Культура и духовная жизнь общества. Презентация к урокам "культура и духовная жизнь общества" Скачать презентацию духовная жизнь общества

Слайд 1

Духовная сфера жизни общества 10 класс

Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей г. Юрга» Сазанская Ю.А.

Слайд 2

Духовная жизнь общества

область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Слайд 3

Определение понятия

1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» 2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Слайд 4

Слайд 5

В связи с существованием двух типов деятельности - материальной и духовной - можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура Духовная культура

Слайд 6

Особенности

Материальная культура Связана с производством и освоением предметов материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Духовная культура Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Слайд 7

Функции культуры

Познавательная. Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе. Оценочная. Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций. Регулятивная (нормативная). Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Слайд 8

Информативная. Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. Коммуникативная. Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение. Социализации. Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.

Слайд 9

Структура духовной жизни общества

Духовные потребности. Духовная деятельность (духовное производство). Духовные блага (ценности).

Слайд 10

Формы культуры

Элитарная - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Народная - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы). Массовая - понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры).

Слайд 11

Разновидности культуры

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).

Слайд 12

Слайд 13

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Готы - поклонники готик-рока и готик-метала Джанглисты - поклонники джангла и драм энд бейса Трансеры - поклонники стиля электронной музыки «транс». Металисты - поклонники метала и его разновидностей Панки - поклонники панк-рока Растаманы - поклонники регги (см. также Растафарианство) Рэйверы - поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа Эмо - поклонники эмо и пост-хардкора

Слайд 14

Имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению

Кибер-готы Моды Нудисты Стиляги Тедди-бои Милитари Фрики

Слайд 16

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное Утверждает простые и понятные представления о мире людей, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире. Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к зрителю, учитывают его запросы Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени Имеет свои вершины - литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству

Слайд 18

Слайд 19

Задание 1

1. Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная. Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)

Слайд 20

Задание 2

2. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Слайд 21

Задание 3

3. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.

Слайд 22

Наука как компонент культуры

Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке. Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, научной деятельности ученых

Слайд 23

Особенности:

Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов. Рационалистическая обоснованность. Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия). Проверяемость с помощью различных методов научного познания.

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Функции науки

Культурно-мировоззренческая Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)

Слайд 27

Образование как компонент культуры

Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства

Слайд 28

Черты (принципы) образования

гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы 2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов 3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования

Слайд 29

Слайд 30

Религия (лат. Religae - связывать)

Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом

Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Слайд 31


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Духовная культура личности и общества Преподаватель Федосеева О.В. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы«Медицинский колледж №1»Дисциплина «Обществознание»» Эпиграф Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства…, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Ралф Уолдо Эмерсон, американский поэт 19 век. Понятие о культуре. В широком смыслеРезультаты деятельности человека во всех сферах жизни общества В узком смыслеДеятельность человечества по созданию и потреблению духовных ценностей Духовное Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления сознания – язык,нравственность, идеология, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования – свобода, любовь, творчество, вера. Духовная культура личности - это система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Духовный мир человека Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа: - Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.На что Сократ ответил: - Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания. Мировоззрение – совокупность взглядов, представлений, оценок, ценностей, определяющих отношение человека к миру. Культура определяет мировоззрение Духовная культура общества Развитие культуры – накопление культурных ценностей Появление новых знаний и произведений искусства Углубление знаний от поколения к поколению Навязывание идеалов Виды (формы) культуры Массовая элитарная,Народная,Молодёжная (субкультура) Массовая культура Элитарная культура Элитарная культура - изящное искусство,классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой (узким кругом ценителей), Эстетическая составляющая важнее коммерческой “Искусство ради искусства” Девушка сидящая спиной. С.Дали Перед зеркалом. П. Пикассо Девятый вал. И.Айвазовский Народная культура создаётся самим народом, неизвестными авторами, имеет этническую окраску.(Это - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции. и т.д.) Субкультура - часть общей культуры, культура определённой социальной группы. Sub по-латыни - это «под», содержит оттенок подчинения. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами Сontra - «против», содержит оттенок протеста, противопоставления. молодёжная субкультура контркультура Контркультура - часть общей культуры, отражающая протестное настроение социальной группы. Субкультура Пример: 1960-е годы – хиппи. Культ простоты, а не материального благополучия. «Принцип эгоизма» - не считаться с общественным мнением. Революция в стиле потребления – джинсы превратились из рабочей одежды в повседневную, причём ценились рваные и грязные джинсы. Пацифизм. Длинные волосы у мужчин, распущенные у женщин. Мини-юбки. Трезвость сменилась наркотиками и проповедью свободной любви. Задание Соедините признак с видом культуры1. сложность содержания2. доступность широким слоям3. анонимность большинства произведений4. ориентация на узкий круг ценителей5. массовость Культура общения. Манеры – повседневные привычки. Этикет – элитарные манеры, характерные для определенного слоя общества.Вопрос: Как складывается духовное богатство личности, ее духовный мир? Какого человека вы можете считать духовно богатым? «Нарисуйте» его словесный портрет. Самостоятельная работа 1. «Нарисуйте» словесный портрет духовно богатого человека.2. Практикум 2.1 Стр.58№ 2,3,4


