Краткое описание картины решетникова опять двойка. Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Анализ и особенности

По картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Проблематика произведения довольно проста и знакома каждому, поэтому обычно проблем у школьников с этой работой не возникает. Тем более что сочинение пишется в 5-м и 6-м классах. Итак, попробуем составить план, который подойдет для детей любого возраста.

Ф. Решетников, сочинение по картине «Опять двойка»: план

Для начала нужно составить план, который поможет в написании:

  • История создания, возможность лучше понять обстановку и характеры персонажей.
  • Описание фона.
  • Образы героев: сначала главного, затем второстепенных.
  • Основная мысль.
  • Подведение итогов.

История создания

В 1952 году была написана картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Сочинение лучше начать с описания изначальной задумки художника. Решетников хотел изобразить отличника, рассказывающего матери об очередной полученной пятерке. Чтобы найти натурщика, художник отправился в школу. Здесь ему разрешили посидеть на одном из уроков. Но дети волновались, и даже отличник в смущении не смог решить задачу. Он растерянно крутил мел в руках. Так возникла идея изобразить двоечника у доски. С этого момента начались поиски учителя-натурщика, а точнее учительницы, ведь в школе чаще работают женщины. Художник даже сделал несколько набросков картины с этим сюжетом.

Но и этот вариант не удовлетворил Решетникова, он казался скучным. Тогда пришла идея перенести действие в семью, так как неудача в учебе - это удар по всем ее членам. Для каждого персонажа художник искал реального натурщика, а затем делал множество рисунков-эскизов.

Своего главного героя он нашел во дворе на футбольной площадке. Вихрастый лопоухий мальчик как никто подходил на роль двоечника. Работа закипела. Он первым оказался на полотне, затем появился пес, мама, сестра и младший братик.

Описание обстановки

Продолжаем описанием обстановки сочинение по картине «Опять двойка». Решетников изображает простую советскую семью. Следовательно, и обстановка в квартире самая обычная для тех лет. С момента окончания войны прошло всего семь лет (картина писалась в 1952-м), страна уже начала восстанавливаться, поэтому, несмотря на небогатую обстановку, семья не бедствует.

Возраст детей - 12, 8 и 4 года - говорит о том, что их отец вернулся с войны живым, так как родился третий ребенок. За окном светло, а время зимнее, значит, еще день. Из чего можно сделать вывод, что глава семейства на работе, а мать занимается хозяйством, следит за порядком - дома чистота и уют. Отец зарабатывает достаточно, чтобы прокормить всех отпрысков, так как у мальчика есть велосипед, дети опрятно одеты, собака также не выглядит голодной. Из всего вышесказанного можно заключить, что двоечник живет в хорошей благополучной семье, у него заботливые и работящие родители. Оттого мальчику так стыдно - он разочаровал их своим поведением.

Образ главного героя

Должно быть посвящено центральному персонажу сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников). Мальчик стоит, понурив голову, волосы его взъерошены, уши и щеки раскраснелись. В руках он держит растрепанный портфель, повязанный веревкой, из которого выглядывают коньки. Состояние рюкзака говорит о небрежном отношении мальчика к вещам. Коньки указывают на то, что он не пошел домой сразу после школы, а отправился с друзьями на каток. Такой поступок мог быть вызван желанием отсрочить наказание или же стыдом.

По одежде видно, что герой только вошел в квартиру, даже не успел раздеться, но всем сразу стало понятно, что из школы он вернулся с дурными вестями. Следовательно, это не в первый раз. Такое предположение подтверждает и название картины.

Примечательно поведение собаки. Она радостно бросается приветствовать маленького хозяина. Видимо мальчик очень хорошо к ней относится. Поэтому мы можем сказать, что наш герой добрый малый. Он не хулиган, просто безответственный и совестливый сорванец. Весь вид его говорит о раскаянии. Мальчик не хотел расстроить маму и ни со зла или вредности не подготовился к уроку. Скорее, это вышло из-за легкомыслия.

