Кому подчиняются ук и тсж. Органы контролирующие жкх

Куда обратиться с жалобой на качество ЖКУ?

Куда обратиться с жалобой на качество жилищно-коммунальных услуг. На эти вопросы ответит специалист Региональной энергетической комиссии Свердловской области.

Какие обращения поступают в РЭК Свердловской области?

Количество писем и телефонных звонков о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поступающих в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области за год, исчисляется тысячами. Значительная часть из них - обращения граждан. Одни вопросы имеют самое непосредственное отношение к деятельности Комиссии, другие, по сути, должны быть направлены в иные ведомства, как не входящие в компетенцию РЭК Свердловской области.

Чаще всего жителей волнуют проблемы, связанные с качеством предоставляемых коммунальных услуг, с санитарно-эпидемиологическим состоянием жилого фонда, обоснованностью начисления размера платы за квартиру.

Однако нельзя согласиться с утверждением, что предоставление ответов исполнителями «затягивается».

Действующее законодательство обязывает органы государственной власти предоставлять ответ на любое обращение гражданина в месячный срок. В РЭК Свердловской области это требование соблюдается неукоснительно. Вместе с тем, ни одно министерство и ведомство не наделено правом предоставления официальных разъяснений по вопросам, не входящим в его компетенцию.

Поясните, пожалуйста, по каким же признакам простой гражданин может понять, туда он обратился со своим вопросом или нет?

За официальными разъяснениями правовых актов надлежит обращаться непосредственно в тот орган государственной или муниципальной власти, которым интересующий правовой акт был издан. Так, например, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области может комментировать лишь постановления, принятые Комиссией. По вопросам, не относящимся к ведению Комиссии, мы можем высказать лишь свое частное мнение, но оно не может расцениваться как официальное толкование норм права.

К сожалению, обращения, поступившие в РЭК Свердловской области, часто приходится направлять в адрес инстанций, непосредственно уполномоченных решать тот или иной вопрос. Как вы понимаете, на изучение обозначенной проблемы и все пересылки по ведомственной принадлежности требуется определённое время. Теряется минимум три-четыре дня в результате граждане ждут. С нашей точки зрения, причина заключается в том, что, задавая вопросы органам государственной власти, заявители не всегда четко для себя представляют, куда именно следует обратиться.

Для многих жилищно-коммунальные услуги – понятия неразделимые, и, стало быть, отвечать за них должен кто-то один…

В действительности это не так. Когда речь идёт о предоставляемых предприятиями ЖКХ услугах, нужно понимать, что условно их можно разделить на две категории – жилищные и коммунальные. Что включают в себя коммунальные услуги? Электроснабжение, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отоплении. Жилищные услуги – это содержание и ремонт жилья и общего имущества.

:
[продолжение]
Теперь попробуем определить, в чьём ведении находится решение той или иной проблемы.

Куда обратиться, если речь идёт, например, о плохом техническом состоянии жилищного фонда либо нарушении правил пользования жилыми помещениям? Данные вопросы относятся к компетенции государственной жилищной инспекции.

Одним из наиболее частых вопросов со стороны граждан является вопрос о структуре и правильности начисления платы за содержание жилья.

В соответствии с действующим законодательством утверждение размеров платы гражданам за жилое помещение находится в компетенции собственников жилья (ТСЖ, ЖСК…) либо органов местного самоуправления. Поэтому по вопросам, связанным с оплатой жилищных услуг, гражданам целесообразно обращаться в органы управления ТСЖ, ЖСК, либо в администрацию муниципалитета по месту жительства и т.д.

Вы сомневаетесь в правильности перерасчёта, произведённого, например, за перерывы в подаче горячей воды? Обращайтесь к исполнителю услуг в лице управляющей компании, ТСЖ, жилищного кооператива и т. д.

За какие вопросы отвечает Региональная энергетическая комиссия Свердловской области?

