Крушение и разочарование родиона раскольникова. Кирпотин, Валерий Яковлевич - Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: (Кн о романе Достоевского "Преступление и наказание") Кирпотин в я разочарование и крушение родиона раскольникова

Итак, главный герой романа “Преступление и наказание” – Родион Раскольников, молодой человек, бедный, недоучившийся студент. Если отбросить в сторону мысли о нем, как о будущем убийце, то можно сравнить его с парусником, впервые вышедшем в открытое море.

Ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”
М. Ю. Лермонтов

Кто же в молодые годы не мечтает прожить интересную, незаурядную жизнь? Кто же не мечтает вписать свое имя в историю, подобно тому, как вписывали его великие личности? Одна из них особенно ярко мелькнет в романе, а именно-Наполеон Бонапарт, которого Родион считал гением и “сверхчеловеком”. Пример истории жизни Бонапарта, стал для студента прекрасным приложением к его теории. Теории разделения людей на “тварей дрожащих” и “творцов истории”. И вот, юный мечтатель, парусник,

Стремящийся в большое плавание, желавший бури и не принимавший штиля, стал заложником собственных иллюзий и…совершил грех.

Совершил он его не ради денег, не чтобы помочь своей семье, как например Соня Мармеладова, а ради…идеи. Да, именно идея стала его курсом, смыслом его жизни. Но…применима ли она к жизни? Получается, что Родион дал некое разрешение на убийство, на “устранение препятствий перед великой целью” определенному типу людей. Действительно, что значит пара-тройка человеческих жизней во имя общего блага? Ведь люди, пожертвовавшие жизнями других людей, вошли в историю. И пусть памятники им стоят на костях их жертв, пусть их имена вписаны кровью убитых, но они же велики! А равняется ли величие этих людей цене жизней “простых смертных”? Неужели согласно теории Раскольникова они вправе решать, кому жить, а кому нет? Родион признает, что порою происходит путаница и “обыкновенные люди” могут возомнить себя “необыкновенными”. Просто “обыкновенные люди” после “преодоления препятствий” будут испытывать душевные муки и страдания, а “великие” смогут легко переступить через это. Именно таким: гордым, холодным и уверенным хотел быть герой этого романа, но все оказалось иначе. Вместо ожидаемых лавров – тяжелая болезнь и разговоры в бреду. Кажется, молодой человек оказался далеко не Бонапартом, а обычной, заурядной личностью. Или его теория это лабиринт молодого ума? Клубок из несформированного мировоззрения, юношеского максимализма и горячности чувств? Да, я не смею отрицать существование людей, перевернувших историю или оставивших нам богатое культурное наследие, но “проверка кровью” не является определяющим фактором величия человека. В конце концов, за все приходится платить. Но Раскольников осознает это намного позже. Ему предстоит выбрать правильный путь на развилке двух дорог, на первый взгляд похожих, но таких разных. Выбор пути Свидригайлова – пути в бездну или дорога Сони Мармеладовой, дорога к Богу и исцелению. Казалось бы, и Соня, и Аркадий, совершили грех, но какие разные у них пути! И прежде чем окончательно разочароваться в своей теории, осознать глубину свершенного преступления и вступить на светлый, праведный путь, Родиону предстоит мучительное и долгое наказание. Наказание за преступление против собственной души. А душа его, добрая и светлая, стремилась совсем к иному. Недаром, он так много сделал для семьи Мармеладовых, впрочем, не только для них…
А на самом деле, величие его было в незначительных на первый взгляд делах. Тех, к которым стремилась его душа, полная сострадания и любви. И именно светлое, духовное начало победило в Раскольникове. И его ожидает совершенно иная жизнь. Родион открывает Евангелие и вступает новый путь. Но это уже совсем другая история…

Сочинения по темам:

  1. Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает...
  2. “Преступление и наказание” принадлежит к числу величайших творений Ф. М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный,...
  3. Жена писателя А. Г. Достоевская вспоминает, что Федору Михайловичу сравнительно легко давалось написание романа. Однако мучительно и долго, с большими...
  4. Социально-философский роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19...

Итак, главный герой романа «Преступление и наказание» - Родион Раскольников, молодой человек, бедный, недоучившийся студент. Если отбросить в сторону мысли о нём, как о будущем убийце, то можно сравнить его с парусником, впервые вышедшем в открытое море.

