Краткая биография гаршин. Гаршин В.М. Краткая биография. Сказка «То, чего не было» В м гаршин краткая деятельность

Творения Всеволода Михайловича Гаршина смело можно поставить в один ряд с произведениями крупнейших мастеров русской психологической прозы - Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. Увы, писателю не дано было прожить долгую жизнь, биография В. М. Гаршина обрывается на цифре 33. Писатель родился в феврале 1855 года, а умер в марте 1888. Смерть его оказалась такой же фатальной и трагической, как все мироощущение, выразившееся в коротких и пронзительных рассказах. Остро чувствуя неизбывность зла в мире, писатель создал удивительные по глубине психологического рисунка произведения, пережил их сердцем и разумом и не смог защититься от чудовищной дисгармонии, царящей в социальной и нравственной жизни людей. Наследственность, особый склад характера, пережитая в детском возрасте драма, острое чувство личной вины и ответственности за несправедливости, творящиеся в действительности, - все подвело к безумию, точку в котором, бросившись в лестничный пролет, поставил сам В. М. Гаршин.

Краткая биография писателя. Детские впечатления

Он родился в Украине, в Екатеринославской губернии, в имении с милым названием Приятная Долина. Отец будущего писателя был офицером, участником Мама отличалась прогрессивными взглядами, владела несколькими языками, много читала и, несомненно, сумела внушить сыну нигилистические настроения, свойственные шестидесятникам 19-го века. Женщина дерзко порвала с семьей, страстно увлекшись революционером Завадским, который жил в семье на правах воспитателя старших детей. Безусловно, событие это «ножом» пронзило маленькое сердце пятилетнего Всеволода. Отчасти из-за этого не лишена мрачных красок биография В. М. Гаршина. Мать, конфликтовавшая с отцом за право воспитывать сына, увезла его в Петербург и определила в гимназию. Спустя десять лет Гаршин поступил в Горный институт, но не получил диплома, поскольку учеба была прервана русско-турецкой войной 1877 года.

Опыт войны

Студент в первый же день записался добровольцем и в одном из первых сражений бесстрашно ринулся в атаку, получив нетяжелое ранение в ногу. Гаршин получил чин офицера, но на поле боя не возвратился. Впечатлительного юношу потрясли картины войны, он не мог смириться с тем, что люди слепо и безжалостно истребляют друг друга. Не вернулся он и в институт, где начал обучаться горному делу: молодого человека властно влекла к себе литература. Некоторое время он посещал вольнослушателем лекции на филологическом факультете Петербургского университета, а потом начал писать рассказы. Антивоенные настроения и пережитый шок вылились в произведения, которые мгновенно сделали начинающего писателя знаменитым и желанным во многих редакциях того времени.

Самоубийство

Душевный недуг писателя развивался параллельно его творчеству и общественной деятельности. Он лечился в психиатрической клинике. Но вскоре после этого (биография В. М. Гаршина упоминает это светлое событие) его жизнь была озарена любовью. Брак с начинающим медиком Надеждой Золотиловой писатель расценивал как лучшие годы своей жизни. К 1887 году болезнь писателя усугубилась тем, что он вынужден был оставить службу. В марте 1888 года Гаршин собирался на Кавказ. Уже были упакованы вещи и назначено время. После терзающей бессонницей ночи Всеволод Михайлович вдруг вышел на лестничную площадку, спустился на один пролет ниже и с высоты четырех этажей кинулся вниз. Литературные образы самоубийства, которые жгли душу в его новеллах, воплотились страшно и непоправимо. Писателя отвезли в больницу с тяжелыми травмами, а через шесть дней он скончался. Сообщение о В. М. Гаршине, о его трагической гибели, произвело большое общественное волнение.

Проститься с писателем на «Литераторские мостки» Волковского кладбища в Петербурге (теперь здесь музей-некрополь) собрались люди самых разных слоев и сословий. Поэт Плещеев написал лирический некролог, в котором выразил острую боль, что Гаршина - человека большой чистой души - нет больше среди живых. Литературное наследие прозаика по-прежнему тревожит души читателей и выступает предметом исследований филологов.