Мы отвечаем за тарифы и нормативы. Сегодня многие путают понятия «тариф» и «плата за коммунальные услуги». Между тем, разница между ними существенна. Что такое тариф? Это стоимость одной единицы коммунальной услуги – 1 кВтч. электроэнергии, 1 Гкал. тепловой энергии, 1 кубического метра природного газа или воды, 1 килограмма сжиженного газа. Устанавливая эти величины для предприятий ЖКХ, РЭК Свердловской области несёт полную ответственность за экономическую обоснованность каждой из них. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются, как правило, один раз в год, и не подлежат изменению за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

Что касается платы за коммунальные услуги, она складывается из двух составляющих – тарифа, умноженного на объём потреблённой услуги, и может меняться каждый месяц.

Таким образом, когда есть претензии к правильности начисления платы за коммунальные услуги за определённый период времени – следует обращаться в органы Роспотребнадзора, так как это опять же вопрос защиты прав потребителей. А вот если предъявляемые к оплате тарифы, не соответствуют величинам, утверждённым в установленном порядке – обращайтесь в РЭК Свердловской области.

Кроме того, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области устанавливает предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В случае если на территории муниципалитета этот индекс нарушается, граждане вправе обратиться именно к нам.

А если ответы вышеперечисленных ведомств гражданина всё-таки не устраивают?

Возникшую проблему можно разрешить по усмотрению граждан в органах прокуратуры или суде. После изучения дела и подтверждения фактов нарушения закона прокуратура вправе выдать протест или направить представление в адрес лиц, допустивших то или иное нарушение.

Что касается суда, то по итогам судебного разбирательства с ответчика (например, управляющей компании, ТСЖ, ЖСК и пр.) может быть взыскана денежная сумма, неправомерно начисленная к оплате за жилищно-коммунальные услуги.

Тарифы и Нормативы

Процесс лицензирования управляющих компаний завершился в своей активной фазе. По идее, в ходе него отсеялись организации, допускавшие злоупотребления или оказывавшие некачественные услуги. Но, естественно, о полном финансовом и моральном оздоровлении рынка управления МКД, остается только мечтать. Однако есть возможность самостоятельно ограничить возможности УК для злоупотреблений. Для этого нужно контролировать их деятельность.

Запрос тарифов

Самым распространённым способом обманывать жителей домов, находящихся в ведении управляющей организации, является махинация с тарифами и обязательными платежами. Для того чтобы выяснить, не переплачиваете ли вы по квитанции, приходящей вам каждый месяц, нужно запросить в УК перечень и размер тарифов. Отказать вам в предоставлении такой информации не могут.

Если с получением важных данных все же возникли проблемы, необходимо оформить официальный письменный запрос, зарегистрировать его у секретаря УК с проставлением входящего номера. Игнорирование такого запроса для управляющей компании чревато крупными неприятностями.

После того, как вы получили перечень и размеры обязательных платежей, нужно взять свою квитанцию и калькулятор и проверить, не «ошиблись» ли в УК. Структура платежей указана в ст.154 ЖК РФ. Если ошибка обнаружится, следует скооперироваться с соседями и выяснить, нет ли и у них таких же «ошибок». Как правило, от злоупотреблений управляющей компании страдают не отдельные жильцы, а весь дом. Типичный случай - в УК «забыли», что в доме стоит общедомовой прибор учета теплоэнергии и начисляют плату по нормативам так, как будто его нет. Следует знать, что в России далеко не редки случаи, когда жильцы дома, обнаружившие ошибки в начислении сумм платежей, . Зачастую эти суммы превышают сотни тысяч рублей.

Отчет

При составлении договора с УК нужно обязательно указывать периодичность и требования к содержанию отчета о проделанной работе. Там должны указываться такие моменты как услуги по благоустройству территории, обслуживанию общедомового имущества, ремонту и стоимость этих услуг. Также там должны быть сведения об объеме и стоимости закупаемых коммунальных услуг у ресурсоснабжающих организаций.

