Галерея Тейт (Tate Gallery) – Государственный Национальный музей в Лондоне, хранящий свыше шестидесяти тысяч произведений искусства: живопись, скульптура, рисунки, гравюры. Делится на две части: Британская галерея Тейт (Tate Britain) или старая галерея Тейт, представляющая собой собрание английской живописи 16–19 вв. и зарубежного искусства 19 в., и Современная галерея Тейт (Tate Modern) – европейское и американское искусство с 1900 по настоящее время.
Основа коллекции галереи Тейт – частное собрание сэра Генри Тейта (1819–1899) картин английских художников. Галерея открыта 21 июля 1897.
Albert Moore - A Garden
Albert Moore - A Sleeping Girl
Albert Moore - Blossoms
Галерея неоднократно достраивалась. В 1926 в новом здании разместилось собрание иностранной живописи. В 1979 – открытие залов для коллекции современного искусства. В 1987 – открытие галереи Клор (Clore Gallery), специально построенной для произведений Тернера (1775–1851), который завещал свои полотна Англии при условии, что все они будут сохранены как единая экспозиция. Сэр Чарлз Клор (1904–1979) предоставил средства для строительства галереи.
Alphonse Legros - Cupid and Psyche
Arthur Hughes - April Love
Arthur Hughes - The Eve of St Agnes
Во время второй мировой войны здание галереи сильно пострадало в результате налетов авиации. Коллекция была заранее эвакуирована. Музей полностью открыт для посетителей в 1949.
assistants and George Frederic Watts - Chaos
assistants and George Frederic Watts - Hope
attributed to Marcus Gheeraerts II - Portrait of an Unknown Lady
Современная галерея Тейт была открыта в мае 2000. Здание было переоборудовано из электростанции, возведенной в 1930-е в центре города, напротив Собора св. Павла. Сохранив внешний облик электростанции, архитекторы полностью изменили постройку внутри и добавили крышу из стекла и стали.
Augustus Wall Callcott - Sheerness and the Isle of Sheppey (after J.M.W. Turner)
Benjamin West - Cleombrotus Ordered into Banishment by Leonidas II, King of Sparta
Benjamin West - Pylades and Orestes Brought as Victims before Iphigenia
Benjamin West - The Bard
Современная галерея Тейт отошла от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке. Коллекция состоит из четырех больших разделов: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело». Авторы экспозиции соединяют различные направления: работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видеофильмами. В галерее проводится много временных выставок современных художников.
Benjamin West - The Golden Age
British School 16th century - A Young Lady Aged 21, Possibly Helena Snakenborg, Later Marchioness of Northampton
British School 16th century - Sir Henry Unton
British School 17th century - Portrait of Anne Wortley, Later Lady Morton
British School 17th century - Portrait of a Lady, Called Elizabeth, Lady Tanfield
British School 17th century - The Cholmondeley Ladies
Chris Ofili - No Woman, No Cry
Cornelius Johnson - Portrait of Susanna Temple, Later Lady Lister
Daniel Mytens the Elder - Portrait of James Hamilton, Earl of Arran, Later 3rd Marquis and 1st Duke of Hamilton, Aged 17
Dante Gabriel Rossetti - Beata Beatrix
Dante Gabriel Rossetti - Proserpine
Dante Gabriel Rossetti - The Annunciation
David Des Granges - The Saltonstall Family
Edward Coley Sir, Burne-Jones - King Cophetua and the Beggar Maid
Ford Madox Brown - Take your Son, Sir
Francis Danby - The Deluge
Frank Cadogan Cowper - Lucretia Borgia Reigns in the Vatican in the Absence of Pope Alexander VI
Frederic George Stephens - Mother and Child
Frederic Lord, Leighton - Lieder ohne Worte
Frederic Lord, Leighton - The Bath of Psyche
Frederick Walker - The Vagrants
George Frederic Watts - Eve Repentant
George Frederic Watts - Eve Tempted
George Frederic Watts - Jonah
George Frederic Watts - She Shall be Called Woman
George Frederic Watts - The All-Pervading
George Frederic Watts - The Minotaur
George Gower - Lady Kytson
George Gower - Sir Thomas Kyston
George Mason - The Harvest Moon
George Romney - Mr and Mrs William Lindow
George Stubbs - Horse Devoured by a Lion
Hans Eworth - Portrait of Elizabeth Roydon, Lady Golding
Henry Fuseli - Percival Delivering Belisane from the Enchantment of Urma
Henry Fuseli - Titania and Bottom
Henry Herbert La Thangue - The Return of the Reapers
Henry Moore - Catspaws off the Land
Henry Scott Tuke - All Hands to the Pumps
Henry Singleton - Ariel on a Bat’s Back
Henry Wallis - Chatterton
Herbert Draper - The Lament for Icarus
Jacob More - The Deluge
James Barry - King Lear Weeping over the Dead Body of Cordelia
James Ward - Gordale Scar (A View of Gordale, in the Manor of East Malham in Craven, Yorkshire, the Property of Lord Ribblesdale)
Joesph Mallord William Turner - Fishermen at Sea
Johan Zoffany - Mrs Woodhull
John Bettes - A Man in a Black Cap
John Brett - Glacier of Rosenlaui
John Hamilton Mortimer - Sir Arthegal, the Knight of Justice, with Talus, the Iron Man (from Spenser’s «Faerie Queene»)
John Martin - The Great Day of His Wrath
