Кто такой Санта Клаус? Прoисхождение и лeгенда о Санте. Кто такой санта-клаус

Санта Клаус - кто он?

Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта Клаус не какой-то мифический образ: родной брат гномов и кузен домовых, а реально существовавшая личность. Правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.

Истоки легенды о Святом Николае

Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был он простым епископом.

Поэтому не стоит удивляться, что нам не удается найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий.

Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским. Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все.

Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.

Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Святой Николай Чудотворец

Но вернемся в VI век, именно тогда появляется житие монаха по имени Николай, настоятеля монастыря Святого Сиона и епископа Пинарского, чье почитание наслоилось затем на почитание мирликийского епископа, в итоге некоторые эпизоды из жизни епископа-монаха стали приписываться и нашему святому. Ну а первым установленным биографом святого Николая Мир Ликийского является Михаил Архимандрит, который написал, так называемое "каноническое житие" в VIII, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

Но как бы там ни было с нашими историческими изысканиями, почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и заступничестве.

А когда 1087 году нашествие турок сокрушило византийскую империю и греки сбежали из Мир, 62 отважных итальянских моряка "выкрали" из захваченного мусульманами города мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в город Бари, находящийся на юге Италии, в Апулии. Все жители этой провинции, как католики, так и православные насельники монастырей, подчиненных константинопольскому патриархату, торжественно праздновали 9 мая день перенесения мощей.

В Бари была построена величественная Базилика, в которую поместили раку с мощами святого епископа. В этот, малопримечательный доселе, город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Даже когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин.

Еще один интересный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, называемый в народе "Миколой - летним".

Кстати, на Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом".

Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но доброе и беззаветное почитание этого святого осталось. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не менее, как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником.

Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд.
Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).

Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно величественным епископом и простым, добрым святым и скорым помощником.

Святой Николай - покровитель детей

Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей.

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.

Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо в связи с этим мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко вместе с подарком все же дарят розги, либо веточки, но небольшие и завернутые в фольгу, либо покрашенные в золотую или серебряную краску.

В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить, что бы то ни было, на бумаге, то бороться с народными традициями более, чем сложно.

Поэтому в так называемых, католических, странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, но который по-прежнему приносит дары и радость детям.

Как Святой Николай превратился в Санта Клауса?

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голандии.

В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь.

Да вот незадача, говорили-то новые обитатели новой земли не по-английски, а по-своему. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в "Санта Клаус".

Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки. Но Новый свет он потому и новый, чтобы все увидеть по-новому.

История преображений святого Николая, простите, Санта Клауса, на этом не заканчивается.

Важным этапом в перевоплощении стала поэма "Приход святого Николая", написанная Клементом Кларком Муром и опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки.

В этом стихотворном произведении почтенный святой начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и потерял митру вместе с другими епископскими облачениями и пересел на упряжку оленей.

Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале "Harper"s" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный полюс и список хороших и плохих детей.

Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным персонажем которой был избран Санта Клаус.

Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. В 1939 году появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.

Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.

В Англии его называют Father Christmas, что переводится, как Батюшка Рождество.

Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с ноября по март месяц. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой. Хотя взбалмошный Морозко это, скорее всего, Дед Мороз в юности.

Ближайший родственник Деда Мороза живет в Лапландии и называется он Йолупукки. Долгое время считалось (а многие и сейчас так считают), что Йолупукки и есть настоящий Дед Мороз.

Может, это оттого, что финское правительство давно возвело его в культовый ранг, сделали рекламу, выстроили дом на горе Корватунтури, придумали почтовый адрес и объявили этот адрес по всему миру.

Как бы то ни было, но финский Йолупукки получает самое большое количество писем от детей и взрослых со всех континентов. Каждый год в полдень 24 декабря он приезжает на северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту (мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в Турку - самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши провозглашается Рождественский мир.

Мало того, предприимчивые турки, поставившие в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах. Это жизнь...

Впрочем, это, по всей видимости, не последняя модификация образа. Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами и официально Рождество там не празднуется. И если посетить рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит, то с приобретением милых рождественских открыток и прочих праздничных аксессуаров возикнут большие проблемы.

Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на израильских прилавках постепенно стали появляться открытки, пока еще без праздничных поздравлений, но уже с Санта Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа. То ли еще будет!

А если говорить более серьезно, то, пожалуй, не стоит ломать себе голову над вопросом, кто же постучится в вашу дверь в преддверии Рождества: святой Николай, Санта Клаус, Рождественский дед, Йолопукки или же Дед Мороз. Главное, чтобы вместе с подарками он принес радость и улыбки. А еще лучше, чтобы счастье и так было в ваших домах! А о том как его зовут, в конце концов, его можно и самого спросить.

Санта Клаус - легендарный герой Рождества, добрый старичок, приносящий подарки детям на Рождество и Новый год . Как правило, его изображают веселым пухлым дедушкой с белой бородой, одетым в окаймленный белым красный кафтан. Он летает по воздуху на санях, полных игрушек и запряженных восьмеркой оленей. Говорят, что в Сочельник Санта (а также Святой Никола или Святой Ник) проникает в дома через трубу и кладет подарки под Рождественскую елку и в чулки всех детей, которые на протяжении года вели себя хорошо. Хотя привычный для нас образ Санта Клауса и является североамериканским изобретением XIX века, в нем все же заложены древние европейские корни, и это оказывает большое влияние на празднование Рождества во всем мире.

Происхождение легенды.

В истории Святой Никола впервые появляется в христианских легендах, в которых его боготворят за спасение выброшенных во время шторма моряков, покровительство детей и преподношение щедрых подарков бедным. Не смотря на то, что подлинность многих историй о Святом Николе сомнительна (рассказывают, например, как он однажды принес бедной семье мешок золота, закинув его через окно), легенда о нем распространилась по всей Европе, придав ему образ героя, преподносившего детям подарки. Христианский Святой Никола изменялся или превращался в разнообразные языческие образы, такие, как итальянский Бефана, или немецкая Берхта. Святого называли Sankt Nikolaus в Германии и Sanct Herr Nicholaas или Sinter Klaas в Голландии. В этих странах Святой Никола иногда изображался скачущим по небу на коне. Представлялся он в мантии епископа и временами был в сопровождении Черного Петра - эльфа, который должен был шлепать непослушных детей. Празднование Дня Святого Николы - дня, когда люди обменивались между собой подарками, - обычно проходило 6 декабря. После Реформации немецкие протестанты признали почитание сына Христа и создали для него собственный день торжества - 25 декабря. Когда традиция широко распространилась, ее начали тесно связывать с Рождеством.

Американское происхождение.

Американский Санта Клаус получил свою вдохновляющую идею и имя из датской легенды о Sinter Klaas, которую привезли с собой основатели Нью-Йорка в XVII веке. Сначала имя Санта Клауса появилась в американской прессе в виде St. A Claus , а известный писатель Вашингтон Ирвинг стал первым, кто рассказал подробную историю о датском Святом Николе. В своей книге «История Нью-Йорка», опубликованной в 1809 году под псевдонимом Дидриха Кникербокера , Ирвинг описывал появление Святого на коне в сопровождении Черного Петра каждый год в канун праздника Дня Святого Николы. Этот датско-американский образ Святого Ника стал полностью национальным для американского народа в 1823 году после выхода поэмы Клемента Кларка Мура «A Visit From Saint Nicholas» больше известной как «The Night Before Christmas » («Ночь перед Рождеством »). Мур добавил такие подробности, как имена оленей, смех, кивки и подмигивание Санты, а также описал способ, с помощью которого Санта, словно эльф, возвращался обратно из трубы (истолкование Мур брал не из головы, а ссылаясь на работы Ирвинга 1809 года).

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)

Как живет Санта-Клаус в «Северном полюсе» штат Аляска

Дед мороз живет в Великом Устюге. А где живет Санта-Клаус? Американцы считают, что там, где ему и положено, - на Северном полюсе. Мы съездили туда - на Аляску, в городок Норт-Поул (North Pole) и поговорили с его главным обитателем

Американский Северный Полюс, вернее, Норт-Поул, стоит на твердой (в частности, от подземного льда) земле, почти в центре огромного и холодного штата Аляска. Город крохотный - немногим более 2000 человек населения - и будто бы ничем не примечательный.

