Лев Токмаков: биография. Лев Токмаков: от карандашной почеркушки – к «Чудесам Господним Иллюстрации льва токмакова

«Карусель».

Жена Льва Токмакова — известный поэт и переводчик . Сын — Василий Львович Токмаков, поэт, автор нескольких книжек для детей дошкольного возраста.

С уважением смотрите на рисующего ребёнка. Может, именно в этот момент в нём полнее всего проявляется наследник неслыханной школы искусства, которая некогда существовала на земле.

Ничто так не обнажает качеств художника, как работа для детей. Не каждый выдерживает это испытание. Во взрослой книге или в графических сериях за внешними эффектами, за отточенным мастерством ещё можно спрятать свою душевную несостоятельность. Но в тоненькой, двенадцатистраничной книжке никуда не скроешься. Здесь нужно всё только неподдельное – и дух, и талант, и работа. Книга для маленьких не терпит суррогатов.

В своих рисунках я стараюсь заинтересовать своего зрителя судьбами персонажей, заставить его волноваться, жалеть. Муравьишка ли домой спешит, легковерный ли Сазанчик ищет счастье на берегу реки – все они ждут сочувствия, сострадания.

Хорошо посмеяться над весёлыми похождениями жизнерадостных героев. Но если искусство вдруг навеет грусть, не надо её бежать, смущаться, прятать слёзы. Сочувствие чужой беде не делает тебя менее мужественным. Наоборот!

Колыбелью своей я до сих пор считаю Средне-Уральское книжное издательство, которое в Доме печати на улице Ленина помещалось. Там я первые шаги делал. Я рисовал с натуры хорошо, портретист, у меня рука была от рождения поставлена. А о композиции книжной, о книжном деле я и понятия не имел: если люди учатся в Полиграфическом институте в Москве всем этим премудростям, то я постигал это, что называется, в бою открытом, врукопашную.

Первым делом я пришёл в издательство, принёс папку со своими рисунками натурными, как казалось мне, вполне блестящими. Ну, мне говорят: сделай один-два рисунка чёрно-белые, тушью.

Знаете, как бывает, когда на ринге боксёра опытного побеждает абсолютный новичок, который впервые в жизни надел перчатки боксёрские. Он играет не по правилам, а тот по правилам. И который не по правилам, тот, бывает, побеждает. И со мной такое же случилось: взял какой-то рассказ, по-моему, в «Дружбе народов», молдавского вроде писателя, наугад сделал один рисунок, два ли, тушью, лихо так – и получилось.

Я пришёл, принёс в издательство, мне сказали: ну вот, ты это умеешь. И дали мне рукопись Степана Щипачёва, очень модного поэта в то время, и называлась она «Павлик Морозов», ни много ни мало.

И всё лето я просидел, не разгибаясь, у себя в комнате на Уралмаше, пытался рисовать иллюстрации к этому произведению. Когда я принёс большую стопку (по радио не могу показать, какая стопка, но поверьте мне: два указательных пальца поставить один на другой, вот толщина этой стопки и получится!), они так поразились такому количеству вариантов, что мне заплатили 60 рублей – это много было тогда. За усердие, за подвиг такой.

«Много дали мне встречи со Львом Токмаковым. Я книжку Джанни Родари с его иллюстрациями “Джельсомино в стране лжецов” любил в детстве очень. Чудесно-необычные рисунки, иная культура. Шаг влево, адаптированное для детей. Книга пропала сразу же, едва я успел её дочитать. Но рисунки остались в памяти и светло-грозное имя “Лев Токмаков” застряло занозой. Пройдёт двадцать лет, и в 1990 году я в Доме творчества “Челюскинская” встречаю крупного, седого, небрежно-взлохмаченного человека. Сомневаться глупо – это Лев Токмаков. Он похож на своё имя, как его рисунки похожи на него самого. С тех пор я получаю старшего друга и товарища. Встречаясь в его мастерской, мы обмениваемся книгами, которые вышли, и показываем друг другу то, что ещё только делается».

