а просто вторят тому, что слышали от взрослых. Задача учителей в подобных случаях – контролировать и наставлять. Грамотные педагоги и детские психологи умеют найти подход и к обидчикам (объяснить, привести пример, даже наказать) и к «жертвам» (поддержать, научить не относиться серьезно к обидным словам).

    Для того чтобы уравновешивать патриотические чувства ребенка, следует уделять внимание и другим культурам. Мягко, без давления, покажите ребенку, что мир велик и столь же велико разнообразие людей, в нем живущих. Отмечайте положительные черты у тех или иных национальных групп (особенно тех, которые представлены в нашей стране), рассказывайте им об истории разных народов, ни в коем случае не запрещайте детям дружить и играть с детьми других наций.

    Любовь к Родине, патриотическое воспитание – это часть развития личности маленького человечка, поэтому любые девиации в поведении следует отслеживать, а затем выяснять причину.

    Звонова Ольга

    Особое место среди духовных качеств российских воинов занимает любовь к Родине. Дух патриотизма, как беззаветной любви к своему Отечеству, лежит в основе и венчает современную военную систему.

    Патриотизм это преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов.

    Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Вначале это происходит неосознанно, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к матери и отцу. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величающую истину - свою принадлежность к матери Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин с большой буквы - патриот. Патриотизм это также гордость за свой народ, волнение за его успехи и победы, переживание за неудачи.

    При этом патриот любит свое Отечество не за то, что она дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это ЕГО Родина! При этом он служит не какому-то конкретному правителю или партии, он служит, прежде всего, своей Отчизне. Следует отметить, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так у крестьянина, например у нашего знаменитого земляка Т.С. Мальцева, она выражалась в служении хлебной ниве, у нашего знаменитого курганского хирурга Г.А. Илизарова - в создании новых методов лечения больных. А высшим проявление патриотизма является героизм, у военнослужащих соответственно героизм на поле боя. Давайте рассмотрим несколько примеров героического служения наших земляков, Героев Советского Союза и Героев России.

    Анфиногенов Николай Яковлевич - первый военнослужащий срочной службы, которому в Афганистане присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); Сущенко Сергей Александрович - во время исполнения воинского долга на границе в Таджикистане, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); Родькин Евгений Викторович - за исполнение воинского долга в Чеченской республике, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); Кравченко Григорий Пантелеевич - летчик, во время Великой Отечественной войны ему первому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза; Гизатуллин Хамазан Гатауллович - за форсирование Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.

    Воинский долг это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. В нем соединены как моральные принципы, так и правовые нормы. Выполнение воинского долга показывает истинное лицо личности, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

    Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется - встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.

    В наемных армиях эти понятия заменяются обязанностью работника перед работодателем, для наемников не существует самого понятия Родины.

    О Родина! Парни, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины. Проникновенно об этом сказал поэт Михаил Найдич:

    Я только раз

    Использовал все связи -

    Чтобы попасть

    На фронт в семнадцать лет.

    Исполнение воинского долга сегодня проявляется в практических действиях, таких как высокая организованность и дисциплина, хорошая физическая подготовка, в мастерском владении вверенной боевой техникой и оружием.

    В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого военнослужащего понимания личной ответственности за защиту Родины, совершенствования своих моральных и психологических качеств.

    армия флот вооруженный патриотизм

    Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина, отечество) - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам .

    Таким образом, патриотизм есть чувство любви к родине и как всякое чувство является состоянием духовным. Это чувство отражается каждым самостоятельно, в личном духовном опыте. Любить можно только самому, искренне, по доброй воле. Нельзя Родину и людей любить по приказу и перестать любить по запрету. Но воспитать в душе чувство к родине, пробудить настоящий патриотизм должно. При этом важно не проповедовать и любовь к родине, а исповедовать свою любовь чувством, словом и, главное, делами, поступками, жертвенным служением. С раннего детства ребенок сначала в семье, а потом и в обществе вовлекается в духовный опыт своей родины, приучается пребывать в нем и развиваться. Происходит свободное патриотическое самоопределение человека. Человек познает свой народ, свою связанность с ним, формируется общность и «Мы». «Патриотическое единение людей покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности - внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности) и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом), причем она и со своей стороны формирует дух народа, то облегчает ему его пути, то затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство» .

    Патриотическое единение бывает более прочным, когда людей связывает не только общая территория, власть и законы, но общая вера. С древних времен основу патриотизма составляла религиозность, чувство предстояния Богу. Еще Цицерон говорил: «Здесь моя вера, здесь мой род, здесь след моих отцов, я не могу выговорить, какой восторг охватывает мое сердце и мое чувство...» [Цит. по 4, с. 192].

    Любовь к семье, своему роду, родным местам не только вдохновляет человека, но и дает возможность выстоять в нелегких жизненных путях. С удивительной прозорливостью выразил это А.С. Пушкин.

    «Два чувства дивно близких нам,

    У них обретает сердце пищу:

    Любовь к отеческим гробам,

    Любовь к родному пепелищу.

    На них основано от века

    По воле Бога самого

    Самостояние человека, -

    Залог величия его.

    Истинное величие всегда утверждается на родной почве. Когда мы говорим о родине, то подразумеваем о духовном единстве своего народа. Это единство вырабатывается веками напряженной работы, борьбы с природой, с внешними захватчиками, путем создания единой духовной культуры. Каждый народ призван творчески, духовно проработать свою природную и историческую данность, преобразовать её и создать свой национальный, своеобразный духовный облик. Чувствование своего духовного единения, чувство Родины - это святыня, которая вдохновляет, укрепляет, утверждает и, которую должно беречь. Как выразился В. Жуковский, «О, Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя».

