Кто такой куприн. Краткая биография куприна самое главное для детей. Переезд в Гатчину

Куприн Александр Иванович - одна из самых заметных фигур отечественной литературы 1-й половины 20 века. Он является автором таких известных произведений, как "Олеся", "Гранатовый браслет", "Молох", "Поединок", "Юнкера", "Кадеты" и др. Александр Иванович необычную, достойную жизнь. Судьба порой была к нему сурова. Как детство Александра Куприна, так и зрелые годы отмечены нестабильностью в различных сферах жизни. Ему приходилось в одиночку сражаться за материальную независимость, славу, признание и право называться писателем. Через многие невзгоды прошел Куприн. Детство и юность его были особенно непростыми. Обо всем этом мы подробно поговорим.

Происхождение будущего писателя

Куприн Александр Иванович родился в 1870 г. Его родной город - Наровчат. Сегодня он находится в Дом, где родился Куприн, в настоящее время является музеем (фото его представлено ниже). Родители Куприна не были состоятельными. Иван Иванович, отец будущего писателя, относился к роду обедневших дворян. Он служил мелким чиновником и часто пил. Когда Александру шел только второй год, от холеры умер Иван Иванович Куприн. Детство будущего писателя, таким образом, прошло без отца. Его единственной опорой была мать, о которой стоит рассказать отдельно.

Мать Александра Куприна

Любовь Алексеевна Куприна (в девичестве - Кулунчакова), мать мальчика, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме города Москвы. Именно отсюда текут первые воспоминания, которыми поделился с нами Иван Куприн. Детство его во многом связано с образом матери. Она играла роль высшего существа в жизни мальчика, являлась для будущего писателя целым миром. Александр Иванович вспоминал, что эта женщина была волевой, сильной, строгой, похожей на восточную княжну (Кулунчаковы относились к старинному роду татарских князей). Даже в убогой обстановке Вдовьего дома она оставалась такой. Днем Любовь Алексеевна была строгой, но вечером превращалась в загадочную ворожею и рассказывала своему сыну сказки, которые переделывала на свой лад. Эти интересные рассказы с удовольствием слушал Куприн. Детство его, весьма суровое, скрашивали сказки о дальних странах и неведомых существах. Еще будучи Иванович столкнулся с печальной действительностью. Однако трудности не помешали реализоваться в качестве писателя такому талантливому человеку, как Куприн.

Детство, проведенное во Вдовьем доме

Детство Александра Куприна прошло вдали от уюта дворянских поместий, званых обедов, отцовских библиотек, куда можно было прокрадываться втихомолку по ночам, рождественских подарков, которые так упоительно искать под елкой на рассвете. Зато он хорошо знал серость сиротских комнат, скудные гостинцы, выдаваемые по праздникам, запах казенной одежды и затрещины от воспитателей, на которые те не скупились. Безусловно, отпечаток на его личность наложило раннее детство его дальнейших лет отмечена новыми трудностями. Следует вкратце рассказать и о них.

Военно-муштровое детство Куприна

Для детей его положения было не так много вариантов дальнейшей судьбы. Один из них - военная карьера. Любовь Алексеевна, заботясь о своем ребенке, приняла решение сделать из своего сына военного. С матерью Александру Ивановичу вскоре пришлось расстаться. В его жизни началась унылая военно-муштровая пора, которой продолжилось детство Куприна. Биография его этой поры отмечена тем, что он несколько лет провел в казенных заведениях города Москвы. Сначала был Разумовский сиротский пансион, через некоторое время - Московский кадетский корпус, а потом Александровское военное училище. Куприн по-своему ненавидел каждое из этих временных пристанищ. Одинаково сильно будущего писателя раздражала тупость начальства, казенная обстановка, испорченные сверстники, недалекость воспитателей и преподавателей, "культ кулака", одинаковая для всех форма и публичная порка.

Вот таким нелегким было детство Куприна. Для детей важно иметь близкого человека, и в этом смысле Александру Ивановичу повезло - его поддерживала любящая мать. Она умерла в 1910 году.

Куприн отправляется в Киев

Куприн Александр, окончив училище, провел еще 4 года на военной службе. Он вышел в отставку при первой же возможности (в 1894 году). Поручик Куприн навсегда снял военный мундир. Он решил перебраться в Киев.

Настоящим испытанием для будущего писателя стал большой город. Куприн Александр Иванович всю свою жизнь провел в казенных заведениях, поэтому был не приспособлен к самостоятельной жизни. По этому поводу он позднее иронизировал, что в Киеве был будто "институтка-смолянка", которую ночью завели в дебри лесов и оставили без компаса, пищи и одежды. Нелегко пришлось в это время такому великому писателю, как Александр Куприн. Интересные факты о нем во время пребывания в Киеве связаны и с тем, чем приходилось заниматься Александру для того, чтобы заработать себе на жизнь.

Как Куприн зарабатывал на жизнь

Для того чтобы выжить, Александр брался почти за любое дело. Он в короткие сроки попробовал себя в качестве продавца махорки, прораба на строительстве, столяра, служащего в конторе, заводского рабочего, помощника кузнеца, псаломщика. Одно время Александр Иванович даже всерьез подумывал о том, чтобы уйти в монастырь. Нелегкое детство Куприна, кратко описанное выше, вероятно, навсегда оставило след в душе будущего писателя, которому с юных лет пришлось столкнуться с суровой действительностью. Поэтому его желание уединиться в монастыре вполне объяснимо. Однако Александру Ивановичу была уготована другая судьба. Вскоре он нашел себя на литературном поприще.

Важным литературным и жизненным опытом стала служба репортером в газетах Киева. Александр Иванович писал обо всем - о политике, убийствах, социально-общественных проблемах. Ему приходилось заполнять также развлекательные рубрики, писать дешевые мелодраматичные рассказы, которые, кстати, пользовались немалым успехом у безыскусного читателя.

Первые серьезные произведения

Из-под пера Куприна мало-помалу начали выходить серьезные произведения. Рассказ "Дознание" (другое название его - "Из отдаленного прошлого") был напечатан в 1894 году. Затем появился сборник "Киевские типы", в который поместил свои очерки Александр Куприн. Творчество его этого периода отмечено и многими другими произведениями. Через некоторое время было опубликовано собрание рассказов под названием "Миниатюры". Повесть "Молох", изданная в 1996 году, сделала имя начинающему писателю. Его славу укрепили вышедшие следом произведения "Олеся" и "Кадеты".

Переезд в Петербург

В этом городе началась для Александра Ивановича новая, яркая жизнь со множеством встреч, знакомств, кутежей и творческих достижений. Современники вспоминали, что Куприн любил хорошо погулять. В частности, Андрей Седых, русский литератор, отметил, что в молодости он жил буйно, нередко бывал пьян и в это время делался страшен. Александр Иванович мог творить безрассудные вещи и порой даже жестокие. А Надежда Тэффи, писательница, вспоминает, что он был очень сложным человеком, отнюдь не добряком и простачком, каким на первый взгляд мог показаться.

Куприн пояснял, что творческая деятельность отнимала у него много энергии и сил. За каждую удачу, как и за неудачу, приходилось расплачиваться здоровьем, нервами, собственной душой. Но злые языки видели лишь неприглядную мишуру, а затем неизменно шли слухи о том, что Александр Иванович - гуляка, дебошир и пьяница.

