Композитор который работал в министерстве юстиции. Петр Ильич Чайковский: биография, интересные факты, творчество. Образование и госслужба

Юный Чайковский

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился в далекие времена расцвета романтизма: 25 апреля 1840-го года, в Воткинске, что в Вятской губернии Российской Империи. Сейчас он больше всего известен как композитор, но среди его амплуа следует также выделить дирижера, музыкального журналиста и педагога.

Величайший композитор в истории музыки сочинил не так уж и много, всего восемьдесят произведений, среди которых три оперы и семь симфоний (шесть пронумерованных и одна именная), знаменитые балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», которые сами по себе являются крайне ценным вкладом в мировую культуру.

Но вернемся к началу нашей истории.

Илья Чайковский, отец Петра Ильича, стал известен как выдающийся русский инженер, а вот Петр Федорович, дед будущего композитора, не всегда был Чайковским. Изначально у него была фамилия Чайка, и родился он в селе Николаевка, что в Полтавской области. Получил медицинское образование и затем служил в качестве медицинского офицера.

Родители Петра очень любили музыку. Его мама играла на фортепиано и домашнем механическом органе – оркестрионе. Они часто слышали мелодичные песни рабочих с завода и крестьян. Впоследствии гувернантка Фанни Дюрбах написала Петру следующие строки: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Петр рос умным, смышленым мальчиком. В шесть лет он свободно изъяснялся и писал не только на родном русском, но и на немецком и французском языках. Однако одаренный ребенок был еще и очень болезненным. В школе он полгода подряд пропускал занятия по причине нездоровья.

Когда будущему композитору было примерно девять лет, его семья переехала в Алапаевск. Позже он описывал это событие в своей книге «12 путешествий по Среднему Уралу».

Родители Петра неловко чувствовали себя из-за своего скромного происхождения, а потому отправили своего сына в Императорское училище правоведенья. Оно находилось вблизи от улицы, которая сейчас носит имя Чайковского.

Петр провел два года очень далеко от родного дома и от близких ему людей. Больше всего юноша переживал из-за разлуки со своей матерью, к которой был сильно привязан. Интересно, что уже тогда он весьма иронически относился к новоявленному семейному гербу и всячески подчеркивал свое плебейское происхождение. Возможно, это стало результатом рано проявившихся демократических взглядов.

1852-й год. Семья воссоединяется в Петербурге, а Петр Ильич поступает в училище. Вскоре он приобретает репутацию достаточно хорошего пианиста, склонного к импровизации. А в шестнадцать лет он стал заниматься у Луиджи Пиччоли и большую часть своего времени уделять музыке. Затем наставником юноши становится Рудольф Кюндингер.

Закончив свое обучение в училище, а это произошло в 1859-м году, Чайковский получил чин титулярного советника, после чего стал работать в Министерстве юстиции.

В 1862-м году он стал одним из первых студентов Петербуржской консерватории по классу композиции. Теории его обучал Николай Иванович Заремба, который при жизни не опубликовал ни одно из своих произведений. Однако он первый в России стал преподавать теорию музыки на русском языке. Этот педагог излагал на редкость живо и образно, а свои музыкально-теоретические высказывания часто облекал в религиозную оболочку. Потом еще осмеивал эту его особенность в своем произведении «Райка».

А вот оркестровку молодому Чайковскому преподавал Антон Григорьевич Рубиншейн, ныне известный и как педагог, и как пианист. Чайковский стал его самым знаменитым учеником, но и сам по себе он считается великим человеком с неиссякаемыми запасами энергии, которые позволяли ему заниматься такими разнообразными делами.

Вот Антон Григорьевич Рубиншейн в свое время и настоял, чтобы Петр Ильич бросил свою службу и всецело стал заниматься музыкой.

Эта идиллия продолжалась до 1865-го года, пока Петр не закончил Петербуржскую консерваторию с большой серебряной медалью. В то время он написал кантату на оду Шиллера «К радости». Среди других работ Чайковского, написанных в студенческие годы, можно выделить увертюру к «Грозе» Островского и танцы сенных девушек, которые он потом включил в оперу «Воевода».