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
М.Ю.Лермонтов

Кто же в молодые годы не мечтает прожить интересную, незаурядную жизнь? Кто же не мечтает вписать своё имя в историю, подобно тому, как вписывали его великие личности? Одна из них особенно ярко мелькнёт в романе, а именно-Наполеон Бонапарт, которого Родион считал гением и «сверхчеловеком». Пример истории жизни Бонапарта, стал для студента прекрасным приложением к его теории. Теории разделения людей на «тварей дрожащих» и «творцов истории». И вот, юный мечтатель, парусник, стремящийся в большое плавание, желавший бури и не принимавший штиля, стал заложником собственных иллюзий и…совершил грех.

……………………………………………………………………………………………….
Совершил он его не ради денег, не чтобы помочь своей семье, как например Соня Мармеладова, а ради…идеи. Да, именно идея стала его курсом, смыслом его жизни. Но…применима ли она к жизни? Получается, что Родион дал некое разрешение на убийство, на «устранение препятствий перед великой целью» определённому типу людей. Действительно, что значит пара-тройка человеческих жизней во имя общего блага? Ведь люди, пожертвовавшие жизнями других людей, вошли в историю. И пусть памятники им стоят на костях их жертв, пусть их имена вписаны кровью убитых, но они же велики! А равняется ли величие этих людей цене жизней «простых смертных»? Неужели согласно теории Раскольникова они вправе решать, кому жить, а кому нет? Родион признаёт, что порою происходит путаница и «обыкновенные люди» могут возомнить себя «необыкновенными». Просто «обыкновенные люди» после «преодоления препятствий» будут испытывать душевные муки и страдания, а «великие» смогут легко переступить через это. Именно таким: гордым, холодным и уверенным хотел быть герой этого романа, но всё оказалось иначе. Вместо ожидаемых лавров – тяжёлая болезнь и разговоры в бреду. Кажется, молодой человек оказался далеко не Бонапартом, а обычной, заурядной личностью. Или его теория это лабиринт молодого ума? Клубок из несформированного мировоззрения, юношеского максимализма и горячности чувств? Да, я не смею отрицать существование людей, перевернувших историю или оставивших нам богатое культурное наследие, но «проверка кровью» не является определяющим фактором величия человека. В конце концов, за всё приходится платить. Но Раскольников осознает это намного позже. Ему предстоит выбрать правильный путь на развилке двух дорог, на первый взгляд похожих, но таких разных. Выбор пути Свидригайлова- пути в бездну или дорога Сони Мармеладовой, дорога к Богу и исцелению. Казалось бы, и Соня, и Аркадий, совершили грех, но какие разные у них пути! И прежде чем окончательно разочароваться в своей теории, осознать глубину свершённого преступления и вступить на светлый, праведный путь, Родиону предстоит мучительное и долгое наказание. Наказание за преступление против собственной души. А душа его, добрая и светлая, стремилась совсем к иному. Недаром, он так много сделал для семьи Мармеладовых, впрочем, не только для них…
……………………………………………………………………………………………………
А на самом деле, величие его было в незначительных на первый взгляд делах. Тех, к которым стремилась его душа, полная сострадания и любви. И именно светлое, духовное начало победило в Раскольникове. И его ожидает совершенно иная жизнь. Родион открывает Евангелие и вступает новый путь. Но это уже совсем другая история…

