Конфликт в пьесе вишневый сад действующие лица. Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад. Конфликт в драматическом произведении

Тогда человек станет лучше, когда

мы покажем ему, каков он есть.

А. П. Чехов

Как понятны были конфликты в классических пьесах до Чехова: Гамлет и Клав-дий, Чацкий и Фамусов, Катерина и Кабанова. У Чехова все не так. Не знаешь, кому сочувствовать. Все они вроде бы неплохие люди: Раневская, Лопахин, Трофимов.

Но почему же они не понимают друг друга? Кто виноват, что их хорошие чув-ства, душевное расположение друг к другу не согревают, не радуют, а жизнь так и остается серой, грязной, пошлой и несчастной? Нет виноватых, как нет и прямых противников в пьесе. Чехов не любит противопоставлять друг другу своих героев.

Они живут сами по себе. Не любит он и открытого морализаторства. Никогда бы Чехов не написал в конце пьесы: «Вот злонравия достойные плоды!» Это пусть зритель скажет, автор же только помогает читателю разобраться в произведении.

Трудно понять Раневскую? Посмотрите на ее слуг. Дуняша пытается копиро-вать свою госпожу, получается карикатура. Но к Дуняше Чехов еще снисходите-лен. Все ее попытки казаться образованной вызывают только смех. Но не хочется смеяться, глядя на Яшу. Трудно найти в творчестве Чехова образ, обрисованный с таким откровенным презрением. Не смешон, а гадок Яша, когда читает пропове-ди плачущей Дуняше: «Что же плакать? Ведите себя прилично, тогда и не будете плакать». Конторщик Епиходов более симпатичен, но настойчивая демонстрация «образованности» раздражает и тревожит. Чехов подводит к мысли: надвигается грозная опасность бездуховности. Вот пропойца-прохожий цитирует стихи из Надсона, Некрасова; Лопахин коверкает имя шекспировской героини («Охмелия!»), Епиходов, пародируя Гамлета, размышляет: «Жить мне али застрелиться...» А тут еще Дашенька, дочь Симеонова-Пищика, утверждает, что «величайший... знаме-нитейший» философ Ницше говорит, будто фальшивые бумажки делать можно. Все это вовсе не смешно.

К героям своим Чехов относится чрезвычайно требовательно. Лучшие герои Че-хова — люди душевно тонкие и деликатные, они живут глубокой и сложной внут-ренней жизнью, а главное — несут в себе высокую культуру. В «Вишневом саде» нет ни одного положительного героя. Его нет и в знаменитом гоголевском «Ревизоре», но Гоголю было жаль, что никто не заметил честного лица в его пьесе: «Это честное, благородное лицо был — смех». У Чехова единственным положительным героем выступает символический образ вишневого сада. Главный конфликт пьесы строится вокруг него. Вишневый сад олицетворяет собой красоту, счастье, родину, культур-ные ценности, которые надо сохранить. Развертывая действие на фоне вишневого сада, Чехов как бы взвешивает, достойны ли его герои окружающей красоты. Попут-но возникает другой конфликт, связанный с прошлым и будущим.

Для Раневской и Гаева, представителей прошлого, вишневый сад — это единствен-ное место на земле, где они еще могут чувствовать себя дома. Здесь они счастливы. Здесь привиделась Раневской покойная мать. В пьесе Чехова призрак покойной ма-тери видится только Раневской. Только она способна уловить в белом вишневом дерев-це что-то знакомое, напоминавшее о материнской ласке, неповторимом детстве, о кра-соте и поэзии. Кажется, образ матери для того и является, чтобы напомнить о прошлом и предупредить катастрофу. Но тщетно. Именно Раневская и потратила на любовни-ка все те деньги, которые должны были пойти на уплату процентов. Мало того, она и сейчас забирает в Париж все деньги, присланные бабушкой для Ани. «Да здрав-ствует бабушка!» — это восклицание не красит Раневскую, в нем слышится не толь-ко отчаяние, но и открытый цинизм. Материал с сайта

Время настоящее представляет в пьесе Ермолай Лопахин. Ему тоже нравится имение, «прекрасней которого ничего нет на свете». Но зачем Лопахину поэзия? Главное для него — личное самоутверждение и выгода. И он приказывает рубить сад, не дождавшись даже отъезда бывших хозяев.