Новые произведения

Как бы Куприн ни выплескивал свой пыл, он всегда после очередной пьянки возвращался к письменному столу. Александр Иванович в буйный период жизни в Петербурге написал свою ставшую культовой повесть "Поединок". К этому же периоду относятся его рассказы "Болото", "Суламифь", "Штабс-капитан Рыбников", "Река жизни", "Гамбринус". Через некоторое время, уже в Одессе, он завершил "Гранатовый браслет", а также принялся за создание цикла "Листригоны".

Личная жизнь Куприна

В столице он познакомился со своей первой женой, Давыдовой Марией Карловной. От нее у Куприна родилась дочь Лидия. Мария Давыдова подарила миру книгу под названием "Годы молодости". Через некоторое время их брак распался. Александр Куприн женился через 5 лет на Гейнрих Елизавете Морицовне. С этой женщиной он прожил до самой своей смерти. У Куприна от второго брака - две дочери. Первая - Зинаида, которая рано умерла, заболев воспалением легких. Вторая дочь, Ксения, стала известной советской актрисой и моделью.

Переезд в Гатчину

Куприн, устав от напряженной столичной жизни, покинул Петербург в 1911 году. Он переехал в Гатчину (небольшой город, расположенный в 8 км от столицы). Здесь, в своем "зеленом" доме, он поселился вместе с семьей. В Гатчине все располагает к творчеству - тишина дачного городка, тенистый сад с тополями, просторная терраса. Этот город сегодня тесно связан с именем Куприна. Здесь находятся библиотека и улица, названные в его честь, а также и памятник, посвященный ему.

Эмиграция в Париж

Однако степенному счастью пришел конец в 1919 году. Сначала Куприн был мобилизован в армию на стороне белых, а через год все семейство эмигрировало в Париж. Александр Иванович Куприн вернется на родину лишь через 18 лет, уже в преклонном возрасте.

В разное время по-разному трактовались причины эмиграции писателя. Как утверждали советские биографы, он был едва ли не насильно вывезен белогвардейцами и все последующие долгие годы, до самого возращения, томился на чужбине. Недоброжелатели стремились уколоть его, выставив предателем, променявшим родину и талант на заграничные блага.

Возвращение на родину и смерть писателя

Если верить многочисленным воспоминаниям, письмам, дневникам, ставшим доступными общественности несколько позже, то Куприн объективно не принял революцию и установившуюся власть. Он называл ее фамильярно "совком".

Когда он вернулся на родину уже разбитым стариком, его возили по улицам, чтобы продемонстрировать достижения СССР. Александр Иванович говорил, что большевики - замечательные люди. Одно лишь неясно - откуда у них так много денег.

Тем не менее о возвращении на родину Куприн не жалел. Для него Париж был прекрасным городом, но чужим. Куприн умер 25 августа 1938 г. Он скончался от рака пищевода. На другой день многотысячная толпа окружила Дом писателей в Петербурге. Пришли и знаменитые коллеги Александра Ивановича, и верные поклонники его творчества. Все они собрались для того, чтобы отправить в последний путь Куприна.

Детство писателя А. И. Куприна, в отличие от юных лет многих других деятелей литературы того времени, было весьма непростым. Однако во многом именно благодаря всем этим пережитым трудностям он нашел себя в творчестве. Куприн, детство и юность которого прошли в нищете, приобрел и материальное благополучие, и известность. Сегодня с его творчеством мы знакомимся еще в школьные годы.

Русский писатель Александр Иванович Куприн (1870―1938 гг) родился в г. Наровчат Пензенской губернии. Человек трудной судьбы, кадровый военный, затем журналист, эмигрант и «возвращенец» Куприн известен как автор произведений, вошедших в золотую коллекцию русской литературы.

Этапы жизни и творчества

Куприн родился в небогатой дворянской семье 26 августа 1870 года. Его отец работал секретарем в областном суде, мать происходила из знатного рода татарских князей Кулунчаковых. Кроме Александра в семье росли две дочери.

Жизнь семьи резко изменилась, когда через год после рождения сына от холеры умер глава семейства. Мать, коренная москвичка, стала искать возможность вернуться в столицу и как-то устроить жизнь семьи. Ей удалось найти место с пансионом в Кудринском вдовьем доме в Москве. Здесь прошли три года жизни маленького Александра, после чего в возрасте шести лет он был отдан в сиротский пансион. Атмосферу вдовьего дома передает рассказ «Святая ложь» (1914), написанный уже зрелым писателем.

Мальчик был принят на учебу в Разумовский сиротский пансион, затем, после его окончания, продолжил учебу во Втором Московском кадетском корпусе. Судьба, кажется, распорядилась быть ему военным. И в раннем творчестве Куприна тема армейских будней, взаимоотношений среди военных поднимается в двух рассказах: «Прапорщик армейский» (1897), «На переломе (Кадеты)» (1900). На пике своего литературного таланта Куприн пишет повесть «Поединок» (1905). Образ ее героя, подпоручика Ромашова, по словам писателя, списан с него самого. Выход в свет повести вызвал большую дискуссию в обществе. В армейской среде произведение было воспринято негативно. В повести показана бесцельность, мещанская ограниченность жизни военного сословия. Своеобразным завершением дилогии «Кадеты» и «Поединок» стала автобиографическая повесть «Юнкера», написанная Куприным уже в эмиграции, в 1928-32 годах.

Склонному к бунтарству Куприну армейская жизнь была совершенно чужда. Отставка с военной службы совершилась в 1894 году. К этому времени в журналах стали появляться первые рассказы писателя, пока еще не замеченные широкой публикой. После оставления военной службы начались скитания в поисках заработка и жизненных впечатлений. Куприн пробовал найти себя во многих профессиях, но полезным для начала занятий профессиональной литературной работой стал опыт журналистики, приобретенный в Киеве. Последующие пять лет ознаменованы появлением лучших произведений автора: рассказов «Куст сирени» (1894), «Картина» (1895), «Ночлег» (1895), «Барбос и Жулька» (1897), «Чудесный доктор» (1897), «Брегет» (1897), повести «Олеся» (1898).

Капитализм, в который вступает Россия, обезличивал рабочего человека. Тревога перед лицом этого процесса приводит к возникновению волны рабочих бунтов, которые поддерживает интеллигенция. В 1896 году Куприн пишет повесть «Молох» ― произведение большой художественной силы. В повести бездуховная мощь машины ассоциируется с древним божеством, которое требует и получает в качестве жертвы человеческие жизни.

«Молох» написан Куприным уже по возвращению в Москву. Здесь, после скитаний, писатель обретает дом, входит в писательский круг, знакомится и тесно сходится с Буниным, Чеховым, Горьким. Куприн женится и в 1901 г. переезжает с семьей в Петербург. В журналах печатают его рассказы «Болото» (1902), «Белый пудель» (1903), «Конокрады»(1903). В это время писатель активно занят общественной жизнью, он кандидат в депутаты Государственной думы 1-го созыва. С 1911 г. вместе с семьей живет в Гатчине.

Творчество Куприна между двумя революциями ознаменовано созданием повестей о любви «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911), отличающихся своим светлым настроением от произведений литературы тех лет других авторов.

В период двух революций и гражданской войны Куприн ищет возможность быть полезным обществу, сотрудничает, то с большевиками, то с эсерами. 1918 год стал переломным в жизни писателя. Он эмигрирует с семьей, живет во Франции и продолжает активно работать. Здесь, кроме романа «Юнкера», были написаны рассказ «Ю-ю» (1927 г.), сказка «Синяя звезда»(1927г.), рассказ «Ольга Сур» (1929г.), всего более двадцати произведений.