Творчество В. М. Гаршина. Антимилитаристская тема

Живейший интерес к внутреннему миру человека, окруженного немилосердной действительностью, - центральная тема в сочинениях Гаршина. искренности и сопереживания в прозе автора, несомненно, питается из источника великой русской литературы, которая со времен книги «Житие протопопа Аввакума» демонстрирует глубокий интерес к «диалектике души».

Гаршин-рассказчик впервые предстал пред читающей публикой с произведением «Четыре дня». Столько пролежал солдат с перебитыми ногами на поле боя, пока его не отыскали однополчане. Рассказ ведется от первого лица и напоминает поток сознания человека, изможденного болью, голодом, страхом и одиночеством. Он слышит стоны, но с ужасом понимает, что это стонет он сам. Вблизи него разлагается труп убитого ним противника. Взирая на эту картину, герой ужасается лицу, на котором лопнула кожа, страшно оголился оскал черепа, - лицу войны! Подобным антивоенным пафосом дышат другие рассказы: «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова».

Жажда гармонии

С предельной откровенностью предстает пред читателем героиня рассказа «Происшествие», зарабатывающая на жизнь своим телом. Повествование построено в той же манере исповеди, беспощадного самоанализа, свойственного Гаршину. Женщина, встретившая свою «опору», человека, невольно поставившего ее на путь выбора между «нахальной нарумяненной кокоткой» и «законной женой и… благородной родительницей», пытается изменить свою судьбу. Такое осмысление темы блудницы в русской литературе 19-го столетия встречается, пожалуй, впервые. В рассказе «Художники» Гаршин с новой силой воплотил идею Гоголя, свято верившего, что эмоциональный шок, произведенный искусством, может изменить людей к лучшему. В новелле «Встреча» автор показывает, как циничное убеждение в том, что для достижения благополучия все средства хороши, овладевает умами, казалось бы, лучших представителей поколения.

Счастье - в жертвенном поступке

Рассказ «Красный цветок» - особое событие, которым отмечена творческая биография В. М. Гаршина. Он повествует о безумце, уверенном в том, что «кровавый» цветок в больничном саду вместил в себя всю неправду и жестокость мира, и миссия героя заключается в том, чтобы уничтожить его. Совершив поступок, герой умирает, и его мертвое посветлевшее лицо выражает «горделивое счастье». По мнению писателя, человек не в силах победить мировое зло, но высокая честь тем людям, которые не могут мириться с этим и готовы, чтобы одолеть его, жертвовать своей жизнью.

Всех сочинений Всеволода Гаршина - очерков и новелл - набралось на один только том, но потрясение, которое его проза произвела в сердцах вдумчивых читателей, невероятно велико.

Известный представитель русской прозы Всеволод Михайлович Гаршин был рожден 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии (в наше время это Донецкая область, Украина). Его отец был офицером.

В возрасте пяти лет Гаршин стал свидетелем семейной драмы, которая в итоге сказалась на его здоровье и значительно повлияла на мироощущение и становление характера. Его мать была влюблена в воспитателя старших детей Завадского П.В., который к тому же был организатором секретного политического общества. Вскоре из-за любви к нему она бросила детей и мужа. Отец Гаршина отреагировал на это, пожаловавшись в полицию. В скором времени Завадский был арестован и сослан в Петрозаводск. Несмотря на это, мать перебралась в Петербург, для того чтобы чаще видеться с любимым. А маленький Всеволод, в свою очередь, превратился в предмет родительских раздоров.

До 1864 года Гаршин проживал с отцом, через какое-то время мать увезла его в Петербург и отдала учиться в гимназию. После ее окончания в 1874 году будущий прозаик поступает в Горный институт. Здесь он осознает, что литература увлекает его больше, чем наука, и вскоре начинает писать очерки и статьи по искусствоведению.

