Купание красного коня. Смысл купания красного коня. Жизнь моя, иль ты приснилась мне

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Мы все привыкли смотреть на «Купание красного коня» Петрова-Водкина, как на символ Революции 1917 года.

Да, Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру.

Но все ли так однозначно? Ведь картина была написана за 5 лет до революции, в 1912 году.

Откуда вообще взялась идея «Красного коня»? И как он превратился из жанровой сцены в символ целой эпохи?

Особенности «Купания красного коня»

Работа Петрова-Водкина была очень смелой для начала 20 века.

Хотя изображено не такое уж значительное событие. Всего-то мальчишки купают коней.

Но главный конь неожиданного цвета. Красного. Причем насыщенного красного.

Позади – розовый и белый кони. На их фоне краснота главного коня проступает ещё явственнее.

Изображение почти плоское. Четкий контур. Чёрные удила, чёрное копыто и чёрный глаз придают коню ещё большую стилизованность.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (деталь). 1912 г.

Вода под копытами больше похожа на тонкую ткань. Которая пузырится под копытами и расходится складками.

А ещё сдвоенная перспектива. На коня мы смотрим сбоку. А вот на озеро – сверху. Поэтому мы не видим неба, горизонта. Водоем почти вертикально стоит перед нами.

Все эти живописные приемы были необычны для России в самом начале 20 века. Учитывая, что в то время большой популярностью пользовались работы Врубеля, и . Восходящей звездой была .

Где же Петров-Водкин взял все эти идеи для своей картины?

Как развивался стиль Петрова-Водкина

Упрощённое цветовое решение и минимализм в деталях – прямое влияние работ Матисса.

Особенно это заметно по работе «Играющие мальчики». Которая была создана почти тогда же, что и «Купание красного коня».

Она Вам ничего не напоминает?


Кузьма Петров-Водкин. Играющие мальчики. 1911 г.

Конечно, многое в ней перекликается с . На тот момент работу уже купил русский коллекционер Сергей Щукин. И Петров-Водкин ее видел.


Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг.

В это же время ученые и художники стали активно интересоваться иконописью. Именно в начале 20 века расчистили немало старинных икон. И мир понял, какой важный пласт мировой живописи до сих пор игнорировался.

Петров-Водкин был восхищён иконописью. Именно на них он и увидел красных коней. До Эпохи Возрождения художники вольно обращались с цветом.

И если конь считался красивым, то символично его изображали красным.


Икона «Святой Дмитрий Солунский на коне». 16 век. Албанский музей средневекового искусства

Фирменная трёхцветка Петрова-Водкина (красный-синий-желтый) – преобладающие цвета как раз икон.

Вот так, смешав черты модернизма и иконописи, Петров-Водкин и сформировал свой неповторимый стиль. Который мы и видим в «Купании красного коня».

«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина

Чтобы понять, в чем же уникальность картины, важно сопоставить ее с другими работами художника.

Формально «Купание красного коня» не сильно выделяется среди других работ Петрова-Водкина.

Конечно, к своей узнаваемой цветовой гамме он пришёл не сразу.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Несколькими годами ранее цветовые решения мастера были другими, оттенки поразнообразнее. Это хорошо видно по работе «Берег» 1908 года.


Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.


Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1913 г.

Уже после революции стиль остаётся тот же. И даже конь вновь появляется.


Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В советское время осталась простота. Но вернулись тени и объём. Балом правил соц. реализм. И всякие модернистские «штучки» были под запретом.

Поэтому фон усложняется. Это не просто закрашенный чистым зелёным луг. Это уже обрыв со сложным рисунком камней. И хорошо прописанные деревенские домишки.

Хотя мы по-прежнему видим «фирменную» трехцветку.


Кузьма Петров-Водкин. Весна. 1935 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Когда смотришь на ряд этих работ, созданных художником за 30 лет, понимаешь, что «Купание красного коня» не выделяется какой-то особой уникальностью.

Так как же картина стала самой известной работой художника? И главное – как «умудрилась» стать символом целой эпохи?

Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?

Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.

Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.

Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.

К тому же конь намеренно укрупнен. Он просто не помещается в картине. В кадр не попали ноги, хвост и уши коня.

Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.


Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.

Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.

Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Поистине уникальной личностью был знаменитый русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Картины, рассказы, мемуары, новые приемы в живописи, плоды богатой педагогической деятельности оставил он нам в наследство. Его судьба складывалась с той же калейдоскопичностью, с какой предстали миру его гениальные работы.

Наследие мастера

Самые художника - «Портрет Анны Ахматовой», «1918 год в Петрограде», «Купание красного коня», «Смерть комиссара», «А. С. Пушкин в Петербурге», «Скрипка», «Юность», «Жаждущий воин», «Дочь рыбака», «Утренний натюрморт», «Берег». Это, конечно, далеко не весь перечень живописных работ художника. Петров-Водкин создавал картины во всех известных жанрах - портреты, натюрморты, пейзажи, воплощал бытовые, исторические и аллегорические сюжеты. Каждое его произведение дышит самобытным восприятием мира и духовной независимостью.

Истоки творческой индивидуальности

Среди современников, творивших «на переломе» двух столетий - двух разительно отличавшихся друг от друга эпох, особым почерком и восхитительной художнической дерзостью отличается именно Кузьма Петров-Водкин. созданных мастером, не обходится без упоминания о новаторских принципах и приемах, родившихся в манере художника, как ни странно, из пристрастного изучения живописи далекой старины.

Первым ошеломительным потрясением для художника, почти еще мальчика, были новгородские иконы, которые тот увидел в доме знакомых старообрядцев. Случилось это в ту пору, когда семья жила в Хвалынске - уютном, утопающем в зелени городе на Волге. К этим впечатлениям примкнули и радостные сказочные картинки, которые рисовал в присутствии Кузьмы сосед и друг семьи Андрей Кондратыч. Мальчик и сам пробовал рисовать, удивляя искусными этюдами родителей. В среде, в которой родился и рос Петров-Водкин, картины не считались большой ценностью, а труд художника воспринимался чем-то вроде баловства. Выходец из семьи сапожника и горничной, Кузьма Сергеевич не раз упоминал, что, занимаясь рисованием, ощущал себя кем-то вроде богемного барчука. Думали ли в ту пору его родные, что имя их отпрыска войдет в анналы истории и украсит коллекции знаменитых музеев, таких, как знаменитая Третьяковская галерея, картины которой знает весь цивилизованный мир!

Поиски собственного пути

В те годы, когда судьба художника никак не проглядывала через уготованный мальчику из нижних слоев общества путь, провидение настойчиво подталкивало юношу к мастерству живописи. Окончив среднее городское училище, Кузьма стал работать в судоремонтных мастерских и готовился поступать в железнодорожное училище. Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. Перебиваясь случайной работой, Кузьма решил учиться рисованию в Классах живописи Федора Бурова. Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал. Ученики занимались большей частью академической теорией и ни разу так и не взялись за натуру. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем. Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом. Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием. Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск.

Судьбоносная встреча

Удача пришла с другой стороны: в дом, где мать художника была в услужении у господ, приехала из Петербурга дама, сестра хозяйки, с намерением построить в Хвалынске дачу. С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. В тот же год Петров-Водкин поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, выпускавшее из своих стен мастеров прикладного творчества. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась. Усердный и заинтересованный ученик Кузьма Петров-Водкин мог бы достичь больших высот в ремесле, но дарование влекло его дальше - молодому человеку не хватало сочных и свободных красок живописи. Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ.

Жадный интерес к науке и искусству

Новая страница жизни начинающего художника - переход в Московское училище живописи, в котором к преподавательской деятельности тогда приступили кумиры молодежи - Валентин Серов, Исаак Левитан, Мартирос Сарьян. После провинциального Хвалынска и академичного Петербурга Петров-Водкин окунается с головой в демократичную и яркую жизнь Москвы. Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной. Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы.

Путешествие, перевернувшее сознание

В начале нового века молодого человека захватило желание объехать мир. Он садится на велосипед с маршрутом в голове: «Варшава-Мюнхен-Италия». Кузьма сумел добраться только до Германии. Здесь юноша поступает в школу Антона Ашбе, высоко ценимую художниками России. Новые места, уклад жизни, произведения искусства подарили молодому рисовальщику массу плодотворных впечатлений. Все это своеобразно и счастливо преломилось в живописи Петрова-Водкина.