В 1937 году, после разрешения на въезд, одобренного Сталиным, уже очень больной писатель возвращается в Россию и поселяется в Москве, где через год после возвращения из эмиграции Александр Иванович умирает. Похоронен Куприн в Ленинграде на Волковском кладбище.

В литературе с именем Александра Ивановича Куприна связан важный переходный этап на рубеже двух столетий. Не последнюю роль в этом сыграл исторический надлом в политической и общественной жизни России. Данный фактор, несомненно, самым сильным образом повлиял на творчество писателя. А. И. Куприн — человек необычной судьбы и крепкого нрава. Почти все его произведения основаны на реальных событиях. Ярый борец за справедливость остро, дерзко и вместе с тем лирично создавал свои шедевры, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Родился Куприн в 1870 году в городке Наровчат Пензенской губернии. Его отец, мелкий помещик, скоропостижно скончался, когда будущему писателю был всего год. Оставшись с матерью и двумя сестрами, он рос, претерпевая голод и всевозможные лишения. Испытывая серьезные финансовые трудности, связанные со смертью мужа, мать пристроила дочерей в казенный пансион, и вместе с маленьким Сашей перебралась в Москву.

Мама Куприна, Любовь Алексеевна, была гордой женщиной, так как являлась потомком знатного татарского рода, а также коренной москвичкой. Но ей пришлось принять непростое для себя решение — отдать сына на воспитание в сиротское училище.

Детские годы Куприна, проведенные в стенах пансиона, были безрадостными, а внутреннее состояние всегда казалось подавленным. Он ощущал себя не на своем месте, чувствовал горечь от постоянного угнетения его личности. Ведь, учитывая происхождение матери, которым мальчик всегда очень гордился, будущий писатель по мере взросления и становления проявлял себя как эмоциональный, активный и харизматичный человек.

Юность и образование

После окончания сиротского училища Куприн поступил в военную гимназию, впоследствии преобразованную в кадетский корпус.

Это событие во многом повлияло на дальнейшую судьбу Александра Ивановича и, в первую очередь, на его творчество. Ведь именно с начала учебы в гимназии он впервые выявил в себе интерес к писательству, а образ подпоручика Ромашова из знаменитой повести «Поединок» является прототипом самого автора.

Служба в пехотном полку позволила Куприну побывать во многих отдаленных городах и губерниях России, изучить военное дело, основы армейской дисциплины и муштры. Тема офицерских будней заняла прочные позиции во многих художественных произведениях автора, которые впоследствии вызывали неоднозначные диспуты в обществе.

Казалось бы, военная карьера — судьба Александра Ивановича. Но его бунтарский нрав не позволил этому осуществиться. К слову, служба была совсем чужда ему. Бытует версия, что Куприн, находясь под воздействием алкоголя, сбросил с моста в воду служащего полиции. В связи с этим происшествием он вскоре ушел в отставку и навсегда оставил военное дело.

История успеха

Оставив службу, Куприн испытал острую необходимость в получении всесторонних знаний. Поэтому он стал активно путешествовать по России, знакомиться с людьми, черпать из общения с ними массу нового и полезного для себя. Вместе с тем Александр Иванович стремился попробовать свои силы в разных профессиях. Он приобрел опыт на поприще землемеров, цирковых артистов, рыболовов, даже летчиков. Однако один из полетов чуть не окончился трагедией: вследствие крушения самолета Куприн едва не погиб.

Также он с интересом работал журналистом в различных печатных изданиях, писал заметки очерки, статьи. Жилка авантюриста позволяла ему с успехом развивать все начатое. Он был открыт всему новому и впитывал происходящее вокруг, как губка. Куприн был исследователем по натуре: он жадно изучал человеческую природу, хотел прочувствовать все грани межличностного общения на себе. Поэтому за время военной службы, столкнувшись с явной офицерской распущенностью, дедовщиной и унижением человеческого достоинства, творец в изобличающей манере сформировал основу для написания известнейших своих произведений, таких как «Поединок», «Юнкера», «На переломе (Кадеты)».

Сюжеты всех своих произведений писатель строил, опираясь исключительно на личный опыт и воспоминания, полученные им за время службы и путешествий по России. Открытость, простота, душевность изложения мыслей, а также достоверность описания образов персонажей стали залогом успеха автора в литературной стезе.

Творчество

Куприн всей душой рвался к своему народу, а его взрывной и честный характер, обусловленный татарским происхождением матери, не позволил бы искажать на письме те факты о жизни людей, свидетелем которых он стал лично.

Однако не всех своих персонажей Александр Иванович осуждал, даже выводя на поверхность их темные стороны. Будучи гуманистом и отчаянным борцом за справедливость, Куприн образно продемонстрировал эту свою особенность в произведении «Яма». В нем повествуется о жизни обитательниц публичных домов. Но писатель не заостряет внимание на героинях как падших женщинах, напротив, он предлагает читателям разобраться в предпосылках их падения, в терзаниях их сердец и душ, предлагает разглядеть в каждой распутнице, прежде всего, человека.

Темой любви пропитано не одно произведение Куприна. Наиболее ярким из них является повесть « «. В ней, как и в «Яме», присутствует образ рассказчика, явного или неявного участника описываемых событий. Но рассказчик в «Олесе» — один из двух основных персонажей. Это повесть о благородной любви, отчасти ее недостойной считает себя героиня, которую все принимают за ведьму. Однако ничего общего девушка с ней не имеет. Напротив, ее образ воплощает в себе все возможные женские добродетели. Финал повести нельзя назвать счастливым, ведь герои не воссоединяются в своем искреннем порыве, а вынуждены утратить друг друга. Но счастье заключается для них в том, что им довелось в жизни испытать силу всепоглощающей взаимной любви.

Конечно, отдельного внимания заслуживает повесть «Поединок» как отражение всех ужасов армейских нравов, царивших тогда в царской России. Это яркое подтверждение черт реализма в творчестве Куприна. Возможно, именно поэтому повесть вызвала шквал негативных отзывов критиков и общественности. Герой Ромашова в том же звании подпоручика, что и сам Куприн, ушедший некогда в отставку, подобно автору, предстает перед читателями в свете неординарной личности, чей психологический рост мы имеем возможность наблюдать от страницы к странице. Эта книга принесла широкую известность своему создателю и по праву занимает одно из центральных мест в его библиографии.

Революцию в России Куприн не поддержал, хоть первое время и встречался довольно часто с Лениным. В конечном итоге писатель эмигрировал во Францию, где продолжал свой литературный труд. В частности, Александр Иванович любил писать и для детей. Некоторые его рассказы («Белый пудель», « «, «Скворцы»), несомненно, заслуживают внимания целевой аудитории.

Личная жизнь

Александр Иванович Куприн был женат дважды. Первой супругой писателя стала Мария Давыдова, дочь известного музыканта-виолончелиста. В браке родилась дочь Лидия, скончавшаяся в дальнейшем во время своих родов. Появившийся на свет единственный внук Куприна погиб от ран, полученных в ходе Второй Мировой Войны.

Второй раз писатель женился на Елизавете Гейнрих, с которой он прожил до конца своих дней. В браке родились две дочери, Зинаида и Ксения. Но первая умерла в раннем детстве от воспаления легких, а вторая стала известной актрисой. Однако продолжения рода Куприных не последовало, и на сегодняшний день у него не осталось прямых потомков.