John Martin - The Last Judgement
John Martin - The Plains of Heaven
John Roddam Spencer Stanhope - The Wine Press
John Roddam Spencer Stanhope - Thoughts of the Past
John Singer Sargent - Carnation, Lily, Lily, Rose
John Singer Sargent - Mrs Carl Meyer and her Children
John Singer Sargent - Portrait of Mrs Robert Harrison
John William Waterhouse - The Lady of Shalott
Joseph Mallord William Turner - Ancient Rome; Agrippina Landing with the Ashes of Germanicus
Joseph Mallord William Turner - Caligula’s Palace and Bridge
Joseph Mallord William Turner - Cliveden on Thames
Joseph Mallord William Turner - England: Richmond Hill, on the Prince Regent’s Birthday
Joseph Mallord William Turner - Fishing upon the Blythe-Sand, Tide Setting In
Joseph Mallord William Turner - Forum Romanum, for Mr Soane’s Museum
Joseph Mallord William Turner - Italian Landscape with Bridge and Tower
Joseph Mallord William Turner - London from Greenwich Park exhibited
Joseph Mallord William Turner - Morning amongst the Coniston Fells, Cumberland
Joseph Mallord William Turner - Shipping at the Mouth of the Thames
Joseph Mallord William Turner - The Bay of Baiae, with Apollo and the Sibyl
Joseph Mallord William Turner - The Dogano, San Giorgio, Citella, from the Steps of the Europa
Joseph Mallord William Turner - The Ponte Delle Torri, Spoleto
Joseph Mallord William Turner - The Shipwreck
Joseph Mallord William Turner - The Sun of Venice Going to Sea
Joseph Mallord William Turner - The Thames above Waterloo Bridge
Joseph Mallord William Turner - The Thames near Walton Bridges
Joseph Mallord William Turner - Tivoli, the Cascatelle
Joseph Mallord William Turner - Trees beside the River, with Bridge in the Middle Distance
Joseph Mallord William Turner - Union of the Thames and Isis (Dorchester Mead, Oxfordshire)
Joseph Mallord William Turner - Venice, the Bridge of Sighs
Joseph Mallord William Turner - View of Richmond Hill and Bridge
Joseph Mallord William Turner - Walton Reach
Joseph Wright of Derby - Vesuvius in Eruption, with a View over the Islands in the Bay of Naples
Lord Leighton Frederic - And the Sea Gave Up the Dead Which Were in It
Marcus Gheeraerts II - Portrait of Captain Thomas Lee
Marcus Gheeraerts II - Portrait of Mary Rogers, Lady Harington
Marcus Gheeraerts II - Portrait of a Man in Classical Dress, possibly Philip Herbert, 4th Earl of Pembroke
Phillip James De Loutherbourg - An Avalanche in the Alps
Phillip James De Loutherbourg - The Battle of Camperdown
Phillip James De Loutherbourg - The Battle of the Nile
Richard Dadd - The Fairy Feller’s Master-Stroke
Richard Dadd - The Flight out of Egypt
Richard Dadd - Wandering Musicians
Richard Wilson - Distant View of Maecenas Villa, Tivoli
Richard Wilson - Llyn-y-Cau, Cader Idris
Richard Wilson - Meleager and Atalanta
Robert Peake - Lady Elizabeth Pope
School 17th century - Portrait of William Style of Langley
Simeon Solomon - A Youth Relating Tales to Ladies
Sir Anthony Van Dyck - Portrait of Mary Hill, Lady Killigrew
Sir Anthony Van Dyck - Portrait of Sir William Killigrew
Sir Edward Coley Burne-Jones - The Golden Stairs
Sir Edward Coley Burne-Jones - Vespertina Quies
Sir Edwin Henry Landseer - Deer and Deer Hounds in a Mountain Torrent
Sir Frank Dicksee - The Two Crowns
Тейт Британия (Tate Britain) по праву считается Национальной галереей художественного искусства Соединенного Королевства Великобритания. Это хранилище культурного наследия английской живописи, начиная с XVI века. Русскоговорящим туристам галерея известна под другим, неофициальным названием – «лондонская Третьяковка».
Музей расположен в районе Миллбэнк, в центральной части Лондона, в 500-х метрах от станции метро Pimlico и в 800-х метрах от станции Vauxhall. Доступен для посещений ежедневно с 10 до 18 часов, кроме трех дней в году – с 24 по 26 декабря. Вход бесплатный, за исключением некоторых тематических выставок.
История основания
Для посетителей галерея впервые была открыта в июле 1897 года в бывшем тюремном здании. Свое название получила по фамилии создателя сэра Генри Тэйта. Крупный промышленник, владелец заводов по производству сахара, в основу создания галереи он положил личную коллекцию произведений английских живописцев. Его увлечение живописью началось с трех художественных произведений Уолтера Денди Садлера, мастера викторианской эпохи.
Особое положение в этой тройке занимала картина «Четверг», с изображенными на полотне монахами, занятыми ловлей рыбы к пятнице, постному дню. И сегодня, данное полотно представлено для всеобщего обозрения.
Здание было частично разрушено во время авиационного налета времен Второй мировой войны, но коллекция не пострадала, так как заранее была эвакуирована. После реставрации здания, в 1949 году, двери музея были вновь открыты благодарным посетителям. Изначально идея создания музея была основана на желании представить произведения искусства исключительно английских мастеров, но постепенно здесь начали выставлять и других зарубежных авторов.