Действие “Преступления и наказания” длится не многим более двух недель. Для Достоевского с его замахом, с его далекими горизонтами не было надобности приурочивать сюжет романа к хронологически точно определенной дате. Однако Достоевский был реалистом и оставался реалистом всегда, поэтому он никогда не забывал о земных корнях создаваемых им трагедий. Образы, идеи и идеалы 8 его романах растут из действительности, и всегда можно проследить, с какими тревогами времени они связаны, где легло семя возросшего дерева. Действие “Преступления и наказания” происходит, когда волна шестидесятых годов уже опрокинулась и обессилела. В Достоевском, когда он создавал историю Раскольникова, еще не улеглись переживания кульминации десятилетия, но он смог уже отнестись к ним ретроспективно, подводя им свои итоги.
Земные корни, исторические сроки, социальная и психологическая точность необходимы были Достоевскому, потому что он писал не детективный, а историко-философский и социально-нравственный роман. Ему нужны были факты, а не символы, образы, а не идеи в лицах – он был не рассудочным мыслителем, излагавшим философемы в назидательно-беллетристической форме, а гениальным художником, умевшим сквозь факты и лица, сквозь обстоятельства и поступки чувствовать и передавать таящиеся за ним всеобщие законы и силы. “Преступление и наказание” никогда не перестанет быть художественно-индивидуализированным рассказом о Раскольникове, о его внутренней жизни, о его идеях и замыслах, о его преступлении, о его наказании, о его судьбе. Но в рассказе само собой складывается общее, из рассказа сам собой выступает смысл, который в конце концов один только и важен был Достоевскому, потому что он горел всеми горестями мира и с неистово спешащей тревогой искал средство для его исцеления.
Все, что несет беззащитному большинству существующий порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе семьи Мармеладовых. Семья Мармеладовых – фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного, эксплуататорского общества, и, как “сладок” этот мир, рисуется уже горько – иронической фамилией, подобранной Достоевским.
Представления о социальных противоречиях и социальных бедствиях неправедного мира сего остались у Достоевского в новом романе неизменными; они характеризуются не эксплуатацией, а нищетой, самым ярким их символом по-прежнему являются женщины, вынужденные торговать любовью, и страдающие дети. Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, порок, безнравственность, в отличие от официального христианского отношения к нищете. “Милостивый государь, – начал он (Мармеладов) почти с торжественностию, – бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!”
Пьянство – не причина бедности, а следствие, следствие безработицы, бездомности “… а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся! ” – объясняет Мармеладов Раскольникову. С поразительной точностью, с материалистической последовательностью показывает Достоевский, как Сонечка Мармеладова с ее чистотой и самоотверженностью становится проституткой.
Образ девушки, продающей за тридцать рублей, за тридцать серебреников, свою невинность и красоту, постепенно заполняет страницы романа, символизируя неправду, жестокость, весь ужас мира сего. Гордая Дуня, сестра Раскольникова, вариант все той же Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст! “О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы?”
Такова грозная диалектика этого товарного мира – высочайшая любовь через высочайшую самоотверженность превращает самое святое в человеке в предмет продажи и купли, в бесчестие, в бессовестность. Раскольников, для блага которого Дуня готова проституировать себя, с жестокой прямолинейностью бросает ей в лицо: “Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко…” Всем добрым, слабым, безответным – всем приуготовлена одна участь.
Даже Лизавета Ивановна, покорная раба своей сестры Алены, и та по своеобразной логике, хорошо уловленной Достоевским, шествует по той же дороге: “Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная”. Всех их, нравственно прекрасных и самоотверженных, ждет одна участь, и самое роковое: беспредельные жертвы не только готовят им самим болезни и раннюю гибель, жертвы не спасают тех, во имя которых приносятся.
Идея Раскольникова, цель, которой он руководился, совершая свое преступление, нелегко раскрывается в романе. А от идеи Раскольникова зависит и идея всего произведения – неудивительно, что на протяжении десятилетий толкование романа становилось предметом общественных и литературных споров, что он по-разному воспринимался от поколения к поколению.
В демократическом лагере русской критики к Раскольнико – ву подошли первоначально под углом зрения теории “невменения”, согласно которой преступления являются лишь фаталистическим следствием неправильно и несправедливо сложившихся общественных отношений. При таком подходе идейные мотивы вообще выпадают из анализа злодеяния Раскольникова. Писарев полагал: нет никаких оснований считать, что “теоретические убеждения Раскольникова имели какое-нибудь заметное 361 влияние на совершение убийства”. “Раскольников, – писал он, – совершает свое преступление не совсем так, как совершил бы его безграмотный горемыка; но он совершает его потому, почему совершил бы его любой безграмотный горемыка. Бедность в обоих случаях является главною побудительною причиною”.
Русские декаденты, в первую очередь Д. Мережковский и Лев Шестов, легко доказывали несостоятельность наивно-моралистического толкования “Преступления и наказания”. Оно опровергалось самим текстом романа, теми тонкими, гибкими и диалектическими речами, в которых Раскольников сам, по воле автора, выражал свою идею. К тому же наивно-моралистическая и наивно-религиозная дидактика не могла объяснить всемирно-исторического значения “Преступления и наказания”. Она снижала художественное достоинство романа, низводя мастерство Достоевского в лучшем случае до мастерства психологического анализа, хотя сам-то Достоевский неоднократно и совершенно недвусмысленно доказывал, что психология сама по себе не в состоянии поднять искусство до гениальной высоты.
Раскольников, по терминологии Достоевского, Лицо. Лицо обладает пафосом, образующим центростремительную силу, стягивающую воедино разные стороны личности, которые в противном случае распались бы и уничтожили сюжетно-идеологическое значение главного героя. Духовный мир Раскольникова, как и других лиц в романах Достоевского, может быть пояснен словами молодого Бакунина: “Любить, действовать под влиянием какой-нибудь мысли, согретой чувством, – вот задача жизни”. “Мысль, согретая чувством”, – это то, что Достоевский называл идеей-чувством, идеей-страстью. Идея-чувство, идея – страсть не вытесняет натуру человека, а охватывает ее, как огонь сухое дерево, она не превращает личность в отвлеченный, дистиллированный голос, а мобилизует все силы и все возможности личности, сосредотачивая их в одном пункте. Идея-страсть направлена на достижение не частных, а всеобщих целей, и она не является сама по себе “изображением” Достоевского.
Идея-страсть выбивает человека из обыденной колеи, ломает и преобразовывает его характер, смирного делает храбрым, честного – преступником, заставляет его бросать насиженное место, делает его бестрепетным и перед каторгой, и перед эшафотом. Идея-страсть может сделать человека мономаном, и тем не менее она не превращает его в простую отвлеченность. Охваченный своей идеей, Раскольников “решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки, обязанной ему прислуживать и заглядывать иногда в его комнату, возбуждало в нем желчь и конвульсии”.
Раскольников – это живая, мучающаяся жизнь, со своими опасностями и со своими пределами, в которой все связано друг с другом и одно переливается в другое; Раскольников – это живая личность (“в художественном исполнении не забыть, что ему 23 года”), в которой все взаимообусловлено и все двигается, подгоняемое господствующей в ней тенденцией; Раскольников – гениально созданный образ, органическое единство, внутренние противоречия которого стремятся найти разрешение в действии, управляемом поставленной целью. Только в этом смысле и можно говорить об идее Раскольникова, не обедняя его личности, не разрушая его качественного своеобразия и не снижая истинного значения ее идеологических и практических устремлений.

