Культура Просвещения презентация к уроку по истории (7 класс) на тему. Культура Просвещения презентация к уроку по истории (7 класс) на тему Художественный мир эпохи просвещения

Слайд 2

Познакомимся с видными представителями литературы, музыки, живописи эпохи Просвещения; Выясним, что они воспевали в своих произведениях; Сегодня на уроке:

Слайд 3

Работаем по плану:

1. Литература эпохи Просвещения. 2. Живопись и скульптура. 3. Музыка.

Слайд 4

Литература эпохи Просвещения.

Как вы думаете, что воспевали представители эпохи Просвещения? Веру в человеческие силы Способность принимать ответственные решения Добиваться поставленных целей

Слайд 5

Любимый с детства герой Робинзон Крузо появился в эпоху Просвещения. Удивительные приключения моряка из Йорка придумал Даниэль Дефо. Литература.

Слайд 6

Родился в семье мясоторговца пресвитерианца Джеймса Фо (1630-1712), готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании, Португалии и Франции, где ознакомился с жизнью Европы и совершенствовался в языках. Литература. Д. Дефо

Слайд 7

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», написан как вымышленная автобиография Робинзона Крузо, моряка из Йорка, который провёл 28 лет на необитаемом острове после крушения судна. За время своей жизни на острове он столкнулся с различными трудностями и опасностями как природного происхождения, так и исходящими от дикарей-каннибалов и пиратов. Все события записаны в форме воспоминаний и создают реалистичную картину псевдодокументального произведения. Литература.

Слайд 8

Вероятнее всего, роман написан под влиянием реальной истории, произошедшей с Александром Селькирком, который провёл на необитаемом острове в Тихом океане четыре года (сегодня этот остров в составе архипелага Хуана Фернандеса назван в честь литературного героя Дефо). Литература.

Слайд 9

Критически относился ко многие идеалам просветителей, видел, что их благородные идеи не изменили людей, не искоренили пороки, а буржуазное общество далеко от совершенства. Литература. Дж. Свифт

Слайд 10

Слайд 11

Литература. Гулливер и гуигнгнмы Гулливер и лилипуты Великан рассматривает Гулливера

Слайд 12

Родился в Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошел по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Знаменитый французский драматург и публицист. Литература. Пьер Огюст Карон де Бомарше

Слайд 13

Герой комедии – ловкий, обаятельный слуга, «вышучивает глупцов, не робеет перед злыми, смеялся своей нищете». Острые словечки Фигаро театральная публика разносила по городу. « Женитьба Фигаро» Титульный лист первого издания 1785 г.

Слайд 14

Практически вместе с « Женитьбой Фигаро» появляются на свет пьесы Фридриха Шиллера, которые успешно ставили с театре. Работаем по плану: Фридрих Шиллер

Слайд 15

Литература: Княжеская усыпальница Дом Шиллера в Веймаре

Слайд 16

В поисках героя, способного выразить свой век, немец Иоганн Вольфганг Гёте перепишет старинную легенду о докторе Фаусте, враче и алхимике, жившем в XVI веке. Литература. Иоганн Вольфганг Гёте

Слайд 17

В основе сюжета история жизни человека, вышедшего из-под опеки Бога и заключившего спор с дьяволом. Философской драме автор отдал 60 лет жизни, завершила век Просвещения. Литература. Фауст и Вагнер на прогулке.

Слайд 18

Живописцы знати. « Осенняя пастораль» Франсуа Буше « Капризница» Франсуа Буше – «первый живописец короля», отразил вкусы и настроения эпохи Людовика XV, жившего по принципу – «после нас – хоть потоп»

Слайд 19

Живописцы знати.

« Пейзаж в окрестности Бове» « Мадам Помпадур»»

Слайд 20

Живописцы знати. Антуан Ватто « Затруднительное положение» Антуана Ватто – увлекла тема «галантных празднеств», мир поэтических мечтаний, балов и маскарадов.

Слайд 21

Певцы третьего сословия. Уильям Хогарт « Модный брак. Заключение брачного контракта» Художник поведал зрителям нравоучительную историю о нравах современного ему общества.