Музей сегодня
Тейт Британия входит в группу музеев Тейт. В группе их четыре: Тейт Британия, Тейт Модерн, галерея Клор, Тейт Ивс, расположенный в Корнуэлле и филиал галереи, находящийся в Ливерпуле.
Музей Тейт Британия насчитывает порядка 60 тысяч экспонатов, среди которых картины, гравюры, скульптуры. Широко представлены работы таких английских живописцев, таких как: Уильям Хогарт, Ричард Уилс, Уильям Блейк, Томас Гейнсборо, и полное собрание картин великого Уильяма Тернера.
Помимо англичан, представлены и зарубежные мастера. По большей части это импрессионисты и постимпрессионисты: Каземир Малевич, Клод Моне, Марк Шагал, Эдгар Дега, Сальвадор Дали, Эдвард Мунк и многие другие. В выходные дни в музее проводятся бесплатные экскурсии, на территории функционирует музей сувениров, в котором можно приобрести репродукции выставочных экспонатов.
В Лондоне есть несколько достопримечательностей, где можно насладиться традиционным и современным искусством. Одним из ярких представителей культурных объектов в столице является галерея Тейт, которая стала крупнейшим в мире собранием британского искусства, куда входят работы с 1500 года до настоящего времени. Галерея Тейт – это не один музей, сюда входят несколько художественных музеев в Лондоне и других городах.
История музея
Название для галереи выбрано неслучайно: основателем его был Генри Тейт. Его богатство обеспечивалось сахарным бизнесом: Тейт изобрел так любимую детьми сахарную вату, продажа которой приносила ему огромные прибыли. Бизнесмен был большим поклонником викторианской живописи, поэтому решил вложить деньги в искусство. Он оказывал поддержку многим английским талантливым художникам и сначала покупал их работы для себя. Его собственная коллекция и стала началом богатого собрания произведений в галерее.
Здание музея возвели в Лондоне у Воксхолльского моста по проекту С. Смита. Открытие произошло в 1897 году, а контролировал новый музей Совет попечителей Национальной галереи. В первом выпущенном путеводителе можно увидеть, что начало коллекции положили всего лишь три картины, среди которых известное произведение У.Д. Сандлера «Четверг». Первоначально выставка включала произведения художников, родившихся позже 1790 года.
Помимо коллекции Тейта в момент открытия в галерее были представлены полотна из музея Южного Кенсингтона, работы из коллекции Вернона, ранее выставленные в Национальной галерее, картины Уоттса, которые передал сам художник.
В 1899 году на средства Тейта к основному зданию были пристроены 9 залов, благодаря чему галерея Тейт стала самой просторной в столице. Еще несколько новых залов были открыты в 1910 году, куда поместили все работы У. Тернера, которые он завещал государству. Пока новые залы не открылись, полотна Тернера хранились в Национальной галерее в Лондоне.
Коллекция музея постоянно пополнялась. В 1917 году стали формировать коллекцию работ иностранных художников и скульпторов. Промышленник Сэмюэл Курто в 1923 году вложил деньги в приобретение для музея работ импрессионистов и постимпрессионистов. Когда в 1926 году стало невозможно хранить все произведения вместе, в новом здании открывается отдел иностранной живописи.
За время Второй Мировой войны здание галереи сильно пострадало, но экспонаты были заранее вывезены, что уберегло их от бомбежек. Вновь экспозиции музея стали доступны посетителям в 1949 году.
Разделение музея
Галерея Тейт – это не только живопись, здесь также представлены скульптуры и гравюры. Чтобы достойно показать все имевшиеся в наличии экспонаты, начали оформлять отделы и филиалы музея в других зданиях и даже городах. В 1987 году состоялось открытие галереи Клор, где представлено самое полное собрание произведений У. Тернера. Годом позже филиал галереи Тейт открыли в Ливерпуле. В 1993 году создан музей Тейт Сент-Айвз в графстве Корнуолл.
В 2000 году открылась новая часть музея в Лондоне. Расположилась она напротив собора Святого Павла на южном берегу Темзы. Местом было выбрано здание бывшей электростанции, чьи помещения как нельзя лучше подошли для экспозиции современного искусства. Галерею назвали Тейт Модерн, а первоначальная галерея Тейт стала именоваться Тейт Британия.
В галерее Тейт Британия представлена живопись с начала XVI века, причем в их расположении соблюдается хронология, что позволяет познавать основные этапы английской живописи и их особенности. Также есть разделение полотен по тематикам, причем темы ежегодно меняются: Викторианские зрелища, Культ личности и т.д., что позволяет каждый раз смотреть на картины под новым углом.
Среди экспонатов представлены фантазии на любовную тему, романтические пейзажи, картины, показывающие быт англичан, мистические произведения, портреты знаменитых англичан и даже коронованных особ. Для посетителей проводятся тематические экскурсии, лекции, а также занимательные развлечения для детей. Здесь даже «оживают» картины, поскольку большинство экспонатов сопровождаются звуковыми эффектами, что очень радует самых маленьких посетителей.
Галерея Тейт Модерн довольно быстро стала популярным местом в современном Лондоне. Здесь проводятся различные выставки, перформансы, инсталляции. Посетители могут наслаждаться совершенно разными стилями и жанрами произведений современных авторов.