И главное - финансовая деятельность. Бухгалтерская отчетность, сведения о доходах и расходах - обязательные статьи отчета любой УК. Опять же, изучите этот отчет, если возникнут вопросы, не лишним было бы привлечь к его обсуждению соседей с экономическим образованием или даже вынести на домовое собрание. Также требуйте акты выполненных работ, приложение к отчету, платежные поручения. В этих документах могут содержаться интересные нюансы, которых вдруг может не оказаться в красиво составленном отчете. Также вы можете потребовать смету расходов на будущий год.

Получив отчет, нужно его взять и сверить то, что там написано с тем, что есть на самом деле. Например, в отчете может быть указано, что были заменены окна на лестничной клетке, на что была потрачена энная сумма денег. А по факту никто эти окна не менял и рабочих никто из соседей не видел. Проверить нужно все, вплоть до расхода воды на влажную уборку. За непредоставленные услуги УК тоже может понести финансовую ответственность.

Госжилинспекция

Если вы только сейчас осознали, что в договоре с УК у вас не прописана периодичность предоставления отчета, не беда. Согласно п.11 ст.162 Жилищного кодекса, УК должна предоставлять собственникам годовой отчет о своей деятельности в течение первого квартала следующего года. Если вы не планировали проверять финансовую деятельность своей управляющей компании, отчет - хороший повод это сделать. И в том случае, если вы или ваши инициативные соседи с юридическим или экономическим образованием нашли несоответствия, ошибки в тарифах, то следует обратиться с жалобой в Государственную Жилищную Инспекцию. Также перспективным будет обращение в Роспотребнадзор. Кроме того, есть прокуратура и, в конце концов, суд. Прокуратура регулярно возбуждает дела против директоров управляющих компаний, решивших потратить собранные с жильцов деньги на оплату коммунальных услуг на свои нужды. Эти дела возникают, в том числе, и благодаря внимательности жителей. Помните, что после лицензирования управляющих компаний достаточно двух жалоб от жителей, чтобы отстранить УК от управления домом. Так что дело только за инициативностью самих собственников. Но важно и не перегнуть палку. Право на ошибку имеют все, в том числе и управляющие компании. Если эти ошибки не носят системного или преднамеренного характера, то лучше не рисковать со сменой УК. Новая может оказаться ничуть не лучше.