Автор: Боряев Артем, ученик 7б класса
МБУ лицея №19 г.Тольятти

Литература

В любом литературном произведении эпохи Просвещения
соблюдается три условия: занимательность сюжета,
поучительность и иносказательный характер
повествования.
Появился новый жанр романа - эпос частной жизни
отдельного человека. Человек интересует сам по себе, вне
его общественного положения
Расцвет жанра социально-бытового нравоучительного
романа воспитания.
Становление героя, который много ошибается, но всё же
делает выбор в пользу добра. Вера в человеческие силы.
Способность принимать ответственные решения и
добиваться поставленных целей
Первостепенная роль в восприятии мира отводится к
ощущениям.

Даниэль Дефо (1660-1731)

Талантливый английский писатель,
публицист и издатель, написал более 500
книг, памфлетов и журналов на разные
темы (политика, экономика, криминал,
религия, брак, психология, и др.)
Основателей английского романа и
экономической журналистики
Руководитель разведслужб Британии
Самая высокая степень
Делец с авантюристической жилкой
человеческой мудрости - это умение
приспособиться к обстоятельствам
Сидел в тюрьме и был у позорного
и сохранять спокойствие вопреки
внешним грозам.
столба за панфлет- издёвку над церковью
Пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал
в защиту веротерпимости, свободы вероисповедания и
свободы слова.

Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Бессмертный роман в 3 частях
(успех имела только 1часть),
написан как вымышленная
автобиография, моряка из Йорка,
который, после крушения судна,
провёл 28 лет на необитаемом
острове, где столкнулся с
различными трудностями и
опасностями. События записаны в
форме воспоминаний и создают
реалистичную картину.
Главная идея романа: «Человек может всё»

Джонатан Свифт (1667-1745)

Англо-ирландский писательсатирик, публицист, поэт, философ и
общественный деятель.
Декан собора Святого Патрика
Защитник прав простых ирландцев
Критически относился ко многие
идеалам просветителей, видел, что
их благородные идеи не изменили
людей, не искоренили пороки, а
буржуазное общество далеко от
совершенства.

Роман «Путешествий Гулливера»

«Путешествия Гулливера» -
высшее достижение Свифта,
Подобно всем подлинным
сатирикам, Свифт – прежде всего
моралист, обличающий порочность
и глупость рода человеческого во
имя добродетели и здравого смысла.
Свифта раздражало буржуазное
благополучие, отсюда и
назидательность, нравоучительный
характер его произведений.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)

Знаменитый французский драматург и
публицист.
В своих произведениях Бомарше
высмеивает:
Боролся со всеми формами угнетения,
несправедливости, тирании.
Доказывал насколько устарело и
несправедливо французское
Все выдающиеся люди
выходят из третьего сословия…»
судопроизводство
Обличал весь общественный строй, сословные
привилегии, законы, режим абсолютной монархии.
Его личный протест носил социальный характер

Афоризмы из произведений

Глупость и тщеславие - неразлучные подруги.
Жить - это бороться; бороться - это жить
А что, если я лучше своей репутации?
Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.
Он честен ровно настолько, чтобы не быть повешенным.
Что такое дворянин? Это человек, который дал себе лишь
труд родиться.
Прежде я говорил вам все, а теперь я ничего от вас не
скрываю.
По моему разумению, если начальство не делает нам зла,
то это уже немалое благо.
Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время
заниматься любовью - только этим мы и отличаемся от
других животных.

Лучшие произведения
Безумный день, или
Женитьба Фигаро
Шедевр сценического
Севильский
цирюльник
Обвинительный
акт против
общества и
его устоев.
искусства.
Общественный
политическим акт
Людовика XVI сказал: «Если
быть последовательным, то,
чтобы допустить
постановку этой пьесы,
нужно разрушить Бастилию.
Этот человек глумится над
всем, что должно уважать в
государстве».
Преступная мать, или
Второй Тартюф
Высмеял аристократию и
развенчал ее, противопоставив
ей образ человека из народа,
который уже чувствует свою
силу и требует уважения к себе,
к своему достоинству
9

Фридрих Шиллер (1759-1805)

Немецкий поэт, философ,
историк, теоретик искусства и
драматург, представитель
романтического направления в
литературе, профессор истории
и военный врач
Вошел в историю мировой
литературы как пламенный
защитник человеческой
личности.