Купить книги с иллюстрациями Льва Токмакова

Картинки

Название Джельсомино в стране лжецов
Автор Джанни Родари
Иллюстратор
Год издания 1960
Издательство Молодая гвардия
Название Вечерняя сказка
Автор И.Токмакова
Иллюстратор
Год издания 1983
Издательство Детская литература
Название Может, нуль не виноват?
Автор И.Токмакова
Иллюстратор
Год издания 1989
Издательство Малыш
Название Кот и лиса
Автор Русский фольклор
Иллюстратор
Год издания 2010
Издательство Амфора
Название Строители
Автор Борис Заходер
Иллюстратор
Год издания 1978
Издательство Детская литература
Название Лето, лето к нам пришло!
Автор Валентин Берестов
Иллюстратор
Год издания 1975
Издательство Детская литература
Название Летний ливень
Автор Ирина Токмакова
Иллюстратор
Год издания 1990
Издательство Детская литература
Название Пеппи Длинныйчулок
Автор Astrid Lindgren
Перевод Л.Лунгина
Иллюстратор
Год издания 1982
Издательство Детская литература
Название Лесное яблочко
Автор Русский фольклор
Обработка М.Булатов
Иллюстратор
Год издания 1984
Издательство Детская литература
Название Джип в телевизоре
Автор Gianni Rodari
Перевод Л.Вершинин
Иллюстратор
Год издания 1971
Издательство Детская литература
Название Кукареку
Автор Ирина Токмакова
Иллюстратор
Год издания 1980
Издательство Малыш
Название Катя в игрушечном городе
Авторы Т.Александрова, В.Берестов
Иллюстратор
Год издания 1993
Издательство Московский клуб
Название Питер Пэн
Автор James Barrie
Пересказ Ирина Токмакова
Иллюстратор
Год издания 2010
Издательство Московские учебники
Название Находка
Автор
Иллюстратор
Год издания 2016
Издательство Речь
Название Сказки по телефону
Автор Gianni Rodari
Иллюстратор
Год издания 1967
Издательство Молодая гвардия
Название Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Автор русская сказка
Иллюстратор
Год издания 1983
Издательство Детская литература
Название Времена года
Автор Ирина Токмакова
Иллюстратор
Год издания 1962
Издательство Советская Россия
Название Буква за буквой
Автор Яков Аким
Иллюстратор
Год издания 1964
Издательство Советская Россия

Разговоры

События


30.04.2013
К 85-летию со дня рождения народного художника России Льва Алексеевича Токмакова и писателя переводчика литературоведа Валентина Дмитриевича Берестова в Российской Государственной Детской Библиотеке открывается выставка «Самоцветы». Выставка пройдет с 6 мая по 20 июня в фойе концертного зала.

Библиография

1956 На Лене-реке , автор М.Поступальская , издательство Детгиз
1956 Экзамен Гали Перфильевой , автор Ю.Сальников , издательство Молодая гвардия
1957 Удар, рассекающий горы , автор М.Колесников , издательство Молодая гвардия
1958 Необычайные похождения Севы Котлова , автор А.Алексин , издательство Молодая гвардия

1961 Как муравьишка домой спешил , автор В.Бианки , издательство Детский мир
1961 Как папа был маленьким , автор А.Раскин , издательство Детская литература
1962 В суровом краю , автор В.Гравишкис , издательство Молодая гвардия
1963 Как папа учился в школе , автор А.Раскин , издательство Советская Россия
1963 Порт «Потом» , автор Янь Вэнь-цзин , перевод И.Токмакова , издательство Молодая гвардия
1963 Серая звездочка , автор Б.Заходер , издательство Детгиз
1964 Старый мореход , автор В.Драгунский , издательство Советская Россия
1965 Как папа был маленьким , автор А.Раскин , издательство Советская Россия
1965 Поход , автор А.Гайдар , издательство Детская литература
1965 Сказки у костра , автор А.Митяев , издательство Молодая Гвардия
1966 Сказки по телефону , автор Д.Родари , издательство Молодая гвардия
1967 Как муравьишка домой спешил , автор В.Бианки , издательство Малыш
1967 Серая звездочка , автор Б.Заходер , издательство Детская литература
1967 Я нарисую солнце , автор Э.Мошковская , издательство Детская литература
1968 Мой брат играет на кларнете , автор А.Алексин , издательство Детская литература
1968 Под уральскими звездами , автор В.Гравишкис , издательство Южно-Уральское КИ
1969 Подари, подари , автор А.Барто , издательство Советская Россия
1969 Фантомас , автор В.Драгунский , издательство Советская Россия
1970 Сказка про Сазанчика , автор И.Токмакова , издательство Детская литература
1970 Школа для птенцов , автор Б.Заходер , издательство Детская литература