Содержание статьи
ГАЛЕРЕЯ ТЕЙТ (Tate Gallery) – государственный национальный музей в Лондоне, хранящий свыше шестидесяти тысяч произведений искусства: живопись, скульптура, рисунки, гравюры. Делится на две части: Британская галерея Тейт (Tate Britain) или старая галерея Тейт, представляющая собой собрание английской живописи 16–19 вв. и зарубежного искусства 19 в., и Современная галерея Тейт (Tate Modern) – европейское и американское искусство с 1900 по настоящее время.
Основа коллекции галереи Тейт – частное собрание сэра Генри Тейта (1819–1899) картин английских художников. Галерея открыта 21 июля 1897.
Во время второй мировой войны здание галереи сильно пострадало в результате налетов авиации. Коллекция была заранее эвакуирована. Музей полностью открыт для посетителей в 1949.
Галерея неоднократно достраивалась. В 1926 в новом здании разместилось собрание иностранной живописи. В 1979 – открытие залов для коллекции современного искусства. В 1987 – открытие галереи Клор (Clore Gallery), специально построенной для произведений Тернера (1775–1851), который завещал свои полотна Англии при условии, что все они будут сохранены как единая экспозиция. Сэр Чарлз Клор (1904–1979) предоставил средства для строительства галереи.
Современная галерея Тейт была открыта в мае 2000. Здание было переоборудовано из электростанции, возведенной в 1930-е в центре города, напротив Собора св. Павла . Сохранив внешний облик электростанции, архитекторы полностью изменили постройку внутри и добавили крышу из стекла и стали.
Современная галерея Тейт отошла от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке. Коллекция состоит из четырех больших разделов: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело». Авторы экспозиции соединяют различные направления: работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видеофильмами. В галерее проводится много временных выставок современных художников.
КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ
Английская живопись.
В залах старой галереи Тейт можно составить полное представление о том, что такое английская живопись, каковы основные этапы и направления художественной жизни в стране.
Самая ранняя работа национальной школы – Портрет мужчины в черной шапке (1545) Джона Беттса (ум. ок. 1576), последователя художника Северного Возрождения Ганса Гольбейна Младшего (ок. 1498–1543).
Уильям Хогарт (1697–1764): Опера нищего (1729), Автопортрет с собакой (1745), Свадебный бал (ок. 1745), Портрет слуг (1750-е гг.), О ростбиф старой Англии (Ворота Кале ) (1748), многочисленные портреты.
Джошуа Рейнольдс (1723–1792): Три грации украшают герму Гименея (1774), Портрет адмирала Кеппеля (1780), Портрет доктора Сэмюэла Джонсона (1772), два автопортрета, детские портреты.
Томас Гейнсборо (1727–1788): Вид на Дедхем (ок. 1760), Закат. Лошади, запряженные в телегу, пьют воду из ручья (ок. 1760), Сэр Бенджамин Трумен (1774), Дочь художника Мэри (1777), Джиованна Баччелли (1782).
Ричард Уилсон (1713–1782): Темза около Твикенхнма (1762).
Джордж Стаббс (1724–1806): Лошади на природе (1762–1768), Уборка сена (1785), Жнецы (1785).
Полно показано творчество Уильяма Блейка (1757–1827), иллюстрировавшего в акварелях и гравюрах собственные сочинения, а также Шекспира, Данте, Библию: Бог создает Адама , Ньютон , Смерть Авеля , Добрые и злые ангелы , Жалость (1795–1804).
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851): Рыбаки в море (1796), Темза у моста Уолтон (ок. 1807), Кораблекрушение (ок. 1805), Морозное утро. Рассвет (1813), Переправа через ручей (1815), Похороны на море (1842). Полотна с видами Венеции: Мост Вздохов, дворец Дожей и Таможня, Венеция: Каналетто у мольберта (1833) и др. Импрессионистические пейзажи художника: Интерьер в Петворте (ок.1837), Замок Норем. Восход солнца (ок. 1840). Метель. Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав на мелководье (1842) – совершенное изображение бури на море. В галерее выставлены сотни этюдов и единственный Автопортрет Тернера (1798).
Джон Констебл (1776–1837): Малверн-Холл (1809), Флэтфордская мельница (1817), Хэмстед-Хит (ок.1820), Замок Хэдли (ок. 1828–1829), Открытие моста Ватерлоо (1832).
Прерафаэлиты Данте Габриэль Россетти (1828–1882): Беата Беатрикс (ок. 1863), Прозерпина (1874); Джон Эверетт Миллес (1829–1896): Офелия (ок. 1850); Уильям Холман Хант (1827–1910): Клаудис и Изабелла (1850).
Коллекция зарубежного искусства
начала формироваться в 1917. Этот раздел хронологически начинается с живописи французских импрессионистов и постимпрессионистов и обладает обширным собранием мастеров этих направлений.
Клод Моне (1840–1926): Дама, сидящая на скамейке (сер. 1870-х), Сена близ Порт-Виллез (1894), Тополя на Эпте (1890).
Камиль Писсарро (1830–1903): Маленькая служанка (1882), Автопортрет (1903), Пайлотс Джатт. Гавр. Пасмурное утро (1903).
Альфред Сислей (1839–1899): Мост на Севре (ок. 1877), Тропинка у реки. Весна (1880) и др.
Скульптуры Огюста Ренуара (1841–1919) Венера-победительница (1914) и Эдгара Дега Четырнадцатилетняя танцовщица (1880).