В Италию художник попал почти пять лет спустя. Он страстно мечтал увидеть Везувий. Сильные стихии пленили его воображение. Поднявшись к сотрясающемуся и дышащему огнем жерлу, молодой художник Петров-Водкин испытал ощущения, которые, по его свидетельству, навсегда изменили его понимание жизни и искусства, потрясли его творческое сознание.

Картина «Купание красного коня»

Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. По свидетельствам исследователей, замысел картины возник у художника после того, как его ученик Сергей Калмыков в рамках академической работы написал красных коней. Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева. Прообразом животного в центральной части полотна послужил настоящий скакун по имени Мальчик. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника.

Символика Серебряного века

Тема купания лошадей, по большей части с обнаженной натурой, была чрезвычайно популярна в живописи начала ХХ века. Среди соотечественников купающихся коней и людей писали Аркадий Пластов, Петр Кончаловский, Валентин Серов и другие живописцы. Олицетворяющий неукротимую энергию, доблесть и чарующую грацию жеребец с восседающим на нем всадником представлял мощь стихии, направляемой силой духа и разума. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», - тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Гимн пластике и изысканности хорошо сложенному мужскому телу звучал не только в работах талантливых живописцев, но и в прогремевших на весь мир Дягилевских балетных спектаклях.

«Таких коней не бывает»

Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. Символичный алый конь присутствует в древнерусской иконе, например, в изображении архангела Михаила святых Бориса и Глеба и т. д. В картине Петрова-Водкина этот цвет также аллегоричен. Он олицетворяет волю и стремительность, бескомпромиссность и жажду нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия. В иконописи венценосную и действенную силу, такой же силой наделяли пробужденную и готовую к переменам страну наши соотечественники, жившие сто лет назад.

Художественные особенности полотна

На холсте перед зрителем разворачивается великолепная картина в сферической перспективе, завораживающей округлыми линиями. По убеждению художника, такое изображение перспективы наиболее точно передает идейный пафос роли Человека во Вселенной. На переднем плане - красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. В средней части полотна - в воде - фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы ее спешившийся наездник, и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины. Вся эта группа, включая центрального мальчика на коне, создает движение кружения, подчеркнутое медленным круговоротом озерной воды. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями.

Сила красок

Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Большим знатоком изысканной колористической гаммы предстает здесь перед зрителем Петров-Водкин. «Купание красного коня» - образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Прохладные сине-зеленые тона озерной отражающей небо глади, по которой расходятся гибкими струями плавные круги, а также полукруглая полоска розового берега с зелеными вкраплениями кустов становятся идеальным фоном для ярко-алого жеребца и смуглого, почти золотистого мальчика, являющих собой композиционный и содержательный центр картины.

О чем рассказывает мадонна

Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже).

Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. Черты юной большевички, бережно держащей на руках своего младенца, исполнены безмятежного покоя и женственности в охваченном кардинальными переменами мире. Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная и красота.

Зачем погиб комиссар

Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Тема его - гибель красного командира на полях гражданской войны - перерастает конкретный исторический сюжет и становится вневременным символом жертвы во имя высокой идеи. Эта картина еще раз представляет автора прежде всего философом, стремящимся охватить и связать проявления материального и нематериального мира в художественном пространстве.

Холсты художника выставлены также в доме-музее Волошина в Коктебеле, в Саратовском художественном музее им. Радищева. Обширный каталог из почти 900 работ мастера имеется в музее художника на его родине в Хвалынске.

Купание красного коня

Почему картина «Купание красного коня» стала символом перемен XX века?

Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. С одной стороны, мы видим богатую французскую школу с ее Пуризмом, с другой - в силу входит кубизм с его геометрической точностью. Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы, и прекрасно отразившей свое время. Мы не будем вдаваться в технические подробности, сказав лишь то, что обсуждаемый проект вобрал в себя стиль древнерусской иконы, модерна, классическую пластику в трактовке фигур и монументальные росписи эпохи Возрождения.

