Краткое сообщение вокальное творчество с рахманинова. Доклад: Рахманинов Сергей Васильевич. Камерно-вокальное творчество Рахманинова: общая характеристика

Бурно развивалась. Активно проходили реформы , общество начинало жить по-новому.

Девятнадцатое столетие подарило России целую плеяду талантливых деятелей культуры. , скульптору и наконец, . В конце 19 века, родился Сергей Васильевич Рахманинов, творить которому, было суждено уже в 20 веке.

Сергей Васильевич родился в марте 1873 года в Новгородской области. Семья его принадлежала к дворянскому сословию, очень любила музыку. А дед имел определенную известность в музыкальных кругах, как автор романсов.

С пяти лет Сергей начал получать систематическое образование. В 1882 году, будучи 9-летнем мальчиком, поступает в Петербургскую консерваторию. Спустя три года судьба забросила его в Москву, где он продолжил обучение в местной консерватории.

В Московской консерватории Сергей Рахманинов был учеником известного музыканта и педагога Зверева. Учитель у него был более, чем достойнейший. Помимо Сергея, он занимался воспитанием, известного в будущем, русского композитора .

За годы обучения, Рахманинов пишет несколько музыкальных произведений, которые дают начало его музыкальному будущему. Творчество его произвело впечатление на . Личность Петра Ильича в итоге оказала большое влияние на молодого композитора, который уважал Чайковского, как личность, и высоко ценил его профессиональные качества.

В 1893 году Петр Чайковский умирает. Это трагическое событие ошарашило Рахманинова. Свои эмоции и переживания русский композитор сразу же отражает в новом музыкальном произведении - «Памяти Великого художника». В последующие годы появится симфония «Утес», романсы «В молчанье ночи тайной», «Не пой красавица при мне», «Весенние воды».

В 1897 году состоялась премьера Первой Симфонии Рахманинова. Премьера была провальной. Причина провала, по воспоминаниям очевидцев, находилась главным образом в плохой подготовке оркестра и дирижера Глазунова. Сам композитор же, считал главной причиной неудачи себя. Он сильно переживал, и несколько лет даже не писал музыку.

В начале 20 века в творчестве Сергея Рахманинова начинается подъем. Карьера безусловно идет по возрастающей. В ближайшие 15 лет композитор напишет множество уникальных музыкальных произведений. Второй концерт для фортепьяно с оркестром идет «на ура», кантата «Веста» и концерт номер три для фортепьяно с оркестром, симфония «Остров мертвых» и множество других произведений, сделали автора одним из самых известных русских композиторов. В эти же годы маэстро все более уверенно чувствует себя в роли дирижера, работает в Большом театре, пишет оперы.

В феврале 1917 года в Российской Империи грянула революция. Интеллигенции, людям творческих профессий, живется нелегко. Наступил декабрь, и Сергей Васильевич едет на гастроли в Скандинавские страны. С берегов Скандинавского полуострова, его путь лежал, не на Родину, а в Новый свет. Теперь композитор вместе с семьей живет в США.

За рубежом Рахманинов много гастролирует, его концерты пользуются популярностью. Из-за больших гастрольных программ, у него почти не остается свободного времени для творчества. Однако через несколько лет прожитых за рубежом, он все же начинает писать музыку, правда не в тех объемах. Его творческий кризис был связан с тоской по Родине. В жизни любого талантливого человека творческой профессии, тема Родины далеко не последняя. Родной быт, родная культура, природа - все это вдохновляет человека для творчества. А ничего этого в США у него не было.

Умер Сергей Васильевич Рахманинов в начале весны 1943 года, в США.

Классическая музыка

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и первые музыкальные занятия начались с четырехлетнего возраста и проходили под руководством матери.

В 1882 году семья Рахманиновых переселилась в Петербург, и мальчик был отдан в Петербургскую консерваторию в класс профессора Демянского. В 1885 году семья переехала в Москву. С этим обстоятельством связан был переход Рахманинова в Московскую консерваторию. Здесь он обучался под руководством сначала Н.С. Зверева, а затем А.И. Зилоти в области фортепиано. А.С. Аренский и С.И.Танеев обучали его музыкальной теории и композиторской технике. Рахманинов окончил Консерваторию в 1892 году с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". В том же году эта опера была поставлена в Москве на сцене Большого театра. С нею автор выступил вскоре и как дирижер в Киевском оперном театре.

