Краеведение по-имперски. Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре (Турция) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Музей древних анатолийских цивилизаций был основан в

Называли Анатолией, что в переводе с греческого означает «восток», «восход». Неудивительно, что Музей анатолийских цивилизаций – главный исторический музей страны – был открыт в Анкаре.

Его основателем стал национальный герой Турции и первый президент Турецкой Республики Кемаль Ататюрк, возглавивший в начале прошлого века национально-революционное движение в стране.

Сначала предполагалось, что музей будет посвящен только древнему Хеттскому царству, основанному хеттами в Малой Азии во 2 тысячелетии до н. э. Историей этого могущественного народа ученые заинтересовались в XIX столетии, после того как на севере Центральной Анатолии, неподалеку от деревни Богазкале в 145 км от Анкары, было обнаружено городище Хаттуса – столица Хеттского царства.

В ходе раскопок, начавшихся лишь в 1906 году, было найдено свыше 14 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами. Как оказалось, это был древнейший царский архив, благодаря которому стало возможно узнать, каким было Хеттское царство и его жители.

В музей, основанный в 1921 г., стали поступать и другие экспонаты, которые принадлежали древним цивилизациям, существовавшим на территории Турции начиная с каменного века: Ассирии, Урарту, Фригии, Древней Греции и Древнему Риму, Византийской и Османской империям.

Помещение, в котором первоначально разместился музей, оказалось слишком мало, чтобы в нем могли разместиться все экспозиции. И для него было решено отреставрировать крытый рынок и караван-сарай – здание, где во время долгого пути могли отдохнуть торговые караваны. Рынок и караван-сарай были построены еще в XV в., но после пожара в конце XIX в. заброшены. Новый музей в этих двух исторических зданиях открылся в 1968 г., а уже в 1997 г. его назвали лучшим европейским музеем года.

В музее, кроме залов с экспозициями, есть зал для конференций, библиотека, мастерские и лаборатории, где работают реставраторы и проводятся исследования.

Маршрут посетителей начинается с зала, посвященного эпохе палеолита, и далее следует в хронологическом порядке. В числе экспонатов – находки из пещеры Караин, где несколько тысячелетий назад жили первобытные люди: кости, каменные орудия труда, фрагменты настенных рисунков.

В зале эпохи неолита представлены артефакты из древних поселений в Юго-Западной части Турции – Хаджилар и Чатал-Хююк. В зале, посвященном бронзовому веку, можно видеть посуду, ювелирные изделия, оружие, статуэтки из бронзы, золота и серебра и их сплава электрума, найденные на месте бывшего города Аладжа-Хююк, существовавшего вплоть до времен Хеттского царства.

Далее следуют Ассирийский, Хеттский, Фригийский залы, залы Урарту, Древней Греции и Древнего Рима и др. Многие экспонаты датируются 10 – 7 вв. до н. э. Часть экспонатов выставлена во дворе музея, среди них – 8-метровый хеттский обелиск, керамические горшки – возможно, погребальные.

Полезная информация

Где находится музей анатолийских цивилизаций

Адрес музея анатолийских цивилизаций (оригинальное название - Anadolu Medeniyetleri Müzesi) следующий: Kale Mh., 06250 Altındağ, Анкара , Турция .

Как добраться до музея анатолийских цивилизаций

Музей находится в старой части Анкары. Выходим на станции метро Ulus и направляемся к крепости Кале, рядом с которой находится Музей анатолийских цивилизаций.

Режим работы музея анатолийских цивилизаций

Музей открыт ежедневно с 8:30 до 17:30. Однако время закрытия стоит уточнять на сайте музея.

Стоимость входного билета

Стоимость билета – 15 лир.