Приложенные файлы


Образование Наука Мораль Религия Искусство, учреждения науки, культуры и религии

Духовная сфера

Политическая сфера

Духовная сфера

ОБЩЕСТВО

Экономическая сфера

Социальная сфера


Духовная сфера

Образование

Религия

Искусство


Культура» (от лат. Cultura- возделывание почвы) Цицерон в I в до н.э.


Что означает термин «Культура» в широком смысле слова?

все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»


«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком


Что означает термин «Культура» в узком смысле слова?

Уровень воспитанности человека


КУЛЬТУРА

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству

Материальная культура

продуктом являются материальные блага






Науки о культуре

  • К у л ь т у р о л о г и я
  • История
  • Социология
  • Этнография
  • Лингвистика
  • Археология
  • Эстетика
  • Этика
  • Искусствоведение

Развитие культуры

Опыт,традиции

Новаторство

(Стабильный элемент)

(динамика)


Функции культуры

  • Самостоятельно сформулировать и объяснять стр. 81-82

(уметь пояснять каждую функцию)


Функции культуры

  • 1.Приспособления к окружающей среде
  • 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей
  • 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека
  • 4.Социализации
  • 5.Коммуникативная функция

Многообразие культур Диалог культур

  • Академик Д. С. Лихачев:

«Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».


Многообразие культур Диалог культур

Взаимообмен и взаимодействие культур

  • Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?






Формы культуры

Форма

Особенности

Народная

Примеры

Массовая

Элитарная

Заполните таблицу, используя текст на стр. 84-87








Разновидности культуры

  • По мнению большинства исследователей разновидностей три :
  • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества


Субкультура – присуща конкретным социальным группам



Контркультура(от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре













Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным ». Предположите, к какой форме культуры относятся вы­ставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания .




Класс: 10 класс

Предмет: обществознание

Цель урока: способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Обществознание, учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений, базовый уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., Просвещение,2010г.

Используемая методическая литература: Обществознание. Методические рекомендации. Базовый уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова М., Просвещение. 2006г.

План изучения нового материала

1. Духовная деятельность.
2. Что такое культура. Традиции и новаторство в культуре.
3. Функции культуры.
4. Формы и разновидности культуры.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала

1. Вспомните основные сферы общественной жизни и кратко охарактеризуйте их.

2. Как функционируют сферы жизни общества?

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность,но вместе с тем, они не только взаимодействуют, но и взаимно обуславливают друг друга.

Например: влияние политической сферы на культуру:
– государство проводит определенную политику в области культуры
– деятели культуры в своих произведениях, в своем творчестве отражают политические взгляды и позиции

3. Подведите итоги:

– духовная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества
– наряду с экономической, политической, социальной сферой духовная сфера занимает важное место в деятельности человеческого общества.

II. Изучение нового материала

Таким образом, духовная жизнь общества возникает на основе практической деятельности человека и является формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят: взятые в единстве они составляют

Духовная жизнь одна из подсистем общества и элементами духовной сферы являются

Культура является предметом изучения многих наук – (перечислите какие науки изучают культуру) – истории, социологии, философии и антропологии. Один из культурологов насчитал в современном гуманитарном знании более 200 определений культур.

Где начинается культура?

Пчелы строящие соты, не создают культуру, они миллионы лет воспроизводят то, что заложено в них природой.
Человек создавший каменный топор, станки и машины, самолеты и поезда создал нечто новое, чего нет в природе.
Т.е. все созданное человеком, что не является природой мы относим к культуре.

В широком смысле слова можно сказать, что культура – это преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.
Культура – как «вторая природа» сотворенная самим человеком.
В узком смысле слова культура употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций?

Например:

античная культура
культура майя
художественная культура
культура труда
культура быта и т.д.

т.е. в узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни общества.

Вопрос учащимся. Определите, что такое деятельность и виды деятельности.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на совершенствовании окружающего мира и самого себя.

В связи с существованием двух типов деятельности материальной и духовной можно выделить две основные сферы развития культуры.

Важное значение в духовной культуре имеют традиции (преемственность) и новаторство.
Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям по вертикали и горизонтали.

Традиции элементы наследия, передающееся от поколения к поколению.
Традиционными могут быть ценности, обычаи, обряды.(вертикальная)
Например: (учащиеся)
– весенний праздник Масленицы знаком еще со времен древних славян
– правило этикета пропускать женщин вперед дошло до нас из периода матриархата.
Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности.
Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданное другим.
Так читая «Войну и мир»
– одни проникаются интересом и сочувствием к исканиям Наташи Ростовой;
– других трогает своеобразный патриотизм Пьера Безухова;
– третьим ближе утверждение Андрея Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести»
Каждая эпоха порождает своих творцов, новаторов, которые совершают выдающиеся научные открытия, иногда гениальные произведения искусства.
Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит и последующее поколения воздают им должное. Например, картины художников-импрессионистов.
_______________________________________________________________________
Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества.

III. Работа с текстом учебника

Выделите функции культуры

– приспособление к окружающей среде (древнейший человек научился добывать огонь и изготовил каменный топор) самая древнейшая функция культуры.
– накопления, хранения и передача культурных ценностей (Рублев «Троица», Успенский собор, летописи) культура сохраняет накопленные веками наследие, которое остается фундаментом творческих поисков человечества и эта функция позволяет человеку определить свое место в мире.
– целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека (Красота, Добро, Истина, Справедливость, Польза, Власть, Свобода) в рамках этой функции создаются ценности регулирующие жизнь людей и их деятельность)
– социализация новых поколений (дети воспитанные животными) эта функция позволяет каждому человеку усвоить систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему адаптироваться к жизни в человеческом обществе.
– коммуникативные функции (общение) эта функция позволяет развитию личности через общение

Соотнесите функции культуры с заданными примерами

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием культур. Существует культура национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная и т.д.
Глядя на карту мира мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками.

Сейчас на Земле не осталось изолированных культурных общностей. Научно технический прогресс, информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения влечет за собой интернациональную культуру, создание единого культурного пространства для разных наций и народностей. Ярким примером является культура нашей страны, страны многонациональной и многоконфессиональной.

1. Великий Новгород (деревянное зодчество)
2. Москва (собор В. Блаженного)
3. Казань (символ Казани – дракон Зилант)
4. Владимир – (церковь Покрова на Нерли)
5. Краснодар (памятник казачеству)
6. Волгоград (стелла защитникам Родины)
7. Якутск (памятник Мамонту)
8. Анадырь (скульптурная композиция труженикам севера)
9. Дальний Восток (черепаха Бохайского царства 7 в. н.э. найдена в 19 веке)

Когда речь идет о многообразии культуры, под этим подразумеваются три формы культуры – народная, массовая, элитарная и две ее разновидности – субкультура и контркультура.
Определите формы культуры по видеороликам.
Выявите характерные черты каждой из форм культуры.

Народная

– фольклор, нравы, обычаи, народная музыка (формы)
– любительская
– коллективная
– многожанровая
– не имеет автора

Массовая

– ориентирована на массового потребителя
– простота, доступность
– коммерческая направленность

Она сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.

Элитарная

– рассчитана на узкий круг потребителя
– трудна для понимания неподготовленного человека
– создается привилегированной часть общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу.
Достижения элитарного искусства перенимаются массовой культурой повышая ее уровень, а массовая культура приносящая прибыль дает возможность оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Таким образом, культура всегда была главным источником созидательных устремлений человека, главным смыслом его существования. Именно культура делает из нас разумных, позитивно мыслящих, гуманных существ с нравственными позициями и обязательствами. Культура – душа общества. Благодаря культуре и с ее помощью мы различаем ценности и становимся способны делать выбор.

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишает смысла»
Д.С.Лихачев

IV. Закрепление пройденной темы «Культура и духовная жизнь»

Часть А

А1. Под словом «культура» изначально подразумевалось(лись)

1) правила поведения в обществе
2) создание искусственной природы
3) способы обработки земли
4) способы производства новых знаний

А2.Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство
2) творчество
3) наука
4) культура

А3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура –совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравтсенного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. К духовной культуре относится

1) оборудование
2) искусство
3) здание
4) компьюте

А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.
Б. Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Определение культура: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию

1) народная культура
2) массовая культура
3) литарная культура
4) национальная культура

Часть В

В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Объекты культуры Виды культуры

А) пластмасса 1) материальная культура
Б) музыкальный образ 2) духовная культура
В) японский сад камней
Г) живопись
Д) рубило первобытного человека

А

В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите в порядке возрастания

1) религиозное учение
2) телевизор
3) музыка
4) обрудование
5) научное открытие
6) станок

Ключи:

Часть А Часть В

А1 – 3 В1. а – 2 б – 1 в – 2 г – 1 д – 1
А2 – 4 В2 2 4 6
А3 – 1
А5 – 2
А6 – 3
А7 – 3

4 правильных ответа – «3»;
6 правильных ответа – «4»;
8 правильных ответа – «5».

V. Домашнее задание

Написать эссе: «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта». (Ю.Лотман)

Алгоритм написания эссе:

1. Раскрыть смысл высказывания.
2. Раскрыть тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.
3. Использовать факты и примеры почерпнутые из различных источников:

а) сообщения СМИ;
б) материалы учебных предметов (истории, литературы, географии);
в) факты личного социального опыта и собственные наблюдения.

Таким образом … (можно вернуться к первым строкам эссе)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и духовная жизнь общества 10 класс Учитель Бойкова В.Ю.

Предварительные вопросы Для чего обществу нужна культура? Какую пользу она приносит? Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Вспомните Известное вам о пределение культуры? Виды культуры

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Духовная жизнь Н Общества Личности -Нравственность -Религия -Философия -Искусство -Учреждения науки, культуры -Религиозные органы -Наука, т.е. Духовная деятельность людей Духовный мир: -знания -вера -эмоции,переживания -потребности -способности -стремления -мировоззрение…

Духовная деятельность людей Духовно-теоретическая Духовно-практическая Производство духовных благ и ценностей: мысли, идеи, теории, идеалы, худ. образцы Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных благ и ценностей Конечный итог-изменение сознания людей

Понятие культуры Цицерон -1 в.до н.э С 17 века -то, что изобретено человеком человек природа Творческая деятельность Культура Возделывание

Понятие культуры культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

Понятие культуры С более узкой точки зрения: культура-это особая сфера жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. Это понимание культуры близко к определению духовной сферы жизни общества

Науки о культуре к у л ь т у р о л о г и я, история и социология, этнография, лингвистика, археология,эстетика, этика и искусствоведение

Развитие культуры Культура - явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый Опыт,традиции (Стабильный элемент) Новаторство (динамика)

Функции культуры Самостоятельно выписать со стр. 81-82

Функции культуры 1.Приспособления к окружающей среде 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека 4.Социализации 5.Коммуникативная функция

Многообразие культур Диалог культур Академик Д. С. Лихачев: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Многообразие культур Диалог культур Взаимообмен и взаимодействие культур Преодолеление границ Сохранение самобытности Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?

Виды культуры Вид культуры Особенности Кем создается На кого ориентирована народная массовая элитарная Заполните таблицу

Разновидности культуры Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (детская, молодёжная, женская, этнические, криминальная и т.д.) Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Домашнее задание Параграф 8, задания и документ (устно) эссе