Жорж Сера (1859–1891): Ле Бек ду Хок (1885).
Поль Сезанн (1839–1906): Аллея в Жа де Буффан (ок. 1874), Портрет садовника (1906); Поль Гоген (1848–1903): Приготовление к празднику или Таитянская пастораль (1898), Урожай. Ле Пульдю (1890).
Винсент Ван Гог (1853–1890): Стул с табачной трубкой (1888), Кресло Гогена при ночном освещении (1888).
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901): Портрет художника Эмиля Бернара (1885), Два друга (1890-е гг.).
Скульптуры мастеров рубежа 19–20 вв. Огюста Родена (1840–1917): Поцелуй (1901–1904), Муза (1896) и Аристида Майоля (1861–1944): Скованное движение (1906), Три нимфы (1930–1938).
Анри Матисс (1869–1954): Портрет Андре Дерена (1905), Стоящая обнаженная (1907), Улитка (1953) – большая цветная аппликация, а также серия из четырех бронзовых рельефов – Обнаженная со спины (1909-1930).
Эдвард Мунк (1863–1944): Больная девочка (1907); Оскар Кокошка (1886-1980): Вид Темзы (1959).
Амедео Модильяни (1884–1920): Маленький крестьянин (1917), скульптура Голова (ок. 1913).
Пабло Пикассо (1881–1973): Женщина в сорочке (ок. 1905) – относится к «голубому» периоду; Сидящая обнаженная (1909) – образец кубизма; Три танцовщицы (1925) написаны в сюрреалистическом духе. Экспонируется скульптура: Натюрморт (1914), Большой петух (1932).
May 7th, 2014 , 09:28 pm
За неполные пять дней в столице Великобритании я успел побывать, в том числе, в девяти музеях. Об одном из них - галерее Тейт Модерн - я бы и хотел рассказать в этом посте. Ну а чтобы не пугать людей полноценным искусством, рассказ будет разбавлен размышлизмами о меняющемся аритектурном облике города, ночными фотографиями, небольшим отклонением в сторону Пинк Флойд и любимой обложке диска, а также разговором об экономике, и тяжелыми думами о том, во что стоит вкладывать свои нелегко заработанные миллионы.
Галерея Тейт Модерн расположена в здании бывшей электростанции Bankside Power Station на южном берегу Темзы
Архитектор здания - сэр Джайлс Гилберт Скотт, который спроектировал также Ливерпульский собор (о нем будет отдельно), мост Ватерлоо, дизайн знаменитой красной телефонной будки, и, что куда более важно - Battersea Power Station - угольную электростанцию, которая прославилась после того, как появилась на обложке легендарного альбома Пинк Флойд Animals
Раньше я более дружелюбно относился к Флойдам - одной из любимых групп моей молодости - но в последнее время Уотерс реально заебал своими призывами ко всем музыкантам бойкотировать Израиль, и чувствую скоро мне придется в ответ бойкотировать их группу. Впрочем, может он помрет раньше, и избавит меня от нужды лицезреть в новостях его архимерзкую харю. Однако я малость отвлекся.
Электростанция из Баттерси появлялась и во многих других произведениях культуры - например, в фильме Битлз "На помощь" (Help!), культовом английском сериале "Доктор Кто" (Doctor Who), эпизоде Шерлока "Скандал в Белгравии", в британской версии фильма 1984, и даже в фильме про Бетмена "Темный Рыцарь" (Dark Knight). Первое же "публичное" появление электростанции в кино произошло еще в 1936 году в фильме Альфреда Хичкока "Саботаж". Как выяснилось Хичкок и тут очутился впереди планеты всей)
Возвращаясь к нашим делам - единственное условие, поставленное архитектору насчет Bankside Power Station - чтобы его дымоходная труба была ниже шпиля собора Св. Павла, расположенного напротив.
Про собор я рассказывать не буду - как-то не комильфо, но вот несколько фотографий покажу.
Все наверное знают, что в последние годы от собора св. Павла, находящегося на одном берегу, к галерее Тейт Модерн на другом берегу провели мост Миллениум (Millenium Bridge). Когда именно построили мост, надеюсь объяснять не надо)
Кстати, в прошлый мой визит в Лондоне (2003 год) этот мост вызвал у меня жуткую панику (я боюсь высоты, мостов, воды, людей, и вообще всего - типичный еврей в общем), но в этот визит все обошлось как-то более благополучно. Я вальяжно расхаживал себе по мосту, и даже сделал с него некоторое количество кадрофф, которые вам обьязательно продемонстрирую.
Вот такой сейчас вид с моста Миллениум на современный Лондон. В центре можно узреть Тауэрский мост, который я надеюсь в представлении не нуждается. Справа - The Shard или "Осколок". Самое высокое здание в Лондоне (306 метров), и до недавнего времени самое высокое здание в Европе (теперь пальму первенства держит башня Меркурий в Москве). Как и все небоскребы Лондона выглядит ужасно и не в тему вообще, особенно учитывая тот факт, что совсем неподалеку находится тысячелетний Тауэр. Строительство Осколка вызвало бурные споры, однако деньги победили, и теперь те, кто ходят в древнюю Белую Башню могут наблюдать хаотичность современного Сити не отходя от кассы.