Официальный сайт

Узнать актуальный телефон или купить билет можно на сайте

Так получилось, что, попав в Анкару, добраться до Музея анатолийской цивилизации я смог только в конце рабочего дня. Директор музея доктор Хикмет Денизли убедил меня в том, что все дела нужно отложить на завтра, а сегодня побродить по анкарской цитадели, к которой прилепился музей, и зайти в один из национальных ресторанчиков, расположенных прямо в крепостных стенах и на улицах старого города, который и есть цитадель. Что я и сделал…

Отец турок

С высоты холма, на котором стоят и музей, и цитадель, открывался потрясающий вид на огромный и странный город, возраст которого определить решительно невозможно. Крепость древняя — кольца стен строились в VI и IX веках, иногда в качестве строительного материала использовались античные статуи. Сам холм облеплен глинобитными хижинами с черепичными крышами — живописными, но очень бедными. Такое строили на Востоке во все времена. А вокруг — современный город, возведенный в основном после второй мировой войны. Когда солнце зашло, вспыхнуло множество огней, среди которых выделялись два ярких пятна — самая большая в Турции мечеть Коджатепе, построенная в 1987 году, и мавзолей Кемаля Ататюрка («Отца турок») — первого президента Турецкой Республики, человека, который в 20—30-е годы ХХ века совершенно изменил облик страны. Именно он в начале ХХ века превратил маленький городок с населением 16 тысяч человек, известный только козами и ангорской шерстью, в столицу огромной страны, наследницы величия Османской империи. Впрочем, Мавзолей Ататюрка виден в Анкаре отовсюду в любое время суток и при любой погоде. На следующий день я узнал, что самый знаменитый в мире и самый обожаемый своим народом турок сыграл решающую роль и в судьбе Музея анатолийской цивилизации. В конце 1920-х Ататюрк предложил создать в Анкаре хеттский музей. И тогда в столицу из других музеев начали свозить объекты, относящиеся и к периоду хеттского царства (XVIII—XII века до н. э.), и к тем культурам, которые предшествовали хеттской. Их собирали на базе археологического музея, открытого в башне Аккале в 1921 году — в разгар национально-освободительной войны, призванной вернуть туркам помимо утраченных территорий, оккупированных Грецией, еще и национальное достоинство: помочь стране преодолеть комплекс поражения в Первой мировой войне. Именно музей обозначил преемственность новой Турции по отношению к древнейшим, почти мифологическим цивилизациям — прежде всего хеттской. Не случайно выставка в Японии, на которой сейчас находятся многие его экспонаты, называется «Три великие империи: Хеттская, Византийская и Османская».

Кемаль Ататюрк мечтал сделать Турцию европейской страной. И, надо сказать, следовал по этому пути, не считаясь с потерями. Хотя вряд ли он мог себе представить, что такое скромное и мирное учреждение, как музей, идею создания которого он подал, а тем более краеведческий, позволит сделать Турции еще один важный шаг по дороге в Европу.

И тем не менее это произошло — в 1997 году, когда Музей анатолийской цивилизации выиграл самый престижный конкурс, проходящий под эгидой Совета Европы, и стал «Европейским музеем года». После этого там целый год экспонировалось «Яйцо» — произведение классика современного искусства английского скульптора Генри Мура и одновременно переходящий приз конкурса (кстати, сегодня оно экспонируется в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, чемпионе 2003 года, о котором «Вокруг света» писал в № 3 за 2003 год).

Теперь у Анкары два символа и две главные достопримечательности — Музей анатолийской цивилизации и Мавзолей Ататюрка, умершего в 1938 году.

Дети империй

…Но и на следующий день осмотреть музей мне удалось не сразу. Когда я пришел, мне прежде всего предложили выпить чаю. Ароматный и вкусный чай в маленьких стеклянных стаканчиках подают в Турции повсюду. Чай — это непременный атрибут дружеских встреч и деловых переговоров. В музейном кафе, расположенном прямо у входа, на пути в залы музея, можно спокойно посидеть, приходя в себя после долгого подъема в гору. Именно это сочетание некоторой восточной расслабленности и гедонизма (попить чайку, никуда не торопясь) с европейской экспозиционной элегантностью, мировым качеством предъявляемого материала и абсолютно европейским подходом к музейному развитию и есть одна из самых обаятельных черт Музея анатолийской цивилизации. Именно она, а также внимательное отношение к тем, кто живет вокруг, дали музею возможность обогнать в европейском музейном конкурсе более 60 конкурентов из 20 стран мира.