Растущая репутация и мировая известность

Чайковский в годы преподавания в Московской консерватории

В январе 1866-го Николай Григорьевич Рубинштейн, директор только что основанной Московской консерватории и брат преподавателя Чайковского, пригласил его в Москву, где Петр получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории, оркестровки.

В 1868-м году Петр Ильич впервые выступает в качестве музыкального критика. Тогда же он познакомился с членами « ». Они хоть и отличались в своих взглядах на музыку, но сохраняли дружеские отношения.

В это время у Чайковского просыпается интерес к программной музыке. Программная музыка – это жанр, в котором замысел музыкального произведения передан в сопутствующем трактате. предлагает Петру написать увертюру-фантазию, и он начинает работать над «Ромео и Джульеттой», которая впоследствии принесла ему мировую славу, и с которой известность композитора начала расти, как снежный ком. Кроме того, Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря».

Примерно в это же время он познакомился с оперной певицей Дезиро Арто. Они были влюблены в друг друга, и даже планировали пожениться, но по каким-то причинам она вышла замуж за испанского певца.

Чайковский и его жена Антонина Милюкова, 1877 год

Семидесятые годы девятнадцатого века в творчестве Петра Чайковского стали временем поисков. Он увлекся прошлым России, ее историей, культурой, бытом и судьбой русского человека. Тогда он и пишет оперы «Опричник», «Кузнец Вакула», «Снегурочка», балет «Лебединое озеро» и много других, не менее интересных, произведений.

К 1877 стали ходить разные неприличные слухи о его личной жизни, и, чтобы покончить со сплетнями, он решает жениться на Антонине Милюковой, бывшей студентке консерватории. Она была младше его на восемь лет, но слухи о его гомосексуальности, как оказалось, возникли не на пустом месте, и спустя всего несколько недель их брак распался. Брак-то распался, но развестись им не удалось, и они так и жили в раздельном браке.

Получив определенную свободу, он в следующем году оставил Московскую консерваторию и уехал за границу. Эту поездку проспонсировала Надежда фон Мекк, вдова железнодорожного магната, с которой Петр лично никогда не встречался (точнее, встречался один раз, но оба от смущения молчали), но вел активную переписку. Их странные отношения завершились в 1891 году, когда фон Мекк внезапно прекратила посылать и письма, и деньги. Ей он посвятил свою Четвертую симфонию.

В 1881-м году он понял, что с долгами пора что-то делать. И написал императору письмо, в котором просил одолжить ему три тысячи рублей с тем, чтобы долг вычитался из последующих постановок Чайковского. Он пояснил, для чего ему была нужна такая крупная сумма, и государь ему не просто одолжил, а подарил ее в качестве пособия.

Возможно, это стало одной из причин того, что в середине восьмидесятых годов Чайковский снова начинает активно работать, его выбирают директором Московского отделения РМО, а его работы становятся широко известны за рубежом. В 1885 году он прекращает активные путешествия по Европе и России и поселяется в в помещичьем доме под Клином. С этого времени он начинает активную пропаганду русской музыки.

Надо отметить, что всю свою жизнь Чайковский любил все русское, гордился тем, что он родился в России и не терпел намеков на его польские корни.

Однажды, еще будучи мальчиком, Петр рассматривал карту Европы, и внезапно начал покрывать поцелуями территорию России и будто бы оплевывать все остальные страны!

В конце своей жизни Чайковский работал все больше как дирижер

Последние годы жизни

В конце своей жизни он работал все больше не как композитор, а как дирижер. В 1889 году он совершает тур по Германии и Швейцарии, в котором знакомится с Иоганнесом Брамсом и

Дата рождения:

Место рождения:

Воткинск, Вятская губерния, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Санкт-Петербург

Российская империя

Профессии:

Композитор, дирижёр, педагог

Автограф:

Происхождение

Молодость

Музыкальная деятельность

Сексуальная жизнь

Слух о самоубийстве

Даты творческой биографии

Основные произведения

Симфонии

Концерты

Фортепианные произведения

Исполнения музыки Чайковского

Фильмография

Фильмы о жизни композитора

В нумизматике

В популярной музыке

В телевидении

В филателии

(25 апреля 1840, Воткинский завод, Вятская губерния, Российская империя - 25 октября 1893, Санкт-Петербург) - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний(шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Биография

Происхождение

Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск,Удмуртия). Его отец - Илья Петрович Чайковский (1795-1880) - выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского полка, близ г. Полтавы.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек.

Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767) участвовал в Полтавской битве, и умер в чине сотника «от ран», хотя фактически он умер уже в старости в екатерининское время.

Дед композитора, Пётр Федорович, был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны (1717-?). Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 г. перевелся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь; в Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь); в 1776 г. определен городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества; в 1782 году переведен в Вятку, два года спустя произведен в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием. Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведен оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (ее отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей.

Илья Петрович, отец композитора, был десятым ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье (Michel Victor Acier), моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство.

В 1837 году Илья Петрович Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году - сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган -оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Молодость

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году - в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

Музыкальная деятельность

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы - увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес кпрограммной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

В том же году познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум». Они планировали пожениться, но 15 сентября 1869 года Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано Падилью-и-Рамоса. Спустя 19 лет, в октябре 1888 года, Чайковский по просьбе Дезире написал Шесть романсов Op. 65.

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы.

В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брату он писал, что одной из целей женитьбы является избавление об обвинений в гомосексуальности: «я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким». Однако, гомосексуальность композитора стала причиной того, что брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877). В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.

В мае 1881 года обратился с просьбой о выдаче ему из казённых сумм трёх тысяч рублей серебром заимообразно: «то есть, чтобы долг мой казне постепенно погашался причитающейся мне из дирекции Императорских театров поспектакльной платой». Просьба была адресована императору Александру III, но само письмо было направлено обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву - ввиду того, что последний был «единственный из приближённых к Государю сановников, которому я имею честь быть лично известным». Чайковский пояснял причину своего обращения следующим образом: «Сумма эта освободила бы меня от долгов (сделанных по необходимости как моей собственной, так и некоторых моих близких) и возвратила бы мне тот душевный мир, которого жаждет душа моя.» По докладу обер-прокурора, император переслал Победоносцеву для Чайковского 3 тысячи рублей в безвозвратное пособие. Чайковский благодарил императора и Победоносцева; последнему, в частности, писал: « Я глубоко тронут той формой, в которой выразилось внимание Государя к моей просьбе. словами так трудно выразить то чувство умиления и любви, которое возбуждает во мне Государь.»

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ,Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины ― 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Сексуальная жизнь

Несмотря на факт (неудачной) женитьбы, Чайковский был ярко выраженным гомосексуалом (как и его брат Модест). В семье Чайковского считали, что первый гомосексуальный опыт Чайковский пережил в училище, в 13-летнем возрасте со своим однокашником, будущим поэтом А. Н. Апухтиным (сам Апухтин тогда уже был в связи с классным наставником).

Гомосексуальные эфебофилические наклонности Чайковского были хорошо известны современникам. Еще в 1862 г. Чайковский в компании друзей-правоведов, включая Апухтина, попал в какой-то гомосексуальный скандал в петербургском ресторане «Шотан», в результате которого они, по выражению Модеста Чайковского, «были ославлены на весь город в качестве бугров ».

В письме брату Модесту от 29.08.1878 г. он отмечает соответствующий намек в фельетоне о нравах Консерватории, появившемся в «Новом Времени», и с сокрушением пишет: «Моя бугрская репутация падает на всю Консерваторию, и оттого мне еще стыднее, еще тяжелее».

Впоследствии А. В. Амфитеатров, пытавшийся разобраться в этом вопросе, опрашивая близких к Чайковскому людей, пришел выводу, что Чайковскому был свойственен «гомосексуализм духовный, идеальный, платонический эфебизм. Вечно окруженный молодыми друзьями, он вечно же нежно возился с ними, привязываясь к ним и привязывая их к себе любовью, более страстною, чем дружеская или родственная. Один из таких платонических эфебов Чайковского в Тифлисе даже застрелился с горя, когда друг-композитор покинул город. Друзей-юношей и отроков мы при Чайковском можем насчитать много, любовницы - ни одной». Письма Чайковского, прежде всего Модесту, содержат откровенные признания. Так, в письме брату (4.05.1877) он признается в жгучей ревности к своему ученику, 22-летнему скрипачу Иосифу (Эдуарду-Иосифу) Котеку, из-за того что у последнего разгорелся роман с певицей Зинаидой Эйбоженко. При этом, в письме Модесту от 19.01. 1877 г. Чайковский, исповедуясь в своей влюбленности в Котека, вместе с тем подчеркивает, что не хочет выходить за пределы чисто платонических отношений.