Аня и Петя Трофимов, молодые представители будущего, оставляют вишневый сад без сожаления, надеясь, что посадят новый, еще более прекрасный. Однако у читателя закрадывается сомнение: где, когда и за какие деньги они это сделают? По отношению к вишневому саду все герои — по различным причинам — выступа-ют как единая сила, губящая красоту.

Со дня первой постановки «Вишневого сада» прошел не один десяток лет, а пьеса эта не сходит со сцены театров. Русская классика помогает нам противостоять безду-ховности, сытому довольству, обожествлению материального достатка. Было бы очень хорошо, если бы девизом всех людей стали известные чеховские строчки: «В челове-ке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем основной конфликт пьесы вишневый сад
  • конфликт ив пьесе вишневый сад
  • чехов мальчики анализ
  • сочинение на тему основной конфликт в пьесе вишневый сад
  • кто побеждает в споре 19 век или 20 в вишневом саде чехова

Конфликт в драматическом произведении

Одной из особенностей драматургии Чехова было отсутствие открытых конфликтов, что весьма неожиданно для драматургических произведений, ведь именно конфликт является движущей силой всей пьесы, а ведь Антону Павловичу было важно показать жизнь людей через описание повседневности, тем самым приблизив сценические персонажи к зрителю. Как правило, конфликт находит выражение в сюжете произведения, организуя его, внутренняя неудовлетворенность, желание что-то заполучить, или не потерять подталкивает героев к свершению каких- либо поступков. Конфликты могут быть внешними и внутренними, а их проявление бывает явным или скрытым, так конфликт в пьесе «Вишневый сад» Чехов успешно спрятал за бытовые трудности действующих лиц, присутствующий как неотъемлемая часть той современности.

Истоки конфликта в пьесе «Вишневый сад» и его своеобразие

Что бы понять основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» необходимо учитывать время написания этого произведения и обстоятельства его создания. Чехов писал «Вишневый сад» в начале ХХ века, когда Россия находилась на стыке эпох, когда неотвратимо приближалась революция, и многие чувствовали надвигающиеся громадные перемены всего привычного и устоявшегося образа жизни русского общества. Осмыслить и понять происходящие в стране изменения пытались многие писатели того времени и Антон Павлович не стал исключением. Пьеса «Вишневый сад» была представлена публике в 1904 году, став финальной в творчестве и жизни великого писателя, и в ней Чехов отразил свои раздумья о судьбе своей страны.

Упадок дворянства, вызванный изменениями в социальном укладе и не умение приспособиться к новым условиям; отрыв от своих корней не только землевладельцев, но и крестьян, начавших перебираться в город; зарождение нового класса буржуазии, пришедшего на место купечества; появления интеллигентов, вышедших из простого народа – и все это на фоне зарождающегося всеобщего недовольства жизни – вот, пожалуй, главный исток конфликта комедии «Вишневый сад». Разрушение главенствующих представлений и духовной чистоты влияло на общество, и драматург уловил это на подсознательном уровне.

Ощущая грядущие перемены, Чехов попытался передать свои чувства зрителю через своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад», ставший новым типом, характерный для всей его драматургии. Этот конфликт зарождается не между людьми или социальными силами, он проявляется в несовпадении и отталкивании реальной жизни, её отрицании и замещении. И это нельзя было сыграть, этот конфликт можно было только прочувствовать. К началу ХХ века общество еще не было способно это принять, и требовалось перестраивать не только театр, но и зрителя, а для театра, знавшего и умеющего раскрывать открытые противостояния передать особенности конфликта в пьесе «Вишневый сад» было практически не возможно. Поэтому- то Чехов и был разочарован премьерным показом. Ведь по привычке конфликтом было обозначено столкновение прошлого в лице обедневших помещиков и будущего. Однако, будущее тесно связанное с Петей Трофимовым и Аней не укладывается в логику Чехова. Навряд ли Антон Павлович связывал будущее с «облезлым барином» и «вечным студентом» Петей, не способного проследить даже за сохранностью своих старых галош, или Аней, при пояснении роли которой, Чехов делал главный упор на ее молодость, и это было главным требованием к исполнительнице.