    Проникновенное рассмотрение духовной сущности патриотизма приводит в своих произведениях И.А. Ильин. Исходя из положения, что родина, как и любовь к ней есть «нечто от духа и для духа», И.А. Ильин выделяет разные проявления патриотизма. Если любовь к родине живет в душах людей в виде неразумной предметно неопределенной склонности, такой чисто инстинктивный патриотизм, то есть реальная опасность сведения его к националистической гордыне и откровенной жажде завоеваний. Истинный патриотизм, духовно осмысленный, совмещает страстную любовь к родине с мудрым трезвением и чувством меры. Любовь к своему народу и вера в него не исключает видение его слабостей, несовершенства, настоящий патриотизм видит духовные пути своего народа, но также видит и его соблазны, его слабые стороны. Одним из соблазнов национализма есть стремление оправдать свой народ во всем и всегда. Истинный патриотизм именно из любви к своей родине отмечает ошибки своего народа, недостатки его характера и указывает на них - любовно, озабоченно, творчески. «Так критикуют свое, любимое, не отрываясь от него, но пребывая с ним, - говоря о «нас», для «нас», из крепкого и единого национального «МЫ». Возникает могучее творческое единение людей в национальной духовной культуре, где мы все одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) - едино для всех нас и обще всем нам» . Такова идея родной нации. По закону человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада (И.Ильин).

    Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. Укрепление национального сознания укрепляет и личностное начало в человеке. Человек черпает свои силы в национальном духе, национальной культуре и наоборот, нация, как духовный организм, обогащается творчеством отдельных личностей. Поэтому интернационализм, стирающий национальный различия, направлен на разрушение личностного начала, оскудеванию жизни и, в перспективе ведет к разъединению людей, потому что близкое общество не может быть по настоящему единым.

    Провозглашаемые либеральным сознанием общечеловеческие ценности, по сущности своей являются пустой функцией. «Общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении отдельного человека. Чтобы понять общечеловеческое, нужно быть собой, надо иметь свое мнение, надо мыслить самому. Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли» (К.С. Аксаков [Цит. по 4, с. 638].

    Так и русский патриотизм, являясь выражением русского духа, имеет свои отличительные особенности. Прежде всего, патриотизм русского народа вдохновляется верою. Защищая себя от врагов или выступая на них сами русские, прежде всего, были убеждены, что проливают свою кровь за отеческую веру. Так было и в начале становления русской государственности, так было и на протяжении веков. Благоверный князь Александр Невский, помолившись усердно перед битвой со шведами, сказал своей немногочисленной дружине: «Нас немного, а враг силен; но Бог не силе, а в правде: идите с вашим князем!». Крест считался оружием нетленным, им благословлял преподобный Сергий своих иноков на Куликовскую битву. Куликовскую битву исторически отмечают как особую веху в развитии русского национального сознания. На поле Куликово шли рязанцы, москвичи, владимирцы, новгородцы, а вернулись русские. Защитники «святой Руси» смогли одолеть татаро-монголов лишь поднявшись на защиту святынь православия, а не политических или земельных интересов . При этом надо отметить особую роль православной церкви, которая на протяжении тысячи лет ковала и пестовала несгибаемый державный дух русского патриотизма.

    Горячей верой было проникнуто учение А.В. Суворова. В общем, вся «наука побеждать» зиждилась на вере:

    С нами Бог!

    Молись Богу - от него победа.

    Пресвятая Богородица, спаси нас!

    Без сей молитвы оружия не обнажай,

    Ружья не заряжай, ничего не начинай.

    Всякое дело начать благословением Божьим.

    До издыхания будь верен Государю и Отечеству.

    Дух укрепляй в вере отеческой, Православной.

    Воздай честь небу, а потом земле.

    Победи себя и будешь непобедим!»

    Перед решающей битвой русское воинство молилось, постилось. Вдохновленные своей верою русские воины брали неприступные крепости, переходили пропасти и горы, терпеливо сносили лишения, голод, холод. Россия веками жила в угрозах войны, в посягательстве многочисленных врагов на русские земли, в постоянном напряжении держать свои рубежи. И эта суровая школа военных испытаний выработала в русском человеке выносливость, стойкость, бесстрашие и необыкновенное терпение. Последнее заслужило особенное название «русское» терпение. Есть мнение, что драгоценный талант терпения и смирения, приобретенный народом во время татарского ига, лег в основу русской государственности. Все сословия несли свои тяготы по укреплению и защите Родины. И эти качества - терпение, кротость, благодушие, неуклонное исполнение своего долга, безропотное несение страданий всегда удивляли иностранцев. Храбрость и героизм свойственны, конечно, и другим народам, но такие христианские добродетели, как незлобие, самоотвержение, скромность, удивительно мирный дух после победы были отличительной характеристикой русского воина. Еще А.С. Пушкин писал о триумфальном въезде русской армии в Париж:

    «В Европе росс! - где факел мщения?

    Поникни, Галлия главой!

    Но что я зрю? Герой с улыбкой примирения

    Грядет с оливоей златой».

    Своя страна еще лежит в руинах, а он (росс) «несет врагу не гибель, но спасение и благотворный мир земле».

    Другой отличительной чертой русского патриотизма является жертвенность. Исходит она из того же источника - евангельского учения о любви. «Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя». Готовность отдать жизнь свою за отечество есть великая духовная сила, она и делает русского воина непобедимым. Как пелось в солдатской песне 1812 г.:

    «Вспомним, братцы россов славу

    И пойдем врагов разить!