    Когда управляющая компания берет на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, это означает, что она должна обеспечить максимально благоприятные. Безопасные и комфортные условия для проживания в этом доме для всех без исключения жильцов. Управляющей компанией обеспечивается и правильное содержание всего имущественного добра, которое принадлежит на общих правах всем жильцам и собственно ТСЖ. Все хорошо звучит только на бумагах, а когда дело доходит до практики и надлежащего исполнения компанией своих обязательств, предписанных договором, выясняется, что энтузиазм исполнителей куда-то девается, просто исчезает. Чтобы такого не происходило в вашем товариществе, необходимо в заключенном договоре на обслуживание многоквартирного дома указать пункт, в котором будет четко предписано, как деятельность ТСЖ и кем будет контролироваться и проверяться. Здесь же должно и четко быть указано, какое наказание, или какие санкции будут предприняты в отношении правления, если оно не будет выполнять свои обязательства или будет выполнять не соответствующим договору образом.
    Рассмотрим для начала, что же вообще такое "контроль над деятельностью управляющей компании" и как он проводится. К контролю можно отнести как мероприятия, способствующие надлежащему исполнению и предоставлению услуг жильцам, так и проверочная деятельность, наблюдение и проверка на соответствие состояния и работоспособности объектов коммунального хозяйства. Деятельность по контролю над управляющими организациями может осуществляться различными лицами или компаниями. К примеру, сами собственники помещений могут контролировать свое ТСЖ. Можно для этих целей привлечь аудиторскую компанию, инженерных специалистов и специалистов другого профиля. В некоторых случаях, согласно действующему законодательству, контролирующими структурами могут быть органы по самоуправлению и государственные уполномоченные лица.
    При обнаружении каких-либо нарушения в деятельности ТСЖ, контролирующая организация должна отразить их в соответствующих документах. Со своей стороны собственники помещений не должны молча наблюдать за тем, что происходит в их доме и безучастно соглашаться со всеми проводимыми мероприятиями. Каждый собственник помещения имеет полное право предъявлять требования, высказывать пожелания и собственное мнение по поводу того или иного мероприятия в доме. Все высказанные пожелания обязательно фиксируются, также как и жалобы жильцов, и заявления. После того, как принята жалоба или заявка, она должна быть не просто выполнена, а проконтролирован весь процесс по ее выполнению, причем надлежащему. Контролю должны быть подвластны и услуги, которые оказываются коммунальными предприятиями, с которыми ТСЖ заключает договора.
    Для каждого собственника должна быть доступной и открытой любая информация, которая может касаться деятельности ТСЖ, товарищества собственников создаются на добровольной основе, все делается ради того, чтобы хорошо было самим жильцам, поэтому они должна понимать и видеть, постоянно убеждаясь, что ТСЖ действует именно в интересах жильцов. В договоре должны быть сразу указаны те услуги, которые ТСЖ будет предоставлять. Изменение договора практически невозможно, поэтому сразу необходимо продумать все пункты. которые должны быть в договоре. Иначе потом довольно сложно потребовать от каких-либо организаций, принимающих участие в управлении многоквартирным домом, выполнения того, что договором не предусмотрено.
    Контроль деятельности коммунальных и управляющих организаций обязательно регулируется законодательством государства. Это самый главный Закон о защите прав потребителей, на основании которого определяется и наказание за невыполнение услуги, и ее надлежащее качество.
    Собственник в данном случае является самым обычным потребителем коммунальных услуг и других услуг, связанных с управлением домом. Поэтому он может контролировать самостоятельно качество выполнения работ и предъявлять претензии, если качество не соответствует, по мнению собственника, должному уровню.
    Осуществление контроля - важная и нужная мера. Какой бы добропорядочной не выглядела компания, управляющая домом, от ее деятельности зависит благосостояние всех жильцов в доме, поэтому не стоит лениться и тщательно продумывать каждый пункт договора при его составлении и подписании. От бдительности самих жильцов и компетентных органов зависит комфорт и безопасность всего дома.

    Прежде чем перейти к вопросу о том, как проверить управляющую компанию, если сомневаешься в ее честности и прозрачности действий, давайте разберемся, кто стоит над ЖКХ. В законодательстве России предусмотрено несколько путей контроля за ЖКХ.

    Полномочия по надзору за ними сосредоточены в основном у региональных властей.

    Федеральные органы, такие как Минстрой или Минэнерго, вырабатывают нормативные акты и рекомендации, которым следуют власти на региональном уровне и являются вышестоящими организациями над ЖКХ.

    Кто контролирует работу управляющих компаний ЖХК? Главной инстанцией, осуществляющей контроль в жилищной сфере, является Госжилинспекция. Она осуществляет общий учет жилых помещений в регионе, отслеживает деятельность общественных объединений и предприятий по эксплуатации многоквартирных домов.

    Как проверить управляющую компанию ЖКХ? Если у вас есть жалобы касательно работы управляющей компании в вашей доме, первая инстанция, куда нужно обязательно подать жалобу – Госжилинспекция.

    ВНИМАНИЕ. Многие пишут жалобы в прокуратуру, но там их переадресовывают в Жилинспекцию и это только замедляет путь до адресатов.

    Но Госжилинспекция, хоть она и работает с большинством проблем, не является единственным надзорным органом в сфере ЖКХ. Частные проблемы в коммунальной сфере можно решить, обратившись в специализированный контролирующий орган ЖКХ.

    Например, в Роспотребнадзор, если в подъезде систематически не проводится уборка или лестничные клетки недостаточно освещены.

    Контролирующей организацией ЖКХ еще можно назвать РЭК, занимающийся вопросами тарифов.

