Львовский оперный театр имени соломии крушельницкой. Оперный театр во львове. Отрывок, характеризующий Львовский оперный театр

Центральный проспект во Львове – Проспект свободы – украшает красивейшее и величественное сооружение Большого театра – именно такое название имела Львовский театр оперы и балета на момент открытия. Возведенный в 1895-1900 годах талантливым архитектором Горголевским, театр по праву считают одним из лучших в Европе и лучшей достопримечательностью города Льва. Архитектор Горголевский смело предложил реку Полтву «спрятать под землю», которая протекает в данном месте, а вместо фундамента использовать для театра сплошные бетонные своды.

Львовский оперный театр был сооружен в классических традициях с применением элементов архитектурных стилей барокко и ренессанса. Здание насыщено живописным и скульптурным декором. Фасад украшают три крылатых скульптуры Войтовича: в центре находится скульптура Славы с пальмовой веткой, справа – скульптура Гения музыки, слева - скульптура Гения драмы и комедии.

С фигурой Славы связана довольно интересная история. Знаменитый львовский гинеколог Антоний Марс однажды поспорил с другом, что скульптура обладает животиком, характерным для женщин на пятом месяце беременности. Разыскав женщину-модель, которая позировала скульптору, Антоний выиграл спор.

Большой городской театр (именно так он назывался до 1939 года) открыли 4 октября 1900 года. В торжественном открытии участвовали художник Семирадский, писатель Сенькевич, композитор Падеревский и делегации с различных театров Европы. Этим вечером в здании театра прошел показ самого первого представления – драматической оперы В. Желенского «Янек» – про жизнь карпатских верховинцов. Основную партию пел известный украинский тенор А. Мишуга, для которого она и была специально написана.

В 1934 году театр был закрыли в виду экономического кризиса. В конце 1939 года в помещении театра проходили Народные сборы Западной Украины, поддержавшие присоединение Волыни и Галиции к составу СССР. Большой городской театр был переименован на Львовский государственный театр оперы и балета при Министерстве культуры Украины и вновь был открыт.

Также были реорганизованы балетная труппа, хор, оркестр, а среди солистов оперы появились уже новые имена – выпускники Одесской, Харьковской и Киевской консерваторий. На должности главных дирижеров были приглашены М. Покровский и М. Гончаров. С разных городов приехали настоящие профессионалы: художники, балетмейстеры, режиссеры. В 1956 году театр был назван в честь Ивана Франка, а уже в 1966 году он получил звание Академического.

В конце 70-х годов 20-го века театр закрыли на реставрацию, в результате которой в нем был укреплен фундамент и перепланированы подвальные помещения. Также была произведена реконструкция сценических механизмом, что позволило установить на сцене четыре плунжеры для сооружения декораций на различных уровнях. В нишах фойе были установлены бюсты Тараса Шевченко, Ивана Франка, Адама Мицкевича, Александра Пушкина, а в нишах знаменитого зеркального зала – Лисенка, Гулака-Артемовского, Глинки, Чайковского, выполненные скульпторами Мисько, Чайкой, Садовским, Пилевым. Обновленный Львовский оперный театр открыли в 1984 году.

В мае 1999 года театр стал важнейшим объектом шестой встречи глав государств Центральной Европы во Львове: Украины – Леонид Кучма, Польши – Александр Квасневский, Германии – Роман Герцог, Чехии – Вацлав Гавел, Словении – Милан Кучан, Австрии – Томас Клестиль, Венгрии – Арпад Гьонц, Румынии – Эмил Константинеску и Болгарии – Петр Стоянов.

Эта историческая встреча девяти президентов существенно повлияла на второе обновления Львовского оперного театра. В том же году к саммиту глав государств Центральной Европы сооружение театра (экстерьер и интерьер) получило настоящее еврообновление.

Таким образом, в конце 20-го века Львовский оперный театр был полностью отреставрирован, и в 2000 году к столетию известной украинской певицы ему присвоили имя Соломии Крушельницкой. На сегодня в современном театре работает симфонический оркестр, хор, балетная труппа и более сорока солистов.

Забронировать отель во Львове недалеко от Оперного театра

Для ознакомления с достопримечательностями Львова, в частности с Оперным театром, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Львова, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Львова заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху «Львов», и перед вами откроется список всех отелей Львова, доступных для бронирования.