Лопахин – центральный персонаж в раскрытии главного конфликта пьесы

Почему Чехов делал основной упор на роли Лопахина, говоря, что если его образ не удастся, то и всю пьесу ждет провал? На первый взгляд именно противостояние Лопахина легкомысленным и пассивным владельцам сада является конфликтом в его классической интерпретации, а торжество Лопахина после покупки его разрешением. Однако именно такого истолкования и опасался автор. Драматург много раз говорил, опасаясь огрубления роли, что Лопахин это купец, но не в традиционном его понимании, что он человек мягкий, и доверять его изображение «крикуну» ни в коем случае нельзя. Ведь именно через правильное раскрытие образа Лопахина становиться возможным понимание всего конфликта пьесы.

Так в чем же заключен основной конфликт пьесы? Лопахин пытается подсказать хозяевам имения как можно спасти свою собственность, предлагая единственный реальный вариант, но они не внемлют его советам. Чтоб показать искренность его желания помочь, Чехов дает понять о нежных чувствах Лопахина к Любови Андреевне. Но несмотря на все попытки образумить и повлиять на хозяев, Ермолай Алексеевич, «мужик мужиком» становиться новым владельцем прекрасного вишневого сада. И он рад, однако это веселье сквозь слезы. Да он купил. Он знает, что делать со своим приобретением, чтоб получать прибыль. Но почему Лопахин восклицает: «Скорее бы это все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» И именно эти слова служат указателем на конфликт пьесы, оказывающимся в большей степени философским – несоответствие потребностей душевной гармонии с миром и действительностью в переходной эпохе и как следствие не совпадение человека с самим собой и с историческим временем. Во многом именно поэтому этапы развития основного конфликта пьесы «Вишневый сад» выделить практически не возможно. Ведь он зародился еще до начала действий, описываемых Чеховым, и своего разрешения так и не нашел.

Тест по произведению

Конфликт в драматическом произведении

Одной из особенностей драматургии Чехова было отсутствие открытых конфликтов, что весьма неожиданно для драматургических произведений, ведь именно конфликт является движущей силой всей пьесы, а ведь Антону Павловичу было важно показать жизнь людей через описание повседневности, тем самым приблизив сценические персонажи к зрителю. Как правило, конфликт находит выражение в сюжете произведения, организуя его, внутренняя неудовлетворенность, желание что-то заполучить, или не потерять подталкивает героев к свершению каких- либо поступков. Конфликты могут быть внешними и внутренними, а их проявление бывает явным или скрытым, так конфликт в пьесе «Вишневый сад» Чехов успешно спрятал за бытовые трудности действующих лиц, присутствующий как неотъемлемая часть той современности.

Истоки конфликта в пьесе «Вишневый сад» и его своеобразие

Что бы понять основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» необходимо учитывать время написания этого произведения и обстоятельства его создания. Чехов писал «Вишневый сад» в начале ХХ века, когда Россия находилась на стыке эпох, когда неотвратимо приближалась революция, и многие чувствовали надвигающиеся громадные перемены всего привычного и устоявшегося образа жизни русского общества. Осмыслить и понять происходящие в стране изменения пытались многие писатели того времени и Антон Павлович не стал исключением. Пьеса «Вишневый сад» была представлена публике в 1904 году, став финальной в творчестве и жизни великого писателя, и в ней Чехов отразил свои раздумья о судьбе своей страны.

Упадок дворянства, вызванный изменениями в социальном укладе и не умение приспособиться к новым условиям; отрыв от своих корней не только землевладельцев, но и крестьян, начавших перебираться в город; зарождение нового класса буржуазии, пришедшего на место купечества; появления интеллигентов, вышедших из простого народа – и все это на фоне зарождающегося всеобщего недовольства жизни – вот, пожалуй, главный исток конфликта комедии «Вишневый сад». Разрушение главенствующих представлений и духовной чистоты влияло на общество, и драматург уловил это на подсознательном уровне.

Ощущая грядущие перемены, Чехов попытался передать свои чувства зрителю через своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад», ставший новым типом, характерный для всей его драматургии. Этот конфликт зарождается не между людьми или социальными силами, он проявляется в несовпадении и отталкивании реальной жизни, её отрицании и замещении. И это нельзя было сыграть, этот конфликт можно было только прочувствовать. К началу ХХ века общество еще не было способно это принять, и требовалось перестраивать не только театр, но и зрителя, а для театра, знавшего и умеющего раскрывать открытые противостояния передать особенности конфликта в пьесе «Вишневый сад» было практически не возможно. Поэтому- то Чехов и был разочарован премьерным показом. Ведь по привычке конфликтом было обозначено столкновение прошлого в лице обедневших помещиков и будущего. Однако, будущее тесно связанное с Петей Трофимовым и Аней не укладывается в логику Чехова. Навряд ли Антон Павлович связывал будущее с «облезлым барином» и «вечным студентом» Петей, не способного проследить даже за сохранностью своих старых галош, или Аней, при пояснении роли которой, Чехов делал главный упор на ее молодость, и это было главным требованием к исполнительнице.

