Конспект музыкального занятия «Мы артисты» с использованием театрализованной деятельности (старшая группа). Конспект музыкального занятия с элементами театрализации для младшего возраста «Колобок» (показ театра кружек) Конспект музыкально театральное заня

«Музыка, игра, театр»

Конспект игрового музыкального занятия

Материалы к занятию:

Карточки с изображением эмоций, шапки-маски сказочных персонажей из сказки «Красная шапочка» - волк, Красная шапочка, ширма, куклы кукольного театра, мультимедиа .

Предварительная работа:

Просмотр диафильма «Красная шапочка».

Детям читают сказки «Красная шапочка» Ш. Перро.
Слушание на музыкальных занятиях пьес «Лиса» «Волк» Е. Тиличеевой.

Разучивание «Песенки друзей» муз. Фрида.

Краткое описание:

В ходе занятия активизируется использование в речи детей понятий; мимика. Занятие направлено на то, чтобы ребёнок смог проявить свою индивидуальность и неповторимость.

Используемая методическая литература:

«Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М. Д. Маханева.

Цель: формировать интерес к театрализованным играм.

Задачи:

    Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике;

    Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, условия для развития фантазии, творчества в процессе придумывания диалога к сказке.

    Побуждать детей импровизировать в пляске.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать умение проговаривать свои действия.

    Выразительно передавать диалог сказочных персонажей, их характеры;

    Формировать художественно-речевые, исполнительские способности;

Ход занятия:

Организационный момент.
Педагог.

Добрый день мои друзья!

Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С. Ф.

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Вас снова видеть рада я!

Вы в музыкальном зале,

Надеюсь, встречу эту ждали.

Раз, два, три, четыре, пять
Вы хотите поиграть?
(Ответы детей)

Педагог.

Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная». Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

Игра «Разминка театральная»


Педагог.
Артистами хотите стать?
(Ответы детей)
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка? Или на козу?
Или на принца? На Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
Дети: Изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.

Педагог.
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что поможет здесь, дети?
Ответы: жесты и мимика.

А что такое мимика, дети?
Ответ: выражение нашего лица.

Педагог.
Бывает без сомненья
Разное выраженье.
А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?


Картинки-эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.

Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»…


(Проводится игра)


Педагог.
Понравилась игра?
Педагог.
Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?
(Ответы детей)

Педагог.
А теперь пришла пора,

Общаться жестами. Да-да!

Послушайте музыку и подумайте, какими движениями под музыку можно передать характер героев сказок: лисы, волка.

Слушание пьес «Лиса», «Волк» Тиличеевой

Педагог.
Дети, сегодня мы узнаем, как с помощью музыки можно узнать много интересного. Музыка может рассказать сказку, может изобразить разных животных, их характер и повадки. Сейчас я буду играть музыку, а вы покажете, про кого я играю.

Звучит музыка «Волк» Е.Тиличеевой.
Итак, кто же у нас сейчас появится?

Дети. Волк.

Дети изображают, как бегает волк рысцой.


Педагог.
Правильно, вы угадали. Вы хорошо изобразили волка. Какая была музыка, высокая или низкая; легкая или тяжелая; быстрая или медленная?


Дети отвечают, что музыка была сердитая, низкая, тревожная, быстрая.


Из-за ширмы появляются игрушка лисы.


Посмотрите, к нам пришла еще лиса. Давайте поиграем. Я выберу двух детей и дам им волка и лисичку. Когда зазвучит музыка волка – танцует тот, у кого в руках волк, а когда зазвучит музыка лисы, танцует тот, у кого в руках лиса.


Играет музыку «Лиса» Е. Тиличеевой


Кто еще спрятался в домике?

Отгадайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её.

Дети. Это Красная Шапочка.

Давайте теперь угадаем музыку Красной Шапочки и Волка.


Проводится игра.


Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с внучкой Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет Волком, а кто Красной шапочкой. Вы готовы? Давайте послушаем?
(Диалоги детей)

А сейчас мы попробуем угадать, на каких клавишах звучит музыкальная пьеса про Красную Шапочку и Волка. Красной Шапочке нужно было отнести для бабушки пирожки. Она шла по лесу. У неё было хорошее настроение. Она шла, напевала песенку, когда из-за дерева появился серый волк.
Звучит пьеса «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеева

Педагог. Дети, какая песенка была у Красной Шапочки? (отв.)
Музыка звучала высоко или низко? (отв.)
Правильно, потому что Красная Шапочка – маленькая девочка, она легко и весело шагает по лесу и ничего не боится.