Вторая супруга Куприна пережила его всего на четыре года и, не выдержав тяжелого испытания голодом во время блокады Ленинграда, покончила с собой.

  1. Куприн гордился своим татарским происхождением, поэтому часто надевал национальный кафтан и тюбетейку, выходя в таком облаченье на люди, ходил в гости.
  2. Отчасти благодаря знакомству с И. А. Буниным, Куприн стал писателем. Бунин однажды обратился к нему с просьбой написать на интересующую его тему заметку, что и положило начало литературной деятельности Александра Ивановича.
  3. Автор славился своим обонянием. Однажды в гостях у Федора Шаляпина он поверг всех присутствующих в шок, затмив приглашенного парфюмера своим уникальным чутьем, безошибочно распознав все компоненты нового аромата. Иногда при знакомстве с новыми людьми Александр Иванович обнюхивал их, тем самым ставя всех в неловкое положение. Говорили, что это помогало ему лучше понять сущность того человека, который перед ним.
  4. За всю свою жизнь Куприн сменил около двадцати профессий.
  5. После знакомства в Одессе с А. П Чеховым писатель поехал по его приглашению в Петербург для работы в известном журнале. С той поры автор приобрел репутацию дебошира и пьяницы, так как часто принимал участие в увеселительных мероприятиях в новой для себя среде.
  6. Первая жена, Мария Давыдова пыталась искоренить некую неорганизованность, присущую Александру Ивановичу. Если тот засыпал во время работы, она лишала его завтрака, либо запрещала входить в дом, если не были готовы новые главы произведения, над которым он в то время трудился.
  7. Первый памятник А. И. Куприну был установлен лишь в 2009 году в Балаклаве в Крыму. Связано это с тем, что в 1905 году во время Очаковского восстания матросов писатель помог им спрятаться, тем самым сохранив их жизни.
  8. Про пьянство литератора ходили легенды. В частности, остряки повторяли известную поговорку: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».

Смерть

Литератор вернулся из эмиграции в СССР в 1937 году, но уже с подорванным здоровьем. Он питал надежды на то, что на Родине откроется второе дыхание, он поправит состояние и сможет снова писать. В то время зрение Куприна стремительно ухудшалось.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Яркий представитель реализма, харизматичная личность и просто известный русский писатель начала 20 столетия - Александр Куприн. Биография его насыщена событиями, достаточно тяжела и переполнена океаном эмоций, благодаря которым мир познал лучшие его творения. «Молох», «Поединок», "Гранатовый браслет" и многие другие произведения, которые пополнили золотой фонд мирового искусства.

Начало пути

Родился 7.09.1870 в небольшом городке Наровчат, Пензенского округа. Его отец - государственный служащий Иван Куприн, биография которого очень коротка, так как он скончался, когда Саше было всего 2 года. После чего он остался с матерью Любовью Куприной, которая была татаркой княжеских кровей. Они терпели голод, унижения и лишения, поэтому его мать приняла тяжёлое решение отдать Сашу в отдел для малолетних детей-сирот Александровского военного училища в 1876 году. Воспитанник военной школы, Александр, окончил её во второй половине 80-х годов.

В начале 90-х после окончания военного училища он стал служащим пехотного Днепровского полка № 46. Успешная военная карьера так и осталась в мечтах, как рассказывает тревожная, насыщенная событиями и эмоциями биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что Александру не удалось поступить в высшее военно-учебное заведение из-за скандала. А всё из-за его горячего нрава, под действием алкоголя он сбросил с моста в воду служащего полиции. Дослужившись до звания поручика, в 1895 году он ушёл в отставку.

Темперамент писателя

Личность с невероятно ярким колоритом, жадно впитывающий впечатления, странник. Он перепробовал на себе множество ремесел: от чёрнорабочего до зубного техника. Очень эмоциональный и неординарный человек - Александр Иванович Куприн, биография которого переполнена яркими событиями, которые и стали основой многих его шедевров.

Его жизнь протекала достаточно бурно, о нём ходило множество слухов. Взрывной темперамент, отличная физическая форма, его так и тянуло испробовать себя, что давало ему бесценный жизненный опыт и укрепляло дух. Он постоянно стремился навстречу приключениям: погружался под воду в специальном снаряжении, совершал полёт на самолёте (из-за катастрофы чуть не умер), был основателем спортивного общества и т.д. В военные годы вместе со своей супругой оборудовал лазарет в собственном доме.

Он любил познавать человека, его характер и общался с людьми самых разнообразных профессий: специалисты с высшим техническим образованием, бродячие музыканты, рыболовы, карточные игроки, бедняки, священнослужители, предприниматели и т.д. А для того, чтобы лучше познать человека, прочувствовать его жизнь на себе, он был готов к самому безумному приключению. Исследователь, дух авантюризма которого просто зашкаливал - это Александр Куприн, биография писателя только подтверждает этот факт.

Он с огромным удовольствием работал журналистом во многих редакциях, публиковал статьи, сообщения в периодических изданиях. Часто ездил в командировки, проживал то в Московской области, то в Рязанской, а также в Крыму (Балаклавский район) и в городе Гатчине Ленинградской области.

Революционная деятельность

Его не устраивал тогдашний социальный порядок и царящая несправедливость, а поэтому как сильная личность он хотел как-то изменить ситуацию. Однако, несмотря на свои революционные настроения, писатель негативно относился к октябрьскому перевороту под руководством представителей социал-демократов (большевиков). Яркая, насыщенная событиями и различными трудностями - это Биография Куприна. Интересные факты из жизнеописания гласят о том, что Александр Иванович всё-таки сотрудничал с большевиками и даже хотел выпустить крестьянское издание под названием «Земля», а поэтому часто виделся с главой большевистской власти В. И. Лениным. Но в скором времени он внезапно перешёл на сторону «белых» (антибольшевистское движение). После того как они потерпели поражение, Куприн переехал в Финляндию, а потом во Францию, а именно в её столицу, где он остановился на некоторое время.

В 1937 он брал активное участие в прессе антибольшевистского движения, параллельно продолжая писать свои произведения. Неспокойная, наполненная борьбой за справедливость и эмоциями, именно такой была биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что в период времени от 1929 по 1933 год были написаны такие известные романы: «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета», а также опубликовано много статей и рассказов. Эмиграция отрицательно подействовала на писателя, он был невостребованным, терпел лишения и скучал по родной земле. Во второй половине 30-х годов, поверив пропаганде в Советском Союзе, он вместе с супругой вернулся в Россию. Омрачил возвращение тот факт, что Александр Иванович страдал от очень серьёзного недуга.

Народная жизнь глазами Куприна

Литературная деятельность Куприна пропитана классической для русских писателей манерой сострадания к народу, который вынужден бедствовать в убогой среде жизни. Волевая личность с сильной тягой к справедливости - Александр Куприн, биография которого гласит о том, что своё сочувствие он выражал в творчестве. К примеру, роман «Яма», написанный в начале 20 века, который рассказывает о тяжёлой жизни путан. А также образы интеллигентов, страдающих от лишений, которые они вынуждены терпеть.

Его любимые персонажи именно такие - рефлектирующие, немножко истеричные и очень сентиментальные. Например, повесть «Молох», где представителем такого образа является Бобров (инженер) - персонаж очень чувствительный, сострадающий и переживающий за простых заводских рабочих, которые тяжело трудятся, пока богачи катаются как сыр в масле на чужие деньги. Представителем таких образов в повести «Поединок» являются Ромашов и Назанский, которые наделены великой прочностью физической, в противовес трепетной и чувствительной душе. Ромашова очень раздражала военная деятельность, а именно пошлые офицеры и забитые солдаты. Наверное, ни один писатель так не осуждал военную среду, как Александр Куприн.