Остальные персонажи

Одну из ключевых ролей отвел матери мальчика Решетников («Опять двойка»). Описание картины (сочинение) невозможно без характеристики этого персонажа. Волосы ее собраны под косынку, поверх платья надет фартук, видимо, готовила обед до прихода сына. Важно и то, что она сидит - это говорит об усталости. Дома чисто, следовательно, часто делается уборка. На подоконнике цветок, стол накрыт скатертью - мать пытается создать уют. Взгляд ее полон немой усталой укоризны. Женщина не злится, она просто расстроена и разочарована. Со своей стороны она сделала все, чтобы обеспечить детям комфортную жизнь, и не может понять, чего еще не хватает сыну.

У стола стоит старшая сестра нашего героя. Девочка опрятно одета, ее портфель в полном порядке. Из него она достает тетради и учебники, видимо, собирается делать домашнюю работу. На шее у девочки ярко-красный пионерский галстук, она явно учится на отлично. На брата сестра смотрит строго, ее взгляд не такой мягкий, как у матери. Она полная противоположность брату. Девочка злится не только потому, что младший плохо учится, но и оттого, что он этим причиняет боль матери. Малыш, веселый и беззаботный, катается на велосипеде. Он не понимает серьезности происходящего.

Основная мысль

Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» должно раскрыть основную идею произведения. Настроение полотна можно понять по блеклой цветовой гамме, единственное яркое пятно - пионерский галстук. Что касается остальных членов семьи, то до появления двоечника, каждый из них был занят своим делом. Мать готовила, сестра собиралась сесть за уроки, а братишка катался по квартире. Но приход мальчика словно остановил мирное течение их жизни. Таким образом, картина учит детей тому, как безответственное отношение к учебе может расстроить родных и близких людей. Заставляет задуматься о своем поведении и том, как сами они относятся к школьным занятиям.

Как написать хорошее заключение

Сочинение на тему «Опять двойка» (картина Решетникова) должно оканчиваться небольшим выводом, в котором нужно высказать свое мнение о данном полотне и той проблеме, которую оно затрагивает. При этом необходимо помнить, что это ваше личное мнение, и нет никакого «правильного» ответа. Вы можете осудить или поддержать героя. Главное, обосновать свое суждение.

Начать писать заключение можно со слов «я считаю», «я думаю», «я согласен/не согласен» и проч. Далее сформулируйте мысль, например, «мальчик повел себя скверно, у него были все условия для того, чтобы хорошо учиться…». А в конце можно рассказать, как бы вы повели себя на месте нашего персонажа. Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова написать довольно просто, если следовать представленному здесь плану.

Фёдор Павлович Решетников (1906 - 1988) – советский художник. Один из главных представителей направления социалистического реализма. Народный художник СССР (1974).

Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.

Ф. Решетников «За мир»

Родился Федор Павлович Решетников в украинском селе Сурско-Литовском. Когда ему было 3 года, родители его умерли. Федя стал жить со старшим братом, который был художником – он ходил по деревням и расписывал церкви. Маленький Федя помогал брату: мыл кисти, растирал краски и пытался сам рисовать тайком от всех.

Шла гражданская война – время было тяжелое, голодное. И Федор, чтобы не быть в тягость семье брата, решил уйти из дома. Везде, где только можно, он пытался найти работу. Был он маляром, плотником и шахтером.

Гражданская война закончилась. Через несколько лет он решил поехать в Москву и вскоре стал студентом Художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.

В студенческие годы славился мастером графического шаржа, это и помогло ему стать – в качестве художника-репортера – участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934) . Зарисовки, привезенные им, имели огромный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи» .

Ф Решетников «Достали "языка"»

Неожиданно Решетников во время войны открыл для себя детскую тему. Приехав из Севастополя в Москву, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец» , однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста», естественно, идти никто не хотел. На эту удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев». Художника этот сюжет заинтересовал.

Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг: о победе. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали «языка»» . Картина была показана в 1944 г. на выставке «Героический фронт и тыл».

Ф. Решетников «Прибыл на каникулы!»

Фёдор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме: Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку… Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сценке полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна. В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.

Ф. Решетников «Опять двойка!»

История создания картины «Опять двойка!»

Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке, и пошел в школу искать такого ученика. Учителя посадили художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали: «Этот дядя с проверкой из гороно». Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла. Героем получившейся картины художник сделал парнишку – живого и неглупого.

Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.

Но Решетникову что-то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка – неприятная отметка для всей семьи, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!

Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.