А какая музыка стала, когда появился волк? Высокая или низкая?

Ответы детей.

Импровизация танцевальных движений.

Рефлексия.

Педагог. Молодцы, дети. Умеете и голосом, и в танце показать сказочных персонажей!
Дети, а вам понравились герои этих сказок?

Ну что ж, мы с вами послушали разную музыку, узнали, что музыка нам может о многом рассказать, а языком жестов и мимикой можно передать характер героев сказок.

Сказать исполнителям хочется «Браво»!

Дальнейших успехов вам всем пожелать,

И так же всегда хорошо выступать!

Дети поют «Песенку друзей» муз. Фрида.

Дети входят в зал, встают в круг (Музыкальное приветствие: «Здравствуйте») .

«День добрый, день добрый — слова эти мы говорим.

— День добрый, день добрый — слова эти мы повторим.

— Здравствуй (Катя и Маша) — рады видеть мы вас.

— Здравствуй (Саша и Слава) — в добрый день в добрый час.

— Здравствуй (Коля и Света) — с нами пойте сейчас.

Слайд: Гномик. Приходит письмо от гномика.

Музыкальный руководитель: Дети, наш добрый знакомый гномик приглашает нас сегодня в детский театр. А ещё он хочет посмотреть, смогут ли наши дети сегодня стать настоящими артистами театра. Хотите побывать в театре?

На чём же мы поедем в театр? (ответы детей ) Отправиться в театр можно на любом виде транспорта, а я вам предлагаю вспомнить такую песенку, при помощи которой мы быстро доедем до театра.

Дети вспоминают песню «Трамвай муз. А. Варламова.

Музыкальный руководитель: Проходите. Усаживайтесь поудобнее. Ребята, посмотрите,никого мы не оставили в детском саду?

Музыкальная дидактическая игра « Отзовись, кого зовут.» Дети пропевают свои имена по слогам, одновременно прохлопывая.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Я теперь спокойна, что в детском саду мы никого не оставили. А теперь поехали! А чтобы нам было веселей в дороге споём любимую песню «Трамвай».

Слайд: Театр.

Музыкальный руководитель: Мы с вами так дружно и весело пели песню, что даже и не заметили как приехали. Посмотрите, какое красивое здание театра!

Раздаётся звонок.

Музыкальный руководитель : Ой ребята, слышите? Это первый звонок — пора занимать свои места в зрительном зале. Дети садятся на стульчики перед экраном.

Слайд: Сцена.

Музыкальный руководитель: Обратите внимание, какая красивая сцена. А как вы думаете? Кто самый главный в театре? За всем следит орлиным взглядом,
начальник сцены режиссёр. Режиссёр узнав, что мы из детского сада «Гномики», решил вам подарить весёлую песню «Гномики» в исполнении артистов этого театра.

С экрана звучит песня « Гномики», где гномики играют на различных музыкальных инструментах. Вбегает гномик, здоровается с детьми.

Гном: Дети, вам понравилась наша песенка? А какая она по характеру? А на каких музыкальных инструментах играли мои друзья гномы?

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны,

Но всё, же как тут не крути,

А главный человек артист.

Музыкальный руководитель: Чтобы стать такими замечательными артистами, нужно очень много трудиться. (Грозит пальцем ). Ребята, что это я только что показала? Правильно, я показала жест. Для того, чтобы артист выразил характер своего героя ему необходимы жесты.

Гном: А какие жесты вы знаете? Покажите? А мы попробуем отгадать. Ребята, на прошлом занятии мы с вами «ели» яблоки.

Слайд: Дети едят яблоки.

Гном: Они были какие на вкус? (горькие, сладкие, кислые)

Дети показывают мимикой .

Гном: Значит, любые движения частями лица, бровями, глазами — как называются? (Мимика ). Хочу я вас ребята пригласить в театральную мастерскую. Попробуем с вами мимикой передать настроение облаков.

Мимическое упражнение «Облака» Дети стоят перед зеркалами.

Музыкальный руководитель:

По небу плыли облака,

И я на них смотрела.

И два похожих облака найти я захотела.

Вот облачко весёлое смеётся надо мной.

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

А маленькое облачко

Над озером плывёт.

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот.

Гном: Очень хорошо у вас получилось передать настроение облаков. Молодцы, вы настоящие артисты!

Музыкальный руководитель: Гномик, а наши дети хотят для тебя исполнить
песню «Русская изба» Во время пения мы будем пользоваться мимикой и жестами.