Писатель не относился к слезливым, народопоклонным литераторам, хотя его работы часто одобрял известный критик-народник Н.К. Михайловский. Его демократическое отношение к своим персонажам выражалось не только в описании их тяжёлой жизни. Человек из народа у Александра Куприна не только имел трепетную душу, но и был волевым и мог дать достойный отпор в нужный момент. Жизнь народа в творчестве Куприна - это свободное, стихийное и естественной течение, а персонажи имеют не только хлопоты и горести, но и радость, утешение (цикл рассказов «Листригоны»). Человек с ранимой душой и реалист - Куприн, биография по датам которого гласит о том, что данное произведение имело место в периоде с 1907 по 1911 года.

Реализм его выражался и в том, что автор описывал не только хорошие черты своих персонажей, но и не стеснялся показать их тёмную сторону (агрессия, жестокость, ярость). Ярким примером является рассказ «Гамбринус», где Куприн очень подробно описал еврейский погром. Это произведение было написано в 1907 году.

Восприятие жизни через творчество

Куприн - идеалист и романтик, что отображается в его творчестве: героические поступки, искренность, любовь, сострадание, доброта. Большинство его персонажей - это люди эмоциональные, те, которые выпали из обычной жизненной колеи, они в поисках истины, более свободного и полного бытия, чего-то прекрасного…

Ощущение любви, полноты жизни, вот чем пропитана биография Куприна, интересные факты из которой говорят о том, что никто иной не мог так же поэтично писать о чувствах. Что ярко отражается в повести «Гранатовый браслет», написанной в 1911 году. Именно в этом произведении Александр Иванович возвеличивает истинную, чистую, безвозмездную, идеальную любовь. Он очень точно отобразил характеры разнообразных пластов общества, детально и во всех подробностях описал окружающую его персонажей обстановку, их уклад жизни. Именно за его искренность он часто получал выговоры от критиков. Натурализм и эстетство - это главные черты творчества Куприна.

Его рассказы о животных «Барбос и Жулька», «Изумруд» вполне заслуживают место в фонде мирового искусства слова. Краткая биография Куприна гласит о том, что он один из немногих писателей, которые могли так чувствовать течение природной, настоящей жизни и так удачно это отобразить в своих произведениях. Ярким воплощением этого качества является повесть «Олеся», написанная в 1898 году, где он описывает отклонение от идеала естественного бытия.

Такое органичное мировосприятие, здоровый оптимизм - это главные отличительные свойства его творчества, в котором гармонично сливаются лирика и романтика, соразмерность сюжетно-композиционного центра, драматичность действий и истина.

Мастер литературного искусства

Виртуоз слова - Александр Иванович Куприн, биография которого гласит о том, что он мог очень точно и красиво описать пейзаж в литературном произведении. Его внешнее, визуальное и, можно сказать, обонятельное мировосприятие было просто превосходным. И.А. Бунин и А.И. Куприн часто соревновались на определение запаха разных ситуаций и явлений в своих шедеврах и не только... К тому же писатель мог отобразить истинный образ своих персонажей очень тщательно до мелочи: внешность, нрав, стиль общения и т.д. Он находил сложность и глубину, даже описывая животных, а все потому, что очень любил писать на эту тему.

Страстный жизнелюб, натуралист и реалист, именно таким был Александр Иванович Куприн. Краткая биография писателя гласит о том, что все его рассказы основаны на реальных событиях, а поэтому уникальны: естественные, яркие, без навязчивых умозрительных построений. Он раздумывал о смысле жизни, описывал истинную любовь, рассказывал о ненависти, волевых и героических поступках. Такие эмоции, как разочарование, отчаяние, борьба с самим собой, сильные и слабые стороны человека стали основными в его произведениях. Эти проявления экзистенциализма были типичными для его творчества и отображали сложный внутренний мир человека на стыке столетий.

Писатель переходного времени

Он действительно является представителем переходного этапа, что, несомненно, отразилось на его творчестве. Яркий типаж эпохи «бездорожья» - Александр Иванович Куприн, краткая биография которого говорит о том, что это время оставило отпечаток на его психике, а соответственно, и на произведениях автора. Его персонажи во многом напоминают героев А.П. Чехова, разница лишь в том, что образы Куприна не такие пессимистичные. К примеру, технолог Бобров из повести «Молох», Кашинцев из «Жидовки» и Сердюков из рассказа «Болото». Главные действующие лица Чехова чувствительные, совестные, но в то же время сломленные, измученные люди, которые потерялись сами в себе и разочаровались в жизни. Их шокирует агрессия, они очень сострадательны, но бороться уже не могут. Осознавая свою беспомощность, они воспринимают мир только через призму жестокости, несправедливости и бессмысленности.

Краткая биография Куприна подтверждает, что, несмотря на мягкость и чувствительность писателя, это был волевой человек, любящий жизнь, а поэтому его герои в чём-то похожи на него. У них сильная жажда жизни, за которую они очень крепко хватаются и не отпускают. Они слушают и сердце, и рассудок. К примеру, наркоман Бобров, который решил убить себя, прислушался к голосу разума и понял, что слишком любит жизнь, чтобы закончить всё раз и навсегда. Такая же жажда жизни жила и в Сердюкове (студент из произведения «Болото»), который очень сочувствовал леснику и его семье, умирающим от инфекционного заболевания. Он переночевал у них дома и за это короткое время чуть не сошёл с ума от боли, переживаний и сострадания. А с наступлением утра он стремится поскорее выбраться из этого кошмара, дабы увидеть солнце. Он как будто в тумане бежал оттуда и когда, наконец, взбежал на горку, просто захлебнулся от неожиданного прилива счастья.

Страстный жизнелюб - Александр Куприн, биография которого говорит о том, что писатель очень любил счастливые финалы. Окончание рассказа звучит символично и торжественно. Там написано о том, что туман расстилался у ног парня, о чистом голубом небе, о шёпоте зелёных веток, о золотом солнце, лучи которого «звенели ликующим торжеством победы». Что звучит как победа жизни над смертью.

Возвеличение жизни в повести «Поединок»

Это произведение является истинным апофеозом жизни. Куприн, краткая биография и творчество которого тесно связаны, описал в данной повести культ личности. Главные герои (Назанский и Ромашев) - яркие представители индивидуализма, они заявляли, что весь мир погибнет, когда их не станет. Они свято верили в свои убеждения, но были слишком слабы духом, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Именно эту несоразмерность между возвеличиванием собственных личностей и слабостью его обладателей уловил автор.

Мастер своего дела, отличный психолог и реалист, именно такими качествами обладал писатель Куприн. Биография автора гласит о том, что «Поединок» он написал во времена, когда был на пике славы. Именно в этом шедевре соединились лучшие качества Александра Ивановича: отличный бытописатель, психолог и лирик. Военная тема была близка автору, учитывая его прошлое, а поэтому никаких усилий для её развития не потребовалось. Яркий общий фон произведения не затмевает выразительности его главных героев. Каждый персонаж невероятно интересен и является звеном одной цепи, при этом не теряя своей индивидуальности.

Куприн, биография которого гласит, что повесть появилась в годы русско-японского конфликта, раскритиковал военную среду в пух и прах. В произведении описан военный быт, психология, отображена дореволюционная жизнь россиян.