Выпуск «Орел и Решка» во Львове

«Орел и Решка» - программа про путешествия, показывающая один город с точки зрения экономного туриста и туриста, не ограничивающего себя в средствах. В данном выпуске участники программы отправились во Львов – культурную столицу Украины. О том, как можно провести время в этом прекрасном городе экономному путешественнику и путешественнику, не ограниченного в средствах, смотрите на видео ниже.


Необходимость в отдельном здании для городского театра стала особенно ощутимой в конце XIX века. В это время Львов находился в составе Австро-Венгрии, официально назывался Лемберг и был столицей отдельной крупной австрийской провинции - Королевства Галиции и Лодомерии. В 1895 году был объявлен конкурс, в котором победила работа директора Львовской высшей художественно-промышленной школы З. Горголевского.

Он предложил смелое решение для места постройки нового театра: так как центр города к тому времени был плотно застроен, проект предусматривал перекрытие городской реки, Полтвы, сплошными бетонными сводами.
Театр построен в классических традициях с использованием элементов архитектурных стилей ренессанса и барокко, в духе так называемого венского псевдоренессанса.
Большой городской театр (так назывался Оперный театр до 1939 года) открылся 4 октября 1900 года. В торжественном открытии приняли участие писатель Генрик Сенкевич, композитор И. Падеревский, художник Г. Семирадский (автор театрального занавеса). В тот вечер в театре давали лирико-драматическую оперу «Янек» Желенского о карпатских жителях.
В мае 1999 года в театре происходила одна из встреч президентов стран Центральной и Восточной Европы. Эта историческая встреча способствовала второму обновлению театра. В том же году здание театра (интерьер и экстерьер) были обновлены с использованием современных материалов и технологий.


Фронтон венчает фигура «Слава» с пальмовой ветвью, с двух сторон на наконечниках фасада размещены крылатые символические бронзовые фигуры - «Гений Трагедии» и «Гений Музыки» скульптора Войтовича

Львовскую оперу за небольшую цену в определенный часы можно посетить с экскурсией. Мы не преминули этой возможностью воспользоваться:)


В зеркале Ксюша, Ирина и Леша. И кусочек Лешиного плеча на переднем плане(((там от людей было не спрятаться не скрыться.


Дирижер Ярослав Вощак.


Средняя ложа (под ангелочками) - императорская.


Многоярусный зрительный зал вмещает 1800 посетителей.


Общую картину зала завершает декоративный занавес «Парнас», созданный Генриком Семирадским. Художник работал над ней последние годы своей жизни в Риме. Вышло так, у заказчиков не хватило денег, чтобы заплатить художнику за работу. Семирадский решился на благородный поступок - уникальное полотно, над которым трудился несколько лет, он дарит театру. Парадный занавес в обрамлении чудесного бордюра, выполненного итальянским мастером Ретросси по эскизу самого Семирадского, впервые предстал перед зрительным залом 13 января 1901 года. Семирадский умер через год после открытия театра, а его занавес и поныне украшает Львовский государственный театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой. Занавесы-картины такого типа есть лишь в Ла-Скала, а также в операх Кракова и Львова. Правда, перед львовским зрителем занавес опускают лишь при особых случаях, к примеру на премьерах

Оперный театр во Львове известен по всей Европе. Сложно где-нибудь найти такое же великолепное здание. Его изображение украшает все купюры номиналом двадцать гривен. Современное название – Львовский национальный академический театр имени С.Крушельницкой.

История выдающихся достижений в области строительства

Необходимость построить отдельное здание для городского театра появилась в конце девятнадцатого века. В конкурсе на лучший проект сооружения участвовали самые выдающиеся мастера своего дела. Победителем стал Зигмунд Горголевский, директор Высшей художественно-промышленной школы и известный во всей Европе архитектор.

Требование жюри – построить театр в центре города. Но здесь текла река Полтва! Казалось, проект не удастся реализовать. Что было придумано для выхода из сложившейся ситуации? Реку перекрыли и взяли в коллектор, а под фундамент будущего театра положили крепкую бетонную основу. Такое решение стало новаторским: никогда и нигде в Европе до этого времени ничего подобного не было.