    Также обратите внимание на негосударственные надзорные органы ЖКХ, занимающиеся отслеживанием качества ЖКХ. Это могут быть общества по защите прав потребителей или центр «ЖКХ контроль».

    Эти организации не имеют полномочий государственных служб, но в массовом порядке помогают жильцам оформлять жалобы на недобросовестных коммунальщиков.

    С тем, кому подчиняются управляющие компании ЖКХ мы разобрались, далее о том, что за центры могут помочь гражданам в вопросах проверки.

    Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ

    Это всероссийская общественная организация, сосредоточенная на помощь жильцам многоквартирных домов, регулярном отслеживании работы управляющих компаний, просвещении потребителей насчет их прав.

    СПРАВКА. Несмотря на то, что в уставе проекта прописана организационная форма НКО, проект курируется Минстроем, о чем последний сам пишет на своем сайте. Поэтому жалоба в структуры НП «ЖКХ контроль» – это средство более эффективное, чем многим кажется на первый взгляд.

    Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ – это децентрализованная организация, которая в основном занимается финансовой и информационной поддержкой других НКО, действующих в сфере ЖКХ. Организационную работу проводят уже люди на местах, задействовав полученные ресурсы.

    Эта организация не только осуществляет общественный контроль ЖКХ, но и периодически составляет рейтинг управляющих компаний по их эффективности. В ее поле зрения чаще попадают компании, на которые жалуются жильцы. Их финансовая и организационная деятельность оценивается независимыми экспертами организации, после чего иногда передается в Госжилинспекцию.

    Центр общественного контроля

    На уровне федерального центра в НП «ЖКХ контроль» ведется просветительская работа.

    Совместно с правительством вырабатываются пособия и методические рекомендации для людей из регионов, занимающихся защитой прав жильцов.

    Их усилия получают огласку через сайт Национального центра, а организации числятся в особом реестре, где каждый пользователь может узнать адрес и почту для обращений. Иными словами, организация проводит общественный контроль в сфере ЖКХ.

    Так как организация контактирует с правительством, сразу после выпуска новых постановлений в сфере ЖКХ выпускаются пояснительные методички, в которых раскрываются нюансы тех или иных пунктов в документах. Большая часть работников на местах – это юристы, которые обрабатывают жалобы населения и представляют их интересы в суде.

    Региональная организация

    В регионах филиалы этой общественной организации действуют совместно с муниципалитетами. К каждому муниципалитету привязан филиал «ЖКХ контроля». Первой задачей работников региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ является сбор и обработка жалоб на управляющие компании.

    Они сортируются юристами и после отправляются в нужные инстанции. Если у филиала есть возможность, он посылает в суд своих сотрудников для представительства интересов пострадавшего.

    На основе жалоб и публикаций в СМИ местные активисты формируют региональный список управляющий компаний по эффективности. Потом эти данные отправляются в Москву, где формируется уже всероссийский рейтинг.

    Туда также отправляются отчеты об общем уровне обслуживания в сфере ЖКХ в регионе. Отделения не только наблюдают за работой управляющих компаний, но и вырабатывают свои предложения региональным властям, проводят семинары по актуальным проблемам коммунальной сферы в регионе.

    ВНИМАНИЕ. Семинары иногда проводятся через интернет, поэтому с помощью региональных центров посмотреть выступление эксперта ЖКХ на актуальную тему может каждый.

    Актуальные проблемы не только обсуждаются. К ним привлекается внимание населения через СМИ. Особому контролю подлежит контроль за исполнением федеральных программ в регионе.


    Надзорные органы

    Существуют контролирующие органы в сфере ЖКХ, которые разрешают проблемы:

    1. Госжилинспекция.
    2. Роспотребнадзор.
    3. Местные энергетические департаменты.
    4. Прокуратура(в случае, если Жилинспекция бездействует).
    5. Негосударственные общественные организации.

    Теперь, когда вы знаете о том, кто контролирует управляющие компании ЖКХ, давайте поговорим о том, какие действия необходимо совершить, если вы вдруг заподозрили организацию в нечестности.