Лопахин – центральный персонаж в раскрытии главного конфликта пьесы

Почему Чехов делал основной упор на роли Лопахина, говоря, что если его образ не удастся, то и всю пьесу ждет провал? На первый взгляд именно противостояние Лопахина легкомысленным и пассивным владельцам сада является конфликтом в его классической интерпретации, а торжество Лопахина после покупки его разрешением. Однако именно такого истолкования и опасался автор. Драматург много раз говорил, опасаясь огрубления роли, что Лопахин это купец, но не в традиционном его понимании, что он человек мягкий, и доверять его изображение «крикуну» ни в коем случае нельзя. Ведь именно через правильное раскрытие образа Лопахина становиться возможным понимание всего конфликта пьесы.

Так в чем же заключен основной конфликт пьесы? Лопахин пытается подсказать хозяевам имения как можно спасти свою собственность, предлагая единственный реальный вариант, но они не внемлют его советам. Чтоб показать искренность его желания помочь, Чехов дает понять о нежных чувствах Лопахина к Любови Андреевне. Но несмотря на все попытки образумить и повлиять на хозяев, Ермолай Алексеевич, «мужик мужиком» становиться новым владельцем прекрасного вишневого сада. И он рад, однако это веселье сквозь слезы. Да он купил. Он знает, что делать со своим приобретением, чтоб получать прибыль. Но почему Лопахин восклицает: «Скорее бы это все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» И именно эти слова служат указателем на конфликт пьесы, оказывающимся в большей степени философским – несоответствие потребностей душевной гармонии с миром и действительностью в переходной эпохе и как следствие не совпадение человека с самим собой и с историческим временем. Во многом именно поэтому этапы развития основного конфликта пьесы «Вишневый сад» выделить практически не возможно. Ведь он зародился еще до начала действий, описываемых Чеховым, и своего разрешения так и не нашел.

Тест по произведению

Своеобразие конфликта
В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Антон Павлович Чехов написал пьесу «Вишневый сад » в 1903 году. Она до сих пор вызывает споры. Сам автор отмечал, что в театре ее играют как драму, а он назвал ее комедией. В своей драматургии Чехов продолжил традиции русской реалистической комедии, заложенные еще в творчестве Гоголя, Грибоедова, Островского.

В пьесе «Вишневый сад» отсутствует деление персонажей на положительные и отрицательные, а для классических комедий такое деление героев обязательно. В каждом персонаже чеховских пьес сочетаются как положительные, так и отрицательные качества. Например, в Раневской мы видим и эгоизм, и лень, и безволие, и барство, но в то же время Раневская искренна, добра, в какой-то степени умна.
Все персонажи пьесы смешны, комичны (за исключением Ани), конечно, по-своему. Гаев - бильярдными терминами и своей бестолковой привычкой на любой вопрос отвечать: «Кого?». Раневская - своей рассеянностью и манерой выражаться, Петя Трофимов - своим «недотепством», Варя чрезмерной хозяйственностью и слезливостью.

Пьесу «Вишневый сад » можно справедливо назвать «комедией характеров». Но вместе с комичностью поведения мы видим и драматический характер переживаний героев. Раневская, жалуясь на свою жизнь, вспоминая о прошлом, вызывает у нас чувство жалости к ней, сочувствие.

Своеобразие конфликта в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» воплотилось и в системе образов и персонажей. Безусловно, центральным образом пьесы является вишневый сад. Все проблемы, переживания строятся вокруг него. Все мысли, воспоминания героев связаны с ним. Обличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта, действие не сквозное, а внутреннее. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменен на драматизм переживаний героев. Отсутствие внешнего возбудителя в пьесе наводит на мысль, что Чехов хочет показать нам неизбежность и естественность смены времен и поколений. Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева, Раневской, Вари, Фирса. Мир сегодняшний, мир деловой буржуазии олицетворяет Лопахин, мир неопределившихся тенденций будущего - Аня и Петя Трофимов. Противостояние между прошлым и настоящим, между Раневской и Лопахиным, в общем-то, отсутствует. Лопахин хочет помочь Раневской, дает советы по спасению имения, он даже предлагает взять на себя хлопоты по устройству дел, но Раневская отказывается.