Первое, что видишь, въезжая в Норт-Поул, - новогодняя иллюминация. На круговых развязках, которых здесь множество, сверкают разноцветные елки, и повсюду светятся полосатые «сладкие тросточки», candy canes - непременный атрибут американского Рождества, символизирующий Христа, его чистоту (белое) и кровь (красное), пролитую за человечество.

На улицах пусто - пешком в –30 °С по засыпанным снегом дорогам особо не походишь. Кажется, город погружен в вату. Люди подъезжают к офисам врачей, почте, кафе, банкам, быстро преодолевают 10–15 метров до дверей и исчезают в теплом помещении.

Дома в большинстве своем напоминают бараки, поставленные прямо в лесу, через который проложены улицы. В Норт-Поуле нет кино- и просто театров, зато есть телерадиостанция KJNP (King Jesus North Pole) , круглосуточно вещающая на религиозные темы (и неофициально именуемая «50 000 вопящих ватт Иисуса»). Церквей - от традиционных до весьма странных - здесь примерно вдвое больше, чем кафе. Набор последних весьма стандартен: «Пицца Хат», «Вендис», «Сабвэй», «Тако Белл». Там обедают те, кто стеснен в деньгах и не думает о своем здоровье. Те, кому не надо считать центы, собираются в «Пагоде» - лучшем китайском ресторане на 500 километров вокруг.

В тяжелые зимние месяцы, когда световой день сокращается до четырех часов, люди ищут малейший повод выбраться хоть куда-то, а крупные магазины, абсолютно пустые в рабочее время, вечерами служат своеобразными комьюни ти-центрами. Люди проводят там часы, спасаясь от домашнего полумрака (надо экономить на электричестве) и вынужденного кислородного голодания (надо экономить топливо, поэтому дома плотно закупориваются, все щели промазываются герметиками). Cabin fever (избушечная лихорадка) - болезненная реакция человека на долгие месяцы жизни в замкнутом пространстве, проявляющаяся в раздражительности или даже настоящей депрессии, - хорошо известна в Норт-Поуле, впрочем, как и почти по всей Аляске.

Многие местные жители работают в 20 километрах от дома - в Фэрбенксе, крупном по аляскинским меркам районном центре с университетом. Каждое утро из Норт-Поула в Фэрбенкс по хайвею идет поток машин - люди спешат на работу. Хайвей как хайвей, только прямо на обочине стоит главная достопримечательность Норт-Поула - Дом Санта-Клауса. Именно сюда едут из разных частей света туристы, чтобы посмотреть на Санту, поговорить с ним и купить сувениры.

Проехать мимо невозможно: яркие огни на белом домике с красной отделкой манят путешественника. Впрочем, если бы не броские цвета и подсветка, этот дом выглядел бы сараем, как и многие дома в городке: незатейливая конструкция из досок, обшитая фанерой. Внутри - несколько соединенных друг с другом залов, заполненных елочными украшениями, игрушками, бубенцами, куклами, елками и разнообразными сувенирами. Большинство товаров сделано в Китае, но, прислушиваясь к возмущению покупателей, жаждущих аутентичного, магазин старается выставить как можно больше продукции местных умельцев, они помещены на отдельные полки с большими табличками «Сделано на Аляске». Попадаются и товары из России в виде неприветливых матрешек и неожиданного фарфорового волка от Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге за 150 долларов.

География

Северный полюс

Город Норт-Поул (North Pole) лежит на северо-восточном берегу Тананы, одной из крупнейших рек Аляски. Несмотря на название, Норт-Поул в действительности расположен почти на два градуса южнее даже Северного полярного круга. Самый длинный день здесь - 21 час 49 минут, самый короткий - 3 часа 45 минут. Климат сухой, особенно зимой - за шесть зимних месяцев выпадает 1/3 годовой нормы осадков. Самая низкая температура за всю историю наблюдений –55 °С, самая высокая +35 °С. По данным переписи 2009 года, население Норт-Поула - 2226 человек: 81% - белые, 5,7% - афроамериканцы, 3,8% - латиноамериканского происхождения, 3,6% - представители коренных народов Америки. 8,7% населения живет за чертой бедности. Средний доход на душу населения - 21 426 долларов в год. Доход женщины обычно составляет 80% от дохода мужчины. В городе работают 14 полицейских и столько же пожарных (последним помогают 30 обученных добровольцев).