Забегая вперед, стоит сказать, что Рахманинов выказывал уже в начале творческого пути себя и как прекрасный дирижер. В начале композиторской и исполнительской деятельности дирижерское искусство привлекало его: в 1897-1898 годах он служил дирижером в частной ("мамонтовской") опере в Москве, а с 1904 по 1906 год занимал такой же пост в московском Большом театре. Позднее он почти не выступал в этом качестве.

С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. И он быстро показал свои незаурядные способности. Уже в те годы игра его отличалась яркостью, силой, богатством и полнотой звучания, блеском и остротой ритма, захватывающей и приковывающей внимание выразительностью и властно покорявшей волевой напряженностью.

Признание Рахманинову как талантливому симфонисту впервые принесла оркестровая фантазия "Утес", написанная в 1893 году. В отзывах печати на первое исполнение фантазии отмечались поэтичность настроения, богатство и тонкость гармонии, яркость оркестровых красок. Несомненно, индивидуальный и притом обаятельный композиторский почерк Рахманинова чувствуется уже в первых юношеских опытах.

Неожиданная пауза наступила в 1897 году, после неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова - сочинения, в которое композитором было вложено много труда и душевной энергии, непонятого большинством музыкантов и почти единодушно осужденного на страницах печати, даже осмеянного некоторыми из критиков. Провал симфонии стал глубокой психической травмой для Рахманинова; по собственному, более позднему признанию, он "был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки". Три последующих года были годами почти полного творческого молчания, но одновременно и сосредоточенных размышлений, критической переоценки всего ранее сделанного. Результатом этой напряженной внутренней работы композитора над самим собой явился необычайно интенсивный и яркий творческий подъем в начале нового столетия. На протяжении первых трех-четырех годов наступившего XX века Рахманиновым был создан ряд замечательных по своей глубокой поэтичности, свежести и непосредственности вдохновения произведений различных жанров, в которых богатство творческой фантазии и своеобразие авторского "почерка" соединяются с высоким законченным мастерством.

Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова, оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения - Шести музыкальных моментов. Композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальностью и выработанной манерой письма. Рахманинов показал себя в нем крупным оригинальным художником, "свободным от всякой изысканности и в то же время обладателем всех средств новейшей техники".

Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром. В одно время с концертом создавалась Вторая сюита, неудивительно, что она в отдельных своих моментах перекликается с ним по характеру музыки, хотя задача, стоявшая в данном случае перед композитором, была иная. Это произведение еще одна несомненная творческая удача Рахманинова.

Более скромная по масштабу симфоническая кантата, или вокально-симфоническая поэма "Весна" (1902), написана на слова стихотворения Н.А. Некрасова "Зеленый шум". Произведение это оказалось созвучным тем "весенним" настроениям, связанным с подъемом освободительных чаяний и ожиданием близких перемен, которыми были охвачены широкие круги русского общества в начале 1900-х годов.

Более сложной оказалась судьба двух последующих крупных произведений Рахманинова - опер "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини", впервые показанных на сцене Большого театра в один вечер 11 января 1906 года. Встреченные с большим интересом, они вместе с тем вызвали много споров и разногласий в их оценке.

Оба произведения были во многом новы и необычны с точки зрения сложившихся традиционных норм оперной драматургии XIX века. Как и "Алеко", они отличаются краткостью, сжатостью формы, отсутствием развернутого, постепенно развивающегося действия: все внимание сконцентрировано на немногих важнейших его моментах и переживаниях одного-двух главнейших действующих лиц. Но если там это определялось характером полученного задания, то в "Скупом рыцаре" и "Франческе" было результатом свободного выбора композитора.

Опера "Франческа да Римини" оказалась последней у Рахманинова. Задуманная в конце 1906 года новая опера "Монна Ванна" по одноименной пьесе Метерлинка осталась неоконченной. Написав первое ее действие, композитор по каким-то причинам отказался от продолжения этой работы и в дальнейшем не обращался к оперному жанру. Может быть, этому способствовал его отъезд в Дрезден, где Рахманинов прожил три зимы, летом возвращаясь домой, или довольно частые выступления его в тот период в Европе как пианиста и дирижера.

Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. К числу наиболее популярных относятся - "Сирень", "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Ночь печальна", "Отрывок из Мюссе", "Я опять одинок".