1972 Про нашу семью , автор А.Алексин , издательство Детская литература
1973 Мы с Тамарой , автор А.Барто , издательство Детская литература
1973 Повести и рассказы , автор А.Алексин , издательство Детская литература
1974 Звоните и приезжайте , автор А.Алексин , издательство Молодая гвардия
1974 Повести , автор А.Толстой , издательство Детская литература
1975 Воздушный змей , автор Дагларджа Фазыл Хюсню , издательство Детская литература
1975 Далеко-Нигерия , автор И.Токмакова , издательство Детская литература
1975 Действующие лица и исполнители , автор А.Алексин , издательство Детская литература
1975 День твоего рождения , автор А.Алексин , издательство Детская литература

1976 Друг Тембо , автор С.Сахарнов , издательство Детская литература
1977 Альбероне-герой , автор Карло Бернари , пересказ Л.Вершинин , издательство Детская литература
1977 Добрый носорог , автор Б.Заходер , издательство Детская литература
1977 Поиграем , автор И.Токмакова , издательство Малыш
1977 Разговоры , автор И.Токмакова , издательство Детская литература
1977 Школьная лирика , автор В.Берестов , издательство Детская литература
1978 Жаворонок , автор В.Берестов , издательство Детская литература
1978 Кукареку , автор И.Токмакова , издательство Детская литература
1978 Стихи и сказки , автор Б.Заходер , издательство Детская литература

1979 Синие горы, золотые равнины , автор И.Токмакова , издательство Детская литература
1980 Зернышко , автор И.Токмакова , издательство Детская литература

1980 Летний ливень , автор И.Токмакова , издательство Детская литература
1981 Усни-трава , автор И.Токмакова , издательство Малыш
1982 Мишин самоцвет , автор Л.Токмаков , издательство Средне-Уральское КИ
1982 Одноглазый дрозд , автор Артур Оло , пересказ С.Михалков , издательство Малыш

1983 Rostik and Kesha , автор И.Токмакова , издательство Raduga

1983 Сестрица Аленушка и братец Иванушка , автор А.Толстой , издательство Детская литература

1984 Может, нуль не виноват? , автор И.Токмакова , издательство Малыш
1985 Дедовский подарок , автор Ю.Коринец , издательство Малыш
1985 Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников , автор Е.Велтистов , издательство Детская литература
1985 Сосны шумят , автор И.Токмакова , издательство Детская литература
1986 И настанет веселое утро , автор И.Токмакова , издательство Детская литература
1987 Деревья , автор И.Токмакова , издательство Малыш
1987 Дрозд-Дроздок , молдавские песенки, издательство Детская литература
1987 Мишка, Мишка, лежебока , автор В.Берестов , издательство Детская литература
1989 When Daddy Was a Little Boy , автор А.Раскин , издательство Raduga

1989 Про мохнатых и пернатых , автор Б.Заходер , издательство Детская литература
1990 Где сад расцвел , автор Н.Байрамов , издательство Детская литература

1991 Сказки народов Африки, Австралии и Океании , издательство Детская литература
1993 Катя в игрушечном городе , авторы Т.Александрова, В.Берестов , издательство Московский клуб
1993 Может, нуль не виноват? , автор И.Токмакова , издательство Московский клуб
1996 Картинки в лужах , автор В.Берестов , издательство Росмэн
1997 В стране `Нигде и Никогда, или Веселое утро` , автор И.Токмакова , издательство БИМПА
2000 Кыш, Двапортфеля и целая неделя. Кыш и я в Крыму , автор Юз Алешковский , издательство Эксмо
2008 Веселое лето , автор В.Берестов , издательство Махаон

2010 Потешные прогулки по Москве , автор Л.Токмаков , издательство Рипол Классик

«Следует присматриваться к детям, стараться видеть действительность их глазами. Ведь мы, взрослые, как морские камешки – овальные, потертые. А дети – кристаллики, угловатые и часто более богатые в своих открытиях миров».