    Как проверить компанию?

    Если у вас возникли сомнения насчет честности УК, то для проверки ЖКХ отправляйте им запрос с требованием выдать информацию о том, что вас интересует.

    Компания обязана выдать эти данные в любой момент по запросу жильца. Если на запрос не реагируют, подавайте жалобу в Жилинспекцию вашего региона.

    Бывает такое, что и Жилинспекция почти не реагирует на жалобы. В таком случае надо писать жалобу в прокуратуру, которая должна проверить деятельность Жилинспекции и заставить ее среагировать на ваш запрос. Если УК не выполняет требования инспекции и не идет на контакт, обращайтесь в суд.

    Народный осмотр

    Народный контроль ЖКХ — это межрегиональное движение, цель которого – добиться прозрачной политики в коммунальной сфере и честности от УК.

    СПРАВКА: Движение предоставляет бесплатные юридические услуги населению. Можно прийти к ним, чтобы грамотнее оформить жалобу на свою УК, или просто проконсультироваться по проблеме.

    Руководящий орган движения находится в Красноярске, где движение преимущественно действует. Оно не имеет всероссийского характера, но для жителей Хакасии и Красноярского края их услуги доступны бесплатно.

    Инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству

    Это орган, который есть в каждом регионе и муниципалитете. Он проверяет состояние жилищного фонда, инспектирует выполнение федеральных программ, сборы на капремонт и строительство нового жилья для переселенцев.

    Жалобы на коммунальщиков должны адресоваться именно в этот орган. Сотрудники инспекции рассмотрят вашу жалобу, и при необходимости заставят управляющую компанию выполнять требования закона.

    Независимая комиссия

    Независимая проверка деятельности управляющей компании проводится по желанию жильца, который усомнился в ее честности.

    Чаще всего проверяют обоснованность тарифов, правомерность расходов и качество выполненных плановых работ.

    Независимая комиссия по ЖКХ формируется за счет незаинтересованного юридического лица, расходы на ее услуги в случае выигрыша жильца в суде оплачивает УК.

    Заключение

    Существует несколько государственных и негосударственных служб, проводящих официальные проверки в сфере ЖКХ. Они помогают жильцам отстаивать свои права и дают им консультации по коммунальным вопросам. Основной орган надзора – жилищная инспекция, но есть и несколько других органов, рассматривающих специфические вопросы сферы ЖКХ.

    Городские жители в основном проводят свою жизнь в многоквартирных домах. Их обслуживанием занимается товарищество собственников жилья (ТСЖ) или управляющая компания – окончательный выбор за собственниками. Жильцы надеются на четкую и компетентную работу тех, кому доверили общедомовое имущество. Но что делать и как поступать, если от управляющей компании нет никакой пользы, ее действия и решения неправомерны либо она полностью бездействует. Важно понять и разобраться, куда жаловаться на управляющую компанию, есть ли реальная польза от подобных жалоб?

    Собственники жилья, выбрав компанию, заключают договор управления многоквартирным домом. Если он правильно составлен и соответствует законодательству, то в нем разъясняется, в какой орган и по каким конкретно поводам подавать жалобу. Федеральные, региональные и местные законодательные акты подробно разъясняют эту процедуру, а решение общего собрания собственников утверждает окончательных выбор жильцов.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

    На что жаловаться?

    Чаще всего обитатели дома жалуются на:

    1. ненадлежащий уровень или периодичность выполнения жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ);
    2. ненадлежащая подготовка дома к подаче ЖКУ, в основном, накануне отопительного сезона;
    3. не предоставление необходимого промежуточного либо итогового отчета или ненадлежащая отчетность управляющей компании;
    4. процессуальные нарушения в проведении собрания собственников либо не проведение такого собрания;
    5. не выполнение других условий договора управления многоквартирным домом.

    Как правильно составить и подать жалобу?