Только через десять лет после тяжелого нервного потрясения, связанного с неуспехом Первой симфонии, Рахманинов вновь обратился к этому жанру, создав свою Вторую симфонию. На этот раз как московская, так и петербургская пресса единодушно признала высокие художественные достоинства нового произведения. Один из столичных критиков сравнивал появление рахманиновской симфонии по значению с первым исполнением "Патетической" Чайковского, называя Рахманинова достойным преемником этого великого мастера.

Произведением меньшего Масштаба, но интересным и во многом новым для Рахманинова явилась симфоническая картина "Остров мертвых" по одноименному живописному полотну А. Бёклина или, точнее, созданная под его впечатлением. В отзывах печати на первое исполнение "Острова мертвых" отмечалось, что в музыке этого рахманиновского сочинения нет того застывшего покоя небытия, которое царит у Бёклина, в ней слышатся скорее муки, стоны и отчаяние Дантова ада в соединении со страстной жаждой жизни.

Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта. Не уступая своему предшественнику по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли. Асафьев считал, что именно с Третьего концерта началось окончательное формирование "титанического стиля рахманиновской фортепианности" и черты "наивно романтической фактуры", свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолеваются им.

В том же году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США. С 1909 года и по 1912 год он занимает должность инспектора русской музыки при Главной дирекции Русского музыкального общества.

Руки Сергея Рахманинова

В 1910 году Рахманинов обращается к духовной музыке. Он пишет Литургию св. Иоанна Златоуста. Рахманинов не прибегает в своей Литургии к знаменному и другим одноголосным распевам Древней Руси, создавая "свободную" композицию, в которой выражает свое понимание смысла литургического действа, свое личное отношение к богослужебным текстам. Композитор стремится к созданию высокохудожественной церковной музыки, которая, не нарушая благоговейной простоты и строгости богослужебного чина, в то же время обладала бы самостоятельной эстетической ценностью.

Вокально-симфоническая поэма "Колокола" на стихи Эдгара По в русском переводе К.Д. Бальмонта, написанная в пору высокой творческой зрелости Рахманинова в 1913 году, по значительности своего замысла и мастерству его воплощения принадлежит к наиболее выдающимся образцам русской музыки кануна Первой мировой войны. Напряженно экспрессивный, беспокойный характер музыки "Колоколов" обусловлен предчувствием грядущих трагических перемен. В четырех ее частях представлен жизненный путь человека от полной надежд и ожиданий юности до печальной кончины. Звон колоколов, звучащих то светло и радостно, то тревожно и зловеще, как грозное предупреждение, то глухо и мрачно, символизирует разные этапы этого пути.

Подобным настроением проникнуто и следующее произведение композитора - "Всенощное бдение". "Самым значительным созданием Рахманинова является изумительная музыка его "Всенощной" для хора без инструментального сопровождения, - считал Асафьев. - "Всенощная" вместе с тем оказывается пока и наивысшим достигнутым творческим опытом, где композитор, словно под влиянием духовного откровения, отметает все случайное, наносное, мелколичное и соприкасается с глубиной народного и древнерелигиозного сознания. Напевность или песенная текучесть проявляется в каждом миге звучаний "Всенощной", создает напряженное, живо ощутимое наличие жизненного потока, струящегося беспредельно и в щедром едином светлом порыве сливающего (перерабатывающего) всякую личную страсть, скорбь, смятение в целостное, в объединяющее течение".

Октябрьская революция застала Рахманинова за переделкой его Первого концерта. Многие тогда считали, что переворот в России временный. Рахманинов же думал, что это конец старой России и что ему, как артисту, ничего другого не остается, как покинуть родину. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Боялся, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы. Поэтому он воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покидает Россию.

Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию. С 1935 года композитор живет в США. Наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне Первой мировой войны.

Рахманинов мучительно тосковал по родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув отчизну. Он жадно интересовался всем, что приходило из Советского Союза, и его интерес к своей обновленной родине был искренен, глубок. Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки. Особенно любил он слушать русские песни в исполнении замечательного Краснознаменного ансамбля.

Возможно, все это послужило толчком для постепенного возрождения творчества Сергея Васильевича, создавшего в 1930-е годы такие прекрасные сочинения, как "Симфонические танцы", Рапсодия на тему Паганини и особенно Третья симфония.