Л. Токмаков

«Ничто так не обнажает качеств художника, как работа для детей. Не каждый выдерживает это испытание. Во взрослой книге или в графических сериях за внешними эффектами, за отточенным мастерством ещё можно спрятать свою душевную несостоятельность. Но в тоненькой, двенадцатистраничной книжке никуда не скроешься. Здесь нужно всё только неподдельное – и дух, и талант, и работа. Книга для маленьких не терпит суррогатов».

Л. Токмаков

Токмаков Лев

Лев Алексеевич Токмаков (1928–2010) – советский и российский художник-иллюстратор. Народный художник Российской федерации.
Родился и вырос на Урале. Его мама была врачом. В детские годы большое влияние на него оказала бабушка, хранительница семейных устоев и культурных традиций.
В 1951 г. окончил Московское высшее художественно-промышленное (Строгановское) училище как художник по металлу.
Создал множество автолитографий и рисунков в станковой графике, проиллюстрировал более 200 детских книг. В частности, создал красочные, весёлые и остроумные иллюстрации к произведениям почти всех знаменитых представителей отечественной детской литературы: Я. Акима, А. Алексина, Т. Александровой, А. Барто, И. Токмаковой, Т. Белозёрова, В. Берестова, В. Бианки, А. Гайдара, В. Драгунского, Б. Заходера, С. Маршака, С. Михалкова, Э. Мошковской, С. Сахарнова, Р. Сефа, Г. Цыферова. Также замечательно иллюстрировал произведения Дж. Родари, А. Линдгрен, русские и китайские народные сказки.
Иллюстрации Токмакова к книге О. Пройслера «Крабат», сделанные для чехословацкого издательства, так понравились в Чехословакии, что им была присуждена золотая медаль, а позднее появились даже почтовые марки с его рисунками.
С 1958 г. Лев Алексеевич сотрудничал с журналом «Мурзилка».
Работая, предъявлял к себе самые жёсткие требования. Стремился добиться максимально возможного. При этом – никогда никаких эскизов. Сразу оригинал. А потом браковал и начинал сначала. И ещё раз. И ещё.
Лев Токмаков не только иллюстрировал, но и писал книги. Он создал текст и иллюстрации к книгам «Мишин самоцвет», «Чудеса Господни» (2010 г.), выпустил два стихотворных сборника: «Собачий сон» (1998 г.), «Глаза бессонниц» (2008 г.). В 2009 г. его книга-альбом «Потешные прогулки под Москвой» была удостоена специального приза в конкурсе «Книга года».
Токмаков был яркой, харизматичной личностью. Близко дружил с писателем Юрием Казаковым, с Ариадной Эфрон, дочерью Марины Цветаевой, с Натальей Петровной Кончаловской, с белорусским народным художником Георгием Поплавским. Как он сам признавался, все его герои имели известные прототипы. Например, покупатель виллы «Курица» в книжке про Пеппи Длинныйчулок – на самом деле Юрий Казаков, А бархотки на шеях респектабельных дам Токмаков доверил пририсовать Ариадне Эфрон.
Токмаков с удовольствием делился своим опытом с детьми, проводя занятия в студии книжной иллюстрации «Бибигон» в Российской государственной детской библиотеке.
Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Братиславской национальной галерее, многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Жена – известный поэт и переводчик Ирина Петровна Токмакова.

Поэт Валентин Дмитриевич Берестов посвятил Льву Токмакову такое стихотворение:

«У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»-
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятых классах Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых не видать.
А ведь ребята в самом деле
Когда–то рисовать умели.
И солнце на листках смеялось!
Куда все это подевалось?»

Лев Алексе́евич Токмако́в (30 июля 1928, Свердловск, РСФСР - 19 ноября 2010, Москва, Россия) - советский и российский художник-иллюстратор. Народный художник Российской Федерации (1998).

В 1951 г. окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское училище). Его педагогами были Павел Кузнецов и Александр Куприн. За свою творческую жизнь создал автолитографии и рисунки в станковой графике, проиллюстрировал более 200 детских книг.