Не случайно первым делом меня повели в мастерские и лаборатории, где занимаются дети. Дорога туда ведет через обширный двор-сад, где организовано своеобразное музейное хранение на открытом воздухе: вдоль стен — античные рельефы, на склоне холма — ряды огромных древнеримских глиняных сосудов для вина и масла. Используя технологии древних, дети ткут ковры, делают глиняную посуду и реплики музейных объектов, чеканят древнеримские монеты, рисуют — то есть моделируют жизнь людей, оставивших после себя то, что впоследствии стало музейным экспонатом. Так музей множит число людей, которые через изготовленные ими самими объекты идентифицируют себя с великими цивилизациями древности — Хеттским и Фригийским царствами, Римской и Византийской империями. Музей гордится лабораторией реставрации и консервации и размахом археологических раскопок, которые проводятся по всей Турции. В реставрационных проектах принимают участие японские, американские и канадские специалисты. Раскопки — почти всенародное дело.

Кроме того, музей организует новые лаборатории, проводит концерты и лекции по всей стране. Не так давно его филиал открылся в расположенной недалеко от Анкары древней столице Фригии — городе Гордионе. Именно здесь в IX—VIII веках до н. э. царствовали Гордий и Мидас. Первый прославился тем, что придумал узел, соединявший ярмо и дышло его повозки, распутать который, по преданию, мог только будущий повелитель всей Азии. Александр Македонский разрешил проблему радикально: разрубил узел мечом (очень похоже на то, что сделал с Турцией Кемаль Ататюрк). Царь Мидас — тот самый легендарный несчастный богач, прикосновение которого все обращало в золото, и обладатель ослиных ушей, которыми его наградил бог Аполлон. Музей анатолийской цивилизации активно осваивает мифологическое пространство, прибирая к рукам и тем самым включая в реальную историю самые знаменитые мировые легенды.

Рынок

Основная экспозиция музея располагается в двух бережно отреставрированных и при этом радикально перестроенных исторических зданиях. Одно из них связано с именем еще одного культового персонажа турецкой истории. В 1464—1471 годах Махмут-паша, визирь великого Мехмета II Завоевателя, основавшего в 1453 году в поверженном Константинополе столицу Османской империи, построил форт, в котором сейчас находятся реставрационные лаборатории и администрация музея. А экспозиционные пространства разместились в здании огромного крытого рынка, также появившегося здесь в ХV веке. В живописной крепостной башне Аккале, над которой реет турецкий флаг и где до 1940-х годов прошлого века функционировал музей, теперь находится только его хранилище.

Рынок предоставил музею совершенно уникальные возможности. По его периметру располагались 102 лавки. Перегородки сломали, чуть-чуть расширили стены, обнажили кладку, и получилась очень удобная галерея, окружающая огромный зал под десятью куполами. Эта уникальная архитектура формирует очень емкое и эффектное пространство.

А вот реальный рынок, а точнее, несколько торговых улиц, увешанных и уставленных привычными нам недорогими товарами, бурлит совсем рядом — у подножия крепостного холма.

Царства

Вступая в опоясывающую музей галерею, начинаешь путешествие во времени — по архаическим культурам и древним полулегендарным царствам. Все самые эффектные предметы выставлены так, что можно подойти к ним очень близко. Благодаря этому у посетителя возникает ощущение, что перед ним не просто древности, которые следует уважать в силу их преклонных лет, но и дизайнерские объекты, произведения современного искусства. Хотя, конечно, никакого отношения к искусству они не имеют. У этих вещей были совсем другие функции (да и искусства в сегодняшнем и даже вчерашнем понимании этого слова тогда не было). Например, большое впечатление производит бронзовая табличка XIII века до н. э., покрытая аккадской клинописью и снабженная какими-то креплениями.

А ведь это — просто соглашение о границах между хеттским царем и властителем одной из соседних земель. Музей умудрился не только показать, сколь красивы и эффектны находки археологов, но еще и выявить их предназначение. В сущности, все, что здесь выставлено, — это единственные и главные свидетельства существования огромных и могущественных государств. Именно по этим предметам, а иногда только по ним, можно составить представление о том, как была устроена жизнь в эпоху палеолита и неолита, как хоронили покойников в раннем бронзовом веке (3000—2000 до н. э.), как выглядели, какой утварью пользовались и как воевали в Хеттском царстве (1800—1200 до н. э.), во Фригии (VIII—IV века до н. э.), в Лидии (тогда же), в Урарту (IX—VI века до н. э.).