Усиление психологизма пьесы достигается Чеховым за счет «подводного течения» (термин Станиславского). Суть этого приема состоит в том, что Чехов выносит за пределы сцены главное событие - продажу имения на аукционе. О том, что имение продано, что покупатель - Лопахин, мы узнаем лишь по отдельным репликам персонажей. Основное Чехов показывает через призму частностей, мелочей, через «ерунду». Так, о психологическом состоянии героев мы можем судить по их эмоционально окрашенной речи. В начале пьесы настроение у всех приподнятое, радостное, затем постепенно нарастает тревога за имение, обстановка «накаляется», а после продажи имения у всех чувство тревоги исчезает и появляется чувство ожидания нового, светлое чувство.

Важную роль в пьесе играет художественная деталь. При помощи символической детали Чехов передает эмоциональное состояние, показывает авторскую позицию. Примеры символической детали - звук лопнувшей струны, город, который виден только в ясную погоду, случайный прохожий. При помощи такой детали, как стук топора, вырубка вишневого сада, Чехов показывает смену эпох: вырубается сад, прошлое освобождает место для будущего.

Сочетание комического и лирического в поведении героев, внутренний драматизм переживаний и чувств создают тот неповторимый жанр комедии, который создал Чехов-драматург,- жанр лирической комедии. Умелое использование «подводного течения» и художественной детали подняли «низкий» жанр комедии на недосягаемую высоту. И в этом великая заслуга Чехова.

Образ времени в пьесе. Конфликт комедии «Вишневый сад» и его развитие.

На прошлом уроке мы с вами подробно поговорили о героях комедии Чехова, выявили их отношение друг к другу, их отношение к саду, а также дали краткие характеристики персонажей. На основании того, о чем мы поговорили, можно сделать вывод о том, что каждый персонаж пьесы относится к какому-либо времени.

    По какому принципу, как вы думаете, сгруппированы герои пьесы?

Мы можем выявить 3 группы:

    Люди уходящей « дворянской эпохи» (прошлое)- Любовь Андреевна Раневская, Гаев Леонид Андреевич.

Иными словами, это старые владельцы сада. Можно также предположить, что к этой группе примыкает также образ Вари и лакея Фирса.

    Яркий представитель настоящего Лопахин Ермолай Алексеевич, которого мы не можем отнести ни к предыдущей группе, ни к группе молодёжи.

Он энергичен и неуклонно движется к своей цели.

    «Молодое поколение» (будущее) – Аня и Петя Трофимов.

Их объединяет общая устремлённость прочь от старой жизни к некому прекрасному будущему, которое рисуется в речах Трофимова.

( дальше мы рисуем таблицу: « Герои пьесы А.П. Чехова «В. Сад». Течение времени. Прошлое, настоящее и будущее России.»)

Сделаем же краткие выводы об этих людях:

    Как вы думаете, почему герои пьесы противопоставлены друг другу?

Персонажи имеют разные ценности и понятия, каждый из них - представитель своего времени, из-за этого зачастую они не понимают друг друга. Раневская и Гаев олицетворяют собой прошедшую жизнь со старыми укладами, Лопахин представитель того времени, когда практичность и трудолюбие стоит на первом месте, а Аня и Петя – это уже новое поколение с новыми взглядами на жизнь, от них-то и зависит будущее России.

Однако, не смотря на все, эти люди искренне любят друг друга и готовы даже прийти на помощь друг другу.

    Что мы называем системой образов?

Система образов – совокупность художественных образов литературных образов.

    На какие группы делятся персонажи в системе образов?\

Главные, второстепенные, эпизодические, внесценические.

    Кто главный герой в пье се?

У Чехова нет разделения на главных и второстепенных героев, все персонажи – не фон, они все самостоятельные герои.

    Как Чехов относится к своим героям?

Авторская позиция: жалеет своих героев и одновременно ироничен к ним. Ч. Относится ко всем героям равнозначно, все они составляют нашу Россию. Он объективен в отношении к своим героям, поэтому мы не можем разграничивать их, у Ч. Нет иерархии, как в классической драме.

