Константин алексеевич коровин, картины с названиями и описанием, биография. Драматическая судьба Константина Коровина: почему имя русского художника было забыто на родине Коровин художник биография кратко самое важное

Константин Алексеевич Коровин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва - 11 сентября 1939, Париж) - выдающийся русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.

Биография Константина Коровина

Коровин, Константин Алексеевич — живописец. Родился в Москве в 1861 году; происходит из богатых крестьян Владимирской губернии. Его отец - Алексей Михайлович, окончил университет, мать - Аполлинария Ивановна, урожд. Волкова, происходила из дворянского рода. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова, с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием.

Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Саврасова и Поленова; последний оказал на Коровина большое влияние.

Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

Творчество Коровина

В 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествие на Север. В результате появляются пейзажи: «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние.», «Мурманский берег.».

Он путешествует в Париж в 1887, 1892 и 1893, где познакомился с импрессионизмом. В 1896 К. А. Коровин оформляет павильон «Крайний Север», построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.

Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов.

Совершая поездки в Париж, К.Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все - ГТГ).

В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).


Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.

С 1901 К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед - С. П. Волков.

Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.

Известные работы художника

  • В лодке (1888)
  • У балкона. Испанки Леонора и Ампара (1888-1889)
  • Северная идиллия (1892)
  • Парижское кафе (1890-е)

  • Зимой (1894)
  • Геммерфест. Северное сияние (1894-1895)
  • Бумажные фонари (1896)
  • Кафе де ля Пэ (1906)
  • Пристань в Гурзуфе (1914)
  • Базар (1916)

"Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособност и. То, на что обращает внимание сам автор, этому нельзя выучиться. Сальери изучал и фугу и гармонию, а гуляка Моцарт и не говорил о том, что он постиг гармонию и всю теорию музыки, и притом имел еще одну небольшую вещь - гениальность."

Коровин Константин Алексеевич

Певец радости

Константин Коровин, - пожалуй, один из самых жизнерадостных русских художников. Всю жизнь он стремился передать радость и красоту окружающего мира. Живописец, театральный декоратор, архитектор, художник прикладного искусства, писатель, педагог - он, кажется, обладал всеми мыслимыми и немыслимыми талантами. И, поразительно, во всем этом с блеском добивался успеха.

Константин Коровин родился 5 декабря 1861 года. С детства мальчика окружали художники. Его дед, купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин, любил искусство и покровительствовал живописцам. Мать и отец неплохо рисовали. Часто в гости заходил художник Илларион Прянишников, будущий учитель Коровина. Он переворачивал стол и устраивал мальчику «Фрегат «Паллада», на котором они вместе «отправлялись» к мысу Доброй Надежды. Константину так нравились эти игры, что однажды он подговорил свою сестру Варю Вяземскую отправиться искать этот самый мыс. Дети проблуждали по городу целый день и под вечер попали в полицейский участок, а оттуда вернулись домой.



После смерти деда отец художника разорился. Семья переехала жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Днями напролет он пропадал в ближайшем лесу - Лосином острове. Скоро ему подарили ружье, и Константин пристрастился к охоте. Это увлечение и вместе с тем любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.

Зимой. 1894

Портрет друга

«Чтобы выучиться рисовать», - говорил Коровину его брат Сергей, студент московского Училища ваяния и зодчества, - «нужно рисовать людей». И тогда Константин принялся за портрет своего друга Дубинина. «Я мучил его ужасно. Да еще и хотелось написать его собаку Дианку», - вспоминал художник. Казалось, написать портрет было совершенно невозможно. «Дианка вертелась, Дубинин ворочал головой во все стороны. Портрет не удался, но Дубинину понравился». Он говорил: «Картина хороша, только усов у меня эдаких нет. Чего же усы-то сделал рыжие, а у меня усы-то черные. Ты черной краской делай». Чтобы доставить другу удовольствие, Коровин сделал черные усы и добился полного восхищения модели.