Решетников подбирал для героя своей картины натурщиков-людей, похожих на тех, каких он видел. Во дворе однажды он увидел лопоухого вихрастого мальчишку-вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Возможно, вратарь тогда бы не согласился позировать.

Вскоре художник решил ввести еще один важный персонаж. Это был пес , который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, вставая на задние лапы, с охотой за ней тянулся. А художник в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.

В следующих эскизах появились сестренка и младший брат . Подготовительная работа, наконец, была закончена. На подрамник натянут холст и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.

На переднем планемальчуган с портфелем , из которого предательски выглядывают коньки, и верный дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама , братишка на велосипеде. И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Нарисованы и часы на стене, и дверь. И окно – вся комната. И картина была готова.

Мальчишки на картинах Федора Павловича Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.

Кaртинa Федорa Пaвловичa Решетниковa «Опять двойкa» — одно из caмых извеcтных и любимых произведений cоветcкой живопиcи. Кaждый или почти кaждый человек, который cмотрит нa кaртину, может припомнить cебя в подобной cитуaции, когдa хочешь-не хочешь, a нужно идти домой и рaccкaзывaть о том, что получил плохую оценку.

В этой кaртине caмое глaвное — фигуры и лицa людей, уже по их позaм мы можем понять нacтроение. Лицa очень крacноречиво передaют их подлинные чувcтвa и мыcли. Нa кaртине мы видим cемью: мaму и трех детей. Художник изобрaзил вcех в момент, когдa кaждый из героев кaртины оcтро реaгирует нa cитуaцию. И этa реaкция отрaжaетcя нa лице кaждого.

Поcередине комнaты cтоит мaльчик, вернувшийcя из школы. Его портфель, перевязaнный бечевкой, из которого выглядывaют коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимaния знaчительно меньше, чем кaтку. Его cеcтрa c укором и неодобрением cмотрит нa брaтa. Caмa онa cтоит c учебником возле cтолa и, видимо, cобирaетcя делaть уроки. «Опять двойкa» — это не про нее, этa девочкa, cкорее вcего, отличницa. Мaмa детей рaccтроенa мaльчиком. Возможно, онa только что оживлено беcедовaлa c дочкой и млaдшим cыном. Но вот вошел cредний ребенок и по его лицу cтaло яcно: «Опять двойкa». Вcя рaдоcтнaя aтмоcферa мгновенно улетучилacь.

Caмо нaзвaние кaртины говорит о том, что c мaльчиком — героем кaртины — тaкaя иcтория проиcходит довольно чacто. Никто не удивлен, но почти вcе рaздоcaдовaны, в том чиcле и caм двоечник. В этот момент нa его лице читaетcя рacкaяние: « Эх, еcли бы вcе нaчaть cнaчaлa, то я бы не кaтaлcя веcь день нa конькaх, a cнaчaлa выучил уроки!» Лишь млaдший брaтишкa поcмaтривaет нa него c лукaвым любопытcтвом — что же будет дaльше? И только cобaке — верному другу — вcе рaвно, кaкие оценки в дневнике у ее хозяинa, онa рaдоcтно пытaетcя лизнуть его в ноc.

Дaвaйте вcпомним, когдa былa нaпиcaнa кaртинa. Это 1952 год, прошло 7 лет поcле окончaния Великой Отечеcтвенной войны. Из тех, кто изобрaжен нa кaртине, войну не зacтaл только млaдший брaтишкa. Cеcтрa, cудя по вcему, родилacь еще до войны. Глaвный герой — двоечник, был в войну мaленьким ребенком, но, неcомненно, знaет и помнит, кaкие трудноcти пережили люди. Вcе же это cчacтливaя cемья — их отец вернулcя c войны и тогдa у них родилcя третий ребенок. Cемья живет хорошо, в доcтaтке. Для тех лет обcтaновкa в комнaте очень хорошaя, дaже богaтaя. У мaлышa еcть велоcипед, который был не у вcех детей. Мaльчик нaвернякa гордитcя cвоим отцом и не рaз обещaл ему иcпрaвитьcя. И вот повторяетcя доcaдное недорaзумение. Конечно, вcе это не изобрaжено нa кaртине, но этa иcтория легко угaдывaетcя, cтоит только внимaтельнее поcмотреть.