    Как же Ч. раскрывает человеческие характеры в пьесе?

Ч. Приходит к новому раскрытию человеческого характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках, действиях, направленных для достижения цели, Ч. Же открыл новые возможности изображения характера через переживания героя, его мысли.

Как мы с вами уже знаем, у Чехова ничего не лежит на поверхности, у него нет открытой борьбы, нет страстей. Мы не видим яркого конфликта, всё, казалось бы, идёт своим чередом. Герои ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. Но все же чувствуется присутствие скрытого, внутреннего конфликта.

    А что Чехов выносит «на поверхность»? Что же мы отнесём к внешнему конфликту?

Отношение героев пьесы к вишнёвому саду.

    Конфликтуют ли герои между собой?

Нет. Происходит столкновение во взглядах на вишневый сад и имение.

    Как мы это узнаем?

С самого начала пьесы мы видим, что внимание героев сосредоточено на вишнёвом саде и родовом имении. Все хотят спасти сад и поместье. Уже в первом действии Лопахин объявляет, что выход есть, правда выход представляется хозяевам «пошлым».

    А как же мы можем проследить внутренний конфликт? Какими средствами в пьесе он выражается?

Через диалоги, монологи, ремарки автора. Именно тогда нам становятся понятны мысли героев.

    Что же скрывается за обычными разговорами? Какие настроения персонажей показывает нам автор?

Непонимание друг друга, одиночество героев, растерянность – основной мотив пьесы.

Например: Шарлотта: « кто я? Зачем я? Неизвестно…»

Епиходов: « Никак не могу понять жить мне, или застрелиться»

    Что мы можем сказать про чеховский диалог? Какую функцию он выполняет в раскрытии внутреннего конфликта?

Диалога нет, реплики случайны, настоящее кажется зыбким, а будущее – тревожным. Таких случайных реплик у Ч. Много, они всюду. Диалог рвётся, ломается. Путается в каких-то мелочах. Через такой диалог мы с лёгкостью можем окунуться в мысли героев, через ненужные мелочи мы узнаем жизненное самочувствие персонажа.

Внутренний конфликт мы также можем назвать «подводным течением».

    Как вы думаете, что такое «п. т.»?

«П.т»- это некий подтекст. Основная мысль пьесы лежит не «на поверхности», а скрыта в подтексте.

    Откройте 1 действие, сцена со шкафом (начинаем читать от ремарки «входят Варя и Яша», заканчиваем на словах Гаева « Режу в среднюю!») Чтение по ролям.

    Как вы думаете, почему герои так ведут себя?

Раневская получила телеграмму из Парижа, брат, родной человек, понимая, что сестра до сих пор переживает после разрыва с любовником, начинает разыгрывать сцену со шкафом, сам оказывается в нелепом положении, но, однако, ему удаётся отвлечь сестру.

    Что же оказывается «под водой»?

«Под водой» оказалась следующая жизненная правда. Любовь Андреевна по-прежнему сильно любит того человека, который «обобрал её и бросил». Сейчас Любовь Андреевна рвёт её, не читая, т.к. все знают её печальную историю и надо «работать на публику» -- показать, что она человек с чувством собственного достоинства.

    Из какого разговора мы узнаем о неостывшей любви Раневской к любовнику?

Сцена разговора с Петей. (С ремарки «Вынимает платок, на пол падает телеграмма». Действие 3, стр.71)

    А как вы думаете, каков внутренний конфликт у других героев? У Лопахина, Гаева, Ани, Пети? Найдите и прочитайте в пьесе эпизоды с подводным течением.

    Лопахин. Как нам известно, его с Варей сватают на протяжении всей пьесы. Но, почему он не делает предложение Варе в решающей сцене (действие 4 со слов Любови Андреевны «Теперь можно и ехать…», заканчивая ремаркой «Быстро уходит») + вспоминаем начало пьесы (ожидание приезда Раневской и детские воспоминания Лопахина).

Делаем вывод о том, что Лопахин не делает предложение Варе, не потому что робеет перед ней, или занят какими-либо делами, а в том, что он влюблён в другую женщину – в Раневскую, так поразившую его в юности. Внутренний конфликт Лопахина в том, что он так и не смог признаться ей в своих чувствах.

