Левостороннее рисование. Мастер-класс «правополушарное рисование. Чем хороша эта методика

Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.

Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование . Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.

Обычно рисунок, сделанный до первого занятия, напоминает набор символов, которые у нас ассоциируются с предметом, что мы видим. Например, если нам предложить нарисовать цветок, то изобразим мы его с помощью нескольких кружков и овалов, потому что лепестки - это прообраз овала. Но уже во время первого занятия по правополушарному рисованию разница становится заметна.

После посещения нескольких занятий результат будет неправдоподобно хорош. Семью вы точно удивите своими работами.

Так что же такое правополушарное рисование? В чем его суть и отличительные черты?

Для начала вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное . Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково.

Но к сожалению, идеала не получилось. У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие . И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению.

Каждый день становится повторением вчерашнего – просыпаемся, выключаем будильник, минут пять еще не можем подняться, встаем, чтобы пойти в туалет, душ. Потом завтрак, поездка на работу и так далее. Причем делаем мы это все, не задумываясь, – автоматически. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях.

Однако с детьми все наоборот . Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора) , все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески.

Происходит это от того, что процесс изобретения новых идей и неожиданных решений весьма трудоемкий, наш ленивый мозг сразу же вспоминает похожую ситуацию из прошлого и предлагает уже готовое лекало. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности .

Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает.

Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. А вот изучение иностранных языков уже может не сработать в борьбе за способность мыслить креативно.

Рисование тоже может быть хорошим вариантом. Но только оно должно быть правополушарным . Нужно забыть о классическом (академическом) подходе, который преподают в художественных школах. Правило золотого сечения, свет и тень, перспектива – все это логическое учение левого полушария. Правополушарное рисование получается не таким точным, но более эмоциональным. Самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают.

На самом занятии вы должны научиться использовать все ваши органы чувств . Зрение поможет выбрать правильный цвет, осязание – понять структуру предмета, который хотите нарисовать, почувствовать шершавость бумаги или структуру краски, куда можно окунуть палец.

Во время занятия обычно звучит приятная музыка, что подключает и слух к творческому процессу. Главное, не думать, под каким углом должна быть тень от вазы, а чувствовать предмет, цвета и краски.

Перед занятием на вас наденут фартук. А рабочее место будет устроено следующим образом: картон крепится к листу большего размера, который, в свою очередь, закреплен на столе. Стол также застелен газетами или пленкой. Все это делается, чтобы вы не боялись испачкать свое рабочее место или испачкаться самому.

Все приготовления сделаны – . Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги.

Одновременно преподаватель рассказывает и показывает некоторые приемы, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете за ним, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок.

Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением» . У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.

Во время таких занятий вы становитесь свободнее, позволяете себе больше (например, запачкаться краской) , расширяете свои рамки, стирая границы дозволенного. Ваша творческая натура просыпается, а доказательством служат картины, которые не стыдно принести домой и повесить в гостиную на самое почетное место.

Единственное, что нельзя делать – разговаривать. Речь – это часть левого полушария, которое нельзя активировать , потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления.

Вы станете размышлять о том, правильно ли выбрали цвет, расположили предметы в композиции и прочее. Поэтому никаких разговоров – только чувства и эмоции.

После посещения занятий по правополушарному рисованию приемы, которым вас научили, запомнятся и останутся надолго. С их помощью появятся на свет многочисленные произведения. Но преимущество такого тренинга еще в том, что вы научитесь не только рисовать, но и мыслить по-другому , творчески подходить к решению других задач, применяя нестандартные методы и изобретая новые способы.

Ни для кого не секрет, что не отработанный стресс имеет свойство накапливаться в человеке, как в психике, так и в теле. Существует множество техник и методов снятия стресса (см. психотренинги), сегодня вы узнаете что такое правополушарное рисование (или, как его еще называют, интуитивное рисование), как метод релаксации, снятия стресса и общего улучшения психического и физического состояния.

Почти все, наверное, знают, что у человека есть два полушария головного мозга, одно из которых — ведущее (т.н. межполушарная асимметрия), чаще левое (особенно у людей с аналитическим складом ума) и правое — у людей с художественным, образным типом мышления. Но есть люди, которые могут одинаково хорошо мыслить и в левом и в правом полушарии мозга. Также межполушарное различие может быть выражено у леворуких (левшы), праворуких (правши) и «двуруких» (амбидекстры) людей.