Что же вы за человек? Художником произведения, нарисованного в 1912 году, является Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Он создавал иконы и рисовал портрет Ленина. Он учился французскому искусству, но творил русское. Он закладывал бытовой смысл, который со временем превратился в отражение эпохи. Кто же автор картины «Купание красного коня»? Это сын сапожника, еще в детстве познакомившийся с религиозными направлениями творчества. Он долго копировал европейский стиль, после чего обрел собственный.

Сюжет картины

Когда вы смотрите на произведения XX века, то сразу отличаете их от холстов прошлых столетий своим желанием не только показывать мир, но и перестраивать его. Если охватить взглядом период, то становится понятно, почему это так - развивающаяся промышленность, ускорение темпа жизни и прочие нововведения приводили к колоссальным изменениям в быте людей, что не могло не отразиться в искусстве. В случае со смыслом картины Петрова-Водкина «Купание красного коня» все немного сложнее. Здесь следует взглянуть на этапы ее создания:

  • Зарождение идеи - мастер лично рассказывал, что написать холст он решил после того, как увидел старенькую и хромую лошадку, при этом имевшую приятную на вид морду. Автор стал создавать просто купание;
  • Поиск сути - по мере сотворения шедевра, Петров-Водкин предъявлял все больше требований к техническим аспектам живописи и социальной значимости.

Нужно понять, что человек, на которого религия произвела сильное влияние, работал с собирательными образами. Прямого или логического смысла в свое творчество он не вкладывал. Это подтверждает фраза, сказанная им под впечатлением от начала Первой мировой войны: «Так вот почему я написал „Купание красного коня!“» . Здесь следует перейти к самой интересной части.

Контекст

На картине мы видим красное и сильное животное, которое в русской культуре неоднократно становилось символом мощи, неукротимой стихии. В нашем случае, огня. На нем сидит не суровый мужчина, не воин, а молодой и хрупкий мальчик, на лице которого отрешенность. В рабочем варианте его лико было грубым, испытывающим нагрузку, однако в процессе создания полотна обрело просветление. Большая часть искусствоведов, в их числе и Ирина Анатольевна Вакар, являющаяся старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской Галереи, склоняются ко мнению о нижеописанном конфликте.

Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. Конь сильнее него, но человек также знает, что тот будет его слушаться - отсюда неоднозначная просветлённость. На заднем плане мы видим двух мужчин, также имеющих по четвероногому другу, белому и коричневому. Здесь можно предположить, что речь идет не только о конкуренции людей с природой, но и друг с другом, что символично смотрится на фоне последующей Великой Октябрьской революции, приведшей к столкновению белых и красных войск, где, помимо упомянутых сторон, сражались и анархисты. Можно предположить, что автор обладал уникальным видением происходящего и будущего, что несомненно является важной чертой для творца. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня».

О цвете

  • Красный;
  • Желтый;
  • Синий.

Если вы откроете цветовой круг или даже табло с выбором оттенков в программе-редакторе изображений, то увидите, что первые два являются родственными. С помощью них художник без рывков переходит от объекта к объекту. Посмотрите - розовый конь, словно охваченный огнем, желтый парень, будто слега освещаемый его светом. А теперь взгляните на землю сзади - она розовая, подстроенная под животное. Получается, что в двух углах у нас один цвет, создающий гармонию. То же с людьми, рассредоточенными по краям. Вода же добавляет контраст, так как ее оттенок является резкой противоположностью имеющимся. Вот так Кузьма Сергеевич Петров-Водкин с Купанием красного коня сумел предугадать важные события, оставить пример для современных дизайнеров и дать миру красоту. В завершение посмотрите на его прочие произведения:

«Утренний натюрморт»

Высшее достоинство художника: его способность - пусть даже неосознанно, но просто сердцем чувствуя остроту противоречий своего времени, - в образной форме предвосхитить грядущие общественные потрясения и перемены. Именно это и сумел сделать в 1912 году, за пять лет до революции, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939), написав свою знаменитую картину «Купание красного коня».