Слева - еще несколько ужасных небоскребов. В центре - 122 Леденхолл Стрит, в народе прозваный "Сырная тёрка" (с юмором у англичан все в порядке - в отличие от чувства ландшафта). 225 метров, четвретый по высоте в Лондоне. Уродлив, как моя жизнь. Открылся как раз в дни моего пребывания в городе. Слева достраивается еще один урод, в народе известный как Воки-Токи (Рация). 160 метров, пятый по высоте небоскреб Лондона. Ужаснах, и я даже не буду рассказывать вам про знаменитый огурец (его, слава всем святым, на этих фотографиях не видно).
Я вообще не хотел здесь подымать эту тему - о современном Лондон-Сити будет отдельный пост - но похоже, что как и в случае с Нью-Йорком, никто всерьез не занимался планировкой этих мегаполисов. Как-то мы обсуждали этот вопрос с моим двоюродным братом, когда я был в Америке, и он сказал, что в никто не думал, как в Нью-Йорке одно здание будет выглядеть рядом с другим (в отличие, например, от Сан-Диего). Просто бухали все стили подряд, и теперь город выглядит абсолютно хаотично - . Такое же ощущение создается и в Лондоне. То тысячелетний Тауэр, или готическая церковь, а рядом - стеклянный небоскреб или кирпичная громадина. Иногд видишь целые улицы в одном стиле, но это большая редкость. Впрочем от очарования британской столицы это не отбавляет - Лондон берет другим.
Ну а мы все-же вернемся к высокому искусству и перейдем по мосту от собора св. Павла
К галерее Тейт Модерн. Все сказанное выше было лишь прелюдией - мне не раз в прошлом заявляли, что искусство людей утомляет, и что не надо быть слишком элитарным и высоколобым, посему я решил немножко и окрестностей показать и пообсуждать насущные вопросы. Но теперь доставайте подушки, ибо мы входим в музей!
К слову, здание угольной станции долгие годы было под угрозой сноса, пока его не превратили в самый знаменитый музей современного искусства в мире. В эти дни происходят большие перемены, и к старому зданию пристраивается новое ультрасовременное крыло.
Вот здесь проект видно чуть лучше - белое здание сразу за трубой. Выглядит неплохо, но в комплексе будет как и со всем новым Лондоном - абсолютно не в тему. Контраст старого и нового и полная неразбериха стилей в этом городе не работает, ИМХО.
Ну а теперь все - про сам музей. В эти дни в Тейт Модерн проходит пользующаяся огромной популярностью выставка Матисса (несмотря на недобрую цену). Однако Матисса я насмотрелся в Копенгагене - , поэтому я раскажу вам про постоянную коллекцию музея. Тем более, что в ней имеется одна из самых дорогих картин мира - Обнаженная, зеленые листья и бюст, кисти Пикассо.
Картину, на которой изображена Мари-Терез Вальтер Пикассо написал в 1932 году - за один день. В 2010 году ее продали совсем недавно за 106(!) миллионов долларов (торговать искусством в последнее годы похоже более выгодно, чем нефтью). Это также самая большая цена, полученная на аукционе. Считается, что эта картина символизирует пик творческой энергии художника.
Еще один портрет Мари-Терез Вальтер, "Голая женщина в красном кресле". Здесь женщина представлена как сумма чувственных окружностей. Даже ручки кресла специально завышены, чтобы подчеркнуть круглые формы. Лицо можно рассматривать либо как происходящую с фигурой метаморфозу, либо как двойную фигуру - правую сторону можно интерпретировать как лицо любовника, целующего женщину в губы.
Пикассо вообще хорошо представлен в Галерее Тейт (впрочем испанец был художник плодовитый, и представлен неплохо в десятках музеев по всему миру, в том числе и в Израиле. Хуже всего почему-то он представлен в музее Пикассо в Барселоне). Одна из его самых знаменитых картин - Герника (я, кстати, ее до сих пор не видел) - стала символом ужасов Второй мировой войны. Потом долгие месяцы Пикассо рисовал картины-продолжения, основанные на фигурах в Гернике. На фреске, отражающей бомбежку нацистами испанского города, можно в том числе увидеть плачущую женщину, держащую мертвого ребенка. Эта картина-сиквел - последняя из серии, самая детальная и проработанная. Моделью послужила Дора Маар - другая любовница Пикассо.
Еще один "портрет" Доры Маар, нарисованный 5 мая 1944 года. Сложная конфигурация отражает атмосферу последних месяцев оккупации Парижа нацистами. Напряженность и скованность - главные ощущения, которые Пикассо пытался выразить в этом полотне. Тем более, что двое самых близких еврейских друга художника - поэты Робер Деснос и Макс Жакоб - были депортированы. Деснос позднее погиб от тифа в концлагере Терезин, а Жакоб, будучи вдобавок еще и гомосексуалистом - погиб в лагере Дранси. Однако есть в картине и проблеск надежды - в марте Дора Маар вместе с Сартром и Симоной де Бовуар приняла участие в пьесе Пикассо, которую поставил Альбер Камю. На этом тему Пикассо считаю раскрытой, напоследок - просто его картина, которая мне нравится - "Три танцора".
Эта картина - воспоминание Пикассо о любовном треугольнике, который окончился самоубийством его друга Карлоса Касагемаса. На полотне, прямо таки брызжущем энергией, любовь, секс и смерть связаны между собой в экстатическом танце. Танцорща слева вообще находится в состоянии дионисической невменяемости. Ее лицо символизирует маску из Новой Гвинеи, которая указывает на связь Пикассо с африканским искусством и его влиянии - особенно во всем что касается сексуальности и самовыражения - на художника.