Сильной гомосексуальной привязанностью последних лет Чайковского считается его племянник Владимир (Боб) Давыдов, которому Чайковский посвятил Шестую симфонию, которого он сделал сонаследником и которому передал право на отчисления доходов за сценическое исполнение своих сочинений. В последние годы жизни Чайковского он сам, Модест, Боб и молодой Владимир Аргутинский-Долгоруков («Арго») составляли тесный кружок, в шутку прозвавший себя «четвертой сюитой». Однако Чайковский не ограничивался людьми своего круга: как явствует из дневника, на протяжении всего 1886 г. он состоял в связи с извозчиком по имени Иван. Ряд исследователей считает гомосексуальными также отношения Чайковского со своими слугами, братьями Михаилом и Алексеем («Ленькой») Софроновыми, которым он также писал нежные письма. В дневниках Чайковского за время его пребывания в Клину можно найти многочисленные записи эротического характера о крестьянских детях, которых он, по выражению Александра Познанского «развращал подарками», однако, по мнению Познанского, эротизм Чайковского в отношении их носил платонический, «эстетически-умозрительный» характер и был далек от желания физического обладания.

Исследовавший письма Чайковского В. С. Соколов отмечает, что в 70-е годы Чайковский страдал от своих сексуальных наклонностей и пытался бороться с ними («Если есть малейшая возможность, старайся не быть бугром. Это весьма грустно» - пишет он например Модесту в 1870 г.; «Бугроманство и педагогия не могут ужиться» - констатирует в 1876-м); однако в последнее десятилетие его жизни, как отмечает В. С. Соколов, «было найдено счастливое душевное равновесие - после бесплодных попыток борьбы со своей природой». «…после истории с женитьбой, я наконец начинаю понимать, что ничего нет бесплоднее, как хотеть быть не тем, чем я есть по своей природе» - пишет Чайковский брату Анатолию 13/25 февраля 1878 г.

Н.Н.Берберова отмечает, что «тайна» Чайковского стала широко известна после 1923 г., когда был опубликован дневник композитора конца 80-х гг., переведенный на европейские языки; это совпало с пересмотром взглядов на гомосексуальность в европейском обществе.

Смерть

Вечером 31 октября 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе по холере, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил.

Утром 1 ноября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября) 1893 года; все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственных сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Слух о самоубийстве

После смерти Чайковского возник слух о его «скрытом самоубийстве» якобы в страхе перед преследованием за гомосексуализм. Н.Н.Берберова отмечает распространение этих слухов в эмиграции, причём считает, что их распространяло потомство Н.А.Римского-Корсакова. Она же приводит мнение присутствовавшего при смерти Чайковского В.Н.Аргутинского-Долгорукого, который приписывает этот слух мести девиц Пургольд (т.е. Н.Н.Римской-Корсаковой и ее сестры певицы А.Н.Молас) за провал их матримониальных планов в отношении Чайковского. В 1980-х гг. легенду поддержали публикации эмигрировавшей в США советского музыковеда А.А.Орловой, ссылавшейся на сведения, слышанные от людей старшего поколения. Согласно легенде, Чайковский якобы выпил мышьяк (симптомы отравления которым схожи с холерными) по приговору «суда чести» своих однокашников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища, во избежание публичного скандала и уголовного наказания. Эту легенду специально разобрал и опроверг сотрудник Йельского университета Александр Познанский. Он опровергает легенду как подробно известной хронологией последних дней Чайковского, так и теми соображениями, что на гомосексуализм в российских верхах смотрели в высшей степени снисходительно (тем более что гомосексуалами были и некоторые члены императорской фамилии), а Училище правоведения, выпускники которого якобы возмутились гомосексуализмом Чайковского, было широко известно своими гомосексуальными нравами.