Гном: Как здорово у вас получилось мимикой и жестами передать весёлый и задорный характер песни.

Музыкальный руководитель: Дети, актёры чаще всего пользуются и мимикой и жестами одновременно. Получается единое изображение без слов. Как оно называется? Правильно — пантомима. А какие вы игры знаете, где есть пантомима? А хотите поиграть в игру «Звездочёт».

Музыкальная игра «Звездочёт»

В небе звёздочки мигают,

Звёздам хочется играть.

Звездочёт считает звёзды:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Звездочёт, Звездочёт,

Поиграй-ка с нами!

Что покажешь ты нам,

Отгадаем сами.

Звездочёт: Отгадает кто из вас, Что я делаю сейчас? (Пантомима- Ловят рыбу,
лепят и бросают снежки и т. д. )

Гном: Ребята, вы не представляете, что сейчас вы все были артистами театра пантомимы.

А сейчас разминка театральная.

Ах, артистами хотите стать?

Тогда скажите мне друзья.

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка или козу?

Или на принца, на ягу?

(Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, причёски. )

Гном выдвигает большую шляпную коробку. Дети поют в кругу. «Песенка о шляпной коробке» сл. и муз. И. Бодраченко

Гном открывает коробку: А ну ка, друзья артисты, разбирайте костюмы и музыкальные инструменты!

Музыкальная игра «Случай в лесу»

Пошла Машенька с подружками в лес за ягодой и заблудилась. Услышав шаги зверей, она прячется за кустик. Дети играя на музыкальных инструментах передают- шелест листвы, шаги зверей (белки. Лисы, волка, медведя, зайки- который помогает Машеньки выйти из леса) В конце весёлая пляска.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы правильно, ритмично передавали движения всех зверей.

Возьмитесь за руки друзья.
И воздух глубоко вдохните
И то, что говорим всегда.
Сейчас всем громко вы скажите.
Клянусь отныне и навеки
Театром свято дорожить.
Быть честным, добрым человеком.
И зрителем достойным быть.

Ребята, вам понравилось сегодня в театре? А что вам больше всего понравилось?
Посмотрите, сколько в мастерской много театральных масок, и грустных и весёлых и смешных. Я предлагаю вам выбрать одну из них и мы увидим, какое сейчас у вас настроение.

Дети напевая песню «Трамвай» уезжают в детский сад.

музыкальный руководитель МБДОУЦРР №17,

г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, Россия.

Конспект интегрированного музыкального занятия в логопедической группе с использованием элементов фольклора "В гостях у старушки-веселушки"

Цели:
развивать творческие способности детей;
знакомить дошкольников с элементами русского народного творчества;
воспитывать в детях любовь к народной культуре;
содействовать общему развитию ребёнка, прививать ему любовь к Родине (русской культуре, языку, природе) через музыкальную деятельность.

Задачи:
создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;
активизировать словарный запас детей;
уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначении, учить громко и чётко произносить их;
развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, внимание, память мышление, творческие способности посредством музыки.

Музыкальный репертуар:
1. Музыкальное приветствие
2. Коммуникативная песня-игра «Зайцы делают зарядку»
3. Логоритмическое упражнение «Автобус» (Е.Железнова)
4. Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и лучики»
5. Песня про дружбу
6. Звуки природы. Релаксация.
7. Музыкальная игра «Никанориха» («Никанориха гусей посла..» русская народная песня, «Камаринская» П.Чайковский)

Оборудование: картинки к распевкам, домик, фланелеграф, пособие к музыкально-дидактической игре «Солнышко и лучики», игрушки кукольного театра (кот и собака), звукозаписи, костюи бабушки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. Но
для начала мы сделаем зарядку.

Коммуникативная песня-игра «Зайцы делают зарядку»
Проигрыш «пружинка»
1 куплет
Зайцы встали по-порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны)
Зайцы делают зарядку, головы
Саша тоже не ленись-
На зарядку становись.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой
Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу
А теперь давай, дружок, поднять руки вверх и встать на носочки
Подтянись. (повторить 2 раза)
2 куплет
Рядом ежик травку топчет, подъемы на полупальцы
Заниматься с нами хочет.
Будем с ежиком шагать, марш на месте с высоко поднятыми коленями
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад
А теперь в ладошки хлопнуть
Встали и стоять. (повторить 2 раза)
Проигрыш:
3 куплет
А лягушки на кувшинке «мячик» на месте, руки как у лягушек
Дружно выпрямили спинки,
Ставят лапки на бока руки поставить на пояс
И качаются слегка. наклоны в стороны
Припев:
Кач-кач, вправо, влево, наклоны корпуса в стороны
Кач-кач, влево, вправо.
Вот такая лягушачья повороты корпусом в стороны
И зарядка, и забава. (повторить 2 раза)
Проигрыш: прыжки на месте

Логопед: Ребята, а теперь мы потренируем наш язычок, чтобы он был у нас крепкий, сильный и послушный.

