Костенки — древнейшая стоянка первобытных людей в меловых горах придонья. О происхождении названия Костёнки

Панко — производная форма канонических имен Павел, Панкратий, Пафнутий (Унбегаун. С.83; Грушко, Медведев. С.324), а также некоторых других (см.ПАНКИН).

В некоторых случаях фамилия могла быть образована и от прозвища; ср.: панок — сиб.«почти исчезнувшие лубочные картинки, богатырские, балагурные и все вообще, кроме духовных» (Даль); «бита для игры в бабки, налитая свинцом»; «большой нос»; «укладка из 3-4 снопов» (СРГСУ); смол.«о том, кто живет в довольстве» (СРНГ); «о молодом поляке или белорусе» (СРЯ); панки — «поляки»: «В Чухломском уезде есть поляна под названием Панщина, где жили какие-то панки (поляки)» (записано в Костромской губ.); «По губернии рассеяны курганы, холмы, могилы, которые народ зовет панками, панскими могилами» (записано в Олонецкой губ.) (СРНГ). См. также: ПАНОВ.

Ю.А.Федосюк полагает, что фамилию могли носить «потомки поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей»; при этом фамилию Паньков тот же автор выводит из «производных форм имен Павел, Панфил, Панкрат, Пантелей и др.» (Федосюк. С.170-171). Е.Н.Полякова производит фамилию от неканони-
ческого имени или прозвища Панко из Пан (Полякова. С.168).

Исторические примеры: «Панков Иван Афанасьевич, 1596 г., Орел» (Веселовский I); «Федотко Панок, астраханец (в войске Разина), 1672» (Тупиков).

Приуральские примеры: «Крестьянин д.Пономарихина Панко Михайлов, 1579; крестьянин д.Лимеж на р.Лимеже Давыдко Юрьев сын Панков, 1623» (Полякова). В 1684 г. Иван Панков (возможно, именование по отцу) сделал вклад в Далматовский монастырь (Манькова. С.48).

В пределах будущего Камышловского у. фамилия известна с конца XVII в. В д.Горбуновой (4:8) в 1691/92 г. поселились уроженцы Чердынского у., жившие в Лимешском стане («на Исадах Лимешских») крестьяне — братья Исак, Григорий и Леонтий (Левка) Григорьевичи Панковы (перепись 1695 г.; возможно, потомки Д.Ю.Панкова - см. выше). Крестьянином Угецкой сл. (25:1) был Василий Дмитриевич Панков (перепись 1710 г.). Живший в д.Шаблишской (10:1) крестьянин Иван Артемьевич Панков бежал с сыном Прокопием в 1733 г. (II ревизия, 1745 г.).

В д.Чикуновой фамилию носили крестьяне; встречается в Камышловском, Пышминском, Талицком, Далматовском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974). В Далматовском р-не зафиксирована также фамилия Паньков (Память — 5 чел.).

17.2. Чикунова деревня, приход Николаевской церкви , она же Чекунова (1869), село Чикуново (1956)

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

Обладатель фамилии Панков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Фамилия Панков произошла от прозвища Пан (Панок). Вероятно, предки Панковых были потомками поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей. Ведь этих высланных с родины поляков окружающие русские называли панами или панками.

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца. Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Пан (Панок), со временем получили фамилию Панковы.

Также не исключена версия образования фамилии от имени Панкратий (уменьшительное - Паня), в переводе с греческого означающего «всемогущий, всевластный». В православном именнике данное имя появилось в память о священномученике Панкратии, епископе Тавроменийский, родившимся в то время, когда Иисус Христос жил на земле. Святитель Панкратий всю свою жизнь усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении приняли христианскую веру. Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Но однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий. Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Панков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Панков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.)

После долгого отсутствия в эфире и перерыва в съемках, которому в частности способствовала слякоть на улице, я в компании приятелей вырвался в однодневный фото трип. Целью нашей небольшой экспедиции было посетить три нигде неописанные пещеры в районе села Костёнки.

43 фотографии, общий вес 6,4 мегабайт

Уж не знаю, смогли бы мы без навигатора найти все три пещеры, о двух из которых, вобще нет никаких упоминаний где-либо.

2. По дороге в Костёнки заехали в Рудкино, посмотреть на заброшеный элеватор.

3. Увидев нас, элеватор обрадовался — тоскливо ему там:) Впрочем, как мы убедились потом, в гости к элеватору все же захаживают.