Н.Н.Берберова считает, что сюжет легенды, согласно которой скандал разразился из-за знакомства Чайковского на пароходе с 13-летним племянником графа Стенбок-Фермора, воспроизводит реально наделавшую шуму историю дружбы Чайковского (именно на пароходе) с 14-летним Володей Склифософским (сыном хирурга) в апреле 1889 г.

Даты творческой биографии

В 1866 году дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur.; начал Первую симфонию;

1867 год - исполнение Andante и скерцо из Первой симфонии в Русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге.

1866-1867 годы - написаны увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание о Гапсале».

1867 год - начата работа над оперой «Воевода»; в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из неё.

1868 год - в симфоническом собрании в Москве русского музыкального общества с большим успехом исполнена Первая симфония. С недовольством относился Ч. к своему симфоническому произведению: «Фатум» (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге.

30 января 1869 года в Большом театре в Москве - премьера оперы «Воевода». Либретто - композитора и А. Н. Островского по его пьесе («Сон на Волге»). Дирижёр - Мертен. В ролях: Нечай Шалыгин - Финокки, Влас Дюжой - Радонежский, Настасья - Анненская, Марья Власьевна - Меньшикова, Прасковья Власьевна - Кроненберг, Степан Бастрюков - Раппорт, Дубровин - Демидов, Олёна - Иванова, Резвый - Божановский, Шут - Лавров, Недвига - Розанова, новый Воевода - Корин). В 1870-х годах Чайковский уничтожил оперу, сохранив только небольшую часть материала.

В 1869 году закончена опера «Ундина», которая не ставилась. Она уничтожена автором в 1873 году, за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения. Осенью написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Написано шесть романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой».

1871 год - первый квартет D-dur.

1870-1872 годы - сочинена опера «Опричник», собственное либретто по повести И. И. Лажечникова.

31 мая 1872 года - состоялась премьера кантаты «В память 200-летия рождения Петра Великого», написанной по заказу и специально к открытию Политехнической выставки 1872 года.

1873 год - симфоническая фантазия «Буря». А также музыка для весенней сказки «Снегурочка» А. Н. Островского в Большом театре.

12 апреля 1874 года в Мариинском театре премьера оперы «Опричник» (дирижёр Направник; Жемчужный - Васильев 1-й, Наталья - Рааб, Митьков - Соболев, Морозова - Крутикова, Андрей - Орлов, Басманов - Васильев 2-й, Вязьминский - Мельников, Захарьевна - Шредер).

4 мая 1875 года в Большом театре постановка оперы «Опричник» (дирижёр Мертен; Жемчужный - Демидов, Наталья - Смельская, Морозова - Кадмина, Андрей - Додонов, Вязьминский - Радонежский, Басманов - Аристова).

1875 год - на конкурсе русского музыкального общества опере «Кузнец Вакула» присуждена первая премия.

1876 год - постановка в Петербурге оперы «Кузнец Вакула», позднее переделанной в «Черевички».

20 февраля 1877 года - постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» по либретто В. Бегичева и В. Гельцера. (Одетта-Одиллия - Карпакова, Зигфрид - Гиллерт, Ротбарт - Соколов; балетмейстер Рейзингер, дирижёр Рябов, художники Вальц, Шангин, Гроппиус).

1878 год - на всемирной выставке в Париже под управлением Н. Г. Рубинштейна исполнялись Второй фортепианный концерт, «Буря», серенада и вальс для скрипки. Рост известности в Европе. Написана «литургия св. Иоанна Златоуста».

«Детский альбом» Op. 39 - сборник пьес для фортепиано, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.

17 марта 1879 года - первое представление оперы «Евгений Онегин», силами учащихся московской консерватории на сцене московского Малого театра.

1879 год - написана опера «Орлеанская дева» с либретто самого композитора по драме Ф.Шиллера в переводе В. А. Жуковского, драме Ж. Барбье «Жанна д’Арк» и по либретто оперы «Орлеанская дева» О. Мерме.

13 января 1880 года возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия - Калмыкова и Гейтен, Зигфрид - Бекефи.

7 ноября 1880 года - в Каменке закончена Торжественная увертюра «1812 год», написанная по заказу Н. Г. Рубинтштейна. На титульном листе партитуры написано: 1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский . За эту увертюру Чайковский стал кавалером ордена святого Владимира и стал получать именную императорскую пенсию: 3000 рублей серебром в год.