Многие помнят со школьной скамьи сочинение на тему картины Решетникова «Опять двойка». До сих пор эта репродукция находится в учебниках русского языка за 6 класс. Сюжет ее прост и всем понятен, однако история создания этого художественного произведения довольно интересна.

Сюжет картины «Опять двойка», которую написал Решетников Федор Павлович, незамысловат. Тот, кто написал картину, хорошо знал быт простых людей советского времени, различные ситуации из их жизни, характер и привычки.

Описание картины можно начать так: в центре изображен мальчик, только что вернувшийся из школы. Он, судя по всему, получил нехорошую отметку, чем расстроил своих близких.

Виновник стоит, отвернувшись от матери, испытывая чувство вины. Лицо его грустно, глаза опущены. Из портфеля торчат коньки, выдавая истинную причину происшедшего. Понятно, почему была получена двойка: вместо того чтобы заниматься, мальчик весело проводил время на катке.

Тот, кто написал эту картину, хорошо знал чувства провинившегося ученика, возможно, художник сам был не раз в такой ситуации. По участникам картины видно, что эта неприятная ситуация произошла не впервые, мальчик опять получил плохую оценку из-за собственного нерадения и лени.

Дальнейшее описание полотна можно продолжить, посмотрев на лица родных мальчика. Они словно говорят: «Опять двойка?!». Мама устало присела на стул, на лице выражение скорби и мучения, немого упрека. Видно, что женщина расстроена по причине плохого поведения сына. У нее уже нет сил терпеть его «двойки». На картине отсутствует отец семейства: возможно, он погиб на войне. Мать в одиночку растит троих детей, поэтому ей так тяжело, ее состояние не подлежит описанию.

Другие двое детей на полотне реагируют на приход брата неоднозначно. Старшая сестра стоит у стола и смотрит на брата с осуждением. Ее лицо выражает тревогу за мальчика, она словно говорит: «Как же ты дальше будешь учиться?!».

Видно по всему, что девочка умная и хорошо учится. Младший брат стоит около матери, он катался на велосипеде до момента прихода брата. Лицо младшего мальчика весело, видно, что он смеется над бедой старшего брата.

Никто из участников картины «Опять двойка» не поддерживает несчастного ученика, все родные настроены против него. И только один пес в хорошем настроении. Он радостно кидается на грудь мальчика и стремится облизать ему лицо. Пес не понимает, в чем вина мальчика, и воспринимает его в качестве друга.

Важно! В комнате на полу лежит ковер, на стене висят часы – это все говорит о благополучии семьи в те тяжелые времена. Младший брат катается на велосипеде, это тоже плюс в пользу благосостояния семейства.

История создания картины

Картина Решетникова «Опять двойка» была написана в 1952 году. История создания картины весьма интересна. Это – средняя часть художественной трилогии о детях, о хорошем и плохом ученике. Первая часть называлась «Прибыл на каникулы», художник написал ее в 1948 году.

На фото с репродукции видно, что мальчик в форме приехал домой на каникулы. Он учится в Суворовском училище, его встречает дед и старшая сестра, которая тут же принялась накрывать на стол. Несмотря на радостные лица, прослеживается печальная линия сюжета – скорее всего, родители мальчика умерли, ведь в Суворовское училище брали тогда сирот.

Третья часть трилогии – картина «Переэкзаменовка», на ней изображен мальчик, который сидит и учит – готовится к переэкзаменовке. За окном – веселый летний пейзаж, играют его товарищи, один из них зовет мальчика играть с ними. Но бедному ученику не до игр, ведь ему надо как следует сдать экзамены – это его последний шанс.

Интересно, что на полотне «Опять двойка» Решетников изобразил в углу на стене первая часть трилогии – «Прибыл на каникулы» (как бы идеал, к которому надо стремиться мальчику). А на картине «Переэкзаменовка» висящей на стене изображена картина «Опять двойка» (для того чтобы ученик понял, почему страдает сейчас, а не гуляет с товарищами).

История создания этого полотна интересна также тем, что в качестве модели Ф.П. Решетников использовал соседского мальчишку-вратаря. Он не сказал мальчику, что будет рисовать с него горе-ученика, который опять получил двойку.