Лучшие произведения

1781- «Разбойники».
1784 - «Коварство и любовь»
1799 - драматическая
трилогия «Валленштейн»
1800 - «Мария Стюарт»
1801 - «Орлеанская дева»
1804- «Вильгельм Телль»

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

Немецкий поэт, основоположник
немецкой литературы Нового времени,
мыслитель и естествоиспытатель.
Лидер литературного бунта против
принципов теоретиков Просвещения.
Устроитель балов, маскарадов,
розыгрышей, любительских спектаклей,
охот и пикников, попечитель парков,
архитектурных памятников и музеев
Член герцогского Тайного совета
Государственный министром (ведал прокладкой дорог,
набором рекрутов, государственными финансами,
общественными работами, горнорудными проектами)

Лучшие произведения

Трагедия «Фауст»
Знаменитая трагедия,
классика поэтического жанра
Рассказывает о судьбе
Фауста, который влачит
пессимистическое
существование и глубоко
разочарован в жизни.
Потерявший всякий смысл
жизни Фауст продает душу
ради вкушения плодов мирских
удовольствий.
… Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!

Живопись

Для живописи первой половины XVIII в.
характерна стилизация под греческое искусство,
внесла в художественную палитру героизацию и
некоторое романтизм
Сюжеты - только любовные, эротические
Любимые герои - нимфы, вакханки, Дианы.
Венеры, осуществляющих свои бесконечные
"триумфы" и "туалеты"
Стили: барокко, классицизм, рококо,
сентиментализм

Франсуа Буше (1703-1770)

Один из самых ярких художников рококо
Главная тема творчества: удовольствие,
наслаждение прелестями жизни, ее
идиллическое восприятие
Академик, профессор, директором
Академии.
Иллюстратор, оформитель театральных
постановок, декоратор королевских
дворцов, первый живописец короля
Отразил вкусы и настроения эпохи Людовика XV
Его произведения полны света и воздуха, чувственности и
легкой загадочной иронии, наполнены ощущением неги и
наслаждения.

Пейзаж в окрестностях Бове
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник в мастерской.
Автопортрет

Мадам Помпадур
Старая Пинакотека, Мюнхен

Триумф Венеры
Национальный музей, Стокгольм

Антуан Ватто (1684-1721)

Французский живописец и рисовальщик,
основоположник и крупнейший мастер
стиля рококо
Главная тема: «галантные празднества»,
мир поэтических мечтаний, балов и
маскарадов.
Лучшие произведения:
«Савояр с сурком», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Праздник любви», «Общество в парке», Дрезден
«Бивак», Государственный музей изобразительных искусств, Москва
«Затруднительное предложение»,
«Капризница», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Меццетен», Метрополитен-музей
«Паломничество на остров Киферу», «Жиль», Лувр, Париж
«Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», Картинная галерея, Берлин-Далем.

Затруднительное положение
Танец
Радости жизни

Отдых на охоте
Венецианский праздник

Уильям Хогарт (1697 – 1764)

Английский художник, основатель и
крупный представитель национальной
школы живописи, иллюстратор, автор
сатирических гравюр, открыватель
новых жанров в живописи и графике.
Многие свои произведения художник,
испытавший на себе влияние идей
философов Просвещения, подчинил
задаче воспитания с помощью
художественного творчества
нравственного начала в человеке и
искоренения пороков.

Модный брак.
Заключение брачного контракта
The fishing party
Дети Грэхэм

Автопортрет с собачкой
Галерея Тейт, Лондон
Девушка с креветками
Национальная галерея, Лондон

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779)

Французский живописец
Мастер натюрморта и жанровых
композиций, советник и казначей
Академии художеств
Главная тема его работ
повседневная домашняя жизнь
парижских обывателей, переданная
в спокойной, задушевной,
реалистической манере.

С рынка
Лувр, Париж
Кухарка
Национальная галерея искусств,
Вашингтон

Прачка
Серебряный кубок
Натюрморт с атрибутами
искусств
Прачка

Жак Оноре Фрагонар (1732-1806)

Французский художник, яркий
представитель рококо.
Тонкий колорит, остроумная
образность и лёгкое,
непринуждённое письмо придают
его работам неотразимую
живость; при этом даже самые
эротические сюжеты никогда не
кажутся вульгарными

"Поцелуй украдкой.
Девушка с сурком

Качели
Читающая молодая женщина

Жан Батист Грёз (1725-1805)

Знаменитый французский
живописец-жанрист и портретист
В жанре семейного быта ему нет
равных во французской живописи.
Хотя картинные сцены банальны,
сентиментальны и театральны, но
фигуры на них сгруппированы
в совершенстве
Его портреты полны сходства,
жизни, выразительности, чувства.
Женские головки хотя и носят
печать слишком искусственной,
преувеличенной выразительности,
но они необыкновенно грациозны.