13 февраля 1881 года - премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском театре (дирижёр Направник; Карл VII - Васильев 3-й, Кардинал -Майборода, Дюнуа - Стравинский, Лионель - Прянишников, Тибо - Корякин, Раймонд - Соколов, Иоанна д’Арк - Каменская, Агнесса - Рааб).

За год до освящения храма Христа Спасителя, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки 8 августа (20 августа) 1882 года, была впервые исполнена Торжественная увертюра «1812 год», написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижерИ. К. Альтани).

28 октября 1882 года возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия - Калмыкова и Гейтен, Зигфрид - Бекефи.

Апрель 1883 года - опера «Евгений Онегин» исполнена в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике. Опера «Мазепа».

3 февраля 1884 года - в Большой театре (Москва) премьера оперы «Мазепа», либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава». (дирижёр Альтани, режиссёр Барцал, художники Шишков и Бочаров, балетмейстер Иванов; Мазепа - Корсов, Кочубей - Борисов, Мария - Павловская, Любовь -Крутикова, Андрей - Усатов, Орлик - Фюрер, Искра - Григорьев, Пьяный казак - Додонов).

1885 год - опера «Мазепа» поставлена в Тифлисе. Подготовлена новая редакция оперы «Кузнец Вакула» под названием «Черевички».

20 октября 1887 года в Петербурге в Мариинском театре премьера оперы «Чародейка» (либр. И. В. Шпажинского по его же одноимённой трагедии). Дирижёр Чайковский, худ. Бочаров; князь Курлятев - Мельников, Княгиня - Славина, Юрий - Васильев 3-й, Мамыров - Стравинский, Настасья -Павловская).

1887 год - опера поставлена в Тифлисе (дирижёр Ипполитов-Иванов; Настасья - Зарудная),

19 января 1887 года в Москве в Большом театре поставлена опера «Черевички», переработка оперы «Кузнец Вакула», либретто Я. П. Полонского по повести «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, с добавлениями композитора. (дирижёр Чайковский, художник Вальц; Вакула - Усатов, Оксана -Климентова, Солоха - Светловская, Чуб - Матчинский, Пан Голова - Стрелецкий, Бес - Корсов, Школьный учитель - Додонов, Светлейший - Хохлов, Панас - Григорьев).

1888 год - император Александр III назначил Чайковскому пенсию в 3 тыс. руб.

3 января 1890 года - премьера в Мариинском театре балета «Спящая красавица» по либретто И. А. Всеволожского. (Аврора - Брианца, Дезире - П. Гердт, фея Сирени - М. М. Петипа, Карабос - Чекетти; балетмейстер М. И. Петипа, дирижёр Дриго, художник Бочаров, Левот, Андреев и Шишков, костюмы Всеволожского).

1890 год - в Большом театре (Москва) поставлена опера «Чародейка».

7 декабря 1890 года в Мариинском театре поставлена опера «Пиковая дама» (либретто брата композитора Модеста с участием композитора, по повести Пушкина, с использованием стихов К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, П. М. Карабанова и К. Ф. Рылеева), (дирижёр Направник, постановка Палечека, режиссёр Кондратьев, художники Васильев, Янов, Левот, Иванов и Андреев, балетмейстер Петипа; Герман - Н. Фигнер, Томский -Мельников, Елецкий - Яковлев, Чекалинский - Васильев 2-й, Сурин - Фрей, Чаплицкий - Кондараки, Нарумов - Соболев, Распорядитель - Ефимов, Лиза - М. Фигнер, Графиня - Славина, Полина - Долина, Гувернантка - Пильц, Горничная - Юносова, Прилепа - Ольгина, Миловзор - Фриде, Златогор - Климов 2-й).

19 декабря 1890 года - опера «Пиковая дама» поставлена в Киеве артистами оперной антрепризы И. П. Прянишникова (дирижёр Прибик; Герман -Медведев, Томский - Дементьев, Елецкий - Тартаков, Графиня - Смирнова, Лиза - Мацулевич).