Лето 1934 года принесло композитору долгожданную творческую удачу. Всего за семь недель Рахманинов создал одно из наиболее блестящих своих произведений - Рапсодию для фортепиано с оркестром на тему скрипичной пьесы Никколо Паганини.

В Третьей симфонии, завершенной в 1936 году, обобщаются лучшие рахманиновские свойства. Она, без всякого сомнения, крупное явление в эволюции национально русского симфонизма. Симфония, одухотворенная лирикой и гимнами восторга и любви, обращена к великой родине композитора - России.

Происхождение и образование Рахманинова

Род Рахманиновых - старинный, уходящий своими корнями в далекий XIV век. Семья жила недалеко от Новгорода в фамильном имении Онег. Сергей был четвертым ребенком и воспитывался в семье, где умело играли на различных музыкальных инструментах (дата появления на свет 2 апреля 1873 года). Талант Сережи был замечен рано. Мама Любовь Петровна стала первым педагогом мальчика.

В 1881 году в довольно нелегкое время в Петербург приезжает семья штаб ротмистра в отставке Василия Аркадьевича Рахманинова. Переезд был связан с необходимостью дать детям образование. С 1882 Сергей занимается в течение нескольких лет в начальных классах Петербуржской консерватории. Как только все дети получили места в казенных учебных заведениях, отец Василий Рахманинов уходит из семьи. Родственник хлопочет о судьбе талантливого ребенка и увозит его в частный пансион в класс Н.С. Зверева. В этой школе была строгая дисциплина. Жизнь у «зверят» была напряженной. В школе произошла первая встреча с П. Чайковским. В дальнейшем его педагогами станут Танеев, Аренский.

Раннее творчество

В 1890 году влюбленный в Наталью Скалон юноша едет В Петербург, где жила семья девушки. Но генеральскую дочь посчитали не парой бедному музыканту Рахманинову. В 1892 году закончилась учеба маэстро в консерватории Москвы. В девятнадцатилетнем возрасте за свою выпускную работу «Алеко» по мотивам А. Пушкина «Цыгане» молодому композитору вручили большую золотую медаль. Опера была написана за 17 дней. Ее Сергей посвятил любимой женщине - цыганке Анне Ладыжинской. Любовь была безответна. Анна уже была замужем. Вскоре опера прозвучала на сцене Имперского оперного театра. Наставник Зверев даже подарил своему ученику золотые часы. После хвалебных отзывов музыкальных критиков о композиторе и пианисте заговорили почти сразу во многих городах, в том числе в среде творческой элиты Москвы и Петербурга.

О руках пианиста слагали легенды, будто он даже в летнее время носит перчатки, а на своих концертах руками гипнотизируют публику.
В 1897 году долгожданная премьера симфонии. Но она провалилась, после чего автор сжег ее. Композитор так переживал душевные муки, что заболел. Сестры Скалон первое время ухаживали за больным юношей. Целых три года Сергей Васильевич не притрагивается к инструменту. За помощью талантливый и в то же время непонятый автор обратился к психотерапевту Н. Далю. Лечение вернуло композитору любовь к музыке. И появился Второй фортепианный концерт из двух частей.

Неизвестный молодой юноша с музыкальными талантами, из-за нехватки денег, обучал музыке девиц в Мариинском училище. Неожиданно Сергей согласился на место второго дирижера в русской опере предпринимателя Саввы Мамонтова. Там в усадьбе мецената начинается дружба Рахманинова с певцом Федором Шаляпиным. Первый солидный дирижерский опыт оказывается успешным. Работа не прекращалась. Сергей Васильевич создает спектакли «Пан воевода», «Русалка», «Орфей», «Кармен». Уже во время концертов в Крыму общается с творческой элитой Н. Буниным, А. Чеховым. Начало двадцатого века - рассвет творчества Рахманинова: «Утес» (1893), «Весна» (1902).

Личная жизнь

Весной 1902 года Сергей Рахманинов тайно обвенчался с Наташей Сатиной. Она была влюблена с юности в пианиста и до последнего вздоха осталась его верной подругой. Медовый месяц молодожены провели в швейцарском городе Люцерне. Поселились в гостинице на горе с чудесным видом на озеро. Через 30 лет недалеко от этого места Рахманинов построит себе виллу, которую вместе с женой назовут «СеНаР». В браке родились дочери Ирина и Татьяна.