Это полотно стало восприниматься как символ перемен ещё до революции - ещё тогда, когда в 1914 году вспыхнула Первая мировая война. «Так вот почему я написал своего “Красного коня”!» - воскликнул тогда художник. Огненно-красный конь на фоне вихрящейся водной стихии выглядит, будто огненный смерч, готовый пройтись по стране, по планете, разрушая старый миропорядок. Однако красный цвет для Кузьмы Петрова-Водкина - отнюдь не цвет разрушения и крови, для него это цвет тепла и любви, цвет жизни и жизненной энергии. В русском языке слово «красный» издревле служило синонимом прилагательного «красивый»; вспомним-ка: «красный - пре красный», «Красная площадь», «красна девица» и «красный молодец» и т. д. Более того, в системе художественных представлений К. Петрова-Водкина каждая нация, каждая национальная культура имеет свой цвет, и как раз красный цвет, «дополняющий зелень полей» , - это для художника цвет России .

Красные кони часто встречаются на старинных русских иконах. К. С. Петров-Водкин испытал сильнейшее влияние иконописи - ещё в отрочестве он учился у мастеров-иконописцев. Да он и сам немало поработал в религиозном жанре - им, в частности, были выполнены росписи в Морском соборе в Кронштадте и в церкви в украинском городе Овруч, росписи и витражи Троицкого собора в Сумах. Причём были случаи, когда церковники отвергали его искусство как «слишком модерновое».

Даже в 1938 году художник продолжал публично отстаивать совершенно крамольную на то время точку зрения, что «раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не живописец» . Так что всадник на красном коне, крепко натянувший поводья, у него выступает фигурой сакральной, а поскольку всадник - юноша (Петров-Водкин, кстати, выписал его со своего кузена), да вдобавок юноша обнажённый, то он и воспринимается как символ нового времени, нового мира, как символ «красного» очищения и полного обновления всего мироустройства.

Символизм усилило то обстоятельство, что на выставке объединения «Мир искусства» картина Петрова-Водкина не просто экспонировалась, но была помещена над входной дверью, став своего рода знаменем, художественным манифестом.

«Красный конь», между прочим, произвёл глубокое впечатление на совсем ещё юного Сергея Есенина. В 1919-м он напишет в стихотворении «Пантократор» («Вседержитель», «Властелин мира» - православный иконографический образ):

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей.

Мы радугу тебе - дугой,
Полярный круг - на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

Хвостом земле ты прицепись,
С зари отчалься гривой.
За эти тучи, эту высь
Скачи к стране счастливой.

Таким образом, и у С. Есенина красный конь выступает символом надежды и революционного очищения своей страны - России и всего мира, «земного шара».

У картины непростая судьба. В 1914 она оправилась на выставку в Швецию, в Мальмё и задержалась там на долгих 36 лет. Полотно не вернули из-за начавшейся войны, а затем и революции. После уже Второй мировой войны шведы вступили в переговоры со вдовой мастера, предлагая ей за шедевр большие деньги, но вдова от денег отказалась, настояв на возвращении полотна на родину. Это произошло в 1950 году, а в 1961-м - через частное собрание - «Конь» поступил в «Третьяковку».

Тогда же, в 1960-е годы, художник был открыт заново. До этого он на какое-то время был предан забвению, забыт. Это удивительно, но во 2-м издании Большой Советской Энциклопедии о заслуженном художнике РСФСР Петрове-Водкине даже нет статьи! Видимо, не вписывался он в догматизированные каноны искусства…

На смене эпох и стилей

5 ноября у Петрова-Водкина день рождения; правда, дата не юбилейная. Он родился 5 ноября (по новому стилю) 1878 года в городе Хвалынск на Волге (ныне - в Саратовской области) в семье сапожника. В автобиографической повести название родного городка у него звучит как «Хлыновск» - и звучит оно просто-таки как имя нарицательное, как символ глухой провинциальности, хотя в действительности Петров-Водкин очень любил свой город, утопавший в яблоневых садах, с теплотой он вспоминал своё детство, своих близких. Впоследствии, став известным художником, он постоянно приезжал домой из столицы пожить летом.

Юноша вполне мог и не стать художником, да помог случай: Кузьма провалил вступительный экзамен в Саратовское железнодорожное училище и оттого оказался - а к рисованию он талант проявлял с детства - в местной художественной школе.