На репродукции видно, как пес стоит на задних лапах. Однако немногие знают, как трудно было художнику заставить собаку стоять в таком положении для позирования. Для этого понадобилось увлечь пса колбасой, на это ушло два батона.

Прообразом мальчика-неудачника, изображенного на полотне «Опять двойка», была дочка Ф.П. Решетникова – Люба. Она плохо училась, и когда получала плохую оценку, пыталась всегда проскользнуть в дом незамеченной, что ей не удавалось. Она своей успеваемостью очень расстраивала родителей, поэтому художник решил поднять важный и актуальный вопрос для многих. Но видно, что автор не осуждает главного героя, а скорее, смотрит на него с любовью и юмором. И действительно, он не считал, что плохая успеваемость влияет на характер человека, на его статус. Поэтому двойка – вовсе не повод для расстройства.

Композиция представляет собой треугольник, вершиной которого является старшая сестра – отличница. Таким образом, автор хотел показать, к чему следует стремиться.

Интересно! Первоначальный замысел художника был нарисовать полотно «Опять пятерка», однако он подумал, что сюжет о неудачнике будет наиболее выразительным.

На эту тему был снят детский юмористический киножурнал «Ералаш» (выпуск 124). А также в мультике из цикла «Приключения Мурзилки» был использован этот сюжет, главного героя там назвали Николаем.

Сюжет полотна перекликается с работой другого художника – Д.Е. Жукова «Провалился».

Она хоть и написана до революции, но имеет целью тоже вразумление. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Полезное видео

Подведем итоги

Сочинение по репродукции картины «Опять двойка» Решетникова задают по русскому языку в 6 классе. Сюжет о горе-ученике до сих пор остается актуальным и для современных школьников.

Одна из самых известных картин школьной программы советских лет, весьма была востребована для сочинений на актуальные бытовые темы. Федор Павлович Решетников написал ее в 1952 году в Москве, постоянно экспонируется в Третьяковской галерее.

«Опять двойка» яркий пример отражения советской действительности. Неся достаточно сильную смысловую нагрузку, очень много внимания уделено мелким деталям картины. Перед нами многодетная (по нынешним меркам) семья, это очевидно из присутствующих детей – в дверном проеме девочка-школьниц а, непутевый ученик средних лет и малыш-дошкольник на велосипеде возле мамы.

Интересным фактом является незаметная, но очень примечательная деталь – слева от дверного проема висит репродукция более ранней картины этого же живописца «Прибыл на каникулы». К репродукции прикреплен популярный в те годы отрывной календарь.

Полотно запечатлело момент прихода школьника домой. К нему с радостным лаем бросается собака, она становится лапами ему на грудь. Видимо, мальчик много времени играет с четвероногим другом. Но лицо школьника уныло – он только что сообщил матери о новой двойке, которую ему поставили. Мать отложила все дела, на ней одет красный фартук и на голове повязана косынка. Видимо, она выполняла какую-то работу, но по приходу сына остановилась, чтобы узнать, как у него дела в школе. И судя по сосредоточенному и скорбному лицу мамы, дела у мальчугана не особо идут.

С осуждением на заядлого двоечника смотрит старшая сестра. Она сама недавно пришла со школы и еще не успела переодеться. В отличии от непутевого брата, девочка – явно отличница. Она всем своим видом подчеркивает негодование от того, что брат плохо учится. Более того, все присутствующие догадались, что школьник не особо расстраивается из-за двойки. Его выражение лица наиграно. Он пошел домой не сразу после школы, а успел вдоволь наиграться на улице со своими друзьями. Об этом свидетельствуют его замерзший красный нос, уши, тронутые морозом и мокрые вихры запутавшихся светлых волос, с которых он снял шапку на морозе. Весь его вид – мятый, растрепанный и разгоряченный и побитый портфель, завязанный каким-то шнурком, чтобы из него не вывалилось содержимое, свидетельствует о том, что он провел немало времени на улице, катаясь с горок и играя в снежки.

Матери понятно, что сын – разгильдяй и прогульщик, не хочет учиться, но подействовать на него она не может и не знает способа. Она так и сидит с опущенными руками – этот жест выдает ее страдания и переживания за непутевого среднего сына. Дошкольник, стоящий на велосипеде возле мамы, обо всем догадался, как только брат переступил порог дома и втайне посмеивается над двоечником.