    Управляющая компания обязана профессионально выполнять свои функции и оказывать услуги надлежащего качества, а также отчитываться за проделанную работу перед теми, кто оплачивает ее работу. Следовательно, жильцы многоквартирного дома имеют полное и законное право на любые уклонения от выполнения работ в вышестоящие органы. Например:

    • в подъезде нужен косметический или капитальный ремонт;
    • сломан лифт или мусоропровод;
    • слабо отапливаются квартиры, или отопление полностью отсутствует;
    • выбиты или перегорели лампочки в подъездах, включая лестничную клетку.

    Узнать, кому жаловаться на ЖКХ, и каким именно образом, можно, тщательно изучив подробности законодательства и поняв общие правила по написанию жалобы.

    Форма жалобы – произвольная, пишется от руки или на компьютере. Обязательно указывать адресата, то есть конкретный государственный орган, куда направлено обращение. Следует заполнять имя, отчество, фамилия заявителя, его контактные данные: телефон для связи – домашний и мобильный, электронная почта, обратный почтовый адрес, куда должен быть прислан ответ. Рекомендуется указывать адрес регистрации жалобщика либо его представителя или абонентский ящик.

    Непосредственно в тексте обращения перечисляются нарушения управляющей компании, указываются конкретные сроки и продолжительность ненадлежащих действий, точный адрес дома, подъезд, этаж и квартиру. Желательно привести ссылки на нормативные акты, где поименованы нарушения: Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), Жилищный Кодекс, Санитарные правила и нормы (СанПин), Постановления городского правительства, федеральные законы и другие законодательные акты. Упомянуть о нарушении конкретной статьи и пункта договора с управляющей компанией.

    Обращение должно быть изложено четким и понятным языком, разборчивым почерком и не допускающим двусмысленного толкования фраз. Если необходимо — прилагаются дополнительные документы: фото нарушений, договора, отчеты или иные документальные доказательства неправомерных действий компании.

    Претензии могут заканчиваться просьбой выполнить какое-либо требование в необходимом объеме и четко обозначенный законодательством срок. Суть жалобы удостоверяется подписью заявителя и ее расшифровкой, проставляется дата. При подачи коллективного обращения указываются сведения о каждом жильце.

    Жалобы в управляющую компанию и в адрес иных государственных структур следует писать в двух экземплярах. Первый должны принять в канцелярии организации и присвоить входящий номер с датой. На втором экземпляре также проставляется номер и дата, и выдается на руки заявителю. Обязательно дается пояснение, в какие сроки и каким образом будет дан ответ. Отчет срока начинается со дня подачи заявления и, по общему правилу обращений в государственный орган, составляет не более 30 дней. Предусмотрены и более короткие сроки – на основании Федерального Закона «О защите прав потребителей» ответ на претензию на управляющую компанию должен быть получен в срок до 10 дней.

    На обеих жалобах должна содержаться подпись принявшего его сотрудника и его должность. Эти формальные требования удостоверяют факт обращения в соответствующую инстанцию. При невозможности подать жалобу лично, она должна быть направлена почтовым заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Подача жалобы на управляющую компанию в вышестоящие органы

    Если жалоба, направленная в управляющую компанию осталась без ответа или ответ не удовлетворил жильцов, то вопрос, куда жаловаться на ЖКХ, имеет несколько вариантов ответа. Согласно процессуальным нормам обжалование каких-либо действий может происходить с участием вышестоящих организаций, а именно жилищной инспекции, Роспотребнадзора, прокуратуры. После обязательного внесудебного порядка исковое заявление направляется в судебные органы.

    Обращение в жилищную инспекцию

    Контакты жилищной инспекции по своему региону вы можете найти в интернете. Например, вот сайт Государственной жилищной инспекции города Москвы — https://www.mos.ru/mgi/

    Обращаясь в жилищную инспекцию, следует знать, что она как государственный орган осуществляет надзор за:

    • надлежащим исполнением правил эксплуатации жилья;
    • соблюдением стандартов и норм по использованию жилья;
    • соблюдением сроков и качества подготовки к отопительному сезону;
    • выполнением нормативов по получению жильцами коммунальных услуг;
    • правомерностью и выполнением норм законодательных актов при созыве общего собрания собственников жилья, непосредственного выбора управляющей организации;
    • выполнением управляющей компании нормативных актов.