«Это обычная сувенирная лавка с безумными ценами», - говорят про Дом Санты одни. Действительно, цены на елочные игруш ки китайского производства здесь почти вдвое выше, чем в других магазинах. «Они слишком коммерциализировали Санта-Клауса, тут нет никакого волшебства», - вторят другие. Доля истины в этих словах есть, но она только для скучных взрослых. А взрослым вообще непросто найти для себя место, где сказка продолжает жить.

Детям цены на сувениры не важны, они видят (и даже кормят!) северных оленей в выгородке у магазина, потом в магазине обнаруживают Санту в кресле, и вера в чудо становится еще сильнее.

Они пишут Санте. Кто-то просит игрушек (часто довольно подробно расписывая детали), кто-то - чудес, веря в могущество бородатого волшебника. Некоторые письма расклеены по стенам магазина.

«Дорогой Санта, привет! Я во втором классе, мне семь лет. Я хочу светящуюся в темноте палатку на Рождество! Спасибо за одежду для сестры. Как по-настоящему зовут миссис Клаус?» (Эшли).

«Дорогой Санта! Думаю, я была хорошей в этом году!» (розовое сердечко вместо подписи).

«Я никогда не писал тебе, но ты всегда приносил мне то, что я хотел! Я просто напишу то, что мне надо, а то мне пора бежать… [длинный список желаемого] Я не жду, что ты мне все подаришь. Подари бедным людям тоже что-нибудь, пожалуйста! С Рождеством!»

«Мне все равно, что я получу на Рождество. Только, пожалуйста, не дари мне трусов!» (Кэти).

«Дорогой Санта! Я хочу, чтобы папа вернулся!» (Хэйли)

В доме-магазинчике негромко играет музыка. Санта подписывает книжки, раздает автографы. Люди терпеливо стоят в очереди, отгороженной бархатными перильцами. Дети ведут себя по-разному: некоторые радостно забираются на колени к Санте. А совсем маленькие часто плачут - бородатый старик их пугает. Вот смелая «принцесса», широко улыбаясь, подходит к трону Санты. Они о чем-то негромко разговаривают, и старик выуживает ей откуда-то не один, а несколько подарков. Вот следом за маленьким мальчиком на колени к старику садится огромный человек в военной форме. О чем он говорит, не слышно, но лицо военного серьезно и даже немного печально. Вот пожилая пара со старым французским бульдогом. На обоих глазах собаки катаракта. «Ветеринар сказал: двенадцать тысяч - и глаза будут как новые. Мы бы заплатили, но нет таких денег! Может, Санта поможет», - негромко рассказывает хозяйка. Пес сидит у Санты на руках с достоинством, будто только этим всю свою собачью жизнь и занимался.

Хо-хо-хо, - смеется Санта басом, приветствуя следующего посетителя. Это «брендовый» смех: от кандидатов на должность Санты требуется умение смеяться глубоким, «утробным» смехом, а также «корпулентность». Здешний Санта обладает всеми необходимыми данными.

«Ты откуда?» - спрашивает он меня. «Из России», - говорю. И Санта оживляется:

О, Россия! Я был там несколько лет назад! В Москве и в Санкт-Петербурге! Там красиво! Я привез оттуда кучу книг, но не могу их прочитать, они на русском. Потом мне оттуда прислали огромную бутылку водки, я не пью, но все равно приятно! А еще я съездил в Финляндию.

Значит ты знаком и с Йоулупукки?

Да, именно так его зовут.

Каково это - быть Сантой?

Я был рожден Сантой, - усмехается он лукаво. - То есть у тебя где-то есть фотографии в этой одежде, такой маленький Сантик? - подкалывает старика Женя, с которой мы бродим по магазину (Евгения Шпакова, Eve Campbell - создательница сайта russia-alaska.com. Спасибо ей за помощь!).

