Коробочка ("Мертвые души"): характеристика по плану. Собакевич в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика Синквейн ноздрева из мертвых душ

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Это интересный прием технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо). «Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых имеет свое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – осмысленная фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Ребята должны в нескольких словах выразить суть проблемы.

На разных этапах урока использование синквейна имеет разные цели.

В старших классах на стадии «Размышления» (термин РКМЧП) после изучения темы о помещиках из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» с помощью синквейна можно обобщить информацию. Ученики пытаются ответить на вопрос: «Почему Манилова (Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) можно назвать «мертвой душой»? Ответив на этот вопрос для себя, школьники объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейны. Представляем первые результаты групповой работы:

Манилов

Ленивый, бесхозяйственный.
Мечтает, сидит дома, ничего не делает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Ноздрев

Хвастливый, драчливый.
Играет в карты, пьет и врет.
Страсть к чему угодно.
Почему он такой?
«Мертвая душа»!

Плюшкин

Скупой, жадный, пустой.
Все копит, но не для себя.
Когда-то был живой,
А теперь «мертвая душа»!

Коробочка

Хозяйственная, дубинноголовая.
Все копит, копит, копит.
Зачем она копит?
Никто не знает.

Собакевич

Большой, неуклюжий, жадный.
Думает, понимает и обманывает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Как показывает опыт, синквейн полезен как средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке в средних (но иногда и в старших) классах. Ведь именно с этого возраста нужно воспитывать тонкого и вдумчивого читателя, закрепить в сознании учеников, что заниматься «художественным творчеством» интересно. Такая работа вселяет уверенность, раскрепощает. В этом случае ученику не помешает поощрение.

Индивидуальные творческие работы могут сочетаться с групповой работой. Приведем несколько работ, написанных учениками.

Котенок

Пушистый, маленький комочек.
Жалобно мяукает, мечется и ждет.
Где же мама-кошка?
Погулять ушла.

Баира Ч., 8-й класс

Хрупкое, нежное.
Ищет, находит, уходит.
Оно у каждого свое.
Где его найти, не знает никто.

Ирина Д., 7-й класс

Любимая, прекрасная.
Поддержит, поймет, отзовется.
Кто она?
Подруга вечная мужчины!

Баир Д., 9-й класс

Узон

Светлый, прекрасный.
Живет, растет, цветет.
Кто в нем живет?
Добрый народ!

Долгор Д. и Ирина Д., 7-й класс

ХОККУ (хайку)

Это японская стихотворная форма, трехстишие в 17 слогов (5–7–5). Обычно хокку можно разделить на две части – одна строчка плюс две или две плюс одна. Связаны эти строчки не логически, а по ассоциации. Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Оно подчиняется определенным правилам, и очень строгим. Главное в этих стихах – намек. В стихотворении содержатся картины, выразительные детали, а читатель по ним восстанавливает целый мир. Можно раскрыть секреты их построения, использовать трехстишие во время эмоциональных пауз на уроке.

Милый человек,

Живи, трудись, не ленись.
Ведь твоя же жизнь!

Эрдэм О., 8-й класс

Цветок засохший.

В сердце грусть и печаль.
Осенняя пора.

Сэсэгма Д., 11-й класс

Ребята получили задание написать хокку по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк». Это – непростое задание. Оно активизировало воображение восьмиклассников, помогло осмыслить впечатление от прочитанного. Хокку получилось не у всех. Работы восьмиклассницы Альбины Б. объединяет глубокое проникновение в смысл рассказа.

Бирюк угрюмый.
Почему же он такой?
Виновата жизнь.

Надвигалась гроза.
Огромная туча
Впереди шла.

У бирюка дочка,
Хорошенькая девочка.
Все умеет делать.

ЦЗАЦУАНЬ

Комические изречения китайских писателей, известные с IX века, представляют собой перечень ситуаций, объединенных одним названием. Например, называется ситуация Жалко – и далее перечисляется, что жалко... Еще примеры – названия ситуаций: Очень напоминает , Выводить из себя и т.п.

Жалко,
когда засыхает цветок;
когда тратишь попусту время;
когда люди теряют работу.

Сэсэгма Д., 11-й класс

(от франц. слов рифмованные концы )

Это – стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы.

Серенькие мышки
Купили три книжки .
Одну начали читать ,
А остальные жевать .

Ирина Д., 7-й класс

Жили мышки,
Любили книжки ,
любили читать ,
Но больше всего жевать.

Настя Н., 6-й класс

Слушают маленькие мышки
интересные книжки,
не умеют читать,
но умеют жевать.

Арюна Ж., 6-й класс

СТИЛИЗАЦИЯ

Думается, что учитель должен использовать любую возможность обратиться к личному опыту ребенка, вовлекая его в учебную деятельность. Творческая работа в жанре подражания – одна из возможностей для школьника раскрыть свои способности. Ученик, осваивая художественную форму, вкладывает в нее свое содержание. Работая над содержанием, ученик как бы пропускает через себя авторскую идею и стиль, учится смотреть на мир глазами другого человека, в то же время оставаясь самим собой. Школьник выходит на высокий уровень «творческого заимствования». Это этап активного усвоения внешней формы произведения, когда ученик наполняет его своим содержанием. Учитель здесь выступает в качестве консультанта. Необходима подготовка к выполнению такого задания: провести стилистический анализ текста, которому надо подражать; выявить, объяснить особые приметы жанра, эпохи и научить находить их в тексте художественного произведения.

Сказание о Баторе Улан-Заргантае
и гигантской Ящерице

(Опыт стилизации ученицы из села Узон)

Это случилось на прекрасной агинской земле,
Когда баторы совершали свои подвиги славные.
В давние времена, когда царило вечное лето,
Когда озера были маленькими лужицами.

Сундуки свои старинные откроем,
О достойнейшем расскажем –
Об отважном баторе Улан-Заргантае.

Пока не покатилось солнце за гору,
Почему бы нам сказание не послушать.

Да в степи да в широкой долине
Пас коров и овец один молодец.
Звали-то его Улан-Заргантай,
Улан-Заргантай да Узонский.

Пастух-то начал пасти скот
Да и во утро, в утренешенько.
Захотелось-то ему пити да кушати.

Оставлял он свой скот да у реки,
Да у реки Улановки.

Запрыгнув на свою лошадку да богатырскую,
Богатырскую, сильнейшую,
Поехал-то на ней домой да неподалеку.
Вернулся наш Улан-Заргантай да Узонский
К своему стаду да к скоту.
В долине трава расстилается,
В низине река бурлит,
Волны вздымаются.

Слушает он – птицы не поют.
Видит он – овцы испуганы,
Испуганы да стоят.

А за ними коровушки,
Коровушки да мертвушки.
Подле них да мертвушек
Следы большие да звериные.
Начал-то Улан-Заргантай искать зверя этого.
Скакал он три дня и три ночи.
Подъехал-то он к скалам крутым да крепким.
Вышла да из большущих
Ящерица да с тремя хвостами,
С тремя хвостами да толстущими.
Она-то и скот повалила,
Повалила коровушек да намертво.
Улан-Заргантай решил убить эту Ящерицу,
Эту Ящерицу да сильную.
Бились они три дня и три ночи.
Наконец Улан-Заргантай свалил последний хвост;
Ящерица та просила батора,
Просила о том, чтоб ее в живых оставил,
В живых оставил да в здравии,
Но батор не простил ее,
Ее да с ее грехом.
В честь Улан-Заргантая,
Улан-Заргантая да Узонского
Назвали эту местность Улан-Заргантай.

Бутид Д., ученица 7-го класса

Сотворческие отношения ученика и учителя, общение с людьми, хорошо знающими и собирающими местный фольклор, – всё это даёт детям пищу для развития своих творческих способностей. Такая творческая встреча произошла у ребят и старожилов села. На ней из сказок, сказаний, стихов был составлен полный текст сценария литературного вечера «В мире сказки».

Сказка «Небесная Номин, или Голубая бабочка»

Высоко-высоко в небе за белыми пушистыми облаками жила маленькая девочка. Ее звали Номин, что значит «Бирюза». Она была прелестной, доброй. Долгие годы она мечтала попасть на Землю, но не могла ослушаться своих родителей. И однажды подул очень сильный ветер. Так сильно подул, что разогнал все облака. Номин стала падать, испугалась, но успела схватиться за облачко. Но оно перевернулось из-за сильного ветра, и девочка полетела дальше. Она падала на Землю с головокружительной скоростью. И надо же было случиться такому, что в это самое время летели белоснежные лебеди. Один лебедь пожалел ее и посадил на свою спинку. И наша прелестная девочка полетела с ним в теплые края. Долго летел лебедь. Наконец он высадил ее на лугу среди красивых цветов. Номин была так благодарна этой большой птице, если бы не лебедь, то она могла бы умереть. Она от всей души радовалась, что наконец-то исполнилась ее заветная мечта. Она порхала от цветка к цветку и все время пела и танцевала. Затем Номин выбрала самый красивый цветок и стала жить в нем.

С тех пор голубые бабочки порхают от цветка к цветку, радуя нас своей неземной красотой.

Цындыма Цыриторова, 5-й класс

Отметим, что весьма важно публичное признание достижений ребят, чему способствует участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня. Наиболее удачные работы учеников помещаются в нашей школьной газете «Класс!».

Ц.Л. ДОНДОКОВА,
Узонская средняя школа,
Читинская обл.

1 Запишите сегодняшнее число и тему урока.

Задача нашего урока состоит в том, чтобы найти то общее, что роднит помещиков, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. Тип - это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям «Мёртвых душ» это имеет непосредственное отношение.

Сейчас мы рассмотрим галерею образов помещиков, которых посещает Чичиков, с точки зрения прогрессирующего морального оскудения личности, происходящего, по мысли Гоголя, в результате потери связи человека с человечеством и привязанности его к собственности.

Для этого вы готовили домашнее задание, выявляя способы и приемы типизации, делали выписки из текста по следующему плану:

А) описание деревни и усадьбы;

Б) портрет помещика, его речь, занятия, интересы;

В) отношение помещиков к Чичикову, их реакция на куплю-продажу «мертвых душ».

Заслушаем сообщения представителей из групп с показом презентаций.

2. Анализ образа Манилова.

Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайды.

Задание:

Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

(Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.)

С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

(Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.)

Какова отличительная черта Манилова?

(Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.)

(Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него предпочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.)

Вывод.

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

3. Анализ образа Коробочки. Слайды.

Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

(Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.)

Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

(Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.)

Каково положение крестьян у Коробочки?

(Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.)

Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

(Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.)

Что сделало Коробочку такой?

(Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.)

Вывод:

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

4. Анализ образа Ноздрёва. Слайды.

Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

(В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.)

Какова речь героя?

(Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.)

Каковы жизненные цели Ноздрёва?

(Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”)

Вывод.

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

5. Анализ образа Собакевича. Слайды.

Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

(Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.)

Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

(В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Что поражает в портрете Собакевича?

(В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”)

Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

(Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.)

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

6. Анализ образа Плюшкина. Слайды.

Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

(Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.)

Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Вывод.

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

(Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.)

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

Этот удивительный синквейн!

Синквейн» - это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:

Первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;

Вторая – два прилагательных к данному существительному;

Третья - три глагола к данному существительному;

Четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

Пятая - заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное

отношение ко всему сказанному.

Почему уделяю синквейну такое внимание? Во-первых, можно использовать на различных этапах урока и в качестве домашнего задания. Во-вторых, приём эффективен как на уроках русского языка, так и на литературе. В-третьих, работа может быть как индивидуальной так, и групповой. В-четвёртых, составление синквейна приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно. Ключевое слово – интересно.

На разных этапах урока имеет разные цели. Вот пример использования синквейна на уроке русского языка в 6 классе по теме « Местоимение» (2 урок изучения).

Вызов - « В чём особенность местоимений?

Работая в группах, учащиеся составляют синквейн. При этом, рассказывая о местоимении, повторяют существительное, прилагательное, глагол, виды предложений по цели высказывания, развивают свой лексический запас.

Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья! (Воронкова Е.)

Местоимение

Маленькое, но важное.

Указывает, но называть не хочет.

Его роль важна:

Заменяет слова. (Лозовая М.)

В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9 «А» классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн.

Манилов

Пустой, приторный.

Строит проекты, но ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что «душа мертва».

Казанова Т.

Ноздрёв

Хвастливый, задиристый.

Пьёт, врёт, всем «пакостит».

Почему он так ведёт себя?

Потому что «мёртвая душа».

Богданов В.

Плюшкин

Скупой, жадный.

Всё подбирает, ворует, копит.

Кем стал?

«Мертвой душой» – прорехой на человечестве.

Ульянова О.

Коробочка

Предприимчивая, но дубинноголовая.

Всё копит, боится продешевить.

Зачем ей всё это?

Сама не знает.

Войтович Г.

Собакевич

Некулюжий, жадный.

Подмечает, понимает, обманывает.

Почему он такой?

Потому что «мёртвая душа».

Кумов Я.

Проведение диагностики позволяет утверждать, что используемый приём технологии РКМЧП обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе, развивает критическое и творческое мышления.

Собакевич Михайло Семенович – один из персонажей произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души», четвертый «продавец» мертвых душ. Внешность этого героя как нельзя лучше соответствует его характеру. Это крупный, немного угловатый и неуклюжий помещик с «бульдожьей» хваткой, похожий «на средней величины медведя». Отсюда и имя с фамилией – Михайло Собакевич. Глядя на него, Чичикову кажется, что природа рубила с плеча, создавая его. Топором хватила, и вышел нос, еще раз – и вышли губы. Та же тяжесть и асимметричность просматривается и в доме помещика.

По натуре Собакевич деловитый накопитель. Он не витает в облаках как Манилов , а сразу переходит к делу. От остальных персонажей его отличает гипертрофированная практичность. То, как он торгуется с Чичиковым , свидетельствует о том, что он расчетливый и хозяйственный помещик. Его крестьянам живется неплохо и надежно. Собакевич любит набить свой живот. Он не отказывает себе в хорошей и обильной еде в отличие от Плюшкина . О людях он рассуждает негативно. Почти все чиновники и помещики в городе NN на его взгляд христопродавцы и мошенники. Единственным порядочным человеком он считает прокурора, да и того обзывает «свиньей». Собакевича трудно назвать отрицательным героем. Его сила и воля заслуживают уважения, хотя если дать ему больше власти, он мог бы натворить бед.

Меню статьи:

Когда мы говорим об аристократах, то в нашем воображении зачастую возникает подтянутый, стройный, красивый молодой человек. Когда же речь заходит о помещиках, мы всегда теряемся, ибо в литературе мы зачастую видим два типа таких героев. Первые стараются подражать аристократам и используются в основном в комических ситуациях, так как подражание больше похоже на карикатурное изображение аристократической жизни. Вторые, на вид мужиковатые, грубые и мало чем отличаются от крестьян.
В повести Н.В.Гоголя «Мертвые души» у читателя есть уникальная возможность проанализировать разные типы помещиков. Одним из самых колоритных из них является Собакевич.

Внешний вид Собакевича

Михайло Семенович Собакевич – это один из помещиков, к которому Чичиков обращается с просьбой продать мертвые души. Возраст Собакевича варьируется в пределах 40-50 лет.

«Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем» – вот первое впечатление от этого человека.

Его лицо круглое и довольно непривлекательное на вид, похожее на тыкву. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

Черты лица его были неприятные, как будто вытесаны топором – грубые. Лицо его никогда не выражало никаких эмоций – казалось, что у него нет души.

Походка у него тоже была медвежья – он то и дело наступал кому-нибудь на ноги. Что правда, порой все же его движения не были лишены ловкости.

Михайло Семеныч обладает уникальным здоровьем – за всю жизнь он ни разу еще не болел, даже чирей никогда не выскакивал. Сам Собакевич думает, что это не к добру – когда то ему придется поплатиться за это.

Семья Собакевича

У Собакевича семья небольшая и ограничивается его женой Феодулией Ивановной. Она такая же простая и женщина, как и ее муж. Ей чужды аристократические повадки. О взаимоотношениях между супругами автор напрямую ничего не говорит, но тот факт, что они обращаются друг к другу «душенька», указывает на семейную идиллию в их личной жизни.

В повести также есть упоминания о покойном отце Собакевича. По воспоминаниям других героев, он был еще крупнее и сильнее сына и мог в одиночку ходить на медведя.

Образ и характеристика Собакевича

Михайло Семенович на вид человек неприятный. В общении с ним это впечатление частично подтверждается. Это грубый человек, ему чуждо чувство такта.

Образ Собакевича лишен романтизма и нежности. Он очень прямолинейный – типичный предприниматель. Его редко чем можно удивить. Он спокойно обсуждает с Чичиковым возможность покупки мертвых душ так, как будто бы это было приобретение хлеба.

«Вам понадобились души, я и продаю вам» – спокойно говорит он.

С образом Собакевича прочно прикреплены образы денег и хозяйственности – он стремиться к материальной выгоде. Напротив же, ему совсем чужды понятия культурного развития. Он не стремиться получить образование. Считает, что прекрасно разбирается в людях и может с ходу рассказать все о человеке.

Собакевич не любит церемониться с людьми и крайне неодобрительно отзывается обо всех его знакомых. Он с легкостью находит изъяны в каждом. Всех помещиков уезда он называет «жуликами». Говорит, что среди всех знатных людей уезда достойный только один – прокурор, но при этом добавляет, что если хорошо разобраться, то и тот «свинья».

Предлагаем познакомиться с “Образом Чичикова” в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Мерилом хорошей жизни для Собакевича является качество обедов. Он любит хорошо поесть. Предпочтительна для него русская кухня, он не воспринимает кулинарные новшества, считает их глупостями и ерундой. Михайло Семенович уверен, что только у него еда хорошего качества – повара всех остальных помещиков, да что их, и самого губернатора готовят еду из продуктов плохого качества. А некоторые их них готовят из такого, что его повар выбрасывает на помойку.

Отношение Собакевича к крестьянам

Собакевич любит принимать участие во всех работах, наравне с крестьянами. Он их заботиться о них. Так как считает, что работники, к которым хорошо относятся, работают лучше и прилежней.

При продаже своих «мертвых душ» Собакевич вовсю расхваливает своих крепостных. Рассказывает об их талантах, искренне жалеет, что он лишился таких хороших работников.



Собакевич не хочет остаться в дураках, поэтому просит у Чичикова задаток за своих крестьян. Сколько именно было продано «душ» сказать сложно. Наверняка известно, что их было больше двадцати (Собакевич просит задаток в 50 рублей, оговорив цену за каждого в 2.5 рубля).

Поместье и дом Собакевича

Собакевич не любит изысканности и украшений. В постройках он ценит надежность и прочность. Колодец в его дворе был сложен из толстых бревен, из «которых обычно строят мельницы». Постройки всех крестьян похожи на барских дом: аккуратно сложены и без единого украшения.

Убранство внутри дома мало чем отличается от внешнего вида. В доме Собакевича только самые нужные вещи да и те, по внешнему виду, напоминают медведя – они такие же неуклюжие.



У Михаила Семеновича живет дрозд, но Чичикову он тоже по своему внешнему виду напоминает Собакевича. Из всевозможных вариантов украшения интерьера в доме Собакевича есть только картины – в основном это греческие полководцы – тоже похожие по комплекции на хозяина дома.

Из этого следует, что образ Михаила Семеновича Собакевича лишен какой-либо привлекательности – он грубый и неприятный человек. Однако не лишен положительных качеств – он усердно заботится о своих крестьянах, старается быть хорошим хозяином.