Торжественное заложение первого камня в фундамент этой уникальной достопримечательности Украины состоялось в 1897 г. Через 3 года Оперный театр был полностью закончен. Финансированием проекта занималась не только городская казна, но и простые граждане Львова и его окрестностей. Общая стоимость материалов и работ составила почти два с половиной миллиона австрийских крон. Выдающиеся мастера города и всей Европы трудились над строительством и отделкой храма искусств.

Лучшая достопримечательность Львова – заслуженное звание

Здание театра построено в стиле неоренессанса. Пышный фасад имеет богатый скульптурный декор:

  • величественные колонны;
  • оконные, дверные и «обманные» ниши;
  • изящные балюстрады;
  • лепные балконы и т.п.

Центральный карниз венчает скульптурная композиция «Радость и страдание жизни». Под ней – статуи восьми муз, покровительниц различных видов искусств. На фронтоне установлены бронзовые скульптуры Гения комедии, трагедии и драмы и Славы, которая держит в руках золотую пальмовую ветвь.

Не уступает фасаду в пышном, богатом оформлении и внутренний интерьер. Для декорирования было использовано несколько килограммов золота, тонны разноцветного мрамора, изысканные росписи, лепнина, скульптуры, картины выдающихся мастеров. Сценическая занавесь «Парнас» (работа известного живописца Г.Семирадского, 1900 г) – картина смысла человеческой жизни в аллегорических фигурах героев Парнаса.

Большое здание Оперного театра , возвышающееся над засклепленим руслом Полтвы, спроектировал в стиле немецкого псевдоренессанса архитектор Зигмунт Горголевский. Скульптуры на фронтоне исполнил П. Попель по проектам украинца Войтовича. Величавый интерьер лестничной клетки, фойе центрального зала украшают плафоны работы львовских художников Котовского, Рыбковского, Герасимовича, Розвадовского, Крицинского, Августиновича, Батовского, Зубера и Рейхана. Характерный занавес, который находится в Промышленном музее, рисовал Г. Семирадский. (Из книги: Голубец Н. Львов: Путеводитель. - Жолква, 1925. )

Оперный театр в городе Львове был построен в 1900 г. в стиле неоренессанса и необарокко с элементами модерна известным в Европе архитектором Зигмунтом Горголевским, который спроектировал много монументальных сооружений в Польше и Германии. Театр построен преимущественно из кирпича на железобетонном фундаменте, в перекрытиях использовали железобетонные конструкции. При его строительстве были использованы новейшие на то время инженерные решения в коммуникациях. На сегодня величественное здание находится на главном проспекте города, в центре, недалеко от памятника Тарасу Шевченко и площади Рынок . Львовский театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой считается одним из красивейших театров в Европе.

Открытие театра состоялось 4 октября 1900 г., в этот вечер презентовали лирико-драматическую оперу "Янек". Желенского, в которой речь шла о жизни карпатских верховинцев. На торжественном открытии присутствовал известный польский писатель Генрик Сенкевич и делегации из многих театров Европы.

Львовский оперный театр сравнивали с Венской и Парижской оперой , ведь в этом здании видим различные архитектурные стили европейских стран, которые поражают своим великолепием. Театральное здание состоит из сцены, зрительного зала, фойе, вестибюля и преддверия с кассами, помещений для переодевания и хранения декораций.

Фасад Львовской оперы отличается своей сложностью и разнообразием, здесь видим на балюстрады, колонны, ниши с аллегорическими скульптурами. Главный карниз фасада венчают восемь муз, над ними – десятифигурная композиция "Радости и страдания жизни". Вверху фронтон завершается скульптурной триадой фигур из бронзы – с одной стороны Гений драмы и комедии, с другой – Гений музыки, а в центре – скульптура Славы, держащая в руках над головой золотую пальмовую ветвь как символ награды. Эти скульптуры создали знаменитые художники Львова – Баронч, Войтович и Попель.