В повести, как и в жизни, царит атмосфера омертвления и обеднения, печали и рутины. Чувство абсурдности, беспорядочности и непонятности бытия. Именно эти чувства одолевали Ромашева и были знакомы жителям дореволюционной России. Для того чтобы заглушить идейное «бездорожье», Куприн описал в «Поединке» распущенный нрав офицеров, их несправедливое и жестокое отношение друг к другу. И конечно же, основной порок военных - алкоголизм, который процветал и среди русского народа.

Персонажи

Не нужно даже составлять план биографии Куприна, чтобы понять, что он со своими героями духовно близок. Это очень эмоциональные, надломленные личности, которые сострадают, негодуют из-за несправедливости и жестокости бытия, но ничего исправить не могут.

После «Поединка» появляется произведение под названием «Река жизни». В этом рассказе царят совсем другие настроения, произошло много освободительных процессов. Он является воплощением финала драмы интеллигенции, о которой повествует писатель. Куприн, творчество и биография которого тесно соединены, не изменяет себе, главный герой по-прежнему добрый, чувствительный интеллигент. Он представитель индивидуализма, нет, он не безучастный, бросившись в вихрь событий, понимает, что новая жизнь не для него. И прославляя радость бытия, он всё же решает уйти из жизни, так как считает, что не заслуживает её, о чём и пишет в предсмертной записке товарищу.

Тема любви и природы - это те области, в которых ярко выражены оптимистические настроения писателя. Такое чувство, как любовь, Куприн считал таинственным даром, который посылается только избранным. Это отношение отображается в романе «Гранатовый браслет», чего только стоит страстная речь Назанского или драматические отношения Ромашева с Шурой. А повествования Куприна о природе просто завораживают, вначале они могут показаться чересчур детальными и витиеватыми, но потом эта многоцветность начинает восхищать, так как приходит осознание, что это не стандартные обороты речи, а личные наблюдения автора. Становится понятно, как его захватывал процесс, как он впитывал впечатления, которые потом отображал в своём творчестве, и это просто зачаровывает.

Мастерство Куприна

Виртуоз пера, человек с прекрасной интуицией и пылкий жизнелюб, именно таким был Александр Куприн. Биография краткая рассказывает о том, что это был невероятно глубокий, гармоничный и внутренне наполненный человек. Он подсознательно чувствовал тайный смысл вещей, мог связать причины и понять последствия. Как прекрасный психолог он имел способность выделять главное в тексте, из-за чего его произведения казались идеальными, из которых ничего не уберёшь и не добавишь. Эти качества отображаются в «Вечернем госте», «Реке жизни», «Поединке».

Сферу литературных приёмов Александр Иванович ничем особо не пополнил. Однако в поздних произведениях автора, таких как «Река жизни», «Штабс-капитан Рыбников» наблюдается резкая смена направления искусства, он явно тянется к импрессионизму. Рассказы становятся более драматичными и сжатыми. Куприн, биография которого насыщена событиями, позже опять возвращается к реализму. Имеется в виду роман-хроника «Яма», в котором он описывает быт публичных домов, делает он это в привычной манере, всё так же натурально и ничего не скрывая. Из-за чего периодически получает осуждение критиков. Однако это его не останавливало. Он не стремился к новому, зато пытался улучшать и развивать старое.

Итоги

Биография Куприна (кратко о главном):

  • Родился Куприн Александр Иванович 7.09.1870 в городке Наровчат, Пензенского округа в России.
  • Умер 25.08.1938 г. в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге.
  • Жил писатель на стыке столетий, что неизменно отражалось на его творчестве. Пережил Октябрьскую революцию.
  • Направление искусства - реализм и импрессионизм. Основными жанрами являются новелла и повесть.
  • С 1902 года жил в браке с Давыдовой Марией Карловной. А с 1907 года - с Гейнрих Елизаветой Морицовной.
  • Отец - Куприн Иван Иванович. Мать - Куприна Любовь Алексеевна.
  • Имел двух дочек - Ксению и Лидию.

Лучшее обоняние в России

Александр Иванович был в гостях у Фёдора Шаляпина, который назвал его самым чутким носом России при гостях. На вечере присутствовал парфюмер из Франции, который решил проверить это, предложив Куприну назвать основные компоненты своей новой разработки. К величайшему удивлению всех присутствующих он справился с заданием.

Кроме того, у Куприна была странная привычка: при встрече или знакомстве он обнюхивал людей. Многих это обижало, а некоторых восхищало, они утверждали, что благодаря этому дару он распознаёт натуру человека. Единственным конкурентом Куприна был И. Бунин, они часто устраивали состязания.

Татарские корни

Куприн, как настоящий татарин, был очень вспыльчивый, эмоциональный и очень гордился своим происхождением. Его мать из рода татарских князей. Александр Иванович часто облачался в татарское одеяние: халат и цветная тюбетейка. В таком виде он любил посещать своих друзей, отдыхать в ресторанах. Причём в этом облачении он садился как настоящий хан и щурил глаза для большего сходства.

Человек-универсал

Александр Иванович поменял большое количество профессий до того, как нашёл своё истинное призвание. Он попробовал себя в боксе, педагогике, рыболовстве и в актёрском деле. Работал в цирке борцом, землемером, пилотом, бродячим музыкантом и т. д. Причём главная его цель была не деньги, а бесценный жизненный опыт. Александр Иванович заявлял, что хотел бы стать животным, растением или беременной женщиной, чтобы испытать все прелести родов.

Начало писательской деятельности

Первый писательский опыт он получил ещё в военном училище. Это был рассказ «Последний дебют», произведение было достаточно примитивным, но все же он решил его отправить в газету. Это донесли руководству училища, и Александр был наказан (двое суток в карцере). Он дал себе обещание больше никогда не писать. Однако слова не сдержал, так как встретил писателя И.Бунина, который попросил его написать небольшой рассказ. Куприн в то время был на мели, а поэтому согласился и на заработанные деньги купил себе продукты и обувь. Именно это событие и подтолкнуло его к серьёзной работе.

Вот такой он, известный писатель Александр Иванович Куприн, сильный физически человек с нежной и ранимой душой и со своими причудами. Большой жизнелюб и экспериментатор, сострадающий и имеющий большую тягу к справедливости. Натуралист и реалист Куприн оставил в наследие большое количество великолепных произведений, которые вполне заслуживают звания шедевров.

Александр Иванович Куприн, русский писатель-прозаик, автор повестей и романов «Олеся», «На переломе» (Кадеты), «Поединок» , «Суламифь», «Яма», «Гранатовый браслет», «Юнкера», а также множества рассказов и очерков.

А.И. Куприн родился 26 августа (7 сентября н.с.) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье потомственного дворянина, мелкого чиновника.

Александр Куприн как писатель, человек и собрание легенд о его бурной жизни - особая любовь русского читателя, сродни первому юношескому чувству на всю жизнь.

Иван Бунин, ревниво относившийся к своему поколению и редко раздающий похвалы, без сомнения, понимал неравноценность всего написанного Куприным, тем не менее называл его писателем милостью Божией.

И все же кажется, что по своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев - цирковым силачом, авиатором, предводителем балаклавских рыбаков, конокрадом, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в монастыре (кстати, такую попытку он делал). Культ физической силы, склонность к азарту, риску, буйству отличали молодого Куприна. Да и позже он любил помериться с жизнью силами в сорок три года вдруг начал учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Романенко, вместе с первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре, опускался в водолазном костюме на морское дно, со знаменитым борцом и авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман»... Однако искру Божью, как видно, не погасишь.