Всем, кто интересуется историей и культурой Древнего Востока, известны названия анатолийских холмов и городов, где происходили самые сенсационные раскопки. Это — Чатал-Хююк (каменный век), Аладжа-Хююк (бронзовый век), Кюльтепе (колонии ассирийских купцов), Богазкей и Карчемиш (хеттские древности), Гордион (Фригия). Все это многообразие культур вмещала в себя Малая Азия — точнее, Центральная Анатолия.

Именно здесь в первой половине ХХ века Кемаль Ататюрк основал столицу страны, которая так стремится стать европейской. Наверняка им руководили не только военно-стратегические или геополитические соображения. Он должен был ощущать огромный культурный потенциал этого места, который мог помочь туркам заново ощутить себя великим народом.

Докопаться до корней

В подвальном этаже музея расположены самые, простите за вольность, неинтересные, «дежурные» разделы экспозиции: античные древности (монеты, керамика, мелкая пластика, золото) и все, что касается истории того места, на котором стоит город Анкара. Но действительно складывается впечатление, что их создали «для галочки» — ну как не показать золотой лавровый венок, если римляне его оставили на этой земле. Но подобных экспонатов предостаточно во многих музеях мира, и тайны здесь нет. Самое интересное в этом музее то, о чем цивилизованное человечество узнало совсем недавно.

Например, хетты, о которых кратко упоминалось в Библии, в египетских и ассирийских надписях. Раскопки, начавшиеся в Центральной Анатолии в самом конце XIX века, дали сенсационные результаты. Оказалось, что именно здесь располагалась столица Хеттского царства — город Хаттуса. Были найдены глиняные плитки, покрытые аккадской клинописью, расшифровать которую удалось только в 1915 году чешскому лингвисту Берджиху Грозному. Произошла еще одна сенсация: выяснилось, что хеттский язык родствен индоевропейским (славянским, романским, германским). До этого считалось, что все народы Древнего Востока говорили на языках, близких афро-азиатской языковой семье (арабский, иврит). Ну чем не подарок Ататюрку, стремившемуся любой ценой отыскать европейские корни новой Турции? К тому же хеттские цари одерживали великие победы — в 1595 году до н. э. царь Мурсилис I разрушил Вавилон, а в 1312 (или 1286) году до н. э. царь Муваталлу разбил войско и едва не захватил в плен египетского фараона Рамзеса II.

Большая галерея

Главная галерея Музея анатолийской цивилизации — это вереница настоящих «музейных хитов», от которых невозможно оторваться. Так и бродишь от одного к другому почти в сомнамбулическом состоянии. Вот фреска VI тысячелетия до н. э. — один из первых планов города. А вот небольшая по размеру, но удивительно монументальная терракотовая Богиня-мать, изображенная в момент родов (около 5750 года до н. э.). Или, например, затейливые бронзовые навершия погребальных штандартов (вторая половина III тысячелетия до н. э.), которые вообще не предназначались для глаз живых, поскольку после похорон их клали в могилы знатных людей. А дальше — строгие и совершенные по форме золотые сосуды того же времени, найденные у холма Аладжа-Хююк, глиняная табличка-письмо, покрытое аккадской клинописью, в глиняном же «конверте», из ассирийской колонии (около XIX века до н. э.), причудливая хеттская керамика, таблички с клинописью… И наконец — гордость музея, один из его символов: пара бодрых и уверенно стоящих на широких ногах буйволов, которые оказываются хеттскими терракотовыми кубками для ритуальных возлияний (XVI век до н. э.).

Я долго не мог оторваться от фригийских инкрустированных деревянных столиков VIII века до н. э., являющихся, на мой взгляд, примером образцовой реставрации. Понятно, что археологи нашли только деревянные фрагменты. Реставраторы не стали «достраивать» их новыми деталями, а прикрепили фрагменты к прозрачному плексигласовому каркасу, повторяющему историческую форму. Конструкция как бы висит в воздухе, а посетитель может представить себе недостающие звенья. Среди фригийских древностей выделяется терракотовый бюст царя Мидаса. Его большие уши, напоминающие ослиные, бесстыдно обнажены, а не прикрыты традиционным колпаком, форма которого стала всемирно известной благодаря Великой французской революции.