Не менее впечатляющим является внутренний вид Оперного театра. Скульптура и живопись созданы целой когортой тогдашних живописцев и скульпторов. Через три двери, которыми оснащен главный вход, зрители попадают в преддверие с кассами, а впоследствии – в прямоугольный в плане вестибюль с лестничной клеткой. Под потолком над аркадой вестибюль опоясаны фризом с лепниной и камеями, которые символизируют Радость, Свободу, Триумф красоты, Триумф танца, Грусть, Самопожертвование и Страдание. Из вестибюля можно попасть в фойе через два входа на втором этаже. Это фойе известно как "зеркальный зал", поскольку на его северной и южной стене смонтировано по четыре больших зеркала. В начале XXI века здесь установлены бронзовые бюсты Соломии Крушельницкой , Модеста Менцинского, Александра Мишуги и других выдающихся деятелей театра. Внутреннее убранство здания украшено позолотой, на которую потратили несколько килограммов золота, разноцветным мрамором, скульптурами и декоративными росписями. Интерьер лестничной клетки и фойе центрального зала украшают плафоны, созданные львовскими художниками.

Четырехъярусный зрительный зал имеет форму лиры и рассчитан примерно на одну тысячу человек. Отделкой зала зрителей занимался львовский художник Станислав Рейхан, который создал плафон с изображением "Триумф Славы", находящийся над оркестром. Над зрительным залом находится круглый головной плафон, который разделен на десять секторов. В каждом из этих секторов размещены аллегорические фигуры: "Танец" (И. Розвадовский), "Музыка" (О. Августинович) , "Грация" (Е. Печ), "Драма" (Л.Колер), "Вдохновение" (О. Августинович), "Невинность" (Т. Попель), "Критика" (Т. Рыбковский), "Вакханка" (С. Батовский), "Правда" (Т. Попель), "Иллюзия" (А. Стефанович). Сцену украшает декоративный занавес "Парнас", созданный в Риме известным европейским художником Генриком Семирадским и считающийся одним из главных украшений театра. Этот занавес, сюжет которого символизирует размышления о смысле человеческой жизни и деятельности, перед монтажом в театре экспонировался в Риме и во Львове. Для зала Львовского оперного театра характерна отличная акустика. Здесь выступают оперные и балетные группы артистов из Украины и всего мира. В свое время на оперной сцене выступали всемирно известные исполнители – Александр Бандровский, Джемма Беллинчиони, Ян Кепура, Маттиа Баттистини, Ада Сари.

После воссоединения Украины в 1939 г. Большой городской театр был переименован в Львовский государственный театр оперы и балета, который подчинялся Министерству культуры Украины. В период Второй мировой войны Львовский оперный театр возглавлял украинский режиссер и актер Владимир Блавацкий, во времена которого развивались виды театрального искусства – опера, оперетта, драма и самостоятельный балет. Таким образом режиссеры Владимир Блавацкий и Иосиф Гирняк дали возможность артистам театра достичь высокого профессионального уровня. В то время здесь проходили постановки спектаклей: "Мина Мазайло" Н. Кулиша, "Каменный Хозяин" и "На поле крови" Леси Украинки , "Скупец" Мольера, "Ревизор" Н. Гоголя и другие. Крупнейшим достижением драматического сектора Львовского оперного театра считается первый на украинской сцене спектакль "Гамлет" Уильяма Шекспира с Владимиром Блавацким в главной роли.

После окончания Второй мировой войны здесь работали композиторы Н. Колесса и А. Солтис, среди артистов известны имена – Н. Стефановича, В. Скляренко, П. Кармалюка, З. Гончаровой, Н. Слободян и других. Для разнообразия актерского состава для участия в отдельных спектаклях приглашали народных артистов всесоюзного уровня – Б. Гмырю, И. Козловского , И.Паторжинского.

В конце 70-х годов XX века состоялась реконструкция Львовского оперного театра, он возобновил свою деятельность в 1984 г. В мае 1999 г. здесь проходила Шестая Встреча Президентов стран Центральной Европы в г. Львове – Польши, Германии, Австрии, Чехии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Словении и Украины, к саммиту президентов снова обновили здание театра с использованием современных материалов и технологий.