К. Петров-Водкин долго учился живописному мастерству, впитывая в самых разных местах, в т. ч. и за границей (Мюнхен, Париж), самые разные стили и веяния, а уж в Московском училище живописи, ваяния и зодчества его учителями, между прочим, были Валентин Александрович Серов и Исаак Ильич Левитан. Там же он встретил и друга на всю свою жизнь: армянского художника Мартироса Сарьяна.

К слову, целый ряд работ Петрова-Водкина - несколько его натюрмортов и довольно странный портрет В. И. Ленина, на котором вождь не слишком похож на себя и почему-то читает именно стихи Пушкина, - находится ныне в Национальной галерее Армении в Ереване. Имеются его произведения также в Одессе и Таллинне.

Вступление Петрова-Водкина в творческую жизнь совпало с началом XX века - века потрясений и революций. Любопытно, как воспринимал молодой человек приход столь магически звучащей даты - 1900 года (хотя, строго-то говоря, век начинает не «нулевой», а «01-й» год): «Двадцатый век наступил не просто. …два нуля многообещающе расчистили путь идущему электромагнитному веку с летательными машинами, стальными рыбами и прекрасными, как чёртово наваждение, дредноутами» . «Электромагнитным» он новый век назвал неслучайно: Кузьма Сергеевич увлекался естествознанием. А ещё он отлично играл на скрипке.

Ну, а уж писательский-то талант художника заслужил самых высоких оценок. Перу Петрова-Водкина принадлежат две автобиографические повести («Хлыновск» и «Пространство Эвклида»), в которых маэстро также излагает свою собственную художественно-эстетическую доктрину, и ещё очерк «Самаркандия» о путешествии в Среднюю Азию в 1921 году. В молодости он даже писал пьесы, которые ставились в театре. В то время он ещё раздумывал: в художники ему податься или в писатели?

Прежде чем выработать собственный неповторимый стиль, К. Петров-Водкин прошёл через увлечение разными направлениями: от символизма до модерна. Он занимает особое место в истории русского советского искусство: место «мостика», связавшего - и продолжившего! - традиции русского «серебряного века» (Петров-Водкин являлся одним из «мирискуссников») с новым искусством, через какое-то время выкристаллизовавшимся в жёсткую художественную систему соцреализма.

Многие русские художники восприняли революцию 1917 года с увлечением и энтузиазмом. Некоторые позже разочаровались, уехали за границу. Но «поработали на революцию», связывая с ней свои надежды, практически все, включая, например, В. Кандинского и К. Малевича. Революция породила огромное множество стилей и направлений - авангардистских и реалистических, каждое из которых по-своему пыталось выразить в художественных образах суть происходящего. Зачастую эти искания «уводили не в ту степь» - от реалистического отображения мира, но их невозможно понять, не принимая во внимание духовно-политическую атмосферу того времени. Свои искания были и у нашего героя - в частности, его оригинальная «сферическая перспектива», придававшая изображению особенную «глобальность».

«Фотограф» революции

События и быт революционных лет К. С. Петров-Водкин фиксирует на своих картинах с просто-таки документальной точностью. Чего стоит хотя бы его «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), фон которой образуют полупустые улицы, разбитые стёкла окон домов, тревога и озабоченность в настроениях людей! Но этой разрухе художник противопоставляет образ кормящей женщины, «мадонны», которая даёт начало новой жизни, защищая её от голода и невзгод. Образ женщины-матери проходит красной нитью через всё творчество Петрова-Водкина, однако если прежде он писал лишь крестьянок, то на этот раз его «мадонна» - пролетарка, работница.

Поразительный, не имеющий аналогов натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина, написанный им в 1918 году: «Селёдка». Он предельно аскетичен: красная скатерть (опять красная!), четвертушка-пайка хлеба (хлебушек тогда не резали - чтобы он «не растерялся на крошки»), две картофелины и главная «героиня» картины - тощая рыбина. Обычная еда того голодного времени. Натюрморт становится памятником селёдке, на которой держались жители Питера и Москвы, которую выменивали на дрова и все необходимые в быту вещи, из которой готовили котлеты и даже десерты!