Ну а теперь обо всем по порядку. Спор о современном искусстве - по большому счету вечный. В моих постах тоже случалось подискутировать - - особенно, если дело касается Уорхола или Баскиата. Мондриан, картина которого представлена выше, тоже у многих вызывает недоумение. Какие-то квадратики, нарисовать которые, в сущности, особенного умения не требуется (кстати одна из его самых знаменитых картин находится в нашем музее искусства в Тель-Авиве). Тем не менее, голландец - один из самых знаменитых и востребуемых художников современности. Так в чем же идея?
В эпоху между двумя мировыми войнами художники разработали новые формы абстрактного искусства, основанные на эстетическом идеализме, и стремлением к более идеальному обществу. Мондриан и другие художники, жившие в эпоху нескончаемых войн и революций, были вынуждены отойти от приверженности к индивидуализму, и обратились к гармонии геометрических фигур. Именно подобного рода квадраты и линии стали для многих деятелей искусства идеальной формой нового мира. Наум Габо (Нехемия Беркович Певзнер) - один из лидеров консткрутивизма, испытавший все прелести русской революции - заявил, что "деконструкция материи, произошедшая в наше время не лишает нас оптимизма, поскольку мы переходим в новую эпоху, под названием реконструкция".
Изменения произошли также в инжерном деле, в архитектуре, ну и в особенности в скульптуре (это можно видеть в наши дни повсюду - от Тумаркина на площади Рабина до Генри Мура). Что касается непосредственно искусства - сдержанность и точность форм сменила буйство цвета. На картинах стал преобладать белый, как символ чистоты и невинности (тажке главный цвет всей современной архитектуры, отцом которой стал Ла Корбюзье).
Что касается двух картин, предоставленных выше - В соответствии с современными тенденциями, Мондриан решил сократить свою палитру до основных цветов. Несмотря на кажующуюся хаотичность, художник стремился к "динамичному эквилибриуму". Все линии хоть и не разделяют пространство на четкие и равные части, имеют четкое предназначение и цель.
"Дерево" - якобы не совсем стандартная картина Мондриана. Однако и здесь художник превращает что-то живое в четкую однообразную форму. Ветви и ствол сведены до сети вертикалей и горизонталей, в попытке обозначить порядок в природе. "Я хочу добраться до сути вещей, и пока этого не произойдет, я намерен превращать все - даже самые живые элементы в абстракт", - заявил Мондриан.
Формы в формах или отражение картины в картине. Моя попытка кадра со смыслом.
Эта световая инсталляция создана под прямым влиянием Мондриана. Художник был в восторге от четких геометрических форм голландца, однако решил привнести и более ранние влияния других мастеров - в этом случае экспрессионизм и цвет.
Как выяснилось, Диего Ривера тоже рисовал всякие несуразности. Мексиканский художник, в основном занятый производством масштабных реалистических фресок на коммунистическую тему и шашнями с многочисленными женщинами, подвергся влиянию кубизма и Хуна Гриса ы бытнось своего проживания в Париже между 1913 и 1917 годом. Особо отмечается факт присутствия на картине обложки книги Ницше "Весёлая наука", в которой он объявляет о смерти бога. Смысл трактуется двояко - кто-то утверждает, что Ривера таким образом провозглашает либо о смерти старого режима в эпоху войны и революции, либо о смерти старого искусства в пользу новых веяний и тенденций.
Без него теперь не обходится ни один музей - Френсис Бэкон. Почти все картины Бэкона - это попытка исследовать человека и его душу. На этой картине лицо искажено, поэтому мы не можем определить личность человека. В отличие от Мондриана, на картинах Бэкона полный хаос - на этом конкретном портрете кроме диформации лица мы можем наблюдать и диформацию пространства. Контуры ящика или коробки (фирменный знак Бэкона) в которой расположена фигура, символизирует человескую сущность в современном мире, вновь пришедшем к хаосу, в котором заправляет изоляция и клаустрофобия.
Леон Коccоф - "Человек, сидящий в инвалидной коляске". Мне в последнее время все больше и больше нравится этот еврей из России, смывшийся в Великобританию. Коссоф относится к Лондонской школе - послевоенное течение английских живописцев, которые работало не только в стиле абстрактного искусства, но и обращалось к традиционной, фигуративной художественной форме.
Ли Краснер - жена знаменитого американского художника Джексона Поллока. Поскольку большинство своего времени она тратила а своего безумно талантливого но абсолютно непутевого мужа, ее картины гораздо менее известны. Картина называется "готический лагдшафт" - очевидно потому, что вертикальные линии, доминирующие в центре полотна, можно рассматривать как деревья. Картина была написана уже после смерти ее мужа в 1956 году, и многие полагают, что жестокие, резкие и экспрессивные мазки отражают скорбь художницы. А вот и сам Поллок.
Именно Поллок разработал систему рисовать, не касаясь полотна (чем разозлил всех феминисток мира сего - о причине я лучше умолчу). Именно этот способ, по его словам, делал его свободным и более интуитивным по отношению к собственному "Я". В случае этой картины Поллок просто вылил черную краску на полотно, а потом приподнял его, позволив краске стечь и принять абстрактную форму. Потом он добавил желтый и фиолетовый цвет.