В 2000 г. состоялись торжества по случаю празднования 100-летия театра, который Указом Президента Украины переименовали в Львовский национальный академический театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой . В то время с выдающимся юбилеем театр поздравили основные должностные лица страны, поступили также приветствия от Папы Римского Иоанна Павла II, от театров Польши, Германии, Японии, Израиля, США и многих других стран. 20 октября 2000 г. на сцене Национальной оперы Украины в Киеве актерами Львовского академического театра оперы и балета им. Соломии Крушельницкой был проведен юбилейный творческий отчет, показана премьера – опера "Набукко" Д. Верди.

Чрезвычайно большим достижением Львовского национального театра оперы и балета была постановка оперы "Моисей" Мирослава Скорика, автором замысла считается директор театра Тадей Эдер, который вместе с коллегой Валерием Калинюком высказал идею постановки композитору Мирославу Скорику и поэту Богдану Стельмаху. Фигура Моисея, воспетая Иваном Франком в поэме, вдохновила художников для создания одноименной оперы. Моисей как символ освобождения от рабства, от египетской неволи поражает силой своего могучего и непобедимого духа. Премьера этой оперы состоялась в 2001 г. в дни визита Папы Римского Иоанна Павла II в Украину.

На сегодня среди опер зарубежных авторов, которые всегда исполняются на языке оригинала, самые популярные: "Набукко", "Отелло", "Травиата", "Аида", "Богема", "Мадам Баттерфляй", "Кармен" и некоторые другие. Репертуар театра состоит из 22 опер, 3 оперетт и около 20 балетов. Здесь работает более 500 человек.

В мае 2008 г. напротив театра начал работать фонтан, который стал излюбленным местом встречи львовян и гостей города. На площади перед Львовским оперным театром часто происходят основные мероприятия в городе - ярмарки, концерты, совместные молитвы, каждый год здесь устанавливают новогоднюю елку. Изображение театра красуется на двадцятигривневой банкноте. Неподалеку от Оперного театра находится Драматический театр им. Марии Заньковецкой .

Львовский академический театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой считается символом города Львова, жемчужиной европейской архитектуры и относится к памятникам архитектуры национального значения.

Главный дирижёр

Михаил Дутчак

Главный хормейстер

Василий Коваль

Ссылки К:Театры, основанные в 1900 году Координаты : 49°50′38″ с. ш. 24°01′34″ в. д.  /  49.844° с. ш. 24.0262° в. д.  / 49.844; 24.0262 (G) (Я)

Льво́вский национа́льный академи́ческий теа́тр о́перы и бале́та им. С. А. Крушельни́цкой - театр во Львове (Украина). Адрес: Львов, проспект Свободы , 28.

История

Необходимость в отдельном здании для городского театра стала особенно ощутимой в конце XIX века . В это время Львов находился в составе Австро-Венгрии , официально назывался Лемберг и был столицей отдельной крупной австрийской провинции - Королевства Галиции и Лодомерии .

В 1956 году получил имя Ивана Франко , в - звание академического. В конце 1970-х закрывался на реконструкцию, вновь был открыт в 1984 году . В 1996 году здесь происходила одна из встреч президентов стран Центральной и Восточной Европы.

Коллектив

Львовский театр оперы и балета состоит из ряда коллективов:

  • симфонический оркестр - около 90 музыкантов;
  • солисты оперы - свыше 40 вокалистов;
  • хор - около 60 артистов;
  • балетная труппа - около 60 артистов.

Репертуар театра составляют более 40 опер и балетов.

См. также

  • Альтенберг, Марьян - дирижёр Львовского оперного театра (1939-1941). Казнён немецкими оккупантами в Варшаве.
  • Голынский, Михаил Теодорович (1890-1973) - оперный певец.
  • Гречнев, Яков - режиссёр-постановщик и главный режиссёр в 1947-1960 годах.
  • Демчишин, Ростислав Петрович - дирижёр Львовской оперы.
  • Невядомский, Станислав - польский композитор.
  • Сталинский, Олег Николаевич - Заслуженный артист Украины , ведущий солист театра.
  • Черненькая, Мария Ярославовна - Заслуженная артистка Украины , прима театра.

Напишите отзыв о статье "Львовский оперный театр"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Львовский оперный театр

Акушер вошел в комнату. Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней. Они шопотом заговорили, но всякую минуту разговор замолкал. Они ждали и прислушивались.
– Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то.
– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.
«Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны.

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.