Однажды Сергей Коровин показал работы Константина своим преподавателям - Василию Перову и Алексею Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату: «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится - поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен». Тем не менее, Константин Коровин стал самым младшим студентом Училища ваяния и зодчества. Среди учителей были лучшие художники того времени: Саврасов, Перов, Прянишников, братья Павел и Евграф Сорокины, Поленов, Маковский.

Левитан и Коровин стали близкими друзьями. Исаак Левитан - один из немногих, кто сразу оценил и похвалил его необычную живопись. Вместе они ходили писать этюды в окрестностях Москвы, получали медали за лучшие работы. В своих мемуарах Коровин вспоминает, что после вручения художники сразу поехали к А.П. Чехову. Чехов посмотрел на медали и сообщил, что они «не настоящие». На настоящих было бы ушко, чтобы носить, а «это все — ерунда, обман. Вот у городового — другое дело».



Довольно рано Константин Коровин нашел собственный почерк -яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической четкости. В своих искрометных мемуарах художник вспоминает, что далеко не все его понимали, а многие и откровенно недолюбливали. Однако, после беглого сопоставления некоторых фактов и воспоминаний о самом Коровине, возникает стойкое ощущение кокетства великого мастера. Известно, что Василий Перов приводил учеников старших классов, часто людей довольно зрелых, смотреть, как работает Коровин. А некоторые преподаватели даже обращались за советом как закончить картину.


Классика русской живописи 19-го века. Константин Коровин. Русский импрессионизм
Северная идиллия. 1886

Душа компании

По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем и душой любой компании. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, веселый нрав - все это заставляло окружающих с первых минут испытывать к нему глубокую симпатию. Об этом вспоминал и художник Михаил Нестеров. Если Коровина приглашали в старинную усадьбу, то там он влюблял в себя всех, от чопорных старух, до «тургеневских» дворянских девушек, «рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою». Если звали ставить спектакль, «кордебалет и хор поголовно влюблены были в Костю. За кулисами только и слышно было: «Костя, Костя, Костя».



Зимние сумерки

Полюбил его и знаменитый меценат Савва Мамонтов, пригласивший художника работать в своей знаменитой Частной опере. Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым создавали оперы «Аида» и «Снегурочка». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с оперой Мамонтова дало возможность художнику «стать меценатом самому себе» - писать то, что захочется и не думать о сроках. Тогда же, в середине 1880-х годов Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг Коровина - Валентин Серов.

Они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников написано множество искусствоведческих статей, а о дружбе двух гениев в мемуарах вспоминал сам Коровин. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля. Серов и Коровин (в шутку их называли «Серовин» и «Коров») по приглашению Саввы Мамонтова отправились в путешествие на север. Итогом поездки стали не только великолепные картины, сыгравшие значительную роль в знакомстве России и всего мира с культурой крайнего севера. Собранный материал пригодился при оформлении павильона Крайний север на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Позже опыт подобной работы был повторен и расширен Константином Коровинм во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.



Осень. На мосту. 1910-е

За панно для парижской выставки Константин Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Интересно, что десять панно остались в собственности Саввы Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, где входили в контекст шехтелевского интерьера. Таким образом знаменитый меценат пытался в Москве воплотить мечту - украсить вокзалы российских городов картинами лучших отечественных художников.

В 1961 году во время очередного ремонта панно были демонтированы и переданы Государственной Третьяковской галерее . После необходимой реставрации четыре из них будут представлены в экспозиции предстоящей выставки на Крымском валу. Что касается парижских панно, впервые за 110 лет и в третий раз с момента создания широкая публика смогла увидеть в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Россия. Праздничное гулянье. 1930-е

Мир искусства

В 1890-х годах произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым. «Я увидел - Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал «Мир искусства». Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», - вспоминал Коровин. Художник также пожертвовал 5000 рублей из собственных сбережений и «выпросил еще 12000 у Саввы Мамонтова» на издание журнала. Вплоть до 1903 года он будет активным участником выставок журнала «Мир искусства».

В 1899 году Коровин начал педагогическую деятельность в школе Е. Н. Званцевой, а с 1901 вел совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое некогда сам окончил. Приходил на службу Коровин не чаще нескольких раз в месяц, но каждое его появление становилось для студентов праздником. А среди них в разное время были Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Борис Иогансон и многие другие в будущем знаменитые живописцы.



Несмотря на очевидные успехи и появление многочисленных обожателей, критики часто обрушивались на художника. В конце жизни Коровин вспоминал, что главным ругательством в то время было обвинение в «декадентстве». Хотя каждый критик вкладывал в это понятие что-то свое. А однажды живописца вызвали на допрос в Министерство внутренних дел, где потребовали объяснить «в чем разница между социализмом и импрессионизмом».

Тем не менее, Владимир Теляковский, затеявший реформировать Императорские театры, предложил Константину Коровину стать главным художником. Живописец согласился и предложил позвать также художника Головина. Здесь мастер столкнулся не только с нападками прессы, но и с саботажем актеров. Первой постановкой стал балет «Дон Кихот». Танцоры рвали на себе новые пачки, а маляры подкладывали в краски соль, чтобы те не сохли. Константин Коровин не растерялся, купил себе револьвер и приходил в театр, заткнув его за пояс.

Сегодня без преувеличения можно утверждать, что постановки Коровина составили эпоху в русском театральном искусстве. Особенно вдохновляли художника оперы на сказочные и исторические темы. Среди его постановок: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Князь Игорь», балеты «Аленький цветочек», «Саламбо», «Конек-Горбунок».

К сожалению, декорации и костюмы Коровина не сохранились. Значительное количество погибло во время пожара в хранилищах Большого театра в 1914 году. Однако, в начале 1980-х годов на одном из парижских аукционов были приобретены декорации оперы «Золотой Петушок», созданные по эскизам художника уже в 1934 году для театра французского города Виши Григория Раисова. Сегодня они хранятся в Театральном музее имени Бахрушина в Москве и будут представлены на предстоящей выставке в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911 год

Консультант по маскировке

Успел Константин Коровин побывать и на военной службе. В годы Первой мировой войны его призвали в действующую армию консультантом по маскировке. Кратковременная поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца. В письме к управляющему конторой императорских театров в Москве Владимиру Теляковскому он писал: «...здесь столько интересного, что я удивляюсь, отчего здесь нет художников». Увиденные им ужасы и страдания навсегда остались в его душе, о чем можно заключить по рассказу «Колька».

Февральскую революцию Константин Коровин встретил с воодушевлением. В честь победы революции им поставлены в Большом и Малом театрах «живые картины» «Освобожденная Россия». Он активно занялся общественной деятельностью, участвовал в митингах, руководил Советом художественных организаций, был избран членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве и одновременно - членом художественно-просветительной комиссии при Московском совете рабочих депутатов. Он участвовал в реорганизации МУЖВЗ и Строгановского училища в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ).



Однако со временем интерес к художнику стал падать, звание «академика» ничего не значило, картины не признавали критики. Ухудшалось и самочувствие его сына Алексея. В 1922 году он получил разрешение на выезд за границу. Там живописец участвовал в выставках русских художников, оформлял редкие театральные постановки. В последнее десятилетие открыл в себе литературный талант и написал интереснейшие мемуары и рассказы.

Париж. 1933



"Парижские огни"

Скончался Константин Коровин 11 сентября 1939 года и был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Жене-вьев де Буа.

Не могу удержаться и не добавить о небольшом расследовании по картине Коровина "За чайным столом" (). Оно интересно само по себе, но ещё более грандиозно то, что тогда я открыл для себя Константина Алексеевича как прозаика. И какого прозаика! Для всех почитателей этого талантливейшего человека пару лет назад появился великолепный подарок -- двухтомник прозы и писем Константина Алексеевича. Такой прозы, которую Фёдор Иванович Шаляпин назвал жемчужинами. Вот отрывок из рецензии на двухтомник «Константин Коровин: То было давно…там, в России»: "Туда вошли воспоминания «Моя жизнь», многочисленные рассказы и очерки, более десяти лет выходившие в Париже в русских газетах, книга о Шаляпине." (http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/review/review0064.html)

Коровин Константин Алексеевич

Коровин Константин Алексеевич 1861-1939 гг. — русский художник живописец (один из первых русских импрессионистов), театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.

Был внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина, в доме которого часто бывал известный передвижник Илларион Прянишников. Отец Константина получил хорошее университетское образование, но не смог сохранить состояния семьи и разорился. Семья Коровиных была вынуждена переехать в деревню Мытищи (под Москвой).

Своим художественным способностям и хорошим образованием братья Коровины (Константин и Сергей) во многом обязаны матери, дворянке по происхождению Аполлинарии Ивановне (урождённая Волкова). Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности - всё это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей.

Невзирая на практически полную бедность, Константин стремиться за старшим братом и поступает в Московское училище живописи, окунувшись в среду известных русских живописцев.

После посещения Франции Константин Коровин начинает новый этап в своём творчестве, он восхищён работами импрессионистов, их техникой передачи цвета, ощущений тонов. Во время путешествия по русскому Северу Константин очарован его красотами и много работает - северная природа, цвета, воздух, быстрая смена погоды полностью сочетаются с видением Коровиным импрессионизма. Каждый его северный этюд - это переживание. Его работы этого периода замечены лично Павлом Третьяковым. Он приобретает картину "Зима в Лапландии".

На протяжении многих лет Константин Коровин принимает активное участие в русской художественной жизни - участвует в различных кружках, выставках и объединения. Преподаёт в Московском училище живописи . В годы первой мировой войны Коровин работает консультантом для армии по вопросам маскировки.

Октябрьская революция 1917 года не затронула художника, он остался в России (так как Коровин был из деревни и является выходцем из бедной семьи). Он занимался сохранением и учётом памятников искусства, организовывал аукционы и выставки. Но в 1922 году всё же выехал за границу, переехал во Францию и поселился в Париже. Где и прожил оставшуюся жизнь.

Картины Коровина:

1895 г. — уже в Москве Коровин продолжает писать (дорабатывать) "северную" тематику. Рождается "Гаммерфест. Северное сияние ".

1896 г. — в Нижнем Новгороде проходит Всероссийская выставка. Константин Коровин оформляет павильон по заказу Мамонтова. Художник пробовал стиль "модерн" в оформлении. Поленов очень положительно отозвался о работе Коровина: «северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке ».

1897 г. — по собственному проекту Коровин построил дачу на берегу Нерли в Охотино, куда уезжает писать сельские пейзажи. Художник живёт в гражданском браке с хористкой Анной Яковлевной Фидлер. Родился сын Алексей, они зарегистрировали гражданский брак.

1888 г. — похоронил своего первого сына, умершего в младенчестве. Коровин несчастлив в браке, отношения с Анной Фидлер доходят даже до внутренней враждебности. Коровин отстраняется от гражданской жены и сосредотачивается на работе.

1898 г. — много работает над декорациями для Частной оперы, где сближается с Фёдором Шаляпиным . Для Шаляпина он создавал костюм Ивана Грозного.

1901 г. - помимо работы в театрах, он начал вести занятия в Московском училище живописи (вместе с Серовым) и преподавать в Строгановском училище.

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая декорации к спектаклям, костюмы. Становится известным художником оформителем. Работает для спектаклей Большого театра, Мариинского театра и даже - театра Ла Скала в Милане.

Но для себя, он продолжает работу в стиле импрессионизма и постоянно обращается в сюжетах своих картин к Парижским пейзажам. В тот период рождается "Парижская серия" картин.

1905 г. - Константина Коровина избирают академиком.

1908 г. - умер старший брат Коровина, художник Сергей Коровин. Это сказывается на здоровье Константина - он попадает в больницу.

1910 г. - знакомится с драматической актрисой Надежда Ивановна Комаровская, которая позже станет второй гражданской женой Коровина.

1916 г. - Коровин заболел и лечился в Севастополе.

1917 г. - революционные события нарушили душевное равновесие художника. После февральской революции (в апреле 1917 года) он приглашен в Комиссию художников.

1918 г. - он вошел в состав Отдела пластических искусств, комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов.

1919 г. - Коровин отказывается от преподавания, ссылаясь на здоровье и сердце. Коровин уезжал из Москвы (в Охотино), но спокойной работы и творчества не выходит - в провинции становится опасно. Но даже в это время он продолжает много работать.

1921 г. - проходит выставка Коровина устроенная в Третьяковской галерее.

1922 г. - жизнь талантливых и известных людей в Советской России становится невозможной. Первым из друзей Коровина уезжает и не возвращается Ф. Шаляпин. Сам Коровин вынужден жить в своей квартире в Москве, но и там ему уже нет покоя. К нему постоянно приходили реквизировать квартиру и "уплотнять". Пожилой художник тратит силы на просьбы о помощи у знакомых и сбор различных справок и "охранных грамот", чтобы защитить своё убежище.

1922 г. - он всё же выехал за границу и поселился в Париже. Всю оставшуюся жизнь Коровин продолжает усердно работать, но его работы не пользуются большим признанием, и живёт он бедно.

В последние годы жизни Коровина постигло новая беда - быстрая утрата зрения. Она вынудила его полностью отказаться от изобразительного искусства. Но художник продолжал писать рассказы, зарабатывая себе на жизнь. Константин Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года.

Творчество художника Коровина поражает своей жизнерадостностью, буйством красок, необъятностью. Свой талант творец проявил в живописи, создании театральных костюмов и декораций, литературе.

Краткая биография

Художник, чье творчество считают своим достоянием Россия и Франция. Он родился в Москве в 1861 году. Выходец из старообрядческой семьи с дворянскими корнями. После смерти деда семья разоряется и переезжает в подмосковное село Большие Мытищи. Маленький Костя рос в творческой атмосфере: его мать играла на арфе, увлекалась акварелями, хорошо разбиралась в литературе. Все это впитал в себя Коровин. Художник начал свой творческий путь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил вслед за своим старшим братом в 1875 году. Два года подряд он получает серебряные медали за ученические работы, но это не спасает положения. Работы художника Коровина осмеивались за самобытность, яркость красок и «излишнюю пластичность форм».

В 1884 году Константин знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым и примыкает к его кружку. Свое образование Коровин пытается завершить в но вскоре покидает учебное заведение, потому что и там академически настроенные преподаватели не принимают его новшеств в живописи.

В конце 80-х - начале 90-х художник трижды посещает Париж и проникается духом импрессионизма. Начало XX века было ознаменовано активной работой в театре и преподавательской деятельностью в родном училище.

В послереволюционные времена Коровин занимается сохранением памятников искусства, проводит аукционы, продолжает сотрудничество с театрами. А в 1922-ом переезжает во Францию, где, прожив 17 лет, он и закончит свой земной путь.

Учителя

Значительное влияние на становление неповторимого стиля оказали учителя - и - с которыми судьба свела Константина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Природа раскрывала ему свою лирическую ипостась, жизнь ярко проявлялась в эмоциональной живописи. Излюбленные темы своего учителя Саврасова мастерски обыгрывает ученик Коровин. Художник создает картины «Ранняя весна» и «Последний снег», превосходя в технике наставника.

Поленов был первым, от кого Константин услышал об импрессионизме. Под влиянием учителя Коровин создает одну из первых картин в России, написанных в духе импрессионизма, - «Портрет хористки». Произведение вызывает негодование и полнейшее непонимание мэтра Репина. Многих современников возмущала техника художника - небрежные, грубоватые и дерзкие мазки, яркие краски и позабытые мотивы русских красот.

Работа в театре

Коровин - художник большого таланта не только в создании картин. В 80-х годах он начинает сотрудничество с театрами как декоратор. Его работы отличались воздушностью, гармонией цветов и впечатлениями, искусно переданными посредством цвета и красок. Условные декорации обладали необычайно жизненными, яркими, необычайными, эмоциональными тонами.

Константин Коровин создает декорации и эскизы костюмов к таким операм, как «Аида», «Лакме», «Кармен», к спектаклям «Фауст», «Конек-Горбунок», «Садко», «Золотой петушок». Для какого произведения художник ни создавал бы эскизы, он всегда четко передавал национальный дух. Для этого он глубоко вникал в исторический колорит страны, национальное искусство.

Художник оформляет великие сцены Большого и Мариинского театров, Русской частной оперы, а также "Ла Скала" в Италии. Свой талант декоратора он раскрыл также в создании декоративных панно для Северного павильона Всероссийской выставки и Всемирной выставки в Париже.

Знаменитые картины

Коровин - художник, фото и репродукции картин которого пользуются неименной популярностью вот уже столетие. Тайна необычайной притягательности - в самобытности стиля и эмоциональной насыщенности произведений. Даже в самых ранних работах художник искусно работает со светом и нюансами оттенков. Так, например, «Северная идиллия» наполнена переливами зеленого, красного и белого. Красота предвечерней природы лирична и в тоже время ясна. Сцена из сельской жизни кажется практически сказочной, былинной.

Тему русской деревни Коровин продолжает и в своей работе «Зима». Картина смотрится просто, лирично, задушевно. Мягкость красок неизменно затрагивает струны души и заставляет вспомнить о своих истоках.

Север неизменно восхищал художника. Это подчеркивают такие произведения Коровина, как «Мурманский берег», «Гавань Норвегии», «Ручей Святого Тихона в Печенеге» и серия картин о Северной Двине. Свинцовые грозные тучи, неожиданная северная зелень, гладь воды. Холодный, неприступный Север, такой близкий и такой далекий…

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1861-1939) ЧАСТЬ2

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1861-1939), ЧАСТЬ3

"О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)

Русский художник. Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) 1861 в семье купца-старовера. Получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-1886) (под руководством А.К.Саврасова и В.Д.Поленова) и петербургской Академии художеств (1882). Много путешествовал (Кавказ, Крым, север России, Средняя Азия, Западная Европа). Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".

В ранней живописи мастера проступают черты символизма и модерна ("У балкона. Испанки Леонора и Ампара"; "Северная идиллия"; обе работы 1886). С годами в его искусстве возобладали красочные импровизации, динамически-подвижная, чувственная игра мазков, в равной мере характерная для пейзажей (северные, парижские, среднерусские, крымские мотивы), натюрмортов (типичные коровинские "розы") и портретов ("Ф.И.Шаляпин", 1911, ГРМ). Органическое чувство мира как красочного спектакля нашло выражение в его оформительских проектах (павильоны на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, 1896, Всемирной выставке в Париже, 1900) и театральных работах (для Мариинского и Александринского театров в Петербурге, Большого театра в Москве; 1901-1911). Зарекомендовал себя также как выдающийся педагог (в 1901-1919 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Свободных художественных мастерских).

Выехав в 1923 за границу, поселился в Париже. Активно работал как живописец и сценограф. В эмиграции расцвел его талант писателя-мемуариста (обычно печатался в газете "Возрождение").


Автопортрет. 1938
Холст, масло. 60x49.5 см.
,
Санкт-Петербург.

Яркой выразительности исполнен последний Автопортрет художника (1938). По глубине выраженных чувств, по уверенной лепке головы нельзя сказать, что это произведение написано тяжело больным человеком. Но лишения и страдания сказываются в какой-то настороженности, прочитывающейся при внимательном вглядывании в лицо, в котором проступает что-то рембрандтовское. А в следующем 1939 году Коровин внезапно скончался на улице от сердечного приступа.
Умер Коровин в Париже 11 сентября 1939.

КОНСТАНТИН КОРОВИН РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ

С именем Коровина связано становление в русской живописи импрессионизма - течения, которое зародилось во Франции и широко распространилось в европейском искусстве последней четверти XIX века.

Коровинский "Портрет хористки", 1883 считается едва ли не первым произведением русского импрессионизма.


«Портрет хористки»
1883
Холст, масло 53,2 x 41,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Именно Поленов много сделал для формирования будущего художника. На склоне лет Коровин вспоминал: "Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок". Влияние нового педагога и привезенной им с Востока серии этюдов 1881-1882 годов несомненно ощутимо в неожиданном для Московского училища и отечественной живописи тех лет "Портрете хористки" (1883) с его ясной гармонией чистых красок. Юный художник блестяще решил задачу изображения человеческой фигуры в живой и изменчивой световоздушной среде. Свою, возможно, случайную модель – некрасивую молодую женщину в чуть нелепой шляпке, с веером в руке – он запечатлел на террасе, на фоне залитого солнцем общественного сада.

Картина казалась столь неожиданно новой по исполнению и непонятной по задачам ("Девушка, освещенная солнцем" Серова появится только пять лет спустя), что Поленов, судя по авторской надписи на обороте холста, даже посоветовал питомцу не выставлять ее. Интересно, что одновременно в мастерской того же педагога появились и пейзажи Левитана "Первая зелень. Май" (1883), "Мостик. Саввинская слобода" (1884), как и "Портрет хористки", являющиеся ранними образцами импрессионизма в русской живописи. Странным образом коровинская хористка оказалась сродни женским портретам Огюста Ренуара.



Осень (Осенью). 1888-1891. Х., м. 175х132.
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород


В лодке. 1888

Принципы импрессионистического построения композиции выступают и в работе В лодке (1888), где Коровин изобразил себя и Марию Якунчикову. Срезанная рамами лодка поставлена по диагонали. Фигуры на ней посажены асимметрично. Благодаря этому передано ощущение неустойчивости, медленного покачивания лодки на воде. Пленэрная живопись этого произведения помогает живописцу создать обобщенный образ лета.


Весна. 1917


«Портрет Татьяны Спиридоновны Любатович»
1880г.
Холст, масло 160 x 84
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889

Картина У балкона. Испанки Леонора и Ампара - одна из лучших в творческом наследии Коровина. Удивительно гармоничная в своем неброском колористическом решении, естественная в композиционном построении, она не раз присутствовала на российских и международных выставках. Именно ею Коровин дебютировал как экспонент на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге; одна из золотых медалей на Всемирной Парижской выставке 1900 года была получена именно за это небольшое произведение. И недаром эту картину у художника приобрел Савва Мамонтов.
По всей вероятности, работа была начата в Испании в 1888 году и заканчивалась в Москве в 1889.


Летом. 1895

Гармония человека и окружающего его мира, нераздельность их существования – вот что выражено и в На даче, и в Девушке на пороге, и, может быть, особенно ярко в картине Летом.

Женщина в белом платье вдыхает аромат ярко освещенной солнцем сирени. Куст написан очень сочно, широким подвижным мазком, так что зритель тоже как будто ощущает его дыхание, аромат цветов. Но так же широко пишется и человеческая фигура. Мазки, которыми написаны платье, руки, лицо женщины нарушают контур фигуры, связывая ее с зеленой купой кустов.


Бумажные фонари. 1898

В картине Бумажные фонари (1895) вместо тонких цветовых созвучий зритель видит звонкие красочные аккорды, контрастные колористические сочетания. Художник изобразил молодую девушку в ярко-красной кофте (это будущая жена Коровина, Анна Яковлевна Фидлер), зажигающую пестрые китайские бумажные фонари. Голубые, малиново-розовые, они вместе с красным пятном кофты, с темной зеленью на заднем плане очень интенсивны по цвету. Гармония оттенков, столь характерная для работ Коровина этого времени, сменяется в Бумажных фонарях намеренным контрастным противопоставлением различных цветов. Контрастно и сочетание искусственного света зажженного фонаря, который держит девушка, с освещением летних сумерек. В целом образ приобрел броскую декоративность, напряженность.


Осень. 1917

В полотне Москворецкий мост все написано цветными пятнами - и люди на мосту, и трамвай, и архитектура с выделяющейся своей белизной колокольней и собором Василия Блаженного. В картине, сохраняя вид на изображенное сверху, а также несколько разбеленную колористическую гамму, мастер вводит фрагмент Кремлевского ансамбля слева, четко намечая масштаб башен, спускающихся к Москве-реке. Очень определенно по рисунку трактуется трамвай, проходящий по мосту, но люди, идущие вдоль перил, даны обобщенно, пятнами. Хорошо читаются конструктивные особенности всех архитектурных сооружений, включая лепящиеся друг к другу типичные старомосковские домики с разноцветными вывесками, вносящими многоголосье цвета в общий несколько разбеленный, чтобы передать жаркое летнее солнце, колорит произведения.
Может быть, рядом с другими произведениями Коровина Москворецкий мост выглядит более сухим по живописи, но, благодаря строго выверенному композиционному решению с пустым передним планом и сплошной застройкой дальнего берега, нам открывается широкая перспектива московских строений, над которыми возвышаются ритмически организованные памятники древней архитектуры.


Зимние сумерки


«За чайным столом»
1888
Холст на картоне, масло 60,5 x 48,5
Дом-музей В. Д. Поленова



Зимнее солнышко. 1919


Дама в кресле. 1917


Портрет З.Н.Перцевой. 1921

КОНСТАНТИН КОРОВИН, РУССКИЙ ЮГ- Гурзуф, Краснокаменка, Алупка, Севастополь, Крым.

Картины Коровина - это всегда праздник, всегда открытие. Будничные, привычные, знакомые всем мотивы - морской берег, улицы старого города, лошаденка около бревенчатого сарая или натюрморт из рыбы и фруктов, ночная улица или девушка в саду - преображаются ярким и интенсивным переживанием художника.

Коровин не описывает жизнь, а творит цельный образ ее, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности.
Будучи фанатически привержен натуре, он мог мастерски написать полный жизни и темперамента этюд за один-два часа, а мог неделями мучиться и искать верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно уходила из этюда. «Сама красота зависит от правды в живописи» - этому убеждению он остался верным до конца.


В Краснокаменке под Гурзуфом


«Гурзуф»
1914
Холст, масло. 89 x 121 см
Государственный Русский музей


Гурзуф. Корзина фруктов. 1916


На берегу моря в Крыму. 1909 Этюд


Алупка. 1912


«Пристань в Гурзуфе»
1914г.
Холст, масло 89 х 121
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«На берегу Черного моря»
Холст, масло
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого


На юге. 1906


Севастополь зимой. 1916


Севастопольский базар. 1915


Ялта ночью. 1905


На берегу моря. 1910


Кафе в Ялте. 1905


Гурзуф2. 1915


Дорога в южном городе. 1908


Балкон в Крыму. 1910

КОНСТАНТИН КОРОВИН. НАТЮРМОРТ

Новой областью увлечений Коровина в 1910-е годы стал натюрморт
Мастер изображает букеты у окна, за которым видны огни ночного Парижа. Их рефлексы мерцают на серебряном подносе, на позолоченной посуде, стоящей рядом с цветами. Посредством этих рефлексов живописец объединяет предметы натюрморта с большим миром, словно говоря нам, что они являются его частью, собирающей, как в фокусе, все самое прекрасное и поэтическое из окружающей нас жизни. Как квинтэссенция всей красоты действительности воспринимаются темно-красные розы, глубина звучания цвета которых подчеркнута контрастом с металлическим поблескиванием серебряных и золоченых предметов.

Холодок металла позволяет еще глубже ощутить живое дыхание цветов, написанных с той чувственной полнотой, которая захватывает зрителя в лучших полотнах Коровина.