Родился Куприн в городке Наровчатове Пензенской губернии 26 августа (7 сентября) 1870 года. Отец его, мелкий чиновник, умер от холеры, когда мальчику не исполнилось и двух лет. В семье, оставшейся без средств, кроме Александра, было еще двое детей. Мать будущего писателя Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из татарских князей, и Куприн любил вспоминать о своей татарской крови, даже, было время, носил тюбетейку. В романе «Юнкера» он писал о своем автобиографичном герое «...бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и необдуманные поступки, выделяла его среди дюжинных юнкеров».

В 1874 году Любовь Алексеевна, женщина, по воспоминаниям, «с сильным, непреклонным характером и высоким благородством», принимает решение переехать в Москву. Там они поселяются в общей палате Вдовьего дома (описан Куприным в рассказе «Святая ложь»). Через два года, из-за крайней бедности, она отдает сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Для шестилетнего Саши начинается период существования на казарменном положении - длиной в семнадцать лет.

В 1880 году он поступает в Кадетский корпус. Здесь мальчик, тоскующий о доме и воле, сближается с преподавателем Цукановым (в повести «На переломе» - Труханов), литератором, который «замечательно художественно» читал воспитанникам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Начинает пробовать свои силы в литературе и подросток Куприн - разумеется, как поэт; кто же в этом возрасте хоть однажды не смял листок с первым стихотворением! Увлекается модной тогда поэзией Надсона. В то же время кадет Куприн - уже убежденный демократ «прогрессивные» идеи времени просачивались даже сквозь стены закрытого военного училища. Он гневно обличает в рифмованной форме «консервативного издателя» М.Н. Каткова и самого царя Александра III, клеймит «гнусное, страшное дело» царского суда над Александром Ульяновым и его подельниками, покушавшимися на монарха.

Восемнадцати лет Александр Куприн поступает в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. По воспоминаниям его однокашника Л.А. Лимонтова, это уже был не «невзрачный, маленький, неуклюжий кадетик», а сильный юноша, более всего дорожащий честью мундира, ловкий гимнаст, любитель потанцевать, влюбляющийся в каждую хорошенькую партнершу.

К юнкерскому периоду относится и его первое выступление в печати - 3 декабря 1889 года в журнале «Русский сатирический листок» появился рассказ Куприна «Последний дебют». Эта история действительно едва не стала первым и последним литературным дебютом юнкера. Позже он вспоминал, как, получив за рассказ гонорар в размере десяти рублей (для него тогда огромная сумма), на радостях купил матери «козловые ботинки», а на оставшийся рубль помчался в манеж погарцевать на лошади (Куприн очень любил лошадей и считал это «зовом предков»). Через несколько дней журнал с его рассказом попался на глаза кому-то из преподавателей, и юнкера Куприна вызвали к начальству «Куприн, ваш рассказ» - «Так точно!» - «В карцер!» Будущему офицеру не полагалось заниматься такими «легкомысленными» вещами. Как любой дебютант, он, конечно, жаждал комплиментов и в карцере прочитал свой рассказ отставному солдату, старому училищному дядьке. Тот внимательно выслушал и сказал «Здорово написано, ваше благородие! А только понять ничего нельзя». Рассказ и действительно был слабый.

После Александровского училища подпоручик Куприн был направлен в Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии. Четыре года жизни «в невероятной глуши, в одном из пограничных юго-западных городков. Вечная грязь, стада свиней на улицах, хатенки, мазанные из глины и навоза...» («К славе»), многочасовая муштра солдат, мрачные офицерские кутежи да пошловатые романы с местными «львицами» заставили его задуматься о будущем, как задумается о нем герой его знаменитой повести «Поединок» подпоручик Ромашов, мечтавший о военной славе, но после дикости провинциальной армейской жизни решивший выйти в отставку.

Эти годы дали Куприну знание военного быта, нравов местечковой интеллигенции, обычаев полесского села, а читателю подарили впоследствии такие его произведения, как «Дознание», «Ночлег», «Ночная смена», «Свадьба», «Славянская душа», «Миллионер», «Жидовка», «Трус», «Телеграфист», «Олеся» и другие.

В конце 1893 года Куприн подал прошение об отставке и уехал в Киев. К тому времени он был автором повести «Впотьмах» и рассказа «Лунной ночью» (журнал «Русское богатство») , написанных в стиле душещипательной мелодрамы. Он решает всерьез заняться литературой, но эта «дама» не так-то легко дается в руки. По его словам, он вдруг оказался в положении институтки, которую завели ночью в дебри Олонецких лесов и бросили без одежды, пищи и компаса; «...у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских», - напишет он в своей «Автобиографии». В ней же он приводит список профессий, которые пытался освоить, сняв военный мундир был репортером киевских газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре города Сумы, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском сталелитейном заводе (описан в повести «Молох»)...

Этот период завершился выходом в свет небольшого сборника очерков «Киевские типы», который можно считать первой литературной «муштрой» Куприна. За последующие пять лет он совершает довольно серьезный рывок как писатель в 1896 году публикует в «Русском богатстве» повесть «Молох», где впервые масштабно был показан бунтующий рабочий класс, выпускает первый сборник рассказов «Миниатюры» (1897), куда вошли «Собачье счастье», «Столетник», «Брегет», «Allez» и другие, затем следуют повесть «Олеся» (1898), рассказ «Ночная смена» (1899), повесть «На переломе» («Кадеты»; 1900).

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург довольно известным писателем. Он уже был знаком с Иваном Буниным, который сразу по приезде ввел его в дом Александры Аркадьевны Давыдовой, издательницы популярного литературного журнала «Мир Божий». О ней ходили в Петербурге слухи, будто писателей, выпрашивающих у нее аванс, она запирает в своем кабинете, дает чернила, перо, бумагу, три бутылки пива и выпускает лишь при условии готового рассказа, тут же выдавая и гонорар. В этом доме Куприн нашел свою первую жену - яркую, испанистую Марию Карловну Давыдову, приемную дочь издательницы.

Способная ученица своей матери, она тоже имела твердую руку в обращении с пишущей братией. По крайней мере, за семь лет их брака - время самой большой и бурной славы Куприна - ей удавалось довольно продолжительные периоды удерживать его за письменным столом (вплоть до лишения завтраков, после которых Александра Ивановича клонило в сон). При ней были написаны произведения, выдвинувшие Куприна в первый ряд русских писателей рассказы «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1904), повесть «Поединок» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (1906).

После выхода «Поединка», написанного под большим идейным влиянием «буревестника революции» Горького, Куприн становится всероссийской знаменитостью. Нападки на армию, сгущение красок - забитые солдаты, невежественные, пьяные офицеры - все это «потрафляло» вкусам революционно настроенной интеллигенции, которая и поражение русского флота в русско-японской войне считала своей победой. Эта повесть, без сомнения, написана рукой большого мастера, но сегодня она воспринимается в несколько ином историческом измерении.