По наблюдениям родных и знакомых в профессиональной жизни Сергей Васильевич являлся для коллег человеком замкнутым, суровым, холодным и несколько отстраненным. Одновременно с этим очень дисциплинированный и ответственный человек.Обладал феноменальной памятью. Всегда начинал свой рабочий день в 7 утра и продолжал работу до 12. Трудолюбивого музыканта заметили и пригласили работать дирижёром в Большом театре в Москве. Там взор музыкального гения был обращен к опере. Зрителям полюбились работы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (1904). Многие отмечали, что даже Чайковскому не удавалась так виртуозно дирижировать своими операми.

Революции - в стране и в творчестве

События 1905 года захлестнули и композитора. Не задумываясь, он выступает за права артистов Большого театра. Бури революции испугали знаменитого пианиста. Людям в России было не до музыки. Целых три года жизни проводит в тихом и спокойном Дрездене. Там появилась симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909). Совершенствуется в концертной деятельности. Предвестниками кризиса в русской классической музыке Рахманинова стала поэма «Колокола» (1913).

После событий 1917 года пианист уезжает с близкими в гастрольный тур в скандинавские страны и больше в России не появляется. Вопрос об отъезде было предрешен заранее. Предвестниками кризиса в музыке Рахманинова и всей русской музыкальной классике стали симфоническая поэма «Остров мертвых», написанная в 1909 году, чуть позднее поэма «Колокола» для хора с оркестром. Людям в России было не до музыки.

Иммиграция Рахманиновых

1 января 1918 года из Норвегии семья композитора отплыла в Нью-Йорк. В Америке ему предлагают место главного дирижера сразу в двух городах. Но он отказывается от дирижерской карьеры. Продолжительное время Сергей Васильевич ничего не сочиняет.

В течение 1926–1927 годов появляются такие произведения как 4-й концерт и несколько русских песен. Со всего мира посыпались предложения выступить с концертами. Это дало возможность сочинять. Таких предложений было много. Усердно гастролируя, Рахманинов становится первым пианистом мира. В Париже он возглавляет русскую консерваторию, куда приглашает русских педагогов.

За рубежом Сергей Рахманинов еще больше увлекается автомобилями. Покупал он много разных машин. В тысяча девятьсот сорок первом году было создано финальное сочинение «Симфонические танцы». Рахманинов заболел, но продолжил поездки с концертами. Великий композитор XX века скончался 28 марта в возрасте 69 лет. Захоронен вблизи города Нью-Йорка.

Сергей Рахманинов – известный русский композитор, родился в 1873 году в Новгородской губернии.

С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга на отделение фортепиано. Кроме того, он обучался в пансионе Зверева, а также в Московской консерватории.

После окончания обучения Рахманинов начинает преподавательскую деятельность в Мариинском училище, а затем становится дирижером в русской опере.

В начале своей музыкальной деятельности он потерпел неудачу, а подлинное признание наступило в 1901 году. В это время он создает свои знаменитые Второй и Третий фортепианные концерты, Вторую симфонию.

Часто Рахманинов посещал Англию, где также выступал как пианист и дирижер.

В 1917 году он отправляется в Скандинавию на гастроли. В Россию он больше так и не вернулся. Большого успеха ему удалось добиться в США, там он сочинял мало, в основном гастролировал. Великое его произведение «Симфонические танцы» было создано только в 1941 году.

Во время Второй мировой войны Сергей Рахманинов пытался помочь своим соотечественникам, отправляя на Родину все собранные на благотворительных концертах средства.

После затяжной болезни в 1943 году музыкант ушел из жизни.

для 4 класса

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Артур Конан Дойл

    Артур Конан Дойл – известный английский писатель, создавший много интересных произведений различных жанров. Из-под его пера вышли исторические и приключенческие романы, научно-фантастические повести и романы, публицистические статьи и т.д.

  • Иван Данилович Калита

    Иван Данилович Калита. С этим именем связывают период становления града Московского как духовного и экономического центра Руси.