    Защитим свою державу,

    Лучше смерть, чем в родстве жить».

    Вспоминая подвиги русского оружия, наш великий поэт пророчески предупреждал:

    «Страшись, о рать иноплеменных!

    России двинулись сыны...

    ..................................

    Их цель иль победить, иль пасть в пылу сражения,

    За Русь, за святость алтаря».

    Вопрос о жертвенности в год 65-летия Великой Победы нашего народа стал особенно актуальным в связи с попытками пересмотреть итоги Второй Мировой войны. Раздаются мнения о том, что жертв было слишком много. Да, цена Победы была велика. Но ведь и вопрос стоял по существу - быть или не быть русскому народу. Общеизвестны гитлеровские планы по использованию славянского населения. И в такой перспективе, в виду угрозы истребления, народное сознание, как и в прежние времена, выразило свою жертвенную решимость стоять до конца - «а нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Народ проявил массовый героизм. Для сравнения можно вспомнить, что многие страны Европы были завоеваны Гитлером за считанные недели. Та же вольнолюбивая Франция сдалась противнику без единого крупного сражения. Боялись человеческих жертв, не хотели материальных разрушений. Менталитет западно-европейского человека пронизан духом либерализма, всепрощенческого гуманизма и героизма, что в принципе исключает перспективу положить «живот свой за други своя». Поэтому разговоры о границах жертвенности, «разумной жертвы» не состоятельны по существу. Жертва сама по себе обладает святостью. Большие жертвы русского народа во Второй Мировой войне было условием выживания народа. Именно это трагическое условие высвечивает масштаб народного подвига. Большие победы не делают победу менее героической. Легче уничтожить народ, чем вытравить память.

    Не случайно в годы испытаний люди обращаются к героическим страницам своего прошлого, ища поддержки в духовном стоянии и ответе на вызовы современности.

    Для решения современных проблем патриотического воспитания молодежи полезно вспомнить опыт быстрого возрождения патриотического сознания в стране в первые же дни и месяцы после нападения фашистской армии на Советский Союз. Предварительно необходимо отметить, что исторические российские традиции любви к отечеству, родной земле были резко прерваны после октябрьского переворота в 1917 году. Национальное самосознание считалось враждебной пролетариату ценностью. Поскольку «у пролетариев нет отечества» - по Марксу - Энгельсу, то и патриотизм был «отменен». Готовились к мировой революции и партийная идеология утверждала ценности интернационализма. Идеи о новом обществе («Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем») были восприняты значительной частью народа. Мечтали «в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитием». Причем, революционный пафос был так силен, что готовы были жертвовать и собой, и своей страной ради «светлого будущего всего человечества». Это была какая-то мистическая черная вера.

    Со свойственным русскому менталитету максимализмом, распевали «все, как один, умрем в борьбе за это», готовы были свою «хату оставить, пойти воевать, что землю в Гренаде крестьянам отдать». А у себя оскверняли мощи, срывали колокола, разоряли деревню «до основания», а затем строили города, заводы, в том числе и «Котлованы». Были и большие достижения, и жесткая индустриализация, и безжалостное разрушение природы. Но главная трагедия была в том, что разрушалось национальное самосознание, развенчивались традиционные ценности. Воинствующая коммунистическая идеология была направлена на «создание нового человека» - послушного, безжалостного, делового «винтика». Истреблялся тот тип человека, которым исконно держалась русская земля, - жертвенным, мужественным, стойким.

    Гроза 41 года, угроза реального порабощения страны все поставило на свои места. Два с небольшим десятилетия коммунистической идеологии не вытравили из сознания людей лучшие качества, которые народ стяжал за тысячелетнюю свою историю, и в первую очередь, любовь к родине. Буквально в первые дни войны народ собрался с духом и с неукротимой решимостью поднялся на борьбу с врагом. Как известно, подъем народного духа бывает именно в минуту грозных испытаний, когда враг на пороге.

    «О, как душа заговорила

    Народность наша поднялась:

    И страшная России сила

    Проснулась, взвихрилась, взвилась».

    И хотя эти слова были сказаны Глинкой в 1812 году, они очень верно отразили обстановку в стране после нападения Германии на Советский Союз. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» - призыв прозвучал на всю страну. Началась усиленная пропагандистская работа, направленная на воспитание чувства, как тогда говорили, «социалистического патриотизма», личной ответственности за судьбу Родины. Для агитационной работы было выделено 3 млн. (!!) агитаторов и пропагандистов . Были разработаны письма, рекомендации, памятки и другие документы, предписывающие формы, методы и содержание агитационной работы в различных слоях общества. Были созданы антифашистские комитеты (Всеславский, Европейский, Советской молодежи, Советских женщин). Вообще, все мероприятия носили массовый характер, все общество было пронизано и пропитано агитационной пропагандой. Везде, в домах, школах, бомбоубежищах, учреждениях и т.д. были созданы красные уголки с постоянно обновляющейся информацией. Широко были распространены разнообразные средства наглядной агитации: доски информационные, световые газеты, плакаты - «молнии». Большая работа велась в издательствах: выпускались книги о славном прошлом народа нашей страны, о героизме армии, офицеров и солдат, о победах русского оружия. Особую роль надо отметить творческой интеллигенции - писателей, поэтов, художников, артистов. Патриотическая тематика пронизывала все их произведения (прозу, стихи, музыку, спектакли). Воспитывалась любовь к родине, ненависть к врагу.