Суть правополушарного рисования , как метода снятия стресса, заключается в том, что как раз правое полушарие и работает с образами, картинками, представлениями, воображением и, конечно, эмоциями и интуицией — отсюда и второе название — интуитивное рисование, т.е. без участия левого полушария: его логики, анализа, правил, стереотипной интерпретации…

Когда вы займетесь правополушарным рисованием, используя интуицию и свое внутреннее видение, вы будете получать удовольствие от самого процесса, воспринимая мир таким какой он есть, а не таким, какой он должен быть по установкам левого полушария. Изображая, рисуя мир интуитивно, вы сможете высвободить накопившиеся в подсознании негативы, расслабиться и получить истинное наслаждение — вы почувствуете себя как ребенок — счастливым, креативным, полным сил и энергии.

Техники интуитивного, правополушарного рисования

Суть техник интуитивного рисования в том, что тут нет никаких особых техник… Вся техника заключается не в самом правополушарном рисовании, а в том, чтобы отключить на время создания рисунка левое полушарие, которое будет мешать начинающему художнику, т.к. вы будете анализировать, включать логику, давать оценку своему, без «приукраски» будет сказано, художественному произведению…

Как отключить левое полушарие при правополушарном рисовании?
Чтобы воспринимать мир таким каким вы его видите и рисовать интуитивно, именно правым полушарием, необходимо отключить или хотя бы ослабить работу левого полушария. Для этого используют нехитрые приемы.

Например, вы можете начать с копирования других рисунков и изображений, перевернув кверху ногами оригинал — левое полушарие воспримет перевернутое изображение как нечто не логичное, не понятное ему — оно отключится, и вы переключитесь в правополушарное рисование, воспринимая рисунок так, как вы его видите.

Также, можно взять детские картинки-раскраски и закрыв верхнюю часть изображения, начать интуитивное рисование, раскрашивая видимую часть рисунка.

Тренинги и курсы правополушарного рисования для детей и взрослых

В наше время правополушарное рисование, как метод релаксации, снятие стресса, а порой и как раскрытие талантов, хобби и времяпрепровождение, стало довольно популярным и среди детей и взрослых.

Обычно тренинги и курсы по правополушарному, интуитивному рисованию организуют профессиональные художники, у которых в силу профессии уже сильно развито правополушарное, художественное мышление.

Психотерапевты и психоаналитики обычно используют интуитивное рисование как рисуночные тесты для психодиагностики детей и взрослых, а также некоторые психологи, особенно детские, используют правополушарное рисование как метод арт-терапии, вместе, например, со сказкотерапией , песочной терапией и т.п.

Для релаксации, снятия стресса и отработки негативных эмоций , психотерапевты больше используют различные психологические тренинги, например по методу Хосе Сильва , или упражнения самогипноза , либо различные позитивные аффирмации …, при которых более четче и целенаправленней отключается левое полушарие, чем при правополушарном рисовании, и человек может изменять в себе более конкретные вещи: отрабатывать негативные переживания, сохраненные эмоциональные ситуации, словом решать более серьезные психологические проблемы.


Психоаналитическое резюме: Если у вас серьезные психологические проблемы: неврозы, страхи и фобии, стрессовые расстройства, депрессии средней и тяжелой степени, заниженная жизненная Я-позиция, постоянное невезение в жизни, большие комплексы, сильная нерешительность и неуверенность в себе и т.п., то правополушарное рисование не для вас — вам нужна не помощь художника, а психологическая помощь практического психолога , психотерапевта или психоаналитика.

Если же у вас легкая депрессия, часто плохое настроение, несколько заниженная самооценка, небольшие стрессы и вы не умеете расслабляться, то интуитивное рисование вам вполне может помочь, т.к. во время самого эмоционально положительного процесса правополушарного рисования, позитивного общения с другими людьми, получение удовольствия от своего творчества, порой открытия талантов в себе и структурирования своего времени, вы сможете придти к душевному равновесию и гармонии внутри личности…

Бесплатная консультация — психолог по телефону (WhatsApp, Viber, Skype)

Закажите личный (только для вас) психологический тренинг для снятия стресса и релакса

Все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. Оно является ведущим, руководит нами. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть "левополушарными". Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов. Это люди долга, они ответственны и принципиальны. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно.

Одним из ярких представителей "правополушарных" людей можно назвать Леонардо да Винчи. Он был не только выдающимся художником, но и изобретателем. В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией.

Развивая свои творческие способности, раскрывая свой творческий потенциал, мы открываем для себя двери в новую жизнь, наполненную самыми радостными событиями, где нет преград, а невозможное становится возможным.

В данном случае, метод правополушарного рисования позволяет одновременно решать основные 2 задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих способностей.

Данный метод стал возможным, благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

В каждом из нас заложено желание творить, однако не у каждого есть способность в точности воспроизвести в рисунке тот или иной предмет. Из-за этого многие люди решают, что у них нет таланта к рисованию.