Петров-Водкин объективен и непредвзят. В картине 1926 года «Рабочие» он изображает победивший пролетариат в весьма неприглядном виде, и за эту работу с радостью хватаются буржуазные искусствоведы. В одной из популярных биографий [Серия «Великие художники». Том 66: Кузьма Петров-Водкин. - К.: «Комсомольская правда - Украина», 2011] мы читаем следующие строки, исполненные ненависти и презрения к рабочему классу - творцу материальных благ: «Они [рабочие - К. Д. ] производят впечатление каких-то хищных бездуховных механистических натур. Это читается во взглядах, в жестах рук. Их разговор (или спор) явно о чём-то приземлённом. …пролетарий как типаж предстаёт… личностью деградировавшей: лица рабочих на картине совершенно лишены духовности, жёсткий взгляд, свидетельствующий о навязчивой - явно меркантильной - идее, корыстный жест… Полотно не воспевает рабочего, а обличает его бездуховность. Хотя по форме перед нами тот самый социалистический реализм, апологетом которого в определённый момент был признан Петров-Водкин, по сути это обличительный документ - неприятие художником “гегемона” слишком очевидно» [с. 39].

У нас нет оснований сомневаться в том, что Петров-Водкин запечатлел то, что видел, изобразив, так сказать, «рабочий класс без прикрас». Известно, что в 1920-е годы большевики столкнулись с очень неприятным явлением: рабочие Петрограда, получив 8-часовой рабочий день, использовали расширившееся свободное время для игры в карты, пьянства и подобных непотребных занятий. Пришлось принимать меры по повышению культурного уровня пролетариев: пропагандировать среди них чтение, водить «гегемонов» в театры и музеи. Боюсь, что и картины быта и досуга, портреты сегодняшних пролетариев, в особенности - всякого рода гастарбайтеров, вкалывающих на стройках и в коммунальном хозяйстве, способны привести в шок и полное уныние рафинированно-интеллигентных «пролетарских революционеров».

Сам капиталистический строй - как это показал и Карл Маркс в «Капитале» (особенно в третьем и четвёртом отделах книги первой) - само уродующее человека разделение труда, механистический труд придатка к бездушной машине, тупая работа по 12 и более часов в день - всё это и ведёт к деградации личности, к превращению людей в «хищных бездуховных механистических натур». Надо отдавать себе отчёт в том, что взятие власти пролетариатом - это только первый шаг к его освобождению, это лишь начало пути по воспитанию из него новой, гармонично развитой личности.

Беспочвенны попытки приписать Петрову-Водкину «обличение и неприятие победившего пролетариата», как и смешно звучит утверждение, будто его картина «Новоселье (Рабочий Петроград)» (1937) - это сатира на быт советских людей. Конечно, для сегодняшней буржуазно-интеллигентствующей и просто мещанско-мелкобуржуазной публики, привыкшей к «евроремонтам» и всяческим хамонам на столах, быт тогдашних рабочих представляется убогим, а сами эмоции людей на картине, выраженные в жестах и мимике, - «по-совковому» примитивными. Однако надо понимать, что для простых работных людей переезд из подвалов и бараков в благоустроенную квартиру, отобранную у «бывших», являлся праздником. И этот праздник - как надежду на будущую светлую жизнь - запечатлел Петров-Водкин.

Картина

История создания

В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России , в имении близ Камышина . Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка . Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург .

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Описание полотна

На большом, почти квадратном полотне, изображено озеро холодных синеватых оттенков, которое служит фоном смысловой доминанте произведения - коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется ещё ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика.

От передней ноги коня, вступающего в воду, разбегаются волны чуть зеленоватого, по сравнению с остальной поверхностью озера, оттенка. Всё полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным сферической перспективы : озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.

Всего на картине изображено три коня и три мальчика - один на первом плане верхом на красном коне, два других позади него с левой и правой стороны. Один ведёт под уздцы белую лошадь, другой, видный со спины, верхом на оранжевой, уезжает в глубь картины. Эти три группы образуют динамическую кривую, подчёркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком волн.

Влияние иконописи

Считается, что изначально конь был гнедым, и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был потрясён.

Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет.

Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Влияние авангарда

Восприятие современников

Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так у Сергея Есенина родились строчки:

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с