Сочинение по литературе на тему: Разочарование и крушение Родиона Раскольникова

Другие сочинения:

  1. Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Сам Достоевский в письме издателю М. Н. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: “Молодой человек, исключенный Read More ......
  2. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и Read More ......
  3. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, Read More ......
  4. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” отразились противоречия действительности и общественной мысли “сумеречной” эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России. “Появились какие-то Read More ......
  5. Основное содержание романа “Преступление и наказание” составляет психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания. Раскольников, убивший старуху процентщицу и ее сестру, – не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою философскую кон цепцию, для Read More ......
  6. Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. “Гениальность Достоевского, – писал М. Горький, – неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру”. Его романы отличаются пристальным Read More ......
  7. Жена писателя А. Г. Достоевская вспоминает, что Федору Михайловичу сравнительно легко давалось написание романа. Однако мучительно и долго, с большими трудностями всегда шло создание плана. Так было и с книгой “Преступление и наказание”. Главный персонаж романа Раскольников возник в нем Read More ......
Разочарование и крушение Родиона Раскольникова

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления".

Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, ...поддавшись некоторым странным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху..." При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и "потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству".

В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: "студент, живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым странным неоконченным идеям". Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил," признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить.

Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Ф. М. Достоевский – величайший гуманист девятнадцатого века. Словно пророк, он переживал тревожное чувство ожидания катастрофы. Он яснее видел, чем его современники, что ожидает мир, если люди не будут следовать в своих поступках и помыслах идее христианской любви к ближнему. Он яснее, чем «обычные люди», видел, к чему придёт мир, если каждый будет руководствоваться во всём чувством гордости и неуёмной жаждой справедливости.