В частности, создал красочные, веселые и остроумные иллюстрации к произведениям почти всех знаменитых представителей отечественной детской литературы: Я. Акима, А. Алексина, Т. Александровой, А. Барто, И. Токмаковой, Т. Белозерова, В. Берестова, В. Бианки, Е. Велтистова, А. Гайдара, В. Драгунского, Б. Заходера, С. Маршака, С. Михалкова, А. Митяева, Э. Мошковской, С. Сахарнова, Р. Сефа, Г. Цыферова, а также автор иллюстраций к произведениям Дж. Родари, А. Линдгрен и сказок итальянских писателей, китайских народных сказок. Наиболее известные иллюстрации к книгам: Дж. Родари «Сказки по телефону», А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», И. Токмаковой «Ростик и Кеша», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», к произведениям В. Берестова, Б. Заходера, С. Михалкова и многих других. Также создал запоминающиеся художественные образы к изданиям русских народных сказкок: сборник русских сказок «Лесное яблочко», «Колобок», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка и серый волк» и другим.
С 1958 г. сотрудничал с журналом «Мурзилка».

Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Братиславской национальной галерее, многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Книга-альбом «Потешные прогулки под Москвой», автором которой он являлся, в 2009 г. была удостоена специального приза в конкурсе «Книга года».

Творческая деятельность Льва Алексееевича Токмакова (род. в 1928 - 2010г.) многообразна: он не только уделяет много времени работе с детской книгой, но работает и в станковой графике - им создано несколько десятков автолитографий и множество рисунков, он нередко выступает в печати как журналист, критик и детский писатель. и все же главное место в творчестве художника занимает книжная иллюстрация - более сорока лет он рисует детские книжки. Художник обращается с самым разным по характеру произведениям - это русские сказки, народные шотландские песенки, это поэзия классиков, стихи и проза ведущих детских писателей - советских и зарубежных.
Огромную роль в становлении стиля Льва Токмакова сыграли художественные принципы иллюстрированной детской книги, которые выработал известный мастер детской книжной графики В. М. Конашевич. Но результат влияния сказался в искусстве Токмакова не сразу. В ранних работах художника видно его стремление к созданию информативной иллюстрации. Сюжетно-изобразительный ряд иллюстраций Токмакова к рассказам С. Антонова, А. Алексина, А. Гайдара, В. Тендрякова был пока лишь дополнением к слову, приближением к раскрытию его ассоциативного круга. Художник изображал поэтические сценки, выполненные в тональной манере, которая господствовала в те годы в книжной графике.
Новая концепция сущности искусства книги, которая не сводится только к требованию качества иллюстраций, а коренится главным образом в понимании книги как ансамбля, стала основой новаторских принципов творчества Токмакова на этом этапе. Созданные им в 1960 году иллюстрации к сказке Джанни Родари "Джельсомино в стране лжецов" явились подлинным открытием в области искусства детской книги. Токмаков в этой работе творчески использует условную декоративность книжного образа. Сам текст сказки Родари позволял художнику разрушить сложившиеся привычные представления о детской книжной иллюстрации.
Большое влияние на поиски новых решений графического образа у Токмакова оказала польская графика, прежде всего польский плакат. Художник работает тонкими линиями, цветными плоскостями, которые словно случайно сталкиваются друг с другом под острыми ломаными углами. Создается впечатление, что этот мир возникает, творится на наших глазах. В этом чрезвычайно изменчивом динамичном мире пребывают реальное и вымышленное, возможное и невозможное. Но "лики" добра и зла так четки, так ясны, что они сразу отличимы, узнаваемы и вызывают острую реакцию юного читателя-зрителя.

Александрова Т. И. Катя в игрушечном городе : повесть-сказка: [для дошк. возраста]/ Т. И. Александрова; В. Д. Берестов; рис. Л. Токмаков.-М.: Дет. лит, 1990.-124, с. : цв. ил.

Берестов В. Д. Жаворонок : стихи и сказки: [для дошк. возраста]/ В. Д. Берестов; рисовал Л. Токмаков.-М.: Дет. лит, 1988.-141, с.: цв. ил.

Волшебные краски: сказки советских писателей / [сост. О. И. Романченко], худож. Л. Токмаков и др.-М.: Моск. рабочий, 1989.- 335 с.: цв. ил.