В день, когда в 1877 году Россия начала войну с Турцией, Гаршин добровольно записывается в ряды действующей армии. Во время одного из своих первых сражений он был ранен в ногу. И хотя рана была не серьезной, в дальнейших боях Гаршин участия не принимал.

После окончания войны, будучи в статусе офицера в отставке, он некоторое время был вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета, а вскоре всецело отдал себя литературной деятельности.

Совсем скоро писатель стал известным, а его рассказы о войне «Четыре дня», «Трус» и «Из воспоминаний рядового Иванова» пользовались наибольшей популярностью.

С наступлением 80-х годов у Гаршина все чаще начал проявляться психический недуг, который мучил его еще с юношеских времен. Скорее всего, это обострение было связано с казнью Млодецкого - революционера, которого Гаршин всячески пытался оправдать перед властями. В харьковской психиатрической лечебнице прошли следующие два года его жизни.

В 1883 году прозаик принял решение жениться на Н. М. Золотиловой, которая была слушательницей женских курсов по медицине. Именно в это, счастливое для Гаршина время, выходит в свет один из его лучших рассказов «Красный цветок».

Через 4 года издается последнее произведение Всеволода Михайловича - сказка для детей «Лягушка-путешественница». Совсем скоро писателя охватывает один из привычных для него депрессивных приступов и уже 24 марта 1888 года во время очередного припадка он кончает жизнь самоубийством, бросаясь в лестничный пролет. Похоронили Гаршина в Петербурге.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Гаршина Всеволода Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Русский писатель, поэт,

художественный критик.

Всеволод Михайлович Гаршин

(1855-1888) Всеволод Гаршин - один из самых много обещавших и мало сделавших русских писателей: его проза укладывается в один нетолстый томик. Подобно Эдгару По, Гаршин в рассказах 1870 - 1880годов предвосхитил прозу ХХ века. «Красный цветок», «Attalea princeps», «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883) предвосхищают если не Кафку, то уж точно Леонида Андреева и символистскую прозу.

Фамилия Гаршин, происходит от тюрко — персидского гарша, курша "отважный правитель, герой" .

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1885 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Отец - офицер участвовал в Крымской войне. Мать, дочь морского офицера принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х. Пятилетним ребенком Всеволод Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на его характер.

Мать влюбилась в воспитателя старших детей Завадского, организатора политического общества, бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 года Всеволод жил с отцом в имении близ Старобельска, затем мама забрала его в Петербург, там он окончил гимназию.

В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Всеволод Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России.

Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» - Салтыков-Щедрин, Успенский. В 1878 Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу в Петербургском университете, как вольнослушатель . Война наложила глубокий отпечаток на творчество писателя и его восприимчивую психику. Простые по фабуле и композиции рассказы Гаршина поражали читателей обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны («Четыре дня»); чувство долга, попытки уклонения и осознание невозможности этого (Трус, 1879). Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, стала главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ «Происшествие» (1878), в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы, осуждающей проститутку.

Всеволод Михайлович Гаршин неоднократно позировал Илье Ефимовичу Репину. Пронзительный и печальный взгляд его больших чёрно-алмазных глаз отражён в полотнах мастера «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына» и в удивительно проникновенном портрете самого писателя. В одном из писем Репин отметил: "Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне еще не приходилось встречать в жизни. Как кристалл, чистая душа!".

Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ «Художники» (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню учить крестьянских детей.

В рассказе «Attalea princeps» (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Всеволод Михайлович пытался разорвать заколдованный круг, а болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности. В феврале 1880 года революционер-террорист Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Он убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого маниакально-депрессивный психоз Гаршина обострился и его поместили в психиатрическую лечебницу . После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству.

В 1882 году вышел его сборник «Рассказы», который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент. В августе-сентябре 1882 по приглашению Тургенева Гаршин жил и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883) в Спасском-Лутовинове.

Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог.

Нравственный авторитет Всеволода Михайловича Гаршина в обществе был высок. Писатель с обострённой чувствительностью к любой несправедливости умел художественно выразить и осудить социальное зло. В том числе и в форме сказок: «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» . «Лягушка-путешественница» была его последней сказкой .



Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней,

Но коль черти в душе гнездились

Значит ангелы жили в ней!

Сергей Есенин

Почвой для появления образа венчанных розы и жабы , обозначающих мир прекрасного и безобразного, белого и черного, Добра и Зла , Ада и Рая послужила сказка Гаршина "О жабе и розе"

Всеволод Михайлович был в гостях у друга поэта Полонского и слушал музыку в исполнении Рубинштейн а , напротив которого сидел какой-то неприятный человек. Контраст композитора, творившего прекрасную музыку, и неприятного для Гаршина человека был так велик, что у него родился образ противостояния розы и жабы. В 1884 году он написал сказку “О жабе и розе” .

Когда роза расцвела в заброшенном цветнике, поблизости оказалась жаба. Приятный и чарующий аромат розы смутил жабу. Не умея выразить восхищение, и не зная что это такое-восхищение, жаба пыталась говорить как можно нежнее сказал предмету своего беспокойства: “Я тебя слопаю!” И потом, разозлившись на прекрасную розу, такую недоступную и непонятную, жаба дважды пыталась атаковать розовый куст, невзирая на шипы. Израненная, она ползла все выше и выше, пока сестра мальчика не сорвала розу. Жабу отшвырнули пинком ноги. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Розу принесли в дом. Мальчик понюхал её и заснул последним сном. На похоронах роза лежала возле усопшего. “Когда роза начала вянуть, её положили в старую толстую книгу и высушили, а потом через много лет подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю” - пишет В.М. Гаршин.

В 1888 здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. 19 марта 1888, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.

Поэт Алексей Плещеев написал на день похорон Гаршина стихотворение:
Не много тех, кто чистоту души
Умел сберечь средь мутных волн житейских,
Как ты сберег, и в ком не в силах были
Они любви светильник потушить...
Спи мирно, брат наш милый!.. Долго будет
В сердцах людских жить светлый образ твой.
О! если бы могли, хотя на миг,
Твои открыться вежды... в наших взорах
Прочел бы ты, какою беспредельной,
Великой скорбью душу наполняет
Нам мысль, что ты навек от нас ушел!

Красный цветок

Самый знаме-нитый рассказ Гаршина. Не являясь строго авто-био-гра-фи-че-ским, он тем не менее впитал личный опыт писа-теля, стра-дав-шего мани-а-кально-депрес-сивным психозом и пере-нес-шего острую форму болезни в 1880 г.

В губерн-скую психи-ат-ри-че-скую боль-ницу привозят нового паци-ента. Он буен, и врачу не удается снять остроту приступа. Он непре-рывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, пропи-санное врачом, неудер-жимо худеет. Он сознает, что он в сума-сшедшем доме. Человек обра-зо-ванный, он в значи-тельной степени сохра-няет свой интел-лект и свой-ства своей души. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в боль-нице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигант-ского пред-при-ятия, направ-лен-ного на уничто-жение зла на земле, и что другие выда-ю-щиеся люди всех времен, собрав-шиеся здесь, призваны ему в этом помочь.

Меж тем насту-пает лето, больные проводят целые дни в саду, возде-лывая грядки овощей и ухаживая за цвет-ником.

Неда-леко от крыльца больной обна-ру-жи-вает три кустика мака необык-но-венно яркого алого цвета. Герою вдруг пред-став-ля-ется, что в этих-то цветках и вопло-ти-лось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь чело-ве-че-ства, и что его пред-на-зна-чение на земле — уничто-жить цветок и вместе с ним все зло мира...

Он срывает один цветок, быстро прячет на своей груди, и весь вечер умоляет других не подхо-дить к нему.

Цветок, кажется ему, ядовит, и пусть уж лучше этот яд сначала перейдет в его грудь, чем поразит кого-либо другого... Сам же он готов умереть, «как честный боец и как первый боец чело-ве-че-ства, потому что до сих пор никто не осме-ли-вался бороться разом со всем злом мира».