Артикуляционная гимнастика
Лошадка
Улыбнуться, показав верхние и нижние зубки, приоткрыть рот и поцокать язычком, как цокают копытами лошадки. Стишок к упражнению:
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.

Хоботок
Рот приоткрыть и с силой вытягивать губы «хоботком» вперёд.
Стишок к упражнению:
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Змея
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык вперёд и убрать его вглубь рта.
Стишок к упражнению:

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

Чашечка
Рот приоткрыть. Высунуть язычок и тянуться им к кончику носа.
Стишок к упражнению:
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.

Вкусное варенье
Рот приоткрыть. Облизать широким языком всю верхнюю губу и убрать вглубь рта. Стишок к упражнению:
Блин мы ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

Часики
Рот приоткрыть, высунуть узкий язык, двигать языком вправо-влево.
Стишок к упражнению:
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?

Музыкальный руководитель: Вот мы и готовы отправиться в путь. Сегодня мы поедем с вами на автобусе. Садимся поудобней и поехали.

Логоритмическое упражнение «Автобус» Е.Железновой
Вот мы в автобусе сидим покачиваемся на мяче
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него,
Всё глядим! поворачиваясь в одну и в другую стороны
Глядим назад, глядим вперёд «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из- Вот так вот, вот так вот под ладони
Ну что ж автобус не везёт пожимаем плечами.
Не везёт?

Колёса закружились выполняем круговые движения руками впереди от себя
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!

А щётки по стеклу шуршат качаем согнутыми в локтях руками перед лицом
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик (имитируем движение «дворников»)
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!

И мы не просто так сидим «крутим руль» и бибикаем
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!

Пускай автобус нас трясёт подпрыгиваем на мячах
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

Логопед: Вот мы и приехали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте его дружно позовём закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-вёдрышко! Выгляни в окошко!
Солнышко – нарядись! Красное – покажись!
Ждут тебя детки, ждут малолетки!
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!
Дам тебе горошка!

Появляется на фланелеграфе солнышко без лучиков.

Музыкальный руководитель: Ребята, что мы с вами делали? Закликали солнышко. Пос-
мотрите, оно растеряло свои лучики. Давайте поможем солнышку найти их?

Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и лучики»
Звучат звуки короткие и длинные. Дети поочереди выбирают соответствующий звуку по длине лучик и прикладывают их к солнышку на фланелеграфе.

Музыкальный руководитель: Туча спряталась за лес, смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали, мы б его расцеловали!
А вот и домик бабушки старушки, давайте постучимся к ней.

Никоноровна: Голоса я услыхала и к ребятам прибежала. Где потешки поют, рам и весело
живут. Здравствуйте, детушки-малолетушки! Уж как я рада видеть вас. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки:

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок – вертлявый. (Свинья.)

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком. Мяу!
Как мне часто снится
Блюдце с молоком. (Кошка.)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком. (Собака.)

Я копытом стучу,
А когда скачу, скачу,
Грива вьётся на ветру. (Конь.)

Никоноровна: У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки).
Они всё время ссорятся, рычат и шипят друг на друга. Как мы можем помочь помириться? Кто знает мирилку?
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось –
Нужно просто стать добрей!
И мириться поскорей!

Дети берут игрушки (кота и щенка), рассказывают мирилку.
Мирись, мирись, больше не дерись,
А то бабушка придёт, тебе уши надерёт!
Давай с тобой мириться и во всём делиться,
А кто не будет мириться, с тем не будем водиться!

Никоноровна: Теперь они будут жить дружно. Ребята, а вы часто ссоритесь? Так вы
наверно и песню про дружбу знаете?

Исполняется песня про дружбу.

Никоноровна: Ребята, раз вы такие дружные, то, наверно, играть тоже любите? Давайте
поиграем в игру «Никанориха», про мою тёску.

Музыкальная игра «Никанориха»

Проводится под русскую народную мелодию. Дети идут по кругу. В центре ребёнок – «козлёнок», он идёт противоходом. Дети поют слова:
Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козёл –то упирается.
После этих слов на музыку А дети идут топающим шагом, на музыку В – разбегаются по залу врассыпную. С окончанием музыки все дети встают по парам, обнимая друг друга. Ребёнок, которому не хватило пары, становится «козликом».