Токмакова И. П. Летний ливень : стихи, сказки, повести/ Ирина Токмакова; рис. Л.А. Токмаков.-М.: Дет. лит., 1990.- 166, с.: цв. ил.

Работы художника







Артемова Анна. Лев Токмаков // Эскиз, 2008.- № 2.- С. 24-25

Просекова О. А. Сивка–бурка в клетчатом одеяле / О. А. Просекова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.-2007.- № 10.- С.15 -(Большая литература для маленьких)

Алешковский Юз. Кыш, Двапортфеля и целая неделя; Кыш и я в Крыму / Юз Алешковский; [худож. Л. А. Токмаков].-М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-398, с.: ил.

Токмакова И. П. Карусель: стихи / И. П. Токмакова; [рисов. Л. А. Токмаков].-М.: Детская литература, 1976.- 111, с.: ил.

Токмакова И. П. Весёлое утро: сказочные повести / Ирина Токмакова; худож. Л. А. Токмаков.-М.: Дрофа, 2001.- 316, с.: ил.

Родился 30 июля 1928 года в Свердловске (Екатеринбург). Учился в МВХПУ (б.Строгановское, 1945-1951) у П.Кузнецова и А.Куприна.

С 1958 года начал сотрудничать с журналом "Мурзилка", затем "Веселые картинки", а также в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Молодая гвардия", "Росмэн", "Астрель" и др. Проиллюстрировал свыше 200 детских книг.

Вел занятия в студии книжной иллюстрации "Бибигон" РГДБ.

В 1980 году имя Льва Токмакова внесено в Почётный список Х.К. Андерсена. Награжден золотой медалью от правительства Йеменской Арабской Республики за серию работ о ЙАР (1984), золотой медалью на BIB в Братиславе за иллюстрации к книге Отфрида Пройслера «Крабат» (1985) и почетным дипломом Х.К. Андерсена за иллюстрации к книге Ирины Токмаковой «Карусель» (1988).

Работы хранятся в ГТГ, ГМИИ, Братиславской национальной галерее, многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

Лев Алексеевич Токмаков - один из самых ярких и узнаваемых российских иллюстраторов. За свою долгую творческую биографию он сделал весёлыми, запоминающимися и нарядными бесчётное количество детских книг.

При первом знакомстве бросается в глаза декоративная сторона иллюстраций Токмакова. Но художник не останавливается только на формальной, внешней красоте. Орнаментальные, колористические, композиционные решения у него неизменно выстраиваются в единое целое.

«Джельсомино в Стране лжецов» (1960)

В статьях Токмаков отстаивает право художника на символизм, на обобщенность образа, на его условность. Ведь именно эти понятия развивают фантазию, умение интерпретировать увиденное. Токмаков всем своим творчеством отвечает на вопрос, как далеко можно зайти на пути от буквализма к условности. Вырабатывая свой собственный язык, связанный с натурой, но не ограничивающийся ее простым копированием, он и стал одним из наиболее ярких из плеяды молодых московских художников книги.

«Кукареку» (1980)

В 1960-х годах в творчестве Токмакова заметно увлечение модной в те годы динамичной графической линией: яркий пример тому - книга шотландских народных песенок «Крошка Вилли-Винки» (1962). Рисункам раннего периода свойственна условность, обобщенность деталей; художнику скорее интересно общее целое, нежели прописывание отдельных деталей, интересны персонажи в динамике. Персонажи из нравоучительного сборника «Подари! Подари!» А.Барто (1969) изображены гротесковыми и невероятно деятельными. Ритм и контрасты композиций подчеркивают их неумную энергию.

«Крошка Вилли-Винки» (1962)

Для повести-сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» (1968) художник нашел необыкновенно элегантное решение, построив её оформление на игре всего двух красок – оранжевого кадмия и черной туши – в сочетании с белой бумагой теплого оттенка. Книга эта вобрала в себя лучшие достижения иллюстрации 1960-х годов: виртуозную линию рисунка, лаконичность композиций, выразительность при небольшом наборе используемых средств.