Утром фельдшер застает его чуть живым, так изму-чила героя борьба с ядови-тыми выде-ле-ниями крас-ного цветка...

Через три дня он срывает второй цветок, несмотря на протесты сторожа, и снова прячет на груди, чувствуя при этом, как из цветка «длин-ными, похо-жими на змей ползу-чими пото-ками изви-ва-ется зло».

Эта борьба еще более обес-си-ли-вает боль-ного. Врач, видя крити-че-ское состо-яние паци-ента, тяжесть кото-рого усугуб-ля-ется непре-кра-ща-ю-щейся ходьбой, велит надеть на него смири-тельную рубаху и привя-зать к постели.

Больной сопро-тив-ля-ется — ведь ему надо сорвать последний цветок и уничто-жить зло. Он пыта-ется объяс-нить своим сторожам, какая опас-ность им всем угро-жает, если они не отпу-стят его, — ведь только он один в целом мире может побе-дить коварный цветок — сами они умрут от одного прикос-но-вения к нему. Сторожа сочув-ствуют ему, но не обра-щают внимания на преду-пре-ждения боль-ного. Тогда он решает обма-нуть бдитель-ность своих сторожей. Сделав вид, что успо-ко-ился, он дожи-да-ется ночи и тут прояв-ляет чудеса ловкости и сооб-ра-зи-тель-ности. Он осво-бож-да-ется от смири-тельной рубахи и пут, отча-янным усилием сгибает железный прут оконной решетки, караб-ка-ется по каменной ограде. С оборван-ными ногтями и окро-вав-лен-ными руками он наконец доби-ра-ется до послед-него цветка.

Утром его находят мертвым. Лицо спокойно, светло и испол-нено горде-ли-вого счастья. В окоче-невшей руке красный цветок, который борец со злом и уносит с собой в могилу.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) - российский прозаик и поэт, художественный критик. Писатель имеет украинское происхождение. Он появился на свет 2 (14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина, расположенном на территории современной Донецкой области. О работах литератора тепло отзывались его коллега, в их числе Антон Павлович Чехов и Иван Сергеевич Тургенев. Они говорили, что Всеволод мог бы жить и творить ещё долго, если бы удалось оградить его от мировой несправедливости и боли, уменьшить чувствительность.

Дворянский род

Родители будущего литератора были дворянами. Если верить преданиям, их род происходил от мурзы Гарши, который был выходцем из Золотой Орды. Мать Гаршина была интеллектуалкой, она интересовалась литературой и политикой, владела несколькими языками. Отец мальчика, Михаил Егорович, был военным. К нему часто приходили сослуживцы, они делились историями об обороне Севастополя. В такой среде и прошли детские годы Севы.

В пятилетнем возрасте мальчик пережил семейную драму. Его мать влюбилась в воспитателя П.В. Завадского, который был известным революционером. Также Пётр занимался организацией тайного политического общества. Мать сбежала к нему, однако Михаил Егорович пожаловался в правоохранительные органы. Любовника арестовали, он был сослан в Петрозаводск. Женщина переехала в Петербург, чтобы быть ближе к любимому человеку.

Сева остро воспринял случившееся из-за раннего умственного развития, у него пошатнулось здоровье и психика. Впоследствии у писателя нередко возникали приступы нервного расстройства. После расставания родителей Гаршин остался жить с отцом, однако в 1864 г. мать забрала его, отдала в петербургскую гимназию.

Юность и первые произведения

С 1864 года прозаик обучался в гимназии №7 в Петербурге. В 1874 году он окончил обучение, стал студентом Горного института. Там он увлёкся литературой, начал писать очерки и статьи по искусствоведению. Но получить диплом Севе так и не удалось. Во время его обучения в 1877 г. началась русско-турецкая война, и юноша отправился добровольно в армию. Там он успел дослужиться до офицера, но потом был ранен, вследствие этого ушёл в отставку.