Куприн проходит самое сильное испытание - славой. «Это была пора, - вспоминал Бунин, - когда издатели газет, журналов и сборников на лихачах гонялись за ним по... ресторанам, в которых он проводил дни и ночи со своими случайными и постоянными собутыльниками, и униженно умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей авансом за одно только обещание не забыть их при случае своей милостью, а он, грузный, большелицый, только щурился, молчал и вдруг отрывисто кидал таким зловещим шепотом «Геть сию же минуту к чертовой матери!» - что робкие люди сразу словно сквозь землю проваливались». Грязные кабаки и дорогие рестораны, нищие бродяги и лощеные снобы петербургской богемы, цыганские певицы и бега, наконец, важный генерал, брошенный им в бассейн со стерлядью... - весь набор «русских рецептов» для лечения меланхолии, в которую почему-то всегда выливается шумная слава, был им перепробован (как тут не вспомнить фразу шекспировского героя «В чем выражается меланхолия великого духом человека В том, что ему хочется выпить») .

К этому времени брак с Марией Карловной, видимо, исчерпал себя, и Куприн, не умеющий жить по инерции, с юношеской пылкостью влюбляется в воспитательницу своей дочери Лидии - маленькую, хрупкую Лизу Гейнрих. Она была сиротой и уже пережила свою горькую историю побывала на русско-японской войне сестрой милосердия и вернулась оттуда не только с медалями, но и с разбитым сердцем. Когда Куприн, не откладывая, объяснился ей в любви, она тут же покинула их дом, не желая быть причиной семейного разлада. Вслед за ней ушел из дома и Куприн, сняв номер в петербургской гостинице «Пале-Рояль».

Несколько недель он мечется по городу в поисках бедной Лизы и, само собой, обрастает сочувствующей компанией... Когда большой его друг и почитатель таланта профессор Петербургского университета Федор Дмитриевич Батюшков понял, что этим безумствам не будет конца, он отыскал Лизу в небольшом госпитале, куда она устроилась сестрой милосердия. О чем он с ней говорил Может быть, о том, что она должна спасти гордость русской литературы.. Неизвестно. Только сердце Елизаветы Морицовны дрогнуло и она согласилась немедленно ехать к Куприну; правда, с одним твердым условием Александр Иванович должен лечиться. Весной 1907 года они вдвоем уезжают в финский санаторий «Гельсингфорс». Эта большая страсть к маленькой женщине стала причиной создания замечательного рассказа «Суламифь» (1907) -русской «Песни песней». В 1908 году у них рождается дочь Ксения, которая впоследствии напишет воспоминания «Куприн - мой отец».

С 1907 по 1914 год Куприн создает такие значительные произведения, как рассказы «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1910), цикл рассказов «Листригоны» (1907-1911), в 1912 году начинает работу над романом «Яма». Когда он вышел, критика увидела в нем обличение еще одного социального зла России - проституции, Куприн же считал платных «жриц любви» жертвами общественного темперамента испокон века.

К этому времени он уже разошелся в политических взглядах с Горьким, отошел от революционной демократии.

Войну 1914 года Куприн называл справедливой, освободительной, за что был обвинен в «казенном патриотизме». В петербургской газете «Новь» появилась его большая фотография с подписью «А.И. Куприн, призванный в действующую армию». Однако на фронт он не попал - был командирован в Финляндию обучать новобранцев. В 1915 году его признали негодным к строевой службе по здоровью, и он вернулся домой в Гатчину, где в то время жила его семья.

После семнадцатого года Куприн, несмотря на несколько попыток, общего языка с новой властью не нашел (хотя по протекции Горького даже встречался с Лениным, но тот не увидел в нем «четкой идейной позиции») и покинул Гатчину вместе с отступающей армией Юденича. В 1920 году Куприны оказались в Париже.

Во Франции после революции осело около 150 тысяч эмигрантов из России. Париж стал русской литературной столицей - здесь жили Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Бунин и Алексей Толстой, Иван Шмелев и Алексей Ремизов, Надежда Тэффи и Саша Черный, и многие другие известные писатели. Образовывались всевозможные русские общества, выпускались газеты и журналы... Ходил даже такой анекдот встречаются на парижском бульваре два русских. «Ну, как тебе здесь живется» - «Ничего, жить можно, одна беда слишком много французов».

Первое время, пока еще сохранялась иллюзия унесенной с собой родины, Куприн пытался писать, но дар его постепенно угасал, как и могучее когда-то здоровье, все чаще он жаловался, что работать здесь не может, поскольку привык «списывать» своих героев с жизни. «Прекрасный народ, - высказывался Куприн о французах, - но не говорит по-русски, и в лавочке и в пивной - всюду не по-нашему... А значит это вот что - поживешь, поживешь, да и писать перестанешь». Самое значительное его произведение эмигрантского периода - автобиографический роман «Юнкера» (1928-1933). Становился он все более тихим, сентиментальным - непривычным для знакомых. Иногда, правда, все же давала себя знать горячая купринская кровь. Как-то писатель возвращался с друзьями из загородного ресторана на такси, заговорили о литературе. Поэт Ладинский назвал «Поединок» лучшей его вещью. Куприн же настаивал, что лучшее из всего им написанного - «Гранатовый браслет» там есть высокие, драгоценные чувства людей. Ладинский назвал эту историю неправдоподобной. Куприн рассвирепел «Гранатовый браслет» - быль!» и вызвал Ладинского на дуэль. С большим трудом удалось его отговорить, катая всю ночь по городу, как вспоминала Лидия Арсеньева («Дальние берега». М. «Республика», 1994).

Видимо, с «Гранатовым браслетом» у Куприна действительно было связано что-то очень личное. На исходе жизни он и сам стал походить на своего героя - состарившегося Желткова. «Семь лет безнадежной и вежливой любви» Желтков писал безответные письма княгине Вере Николаевне. Постаревшего Куприна часто видели в парижском бистро, где он сидел один за бутылкой вина и писал любовные письма к мало знакомой женщине. В журнале «Огонек» (1958, № 6) было опубликовано стихотворение писателя, возможно, сочиненное в ту пору. Там есть такие строки «И никто на свете не узнает, Что годами, каждый час и миг, От любви томится и страдает Вежливый, внимательный старик».

Перед отъездом в Россию в 1937 году он уже мало кого узнавал, да и его почти не узнавали. Бунин пишет в своих «Воспоминаниях» «...я как-то встретил его на улице и внутренне ахнул и следа не осталось от прежнего Куприна! Он шел мелкими, жалкими шажками, плелся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв ветра сдует его с ног...»

Когда жена увезла Куприна в Советскую Россию, русская эмиграция его не осуждала, понимая - он едет туда умирать (хотя такие вещи воспринимались в эмигрантской среде болезненно; говорили же, к примеру, что Алексей Толстой просто сбежал в «Совдепию» от долгов и кредиторов) . Для советского правительства это была политика. В газете «Правда» от 1 июня 1937 года появилась заметка «31 мая в Москву прибыл вернувшийся из эмиграции на родину известный русский дореволюционный писатель Александр Иванович Куприн. На Белорусском вокзале А.И. Куприна встречали представители писательской общественности и советской печати».

Поселили Куприна в подмосковном доме отдыха для писателей. В один из солнечных летних дней в гости к нему приехали матросы-балтийцы. Александра Ивановича вынесли в кресле на лужайку, где матросы пели для него хором, подходили, пожимали руку, говорили, что читали его «Поединок», благодарили... Куприн молчал и вдруг громко заплакал (из воспоминаний Н.Д. Телешова «Записки писателя»).

Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года в Ленинграде. В последние эмигрантские годы он часто говорил, что умирать нужно в России, дома, как зверь, который уходит умирать в свою берлогу. Хочется думать, что он ушел из жизни успокоенный и примиренный.

Любовь Калюжная,