    А.Н. Толстой в «Правде» писал: «...Моя родина, моя родная земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...». Уже в 1942 году А. Твардовский начал публиковать свою замечательную поэму «Василий Теркин», написанную на таком хорошем русском языке, что стихи сами запечатлевались в сердце. Образ русского солдата, жизнерадостного, умелого, смекалистого, мужественного патриота своей любимой родины воодушевлял миллионы людей. А замечательная седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, исполненная уже в середине 1942 года в осажденном городе. Грозная и этическая, сердечная и строгая музыка, воспевающая мужество защитников города, вещающая о победе, несмотря на силу врага, поднимала дух людей, согревала их сердца. Надо отметить, что все художественные произведения в эти грозные годы отмечались необыкновенной выразительностью и проникновенностью, находили путь к сердцам людей. Вспомнить только знаменитые плакаты «Родина - мать зовет», «Бей насмерть», «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет», «Воин Красной армии, спаси» и др.

    Война обнажила мощную силу - самоотверженный порыв народа на защиту Отечества, взлет русского патриотизма. В этом было особое величие народа, т.к. перед войной все слои общества прошли «чистки», процессы, раскулачивание и т.д. Но в решающую минуту опасности, когда встал вопрос о существовании самого народа, любовь к Родине превзошла все остальные чувства и отношения.

    Значение духовного фактора в культуре патриотизма хорошо понимали советские военноначальники и сам Главнокомандующий. Уже в своей речи к народу Сталин обращается в христианской традиции «братья и сестры», вспоминает великих защитников земли русской - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и др. По инициативе Сталина утверждается патриаршество, призывается духовенство (кто еще выжил в лагерях) к служению. Русская Православная церковь горячо откликнулась на народную беду. В храмах служили молебны, священники благословляли воинов на ратные подвиги, собирали материальные средства на военную технику. Представители РПЦ показали не на словах, а на деле свое единство с народом, готовность жертвенного служения за общее дело - освобождение страны от захватчиков. Восстановление духовного единства народа стало решающей силой в победе над фашизмом.

    Особенность современной ситуации в России заключается в том, что российское общество разобщено, дезориентировано. Остро ощущается отсутствие национальной идеи, которая бы объединяла людей. Человек должен осознавать себя и свое место в обществе, знать свое прошлое и быть уверенным в будущем. Именно народная память о великом прошлом рождает героев сегодня. В целом речь идет о формировании национального самосознания, о сути объединяющей идеи для России. Знаменательно, что значительная часть ученых признает, что эти проблемы неразрешимы сугубо секулярными, т.е. атеистически-материалистическими категориями. «Здесь нужен иной язык - не светской идеологии и даже не политической социологии, а политической теологии . Ведь речь в данном случае идет о том. что неизмеримо глубже идеологии. Даже более того: речь идет о том, что во-обще не является идеологией.

    Как показывает печальный социальный опыт новейшего времени, идеология, как таковая, в принципе не может быть объединяющей. Ни коммунистическая, ни какая другая пар-тийная или национальная идеология не могут сыграть роль объединяющей идеологии. Причина в том, что идеологемы всегда апеллируют к интересам какой-то отдельной части, но не целого. Объединив одних, идеология отделяет их or других. Идеологии всегда партикулярны и различаются лишь направленностью и масштабами этой патрикулярности. В них по оп-ределению нет и не может быть консолидирующего универ-сализма ...

    Чтобы начать процесс концептуального заполнения этой ниши, необходимо понимание одной важной вещи - для Poссии есть только одна объединяющая идея, которая может быть ценностной, смысловой , нормативной доминантой в ее со-циальной и духовной жизни. Это христианская идея...

    Истинная, т.е. христианская идея способна и напоить, и накормить. И, конечно же, она способна и объединить, консолидировать людей, обеспечить действенность и эффективность солидаристических связей в oбществе» [В.А.Бакатин. Цит. по 6, с. 94].

    Ключевое значение в соединении человека с идеологией занимает семья, ведущее звено социализации. Главная роль в этом взаимодействии принадлежит религиозным идеологиям.

    Исследования базовых ценностей россиян, процесса формирования российской идеологии 21 века показало, что сегодня в России востребована различными слоями общества объединяющая патриотическая идеология, как это было и раньше, в самые тяжелые и смутные времена в истории России .

    Необходимость такой идеологии диктуется, прежде всего, с целью достижения единой цели - выхода их из кризиса и возрождения Отечества, созидания общего блага и достойной жизни каждого россиянина. Патриотическая идеология обогащает и наполняет глубоким жизненным смыслом идеалы и ценности граждан, соединяя их с российской мечтой и исторической миссией, благодаря сохранению и упрощению исторической памяти.

    Важным на сегодняшний день является факт, что востребованность патриотической идеологии выражается не только народным сознанием, но и верхушкой власти. Так, В.В. Путин при посещении старинного села Старая Ладога 17 июня 2003 года сказал: «Если говорить про объединяющую идеологию - то для такой страны, как Россия, - это, конечно, патриотизм. Нам недостаточно вспоминать, какими мы были великими, талантливыми и красивыми. Надо, чтобы мы и сегодня были такими».

    При воспитании патриотизма в современных условиях надо иметь в виду, что важнейшей его составляющей является духовность (имеется в виду благодатная духовность, а не демоническая). Духовность же является чисто религиозной категорией, которая не имеет смысла без понятий о добре и зле, бессмертии человеческой души, о Боге. Поэтому решать проблемы патриотизма без религиозного освещения невозможно по сути, что и показала нам недавняя история. Всем известно, как советский человек гордился своей Родиной. И было чем гордиться, страна действительно имела великие достижения во всех областях: от балета и спорта, до ракет и космоса. При этом страна несла образ великой супердержавы, выразительницы идей справедливости. В один день 1991 года великой страны не стало и никто из миллионов, оказавшихся чужими на своей земле, не поднялся, не заступился, не возроптал даже. «Народ безмолствует». Хотя пол века назад эти люди считали своим священным долгом умереть за Родину, т.к. в 40-е годы 20 века народ еще хранил исторические традиции. Но десятилетия коммунистической пропаганды, воспитание нового «социалистического» патриотизма, который стремились воплотить не только в преданность и верность своей Родине, но и «всему содружеству социалистических стран и размыл саму сущность патриотизма. Ясно, что все страны, даже и социалистические, любить невозможно, так как любят свою, родную, единственную страну.

    Главной задачей воспитания молодежи в духе патриотизма является увековечивание памяти о победах русского оружия, о павших героях, о главных событиях российской истории. Например, увековечивание памяти павших воинов, это старинный воинский ритуал, имеющий вековую традицию. Память - священное чувство, живет в сознании народа вечно. И не просто живет, а завет новые поколения людей к свершению подвигов. Поэтому народ так чтит память о своих предках. Народ всегда сооружал памятники, храмы, часовни, кресты для увековечивания памяти. К сожалению, эти традиции были насильственно нарушены. В 20-е, 30-е, 40-е и 50-е годы ХХ века были уничтожены тысячи памятников, в том числе Храм Христа Спасителя во славу русских воинов, победителей армии Наполеона, памятник Александру II, Генералу Скобелеву и многим другим. Современные школьники, учась по новым учебникам Сороса, зачастую даже о значительных, эпохальных событиях не знают правду. Поэтому на сегодняшний день самое главное донести до молодежи славные страницы нашей истории и сохранить память на вечные времена.

    Именно с детства, с ранней юности, «пока сердца для чести живы» надо начинать патриотическое воспитание. Упущенное сегодня, обернется драматическими последствиями завтра. В первую очередь надо использовать сложившийся в исторической России опыт воспитания духовно-нравственной личности, готовой служить на благо отечеству и мужественно защищать его в минуты опасности. Молодежь - будущее России и без осознанной и глубокой любви к родине невозможно возродить Россию и выстроить сильную страну.

    Чувство любви к Родине формируется в душе ребенка с раннего детства, начиная со сказок о былинных богатырях, защитниках Земли русской. В последствии это чувство углубляется или выветривается под влиянием множества факторов. Так, в период развала страны ельцинскими и гайдаровскими реформами, многие из молодых людей не видели приложения своих сил на Родине. И только к настоящему времени, по мере укрепления российской государственности начинает меняться мировоззрение молодежи и усиливаются патриотические тенденции.

    Людмила Ивановна Конча, кандидат биологических наук, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики, действительный член Академии проблем качества (Москва)

    ЛИТЕРАТУРА

    1.БСЭ. Т. 19, 282.

    2. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. (Краткая история). М., 1970. Изд-во Мин. Обороны СССР.

    3. Высокопреосвященный Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти. - М.: Новая книга, 1993.

    4. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Т. VI. - М., «Христианская литература», 2000.

    5. Ильин И.А. О Родине. Собр. Соч. в 10 т., т. 1.

    6. Кузнецов В.Н., Иванов В.Н., Сергеев В.К. Юбилей великой победы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.

    7. Кузнецов А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. к. с. н. М., 2004.

    8. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. - М.: Международные отношения, 2003.

    Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

    (Эта формулировка наиболее подходит для истинных (квасных) патриотов.)

    Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.

    (Не подходит, так как эта формулировка позволяет космополитам занять нищу благородного человека, а патриотов опустить в духовную летаргию.)

    Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
    (Не подходит. Не учтено самое главное - жертвенность)

    Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага

    (Не подходит, так как сейчас культивируется идеология индивидуализма)

    Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.

    (Это определение подходит для рациональных патриотов.)

    ***
    Несмотря на то, что понятия патриотизма и крайнего национализма, прямо-таки разжёваны в различных энциклопедиях и справочниках, космополиты поднимают этот вопрос снова и снова. Вероятно, их вдохновляют высказывания великих, а тех, в свою очередь, сбило с толку то, что истинный патриотизм скромен, не выпячивается, не лезет на рожон, не заявляет о себе во всеуслышание. Некоторые люди даже не подозревают, что они патриоты.
    И даже умеренные националисты в мононациональном государстве не представляют опасности. В открытую говорят о любви к Родине, не в меру преувеличивают некоторые её особенности и достижения - ну и флаг им в руки.
    А вот разновидности крайнего национализма всегда являются головной болью любого государства, если только во главе государства не стоят такие же экстремисты, всегда на слуху, будоражат общественность и своей страны и других стран. Именно такие реакционные патриоты вызывают ярость великих, и те, не давая себе труда отделить зёрна от плевел, мечут свои ядовитые стрелы во всех патриотов.
    И надумал я проанализировать (мои комментарии заключены в скобки): почему космополиты упрямо не хотят разобраться, и подменяют понятия. И в качестве образца взял статью из ПРОЗА.РУ

    ПАТРИОТИЗМ
    МОНАХ 88

    Я никогда не понимал людей, которые утверждают, что любят место, в котором родились.

    (Кто-то любит, кто-то - нет)

    Я понимаю, что эта статья вызовет негативные порывы у патриотов или тех, кто себя таковым считает, (патриотами не считаются, а являются ими от рождения, однако бывают исключения) но молчать нельзя

    (А почему нельзя? Что Вас так приспичило? Наоборот, даже желательно промолчать - проблема патриотизма для нашей цивилизации будет решаться, в желаемом для космополитов ключе, лет через 500, если удастся избежать роковых катаклизмов естественных и рукотворных).