«Преступление и наказание» - роман – предупреждение всем, кто попытается перестроить мир в соответствии со своими идеалами. Это произведение о России, переживающей эпоху социальных сдвигов и нравственных потрясений, о герое, «вместившем в грудь свою все страдания, боли и раны своего времени». Глубокий психолог, Достоевский исследует те изменения, которые происходят в душе убийцы, реалистически показывает, какие последствия ожидают человека, нарушившего не столько юридический закон, сколько нравственный – одну из христианских заповедей: «не убий».

Какое нравственное крушение может потерпеть человек, оправдывающий убийство высокими и благими целями возведения прекрасного здания будущего всего человечества? Какое горькое разочарование ожидает того, кто решил, что он, как сильный мира сего, может распоряжаться чужими судьбами на пути к светлому будущему? Именно эти нравственные и философские вопросы ставит писатель, создавая образ главного героя.

Главным героем романа является бывший студент Родион Романович Раскольников – неординарный человек, который хочет решить проблему несправедливого устройства мира. В самом начале романа мы узнаём, что у молодого человека зародилась идея покушения на старуху – процентщицу. Раскольников испытывает ненависть и отвращение к вредной и ничтожной, с его точки зрения, старушонке, наживающейся на чужом горе и нищете. Доведённый до отчаяния тяжёлым материальным положением, он становится пленником своих помыслов. Будущий юрист создаёт теорию о разделении людей на два разряда. «Обыкновенные» люди представляют собой лишь материал для зарождения себе подобных. «Необыкновенные» могут позволить своей совести переступить через кровь, через закон во имя нового, лучшего. Убийство ростовщицы – это проверка теории на практике. Молодой человек хочет узнать, к какому разряду людей относится он сам. Он стремится понять, кто он: «тварь дрожащая», «вошь» или «великий человек», который «право имеет» переступить через закон и «устранять препятствия» на пути достижения своих великих целей?

Весь месяц от убийства до признания проходит для нашего героя в непрерывном напряжении, в непрекращающейся ни на секунду борьбе с самим собой. Молодой человек не рассчитал своей «натуры», вступившей в противоречие с идеей о праве сильного поступать по своему усмотрению.

Совершив убийство, Раскольников отступил от Бога, а значит, предал себя Дьяволу, погубил свою душу, и в этом главное его крушение, хотя поначалу его терзают муки от сознания того, что он, «тварь дрожащая», не должен был кровавить топор. Наказания убийцы – это не каторжные работы, а невыносимые нравственные терзания, муки совести. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» - в отчаянии признаётся он Соне Мармеладовой. Долгое время, вплоть до каторги, да и на ней самой, Раскольников испытывает ощущение жизненного краха, но не разочарование от ложности своей теории. Он верит в истинность своей идеи «права сильного».

Именно Соня Мармеладова смогла научить героя милосердию, всепрощению, состраданию. Благодаря Соне, он преодолел свой первый грех – гордость. Нелегко даётся духовное воскресение Раскольникову. Душа шаг за шагом освобождается от власти бесчеловечной идеи, оправдывающей убийство, но гордый ум упорствует в верности помыслу.

Только на каторге после пророческого сна Раскольников становится свободен от дьявольского наваждения вершить суд над миром. Сон о трихинах – картина мира, погружённого в хаос, - поистине напоминает Апокалипсис. В людей вселяются микроскопические существа, наделённые умом и волей, и обитатели земли становятся «бесноватыми». Безумие людей заключается в том, что каждый уверен в своей правоте: «никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований». Утрачен критерий добра и зла: «не знали, кого обвинять, кого оправдывать». Бессмысленная злоба, жестокие убийства, нескончаемые войны, людоедство, пожары, голод – мир на грани катастрофы. Этот сон помог понять герою истину любви к ближнему и принять правду Сони, которая убеждена в том, что никто не имеет права решать, кому жить, а кому умирать. Духовное возрождение Раскольникова происходит вместе с осознанием любви к Соне, пожертвовавшей собой ради ближних.

Итак, крушение ложных жизненных установок героя и разочарование в своей теории о разделении людей на «имеющих право на насилие» и «тварей дрожащих» происходит под влиянием правды Сони, которая всегда в своих поступках руководствуется христианской любовью к ближнему.