В этом многообразии есть общие мотивы, позволяющие говорить об анатолийской цивилизации как о цельном явлении. В разных культурах и эпохах присутствует буйвол с мощными изогнутыми рогами. Буйволиные головы — на стенах реконструкции неолитического храма в Чатал-Хююке, буйволы защищают рогами солнечный диск на навершиях ритуальных штандартов раннего бронзового века. Буйволы — любимый мотив хеттской керамики. Они же обрамляют края огромного бронзового котла на треножнике— шедевре мастеров Урарту (VIII—VII века до н. э.).

Знать своих героев

И все же — самое сильное впечатление производит центральный зал экспозиции (туда можно попасть через четыре входа, практически из любого отсека галереи). Здесь, под сводами и куполами старого рынка, в полутьме выстроились эффектно подсвеченные рельефы из базальта и песчаника (все они относятся к поздним хеттским и фригийским временам — X—IX века до н. э.). Сцены боев и трапез, охоты и погребений… Ровные ряды воинов в пешем строю и на колесницах, сфинксы и жрецы — все они мерно шествуют к какой-то неведомой нам цели. И к ним, и к огромным базальтовым львам можно подойти совсем близко, чтобы рассмотреть детали одежд и колесниц, стрелы, копья и бороды воинов, морды зверей, саму фактуру камня.

Кстати, мотивы этих рельефов использовали архитекторы, сооружавшие Анит Кабир — Мавзолей Ататюрка. Там на плитах из песчаника шагают в светлое будущее не менее мифологические солдаты турецкой армии, крестьяне и представители интеллигенции…

В центре зала, в окружении каменных богов и героев, установлен невысокий постамент. На нем под прозрачным колпаком глиняная реплика бронзового навершия ритуального штандарта в виде уже знакомого нам буйвола (оригинал относится к 2300—2100 годам до н. э.). Там же разложены рисунки — «портреты экспонатов». Это работы детей, которые занимаются в мастерских при музее. И надо сказать, что для музея они важны не менее, чем хеттские раритеты. Иначе почему для скромной инсталляции отвели такое почетное место — в самом центре музея. В этом экспозиционном жесте читается простая мысль — анатолийская цивилизация продолжается.

Город

От музея рукой подать до цитадели — настоящего старого города, главного анкарского музея под открытым небом. Здесь, как и на склонах холма, на котором стоит крепость, кипит жизнь — люди ткут ковры, плетут кружева, пекут хлеб (для себя, а не для туристов), тачают сапоги — делают все, вплоть до жестяных маковок минаретов. В антикварных лавках продается всякий хлам.

В Анкаре есть и другие древности, и все они вросли в городскую среду. Такое впечатление, что город отстроился вокруг них, оставив нетронутыми руины храма, посвященного императору Августу и возведенного в 10 году, остатки терм, сооруженных в III веке, в период правления императора Каракаллы, в честь бога врачевания Эскулапа. На городской площади у автобусной станции возвышается настоящий шедевр — совершенная по пропорциям ребристая колонна, воздвигнутая, как написано на мемориальной табличке, «в 362 году по случаю визита императора Юлиана в Анкару».

Один из экспонатов музея стал символом Анкары — три буйвола, защищающих своими рогами солнце, отлитых современным скульптором, обосновались на разделительной полосе главной городской магистрали — бульвара Ататюрка.

Так анатолийская цивилизация закрепила свою монополию на историческое самоопределение столицы Турции. Не верьте тем жителям Анкары, которые скажут, что самое ее красивое место — это дорога на Стамбул. Сюда стоит приехать, даже сделав солидный крюк по стране.