Нет, - улыбается он, - но я Санта уже 40 лет, работал в Австралии, в Японии, по всей Америке. Здесь уже 10 лет, мне нравится, потому что я встречаю людей отовсюду. Надеюсь еще несколько лет поработать Сантой.

А ты в избушке живешь, сам возишь воду и колешь дрова?

Да какие дрова в 75 лет… Живу в обычном небольшом доме. К нам забредают лоси и другие звери. Миссис Клаус занимается благотворительностью. Она участвует в организации парада 4 июля (День независимости США. - Прим. «Вокруг света» ), вяжет шапки для детей. Мы много всего делаем вместе. Вот только что отправили рождественский подарок в Юкон - 40 шапок и 40 шарфов, которые она сделала, и еще 60 разных вещей.

А ты хранишь детские письма? Есть среди них грустные?

Да, много писем со всего мира. Мы складываем их в коробки и храним. Много грустных. Дети просят вернуть пап домой с войны. Или сделать так, чтобы папа и мама были снова вместе.

А как ты чувствуешь себя первого января, когда все письма посланы, подарки доставлены и дети какое-то время не приходят?

Семь месяцев в году я занимаюсь другими делами, работаю по дому, хобби опять же...

Какое же хобби?

Знаешь, - его голос становится тихим и торжественным, - я делаю всякие штуки. Игрушки, паровозы. Я люблю поезда. У меня 42 набора паровозов. И я работаю над ними все свободное время. Уже лет пятьдесят, нет - шестьдесят. Я хочу их отдать внукам. Правда, они живут слишком далеко. Их у меня двадцать восемь. И пять правнуков, - голос Санты звенит от гордости.

Кто-нибудь из них собирается пойти по твоим стопам?

Нет пока. Но они знают, что у них дед - Санта. И они все мои друзья. Мы с ними часто по скайпу разговариваем. Один из них живет в Бойзе, в Айдахо, он уже вырос, а когда ему было шесть лет, у них в городе был Санта - сидел наверху большой лестницы, в шопинг-центре. Весь народ в очередь выстроился, а внук побежал прямо наверх и, добравшись до того Санты, выпалил: «Ты не настоящий Санта, мой дедушка - настоящий, он в Норт-Поуле живет!» Я смеюсь, но мне так жалко было того человека!

А чем ты больше всего гордишься?

Я исполнил шесть желаний детей, умирающих от рака, с MakeaWish (благотворительная организация, цель которой - успеть исполнить самое большое желание ребенка, дни которого сочтены. - Прим. «Вокруг света» ). Ребятишек привозят сюда, мы дарим им подарки, катаем вокруг, проводим с ними много времени. Это мне очень дорого. Это освещает мою жизнь. Я стараюсь больше делать в этой области. Стараюсь появляться в госпитале в вечер перед Рождеством. Очень грустно, когда у детей рак и неизвестно, сколько им осталось жить. Когда находишься рядом с этими детьми, то надо держаться, но когда я выходил из комнаты, я рыдал…

Дом Санта-Клауса недавно отметил шестидесятилетие. Он открылся еще в 1952-м, в том же году, когд а Норт-Поул официально получил статус города. А тремя годами раньше, в 1949-м, в Фэрбенкс приехала семья Кона и Нелли Миллер с двумя детьми. В кармане Кона были всего один доллар и сорок центов. Но он как-то умудрился заняться торговлей пушниной. В 1952-м семья переехала в место, которое называли то Moose Crossing (лосиный переход), то Mosquito Junction (комариный перекресток). Думая, как поселение будет развиваться, местные активисты решили зарегистрировать имя North Pole , рассчитывая построить фабрику игрушек и продавать их под маркой «Сделано на Северном полюсе», а может, и создать что-то вроде северного Диснейленда. Последнее не вышло просто потому, что восемь месяцев в году здесь лежит снег и довольно холодно. Производство игрушек тоже как-то не пошло. Хорошую идею принесли Миллеры.

