Константин Великий. Принятие христианства. Император Константин христианин или тайный язычник? Годы правления императора константина в риме

Недавно в издательстве «Никея» вышел первый том новой серии «Святые в истории. Жития святых в новом формате» . Автор книги Ольга Клюкина предприняла попытку воссоздать биографии святых различных эпох на основании их собственных сочинений, сохранившихся исторических документов и свидетельств современников. Первая книга серии охватывает I–III века и посвящена эпохе гонений на христиан и становлению Церкви. Сегодня, в день памяти и его матери Елены, с любезного разрешения издательства «Никея», мы публикуем отрывок, посвященный первому христианскому Императору.

«…Сим побеждай!»

Только увидев вдалеке Аврелиановы стены, император Константин понял, на что он замахнулся. Рим! Для всех это был не просто город, а святыня, взлелеянная древними богами.

Военный лагерь Константин приказал разбить на равнинном берегу Тибра возле Мильвийского моста.

Римские сенаторы умоляли его освободить Рим от Максенция, обещали проголосовать за смещение тирана, объявить народу, что это они призвали армию для освобождения Рима. Но теперь сенаторы тянули время, боялись...

Даже по численности войско Константина было меньше, чем силы противника, к тому же Максенций сидел за укрепленными стенами и не собирался вступать в открытое сражение. Что же дальше? Взять Рим в осаду, которая может затянуться на месяцы? За это время Максенций призовет на помощь союзников, того же Дайю. Попытаться взять девятнадцатиметровые стены приступом? Но это уже полное безумие...

Наверное, никто прежде не видел императора Константина в такой мрачной задумчивости, как в эти дни.

Он не выходил из своей палатки и словно ждал чего-то. Вот только чего? Единственно верного решения? Чьей-то помощи или хотя бы подсказки? Легионеры тоже бродили по лагерю понурые, словно перед казнью.

Особенно когда стало известно, что Максенций велел верховному жрецу обратиться к книге пророчеств, которая хранилась в Риме за семью печатями, чтобы узнать, на чьей стороне будет победа.

И по книге пророчеств была предсказана смерть врагам Рима.

Максенций по этому поводу устроил в Риме грандиозное пиршество, заранее отпраздновав свою победу.

А в лагере Константина сразу резко повысился спрос на толкователей снов и писарей, помогавших сочинять прощальные письма и завещания.

Накануне решающей битвы, когда солнце клонилось к закату, на небе появилось необычайно круглое и ровное облако, похожее на щит. На облаке были отчетливо видны крест из двух перекрещенных лучей и какие-то буквы. Этот знак так долго не исчезал, что его при всем желании невозможно было принять за случайную игру света и тени - казалось, он начертан на небе чьей-то рукой.

Более мрачного предзнаменования и придумать было невозможно, казалось, что это уже окончательный приговор.

Крест - орудие казни, которое применялось только к отъявленным разбойникам, убийцам и рабам-мятежникам. Теперь он был обещан и легионерам...

Церковный историк Евсевий Кесарийский в сочинении «Жизнь блаженного василевса Константина», уточняет, что слышал об этом событии от самого императора Константина: «Нас с клятвой уверял в этом сам победоносный василевс, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы».

И приводит слова Константина: «Я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «Сим побеждай!»

Наутро лагерь облетело новое известие: ночью во сне императору Константину явился ангел, который сказал: «Сделай изображение Креста и прикажи нести его перед своим войском, и ты победишь не только Максенция, но и всех своих врагов».

В тот же день мастера сделали знамя с крестом, которое, вместе с аквилами – штандартами в виде золотых или серебряных орлов, размещенных на шестах, должно было участвовать в сражении. Солдаты через центурионов тоже получили приказ изобразить на своих щитах и шлемах такой крест, какой все видели на облаке.

Вскоре примчался гонец с известием, что армия Максенция внезапно покинула Рим и переправляется через Тибр по плавучим мостам. С точки зрения военной стратегии это было похоже на чудо: переправившись через реку, армия Максенция сама себе отрезала путь к отступлению. Должно быть, предсказания жреца настолько вскружили Максенцию голову, что он не сомневался в своей победе.

В сражение с Константином была направлена и кавалерия мавританцев, которую Максенций набрал в Африке - издалека чернокожие всадники в белых плащах напоминали стаю хищных птиц или демонов.

Император Константин лично повел свою армию в бой, повелев, чтобы рядом с ним неотступно находилось знамя с крестом. Всего через несколько часов битва возле Мильвийского моста закончилась его безоговорочной победой и стала ответом на тот вопрос, который Константин задавал себе всю свою жизнь...

Родиной Константина Великого считается затерянный на просторах Римской империи городок Наис или Несс (сейчас это Ниш в Сербии). Он служил военной крепостью, преграждавшей готам, фракийцам, иллирийцам и другим варварам путь на римские территории.

За несколько лет до его рождения, в сентябре 268 года, произошла знаменитая битва с готами под Наисом, надолго обеспечившая спокойствие придунайских римских провинций. Есть что-то символичное в рождении императора Константина, по преданию, не проигравшего ни одного сражения в городе, где народ громко приветствовал победоносные римские легионы.

Возможно, в той битве под Наисом участвовал и отец Константина, уроженец этих мест - успешный полководец Констанций из рода императора Клавдия Готика.

Имя Констанций означает «постоянный, стойкий, надежный». Все эти качества Константин получит в наследство от отца вместе с именем, и в его роду многие будут носить похожие имена - Констант, Констанций, Констанция...

По поводу происхождения матери Константина Великого существуют две противоположные версии.

По греческой версии, Елена была дочерью трактирщика в маленьком малоазийском городке Дрепанум. Ее знакомство с отцом Константина произошло, когда Констанций, тогда еще римский центурион, возвращался из военного похода по Малой Азии через Дрепанум. По пути он остановился в придорожной гостинице, где Елена помогала отцу разливать вино.

По английской версии, Елена была дочерью короля бриттов и стала женой сенатора Констанция, который возглавлял направленную в Британию военную экспедицию.

В пользу первой версии говорит тот исторический факт, что впоследствии город Дрепанум был переименован в Еленополь и считался родиной царицы Елены. А еще – намеки врагов императора Константина по поводу низкого происхождения его матери, которые называли Елену не законной супругой Констанция, а конкубиной (сожительницей).

Наиболее распространено мнение, что Констанций с Еленой поженились вскоре после рождения сына, из-за чего недруги называли Константина в молодости незаконнорожденным.

Но никто из историков не отрицает, что Елена, вне зависимости от ее происхождения, отличалась врожденным аристократизмом и на редкость сильным, волевым характером.

Она воспитывала сына в спартанском духе. Уже в три года Константин ездил верхом, владел мечом, хорошо плавал, был вынослив в походах.

«...Уменье вскочить на коня, натянуть лук и попадать стрелою в цель, нанести удар мечом и напрягать руку с силою достаточною для пускания копья, быть выносливым к холоду и нимало не ослабевать от чрезмерной жары, и это составляет немалую долю в обучении царей», - писал ритор Либаний о том, как Константин Великий воспитывал своих сыновей («Хвалебное слово царям, в честь Констанция и Константа»). А все потому, что император и сам в детстве прошел такую же школу.

Помимо военной выправки, Константин Великий удивлял своей образованностью и начитанностью, которая выгодно отличала его от других «солдатских императоров», выдвинутых армией.

Когда Константин был еще ребенком, в Римской империи произошли важные политические события, напрямую коснувшиеся его семьи.

Императором Рима стал Гай Аврелий Диоклетиан, в прошлом простой солдат родом из Диоклеи, проложивший себе оружием путь к верховной власти. Впрочем, довольно быстро Диоклетиан понял, что не в силах в одиночку контролировать и защищать от варваров такие огромные территории, и провозгласил соправителем своего боевого товарища Максимиана Геркула.

Сначала он дал Максимиану титул цезаря, а после - более высокий титул августа, представив равные с собой права по управлению Италией и Африкой. Еще через какое-то время Диоклетиан учредил тетрархию - правление четырех правителей, назначив младшими соправителями августов двух цезарей, которые считались их помощниками и преемниками.

И одним из этих цезарей стал отец Константина, Констанций, к тому времени одержавший немало побед над варварами - ему в управление достались Британия, Испания и Галлия.

В недолгий период тетрархии законы в империи издавались от имени всех четырех правителей, монеты чеканились с четырьмя профилями, но при этом Диоклетиан считался старшим августом. Сохранилась бронзовая скульптура того времени, где четыре правителя Рима, в жизни предпочитавшие держаться друг от друга на большом расстоянии, идиллически стоят в обнимку.

Так Константин стал сыном римского цезаря.

Но вскоре его радость по поводу отцовской пурпурной мантии омрачилась известием о разводе родителей.

Опасаясь заговоров и борьбы за верховный трон, Диоклетиан постарался скрепить тетрархию родственными узами.

Свою дочь Валерию он выдал замуж за восточного цезаря Галерия, предварительно усыновив его. Цезарю Констанцию Диоклетиан велел развестись с Еленой и жениться на Феодоре, падчерице августа Максимиана Геркула.

После свадьбы отец Константина поселился с Феодорой, сделав своей резиденцией город Августа Треверов (сейчас это немецкий город Трир) и продолжил заниматься своим обычным делом - воевать с варварами или готовиться к очередной войне.

Евсевий, епископ Кесарийский в своем сочинении приводит один случай, который позволяет составить представление о мирных буднях цезаря Констанция, его характере, а также о взаимоотношениях между правителями. Когда Диоклетиан издал эдикт о максимальных ценах на продовольственные и ремесленные товары, народ в стране был возмущен непосильными налогами. Но на западе недовольство ни разу не перешло в открытый бунт, и восточный цезарь Галерий внушил старшему августу, будто Констанций игнорирует его эдикт и чересчур щадит своих подданных. А потому казна западного цезаря пуста, и, следовательно, его следует заменить на более твердого правителя. Диоклетиан направил в Треверы своих послов. Квесторы явились неожиданно, без предупреждения, и, действительно, нашли казну пустой. Как раз в это время Констанций готовился к войне с бриттами, и все средства были направлены на оснащение армии.

Цезарь Констанций устроил послам роскошный прием и пригласил их погостить в своей резиденции, А пока гости развлекались, созвал состоятельных горожан на тайный совет, где объявил, что имеет срочную нужду в деньгах и сегодня каждому представляется случай доказать ему свою преданность.

Сограждане с готовностью откликнулись на его просьбу и даже старались превзойти друг друга в размерах пожертвований. Когда цезарь показал послам собранную сумму, их удивлению не было предела.

– Как же так? - недоумевали они. - Мы только что видели своими глазами пустую казну?

– В целях безопасности я предпочитаю хранить деньги не у себя во дворце, а держать их у верных казначеев, - пояснил им Констанций. - А беру их только при необходимости.

Послы доложили Диоклетиану, что западный цезарь не только не был уличен в бедности, но, наоборот, нашел верный способ, как сохранить казну в случае внезапного нападения врагов. Этот способ назывался просто - доверие сограждан.

Когда Константину исполнилось шестнадцать лет, его отправили в Никомедию, где тогда находилась резиденция Диоклетиана, в императорскую военную школу. Как многие говорили - еще и в качестве заложника.

Удерживая возле себя Константина, Диоклетиану было легче держать в повиновении его отца, который пользовался большой поддержкой армии и потенциально был этим опасен.

Уже в юности в облике Константина было что-то победоносное, отличавшее его от других, особенно, когда он садился на коня в полном военном облачении. Его высокий рост, безупречное телосложение, выразительные черты лица как будто были созданы для резца ваятеля.

К тому же старший сын цезаря Констанция был умен - разбирался в географии, военной стратегии, литературе, в книжных лавках Никомедии на него работали десятки переписчиков.

Константина считали фаворитом Диоклетиана - стареющий император не раз брал его с собой в инспекционные поездки по стране и в знак особого расположения сажал рядом с собой по правую руку на колеснице. Многие не сомневались, что со временем именно унаследует отцовский трон.

Но с первых же дней пребывания в Никомедии у Константина появился непримиримый и могущественный враг - восточный цезарь Галерий.

Вот какой портрет Галерия оставил для нас историк Лактанций, который в те годы жил в Никомедии при дворце Диоклетиана и многих своих героев знал лично:

«...Была в Галерии природная жестокость зверя и дикость, чуждая римской крови... И голосом, и жестами, и взором своим он всех ужасал... Он держал медведей, схожих с ним дикостью и величиной, которых собирал в ходе своего правления по всей империи. Когда ему хотелось позабавиться, он приказывал привести кого-нибудь из них, называя по имени. Людей им бросали не просто ради того, чтобы те их терзали, а чтобы те их сожрали. Когда же их таким образом разрывали, он удовлетворенно смеялся, и никогда не приступал к обеду без кровопролития...» («О смерти гонителей»).

Как сообщает Лактанций, даже за незначительные провинности Галерий приговаривал своих подданных к сожжению на костре или отдавал в цирк на съедение зверям, считая ссылку, темницы, рудники и галеры слишком легкими наказаниями и назначая их в виде особой милости. Из всех видов казни Галерий предпочитал распятие на кресте, так как она давала возможность долго наблюдать за мучениями несчастного.

«Литература же почиталась среди дурных искусств, а тех, кто ее создавал, изгоняли и проклинали, как врагов», - сообщает нам Лактанций, за свое красноречие прозванный современниками «христианским Цицероном».

Как он пишет, Галерий был «статен, с дородным телом, ужасно тучным и отекшим», и даже тесть Диоклетиан чрезвычайно его боялся.

Даже если исключить из рассказа Лактанция явные преувеличения, все равно становится ясно, что Константину уже в юности пришлось выдержать серьезную борьбу, чтобы уцелеть. И многому научиться, в том числе искусству дипломатии, увернувшись от карающей немилости того, кто «словами, поступками и страшным взглядом... был пугалом для всех».

Историки считают, что главным зачинщиком гонений на христиан, получивших в истории название диоклетиановых», был именно Галерий, который люто, как своих личных врагов, ненавидел христиан.

Около десяти лет пробыл Константин при дворце императора в Никомедии, проявляя незаурядные способности и быстро делая военную карьеру.

Во время египетской компании, которая началась весной 297 года, двадцатилетний Константин уже был первым трибуном когорты личной императорской гвардии. И во время осады мятежной Александрии, где некий мавр Ахилл при поддержке египтян провозгласил себя августом, по преданию, Константин проявил свое человеколюбие.

Перед отъездом в Египет август Диоклетиан приносил жертву в храме Аполлона, где главный жрец по внутренностям быка предсказал римлянам победу и возвестил, что Аполлон повелел избивать жителей Александрии до тех пор, пока лошадь императора не утонет по колени в крови.

После длительной осады, когда стены Александрии все же были взяты приступом, легионеры ворвались в город и стали убивать всех, кто встречался им на пути. Солдаты врывались в дома, выносили оттуда золото и ценные вещи. Цезари часто, в качестве награды, отдавали легионерам город на разграбление, просто определяя срок - три дня, десять...

При въезде в город Константин следовал за императором. Вдруг лошадь Диоклетиана споткнулась о тело убитой женщины, поскользнулась в луже крови и упала на передние ноги. Заметив это, Константин воскликнул: «Смотрите: пророчество жреца сбылось! Колени императорского коня красны от крови!»

И тогда Диоклетиан отдал приказ по всем центуриям прекратить расправу над мирными жителями и мародерство.

Вскоре Константин принял участие в персидской компании против царя Нарсеса, выиграв несколько сражений и сумев спасти остатки армии Галерия. Прибыв в Антиохию, чтобы отпраздновать победу над персами, Диоклетиан почтил Константина не только повышением в военной карьере, но и особыми почестями. Когда старший август объезжал город, рядом с ним на колеснице сидели армянский царь Трдат и Константин. Галерий, как пишут очевидцы, шел рядом пешком, взявшись за поручень, как лакей у стремени своего хозяина. Этого унижения он никогда не простит Константину...

23 февраля 303 года в Никомедии начались беспримерные в истории гонения на христиан при Диоклетиане - в городе была сожжена главная христианская церковь и убиты тысячи верующих.

А на следующий день появился тот самый эдикт Диоклетиана против христиан, согласно которому, как пишет Лактанций, «людей, исповедовавших эту религию, следовало лишить всякого почета и достоинства, подвергнуть пыткам и, к каким бы рангам или сословиям они не принадлежали, все они подлежали судебному преследованию. Сами же они не могли высказываться ни о несправедливостях, ни о прелюбодеянии, ни о грабежах, в конце концов, они лишались и свободы слова» («О смерти гонителей»).

«Даже имея сто языков, столько же уст и голос железный я бы не в силах назвать был все виды злодейств и кар имена изложить, которые причиняли судьи праведникам и безвинным людям», - пишет Лактанций, который своими глазами видел эти страшные события.

В 304 году в Риме Диоклетиан торжественно отпраздновал двадцатилетие своего правления, после чего объявил, что покидает трон. Многие говорили, будто к этому шагу заболевшего и за год резко угасшего августа подбил и даже угрозами склонил Галерий.

1 мая 305 года в Никомедию съехались высшие чиновники, консулы, сенаторы, чтобы стать свидетелями исторического момента передачи верховной власти.

Ни для кого не было секретом, что Галерий унаследовал трон Диоклетиана. Вторым августом был назван воевавший в этот момент в Британии Констанций, отец Константина. Главная интрига состояла в выборе двух цезарей.

Среди тысяч зрителей на трибунах был и Лактаций, с репортерскими подробностями описавший это событие.

Диоклетиан произнес краткую прощальную речь, в которой сказал, что состарился, мечтает о покое и готов передать власть в более сильные руки.

Затем перед зрителями появились Галерий и высшие чины императорской гвардии. В первых рядах стоял , выделяясь среди всех высоким ростом и царской осанкой. Многие ожидали, что сейчас будет названо именно его имя.

Галерий сделал знак рукой, и глашатай громко выкрикнул имена нового цезаря.

Флавий Север!

И затем второе:

«Все были ошеломлены. Наверху, на трибунале (возвышении), стоял Константин. Все недоумевали, неужели Константину сменили имя, когда вдруг Максимиан (Галерий), протянув руку назад и оттолкнув Константина, вывел на всеобщее обозрение Даю, - пишет Лактаций. - Сняв с того одежду частного лица, он поставил его в центре. Все удивлялись - откуда он взялся? Никто, впрочем, смутившись, не осмелился громко возражать, придя в замешательство от неожиданной новости. Диоклетиан набросил на него свой пурпур, сбросив его с себя, и вновь стал Диоклом. Затем он спустился, его провезли как старого царя через весь город на повозке и отпустили на родину».

Несомненно, новость о том, что Галерий объявил цезарем не его, а своего племянника Максимина Дайю, явившегося из придунайских степей, была большим ударом по честолюбию Константина.

Но он нашел в себе силы никак этого не проявить. И вскоре подал прошение, чтобы его отправили в Британию, на помощь отцу. Галерий с радостью отпустил Константина в надежде, что тот сгинет в британских болотах, но для верности решил устроить по дороге засаду.

Константину стало об этом известно, и он отправился на север обходным путем. Чтобы избавиться от погони, он похищал на перекладных станциях всех казенных лошадей. Узнав, что его уже не догнать, Галерий, как пишет Лактанций, «с трудом сдерживал слезы».

Под командованием Константина римские легионы в Британии удачно завершили кампанию, восстановив границы северной провинции Рима в прежних пределах.

К этому времени отец Константина доживал в Лондинии свои последние дни. В историю он вошел под именем Констанций Хлор. Прибавку к его имени («хлор» значит «бледный») придумали позднейшие византийские историки, чтобы не путать с сыном Константина Великого Констанцием. Возможно, Констанций имел очень болезненный вид, подхватив в британских болотах лихорадку, от которой и умер.

Константин застал отца уже на смертном одре - в присутствии свидетелей отец назначил его своим преемником, после чего скончался.

Прощание с императором проходило при огромном стечении народа. Когда Константин появился на площади, солдаты приветствовали его громкими криками: «Да здравствует август Константин!»

Константину было 32 года, и он сам все время чувствовал свою «звезду» - словно какая-то высшая сила вела его по жизни и даровала победы... И он все чаще задавался вопросом: какие боги помогают его славе?

В 330 году будет выпущена золотая монета, где император Константин изображен вместе с Александром Македонским - два гордых, победоносных профиля.

А в 306 году Константин доказал, что не зря десять лет провел при дворце Диоклетиана, научившись стратегии и тактике, умению делать правильные политические ходы. Он написал Галерию письмо, в котором признавал себя недостойным столь высокого титула августа и просил одобрить действия его армии частично, то есть утвердить за ним титул цезаря. Да, их силы с Галерием пока были слишком не равны, и не в пользу Константина.

Галерию ничего не оставалось делать, как утвердить за своим заклятым врагом титул цезаря Британии. Как бы ни были сильны личные амбиции, но кому-то надо было защищать северные границы Рима.

Константин поселился в Треверах, в резиденции отца, оставив за мачехой Феодорой титул августы и пособие из царской казны для нее и ее шестерых детей.

31 марта 307 года Константин женился на Фаюсте, младшей дочери августа Максимиана Геркула - это был уже второй его брак. Первой избранницей Константина, еще в юности, стала Минервина, дочь богатого купца в Дрепануме, которая умерла во время родов, оставив ему сына Криспа.

Руки дочери Максимиана он добивался давно. Константин хотел укрепить свои позиции августа, так как Максимиан Геркул, бывший август, хотя и отрекся от верховной власти вместе с Диоклетианом, но все еще имел авторитет и пытался вернуться в политику.

Их первая встреча с Фаюстой произошла при забавных обстоятельствах.

Еще во время учебы в военной школе Константин в свите императора объезжал Италию. Во время торжественного приема в Медиолане семилетняя Фаюста по ошибке преподнесла ему в подарок шлем, предназначенный Диоклетиану. Наверное, ей показалось, что украшенный драгоценными камнями шлем будет больше к лицу этому высокому и красивому молодому воину.

Фаюста была непомерно честолюбива, и когда Константин впервые к ней посватался, шестнадцатилетняя девушка объявила, что выйдет замуж только за цезаря. А когда Константин стал цезарем, подняла планку - нет, она будет женой только августа, верховного правителя.

И Константину, который и сам был честолюбив, наверняка, это тоже нравилось и вдохновляло на новые подвиги.

Личная жизнь правителей - самая недоступная область для историков. Но многое говорит том, что Елена была недовольна выбором сына.

Когда-то отец Фаюсты, Максимиан Геркул, разлучил ее с мужем, и от его детей она тоже не ожидала ничего хорошего...

Какие только хвастливые титулы не присвоил себе Максимиан Геркул за свои победы: Британский Величайший, Германский Величайший, Персидский Величайший, Сарматский Величайший, Армянский Величайший, Карпийский Величайший, причем, не по одному разу.

После ухода Диоклетиана формально Максимиан Геркул был отстранен от власти, но именно тогда он во всей полноте проявил всю свою сущность интригана, устроив вместе с сыном Максенцием захват власти в Риме.

Поводом к народным волнениям в Риме стал указ Галерия, который отменял для горожан свободу от налогообложения - вековую привилегию столичных жителей. Возмущенные горожане, подстрекаемые сенатом, подняли в Риме бунт. Тогда-то и появился Максимиан Геркул, пообещав сенаторам вернуть Риму все привилегии, если его снова провозгласят августом Италии.

Сенаторы набросили на него порфиру, и новый хозяин Рима сразу же объявил соправителем сына Максенция.

Узнав от этом, разъяренный Галерий велел своему ставленнику Флавию Северу двинуть войска на Рим. Но из его затеи ничего хорошего не вышло. После неудачных военных маневров Севера уговорили сдаться на милость новых правителей Рима, а когда он приехал в столицу, заставили покончить с собой. Галерий со своим войском выступил на помощь Северу, и Максимиан Геркул велел сыну выступить ему навстречу. Но Максенций отказался, и отец в сенате в гневе сорвал с него пурпурную мантию.

Тогда Максенций подкупом склонил на свою сторону преторианскую гвардию и выгнал отца из Рима.

Войско Галерия вскоре отступило назад, как сообщают историки, неистово разоряя на обратном пути города Италии, как будто оно шло по вражеской территории.

Таким образом, Максенций стал единоправным властителем Рима, а Максимиан Геркул бежал на запад к Константину и дал согласие на его брак с Фаюстой.

Свадебная церемония состоялась в Ареалате (сейчас это французский город Арль), где Константину был так же присвоен титул августа Британии, Галлии и Испании.

Сохранилась мозаика V века с портретом молодой Фаюсты. Молодая волоокая женщина с тяжелым подбородком и царственным венком на голове держит в руках шкатулку с украшениями, показывая всем жемчужное ожерелье - свадебный подарок императора Константина...

Отношения Константина с хитроумным тестем испортились очень быстро. Пока он воевал в Галлии с франками и алеманами, Максимиан Геркул устроил за его спиной заговор.

Распустив слухи, будто Константин погиб на войне, он объявил себя августом Галлии, Британии и Испании и на золото из казны зятя подкупил и склонил на свою сторону несколько легионов. На первый раз Максимиан был помилован - прощение для отца выпросила Фаюста.

Через какое-то время Максимиан Геркул снова предпринял попытку захвата власти - на этот раз более примитивным способом, подослав ночью в спальню Константина убийц. Не жилось ему спокойно: в это время его боевой товарищ Диоклетиан давно уже выращивал в своем имении капусту, не желая слышать о войнах и политике.

К счастью, в охране Константина нашелся преданный человек, предупредивший о покушении. Заговор был раскрыт, наутро Максимиан был найден мертвым в своей спальной.

Народу объявили, что смерть отца Фаюсты наступила от сердечного приступа, и в 310 году Максимиана Геркула похоронили с императорскими почестями.

А осенью 311 года умер Галерий, который весь последний год страдал от какой-то неизлечимой и страшной болезни. Август испробовал все лекарства и заклинания. По греческому обычаю за его выздоровление в храме Асклепия была принесена гетакомба - жертвоприношение из ста отборных быков, напрасно сгоревших на гигантском костре. В отчаянии Галерий обратился за помощью к христианскому Богу, пообещав восстановить разрушенную церковь в Никомедии, и издал указ, разрешающий христианам свободно исповедовать свою веру.

«Так как эдикты, изданные нами с целью поддержать поклонение богам, подвергли многих христиан опасностям и бедствиям, и многие из них претерпели смерть, а многие другие, в более значительном числе, до сих пор упорствуя в своем нечестивом безрассудстве, лишены всякого публичного религиозного культа, то мы желаем распространить и на этих несчастных людей наше обычное милосердие», - витиевато изложил Галерий в этом эдикте свои условия Богу в обмен на здоровье.

Но они не были приняты - чаша злодеяний была слишком тяжела...

Власть Галерия на востоке унаследовал Дайя, которому помогал восточный цезарь Лициний.

В Риме тем временем продолжал бесчинствовать Максенций, все более возмущая римлян, повидавших всяких тиранов, но этот, казалось, старался превзойти всех.

В 311 году в Треверы к Константину тайно прибыло посольство из Рима. Сенаторы жаловались, что их правитель направо и налево продает должности консулов и глав провинций, охотится за женами знатных патрициев и разрешает солдатам по ночам разбойничать на улицах, отдавая приказ: «Напивайтесь и развратничайте. Жизнь коротка!»

Римские сенаторы пообещали Константину всевозможное содействие, если он поведет свое войско на юг, к Риму.

К тому же стало известно, что Максенций готовится объединиться с Дайей, вместе перейти через Альпы и напасть на Галлию, чтобы устранить своего главного соперника, Константина.

На берегу Тибра возле Мильвийского моста состоялась решающая битва, в которой Константин одержал победу над Максенцием.

Когда войско Константина вошло в Рим, народ с удивлением увидел рядом с позолоченными римскими орлами знамя с крестом – лабарум, который отныне будет сопровождать императора во всех его сражениях.

Все в том триумфальном шествии по Риму было необычно.

По обычаю, императоры первым делом совершали жертвоприношение римским богам, благодаря их за победу, но Константин демонстративно проехал на своей колеснице мимо храмов Юпитера и Аполлона, прямиком к цирку.

Теперь он знал, что ему помогли не эти боги.

Константин запретил выставлять в храмах Рима свое изображение и тем более воскурять перед статуями фимиам. Но все же в римской базилике Максенция будет воздвигнута его огромная статуя с крестом в руке - чтобы изгнать старых богов из их святилищ.

Впоследствии колоссальная статуя, видимо, была разбита мародерами, сбивавшими с нее бронзу. Ныне остатки этого изваяния хранятся в римских Капитолийских музеях. Они поражают своими размерами: огромная мраморная голова, огромная ступня, кисть руки...

Как написал о статуе итальянский историк Бьянки-Бандинелли, «безжизненное лицо оживлено только огромными глазами, из которых льется магическая сила взгляда и одухотворенность».

Конечно, вера императора Константина – вера воина – была очень простой, но преисполненной искренней благодарностью. Отныне все почести и славу великих побед Константин будет щедро делить с Богом, считая Его главным предводителем своего воинства.

Евсевий, епископ Кесарийский, часто беседовавший с императором, сообщает, что после победы возле Мильвийского моста Константин пересмотрел всю свою жизнь. И сделал для себя такой вывод: «Мое служение Бог нашел и судил годным для исполнения Его воли. Начав от того британского моря и от тех мест, где, по некой необходимости, определено заходить солнцу, я, при помощи какой-то высочайшей силы, гнал перед собой и рассеивал все встречавшиеся ужасы, чтобы воспитываемый под моим влиянием род человеческий призвать на служение священнейшему закону и, под руководством Высочайшего Существа, взрастить блаженнейшую веру» («Жизнь блаженного василевса Константина»).

Несколько столетий в Риме на площади будет возвышаться огромная статуя Константина, держащего в руке копье в виде креста с надписью: «Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана и, по освобождении его, возвратил римскому сенату и народу прежние блеск и славу».

А в Риме возле Колизея, на Триумфальной арке, воздвигнутой в честь победы над Максенцием, и теперь можно причитать такие слова на латыни: «Императору Цезарю Флавиусу Констэнтинусу, самому великому, набожному, и бывшему благословленному Августу: потому что он, вдохновленный божественным, и величием его ума, освободил государство от тирана и всех его последователей в то же самое время, с его армией, и только сила оружия, Сенат и Люди Рима посвятили эту арку, украшенную триумфами».

На западной стороне арки на барельефе изображен въезд Константина в Рим, на северной - его выступления перед народом и раздачи денег.

Теперь цезарь появлялся перед народом, окруженный не жрецами, а христианскими иерархами, тем самым показывая, кто его советники.

Епископы получили право вершить гражданский суд, если на это были согласны обе стороны, и всевозможные привилегии от государства.

Один из лучших римских дворцов с окружающими землями Константин передал во владение римскому епископу, духовенство получило освобождение от государственной службы. Отныне священники занимались своим прямым делом - служением Богу, Который дарует империи великие победы и помогает цезарю.

Для богослужений были отданы многие общественные здания Рима, так называемые базилики. Многие из них оказалось нетрудно превратить в просторные и красивые церкви.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению, была ли мать Константина изначально христианкой или Елена уверовала после знаменательной битвы возле Мильвийского моста. В любом случае, с этой победы начинается время христианских императоров и императриц.

Важно, что Константин не притеснял тех, кто поклонялся и приносил жертвы языческим богам - это будет уже после него, гораздо позднее...

В 313 году в дни свадьбы своей сводной сестры Констанции с правителем востока Лицинием в Медиолане император Константин торжественно обнародовал свой знаменитый , дарующий христианам право свободно исповедовать свою веру.

В нем много сказано о той «божественной благосклонности, которую мы узнали в таких больших наших делах и которая в будущем обеспечит благоденствие государства».

Тысячи пострадавших за христианскую веру возвращались из тюрем и рудников домой, не до конца веря своему счастью. Если на западе начинались новые времена, то в восточных провинциях, где правил Лициний, христиане продолжали испытывать притеснения со стороны власти.

Лициний вмешивался в служение епископов, разорял христианские церкви, а на награбленные богатства строил военные корабли.

Вокруг все громче говорили о том, что в будущем он собирается направить флотилию против Константина. В течение десяти лет конфликт между двумя правителями империи набирал силу. В 323 году он вылился в открытую войну.

Это была уже почти символическая битва между христианством и язычеством. Накануне сражения Лициний созвал своих приближенных в «священную рощу». Совершив обряд перед идолами богов, он произнес речь, что именно эта битва, по его убеждению, должна была наконец определить, какой бог все-таки сильнее.

«А когда над нашими, которых там много и которые числом доныне имеют преимущество, одержит верх какой-то, не знаю, откуда взявшийся Бог Константина, то пусть уже никто не остается в сомнении, кого почитать Богом, пусть всякий обратится к сильнейшему и отдаст ему пальму победы», - передает смысл его выступления Евсевий Кесарийский.

Также Лициний убеждал своих воинов не смотреть на хоругвь с крестом, говоря, что «она страшна свою силой и враждебна нам».

Решающее сражение, состоявшееся в сентябре 324 года близ Хрисополя, завершилось победой армии Константина.

Таким образом, Константин одолел всех своих противников, стал единственным и полноправным правителем Римской империи и готов был неустанно за это восхвалять Христа. Многие в империи воспринимали это почти как чудо, реальное доказательство силы христианского Бога.

Константин будет писать об этом и в своих указах:

«А ныне еще более ясными событиями и славными подвигами доказано, как неразумие всякого в этом деле сомнения, так и величие силы великого Бога, потому что у тех, которые верно блюдут достойный благоговения закон и не дерзают нарушать ни одной его заповеди, блага изобильны, твердость в предприятиях превосходна, надежды хороши...»

А эдиктом 324 года он объявит о приоритете христианства перед всеми другими религиями.

Поэтому императору Константину был совершенно непонятен и даже оскорбителен тот богословский спор, который разгорелся вокруг личности Христа во время его правления. Сначала он касался ереси отделившихся от Церкви донатистов. Но еще большее распространение получило ложное учение александрийского пресвитера Ария, который дерзнул отрицать Божественность Христа, говоря о том, что Иисус Христос не есть Вечный и Безначальный, а Он творение Бога Отца.

Отголоски этого древнейшего спора можно и сейчас услышать на наших улицах, когда иеговисты останавливают прохожих и задают вопрос: кто старше - отец или сын? И, получив ответ, развивают идею отрицания Троицы, перенося земные понятия в мир, куда не дано проникнуть при помощи упрощенной логики.

Но если, как утверждали ариане, Христос был лишь «творением» Бога, не единосущным Богу Отцу, то это сразу лишало смысла всякие человеческие усилия уподобиться Христу, «обожиться» и через это достичь спасения.

«Спор о Христе есть всегда спор о природе человека и об его назначении. Этим «жизненным» содержанием спора и объясняется та страстность, с которой он велся», - пишет протоиерей Александр Шмеман («Исторический путь Православия»).

Вряд ли император Константин понимал всю важность спора о том, чем отличается «единосущен» от «подобносущен», но сам факт серьезных разногласий в Церкви сильно задевал его.

Он лично написал два письма - одно епископу Александру Александрийскому, другое - Арию, где назвал их спор «маловажной распрей и суетным словопрением» и призвал примириться, чтобы скорее «возвратить ему отрадные дни и безмятежные ночи».

Но письма не помогли, и тогда император Константин выслал всем епископам христианского мира грамоты, призывая их съехаться, чтобы вместе решить богословский спор.

В 325 году в малоазийском городе Никея состоялся - первый в истории христианский форум такого масштаба.

Собор открылся в одной из палат царского дворца. На нем присутствовали 318 епископов из Италии, Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии, Армении, Дакии и других уголков империи, которых могли сопровождать пресвитеры, диаконы и другие помощники. Всего собрание насчитывало около двух тысяч человек, и уже сам факт его проведения говорил о том, что император ставит важность церковных дел наравне с государственными.

Многие из епископов, приглашенных на собор, претерпели гонения, пытки и носили на себе следы увечий. Епископ Пафнутий Фиваидский лишился правого глаза и хромал; Павел Неокесарийский не владел руками, пройдя испытание раскаленным железом; на других тоже были шрамы, следы ожогов...

Это были настоящие седовласые воины за веру Христову, впервые собравшиеся вместе в роскошных императорских палатах.

В зале полукругом стояли скамьи для епископов, в центре на столе лежала книга Священного Писания как свидетельство истины, с которым должно было согласоваться решение Собора.

Накануне императору Константину передали жалобы ариан на епископов, но, как говорят свидетели, он разорвал все бумаги, даже не прочитав их, и сказал, что личные распри должны быть забыты и все вопросы будет решать Собор.

Первый Вселенский Собор продолжался два с половиной месяца и закончился победой сторонников «единосущия». Был составлен Символ Веры, под которым подписались почти все, даже семнадцать арианских епископов.

Говорят, император Константин считал собор в Никее главным делом своей жизни. Наверное, он думал, что примирил враждующих епископов перед лицом Бога, не догадываясь о том, что и после Собора 325 года противоборство никейцев с арианами будет продолжаться еще не одно столетие...

Во время Собора император сидел среди епископов на некотором возвышении, на позолоченном кресле, как бы закрепляя за собой сан первосвященника и символизируя в своем лице две власти империи - светскую и духовную.

Так между государством и Церковью зарождался союз, который по сложности оттенков и полутонов в истории не случайно получил название «симфония властей».

Церковь с надеждой и верой приняла объятья Христианской Империи и, как пишет историк А. В. Карташов, ее тонкому организму приходилось часто «похрустывать» в этих объятиях.

Евсевий Кесарийский, написавший самые что ни на есть восторженные панегирики Константину Великому, отмечает в своих сочинениях его излишнюю доверчивость к людям. Константин действовал и мыслил масштабно, его планы были грандиозны, и ему было просто недосуг вникать в нюансы человеческих отношений, психологию подданных.

«Человеколюбие и добролюбие, искренность веры и прямодушие располагали василевса доверять людям, бывшим, по-видимому, христианами и под маской притворства старавшимся снискать истинное его расположение. Доверяя же им, иногда совершал он не должное», - пишет Евсевий Кесарийский, намекая на то, что императора нередко обманывали и епископы, и самые близкие люди.

После того, как отметил свой пятидесятилетний юбилей и прошли торжества виценналий - двадцатилетия царствования на троне, началось крушение его личной жизни.

Семейные отношения - самая темная, и, возможно, самая «не благословенная» часть биографии императора Константина.

С Фаюстой у них было шестеро детей - три сына и три дочери, но императрица всегда очень ревниво относилось к старшему сыну Константина, Криспу, которого воспитала Елена.

Крисп рано стал постоянным помощником отца в сражениях и во многом был похож на Константина, считался его преемником.

Говорили, что Фаюста сумела убедить Константина, будто бы Крисп готовит против него заговор. Ходили слухи, что императрицу видели в объятиях пасынка и что она нарочно это подстроила - теперь уже никто не разберется в древних дворцовых интригах.

Константин, уязвленный доносом, отправил старшего сына в изгнание, на время отстранив его от всех дел, чтобы решить его участь. Следом в ссылку пришел императорский указ о казни Криспа, который был приведен в исполнение. На проверку указ оказался подделкой - видимо, эта фальшивка с царской короной и печатью Константина тоже была делом рук испугавшейся разоблачения Фаюсты.

Вскоре империю облетело известие о смерти самой императрицы Фаюсты. Ее нашли утонувшей в бассейне с горячей водой. По этому поводу было много разных версий, в том числе основанных на горячем нраве императора Константина и его угрызениях совести по поводу гибели Криспа.

Отпраздновав тридцатилетие правления, император Константин собрался поехать в Палестину, чтобы принять крещение в водах Иордана, но этому не суждено было случиться.

После Пасхи 337 года он почувствовал недомогание и по совету врачей поехал лечиться к теплым водам. Но облегчения не наступило. Почувствовав, что приходят его последние дни, император Константин велел перевезти себя в предместье Никомедии.

Здесь епископы совершили над ним крещение. Больше император уже не переодевался в царские облачения и умер в белых одеждах, которые в древности всю первую неделю после крещения носили неофиты.

Скончался император Константин в праздник Пятидесятницы, день схождения Святого Духа на апостолов.

Даже после его смерти римляне верили, что помогает им одерживать победы в сражениях.

Примерно через семнадцать лет после кончины императора его сын Констанций воевал с персами и попал в окружение. Персидский царь Шапур взял в осаду римскую крепость Антиохию Мингидонскую, при штурме которой погибло почти 10 тысяч персов, и Шапур поклялся отомстить римлянам. Вскоре начался дождь с грозой.

Взглянув на небо, Шапур вдруг увидел на крепостной стене блистающего Ангела, а рядом с ним - Константина Великого в полном военном облачении. И тогда царь Шапур принял решение отступить, сжег осадные орудия и со всей своей армией удалился от крепости.

В эту легенду, рассказанную историком Феофаном Византийцем, верили его современники («Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофила»).

Побед Константина Великого хватило бы, чтобы навеки вписать его имя в историю Рима. Но у него было еще одно грандиозное детище - Константинополь.

Построенный им город станет столицей Византийской империи, на тысячу лет пережившей Римскую империю.

Император Константин долго подбирал место для нового Рима, он рассматривал и Треверы, и Наис, где он родился, и Фессалоники - из-за близости моря и торговых путей, и даже начал строительство на развалинах древней Трои, разметил там новые улицы.

Но неожиданно его выбор пал на мало кому известную римскую крепость Византий на берегах Босфора. Говорили, будто император снова увидел вещий сон...

По преданию, однажды рано утром император Константин со свитой отправился осматривать окрестности Византия, а потом приказал телохранителю следовать за ним, опустив к земле копье. След от копья должен был очертить границы будущей столицы.

И Константин, как мальчишка, с гиканьем понесся вскачь, воскликнув: «Я буду идти до тех пор, пока не остановится Тот, Кто идет впереди меня!»

Никто не сомневался, что он, действительно, видит Кого-то впереди.

Константин был рожден в городе Наисс. По отцовской линии он, предположительно, принадлежал иллирийскому роду. Его отец, Констанций Хлор, правил Западной частью (Британией и Галлией). Его мать, Елена, ставшая впоследствии святой, была христианкой.

Император Диоклетиан пожелал взять юного Константина ко двору в Никомидии. В 305 году Максимиан и Диоклетиан сложили императорское звание с себя. Таким образом, на Западе стал владыкой Констанций Хлор, а на Востоке - Галерий.

В 306 году после смерти отца Константин возвратился в Галлию, где был провозглашен Августом. Между тем, в Риме вспыхнуло восстание против Галерия. Население и войско признали власть Максенция, сына Максимиана, сложившего звание императора, но впоследствии примкнувшего к сыну и принявшего императорский сан снова.

Эти события сформировали предпосылки для начала междоусобной войны. Галерий и Максимиан умерли. Император Константин, объединившись с Лицинием (одним из новых Августов), одержал победу над Максенцием под Римом. Последний утонул в Тибре во время бегства.

Лициний и Константин съехались в Милане. Здесь был обнародован Миланский эдикт о всеверии. Далее последовал ряд событий, в результате которых император Константин стал единственным владыкой империи. Он не оставил Рим столицей. Главным городом его государства стала Византия, переименованная впоследствии в Константинополь.

Император Константин был глубоко убежден в том, что только христианство сможет объединить разнородное население государства. Правитель поддерживал Церковь, возвращая из ссылки проповедников, воздвигал храмы, проявлял заботу о духовенстве.

Глубоко почитая религию, император Константин Великий пожелал найти Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Для этого правитель направляет свою мать в Иерусалим, наделяя ее полномочиями и материальными средствами. Царица Елена с помощью Иерусалимского патриарха Макария отыскала Крест в 326 году. Во время своего пребывания в Палестине, Елена совершила много праведных дел для церкви. По ее приказу все места, которые тем или другим образом были связаны с жизнью Христа и его матери, были очищены от следов язычества. В этих святых местах были воздвигнуты церкви. Император Константин приказал воздвигнуть храм Господнего Воскресения над пещерой с гробом Господнем.

Царица Елена отдала найденный Крест на хранение патриарху, забрав с собой его небольшую часть. После возвращения в Константинополь она вскоре умерла (в 327 году). За деяния для церкви и труды по обретению Креста царицу Елену стали именовать Равноапостольной.

Однако вскоре в церкви появляются разногласия и ереси. Следует сказать, что еще в начале правления императора Константина возникла ересь новациан и донатистов, которая сначала была отвергнута двумя соборами, а затем окончательно осуждена в 316 году

На Востоке между тем возникло учение Ария, отвергавшее Божественность Иисуса. В связи с этим в 325 году был созван в Никее по приказу Константина Вселенский Собор. Здесь ересь Ария была осуждена, образован В него было включено понятие "Единосущный Отцу". Таким образом, в сознании христиан навсегда закрепилась истина о Божественности Христа.

После Константин продолжал трудиться на благо церкви, несмотря на то, что оставался язычником.

В 326 году император правил уже двадцать первый год. Одной из личных трагедий правителя стал его суд над любимым сыном и наследником Криспом, разоблаченным в заговоре. Несмотря на то, что у императора было еще трое сыновей от второй жены Фаусты, Константин чувствовал себя одиноким, полагая, что нужен окружающим его людям только потому, что может им передать огромную империю.

Крещение правитель принял в конце жизни. Умер Константин в 337 году в день Пятидесятницы.

Биография
Римский император с 306 года. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, сохраняя также языческие культы. В 324-330 годах основал новую столицу Константинополь на месте города Византий.
Константин был старшим сыном Констанция Хлора и Елены, дочери трактирщика. Когда Константину было двадцать лет, его отца объявили цезарем, и по существующим правилам ему пришлось развестись с Еленой. Констанций Хлор женился на Феодоре, падчерице Августа Максимиана Геркулия; в результате этого брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II).
Уже в юношеском возрасте Константин проявил себя смелым, рассудительным воином и командиром, чем снискал популярность в войсках, которыми командовал его отец.
После отречения Диоклетиана и Максимиана Константин оказался во власти Галерия, который задержал его у себя в Никомедии как заложника. Не желая мириться с этим, Константин решил бежать.
Лактанций рассказывает о его побеге: «Констанций Хлор, так как был тяжело болен, отправил письмо Галерию, чтобы тот прислал к нему сына его Константина, которого он хочет видеть, чего он давно уже тщетно добивался. Галерий же не хотел этого. Часто строил он тайные козни против молодого человека, так как не решался что-либо предпринять явно, дабы не навлечь на себя гнев граждан и чего он особенно опасался - ненависть воинов. Однажды Галерий под видом шутки и как бы для испытания силы и ловкости Константина втолкнул его в клетку со зверями. Но тщетно...
Так как Галерий больше не мог отказывать Констанцию Хлору в его просьбе, то однажды вечером он дал Константину разрешение уехать и повелел, чтобы тот отправился в путь на следующее утро... Галерий был намерен наутро либо задержать его под каким-нибудь предлогом, либо срочно отправить письмо в Италию, чтобы его задержал по дороге Флавий Север. Предвидя это, Константин поспешил уехать, когда император после ужина отправился на покой. Константин умчался, искалечив по дороге всех государственных лошадей на многочисленных дорожных постах. На следующий день император, намеренно проспав до полудня, приказывает позвать к себе Константина. Ему говорят, что тот сразу после ужина отправился в путь. Галерий приходит в ярость и поднимает крик. Он требует седлать государственных лошадей, чтобы вернуть его. Ему сообщают, что лошадей нет. Галерий едва сдерживает слезы. А Константин с невероятной быстротой приезжает к отцу, находящемуся уже при смерти, который представляет его воинам и передает власть из рук в руки. Констанций Хлор обретает на своем ложе покой от дел мирских, как он того желал».
После неожиданной и ранней смерти Констанция Хлора в 306 году британские легионеры провозгласили Константина цезарем, а август Галерий, опасаясь недовольства сильной западной армии, был вынужден признать это провозглашение.
После того как Максенций захватил власть в Риме и к нему прибыл его отец Максимиан Геркулий, Константин охотно пошел на соглашение с ними. В 307 году Максимиан Геркулий предоставил ему титул августа и выдал за него замуж свою дочь Фаусту.
Во вспыхнувшей затем борьбе за власть над всей Империей между Галерием и вернувшимся к управлению государством Максимианом и его сыном Максенцием Константин проявил завидную осторожность, выжидая истощения сил воюющих сторон, постепенно наращивая свои силы и политическое влияние. После смерти Галерия в 311 году, когда старшим августом стал Лициний Лициниан, Константин заключил с ним союз, направленный против Максенция, управляющего центральной областью Империи - Италией и африканскими провинциями.
Правление Максенция выродилось в откровенную тиранию. Константин не остался глух к тайным предложениям, которые стали поступать к нему от угнетенных римлян. Выждав удобный момент, он ввел свои галльские войска в Италию. Решающее сражение с Максенцием произошло под Римом у местечка Красные Скалы в 312 году. Христианская легенда передает, что в решающий момент битвы над легионным значком, под которым сражался Константин, появился христианский крест с надписью «Сим победишь». Войско Максенция было разбито, а сам он утонул в Тибре. Константин стал повелителем западной половины Империи, а его союзник Лициний, разгромив своих соперников на Востоке, стал августом ее восточной половины.
После разгрома и гибели Максенция 28 октября 312 года Константин как победитель вступил в Рим и постарался проявить великодушие: он ограничился тем, что приказал убить только двоих сыновей свергнутого тирана. А когда некоторые римляне потребовали казни всех приверженцев Максенция и доносчики уже стали развивать активность, Константин решительно пресек их деятельность, объявив всеобщую амнистию.
Такое поведение Константина повергло римлян в изумление и привлекло к нему их сердца.
Победитель посетил сенат и заявил, что намерен вернуть ему его былое величие и значение. За это растроганный сенат провозгласил Константина главным августом Римской империи (двумя другими августами в это время были Лициний и Максимин Даза).
В честь победы Константина над Максенцием в Риме воздвигли пышную триумфальную арку, которая и сейчас стоит недалеко от Колизея; на ней написано: «Императору Цезарю Флавию Константину Величайшему, Благочестивому, Счастливому Августу сенат и народ римский посвятили замечательную арку в честь его триумфа за то, что он со своим войском по внушению свыше и благодаря величию своего ума с помощью праведного оружия освободил государство одновременно и от тирана и от всей его клики».
Это единственная триумфальная арка в Риме, которая сооружена не за победу над внешним врагом, а за победу в междоусобной войне.
Сам факт создания этой арки говорит о том, что римляне в значительной мере уже утратили понимание общественного блага и стали рассматривать государство как личную собственность монарха, существующую для его удовольствия; за долгие века империи римляне в конце концов усвоили ту идеологию рабского подчинения властелину, за которую прежде презирали варваров - жителей стран Востока.
Варварство римлян при сооружении этой арки проявилось и в том, что для ее украшения сняли скульптуру с одной из триумфальных арок Траяна.
В отличие от Диоклетиана Константин оценил силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев населения и армии. Он понял, что христианство и его мощная церковная организация могут быть прочной опорой абсолютной власти. Поэтому Константин принимает важное решение о примирении с христианской церковью и о ее решительной поддержке. Еще в 311 году август Галерий отменил гонения на христиан. В 313 году после побед над своими политическими соперниками Константин и Лициний в городе Медиолане издали свой знаменитый эдикт, известный в исторической литературе как Медиоланский, или Миланский. По этому эдикту христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Конфискованное или разграбленное имущество церкви должно было быть возвращено или за него выплачивалась компенсация.
Сам Константин продолжал оставаться язычником. У него во дворце справлялись языческие и христианские праздники. Он почитал Солнце Непобедимое, Аполлона - Гелиоса, Христа и других богов, но часть языческих храмов закрыл и упразднил при них жреческие должности. Были конфискованы некоторые храмовые ценности.
По повелению Константина в Риме завершили строительство базилики, начатой Максенцием. В этом гигантском, роскошно отделанном здании поставили колоссальную мраморную статую Константина (ее обломки можно видеть сейчас в Риме во дворе Дворца Консерваторов, который входит в состав Капитолийских музеев).
Константин, став господином Италии, навсегда распустил преторианскую гвардию, справедливо усмотрев в ней источник внутригосударственных смут. Вместо преторианских когорт были созданы отряды дворцовой стражи, а преторианский лагерь в Риме разрушен.
Максенций очень не нравился римлянам потому, что требовал от сенаторов добровольных пожертвований в пользу государства.
Константин намного превзошел Максенция и установил для сенаторов твердый налог. Все они были разделены на разряды по имущественному признаку; самые богатые должны были отныне ежегодно вносить в казну по восемь фунтов золота, другие - по четыре и по два фунта, а самые несостоятельные - по семь золотых монет.
Сенаторское сословие потеряло в Римском государстве всякое реальное значение, а звание сенатора сделалось обременительным. Именно поэтому Константин очень заботился об увеличении численности римского сената и охотно делал сенаторами богатых провинциалов.
Константин всеми средствами прокладывал себе путь к власти, действуя не только силой, но и другими способами. В борьбе за власть он сумел опереться на христианство. Он учел, что эта религия уже широко распространена среди жителей Римской империи, и предпочел иметь в христианах не врагов, а друзей. Поэтому он всегда вел себя как сторонник веротерпимости, хотя христианином не был. Не отвергая старых римских богов, он допустил в их число нового бога. Сам Константин принял крещение только перед своей кончиной. Христианская церковь всегда считала Константина своим благодетелем, свято чтила его память и не уничтожала его статуи (бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия уцелела лишь потому, что невежественные средневековые римляне принимали ее за изображение Константина).
Новые августы ненавидели и боялись друг друга. На первых порах объектом их острых разногласий был вопрос о том, кто должен управлять провинциями Балканского полуострова. В результате войны 314-316 годов Константин добился перехода Балканского полуострова, кроме Фракии, под свою власть и между ним и Лицинием был заключен мир. Константин стал претендовать на положение старшего августа, с чем Лициний был вынужден мириться. Воспользовавшись затруднительным положением последнего во время нападения готов на Фракию в 323 году, Константин под предлогом борьбы с готами захватил Фракию, а когда Лициний попытался вытеснить своего вероломного союзника из этой области, это привело к войне, в которой Лициний был разбит, низложен с престола и вскоре убит. В 324 году Константин стал единственным правителем всей Римской империи. К нему обращались с рабской почтительностью, что хорошо видно из текста надписи, найденной в Риме на форуме Траяна:
«Нашему господину, восстановившему род человеческий, расширившему империю и власть римскую, а также заложившему основы спокойствия навечно, Флавию Валерию Константину Счастливому, Величайшему, Благочестивому, Постоянному Августу, сыну божественного Констанция, всегда и повсюду почитаемого, Гай Цезоний Руфий Волузиан, светлейший муж, консул первых месяцев года, градоначальник Рима, имеющий императорскую судебную власть, преданнейший его воле и величию».
Константин вышел победителем в суровой борьбе с многочисленными претендентами на высшую власть, ибо выгодно отличался от них во многих отношениях. Он был человеком очень смелым, энергичным и вместе с тем осторожным. Хорошего образования он не получил, однако к образованности относился с уважением. В сравнении со звероподобными Максенцием и Лицинием он обладал большими личными преимуществами.
Константин имел хорошую внешность, был высокого роста, крепкого телосложения, отличался физической силой и ловкостью. Он вел воздержанный образ жизни, прекрасно умел владеть собой, был вежлив, общителен и даже склонен к юмору.
Определяющим качеством характера Константина было непомерное властолюбие. Сделавшись императором, он сбросил маску учтивости и справедливости и стал проявлять откровенную жестокость и деспотизм. Его алчность и расточительность легли тяжелым бременем на народ, так как только беспощадно грабя жителей империи, можно было добывать те колоссальные суммы, которые расходовались на блеск императорского двора, на грандиозное строительство и на содержание громоздкого военно-бюрократического аппарата. Внешне Константин усвоил великолепие и негу восточной роскоши. Даже будучи немолодым человеком, он наряжался в пестрые шелка, расшитые золотыми цветами, носил накладные волосы и короны изысканных фасонов со множеством драгоценных камней и жемчуга, его мощная шея была увешана ожерельями, а могучие руки увиты браслетами.
Государственная деятельность Константина продолжала основные направления политики Диоклетиана и имела своим результатом постепенное прикрепление значительной массы свободных людей к их месту жительства, к земле или ремеслу, чтобы обеспечить регулярный сбор налогов с населения. Если в прежние века Рим жил за счет того, что грабил другие народы, то теперь от стал грабить сам себя; Римское государство вступило на путь самопожирания: собирая налоги, правители не задумывались над тем, откуда возьмут налогоплательщики требуемые суммы, и чем строже взыскивались налоги, тем более истощались средства населения.
В сельском хозяйстве труд рабов и мелких свободных собственников постепенно вытеснялся трудом колонов (это были люди формально свободные, которые у частных лиц арендовали землю и фактически были лишены права покинуть ее). Колоны не только обрабатывали землю, но и платили налоги, поэтому государство было очень заинтересовано в их закрепощении.
30 октября 332 года Константин издал грозный указ против бегства колонов: «Тот, у кого будет найден чужой колон, должен не только вернуть его к месту его происхождения, но и заплатить за него подушную подать за то время, которое колон у него находился. А самих колонов, которые вздумают бежать, надлежит заковать в кандалы как находящихся в рабском положении, чтобы они были принуждены в наказание исполнять рабским способом обязанности, приличествующие свободным».
По той причине, что граждане постепенно превращались в закрепощенных налогоплательщиков, Константин был вынужден брать в армию все большее и большее число варваров. В римской армии было много скифов, готов и германцев, а при дворе Константина особым влиянием пользовались франки; он был первым императором, который стал делать варваров консулами. Таким образом, варвары вступили на путь, который привел их в конце концов к овладению Римом.
К городу Риму Константин был совершенно равнодушен. Он пробыл в нем после победы над Максенцием не более трех месяцев, а впоследствии посетил его только два раза, когда вступал в десятый и в двадцатый год своего правления. Временными резиденциями Константина были Трир в Германии, Медиолан (совр. Милан), Аквилея в Северной Италии, Сирмий в Паннонии, Фессалоники (совр. Салоники в Северной Греции) и Нэсс (совр. Ниш в Сербии); последний был его родиной. Константин основал новую столицу Римской империи, назвав ее Вторым, или Новым, Римом (эти названия быстро вышли из употребления, и город стал именоваться Городом Константина - Константинополь, современный Стамбул).
Новую столицу построили на месте древнего греческого города, который назывался Византий и был расположен на границе Европы и Азии на побережье пролива Босфор. На ее строительство израсходовали колоссальные средства; 60 000 фунтов золота истратили только на сооружение городских стен, крытых колоннад и водопроводов. В городе Константина были построены и храмы старым богам и церкви христианскому богу.
Чтобы придать блеск новой столице, ограбили старую: из Рима увезли огромное количество статуй. Почти все крупные города империи были вынуждены отдать большинство своих статуй для Константинополя. Часть римской знати переселилась в новую столицу.
Добившись наконец своей заветной цели и став владыкой мира, Константин окружил себя азиатской пышностью и опозорил свою старость безумным и неслыханным мотовством. Если прежде Константин не терпел клеветников и доносчиков, то теперь стал настолько подозрительным, что в особом эдикте поощрил их обещанием наград и отличий. Старший сын Крисп, отмеченный многими достоинствами и очень популярный в народе, вскоре стал вызывать в императоре чувство опасения, которое переросло в тайную ненависть. В 326 году Константин велел схватить Криспа и после скорого суда казнить. Сразу вслед за тем он приказал умертвить и племянника Лициния. Многие приписывали гибель Криспа коварству его мачехи Фаусты, которая будто бы обвинила пасынка в покушении на ее честь и целомудрие. Неизвестно, раскаялся ли позже Константин в своем проступке или раскрыл козни жены, но он покарал ее так же сурово, как и сына. По одной версии, императрица задохнулась в бане, специально растопленной до такой степени, что в ней невозможно было дышать, а по другой - Константин сам столкнул ее в ванну с кипятком.
Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 года больной император отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но почувствовав себя хуже, он велел перевести себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.
Константин умер 22 мая 337 года в Аквирионском дворце в предместье Никомедии. Своими наследниками он считал трех своих сыновей (цезари Константин II, Констанций II, Констант) и двух племянников (цезарь Далмаций Младший и Аннибалиан, женатый на Константине Августе, дочери Константина).

Имя: Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий

Государство: Римская Империя

Сфера деятельности: Политика

Величайшее достижение: Был императором Римской империи. Ввел христианство, перенес столицу и изменил название на Константинополь

Диоклетиан был первым правителем, который абсолютизировал власть императора в .

Этого он смог добиться, разделив власть между двумя императорами августами и их заместителями цезарями, создав тетрархию.

Но существовала эта форма власти недолго, уже через несколько лет после смерти Диоклетиана, на трон поднялся император, который победил всех претендентов на престол, объединил раздробленную империю и основал новую столицу.

Им стал сын Констанция I Хлора (или Бледного) Константин.

Ранние годы

В источниках указываются разные даты рождения Константина, в одних указан 282 год, в других – 285 год.

Его отец был заместителем при Максимиане, цезарем на западе, поэтому Константин всю жизнь жил при дворце и позднее служил высокопоставленным штатным офицером Диоклетиана.

Даже в юности была видна в этом человеке необузданная энергия.

Под протекторатом императора юноша четко уяснил, в чем главная задача императора – в защите государства от внешних воздействий и в создании справедливого и упорядоченного общества.

И он претворит в жизнь эти задачи, когда сам взойдет на трон империи.

После отречения и Максимиана от престола в 305 году нашей эры, Галерий и Констанций стали августами, назначив своими цезарями Максимина II Дазу на востоке и Флавия Севера на западе.

Этим были недовольны и чувствовали себя преданными сын Максимиана Максенций и сын Констанция Константин, так как изначально им обещались титулы цезарей. И в будущем это сыграло немалую роль в истории, развязав долгую битву за контроль над частями империи.

Галерий разрешил Константину вернуться на запад для служения его отцу Констанцию I.

Вместе они проводили военную кампанию против пиктов в Британии.

А после смерти отца он показал себя, как решительный человек, способный на беспощадные действия в 307 году, когда совершил нападение на франков.

Тем не менее он был способен и на великодушные поступки, например, когда вернул конфискованное церковное имущество.

На смертном одре Констанций назвал своего сына в качестве преемника в титуле августа, его люди были с ним согласны. Но не Галерий, он оставался верным принципу тетрархии и назвал августом Флавия Севера, а Константину был предложен титул цезаря.

В это же время, воспользовавшись смутой, Максенций также объявил себя августом в октябре 307 года.

При протекции Рима он контролировал Сицилию, Корсику, Сардинию и часть Северной Африки.

В течение нескольких лет империю разрывала гражданская война. Против Флавия Севера Константин объединился с бывшим императором августом Максимианом.

В то же время Флавий Север безуспешно боролся с Максенцием, армия Севера была подкуплена противником и перешла на его сторону. Север бежал, но был захвачен и убит.

После его смерти Галерий был вынужден вторгнуться с армией на запад, а в 305 году был сформирован новая тетрархия с другом Галерия Лицинием в качестве нового августа и с Константином, который сохранял титул цезаря.

Между тем Максенций потерял свое влияние в Риме, совершив ряд политических ошибок.

Это привело к многочисленным беспорядкам, которые завершились гибелью многих тысяч римлян. Константин терпеливо ждал, когда ситуация на западе станет подходящей, а дождавшись, собрал армию и вторгся в Италию.

Константин становится императором

Максенций и Константин встретились в одном решающем сражении – в битве на Мильвском мосту в 312 году.

Константин легко победил противника, вынудив его бежать обратно в Рим, но Максенций не достиг города, утонув в реке.

По преданию, в ночь перед сражением Константину явился , который велел ему нести знамя креста в бой. Историки рассматривают это сражение как переломный час в истории, объединение церкви и государства.

Одним из первых указов в Риме, где Константин принял правление западом в титуле августа, стал Миланский указ о терпимости всех религий.

После смерти Галерия Максимин Даза и Лициний сражались за власть над восточными провинциями империи, после чего поделили территории.

Хотя это продлилось недолго, и вскоре Лициний полностью захватил власть, заручившись при этом поддержкой христиан. После этого он устранил всех возможных наследников предыдущих императоров августов.

В течение последующих 10 лет между императорами, Константином и Лицинием, установился хрупкий мир, который был окончательно нарушен, когда Лициний начал гонения на христиан.

Это побудило Константина сражаться с Лицинием. По итогам двух битв – в Адрианополисе и Хризополисе – армия Константина одержала победу, а Лициний был повешен в 324 году.

Так Константин воссоединил империю, став единоличным правителем.

Византия

С приходом к власти Константина, в страну вернулось чувство стабильности.

Он посчитал, что необходимо было основать новую столицу империи и нашел подходящим для этого небольшой город — Византия, который стратегически удобно располагался и мог быть легко защищен со всех сторон.

Чтобы подготовить город, он привез со всей империи ремесленников и ресурсы. Он перестроил стены, установил статуи великих императоров на проспектах, построил церкви и языческие храмы.

Этот город обустроили в классической римской манере, но вместе с тем он был вдохновлен христианским богом.

В 330 году город нарекли столицей империи.

Константин и христианство

Во времена своих войн на западе Константин проявлял религиозную терпимость с обеими религиями.

Хотя он был поклонником языческого бога солнца в ранние годы, есть указания о том, что он был верующим христианином, как и его мать.

Он терпимо относился к некоторым языческим ритуалам, но принесение жертв было запрещено, а также были отменены гладиаторские бои, распятия, и были приняты законы против сексуальной аморальности, в том числе и ритуальной.

В 325 году Константин собрал Никейский собор, на котором было дано определение христианства, был определен символ веры и даты основных религиозных праздников, осуждалась арианская ересь и христианство окончательно отделилось от иудаизма.

Смерть

Константин правил 31 год и скончался в 337 году, оставив империю в руках своих сыновей.

Император, объединивший империю, обрел покой в церкви Святых Апостолов в Константинополе.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004

Раздел V

Эпоха Поздней империи (доминат)

Глава XX.

Оформление системы домината (284-337 гг.)

20.2. Правление Константина Великого (306-337 гг.)

Вскоре после отречения Диоклетиана между его наследника­ми разгорелась борьба за власть (306-324 гг.). В июле 306 г. в Эбораке умер 56-летний Констанций I Хлор, и его легионы про­возгласили цезарем сына Констанция, 20-летнего Гая Флавия Валерия Константина (306-337 гг.). Вместо Констанция Галерий назначил августом Севера и скрепя сердце признал цезарем Константина. В конце октября 306 г. власть в Риме захватил Максенций, сын Максимиана Геркулия: сначала он объявил себя цезарем, а в следующем году - августом. Вскоре к власти вер­нулся и сам 66-летний Максимиан. Он заключил союз с Константином, выдал за него свою дочь и признал его августом. Так в 307 г. в империи оказалось сразу 5 августов.

Потерпев поражение в борьбе с Максенцием и Максимианом, в апреле 307 г. погиб Север. В ноябре 308 г. Галерий объявил ав­густом Валерия Лициния, а в 309 г. - Максимина Дазу. Вскоре столь же неуемный в своем властолюбии, сколь и вероломный Максимиан, рассорившийся с сыном и предавший зятя, потерпел полное поражение и погиб (310 г.). В мае 311 г. в Никомедии умер самый активный враг христиан Галерий. Перед смертью он издал эдикт о веротерпимости, в котором покаялся за 8-летнее пресле­дование христиан. Преемником Галерия на Востоке стал Лициний. В 312 г. Константин во главе своей галльской армии вторгся в Италию и наголову разгромил войска Максенция в сра­жении у Вероны. В конце октября того же года в битве у Мульвийского моста Максенций был окончательно побежден и погиб. Константин вступил в Рим и, казнив двух сыновей Максенция, объявил всеобщую амнистию, чем снискал располо­жение римлян.

Летом 313 г. в борьбе с Лицинием погиб Максимин Даза. Все восточные провинции оказались под властью Лициния. В том же году Константин и Лициний издали т. н. Медиоланский (или Миланский) эдикт, в котором признавалось равноправие христи­анства со всеми остальными религиями. Конфискованное у хри­стианских общин имущество подлежало возврату или компенса­ции. Константин и Лициний поделили империю: первому достал­ся Запад, второму- Восток. В 314 г. между ними произошел конфликт, за которым последовал передел владений: потерпев­ший поражение Лициний отдал Константину Балканский полуо­стров (за исключением Фракии). Мир продержался около 10 лет. В 324 г. между Константином и Лицинием началась война из-за спорной Фракии. В сентябре того же года Лициний потерпел пол­ное поражение, капитулировал и спустя несколько месяцев был убит по приказу Константина. Последний стал единоличным вла­стителем империи (324-337 гг.).

Политический курс Константина стал прямым продолжени­ем политики Диоклетиана. В 314 г. он провел новую денежную реформу. В обращение на Западе империи (с 324 г. и на Востоке) была введена новая золотая монета - солид (чеканился из расче­та 72 монеты на фунт). Кроме солида, в провинциях имели хожде­ние разменные серебряные денарии. Нововведение дало возмож­ность стабилизировать финансовую систему и несколько оживить рынок.

При Константине продолжался начавшийся при Диоклетиане процесс прикрепления к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Обязанности куриалов, материально ответственных за налоговые поступления с горожан, являлись пожизненными и наследственными. Ряды разорявшихся куриа­лов в принудительном порядке пополнялись состоятельными людьми. Членство в ремесленных коллегиях также стало наслед­ственным. В частности, закрепощению подверглись объединения ремесленников, обслуживавших императорские мастерские. В отношении несения повинностей члены корпораций были связа­ны круговой порукой. Прикрепление к земле колонов получило свое юридическое оформление в конституции Константина «О беглых колонах» (332 г.), где впервые было зафиксировано принудительное возвращение беглых колонов к месту житель­ства. Число колонов увеличивалось за счет захваченных в плен варваров. Непосильный налоговый гнет и злоупотребления им­перских чиновников вызвали к жизни такой юридический ин­ститут, как патроциний. Крестьяне, ремесленники и куриалы добровольно переходили под патроциний местных магнатов и становились их колонами. Свою прежнюю земельную собствен­ность они получали уже на правах прекарного (условного) владе­ния. Взамен магнаты обеспечивали своим колонам защиту от притеснений властей.

Константин продолжил военную реформу Диоклетиана. Он распустил преторианские когорты (312 г.), а из состава маневрен­ных войск выделил привилегированные дворцовые части, рас­квартированные в Риме и резиденциях императора. Армия по­полнялась отрядами варваров, которые за свою службу получали римское гражданство, а с ним и возможность сделать карьеру в военно-бюрократических структурах Поздней империи. Постепенно военная профессия тоже стала наследственной. Время Константина (если не учитывать кровавую борьбу за власть) было относительно спокойным: при нем велись лишь незначительные пограничные войны (в частности, на Дунае).

При Константине территория империи была поделена на 4 крупных административных округа- префектуры во главе с префектами претория. Военное командование находилось в ру­ках 4 военных магистров. Префекты претория и военные маги­стры назначались императором. Сохранилось прежнее админи­стративное деление на провинции и диоцезы. Громоздкая военно- бюрократическая система была основана на принципе строгой иерархии и подчинении низших управленцев высшим по рангу. Все чины верхнего эшелона административного аппарата подраз­делялись на 6 категорий: «благороднейшие», «сиятельные», «по­чтеннейшие», «светлейшие», «совершеннейшие» и «выдающие­ся» (низший ранг). Их обладатели рассматривались как личные слуги императора (comites, domestici). Дворцовые должности, связанные с обслуживанием «священной особы» императора, считались высшими в империи (начальник «священного ложа», конюший, хранитель «священной одежды», начальник главной канцелярии и т. д.).

В области религиозной политики Константин проводил прин­ципиально иной курс, нежели Диоклетиан. Он увидел в христи­анском вероучении и церковной организации потенциальную опору абсолютной власти императора. Будучи трезвомыслящим и прагматичным политиком, он прекрасно осознавал бесперспек­тивность политики гонений. Сам Константин, как и его отец, из­начально имел среди христиан репутацию властителя, вполне лояльного по отношению к христианству. Поэтому издание в 313 г. Медиоланского эдикта явилось вполне логичным и полити­чески оправданным шагом (что касается его коллеги Лициния, то его отношение к христианам не отличалось последовательностью: в 320 г. он снова подверг их преследованиям). Еще раньше Константин освободил христианский клир от всех личных повин­ностей в пользу государства. Эдикт 315 г. гарантировал христиа­нам свободное проведение молитвенных собраний. Христианам вернули гражданские права, отнятые у них при Диоклетиане и Галерии. Сам Константин оставался язычником (он крестился лишь накануне смерти). Тем не менее он закрыл некоторые язы­ческие храмы, упразднил ряд жреческих должностей и конфи­сковал часть храмовых ценностей.

Между тем саму церковь сотрясали конфессиональные спо­ры. Появились такие массовые ереси, как донатизм и арианство (последнее вскоре широко распространилось по империи). В ин­тересах императора было не допустить церковного раскола, поэ­тому он неизменно выступал на стороне ортодоксального еписко­пата и жестоко преследовал еретиков. Чтобы покончить с разно­гласиями, Константин созвал всех епископов Востока и Запада на I Вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в малоазийском городе Никее. На соборе под давлением императора большинство епи­скопов (около 300 человек) осудило арианство. Тогда же был при­нят первый Символ веры. Правда, спустя несколько лет Константин стал склоняться к арианству и в 337 г., находясь на смертном одре, принял крещение из рук епископа-арианина Бвсевия Никомедийского. Тем не менее заслуги Константина пе­ред церковью были настолько весомы, что после смерти импера­тора клир почтил его именем «Великого» и канонизацией (хотя этот вероломный и жестокий деспот убил старшего сына и пле­мянника, казнил жену и совершил множество других преступле­ний).

В 330 г. Константин торжественно перенес столицу империи в Константинополь (Новый Рим), стоявший на европейском бере­гу Боспора Фракийского на месте древнегреческого города Византия. На строительство и украшени&Константинополя были израсходованы колоссальные средства. В городе, окруженном мощными укреплениями (т. н. «стена Константина»), были по­строены дворцы, стадион, ипподром, термы и библиотеки. Из Рима в новую столицу вывезли огромное количество статуй. Перенесение столицы на Восток имело символическое значение: произошел полный и окончательный разрыв с традициями «ре­спубликанской монархии». Отныне император больше не являл­ся «первым среди равных». Он был абсолютным монархом, перед которым подданные подобострастно простирались ниц, как перед каким-нибудь восточным деспотом. Диоклетиан и Константин носили диадему и роскошные, усыпанные драгоценными камня­ми одежды. При дворе был введен строгий церемониал с поклона­ми и целованием рук и ног властителя.