    Постарайтесь объективно оценить приведенные мною аргументы, без предубеждений. Необязательно говорить, что я прав, я не жду признаний, мне лишь важно, чтобы вы могли осознать мою мысль.
    Патриотизм - один из способов манипулирования массами государством

    (Эту глупость я слышал много раз в нашей прессе. В любой стране для того государство и существует, чтобы "манипулировать" народными массами, чтобы не было - "Кто в лес, а кто - по дрова").

    Как бы это удивительно не звучало, но в 21 веке действительно ещё остались патриоты и это, разумеется, нельзя оставить без внимания

    (Во-первых, в любой стране патриоты естественно составляют основную часть населения и к этой категории не применимо замечание "ещё остались".
    Во-вторых, почему вас волнует проблема патриотизма в России? А как с этим делом обстоит в США? Ведь там любой обыватель, а это подавляющая часть населения, вам скажет: "Я люблю свою страну, даже если она не права, потому что это моя страна" или, как вариант, "Моя страна всегда права, потому что это моя страна" Для убедительности моих рассуждений приведу текст присяги для граждан, принимающих гражданство США.
    «Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединённых Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних; что я буду верой и правдой служить Соединённым Штатам; что я возьму в руки оружие и буду сражаться на стороне Соединённых Штатов, когда я буду обязан сделать это по закону; что я буду нести нестроевую службу в вооружённых силах США, когда я буду обязан делать это по закону; что я буду выполнять гражданскую работу, когда я буду обязан делать это по закону; и что я произношу эту присягу открыто, без задних мыслей или намерения уклониться от её исполнения. Да поможет мне Бог».
    Ну, и как Вам это? Вы хотите Россию идеологически "разоружить", а кто этим займётся в США? И особенно - в мусульманских странах?)

    Во избежание различных трактований, сразу же определимся с термином патриотизм. Патриотизм - это любовь к своей Родине

    (Так вот где собака зарыта!!! Такое примитивное определение патриотизма не отражает основной его сути и ввело Вас в заблуждение. И потому Вы пытаетесь родить "бурю в стакане", или, по-другому, занимаетесь "борьбой с ветряными мельницами". Вы отбросили ГЛАВНУЮ часть определения патриотизма, а она звучит так: "...и готовность защищать её во что бы то ни стало и своими действиями способствовать её процветанию". То есть, одной любви не достаточно и это даже не главное. Если бы Вы это поняли сразу, то не сочиняли бы эту статью, то есть, не занимались бы "борьбой с ветряными...").

    (это место называют Малой Родиной)

    Другие же считают, что это страна, в которой они родились. Третье, что это люди, которые были с тобой рядом. Так много разных трактовок, что даже не знаешь, что начать опровергать, но давайте попробуем
    Обычно приходится переспрашивать: в каких границах? В границах двора, в котором вы выросли, города или страны?

    (Зачем эти провокационные вопросы? Каждый человек выражается, как может, но смысл один: в итоге - не будет дожидаться, пока враг дойдёт до их двора, ибо понимает, что будет уже поздно. Поэтому ответ на Ваш вопрос "...в каких границах?" должен быть таким: "В границах жизненного пространства, доставшегося нам от предков". А для этого пространства одного двора не достаточно: мне нужно мыло, а во дворе мыловарни нет; мне нужны ложки, поварёжки, а сталелитейного и метизного заводов во дворе нет. Да, наконец, нужны деньги, чтобы всё это приобрести и уплатить за услуги ЖКХ за уход за двором. Этим я хочу сказать, что во дворе деньги не приобретёшь, их необходимо заработать на дополнительном жизненном пространстве.)

    Данная ценность не обусловлена генетикой.

    (Совершенно верно: любовь к Родине понятие абстрактное и, разумеется, оно генетикой не предусмотрено. А вот необходимость защищаться самому, защищать своих домочадцев и своё жизненное пространство генетикой обусловлены у многих животных, в том числе и у человека. Но один в поле не воин, и поэтому, в случае угрозы извне тысячи людей собираются в группу (по-вашему - "стадо") и во главе с компетентным человеком (по-вашему - "пастухом"), вместе защищают тысячи семей и необходимое жизненное пространство, заключённое в определённых границах. Вот эти миллионы семей и их жизненное пространство и есть Родина. Можно любить её, можно не любить, но на защиту беспомощной части населения - детей, стариков, женщин - и его жизненного пространства не станет разве что самый отпетый негодяй и космополит. Вывод напрашивается убийственный: а не поставить ли знак тождества между двумя последними понятиями (негодяй и космополит)? Даже многие уголовники, в мирное время приносящие много бед стране, в военную годину станут искренне на её защиту.
    Эту статью будут читать десятки, а, возможно, и сотни людей и ответьте прямо: как бы Вы поступили, окажись в 1941 году с вашим нынешним мировоззрением? Для СССР война - это защита Родины. Для Германии - военная авантюра, "прогулка на восток", т.е патриотизмом здесь не "пахнет", и, стало быть, концепции идеологии космополитизма не противоречит. Я понимаю, что в военное время выбора нет, как подчиниться приказу. Но всегда можно найти лазейку, через которую можно оказаться на противной стороне.)

    По сути говоря, она навязана ещё с самого рождения, когда вам, будучи ещё маленьким ребёнком, твердят: "люби свою Родину, ты ведь здесь вырос!"