Музеи Анкары:


Открыт ежедневно, кроме понедельника — с 9.00 до 17.00.
Цена билета — 10 млн. турецких лир (около 7,5 доллара США)
Вход для студентов и школьников — бесплатный

Мавзолей Ататюрка (Анит Кабир)
— гробница Ататюрка, его личные вещи, письма, библиотека, картинная галерея, посвященная событиям войны за независимость 1919—1923 годов

Этнографический музей
— ковры, национальная одежда, ткани, фаянс, музыкальные инструменты

Музей естественной истории
— окаменелости, минералы, доисторические животные

Государственный музей искусств
— турецкое искусство с ХIX века до наших дней

Музей почты
— почтовое дело и марки Турции

Музей республики
— события раннего республиканского периода истории Турции

Музей войны за независимость
— события 20-х годов ХХ века

Музей локомотивов
— выставка паровозов под открытым небом

Фото Александра Сорина

Официальные сведения
Museum of Anatolian Civilizations,
Anadolu Medeniyetleri Müzesi ,
Gözcü Sokak No:2 - Ankara ,
www.anadolumedeniyetlerimuzesi.gov.tr

Общие сведения о Музее Анатолийских цивилизаций (по опубликованным источникам)

Музей анатолийских цивилизаций (тур. Anadolu Medeniyetleri Müzesi, англ. Museum of Anatolian Civilizations) - один из богатейших музеев мира, главный исторический музей Турции, расположенный в её столице - городе Анкаре.
Музей был основан в 1921 г . и в последующие годы быстро расширился под влиянием Кемаля Ататюрка, первого президента Турции, который хотел создать в Анкаре хеттский музей, и способствовал приобретению для музея новых зданий, а также тому, что в музей поступило множество экспонатов из окрестных районов, где сохранились остатки древних хеттских городов. Музей также наполнялся экспонатами других древних цивилизаций, которые были обнаружены на территории Турции.
В настоящее время музей содержит коллекции времен неолита, бронзового века, цивилизаций Ассирии и Урарту, хеттов и фригийцев, Древней Греции и Древнего Рима, Византийской империи, Оттоманской империи.
Музей анатолийских цивилизаций удостоился награды «Европейский музей года» в 1997 г.

Источник: https://ru.wikipedia.org

Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре - один из богатейших музеев мира, главный исторический музей Турции, являющийся третьим по важности археологическим музеем в Европе после Лувра в Париже и Британского музея в Лондоне.
Музей Анатолийских цивилизаций был основан президентом Турции Кемалем Ататюрком в 1921 г . Расположен музей в зданиях, сооруженных в XV в . , которые при правлении Мехмета Завоевателя служили крытым рынком и караван-сараем. В здании караван-сарая размещена рабочая и обслуживающая зона музея с библиотекой, рабочими кабинетами, конференц-залом, лабораторией и мастерской. Сами выставки расположены на территории бывшего рынка в своеобразных нишах. Здесь содержатся экспонаты, которые имеют отношение к истории и культуре всех народов, прожива вш их на земле Анатолии со времен палеолита. Кроме того, здесь собраны большие коллекции древнегреческих и древнеримских исторических ценностей, а также предметов, относящихся к Византийской и Оттоманской импери ям . ...
Гордостью музея являются находки эпохи неолита, которым насчитывается около восьми тысяч лет. Это керамические и глиняные предметы быта, украшенные рисунками, инструменты и украшения.
Бронзовый век представлен статуэтками животных и различными изделиями из золота.
Эпоха ассирийских торговых колоний характеризуется глиняными табличками с ассирийскими письменами, с помощью которых удалось многое почерпнуть о фактах этого периода истории.
В музее представлены и находки хеттского правления - различные статуэтки богов, животных, сосудов.
Большинство экспонатов фригийского царства были изъяты из королевского могильника, который находится на холме Гордиона, считавшегося столицей фригийского государства. Там находились различные деревянные предметы мебели, керамические и металлические вазы и др.

Сейчас музей полностью приспособлен для посещения его иностранными туристами, при необходимости можно нанять англо-говорящего гида. А в 90-е годы музей Анатольских цивилизаций получил звание лучшего европейского музея года.

Фото: Музей Анатолийских цивилизаций

Фото и описание

Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре был основан президентом Турции Кемалем Ататюрком в 1921 году. Расположен музей в зданиях, сооруженных в пятнадцатом веке, которые при правлении Мехмета Завоевателя служили крытым рынком и караван-сараем.