Подъем на элеватор затруднен, потому что отсутствует лестничный пролет на первом этаже. Мы воспользовались кустарной деревянной лесенкой. Лестничные пролеты настораживали трещинами в бетоне. И не дай бог там споткнуться — есть все шансы вылететь за борт в пустые оконные проемы. Вобще, при подъеме и при нахождении на этом сооружении, страху я натерпелся на год вперед.
Дело в том, что ваш покорный слуга несколько опасается высоты. А конкретнее — шаткой и ненадежной высоты, когда можно внезапно улететь к праотцам.

4. Мы на последнем этаже. Смотрим под ноги! Каждая дыра ведет к основанию элеватора. Брошенный камень летел вниз около трех секунд. Путем нехитрых вычислений было выяснено, что высота сооружения около 40 метров.
Никто в классики сыграть не желает? :)

Увеличить изображение

5. Зато из такого опасного места открывается великолепный вид на окрестности. Дестрой на ближнем плане вносит некоторое оживление в общую идилическую картину морозного утра.

Увеличить изображение

6. Рядом с пустой лифтовой шахтой обнаружилась коморка, в которой можно с относительным комфортом провести время на уютной кроватке. Защита от ветра опять же.

7. Наскальная живопись весьма оригинальна.

8. Мне кажется, что век этого элеватора будет недолгим. Панельные конструкции если и не развалятся в скором времени, то будут представлять опасность.

Увеличить изображение

9. Наконец-то под ногами земля!

10. buchkovdenis постигает устройство элеваторов времен развитого социализма.

11. Предостережение всем, кто не соблюдает технику безопасности на элеваторах.

12. Нам пора в дорогу к нашим главным целям. Окидываем взглядом окрестности и в путь.

13. Наш дальнейший путь пролегал через центр Костёнок и мимо музея, который законсервировал под своими сводами древнее палеолитическое жилище возрастом почти в 20 тысяч лет.

14.

15.

24. В окрестностях первой пещеры.

Увеличить изображение

25. Это главный вход в пещеру. Назовем его так, потому что пещера имеет сквозной проход и располагает еще одним входом/выходом.

26. Главный вход в пещеру достаточно велик, но тем не менее не позволяет войти в полный рост. От входа в обе стороны расположены такие же невысокие проходы.

27. Наибольший интерес представляет правый проход, ведущий в большой зал.

28. В зал ведет наклонный пол. Во многих местах я, при своих почти 2-х метрах, мог встать в полный рост.

29. Из зала открывается вид на второй вход в пещеру.

30. В пещере имеется несколько глухих карманов, в которых я решил поэкспериментировать с фонариком.

31. У второго выхода мы обнаружили останки нижней челюсти животного.

32. Мы в предбаннике второго выхода. Рядом со вторым выходом находится небольшой вход в еще одну маленькую пещерку. По своим размерам она сильно уступает основной пещере.

После спуска с горы, мы устроили небольшой привал. Нас ждало еще одно белое пятно на карте воронежской области.

33. Вид на вход во вторую пещеру в Костенках. Об этом подземном сооружении также нет никакой информации.
Чтобы достигнуть пещеры, нужно спуститься с горы, а потом подняться на еще более крутую гору.

34. Подъем для меня оказался очень тяжелым и я пока сосредоточил внимание на окружаещем ландшафте.
Маленький пупырышек на горизонте справа — тот самый элеватор.

Увеличить изображение

35. На «крыше» второй пещеры расположилась загадочная фигура. Бросается в глаза утоптанная вокруг нее площадка.

36. Издалека элеватор напоминает одинокую многоэтажку в поле.

37. Тут и там на снегу следы зверьков.

38. Единственный вход в пещеру. Вход достаточно обширный, но своды довольно низкие. Да и сама пещера небольшая: метров десять в глубину.

39. Портал как будто сложен вручную.

40. И в первой и в этой пещере есть следы пребывания людей в виде настенных надписей, но мусора почти нет. По своему строению пещера односводчатая с двумя колоннами: в центре зала и на входе.

41. Вид наружу примерно с середины пещеры.

Увеличить изображение

42. Правая часть зала. Стены посещенных нами пещер полностью или частично покрыты плесенью.

Как я уже говорил, о посещенных нами двух пещерах в Костенках нет никакой информации: ни о их примерном возрасте, ни о предназначении. Можно конечно предположить, что они являлись местом добычи породы для строительных работ, но это только предположения.

Третья в нашем списке пещера находится в лесу на очень крутом склоне. Вход в пещеру преграждает овраг. В общем в саму пещеру я не пошел: во-первых спуск по скользкой листве и траве давался очень трудно и был риск навернуться. Во-вторых, как выяснилось, пещера очень тесная и маленькая. Без штатива там толком ничего не снять. За время нашего путешествия и лазания по горам, с непривычки, я сильно устал, поэтому к нашей третьей пещере я шел налегке.
Зато об этой пещере есть хоть какая-то информация. Правда за ее достоверность я отвечать не могу.

Впервые материал об этой пещере был опубликован в 68 номере воронежских «Губернских Ведомостей» за 1869 год. Данный материал лег в дальнейшем в основу статей А.С. Пругавина в «Русской Мысли» за январь 1885 года, и А.А. Левенстима в «Журнале Министерства Юстиции» за сентябрь 1898 года, посвященных событиям, развернувшимся вокруг этой пещеры.

Пругавин и Левенстим место расположения описываемой пещеры определяют окрестностями села Костенки «верстах в 30 от Воронежа». Сегодня это село входит в состав Хохольского района, Воронежской области.

В статье Т. Рождественского «Самосожжение раскольников хутора Кастенки» приводится наиболее краткое повествование о событиях, развернувшихся в первой четверти XIX в. вокруг пещеры. Это повествование и будет взято за основу дальнейшего изложения.

«В самых первых годах XIX столетия в окрестностях хутора Кастенки появился какой-то отшельник — «чернец». В глухом лесу поселился он и стал копать себе пещеру в высокой, заросшей лесом горе Шахан, на берегу реки Крынки. Уединенная жизнь, пещерокопательство, издавна считающееся душеполезным подвигом в глазах народа, привлекли к нему внимание населения Кастенок. Пошла молва о появившемся «Божьем человеке». Любопытные стали ходить посмотреть на отшельника, послушать его беседы. Завязалось знакомство, потекли приношения «Божьему человеку». Нашлись благочестивые люди, которые начали помогать чернецу, назвавшему себя Филатием, копать пещеру. Спустя некоторое время, откуда-то явился к горе Шахан другой чернец, и близ пещеры вскоре выстроилось несколько келий, а в самой пещере, обращенной в молельню, началось богослужение. Чернец Филатий стал частенько посещать своих почитателей и на хуторе Кастенках, вел с ними душеспасительные беседы, читал какие-то книги. Вскоре обнаружился и результат этих бесед и чтений.

Замечаем мы с матушкой, рассказывает один из уроженцев Кастенок, очевидец описываемых событий, что отец, с тех пор, как познакомился с чернецом, перестал бороду брить, а прежде он бороду бривал постоянно, франт был. Что бы это значило? Никак ума не приложим. Вот, однажды, матушка и говорит ему: «ты бы, касатик, бороду побрил! Смотри как зарос!» А он как закричал на нее: «не говори мне с этих пор о бороде! В святых книгах про это сказано, что брить бороду — значит оскорблять самую святыню, самый образ Божий. Этим можно принять печать антихристову. Я и бритвы выкинул, и самый дух дьявольского наваждения ладаном выкурил». Матушка немного помолчала, а потом и скажи: «отчего же попы то ничего не говорят об этом?» Верите ли, как он рассердился, попов начал ругать на чем свет стоит. «Они, говорит, наши губители, а ты им веришь», ... «они только по новому нас морочат, а новая то вера совсем не та, что старая была: в новой одно осквернение, а в старой — спасение и живот вечный» ... пойдем-ка, вот, к отцу Филатию; он научит тебя как крестится, как персты слагать во имя Св. Троицы и многому там он все знает, такой ученый, чисто-святой!»

Легко видеть уже из этого, что проповедь Филатия подвергавшая резкой критике современный ему строй церковной жизни и прославлявшая «старую» веру, была ни чем иным, как типичною проповедью раскола, и последствием ее было то, что весь хутор Кастенки перешел в раскол.

Прошло несколько лет после появления Филатия в той местности. Наступил 1812 год. Тот же рассказчик, гостивший где-то у родственников, возвращался с одним из них в Кастенки, призываемый к исполнению воинской повинности. Не доезжая верст 20 до Кастенок, он услыхал, что весь хутор выгорел. Оставшаяся в живых Анюта Виляева рассказала следующее: «Чернец вздумал делать какое-то освящение домов в хуторе. Только, однажды, он ночью приезжает с ризами и начали служение; наши хуторяне, почесть, все были. Глядим, отворяется дверь и входит заседатель, а он строгий был. Вошел, он, услышал их пение, да как крикнет на них: «Что это значит? Что это у вас за люди скрываются?» т. е. эти чернецы-то. Потом как крикнет на Филатия: «Ты что за человек? Должно быть беглец какой? Есть, говорит, документы у вас? Показывай, а то иначе свяжу, да в начальство представлю!» А Филатий был в ризах и с кадилом; видит, что дело плохо, все к двери ближе, да ближе, да в чем был так и убежал. А заседатель разгорячился и говорит: »Если вы не представите мне этих людей, то вам худо будет, а я наберу казаков из другой станицы и поеду сам, а их разыщу! «Потом, когда заседатель уехал, Филатий начал убеждать их сжечься; все согласились и сожглись, кроме вот этой Виляевой. Из наших хуторян тогда в живых осталось человек 30; иных дома не было, а иначе перешли из нашего хутора в другой; те только и остались. На другой день после того, как девка-то нам все подробно рассказала, пошел я с родичем к пещере. Приходим туда, я взглянул и, Боже мой, сердце так и замерло, так и захолонуло; ко входу подступиться нельзя: двери обгорели, а оттуда, изнутри то чем то смрадным несет! Такая вонь! На полу навалены огромные кучи земли и все черные, должно быть своды обвалились; стены черные, все-то черное! И тут я так плакал, что просто беда».

43. Портал пещеры. К слову сказать, никаких следов сожжения внутри обнаружено не было. Хотя два века прошло, поди там уцелей что-нибудь.

Сельское поселение Координаты Прежние названия

Костёнск

Часовой пояс Телефонный код Автомобильный код Код ОКАТО

История

Костёнки признаются богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита - людей современного типа. Здесь на территории около 10 км², открыто свыше 60 стоянок (на ряде по несколько жилищ, иногда очень крупных), датируемых от 45 до 15 тыс. лет назад. В связи с огромной площадью (хотя и разновременной) заселения исследователи ищут аргументы в пользу признания Костенок одним из древнейших протогородов на планете (с населением 200-300 человек одновременно). Костёнковские стоянки древних содержат жилища из костей мамонта, над одним из которых сооружен павильон-музей. Найдены многочисленные произведения искусства, в том числе всемирно известные женские статуэтки - так называемые «палеолитические венеры» .

В округе немало следов жизнедеятельности со времен мезолита вплоть до настоящего времени. В силу разных причин население неоднократно на сравнительно длительные периоды покидало округу. Определялись как город в XVI -XVIII веках .

Категории:

  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты России, утратившие статус города
  • Населённые пункты Хохольского района Воронежской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Костёнки" в других словарях:

    Село, в 40 км к Ю. от г. Воронежа, на правом берегу Дона. В р не К. и соседнего с. Боршева находятся остатки группы поселений эпохи верх. палеолита, располагающиеся на оконечностях мысов, образовавшихся у впадения древних балок в долину Дона.… … Советская историческая энциклопедия

    Село в Хохольском районе Воронежской области, на территории которого обнаружены остатки палеолитических поселений. См. Костёнковско Боршевские стоянки … Большая советская энциклопедия

    Костёнковский комплекс стоянок каменного века палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженная в районе одноименного села. Датируется 45 35 тыс. лет до н.э., когда в этих краях была приледнековая тундра. Стоянки состояли из шалашей,… … Википедия

    Каменного века палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе одноименного села в Хохольском районе Воронежской области. Предположительный возраст ископаемых останков 45 35 тыс. лет относится к периоду,… … Википедия - распространения верхнепалеолитических памятников уникальное явление в мировой практике изучения каменного века, расположен в среднем течении р. Дон, в районе г. Воронеж. Исследуется более ста лет, в его изучении принимали участие практически … Археологический словарь

    - (Костёнки XIV) палеолитическое поселение возрастом около 32 тысяч лет близ села Костёнки Воронежской области на реке Дон, на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе… … Википедия

    Особенности местных культур верхнепалеолитического населения - Картина жизни и культуры верхнепалеолитического человека, которую дают памятники Европы, ещё более обогащается данными, рисующими особенности отдельных групп населения и взаимоотношения между ними. При бесспорном единстве культуры… … Всемирная история. Энциклопедия

Книги

  • Журнал «Знание – сила» № 8/2007 , Отсутствует. Журнал «Знание – сила», основанный в 1926 году, – известное научно-популярное издание, публикующее материалы о достижениях в различных отраслях знаний – физике, астрономии, космологии,… электронная книга

"Костенки" - археологический музей-заповедник. Он известен всему миру комплексом древнейших стоянок каменного века. Более 130 лет здесь ведутся научные исследования.

"Костенки" - музей-заповедник. Местоположение

Старинное село, находящееся в 40 километрах в южном направлении от Воронежа, называется Костенки. На территории только этого населенного пункта в разные времена были открыты и исследованы более 26 стоянок древнейших первобытных людей каменного века.

Название свое музей-заповедник получил от названия села. Находится он на территориях с. Костенки и с. Борщево.

25 охранных зон с памятниками каменного века, общая площадь которых составляет около 9 га, объединяет в себе музей-заповедник имеет удивительную и уникальную историческую достопримечательность, которая известна во всем мире. Это место имеет красивое неофициальное название - "жемчужина мирового палеолита".

Создание музея

Идея создания такого замечательного музея принадлежит А.Н. Рогачеву - известному советскому археологу. Построили его на средства местных воронежских властей. Сами раскопки и консервацию памятника осуществляла экспедиция областного Ленинградского отделения археологического института АН СССР под руководством А.Н. Рогачева.

Тогда и создали эту временную выставку. В 1983 году открылся музей, тогда еще бывший филиалом Воронежского краеведческого музея.

А в 1991 году этот филиал отделился от основного краеведческого музея и получил статус музея-заповедника. Причем он включил в себя не только основной музей над одной из стоянок ("Костенки-11"), но и все существующие памятники (верхнепалеолитические) Костенковско-Борщевского района, а также славянское городище - Борщевское. Так образовался государственный археологический музей-заповедник "Костенки". Основная цель его создания - охрана, изучение и популяризация верхнепалеолитических стоянок.

Находки на древних стоянках

Все стоянки имеют свои номера. В процессе последних работ по изучению древнейших стоянок ("Костенки-14", 12) были обнаружены сенсационные находки, которые определенно меняют взгляды на первобытную историю.

На стоянке "Костенки-14" в 2000 г. были найдены самые древние на территории Европы (Восточной) украшения - пронизки с орнаментом, которые изготовлены из трубчатых птичьих костей, подвески из раковин. Они были обнаружены в слое пепла вулканического, принесенного на Русскую равнину с территории Италии более 38 тыс. лет назад.

Эти старинные находки (украшения и остатки поселений), именно в пепле, дают предположение, что это поселение прекратило свое существование в период глобальной катастрофы, произошедшей на территории Европы в ту эпоху.

В 2001 году там же был обнаружен практически целый скелет еще совсем молодого мамонта и даже череп этого животного (обычно он плохо сохраняется). Для территорий Сибири это нормальное явление. Однако все произошло в Костенках. Здесь ранее археологи обычно находили только отдельные кости мамонтов. Их в древности люди приносили на свои стоянки для хозяйственных нужд.

Выходит, что найденный здесь мамонт или провалился в или его затянуло в болото. В том же самом году была еще найдена голова от статуэтки от фигуры человека, выполненная из (возраст - 37 тыс. лет). Это стало мировой сенсацией, так как на сегодня данная находка - древнейшее скульптурное произведение (статуя человека) в палеолите Европы.

Возраст

До этого открытия возраст скульптурных изображений определялся примерно на уровне 32 тыс. лет. Выходит, они старше более чем 10 тыс. лет.

Также по данным анализа в 2002 году американской лаборатории возраст "Костенок-12" (самого старого нижнего культурного слоя) - до 50 тыс. лет (вместо 40 тыс.) для верхнего палеолита.

"Костенки" (музей-заповедник) будут еще долго пополняться древнейшими историческими фактами жизни людей той любопытной эпохи. Большая часть истории этих мест пока покоится под водой и ждет своих исследователей.

С чего все начиналось?

В 1979 году была открыта первая стоянка. Она представляет собой жилище человека из каменной эпохи. Построено оно примерно 20 000 лет назад из костей мамонта. Состоит этот древнейший дом из 570 костей мамонтов. Размер жилища - 9 метров в диаметре. Окружен он кладовыми в виде ям. Впервые его обнаружил местный житель И.И. Протопов (строил погреб) в 1949 году.

Сейчас этот уникальный дом находится прямо внутри здания самого музея на том же месте и почти в том же состоянии, в каком он был, когда его впервые увидел тот местный житель. Много удивительного может представить своим посетителям "Костенки", музей-заповедник.

Рождалось множество удивительных легенд в связи с тем, что люди находили огромные, немыслимых размеров кости мамонтов (они никогда не видели таких животных).
Одна из них гласит, что под землёй живёт огромный зверь, который не появляется на людях. И от слов "ма" - "земля", "мут" - "крот" люди стали называть его "мамут".

На сегодня на этой территории открыто более 60 поселений, возраст которых - между 45 и 15 тысячами лет.

"Костенки" (музей-заповедник) имеет огромное количество различных древнейших экспонатов. В нем выставлены статуэтки женщин ("палеолитические венеры"), многообразные предметы обихода. А фигурки почему-то в большинстве своем вырезались в форме женщин беременных. Они имели символ - продолжение жизни.

Всё это является бесценным и единственным свидетельством самой продолжительной эпохи в культурном развитии человечества на Земле.