В современных школах живописи тоже придают большое значение технике работы, забывая о том, что все мы индивидуальны по своей природе, а потому видим мир по-разному, а потому по-разному и воспроизводим его в рисунке. Однако все великие художники потому и стали великими, что следовали своей интуиции и рисовали именно правым полушарием, своими эмоциями и чувствами. Знаменитый "Чёрный квадрат" Малевича в технике может исполнить даже младенец. И, тем не менее, есть только один "Чёрный квадрат", отражающий всю глубину сознания, заложенного в него художником.

Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Постепенно он развивает свой талант, на котором когда-то поставил крест. На занятиях тренер сначала знакомит с красками, цветами. Люди учатся чувствовать карандаши, кисти. Рисуя руками, они ощущают себя детьми, полностью отдаваясь процессу рисования. Во время занятий люди чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие.

Метод правополушарного рисования позволяет:

  • Проявить индивидуальность,
  • Упрощает творческий процесс,
  • Отключает анализ деятельности,
  • Избавляет от внутренних преград,
  • Обрести внутреннюю гармонию,
  • Раскрывает ваши творческие способности,
  • Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.

Этот метод хорош, как для детей, так и для взрослых и в каждом возрасте имеются свои положительные моменты, сказывающиеся на жизни человека, занимающихся рисованием. Так у школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.

Очень благоприятно сказывается правополушарное рисование на беременных женщинах, чья психика в этот момент подвержена изменениям и беспокойствам. В данном случае рисование помогает обрести душевное равновесие будущим мамам. Ребёнок в утробе матери также принимает во время рисования активное участие, открывается его творческий канал. И в дальнейшем такие люди становятся талантливыми, легко всего добиваются в жизни.

Положительно рисование влияет и на семейных отношениях, когда на занятия приходит вся семья. Дети видят своих родителей с другой стороны, они понимают, что родители отнюдь не являются скучными или отсталыми, а наоборот очень интересными людьми. Во время такого творчества происходит сближение родителей и их детей.

Время, посвящённое рисованию, сторицей возвращается не только в виде восхищения родственников и знакомых, но и уверенностью в себе, способностью проявлять гибкость и силу, зарядом энергии и оптимизмом.

Содержание

Существует множество техник для развития творческого мышления. Одна из самых популярных на сегодняшний день – правополушарное рисование, на курсы по этой методике может записаться как взрослый, так и ребенок. Уроки помогают развить интуицию, расслабиться. В процессе рисования левое полушарие блокируется, работает только правое. Узнайте обо всех особенностях методики, ее основных принципах.

Что такое правополушарное рисование

Так называют метод быстрого обучения основам художественного видения и восприятия формы. У нас рисование правополушарное стало набирать популярность приблизительно 7 лет назад. Суть заключается в том, что человек творит, отключив левую часть своего мозга, отвечающую за рациональность и логику. Примерно таким рисованием мы занимались в детстве, не задумываясь, зачем нам это надо, какую выгоду можно извлечь из картины. Правое полушарие отвечает за творческое мышление и контролирует процесс.

Разработана методика американкой Бетти Эдвардс на теории известного психобиолога, обладателя Нобелевской премии Роджера Уолкотта Сперри. Эта концепция гласит, что рисование правым полушарием – просто навык, такой же, как письмо, чтение. Освоить его может каждый. Анализируя работы известнейших художников, можно отметить, что картины Леонардо да Винчи – рисование правым полушарием мозга. Да и не один он творил, руководствуясь эмоциями и чувствами, а не логикой.

Методика рисования правым полушарием помогает избавиться от всех подсознательных блоков и зажимов. Она способствует:

  • проявлению индивидуальности;
  • повышению внимательности;
  • упрощению творческого процесса;
  • улучшению общего эмоционального состояния;
  • отключению анализа деятельности;
  • раскрытию творческих способностей;
  • избавлению от внутренних барьеров;
  • обретению внутренней гармонии.

Техника

Главное отличие такого рисования от левополушарного режима заключается в том, что во втором случае человек учится изображать объекты, а в первом – видеть их, воспринимать. Чтобы, к примеру, сделать рисунок животного левым полушарием, мы сначала должны изучить анатомию, пропорции, ознакомиться с теорией перспективы, объема, света и тени. Правополушарная живопись этого не требует. Используются приемы для отключения логики и активизации интуиции. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса.