Именно после армии Гаршин вплотную занялся литературой. Его первый рассказ назывался «Четыре дня», он стал доступным для читателей в 1876 году, и сразу же обрёл популярность. В этом произведении Всеволод Михайлович отстаивал свои взгляды, протестовал против войны, уничтожения людей друг другом. Впоследствии эта тематика нередко поднималась в рассказах писателя. Иногда зло и несправедливость рассматривались не на фоне войны, а в обычных очерках о мирной жизни.

В 1883 г. было выпущено второе сочинение прозаика под названием «Красный цветок». В этом произведении он пытался исследовать роль искусства в жизни человечества, критиковал теорию о «чистом искусстве». Именно «Красный цветок» считается одним из первых примеров жанра новеллы. Позднее этот жанр развивал Антон Чехов.

Последние годы

Как и многие творческие люди, Всеволод эмоционально реагировал на любые потрясения. Сильнейшую боль ему причиняла общественная несправедливость. В 1880 г. прозаик стал свидетелем смертной казни революционера Млодецкого. Эта смерть стала ударом для литератора ещё и по той причине, что он ранее пытался вступиться за юношу. В течение двух лет он лечился в психиатрической больнице после такого стресса. Но до конца избавиться от впечатлений ему так и не удалось.

После лечения у Гаршина продолжились припадки. Во время одного из них он прыгнул с лестницы в пролёт, получив множество травм. С 31 марта по 1 апреля 1888 года писатель оставался без сознания, после этого он погиб. Похоронили Всеволода Михайловича на «Литераторских мостках» - музее-некрополе, который находится в Санкт-Петербурге.

Другие факты из жизни

С детства прозаик впитывал демократические идеи благодаря своему воспитателю П. Завадскому. Особенное уважение он испытывал к произведениям издательства «Современник». Из-за своих взглядов Гаршин часто сталкивался с непониманием. Его депрессивные сочинения использовали в качестве примера на тему «тяжёлой жизни интеллигенции».

Всеволода Михайловича часто критиковали, настоящее признание он получил уже после войны. Через десять лет после её окончания портрет прозаика напечатали на марках. Спустя некоторое время его сказки добавили в школьную программу. Сейчас их изучают в четвёртом классе средней школы.

Писатель всегда поддерживал живопись, особенно передвижников. Именно он позировал для нескольких картин Репина, в том числе для знаменитой работы «Иван Грозный убивает своего сына». Художник также написал портрет Всеволода. Ему удалось в точности передать не только черты лица, а и эмоции Гаршина. Особенно выделялись печальные, но ласковые глаза.

В 1883 г. литератор женился на Н.М. Золотиловой, на тот момент она была слушательницей женских медицинских курсов. Годы, проведённые с любимой женщиной, были самыми счастливыми в жизни Гаршина. Именно тогда появились на свет его лучшие рассказы.

Наиболее известными сочинениями Гаршина стали рассказы «Денщик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Детям полюбились его сказки, в их числе «То, чего не было» и «Лягушка-путешественница». По мотивам последнего произведения даже был снят мультфильм. Книга «Сигнал» стала основой для первого детского фильма, выпущенного в СССР.

Гаршин Всеволод Михайлович — выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, — "Четыре дня", "Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова". В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н.М.Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ — "Красный цветок". В 1887 г. выходит последнее произведение — детская сказка "Лягушка — путешественница". Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой — он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

Источник: интернет

То, чего не было.

В один прекрасный июньский день, — а прекрасный он был потому, что было
двадцать восемь градусов по Реомюру, — в один прекрасный июньский день было
везде жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена,
было еще жарче, потому что место было закрытое от ветра густым-прегустым
вишняком. Все почти спало: люди наелись и занимались послеобеденными боковыми
занятиями; птицы примолкли, даже многие насекомые попрятались от жары. О
домашних животных нечего и говорить: скот крупный и мелкий прятался под навес;
собака, вырыв себе под амбаром яму, улеглась туда и, полузакрыв глаза,
прерывисто дышала, высунув розовый язык чуть не на пол-аршина; иногда она,
очевидно от тоски, происходящей от смертельной жары, так зевала, что при этом
даже раздавался тоненький визг; свиньи, маменька с тринадцатью детками,
отправились на берег и улеглись в черную жирную грязь, причем из грязи видны
были только сопевшие и храпевшие свиные пятачки с двумя дырочками,
продолговатые, облитые грязью спины да огромные повислые уши. Одни куры, не
боясь жары, кое-как убивали время, разгребая лапами сухую землю против
кухонного крыльца, в которой, как они отлично знали, не было уже ни одного
зернышка; да и то петуху, должно быть, приходилось плохо, потому что иногда он
принимал глупый вид и во все горло кричал: "какой ска-ан-да-ал!!"

Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и
сидело целое общество неспавших господ. То есть сидели-то не все; старый
гнедой, например, с опасностью для своих боков от кнута кучера Антона
разгребавший копну сена, будучи лошадью, вовсе и сидеть не умел; гусеница
какой-то бабочки тоже не сидела, а скорее лежала на животе: но дело ведь не в
слове. Под вишнею собралась маленькая, но очень серьезная компания: улитка,
навозный жук, ящерица, вышеупомянутая гусеница; прискакал кузнечик. Возле
стоял и старый гнедой, прислушиваясь к их речам одним, повернутым к ним,
гнедым ухом с торчащими изнутри темно-серыми волосами; а на гнедом сидели две
мухи.

Компания вежливо, но довольно одушевленно спорила, причем, как и следует
быть, никто ни с кем не соглашался, так как каждый дорожил независимостью
своего мнения и характера.

— По-моему, — говорил навозный жук, — порядочное животное прежде всего
должно заботиться о своем потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения.
Тот, кто сознательно исполняет обязанности, возложенные на него природой, тот
стоит на твердой почве: он знает свое дело, и, что бы ни случилось, он не
будет в ответе. Посмотрите на меня: кто трудится больше моего? Кто целые дни
без отдыха катает такой тяжелый шар — шар, мною же столь искусно созданный из
навоза, с великой целью дать возможность вырасти новым, подобным мне, навозным
жукам? Но зато не думаю, чтобы кто-нибудь был так спокоен совестью и с чистым
сердцем мог бы сказать: "да, я сделал все, что мог и должен был сделать", как
скажу я, когда на свет явятся новые навозные жуки. Вот что значит труд!

— Поди ты, братец, с своим трудом! — сказал муравей, притащивший во время
речи навозного жука, несмотря на жару, чудовищный кусок сухого стебелька. Он
на минуту остановился, присел на четыре задние ножки, а двумя передними отер
пот со своего измученного лица. — И я ведь тружусь, и побольше твоего. Но ты
работаешь для себя или, все равно, для своих жученят; не все так счастливы…
попробовал бы ты потаскать бревна для казны, вот как я. Я и сам не знаю, что
заставляет меня работать, выбиваясь из сил, даже и в такую жару. — Никто за
это и спасибо не скажет. Мы, несчастные рабочие муравьи, все трудимся, а чем
красна наша жизнь? Судьба!..

— Вы, навозный жук, слишком сухо, а вы, муравей, слишком мрачно смотрите
на жизнь, — возразил им кузнечик. — Нет, жук, я люблю-таки потрещать и
попрыгать, и ничего! Совесть не мучит! Да притом вы нисколько не коснулись
вопроса, поставленного госпожой ящерицей: она спросила, "что есть мир?", а вы
говорите о своем навозном шаре; это даже невежливо. Мир — мир, по-моему, очень
хорошая вещь уже потому, что в нем есть для нас молодая травка, солнце и
ветерок. Да и велик же он! Вы здесь, между этими деревьями, не можете иметь
никакого понятия о том, как он велик. Когда я бываю в поле, я иногда
вспрыгиваю, как только могу, вверх и, уверяю вас, достигаю огромной высоты. И
с нее-то вижу, что миру нет конца.