Кон Миллер еще в Фэрбенксе подрабатывал Санта-Клаусом. В Норт-Поуле он построил магазин и поначалу торговал товарами первой необходимости. И однажды, когда он ремонтировал здание, пробегавший мимо мальчишка узнал его и крикнул: «Привет, Санта!» В голове у Кона щелкнуло, и из ничем не примечательного сельпо родился национальный бренд Santa Claus House . Кон стал там «служить» Сантой, а его жена Нелли превратилась в миссис Санта-Клаус.

Мы с Женей ходим по магазину, разглядываем игрушки. На верхних полках - Not for sale - старые куклы, собственность семьи Миллер. Они выглядят как герои фильма «Унесенные ветром». Нынешний Кен - жалкий первоклашка по сравнению с роскошным джентльменом с тонкими усиками и в смокинге, глядящим из-под потолка.

У них все руки не доходят подписи к этим куклам сделать, - сетует Женя. - Бренда, а ты помнишь первого Санту? - обращается она к продавщице. - Он, наверное, приходил к тебе в школу?

Да, раньше здесь были первые мистер и миссис Санта-Клаус. Они работали довольно долго. У нас есть еще один Санта, мы его зовем Санта Рич (Ричард), но тот, с которым вы сегодня говорили, - главный. Он и летом бывает. Нам в Норт-Поуле хорошо живется - это так здорово, когда можно говорить «Привет!» Санте каждый день. Так вроде город как город, ничего особенного, но в какой-то момент понимаешь, что место это уникальное.

Я читаю детские письма, когда рядом останавливается женщина с фотоаппаратом в руках. Она улыбается, но глаза ее блестят от нахлынувших эмоций. «Я здесь жила 20 лет и воспринимала все как данность. Потом уехала в Огайо и теперь тоскую по этому пейзажу!»

За пределами Дома Санты неспешно течет жизнь городка. Но иногда «тихий омут» взрывается масштабными даже по национальным понятиям событиями. Здесь, например, был организован единственный пока на Аляске заговор по типу «а давайте устроим массовое убийство, как в школе «Колумбайн» (к счастью, своевременно раскрытый полицией), здесь же до ареста жили члены группировки, готовившей убийства федеральных и местных чиновников и политиков (найденный у заговорщиков арсенал впечатлил даже бывалых федералов). Мирные жители решают свои проблемы - как заплатить за топливо, как обеспечить семью чистой водой (многие скважины отравлены стоками нефтеочистки), как найти работу и недорогую няньку.

Мы здесь... как это сказать... любим независимость. Нам не нравится, когда начинают указывать, как топить наши дома (местные власти уже давно пытаются заставить жителей перейти на менее дымные печки. - Прим. «Вокруг света» ) или сколько ружей мы должны иметь. - Кэтрин, работница местного супермаркета, раскладывает товары по полкам, улыбаясь при этом, как модель из ролика про чудо-косметику. Она так и выглядит - свежо и беззаботно, несмотря на свои 50 лет, похоже, благодаря ирландским корням.

Да, у нас народ независимый. Я бы сказала, не очень общительный. Но многие друг друга знают, и это приятно, когда живешь в таком маленьком комьюнити, - дополняет слова коллеги Линда, кудрявая брюнетка того же возраста.

Хорошо, что не надо кого-то из себя изображать. Не надо беспокоиться, во что ты одет. - Кэтрин окидывает меня быстрым взглядом. - Тебя не будут оценивать по костюму. Можно быть собой, - она развивает тему, а я радуюсь, что не надела серебристую шубу.

У нас люди любят outdoor life (то есть все, чем занимаешься за пределами дома. - Прим. «Вокруг света» ) - охоту, рыбалку, лыжи, катание на снегоходах. Развлечения? - переспрашивает Кэтрин. - За развлечениями это в Фэрбенкс. Они про нас знаешь как думают: Норт-Поул - это где-то далеко, в ста милях! А мы про них: Фэрбенкс? Десять минут езды!

Здесь у нас главное развлечение - встретить кого-нибудь из друзей в церкви или в магазине, где тепло и светло, и поболтать. Ну и да, под Рождество вдруг увидеть в магазине Санту в его костюме, - Линда улыбается. - Санта, конечно, заметная часть местной жизни, но не вся жизнь.