На занятии правополушарной живописью ученику потребуются краски 12 разных оттенков (гуашь), 3 качественных кисти разной толщины и много бумаги. Первый рисунок будет маленьким по размеру, примерно с открытку. Сначала происходит знакомство с красками. Ученикам предлагается рисовать пальцами, трогать кисти, чувствуя их толщину и размах. Это вызывает замешательство, но затем человек полностью вовлекается в процесс рисования. Потом переходят к упражнениям, созданию фона, пейзажей, портретов. Правополушарные рисунки выполняются по таким техническим приемам:

  • зеркальное рисование для детей;
  • правополушарный рисунок вверх ногами;
  • интуитивное рисование по контурам;
  • правополушарный рисунок с видоискателем.

Методика

Правостороннее рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. Одно из самых действенных упражнений - копирование перевернутых контурных рисунков. Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа. Благодаря специальным упражнениям человек входит в «П-режим». Во время него работа левого полушария прекращается. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает.

Цель занятий рисованием состоит в том, чтобы человек научился видеть мир таким, каков он есть, без иллюзий, которые создаются логикой, рассудком и жизненным опытом. Правое и левое полушария мозга обретают гармонию, человек быстро входит в состояние вдохновения, становится спокойнее, получает психологическую разрядку. Он подходит ко всем сферам жизни творчески. Рисование помогает развить потенциал ребенка, раскрыть способности взрослого. Метод правополушарной живописи будет полезен людям любого пола и возраста, независимо от их профессии, социального статуса.

Правила рисования

В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – логику следует отключить. В остальном никаких правил нет, в этом и отличие правополушарного режима от классического. Можно начинать картину с любого элемента, выходить за пределы холста, использовать любые кисточки, краски, а определенные детали рисовать пальцами. Если вы получите от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.

Упражнения правополушарного рисования

Есть ряд вводных техник, которые нужно практиковать для того, чтобы включить «П-режим». При нем происходит временная активизация правого полушария и приостановка работы левого. Упражнения направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат. Узнайте, как выполнять эти техники для активности правополушарного режима.

Вверх ногами

Эта техника правополушарного рисования поразительно эффективна для детей и взрослых. Выполняется так:

  1. Выберите простой графический рисунок. Желательно, чтобы за вас это делал кто-то другой. В идеале видеть картинку в правильном положении вы не должны, чтобы левое полушарие не успело создать эталон.
  2. На компьютере пусть ваш помощник перевернет изображение вниз головой и распечатает.
  3. Поместите картинку перед собой. Для большей эффективности работы правого полушария несколько сантиметров снизу прикройте бумагой. Откроете доступ к этой части рисунка позже.
  4. Начинайте рисовать с любой точки. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.

Контурное рисование

Это упражнение для правого полушария очень легко выполнить дома. Понадобится бумага, карандаш и скотч. Липкой лентой приклейте бумагу к столу, поворачивая ее так, чтоб рабочая рука оставалась на столе. Другую ладонь сложите так, чтобы стало видно побольше мелких складочек. Не шевелитесь. Засеките 5 минут. На бумагу смотреть запрещено. Медленно водите глазами по линиям руки и карандашом повторяйте движения. Рисуйте, пока не услышите звук таймера. В этом задании важен не результат, а то, чтобы добиться синхронизации зрения и движений карандаша.

Видоискатель

Для этого на правое полушарие упражнения понадобится дополнительное приспособления. Нужно вырезать рамку из картона, в центр приклеить экран из прозрачного пластика или плотной пленки. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.

— Научиться рисовать за два дня?

— Невероятно!

Возможно! Проверено!

Большинству из нас уроки школьного рисования впрок не пошли. Все художество заканчивается набросками в блокноте во время скучных докладов и совещаний.

Как-то услышала от хорошей знакомой о тренинге, на котором обучают рисованию любого… за два дня. Засомневалась — может, обычный развод?

Но источник информации заслуживал доверия, а реальные рисунки не оставляли никакого сомнения. Каждый лист просто немедленно просился в рамку и на стену. Старые мостки над тёмной водой, ваза с полевыми цветами, луга маков и люпинов, сказочные горы… Невероятно прелестные и профессиональные картины. Конечно, академический художник наверняка найдёт в них кучу изъянов, но то, что в каждом сюжете точно переданы и цвет, и свет, и настроение — бесспорно. Трудно поверить, что это рука дилетанта. Вернисаж впечатлял.

Я отправилась на тренинг.

Первое, что впечатлило — это удивительная атмосфера тренинга. На столе красиво лежали наборы кистей и гуаши, стаканчики для воды, бумага… и сочные зелёные яблоки в большой вазе для цветов, звучали всеми любимые детские песни Шаинского.