Пеппи Длинныйчулок» (1968)

Токмаков доказал, что минимализм 60-х при умелом использовании может быть приемлем и в детской книге. Заметим, что версия иллюстраций к этой книге 1982 года уже совсем не такая лаконичная: проходит «оттепельная» графическая мода, меняется стиль художника:

Если книга «Джип в телевизоре» Д.Родари (1971) еще сходна по динамичному стилю с «Пеппи», то в других книгах рубежа 1960-х – 1970-х годов – в авторском «Мишином самоцвете» (1969) и «Ростике и Кеше» И.Токмаковой (1972) – уже можно заметить изменения в стиле, обусловленные непрекращающимся поиском новых художественных решений. Освоив композицию и линию, иллюстратор обращает внимание на колорит, на его возможности в создании образа, придания нужного настроения, «лепки» формы. «Мишин самоцвет» и «Ростик и Кеша», с одной стороны, более натуралистичны, художник обходится без гипербол и карикатурных приемов, с другой стороны, отказывается он и от портретных характеристик. Лица персонажей нарочно не прописаны: Токмаков предлагает читателю представить себя на их месте. Этот прием он будет часто применять и в своих последующих работах.

«Мишин самоцвет» (1969)

1973 год стал вехой в творчестве Токмакова: именно тогда выходят «Дрозд-дроздок» и «Русские сказки про зверей» с его иллюстрациями. При всей декоративности стиля, в «Сказках про зверей» художника нельзя упрекнуть в нежелании следовать природе. Напротив – он необычайно хорошо знает звериные повадки, несколькими росчерками кисти умеет набросать динамичную форму, уловить характерное движение и передать характер. В этой убедительной лаконичности он близок к Маю Митуричу, также тонко чувствующему звериную натуру. Критик С. Рассадин пишет: «Звери из иллюстраций Токмакова… не просто звери, но звери, увиденные человеком. Притом - ребенком. <...> Ребенок видит мир не таким, каким рисует его. <...> Некоторая упрощенность очертаний, четкость графических линий – иногда почти геометрическая – тем и вызваны, вероят-но, что ребенок видит крупно и выборочно – лишь главное и то, что “для пользы главного”».

Краски «Русских сказок про зверей» яркие, но всё-таки не уподобляются лубочным. Токмаков понимает саму суть народной декоративности, принцип образования этих украшений и орнаментов. Исследует он и влияние колорита на создание определенного настроения: от спокойной охристой обложки через синеву морозной ночи к осеннему золоту леса.

Русские сказки про зверей» (1973)

К середине 1970-х стиль Токмакова очередной раз меняется. Если в предыдущее десятилетие он сначала выстраивал форму лаконичными линиями, затем – цветовыми пятнами, то теперь он пробует объединить оба подхода. Плавная, пружинистая, полная скрытого напряжения линия превращается в энергичный короткий штрих, «подкрашенный» цветом. Цвет при этом становится менее ярким и насыщенным. Первые примеры этого стиля появляются в его журнальных работах – «Вася Фокин в стране пословиц» (в 9–12-м номерах «Мурзилки», 1975), затем переходит и на книжные работы: «Беглянка» С.Михалкова (1978), «Жаворонок» (1978), «Летний ливень» (1980) и «Усни-трава» (1981) И. Токмаковой. Все перечисленные книги – сборники стихов. Новые вариации художественного языка Токмакова как нельзя лучше подходят для оформления лирических произведений: короткий штрих вторит ритму коротких звонких строк, иллюстрации более спокойны, лиричны, внимательны к деталям окружающего мира.

«Летний ливень» (1980)

Рисунки, при почти полном отсутствии прописанных фонов, становятся детализированными, художник добавляет к авторской истории небольшие подробности. При этом он стремится не отходить далеко от текста: «У иллюстраторов складываются с авторами разные отношения: кто с автором в прятки играет, кто - в поддавки; один, глядишь, хамит ему, другой - слово в слово повторяет... А в книге нужен диалог, и очень тактичный, поскольку ты затворяешь дверь последним». К примеру, у В.Берестова написано: «Прибежал медведь с винтовкой, В зайца выстрелил морковкой». Токмаков рисует не просто медведя, но облаченного в кавказский костюм охотника с пышными усами и с морковью в патронташе. У персонажей обозначается индивидуальный характер, звери всё более походят на людей.В историю, рассказанную поэтом, он щедро добавляет выразительные детали, фантазируя вместе с маленькими читателями.