Марк Ротко. Честно признаюсь - с этим художником у меня тяжело). Картина написана под влиянием Микеланджело (??). Художник считал, что зритель должен полностью влиться в картину, и только тогда придет какое-то осознание или понимание, но то ли внешние раздражители не позволили мне сего духовного единения, то ли я слишком критичен в этом случае - не знаю.
Немного сюрреализма, и моего любимого Де Кирико. Картина кстати напоминает мне "Красную Башню" в музее Гуггенхайма. Называется "Неуверенность поэта". Де Кирико сам охарактеризовывал свои картины как "метафизические" - умение соединять в одной композиции сцены из повседневной жизни и фантизии о древнем мире, создавая таким образом очень сложную "фантастическую реальность". Сюрреалисты обожали подобного рода загадочные образы с искаженной перспективой. "Эти квадраты очень похожи на существующие квадраты, и тем не менее мы никогда не видели ничего подобного. Мы находимся в непостижимом мире", - заявил поэт Пол Элюар. А чтобы вы совсем не растерялись - еще один Кирико.
Тут название объясняет больше - "Меланхолия Расставания") Окно и карта с пунктирным маршрутом намекают на путешествие и попытку убежать из закрытой клаустрофобичной студии. Кирико - итальянец, живший в Греции - чувствовал себя оторванным от окружающей его среды, и сравнивал себя с аргонавтами из известного греческого мифа. Их путешествие казалось ему вечным одиночеством, пересекающим нескончаемые океаны
А эта картина написана под влиянием Кирико англичанином Тристрамом Хиллиером, который как и Нэн и Водсворт обожали загадочные фигуры греко-итальянца. Громадный якорь поражает, и заставляет задуматься о значимости этого странного монумента. Ну а раз уж мы о сюрреалистах - без главного из них никуда не деться.
"Метаморфозы Нарцисса". Пробовать объяснять картины Дали я даже не берусь. Еще две для закрепления темы, и идем дальше.
Осенний Каннибализм. Нарисована сразу после начала гражданской войны в Испании в 1936 году. Изображает пару в своеобразном каннибалистическом акте. Они находятся на вершине стола, сливающегося с тонами типичного испанского ландшафта. Конфликт отражается в форме яблока - отсылка к легенде Вильгельма Телля, в которой отец был вынужден выстрелить в собственного сына.
На этой картине можно видить всю двойственность символов Дали: Реку можно видеть и как рыбу - двойственность, призванная усомниться в рациональности происходящего. Полотно имеет как личную, так и общественную подоплеку: родители Дали поситили эту речку после смерти их первого ребенка, также названного Сальвадором, и считалось, что художника преследует образ его мертвого брата, которого он никогда не видел. Кроме этого, отключенный телефон символизирует оношения британского премьера Чемберлена с Гитлером после аннексации судетов в 1938 году.
Еще одна картина о влиянии Нацизма. Макс Эрнст - Целый город. Город неясно вырисовывается под яркой луной, выражая пессимизм от захвата нацистами Германии. Используя новую технику - Scrapping, "скреб", Эрнст показывает разрушенный пейзаж, скученный город без людей, и без оптимизма.
Можно подумать, что это Баскиат, но нет. Просто понравившаяся мне картина, хорошо отражающая влияние африканских мифов на западное искусство.
А это просто прикольная фотография, сделанная армянским фотографом Саркисяном в ходе войны в Сирии. Понравилось мне в ней громадная надпись "ЦУМ" посредине Алеппо)) Там под ней еще один русский магазин - жаль, на этой фотографии не видно)
А это Матисс с постоянной выставки. Приятный тихий спокойный портрет. Изображена Грета Молл - она и ее муж Осакр были из первых десяти студентов в художественной академии Матисса. Предоставляю здесь как контраст)
Мой любимый Эмиль Нольде. Этот морской пейзаж художник нарисовал в ходе пребывания на острове Силт в Германии. Экспрессивные мазки и яркие цвета какбэ намекают на приближающуюся бурю. В своих мемуарах Нольде писал "Я хотел еще раз увидеть море во всем его диком великолепии. Штормовые облака, гроза, вливающаяся в море - у меня есть есть шесть таких пейзажей, работа над которыми проходила в состоянии полного экстаза". О Нольде я много писал во время поездки по Скандинавии - . В этом линке про лучший музей мира есть кстати и про Кирико, и про Мондриана, и еще про много кого. Рекомендую.
Мой любимый Пауль Клее. Серия замыкающихся друг в друге парусов-треугольников создают единую линию лодок в элегантном, волнистом движении. Ритмическая композиция напоминает диаграмму, нарисованную Клее в одной из его лекций про Баухауз, в которой он рассказывал про "активную линию, ограниченную в движении постоянными точками". О его Ангеле Истории, хранящеся также у нас в Музее Израиля я тоже писал не раз - .
Леонора Кэррингтон. Картина называется Элохим - Бог по еврейски. Художница смешивает традиционные ирландские мифы, которые в детстве рассказывала ей няня, и мир, выдуманный ее мамой. Но больше всего в ее картинах часто можно увидеть мифологические существа. Ну а напоследок - немного постеров наших всеми любимых советских времен)
Кстати в этом году в Тейт Модерн пройдет ретроспектива картин Казимира Малевича
Так что русско-советская тема в музее представлена на отлично