Никоноровна: Кто из вас водить будет – решить не могу. Чтобы не было обидно, надо
посчитаться.

Считалка
Две заботливых старушки,
Напекли внучатам плюшки.
Все вокруг стола уселись,
Чаю напились, наелись,
Захотели поиграть.
Ты лови! Мне убегать!

Никоноровна: Давайте отдохнём, присядем на лужайку и послушаем пение птиц.

Дети садятся на пол в свободную позу, закрывают глаза и слушают звуки природы. Релаксация.

Музыкальный руководитель: Что-то наши гости заскучали. Чем мы их можем развесе-
лить, потешить? Ребята, а кто из вас знает смешные потешки?

Шла коза по мостику и виляла хвостиком,
Зацепилась за перила, прямо в речку угодила.

Мы пойдём на улицу
И поймаем курицу,
Если курица плоха,
Мы поймаем петуха!

Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд и поехал в огород.
В огороде пусто, выросла капуста.
А в капусте червячок, схватил Ваню за бочок.

Музыкальный руководитель: Вот мы развеселились и гостей потешили. Молодцы! А те-
перь пора прощаться и возвращаться в группу: скажем старушке-веселушке и гостям «До свидания». Садимся в автомобиль и поехали.

Дети «садятся в автомобиль» и отправляются в группу.

Элеонора Александровна Смола
Конспект музыкального занятия «Мы артисты» с использованием театрализованной деятельности (старшая группа)

Конспект музыкального занятия «Мы артисты »

с использованием театрализованной деятельности

(старшая группа )

Программные задачи :

Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, пантомимики. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие способы общения.

Развивать у детей навыки совместной деятельности , чувств общности, умение выражать свое настроение.

Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией , произношением.

Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.

Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения договариваться и действовать сообща.

Предварительная работа :

Игровые упражнения : «Приветики» , «Я сам»

Двигательные упражнения : «Осенние листочки» , «Камешки» .

Пальчиковые игры : «Рыбак» , «Ёжик» , «Мыши и кот» .

Разучивание этюдов : «Ёж» , «Заяц» , «Подарки» , «Кочерыжка» .

Чистоговорки : «Медведь» , «Лебеди» .

Ход занятия:

Дети заходят в зал их встречает муз. руководитель, становятся в круг.

«Музыкальное приветствие »

М. р : Ну, здравствуйте ребята!

Дети : Здравствуйте!

М. р : Как ваше настроенье?

Дети : Очень хорошо!

М. р : Пора нам заниматься?

Дети : Да, да,да!

М. р : Мы будем все стараться ?

Дети : Также, как всегда!

М. р : Будем танцевать и песни распевать, прошу, ребята,вас за мною повторять! (дети повторяют за педагогом движения и превращаются сразу в мышат, затем в щенят, пропевая это приветствие).

М. р : Ай, тили- тили-тили

Мы поутру в сад ходили (идут по кругу)

Вот нас… повстречал (называем имя)

Как же он нас, привечал?

Дети : А вот так!

Добрый день!

(Проигрываем все варианты детей)

М. р : Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости, поприветствуем их.

«Музыкальное приветствие » .

М. р : (обращается к детям)

Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная »

Артистами хотите стать ?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(примерные ответы детей : изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в бабочку, осу?

Дети : Жесты и, конечно, мимика.

М. р : Не печенье, не ватрушки

Не сметану, не ирис

Любим мы играть в игрушки

Днем и ночью, подивись.

Тут машинки, зайки, мишки,

Вот мячи, а вот шары.

Выбирайте, ребятишки, все,что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?

Дети :

Музыку

Настроение

Игрушки

М. р : Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем ее отгадать.

(дети располагаются на ковре полукругом)

Упражнение двигательно – игровое «Любимая игрушка» .

М. р : Я вам загадаю загадку про одну интересную игрушку, а вы попробуйте отгадать :

Быстрее ветра я скачу,

"Цок-цок,"" – копытами стучу,

Я громко ""иго-го"" кричу,

Садись на спину – прокачу!

(Лошадка)

М. р : Ребята, а вы знаете, что такое «ипподром» (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме, давайте сядем на стульчики.

Игра на координацию речи и движений «Ипподром» .

Лошадки стоят на старте - дети сидят на стульях, руки на коленях.

Лошадки скачут -хлопают ладошками по коленкам и щелкают языком

Лошадки перепрыгивают через барьер- «Ап!» -один хлопок по коленям

Лошадки перепрыгивают через двойной барьер-«Ап!Ап!» -2 хлопка по коленям обеими руками

Лошадки скачут по песочку - потирают ладони и произносят «Шур! Шур! Шур!»

Лошадки скачут по камушкам - «А-а-а!» - кулачками стучат по груди

Лошадки скачут по болоту – «Чвак! Чвак! Чвак!» -хлопки ладонями по коленям

Лошадки скачут мимо трибун девочек. - «А-а-а!» - кричат девочки

Лошадки скачут мимо трибун мальчиков - «А-а-а!» - кричат мальчики

Лошадки приближаются к финишу – дети хлопают ладонями по коленям и щелкают языком с убыстрением темпа

Лошадки приближаются к финишу – «Ух!» -выдохнуть воздух

Поздравляю вас! Вы все вместе пришли к финишу! – все хлопают в ладоши.

М. р : А как вы думаете, как еще можно двигаться?

Ответы детей : парами, врассыпную, движение спиной и т. д.

М. р : Давайте наши «лошадки» выполнят эти движения! (дети под музыку двигаются по залу , выполняя различные задания)

М. р : У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные лошадки. А как вы думаете, можно ли научить лошадок говорить? А с помощью чего?

(варианты детей, конечный вариант – чистоговорка)

М. р : Ребята, давайте сядем на стульчики и послушаем наших артистов . Кто желает выступить? (3-4 варианта)

Примерные варианты чистоговорок :

Стоит воз овса, возле воза овца.

Собака сидит на цепи.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кошка спит, а мышку видит.

Ежик лежит под ёлкой.

Лёжа хлеба не добудешь.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Мальчик чистит лошадку щеткой.

Щенок играет с мячом.

Са-ша-ша- Соня моет малыша.

Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

М. р : Молодцы, ребята, вы очень хорошо рассказывали чистоговорки, а я предлагаю отдохнуть. Давайте станем парами.

Психогимнастика «Руки» .

Руки знакомятся сначала на себе

Руки ссорятся затем с другом

Руки мирятся

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Начинаем счет опять!

М. р : А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз. (дети достают цветные квадраты, в этот момент педагог раскладывает на ковре большие квадраты с заданием)

А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте свой этюд.

Показ этюдов детьми.

(разыгрываются знакомые этюды)

М. р : Вам понравились этюды? (выслушать мнение детей)

А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг и показывают мимикой настроение)

Молодцы, ребята, справились с заданием. Предлагаю поиграть.

Игра «Молчанка» муз. Е. Макшанцевой.

Раз, два!- мы молчим!

Ничего не говорим (изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)

Раз и два, и раз и два

Мы с тобой друзья! (кружатся со своей парой)

(игра проводится 2 раза)

М. р : Вы теперь все друзья! Вот и наша встреча подошла к концу. Давайте закончим нашу игру веселой песней.

«Песня о дружбе» .

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети:

– ТЕАТР!

Музыкальный руководитель:

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

(Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети:

– Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

(Дети рассказывают сначала о маске радости).

Музыкальный руководитель:

– Когда у нас бывает радостное настроение?

Дети:

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).

Музыкальный руководитель:

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).

Музыкальный руководитель:

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель:

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А как надо говорить скороговорки?

Дети:

Быстро, чтобы было понятно

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

Музыкальный руководитель:

– Что же дед хранит в шкатулочке?

Дети:

– Театральные ложки.

Музыкальный руководитель:

– А сможете вы их оживить?

Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).

Дети: (проговаривают):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?

Дети:

Ширма.

Музыкальный руководитель;

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети:

– Надо научить ее говорить.

Музыкальный руководитель:

Кто желает оживить куклу?

(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

Музыкальный руководитель:

– А чему еще мы учим кукол?

Дети:

– Учим двигаться.

Музыкальный руководитель:

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

(Дети показывают)

Этюд с куклами девочка и бабушка.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Подошли к зеркалам).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

Этюды на мимику и движения:

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Зеркальце:

– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

(Дети прощаются с королевой зеркал).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

Дети:

Куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный руководитель:

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.

Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

Музыкальный руководитель:

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.

(Стоит домик).

Музыкальный руководитель:

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

Воспитатель:

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

Ребёнок:

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

(Кот приглашает мышку).

Звучит музыка «Найди пару»

Кот:

– Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка:

– Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

Музыкальный руководитель:

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.

Воспитатель:

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012