Нас пришло человек пятнадцать, в основном, женщины от 15 до 60. Хотя было и трое молодых людей. Среди нас — студенты, бизнесмены, учителя, банковские работники и инженеры. Скоро все уже довольные сидели за столом.

Начался тренинг. Всего 10 минут мы потратили на теорию, и приступили к любимому делу, стали рисовать фоны для будущих шедевров. Надо заметить, что все кто пришёл, признались, что рисовать почти не умеют, но всегда мечтали это сделать.

Так в чем же суть этого волшебного метода?

Известно, что повседневной жизни мы загружаем в основном левое полушарие, которое решает поставленные задачи пошагово, с помощью логики. Сначала мозг собирает информацию, анализирует причины, просчитывает варианты, затем выводит результаты и взвешивает последствия. На это опирается вся современная система образования, включая традиционное обучение рисованию.

Правое полушарие работает иначе. Даже при недостающих фрагментах информации, оно способно мгновенно выдать целостную картину. Чувство пространства, формы, цвета, интуиция — это все правое полушарие. Если включить "ленивую" часть мозга в рабочий режим, то решение возникает как озарение, инсайт, интуитивная вспышка.

Преподаватель попросила нас нарисовать какую-нибудь картинку и сохранить листок. Я нарисовала поле красных маков, так как знала, что в программе будут их рисовать. Очень хотелось сравнить результаты До и После. Затем нам начали показывать один за другим несложные технические приёмы: как размешивать краски, создавать фон, как изображать деревья, траву, солнце и луну, туман, снег, иней, цветы, горы, стеклянные вазы и фрукты.

Каждый новый приём тут же закрепляли практикой: с трепетом мы брались за кисти и склонялись над кусочком бумаги, на который уже был нанесён фон. Собственно, уже с создания фона начался весь творческий процесс. Смешение разных красок в разных пропорциях даёт всякий раз неожиданный эффект. То получается знойное оранжевое марево, то сиренево-лиловый закат, то лазурная морская гладь, то северное сияние…

Интуиция подсказывает: здесь добавь жёлтого и белого, здесь пару синих мазков, вот тут растушуй, ниже положи тень…

Все — готово! Смотрю, обалдев, на плоды своих усилий и не могу поверить — это я что ли автор? Рядом, по соседству, царили похожие эмоции.

Большинство участников постепенно приходило в неописуемый восторг. Их невозможно оторвать от рисования даже на обед. Но "тренер" предупреждает: не переусердсвтуйте! Для правого полушария это непривычная нагрузка. У кого-то может к вечеру разболеться голова, проявиться плаксивость или ещё что-нибудь подобное.

Только у пары участников включился "внутренний критик": ах, у меня не получается! Все плохо! Но когда тренер вставила "неудачный" рисунок в рамку и показала всем на расстоянии, пейзаж "звучал" совсем по-другому. Все заахали и заохали, а самокритичные авторы расплывались в счастливой улыбке.

Что поразительно: набор красок и кистей у всех одинаковый, размер "холста", тема и техника — одни и те же. Но в итоге ни одной похожей картинки!

Положим, пишем горы. У одной выйдет суровая скалистая гряда, у другого — лесистые холмы, у третьей — песчаный бархан в пустыне… Какие же мы все разные!

Ну а как описать само состояние творческого подъёма, в котором мы пребывали все два дня тренинга? Окрылённость, вдохновение, удивление, восторг, экстаз…

После первого дня я шла домой по осенней улице и смотрела не под ноги, как обычно, а наблюдала, как ложится луч закатного солнца на старую кирпичную стену, как сплетаются в кружево поредевшие осенние ветви, как блестят трамвайные рельсы на матовой булыжной мостовой и играет красками вечернее небо. И сразу прикидывала, а как это воспроизвести с помощью кисти и простой гуаши.

Преподаватель нас предупредила, что теперь из путешествий мы будем привозить не фотки себя, любимых, на фоне пальм, волн и замков, а снимки живописных уголков и интересных деталей.

Да, теперь я понимаю, сколько уникального упустила во время своих поездок. Но ничего, буду наверстывать.

На днях, кстати, глянула на репродукции Моне. Да я же п о н и м а ю, как он это писал!

Теперь каждый вечер я сажусь не к телевизору, а за палитру. Процесс рисования, оказывается, приносит колоссальное удовольствие, стирает все дневные тревоги и усталость. Рядом, быстро схватывают методику дети и рисуют со мной.

Ну а на следующие выходные — решено! — идём всей семьёй на художественную выставку. Надо посмотреть ревнивым глазом на труды мэтров.

Поле красных маков в моей комнате на стене… Да… Глядя на них становится понятно. Это действительно сенсационный метод!