— Верно, — глубокомысленно подтвердил гнедой. — Но всем вам все-таки не
увидеть и сотой части того, что видел на своем веку я. Жаль, что вы не можете
понять, что такое верста… За версту отсюда есть деревня Лупаревка: туда я
каждый день езжу с бочкой за водой. Но там меня никогда не кормят. А с другой
стороны Ефимовка, Кисляковка; в ней церковь с колоколами. А потом
Свято-Троицкое, а потом Богоявленск. В Богоявленске мне всегда дают сена, но
сено там плохое. А вот в Николаеве, — это такой город, двадцать восемь верст
отсюда, — так там сено лучше и овес дают, только я не люблю туда ездить: туда
ездит на нас барин и велит кучеру погонять, а кучер больно стегает нас
кнутом… А то есть еще Александровка, Белозерка, Херсон-город тоже… Да
только куда вам понять все это!.. Вот это-то и есть мир; не весь, положим, ну
да все-таки значительная часть.

И гнедой замолчал, но нижняя губа у него все еще шевелилась, точно он
что-нибудь шептал. Это происходило от старости: ему был уже семнадцатый год, а
для лошади это все равно, что для человека семьдесят седьмой.

— Я не понимаю ваших мудреных лошадиных слов, да, признаться, и не гонюсь
за ними, — сказала улитка. — Мне был бы лопух, а его довольно: вот уже я
четыре дня ползу, а он все еще не кончается. А за этим лопухом есть еще лопух,
а в том лопухе, наверно, сидит еще улитка. Вот вам и все. И прыгать никуда не
нужно — все это выдумки и пустяки; сиди себе да ешь лист, на котором сидишь.
Если бы не лень ползти, давно бы ушла от вас с вашими разговорами; от них
голова болит и больше ничего.

— Нет, позвольте, отчего же? — перебил кузнечик, — потрещать очень
приятно, особенно о таких хороших предметах, как бесконечность и прочее такое.
Конечно, есть практические натуры, которые только и заботятся о том, как бы
набить себе живот, как вы или вот эта прелестная гусеница…

— Ах, нет, оставьте меня, прошу вас, оставьте, не троньте меня! — жалобно
воскликнула гусеница: — я делаю это для будущей жизни, только для будущей
жизни.

— Для какой там еще будущей жизни? — спросил гнедой.

— Разве вы не знаете, что я после смерти сделаюсь бабочкой с разноцветными
крыльями?

Гнедой, ящерица и улитка этого не знали, но насекомые имели кое-какое
понятие. И все немного помолчали, потому что никто не умел сказать ничего
путного о будущей жизни.

— К твердым убеждениям нужно относиться с уважением, — затрещал, наконец,
кузнечик. — Не желает ли кто сказать еще что-нибудь? Может быть, вы? —
обратился он к мухам, и старшая из них ответила:

— Мы не можем сказать, чтобы нам было худо. Мы сейчас только из комнат;
барыня расставила в мисках наваренное варенье, и мы забрались под крышку и
наелись. Мы довольны. Наша маменька увязла в варенье, но что ж делать? Она уже
довольно пожила на свете. А мы довольны.

— Господа, — сказала ящерица, — я думаю, что все вы совершенно правы! Но с
другой стороны…

Но ящерица так и не сказала, что было с другой стороны, потому что
почувствовала, как что-то крепко прижало ее хвост к земле.

Это пришел за гнедым проснувшийся кучер Антон; он нечаянно наступил своим
сапожищем на компанию и раздавил ее. Одни мухи улетели обсасывать свою
мертвую, обмазанную вареньем, маменьку, да ящерица убежала с оторванным
хвостом. Антон взял гнедого за чуб и повел его из сада, чтобы запрячь в бочку
и ехать за водой, причем приговаривал: "ну, иди ты, хвостяка!", на что гнедой
ответил только шептаньем.

А ящерица осталась без хвоста. Правда, через несколько времени он вырос,
но навсегда остался каким-то тупым и черноватым. И когда ящерицу спрашивали,
как она повредила себе хвост, то она скромно отвечала:

— Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения.

И она была совершенно права.

// Май 27, 2010 // Просмотров: 20 592