Расстояние от Москвы до Фэрбенкса - 6600 км (от 26 часов в полете с двумя пересадками), от Фэрбенкса до Норг Поула - 23 км по шоссе
Время отстает от московского на 13 часов зимой и на 12 часов летом
Виза США
Валюта доллар

Увидеть Рождество во льду» - конкурс ледовой скульптуры. Здесь можно не только полюбоваться произведениями скульпторов из разных стран, но и поплутать по ледовому лабиринту и покататься с высокой горки (взрослые допускаются).
Съесть аляскинского королевского краба (две ноги за 33 долл.) в ресторане Eff"s den .
Выпить пиво Alaskan Amber . Цена - 3 долл. за бутылку или ~ 8 долл. за упаковку из шести штук.
Жить в отеле North Pole . Находится ближе всего к Дому Санта-Клауса. За ночь 100-200 долл.
Перемещаться от Фэрбенкса до Норт-Поула на рейсовом автобусе. Время в пути - 35 минут. Цена билета- 1,5 долл., дневной проездной - 3 долл.
Купить в подарок новогодний сувенир из Дома Санты, например маленькую фигурку эскимоса, сделанную из пяти разных мехов (113 долл.); для себя - некрасивые, нетеплые и нескользящие сапоги Keen в городском молле (70-130 долл.).

Не только дети, но и взрослые хотят верить в сказку, особенно в рождественские и новогодние праздники. И, конечно, главные герои этих дней - отечественный Дед Мороз и американский Санта-Клаус. И дети, и взрослые ждут любимых героев сказок, заранее обдумывая, какой подарок попросить, какое желание загадать.

Мечты сбываются! И если Санта еще только на пути к вам, вы можете сами поехать к нему в гости. Да-да, у Санты есть адрес. Он живет в маленьком американском городке Норт-Поул (North Pole), расположенном в самом центре холодного штата Аляска, недалеко от Северного полюса. В городе живет около 2000 человек.

Норт-Поул - город-сказка

В канун Рождества в городе Санты световой день сокращается до 4-х часов, а морозы достигают -30оС. Целых 8 месяцев в году здесь лежит снег. Вот какая она, настоящая вотчина властителя зимы и морозов!

В городе-сказке есть удивительные улицы - «Праздничная дорога», «Улица снеговика» и многие другие со столь же волшебными названиями.

Фонарные столбы в этом городе раскрашены в бело-красные цвета, напоминая своим видом традиционные конфеты, символизирующие наступление рождественских праздников.

Несмотря на свой малый размер и затерянность в снегах, город Санты нельзя считать оторванным от цивилизации. Всего в 20 километрах от Норт-Поула находится другой город, Фэрбенкс. В нем даже имеется университет. По утрам жители Норт-Поула спешат на своих машинах на работу в Фэрбенкс.

Резиденция Санты

Прямо на обочине хайвея, ведущего в Фэрбенкс, на улице Святого Николая находится резиденция Санты-Клауса. Сюда стекаются многочисленные туристы, желающие повстречаться с этим сказочным персонажем, а также купить рождественские сувениры. Невозможно проехать мимо дома Санты. Покрашенный в белый цвет с ярко красной отделкой и многочисленными лампочками, он зазывает в гости всех проезжающих мимо.

Несколько залов внутри дома Санты заполнены всевозможными игрушками, украшениями для елки и сувенирами. Продукция, сделанная местными умельцами, располагается на полке с табличкой «Сделано на Аляске».

Некоторые взрослые, которые не верят в чудо, ворчат, ругая высокие цены на сувениры. А дети с радостными визгами обнаруживают около дома живых северных оленей, готовых поднять в воздух сани с Санта-Клаусом и мешками с подарками для детей.

В самом доме детей встречает настоящий Санта-Клаус, сидящий в кресле. Играет тихая музыка, каждый может подойти к Санте и попросить его выполнить заветное желание, получить из рук живого сказочного героя подарок.

Дом Санта-Клауса уже отметил 60- . Он был открыт в 1952 году, тогда же и Норт-Поул получил статус города. Сейчас дом, где живет Санта, приобрел общемировую известность.