В здании караван-сарая размещена рабочая и обслуживающая зона музея с библиотекой, рабочими кабинетами, конференц-залом, лабораторией и мастерской. Сами выставки расположены на территории бывшего рынка в своеобразных нишах. Здесь содержатся экспонаты, которые имеют отношение к истории и культуре всех народов, проживающих на земле Анатолии со времен палеолита. Кроме того, здесь собраны большие коллекции древнегреческих и древнеримских исторических ценностей, а также предметов, относящихся к Византийской и Оттоманской империи. Далее в хронологическом порядке представлены предметы, которые были найдены при раскопках, относящиеся к эпохам неолита, бронзовой эры, ассирийской колонизации, хеттского и фригийского правления, царства Урарту. Гордостью музея являются находки эпохи неолита, которым насчитывается около восьми тысяч лет. Это керамические и глиняные предметы быта, украшенные рисунками, инструменты и украшения. Бронзовый век представлен статуэтками животных и различными изделиями из золота. Эпоха ассирийских торговых колоний характеризуется глиняными табличками с ассирийскими письменами, с помощью которых удалось многое почерпнуть о фактах этого периода истории. В музее представлены и находки хеттского правления - различные статуэтки богов, животных, сосудов. Большинство экспонатов фригийского царства были изъяты из королевского могильника, который находится на холме Гордиона, считавшегося столицей фригийского государства. Там находились различные деревянные предметы мебели, керамические и металлические вазы и др.

Сейчас музей полностью приспособлен для посещения его иностранными туристами, при необходимости можно нанять англо-говорящего гида. А в 90-е годы музей Анатольских цивилизаций получил звание лучшего европейского музея года.

Музейная коллекция берет свое начало в 1921 году. Она появилась благодаря усилиям Мубарака Галипа Беея, который занимался историей древней турецкой цитадели Ак Кале. В стенах этого замка и нашли свой первый приют ценные экспонаты. Но идеей основания музея заинтересовался легендарный президент Кемаль Ататюрк, с его подачи для этой цели было решено выделить отдельные здания.

В двух исторических постройках 15-го века - бывшем караван-сарае и здании крытого базара - в 1938 году начались реставрационные работы. А уже в 1943 году Музей анатолийских цивилизаций провел первые экскурсии, хотя реставрация зданий продолжалась еще в течение 25 лет. Еще один масштабный ремонт здесь прошел в 2014 году.

Как добраться

Музейный комплекс находится в исторической части города, неподалеку от крепости Ак Кале.

Точный адрес: Gözcu Sokak No: 2 06240 Ulus, Анкара.

К нему можно добраться:

    Вариант 1

    Метро: по красной ветке до станции Ulus.

    Пешком: пройти по улице Cumhuriyet Cd. до перекрестка, затем вдоль улицы Anafartalar Cd. до перекрестка с Hisar Parkı Cd., в конце которой вы и найдете музей. Весь путь займет около 20 минут.

    Вариант 2

    Автобус: маршруты № 336, 343, 348, 365, 377, 381 и другие до остановки Yeğenbey Vergi Dairesi.

    Пешком: необходимо дойти до улицы Kale Mh., с которой свернуть на улицу Timur Sk. Весь путь до музея займет около 6 минут.

Музей анатолийских цивилизаций на карте

Что посмотреть

Музей анатолийских цивилизаций богат редкими экспонатами, ведь недаром в 1997 году он был признан лучшим в .

Особо интересными являются:

  • Зал палеолита с предметами, найденными при раскопках в знаменитой пещере Караин.

  • Зал эпохи неолита с наскальными рисунками, датированными еще 7-м тысячелетием до нашей эры, и статуэтками богинь.

  • Коллекция бронзового века, включающая произведения искусства хеттских племен.
  • Зал, посвящённый Ассирийской империи, в котором находится около 20 000 глиняных табличек - древних писем ассирийцев.
  • Переписка хеттской королевы Пудухепы с женой египетского фараона Рамсеса II, сохраненная на табличках 13-го века до нашей эры.