    (А можете ли Вы указать конкретную страну, где "навязывают" противоположное?)

    По части смысла, эта ценность и вовсе идёт в разрез с объективным пониманием нашего мира. Вы можете любить те берёзки, которые так шумят, ту деревушку, которая скрипит, те поля и те леса.

    (В первую очередь, я люблю своих родных, близких, знакомых, историю и могилы моих предков - это и есть для меня Родина. Если человек, уже будучи взрослым, окажется в другой стране на ПМЖ, она может быть либо его второй родиной - формально, либо страной проживания - фактически (это зависит от причины смены страны и степени привязанности к обеим))

    Но вы обязаны понимать, что благосостояние вышеперечисленных элементов - не ограничивается вашей страной.
    Если где-нибудь на жутком американском континенте, где поедают младенцев и несут демократию, взорвут ядерную боеголовку, то это отразится на всей Земле, и на ваших любимых местах в том числе.
    Глупо зацикливать свою любовь лишь на одном месте. Наша Земля необъятна, в ней слишком много чудес. И мы не можем их игнорировать. Мы должны заботиться о природе в пределах всей Земли, а не одного государства.
    На мой взгляд, здраво считать себя патриотом Земли, а не страны, в которой вы проживаете

    (Есть такая международная организация - ЮНЕСКО, которая разрабатывает и координирует политику по сохранению планеты. Задача всех государств лишь добросовестно соблюдать инструкции этой организации. В случае серьёзного конфликта с инопланетянами, мы все окажемся патриотами Земли. Но становиться "патриотами Земли" в Вашей интерпретации ещё очень и очень рано. Необходимое условие: для этого должно созреть всё человечество, а не отдельная страна. Но это исключено, пока существует ислам, так как апологеты этой религии действуют не во имя человека, а во имя "Аллаха и пророка его..."
    В моём рассказе "Утилизатор с планеты Гуадена" на вопрос землянина "В чём причина войн?" инопланетянин ответил: "Отсутствие равенства между людьми, а у вас нет равенства даже между государствами. Причины неравенства: границы (их ликвидация - это как раз то, за что ратуете Вы), деньги и религии". Исчезнут деньги и религии, тогда исчезновение границ - это дело доброй воли государств."
    Но попробуйте сказать это исламистам, или тем же американцам. Вы проповедуете космополитизм в нашей стране. А как быть с американцами? Ведь американский обыватель - а именно он делает погоду в стране, говорит (напоминаю): "Что бы не делала моя страна, я её люблю, потому что она моя страна" Найдёт ли почву ваша демагогия в такой среде?

    «Мой патриотизм - это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других». МАХАТМА ГАНДИ

    (МАХАТМА ГАНДИ всего-навсего философ, т.е. теоретик. Если бы его философию разделяли ВСЕ миллиарды людей, населяющих Землю, тогда время, потраченное им на свой труд, не было бы напрасным (и Ваше тоже). Но в том то и дело, что человеческое общество развивается по естественным законам развития, а не по умозаключению гиганта мысли. И к решению этого вопроса человечество теоретически может подойти через несколько сот лет.)

    На мой взгляд, патриотизм легко сравнивать с ВИЧ.
    К сожалению, вакцины от ВИЧ нет (как, наверное, и от патриотизма), и со временем ВИЧ прогрессирует до СПИДа. Аналогично этому, патриотизм прогрессирует до национализма.

    (Это очень ценный тезис, только с уточнением: "врождённый ВИЧ", т.е. - необходимость защищаться самому и защищать своих домочадцев. Дай бог, чтобы от такого "ВИЧ" не нашли лекарства как можно дольше! По крайней мере, пока существуют деньги, религии и границы.

    Не верите мне? Понимаю вас, звучит дико с одной стороны. Ведь патриотизм - это всего лишь любовь к своей Родине, (опять всё та же лажа) зачем ненавидеть других?

    (А действительно - ЗАЧЕМ? это патриотам - "ненавидеть других"? Насколько я знаю, это свойственно фашистам и расистам, т.е. крайним националистам. Это ещё одна грубейшая лажа: Вы и подобные Вам, считаете, что патриотизм и национализм - это одно и то же. И я даже знаю почему Вы так считаете. Вас и остальных, думающих так же, сбивает с толку готовность и "чистых" патриотов, и националистов в тяжёлую годину испытаний встанут на деле, или мысленно, на защиту своих ценностей, т.е. того, что я уже определил, как Родина (см. выше). Но националисты, кроме этого, отличаются ещё и экстремистскими проявлениями, которые Вы приписываете одним чохом всем патриотам. КОСМОПОЛИТИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ АНТИПОДОМ ФАШИЗМА. Звучит благородно. Но если фашисты, будучи патриотами-экстремистами (за что справедливо поставлены международным сообществом вне закона), Родину в тяжёлую годину не предадут, то космополиты, отвергая само понятие Родины, на помощь ей не придут. Поступи они по-другому, это будет противоречить их идеологии. Вот тут невольно и призадумаешься: кто же из поборников этих двух понятий опасней для страны, а, значит, и для её народа?)

    Но именно так и происходит.
    Вас делают похожими. Вас сплачивают одним идеалом "Родина" и натравливают на всех остальных, кто вредит этому идеалу. Вспомните различные войны, государство искусство призывает каждого на защиту Родины от врагов.