  • Жан Кальвин

    Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание

    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

  • Иван Никитович Кожедуб

    Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

Родился 20 марта 1873 г. в Новгородской губернии в имении Онег и происходит из старинного дворянского рода. Влечение ребенка к музыке сказалось в очень раннем возрасте, и уже четырех лет он брал уроки музыки у своей матери, а затем до 9-летнего возраста его занятиями руководила пианистка Орнатская. С 1882 г. учился в Петербургской консерватории под руководством профессоров Ф.П.Демянского и Сакетти, с 1885 г. - в Московской консерватории у Н.С.Зверева и А.И.Зилоти, С.И.Танеева и А.С.Аренского (композиция). В годы учения сочинил ряд произведений, в т.ч. романс «В молчаньи ночи тайной».

Окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера «Алеко»(либретто В.И.Немировича-Данченко по поэме А.С.Пушкина «Цыгане»), которая была исполнена в первый раз в апреле 1893 г. в Большом театре в Москве.

Как пианист Рахманинов в первый раз выступил осенью 1892 г. на московской электрической выставке в концерте под управлением Главача, и как композитор - в одном из симфонических собраний сезона 1892 - 93 гг., где под управлением В.И.Сафонова были исполнены танцы из его оперы «Алеко». В этом же году написан 1-й фортепианный концерт opus 1, исполненный впервые в 1895 г. за границей А.И.Зилоти (2-я редакция - 1917 г.); две вещи для виолончели и 5 - для фортепиано. В 1893 г. написаны 6 романсов (opus 4), первая сюита для двух фортепиано, 2 вещи для скрипки, фантазия для оркестра «Утес» (первое исполнение 20 марта 1894 г. в симфоническом собрании), затем еще 6 романсов (opus 8) и элегическое трио памяти П.И.Чайковского, исполненное в 1894 г. в собственном концерте.

В 1894 же году написаны 7 вещей для фортепиано, 6 вещей для фортепиано в 4 руки и «Каприччио на цыганские темы» для оркестра, исполненное в 1895 г. симфоническим оркестром под управлением автора. В 1896 г. впервые исполнялась 1-я симфония, написанная годом ранее, в Петербурге в Русском Симфоническом Собрании под управлением Глазунова. В этом же году вышли из печати 12 романсов, 6 хоров для женских голосов и 6 пьес для фортепиано.

С сентября 1897 г. Рахманинов был приглашен дирижером в Московскую Частную оперу, где пробыл два сезона (здесь началась его дружба с Ф.И.Шаляпиным). В течение этих двух лет за недостатком времени он ничего не написал и только в конце 1899 г. вышел его романс «Судьба», исполненный в марте 1900 г. В следующем 1901 г. им написана вторая сюита для двух фортепиано opus 17, исполненная впервые 24 ноября в Филармоническом Собрании; затем второй концерт для фортепиано с оркестром, исполненный автором в первом Филармоническом Собрании 27 октября и соната для фортепиано и виолончели (opus 19) - первое исполнение 2 декабря 1901 г. в благотворительном концерте.

В 1904 - 1906 гг. Рахманинов был дирижером Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки. С 1900 г. постоянно концертировал как пианист и дирижер в России и за границей (в 1907 - 14 гг. - в ряде европейских стран, в 1909 - 10 гг. - в США и Канаде). В 1909 - 12 гг. участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции), в 1909 - 17 гг. - Российского музыкального издательства.

В это же время пишет симфоническую поэму «Остров мертвых» (по мотивам картины А.Беклина, 1902), оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте, обе 1904), 2-ю симфонию (1907), кантату «Весна»(1908), 3-й концерт для фортепиано с оркестром (1909), поэму «Колокола» для оркестра, хора и солистов(1913), «Всенощное бдение» для хора a capella (1915); 2 сонаты (1907, 1913); 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911, 1917) для фортепиано.

В декабре 1917 г. Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 г. переселился в США. В 1918 - 1943 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа). Сочинения - 4-й концерт (1926), «Рапсодия на темы Паганини»(1934) для фортепиано с оркестром, «Три русские песни» для оркестра и хора (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), 3-ю симфония (1936), «Симфонические танцы» (1940). В 1941-1942 гг. выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской армии.

Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа XIX - XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обостренно-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоенное созерцание, трепетная настороженность и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность.

Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева.

Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально колоритная черта гармонического языка - многообразное претворение колокольных звучностей. Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепианных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора.

Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф.Листа и А.Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика, всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворенности и яркой своебразности выражения. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижеров своего времени.

Умер С.В.Рахманинов 28 марта 1943 г. в Беверли-хиллс, Калифорния, похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка.