Конспект урока по литературному чтению на тему "К. Паустовский "Мой дом" (3 класс). Паустовский «Мой дом Паустовский мой дом

2 4 2 2 3 3

I . Чтение текста.

1. Работа с текстом до чтения.

Дети самостоятельно проводят первый этап работы с текстом, обращая внимание на заглавие, имя автора и иллюстрацию к тексту. Учитель показывает книгу «Мещёрская сторона». Она уже знакома детям. Ученики отмечают талант К. Паустовского – настоящего художника слова, его поэтичность. Указывают на автобиографичность рассказов, повествование от первого лица. Вспоминают принцип видеть прекрасное в самом обычном .

– Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела? (Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т.д.)

Один-два ученика, после предварительной подготовки дома, выписывают на доску ключевые слова к первой части.

Прочитав ключевые слова, дети высказывают предположения о содержании .

2. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение и озаглавливание 1-й части.

Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение, диалог с автором).

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно, почему? Вопрос задаём, но ответа он не требует.) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками.) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.

Можете предположить, почему? Нужно уточнить значение слова западня – ловушка.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли, почему?) Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Представили?) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Почему посветлело в доме? (Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

Вопросы после чтения 1-й части:

– Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

– Какие звуки, запахи вы услышали в двух последних абзацах?

– Как бы вы озаглавили эту часть? («Отчаянные соседи», «Осаждённая изба».) Запись в тетради (с. 29, задание 1).

– Почему же маленький дом в Мещёре «заслуживает описания», теперь можете ответить на этот вопрос?

Часть 2 (читает учитель).

В ходе чтения нужно помочь детям представить осенние картины, почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой.

2.Повторное чтение рассказа.

В ходе чтения 2-й части предлагаем детям разбить её на картины и составить план (задание 1 в тетради, с. 29).

1) Беседка в глубине леса.

2) Ночной осенний дождь.

3) Туманный рассвет и бодрящий душ.

4) Песня сверчка.

5) Уход на рассвете.

6) Затерянность в огромном мире.

3. Обобщающая беседа .

а) – Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным ?

б)–В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли.)

– Вы абсолютно правы, и мне хочется прочитать строчки К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении осени: «Много было примет осени, но я постарался запоминать их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

в)–Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко второй части рассказа «Мой дом»?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!..

А.С. Пушкин

г) – Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре, заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

д) – Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...)

е)–Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой?

3. Работа с текстом после чтения.

1.Задание 4 в тетради, с. 29 (запись ключевых слов и сочетаний).

1-я часть 2-я часть

бывшая баня старая беседка

густой сад дикий виноград

частокол воробьи

западня для котов часы

берут в осаду осенняя ночь

кукан с рыбой неторопливый дождь

мёртвой хваткой ночная бабочка

застигнутые врасплох туман

просят пощады колодезная вода

облетающий сад сверчок

синицы пёс Дивный

безмолвие воды

затерянность

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

скачать

Аудио рассказ "Мой дом" из книги "Мещорская сторона" о красоте природы, о чудных картинах осени. "Маленький дом, где я живу в Мещоре, заслуживает описания. Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом... Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом (бечёвка, низка с рыбой - он подвешен к ветке старой яблони)... Какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам... Я выхожу с фонарём... Коты бросаются к частоколу,.. протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.
Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло... Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами...
В доме ночую я редко. Большинство ночей я провожу на озёрах... А когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке... Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха..."

Литературное чтение. 3 класс.

Тема: К. Паустовский «Мой дом».

Цель: продолжить знакомство с творчеством К. Паустовского,

формировать умения определять жанр и тему произведения, учить анализировать текст и составлять план.

Закреплять умения вести диалог с автором. Делить части рассказа на картины.

Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка.

Работать над выразительностью чтения.

Технология : п родуктивное чтение.

Формы проведения урока: индивидуальные, групповые, коллективные способы организации познавательной деятельности учащихся.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями в разделе «Глухая пора листопада»

СЛАЙД 1.

Мы уже знаем, что многие люди любят осень.

Осень любили и поэты, и писатели, и художники.

Рассмотрите картину Василия Поленова «Золотая осень». Созвучна ли красота природы на картине с теми стихотворениями об осени, которые мы читали на прошлом уроке?

Музыкальным оформлением к этой картине звучит музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года. Ноябрь». Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?

Какими средствами и приемами пользуется композитор?

Какие изобразительные средства использует художник?

    Проверка домашнего задания.

Некоторые из вас дома попробовали себя в роли художника и нарисовали иллюстрации к стихам. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Многие из вас выучили понравившиеся стихи про осень. Обоснуйте свой выбор и прочтите стих.

Какие средства художественного изображения применяет поэт?

Ребята, а почему о природе так часто говорят стихами? Попробуйте ответить на этот вопрос.

    Введение в тему урока .

Этот же вопрос задала и Настя, героиня нашего учебника, своему папе. Прочитайте, что ответил папа? Чтение авторского текста на стр. 178.

Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного, папы?

Вы согласны с его ответом?

Как называется? Из какой книги это произведение? К какому литературному жанру относится это произведение? Что мы знаем о рассказе?

СЛАЙД 2

    Работа с текстом до чтения.

Это уже не первое произведение К. Паустовского, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о К. Паустовском - писателе? (Константин Георгиевич Паустовский, известен многим читателям. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения автобиографичные, рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту К. Паустовский описывал жильцов старого дома, с каким тонким юмором он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. В его творчестве раскрывается взаимоотношение между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране. Умер он в 1968 году. Его похоронили на кладбище в Тарусе, возле проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все кто любил его произведения. На его могиле всегда лежат живые цветы.)

Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?

(Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.)

-Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу и предположите, кто же будет героем этого произведения? (дом и коты)

-Скоро мы прочитаем этот рассказ и узнаем, насколько вы правы. В рассказе встречаются слова и выражения, которые могут вызвать у вас затруднения в их понимании.

СЛАЙД 3

Бывшая баня-

Обшитая тёсом-

Частокол-

Западня-

Берут дом в осаду-

Кукан с рыбой-

Мертвой хваткой-

Застигнутые врасплох-

Облетающий сад-

Можно ли теперь что - либо добавить о содержании рассказа?

Прежде, чем мы познакомимся с текстом, давайте прочитаем, к чему нас призывают авторы учебника. С 178.

    Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение и озаглавливание 1-й части рассказа.

Комментированное чтение, диалог с автором .

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно почему? Вопрос задаем, но ответа он не требует.)

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду, но почему-то огорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.( Можете предположить почему?.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду . Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера.(Почему же коты ждут вечера?) Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали, кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Почему коты бьют друг друга?) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Отчего осенью в доме становится светло ? Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.(Какие запахи вы почувствовали в осеннем саду?

Какие услышали звуки? Сравните выражения:

Трещат печи и трещат синицы (так бывает только осенью). Их пение разное.

    Вопросы после чтения 1-й части.

Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

Как бы вы озаглавили первую часть? Работа в тетради. Стр. 29, задание 1.

(Отчаянные соседи. Осаждённая изба)

Почему же маленький дом в Мещёре заслуживает описания, теперь можете ответить на этот вопрос?

    Чтение 2-й части.

Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой. Постарайтесь увидеть обыкновенные чудеса.

Читает учитель всю 2 часть.

СЛАЙД 4

Сейчас вы сами перечитаете 2 часть рассказа и попробуете обсудить в группах, на сколько картин можно разделить эту часть. К каждой картине, которая у вас получится, попробуйте дать название и подчеркните ключевые слова.

Проверка.

Сколько картин получилось? (6)

Озвучьте первую картину. Какие ключевые слова подчеркнули? Как вы ее озаглавили? (появляется план на доске)

Озвучьте 2 картину; 3; 4; 5; 6.

План на доске.

По этому плану мы сейчас еще один раз перечитаем 2 часть рассказа, чтобы лучше понять, с помощью каких литературных приемов автору удалось показать красоту осенней природы, окружающей его дом.

1картина.Описание беседки в глубине леса.

О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?

Какое ощущение возникает у писателя по утрам?

Что значит Солнце бьет ?

Кто еще навещает писателя по утрам?

Объясните выражение « смертельно занимают » (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

2картина. Ночной осенний дождь.

Найдите эпитеты.(отвесный дождь)

Объясните это выражение.(Идет абсолютно прямо)

Как называется такой прием?

Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.

Какие запахи наполняют осенний сад?

3картина.Туманный рассвет и бодрящий душ.

Как описывает писатель туман? Зачитайте!

Может ли туман шуршать?

Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)

Кого он увидел в ведре?

Что называют околицей деревенские жители?

4картина Песня сверчка

Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет

5 картина. Уход на рассвете.

Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?

О чем может рассказать вздох собаки?

Объясните выражение « Восток розовеет »

6 картина.- Затерянность в огромном мире.

Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

Вы абсолютно правы, и мне хочется прочитать строчки К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении осени:

СЛАЙД 5

«Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

-Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко 2 части рассказа «Мой дом»

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!....»

А. С. Пушкин

СЛАЙД 6

    Обобщающая беседа.

Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Что заслуживает описания?

(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой?

    Домашнее задание.

СЛАЙД 7

Те, кто любит рисовать, нарисуют иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила.

Подобрать музыкальное сопровождение к этому рассказу.

Выполнить задание в литературной тетради под №2 и 4 с. 29

Выписать на страничку ОСЕНЬ цитаты, которые особенно понравились.

Подробный пересказ 2 части по плану (по одному фрагменту 6 человек).

Выразительное чтение рассказа.

Конспект урока литературного чтения


«Что заслуживает описания? К. Паустовский «Мой дом»


УМК «Школа 2100»

Предмет: литературное чтение.

Тема: Что заслуживает описания? К. Паустовский «Мой дом».

Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка.

Работать над выразительностью чтения.

Ход урока

  1. Речевая гимнастика.

Прочитайте четверостишие. Постарайтесь уловить его мелодию.

Осенью листья желтеть начинают,

С шумом на землю ложатся они.

Ветер их снова наверх поднимает

И кружит, как вьюгу в ненастные дни.

Созвучно ли это стихотворение с темой раздела, который мы читаем? Почему?

Прочитайте свои четверостишия, которые вы сочинили об осени.

Кто из вас любит это время года? Почему?


Осень любили и поэты, и писатели, и художники.

Рассмотрите картину Василия Поленова «Золотая осень». Созвучна ли красота природы на картине с теми стихотворениями об осени, которые мы читали? Музыкальным оформлением к этой картине звучит музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года. Ноябрь». Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?

  1. Проверка домашнего задания.

Произведения каких поэтов мы читали на предыдущем уроке? Многие из вас выучили понравившиеся стихи про осень. Обоснуйте свой выбор и прочтите стих.

Какие средства художественного изображения применяет поэт?

Ребята, а почему о природе так часто говорят стихами? Попробуйте ответить на этот вопрос.

  1. Введение в тему урока.

Этот же вопрос задала и Настя, героиня нашего учебника, своему папе. Прочитайте, что ответил папа?

Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного папы?

Что относится к прозе?


Как называется? Из какой книги этот произведение? По жанру, что это за произведение? Что мы знаем о рассказе?

  1. Работа с текстом до чтения.

Аустовского мы уже читали. Назовите эти произведения. («Кот-ворюга», «Жильцы старого дома»).

В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения , рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту К. Паустовский описывал жильцов старого дома, с каким тонким юмором он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. В его творчестве раскрывается между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране. Умер он в 1968 году. Его похоронили на кладбище в Тарусе, возле проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все кто любил его произведения. На его могиле всегда лежат живые цветы.

Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?

(Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.).


Прочитайте ключевые слова. Можно ли что - либо сказать о содержании рассказа?

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение и озаглавливание 1-й части рассказа.

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно почему? Вопрос задаем, но ответа он не требует.)

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками).

Дом стоит в густом саду, но почему-то огорожен от сада высоким частоколом. (Частокол-забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие).

Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. (Можете предположить почему? Что такое западня? Ловушка).

Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли почему?)

Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Представили?) Кончается это тем, что я выхожу из с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Почему посветлело в доме? Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

  1. Вопросы после чтения 1-й части.

Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

Какие звуки, запахи вы услышали в последних двух абзацах?

Как бы вы озаглавили первую часть? Работа в тетради. Стр. 29, задание 1.

(Отчаянные соседи. Осаждённая изба)

Почему же маленький дом в Мещёре «заслуживает описания», теперь можете ответить на этот вопрос?

  1. Чтение 2-й части учителем.

Прослушайте вторую часть. Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой.

Самостоятельное чтение.

Прочитайте вторую часть самостоятельно. Разбейте эту часть на картины. Составьте план (работа в парах).

(Работа в тетради на стр. 29, задание 1.)

  1. Беседка в глубине сада.

О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?

Какое ощущение возникает у писателя по утрам?

Кто еще навещает писателя по утрам?

Объясните выражение «смертельно занимают» (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

  1. Ночной осенний дождь.

Найдите эпитеты. (Отвесный дождь)

Объясните это выражение. (Идет абсолютно прямо)

Как называется такой прием?

Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.

Какие запахи наполняют осенний сад?

  1. Туманный рассвет и бодрящий душ.

Как описывает писатель туман? Зачитайте!

Может ли туман шуршать?

Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)

Кого он увидел в ведре?

Что называют околицей деревенские жители?

  1. Песня сверчка.

Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет.

  1. Уход на рассвете.

Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?

О чем может рассказать вздох собаки?

Объясните выражение «Восток розовеет».

  1. Затерянность в огромном мире.

Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

  1. Работа с текстом после чтения.

Задание 4 в тетради, стр. 29 (запись ключевых слов и сочетаний)

1-я часть. 2-я часть.

бывшая баня старая беседка

частокол воробьи

западня для котов часы

берут в осаду осенняя ночь

кукан с рыбой неторопливый дождь

мёртвой хваткой ночная бабочка

застигнутые врасплох туман

просят пощады колодезная вода

облетающий сад сверчок

синицы пёс Дивный

безмолвные воды

затерянность

  1. Обобщающая беседа.

а) Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

б) В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

«Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

в) Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре, заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

г) Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба?

(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

д) Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы можно писать и прозой?

Домашнее задание.

  1. Нарисовать иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила.
  2. Попробовать подобрать музыкальное сопровождение к этому рассказу.
  3. Выполнить задание в литературной тетради под №2, 4 с. 29.
  4. Выписать на страничку ОСЕНЬ цитаты, которые особенно понравились.
  5. Подробный пересказ 2 части по плану (по одному фрагменту.).
  6. Выразительное чтение рассказа.

2 4 2 2 3 3

I . Чтение текста.

1. Работа с текстом до чтения.

Дети самостоятельно проводят первый этап работы с текстом, обращая внимание на заглавие, имя автора и иллюстрацию к тексту. Учитель показывает книгу «Мещёрская сторона». Она уже знакома детям. Ученики отмечают талант К. Паустовского – настоящего художника слова, его поэтичность. Указывают на автобиографичность рассказов, повествование от первого лица. Вспоминают принцип видеть прекрасное в самом обычном .

– Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела? (Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т.д.)

Один-два ученика, после предварительной подготовки дома, выписывают на доску ключевые слова к первой части.

Прочитав ключевые слова, дети высказывают предположения о содержании .

2. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение и озаглавливание 1-й части.

Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение, диалог с автором).

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно, почему? Вопрос задаём, но ответа он не требует.) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками.) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.

Можете предположить, почему? Нужно уточнить значение слова западня – ловушка.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли, почему?) Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Представили?) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Почему посветлело в доме? (Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

Вопросы после чтения 1-й части:

– Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

– Какие звуки, запахи вы услышали в двух последних абзацах?

– Как бы вы озаглавили эту часть? («Отчаянные соседи», «Осаждённая изба».) Запись в тетради (с. 29, задание 1).

– Почему же маленький дом в Мещёре «заслуживает описания», теперь можете ответить на этот вопрос?

Часть 2 (читает учитель).

В ходе чтения нужно помочь детям представить осенние картины, почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой.

2.Повторное чтение рассказа.

В ходе чтения 2-й части предлагаем детям разбить её на картины и составить план (задание 1 в тетради, с. 29).

1) Беседка в глубине леса.

2) Ночной осенний дождь.

3) Туманный рассвет и бодрящий душ.

4) Песня сверчка.

5) Уход на рассвете.

6) Затерянность в огромном мире.

3. Обобщающая беседа .

а) – Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным ?

б)–В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли.)

– Вы абсолютно правы, и мне хочется прочитать строчки К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении осени: «Много было примет осени, но я постарался запоминать их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

в)–Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко второй части рассказа «Мой дом»?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!..

А.С. Пушкин

г) – Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре, заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

д) – Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...)

е)–Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой?

3. Работа с текстом после чтения.

1.Задание 4 в тетради, с. 29 (запись ключевых слов и сочетаний).

1-я часть 2-я часть

бывшая баня старая беседка

густой сад дикий виноград

частокол воробьи

западня для котов часы

берут в осаду осенняя ночь

кукан с рыбой неторопливый дождь

мёртвой хваткой ночная бабочка

застигнутые врасплох туман

просят пощады колодезная вода

облетающий сад сверчок

синицы пёс Дивный

безмолвие воды

затерянность

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?