1891 год - написана опера «Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Герца «Дочь короля Рене»). Опера «Пиковая дама» поставлена в Большом театре (дирижёр Альтани, художники Вальц и Лебедев, балетмейстеры Петипа и Иванов; Герман - Медведев; Томский - Корсов, Елецкий -Хохлов, Лиза - Дейша-Сионицкая, Полина - Гнучева, Графиня - Крутикова); музыка к «Гамлету», поставленному в Михайловском театре (Петербург).

6 декабря 1892 года - премьера в Мариинском театре в Петербурге оперы «Иоланта» (дирижёр Направник, декорации Бочарова; король Рене -Серебряков, Роберт - Яковлев, Водемон - Фигнер, Эбн-Хакия - Чернов, Альмерик - Карелин, Бертран - Фрей, Иоланта - М. Фигнер, Марта -Каменская, Бригитта - Рунге, Лаура - Долина) вместе с балетом: «Щелкунчик». (либретто М. И. Петипа по сказке Э. Т. Гофмана; в переделке А. Дюма-сына). (Клара - Белинская, Фриц - В. Стуколкин, Щелкунчик - С. Легат, фея Драже - Дель-Эра, принц Коклюш - П. Гердт, Дроссельмейер - Т. Стуколкин; балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы - Всеволожский и Пономарёв).

Адреса в Санкт-Петербурге

пансион Шмеллинга

Большой проспект Петербургской (ныне Петроградской) стороны, 14

дом Елисеева

Биржевая линия, 18

осень 1852 - осень 1853

доходный дом

Сергиевская улица, 41

осень 1853 - осень 1854

дом Лещевой

Соляной переулок, 6

конец 1854 - осень 1855

доходный дом Остерлова

Средний проспект, 10

осень 1855 - осень 1858

дом А. П. Заболоцкого-Десятовского

8-я линия, 39, кв. 31

квартира Е. А. Шоберт в доме Шиле

2-я линия, 45

осень 1858 - весна 1863

профессорский корпус Санкт-Петербургского Технологического института

Царскосельский проспект, 26

осень 1863 - лето 1865

Лештуков переулок, 16

сентябрь-октябрь 1865

меблированные комнаты Е. А. Шоберт

Пантелеймоновская улица, 11

10.1865 - 01.1866

квартира А. И. Апухтина в доходном доме Фролова

Караванная улица, 18

Кирочная улица, 7, кв. 6

начало 09.1869

дом М. В. Бегичевой

набережная реки Фонтанки, 25

22. - 25.01.1874

гостиница «Виктория»

Казанская улица, 29

доходный дом Львова

Торговая улица, 12, кв. 24

гостиница «Европейская»

Большая Итальянская улица, 7

гостиница «Дагмар»

Большая Садовая улица, 9

Невский проспект, 79

доходный дом

Надеждинская улица, 4, кв. 4

гостиница «Европейская»

Большая Итальянская улица, 7

январь - 13.02.1881

доходный дом Оржевского

набережная реки Фонтанки, 28

доходный дом Оржевского

набережная реки Фонтанки, 28

квартира А. Литке в доходном доме П. И. Кольцова

Английский проспект, 21

доходный дом Оржевского

набережная реки Фонтанки, 28

доходный дом Оржевского

набережная реки Фонтанки, 28

12.1885 - 01.1886

дом княгини Урусовой

набережная реки Фонтанки, 19

дом княгини Урусовой

набережная реки Фонтанки, 19

гостиница «Гранд-Отель»

Малая Морская улица, 18

доходный дом Н. И. Яфа

набережная реки Фонтанки, 24

11.1890 - 02.1891

гостиница «Россия»

набережная реки Мойки, 60

27.10. - 12.1892

гостиница «Гранд-Отель»

Малая Морская улица, 18

21. - 23.08.1893

квартира Г. А. Лароша в доходном доме О. Н. Рукавишниковой

Адмиралтейская набережная, 10, кв. 31

10. - 25.10.1893

доходный дом Ратина

Гороховая улица, 8.