    Петя Трофимов. Слишком увлечён своими мыслями о лучшем будущем, считает себя «выше любви», поэтому не замечает чувств со стороны Ани. Его проблема в том, что он только говорит, строит планы о том, что поведёт за собой людей. (Эпизод разговора с Лопахиным с ремарки Лопахин «обнимает его» до « слышно, как вдали стучат топором по дереву») Обратить внимание на то, почему он не берёт денег у Лопахина.

    Гаев. Почему прячет свои настоящие чувства за биллиардными высказываниями? Очень ранимый человек, любит свою семью, но, увы, не может ничего сделать для их счастья. Всё держит в себе, и это его внутренний конфликт. Прячется за словечками типа «Кого?» или разрывает диалог с другими персонажами с помощью известных ему фраз, заимствованных из биллиарда, тем самым (по его мнению) разряжая обстановку.

Исходя из всего этого, мы можем сказать, почему чеховский диалог не выстроен: Каждый герой в силу своих душевных переживаний думает о своём, отсюда, ясно, что герои глухи к переживаниям друг друга и просто напросто друг друга не слышат, поэтому каждый из них одинок и несчастлив.

    Кто из героев в состоянии преодолеть свой эгоизм?

Аня. (Конец 3 действия) Она милосердна к матери.

    Аня. ( В конце 2 действия ), увлеченная словами Пети, решает, что уйдёт из дома. Издали слышен голос Вари, которая ищет Аню. Однако ответом на крик Вари становится тишина, Аня убегает с Петей к реке. Тем самым драматург подчеркивает решимость молодой героини порвать со своей прежней жизнью и идти навстречу новой, неизвестной, но заманчивой.

Я писала, что этот эпизод не является примером подводного течения. Про Аню вообще можно сказать, что это единственный персонаж в пьесе, который не терзаем внутренним конфликтом. Она цельная, светлая натура, ей нечего скрывать. Вот почему она единственный человек, кто способен быть милосердным. Поэтому об Ане лучше говорить в последнюю очередь.

    Способен ли кто-нибудь из героев еще проявить милосердие. Почему?

Нет. Проблема героев в том, что не умеют и не желают быть милосердными. (эпизод покупки сада Лопахиным со слов Л.А.: «кто купил?» до «…нескладная несчастливая жизнь») МОЖНО ПОГОВОРИТЬ, КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА В ЭТОЙ СЦЕНЕ УВИДЕЛИ ДЕТИ И ПРАВ ЛИ ПЕТЯ ТРОФИМОВ. КОГДА НАЗВАЛ ЛОПАХИНА ХИЩНИКОМ.

    Обратим внимание на фразу Фирса «эх, ты….недотёпа!» К кому её можно отнести?

Эта фраза повторяется на протяжении всей пьесы: действие 1 сцена, когда Дуняша забыла взять сливки (стр.33); действие 3, когда Яша говорит ему «Хоть бы ты поскорее подох.» (стр.73); Конец 4 действия.

Фразу можно отнести ко всем героям пьесы даже во фразе «Да….(с усмешкой) Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом» и то звучит «Эх, ты….недотёпа».

О значимости внутреннего конфликта и наличии подводного течения говорят многочисленные паузы в тексте пьесы. В последнем действии комедии 10 обозначенных автором пауз. Это не считая многочисленные паузы, обозначенные многоточиями в репликах персонажей. Это придает пьесе необычайную психологическую глубину.

В «Вишнёвом саде» подтекст стал основой действия : для понимания сути происходящего важно не то, что говорится, а то, что умалчивается.

Домашнее задание: 1. Почему Чехов назвал пьесу комедией? Обоснуйте авторский выбор с опорой на текст (Можно предложить сделать рефератом: один ученик будет отвечать на этот вопрос, а другой может кратко изложить мнения критиков на жанр пьесы, тогда вместе с классом, сопоставив эти 2 реферата, можно сделать выводы о своеобразии жанра –

для такого задания необходимо дать соответствующую литературу, работа над рефератом требует времени, а такового нет)

2. Найдите и запишите определение символа . Выявите символы в пьесе «Вишнёвый сад». (Можно разделить задание: кто-то ищет символы в 1 действии, кто-то во втором и т.д. комментировать будем вместе с классом) Как вы на это смотрите? Символов в пьесе не так много: пусть поработают со всем текстом. Задание выполнять письменно (символ – его значение).