Портрет мальчика
Маленький мальчик

Гитарист
Балованное дитя
Отцовское проклятие
Лувр, Париж

Жан-Антуан Гудон (1741-1828)

Французский скульптор,
выдающийся мастер
психологического портрета
Умел передать характер своей
модели посредством тщательно
выбранной позы, экспрессивного
выражения лица и прямолинейного
взгляда. Для большей
непосредственности впечатления
отказывался от тщательной отделки
статуй, сохраняя следы своего резца
Среди характерных деталей его
скульптурных портретов - красивые
и эффектные складки одежды.

Вольтер
Б.Франклин
В мастерской скульптора
Портрет жены
Жан Жак Руссо

Рейнольдс Джошуа (1723-1792)

Английский исторический и
портретный живописец
Теоретик искусства
Первый президент Королевской
академии художеств
Член лондонского королевского
общества.
Член Общества дилетантов,
созданного с целью изучения
античного искусства.

де Бофор
Возвращение крестьян с рынка
Портрет Джорджианы,
герцогини Девонширской

Музыка

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет
музыкального искусства.
Опера становится синтетическим искусством,
соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное
драматическое действие.
На высшую ступень классического искусства вышла
инструментальную музыку.
Расцвет комической оперы.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Величайший гений мирового
музыкального искусства
Обладатель феноменального
музыкального слуха, памятью и
способностью к импровизации
Во всех музыкальных формах своего
времени достиг наивысшего успеха
(симфония, концерт, дивертисмент и
квартет, опера и месса, соната и трио).
Создателем более 600 произведений
Серенада №13 Творчество Моцарта явилось высшим
выражением прогрессивных достижений
музыкальной культуры его времени.

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)

Австрийский композитор
Представитель венской
классической школы
Один из основоположников
симфонического жанра и
струнный квартет.
Его музыкальное наследие
включает более 100 крупных
произведений и сотни небольших
работ.
Серенада

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Немецкий композитор,
представитель эпохи барокко
Органист-виртуоз
Музыкальный педагог
Написал более 1000 произведений
При жизни его произведения
казались светскому обществу
слишком серьёзными, а церковь
отвергала их из-за недостаточно
богобоязненного характера
Токката и фуга ре минор

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Лунная соната
Немецкий композитор и пианист
Представитель «венской
классической школы»
Писал во всех жанрах, включая
оперу, музыку к спектаклям,
хоровые сочинения
Самым значительным в его
наследии считаются
инструментальные произведения:
фортепианные, скрипичные и
виолончельные сонаты, концерты
для фортепиано, для скрипки,
квартеты, увертюры, симфонии.

Разделы: История и обществознание

Планируемые результаты изучения материала:

Ученики узнают, что 18 век - страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просветителей.

Развитие умений учащихся:

Знакомство с художественной культурой позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала, осознать преемственные связи культур Возрождения и Просвещения.
Погружение в мир искусства способствуют формированию навыков, необходимых грамотному зрителю, читателю, слушателю

Методы обучения : иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый методы

Формы организации учебной деятельности : объяснения, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий, обмен впечатлениями.

Вид урока: комбинированный

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1-3)

2. Проверка домашнего задания проходит методом беседы с учащимися

Вопросы для беседы (слайд 4)

  • Подумайте, существуют ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов 15-16 вв и просветителей 18 века. Если существуют, то укажите, какие?
  • Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами?
  • Руссо писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих» Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему?

3. Подготовка к восприятию нового .

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок - виртуальная экскурсия в 18 век, который часто называют галантным. В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками.

Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником?

А помогут нам познакомиться с выдающимися представителями искусства эксперты в области литературы, живописи и музыки.

4. Основное содержание урока

По ходу экскурсии вы должны заполнить таблицу (слайд 5)
План урока – (слайд 6)

  1. Гуманисты и просветители
  2. Необыкновенные приключения Робинзона и Гулливера
  3. Школа и кафедра Просвещения
  4. Маркизы, прачки и античные герои
  5. Опероподобные сочинения кантора Баха
  6. Имя тебе – Моцарт
  7. Мятежный композитор

Итак, представляю вам первого экскурсовода- учителя русского языка и литературы- Габерман С.В. (учитель излагает материал в объеме учебника, опирается на уже изученный учащимися материал, в конце предлагает вопросы для проверки первичного усвоения)(слайды 7-12)

Вопросы викторины:

  1. Какой роман был написан для взрослых, а в наше время стал детской литературой? («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». )
  2. Какой роман стал пародией на английскую конституционную монархию? («Путешествия Гулливера».)
  3. Какое произведение Гете создает 60 лет? «(Фауст»)
  4. О каком произведении Людовик 16-й сказал «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!» («Женитьба Фигаро».)
  5. Назовите произведение Ф.Шиллера, где юные влюбленные «ценою смерти отстаивают свою любовь»? («Коварство и любовь»)

Галантный век нельзя представить без великолепных живописных полотен. Учитель изобразительного искусства Бочанова Т.М. познакомит вас с ними. (слайд 13-19)

Материал для рассказа учителя – в объеме учебника.

Три великих композитора определили музыкальный стиль 18 века. С ними вас познакомит Нельмаер Л.Э., учитель истории. (слайд 20- 23)
(Экскурс в объеме учебника, сопровождается короткими музыкальными вставками)

И.С.Бах – «Страсти по Матфею»
В.А.Моцарт – симфония № 40
Л.В.Бетховен – соната №14 «Лунная» или другими

Проверка выполнения таблицы (если таблица выполнена не в полном объеме - доделать дома)

5. Закрепление

Обращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником и почему?(ответы учащихся).
Подведем итог.(слайд 24)

  • 18 век - яркая страница истории мировой культуры,
  • Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы.
  • Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды.
  • Идеальный герой просветителей - человек способный на подвиг, самопожертвование.

6. Домашнее задание п.20 доделать таблицу.

Остальные задания на выбор (слайд 25-26)

  1. В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог:
    «Розина: Вечно вы браните наш бедный век.
    Бартоло: Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?»
    Что бы вы ответили персонажу комедии, что оставил в наследство человечеству век Просвещения?
  2. Решить кроссворд
  3. Составить викторину по теме «Эпоха Просвещения. - стремление к царству разума»

7. Подведение итогов урока.

Возрождение (или Ренессанс) — особенный важнейший этап в развитии мировой художественной культуры. Колыбелью Возрождения были Рим, Флоренция, Неаполь и Венеция. Это было загадочное и неоднозначное время, когда дикость, жестокость и невежество сочетались с почти героическими проявлениями гуманизма.

Особенности эпохи

Для этого времени прежде всего было характерно понимание необходимости обновления человека, его мыслей, образа жизни и сознания. Это обновление начиналось с новой пространственно-временной ориентации. Пространство становилось сферой самоутверждения человека в мире. Появилось осознание того, что выражением структуры пространства и времени является форма, с помощью которой человек стремился овладеть миром явлений.

  • преобладание пантеистических взглядов на мир;
  • внимание к деталям;
  • демонстрация несовершенства мира и вездесущности вселенского зла;
  • акцент на страданиях;
  • поэтизация среднего человека;
  • единство трагического и комического;
  • почтительное отношение и одухотворение вещей;
  • протестантская позиция будней;
  • отказ от замкнутой композиции;
  • смысловая насыщенность;
  • сильная символика.

Яркими представителями Северного Возрождения были:

  • Френсис Бэкон;
  • Монтень;
  • Босх;
  • Франсуа Рабле;
  • Шекспир;
  • Мигель Сервантес.

В чем главный смысл?

Если представлять мир художественной культуры Возрождения кратко, можно сказать, что в эпоху Возрождения изменяются представления людей о пространстве и времени. Дифференцируется духовное и земное. Важнейшими нравственными ценностями считаются любовь и достоинство.

В период Высокого Возрождения художественное выражение получает идеальная модель мира и человека в творчестве Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи:

  • Работы да Винчи были ориентированы на человека, живущего в природном континууме.
  • Микеланджело заботила история души, культуры, идей.
  • Рафаэль пытался достичь нравственного и эстетического идеала.

В природа являлась не только средой обитания, но и одним из источников наслаждения.

Согласно концепции Возрождения, главенствующая роль человека требовала его активности: он стремился достичь гармонии в мире и в самом себе.

Наряду с итальянским, существовало Северное и Испанское Возрождение.

Мир художественной культуры Возрождения: таблица

Предлагаем самостоятельно выполнить задание. Тема: "Мир художественной культуры Возрождения (7 класс). Таблица на данную тему - ниже.

Заполнив таблицу, вы еще раз убедитесь, что изобретениями и достижениями великих мастеров эпохи Возрождения человечество пользуется и по сей день.