    Работа жилищной инспекции направлена за защиту прав собственников квартир и сохранение их жилища. Она обязана проверить, как исполняет свои функции управляющая компания, и при обнаружении нарушений укажет на необходимость их устранить. Примерные сроки для выполнения такого предписания составляют один месяц. При выявлении нарушителей инспекция вправе привлечь виновных к административному наказанию.



    Пример жалобы в жилищную инспекцию
    (нажмите для увеличения)

    Помимо стандартной процедуры подачи жалобы, на сайтах региональной жилищной инспекции можно воспользоваться сервисом для онлайн обращения в надзорный орган.

    Обращение в Роспотребнадзор

    Жалобы в Роспотребнадзор в отношении управляющих организаций поступают в случаях:

    • несоответствия договора между управляющей компанией и жильцами нормам Федерального закона «О защите прав потребителей»;
    • нарушение прав жильцов по предоставлению полных и достоверных сведений о предоставляемых жилищно-коммунальных услугах;
    • необходимость проверки бухгалтерской отчетности, в том числе документов, подтверждающих платежи, на предмет соответствия их действительности;
    • установления необходимости и обоснованности изменения тарифов и размеров платы за жилищно-коммунальные услуги.

    При обращении в Роспотребнадзор перечисляется, в какие органы уже обращались жильцы, и говориться о результатах подачи жалоб. При выявлении нарушений Роспотребнадзор обязан принять необходимые меры по устранению нарушений, после проведенной проверки возможны санкции по отношению к нарушителям.

    Подача заявления возможна как лично, так и посредством заполнения онлайн формы на сайте государственного органа.

    Обращение в прокуратуру

    Прокуратуру вашего региона вы также можете найти в интернете. Вот сайт прокуратуры Москвы — http://www.mosproc.ru/

    Органы прокуратуры принимают меры по выявлению нарушений по:

    • умышленной или непреднамеренной нецелевой трате денежных средств, выражающееся в экономических преступлениях: грабеже, мошенничестве, присвоении, растрате;
    • бездействию или неправомерных действиях надзорных или контролирующих органов.

    Прокуратура проводит проверку и расследует все обстоятельства дела. По ее итогам возможно будет привлечь нарушителей вплоть до уголовной ответственности.

    Обращение в суд

    Выяснив, по каким поводам и кому жаловаться на управляющую компанию, можно обратиться в судебные органы. Процессуальные нормы позволяют жильцам после досудебного урегулирования вопроса или неудовлетворительного результата проверки написать исковое заявление. Суд рассмотрит обращение, если дело касается материальных требований, и необходимо уточнить размер компенсации за причиненный ущерб жильцам или имуществу собственников. Например, не спиленное вовремя ветхое дерево или плохо закрепленный столб упали на автомобиль, плохо убранный снег или покрытая льдом дорожка у дома повлекли травмы жителей.

    По гражданскому законодательству — статье 28 Гражданско-процессуального кодекса (ГПК РФ) — подача искового заявления происходит по месту нахождения управляющей организации, если договором не была определена иная подсудность. Требования к содержанию иска перечислены в статье 131 ГПК РФ , согласно которой он должен содержать:

    • наименование и полные реквизиты суда, истца и ответчика, в том числе их местонахождение;
    • суть излагаемых требований – описание нарушения прав или интересов истца;
    • доказательства обоснования искового заявления и обстоятельства дела;
    • денежные требования и их обоснование;
    • перечисление государственных органов, куда обращался истец в порядке досудебного урегулирования;
    • необходимые дополнительные документы и их перечисление.

    Иск должен быть принят в производство спустя пять дней после подачи либо возвращен заявителю с требованием устранить нарушения при его подаче. Исполнение решений суда происходит либо добровольно, либо с участие судебных приставов.