    (Вот Вы как повернули! В тяжёлую годину государство (кстати, любое) мобилизует на борьбу с врагом все ресурсы: военные, материальные, финансовые; сплачивает народ (в Вашей терминологии - "стадо") идеологически, эмоционально
    Ваша самая большая ошибка - для Вас понятие "защита Родины" - АБСТРАКЦИЯ!? А для меня и солидарных со мной, как я уже пояснял выше, "защита Родины" - это защита беспомощной части населения и его жизненного пространства.)

    Хотя, честно говоря, вы ведь не имеете конкретных доказательств, что это действительно враг, а не государство, у которого слишком много природных ресурсов.

    (Эту фразу я толком не понял. Но отвечу, как понял. Неужели, чтобы убедиться, что тигр (лев, крокодил...) опасен, нужно засунуть голову к нему в клетку?)

    Я не стану забегать далеко. Достаточно вспомнить современных российских патриотов, которые ненавидят американцев.

    (А как я должен относиться к ним, когда н 1980 году, во время Московской олимпиады, по улицам американских городов расхаживали великовозрастные недоросли в майках с надписью на груди "To kill russian")

    Например, высказывание по поводу американцев на одном из форумов:
    >> Граждане Украины, когда же до ваших мозгов дойдет, что бандеровский режим Киева под руководством США/ЕС тупо сокращает население страны (крамолы не вижу:)
    >> Гейропа пропагандирует свою мораль на Россию. Я не хочу чтобы мои дети были такими" (и я не хочу видеть демонстрации пидерастов)
    >> Хохлы лезут под шконку Запада" (а разве не так?)
    И т.д.

    (Но Вы, почему-то, упустили "Москаляку на гиляку", произнесённую ещё задолго до приведённых Вами примеров. А вообше-то, к патриотизму ваши примеры не имеют никакого отношения.)

    Данные цитаты взяты из открытых источников, я не пытаюсь кого-либо оскорбить и категорически не согласен с содержимым
    Как вы можете заметить, патриотизм рождает ненависть в сердцах людей, которые позже они могут выплеснуть даже на вас. В последствии такая ненависть и превращает патриота в националиста.

    (Вот ещё одна Ваша лажа - "патриотизм рождает". Причём здесь "патриотизм"? Да любого жителя России, если он искренне считает себя таковым и имеющего собственное достоинство, оскорбит лозунг "Москаляку на гиляку". А дальше... Вы залезли в такие дебри, что потеряли контроль над здравым смыслом.)

    Я думаю, что заботиться лишь о людях одной нации - не только эгоистично, но и абсолютно глупо. (странный посыл)
    Каждый из вас должен осознать, что благосостояние человека - это результат работы всех наций. (не требует доказательств)
    Если одно государство потеряет возможность себя обеспечивать, ввиду нехватки ресурсов или денег, то оно любым путём постарается отобрать ресурсы у другого государства.

    (Если нет ресурсов и денег, то не имеет смысла затевать военную авантюру. Таких государств много и их выручает торговля)

    Большинство изобретений, которыми вы пользуетесь сегодня - это не результат работы лишь одной русской нации.

    (Почему упор сделан на русскую нацию? В изобретательстве современная Россия не входит, пожалуй, даже в двадцатку стран. А СССР был по изобретательству на втором месте. Изобретательство в России загублено. Если в СССР изобретатель получал 60 рублей только за получение "Свидетельства об изобретении", то сейчас заявитель сам должен выложить для начала 60 долларов, независимо от того, что признают заявку изобретением или нет. В то время, как у США почти 35000 патентов в год, у России всего 460! Нашли, чем гордиться!)

    Каждая нация внесла свой вклад в развитие человечества. И каждой нации мы обязаны быть благодарны.
    В некотором понимании, патриотизм – это гордость за нацию, за свой народ и государство. Но как можно гордиться тем, что не является твоим личным?
    Поймите меня правильно, я могу родиться американцем, сограждане которого изобрели Iphone. Но мне нет смысла гордиться этим, ведь это сделал не я. Это лишь стечение обстоятельств, совпадение. Это совсем не значит, что «американская кровь» талантливого изобретателя передалась мне.
    Другое дело, если создателем iphone являюсь я. Тогда я воистину могу быть горд за своё изобретение, которым пользуются миллионы людей. Я могу смело сказать: я патриот своего изобретения.
    Большинство людей не способно на создание уже вышесказанного мобильного телефона. Большинство людей, в виду зажатости моральными ценностями, не способно творить вовсе, изобретать и совершать прорыв в науке и техники, поэтому вывод напрашивается сам по себе: это лишь реакция компенсации за отсутствие таковых талантов. Ведь чем ещё можно заполнить пустоту…
    Возведение «идола Родина» пагубно влияет сознание людей. Полностью теряя способность к мышлению, зомбопатриоты готовы поддерживать своего пастуха, не смотря ни на что.

    (Термин "зомбопатриоты" к "чистым", т.е. настоящим, "квасным", патриотам абсолютно не применим, ибо зомбировать патриота не нужно: он и без этого готов защищать Родину, т.е. родных, знакомых и их жизненное пространство, ради них осваивать целину, ради них строить БАМ, ради них строить ГЭС, ради них рыть каналы, ради них вернуть Крым и ещё многое чего готов сделать на благо Родины, т.е. миллионов семей и их жизненного пространства
    Без пастуха любое стадо, в том числе и человеческое общество, развалится и погибнет.)

    На мой взгляд, люди, которые считают себя патриотами, больны. Поэтому, если вы встретили человека, который утверждает, что именно наша страна всех победит, что именно наше государство мощнее всех, то не называйте его глупцом. Помните, что этот человек болен. Пожалейте его, дайте ему кров и необходимые знания.

    Помните, что все мы - часть единой системы. Приятной жизни.