Основные произведения

Оперы

  • Воевода (1868)
  • Ундина (1869)
  • Опричник (1872)
  • Евгений Онегин (1878)
  • Орлеанская дева (1879)
  • Мазепа (1883)
  • Черевички (1885)
  • Чародейка (1887)
  • Пиковая дама (1890)
  • Иоланта (1891)

Балеты

  • Лебединое озеро (1877)
  • Спящая красавица (1889)
  • Щелкунчик (1892)

Симфонии

  • Симфония № 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866)
  • Симфония № 2 op.17 (1872)
  • Симфония № 3 op. 29 (1875)
  • Симфония № 4 op. 36 (1878)
  • «Манфред» - симфония (1885)
  • Симфония № 5 (1888)
  • Симфония № 6 op. 74 (1893)

Сюиты

  • Сюита № 1 op. 43 (1879)
  • Сюита № 2 op. 53 (1883)
  • Сюита № 3 op. 55 (1884)
  • Сюита № 4 Моцартиана op. 61 (1887)
  • Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892)

Отдельные оркестровые произведения

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 op. 23 (1875)
  • Меланхолическая серенада op. 26 (1875)
  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878)
  • Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 (1877)
  • Концерт для скрипки с оркестром op. 35 (1878)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 op. 44 (1880)
  • Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56 (1884)
  • Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62 (1887)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1893)

Фортепианные произведения

Камерная музыка

  • Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)
  • Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)
  • Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)
  • «Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)
  • Фортепианное трио op. 50 (1882)
  • «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)

Голос Чайковского

В 1890 году немецким изобретателем Юлиусом Блоком была сделана короткая запись с помощью фоноавтографа.

По словам музыковеда Леонида Сабанеева, Чайковского не устраивало записывающее устройство и он пытался уклоняться от него. До записи Блок попросил композитора сыграть на пианино или хотя бы сказать что-нибудь. Он отказался, сказав: «Я плохой пианист и мой голос скрипучий. Зачем увековечивать это?»

Исполнения музыки Чайковского

Полный цикл симфоний Чайковского (включая или исключая «Манфред») записали дирижёры Антал Дорати (также запись всех балетов и всех оркестровых сюит), Герберт фон Караян, Юджин Орманди, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марис Янсонс и др. Записи отдельных симфоний Чайковского осуществили Александр Гаук, Валерий Гергиев (№ 4-6), Карло Мария Джулини (№ 6), Кирилл Кондрашин (№ 1, 4-6), Евгений Мравинский (№ 4-6), Роджер Норрингтон (№ 5, 6), Сейдзи Одзава (№ 6), Давид Ойстрах (№ 5, 6), Юрий Темирканов, Ференц Фричай (№ 4, 5) и др.

Фильмография

Фильмы о жизни композитора

  • «Третья молодость», 1965 год
  • «Чайковский», 1969 год, режиссёр Игорь Таланкин - биографический фильм
  • «Любители музыки», 1971 год, режиссёр Кен Расселл - вольный пересказ биографии композитора
  • «Апокриф: музыка для Петра и Павла», 2004 год Приз «Золотая нимфа» 2006 год
  • «Чайковский», режиссёр Филипп Дегтярев

Экранизации произведений композитора

  • Евгений Онегин, 1958 год
  • Пиковая дама, 1960 год
  • Щелкунчик (мультфильм, 1973)
  • Щелкунчик и мышиный король (мультфильм), 1999 год
  • Щелкунчик (мультфильм, 2004)
  • Щелкунчик и Крысиный Король (фильм, 2010)

Фильмы, где звучит музыка композитора

  • Чапаев с нами, 1941 год - используется III часть (Allegro molto vivace ) Шестой симфонии в качестве музыкального фона для нарезки издокументальной кинохроники предвоенных манёвров Красной армии
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика - в качестве музыки из телетрансляции балета «Лебединое озеро»
  • Анна Каренина (фильм, 1997)
  • Талантливый мистер Рипли, 1999 год, режиссёр Энтони Мингелла
  • V - значит вендетта, 2006 год - используется увертюра «1812 год»
  • Сенсация, 2006 год, режиссёр Вуди Аллен
  • Гадкий утёнок, режиссёр Гарри Бардин
  • Чёрный лебедь
  • Фантазия
  • Лебединое озеро

Увековечение памяти композитора

В нумизматике

  • В 1990 году в СССР выпущена юбилейная монета номиналом один рубль, посвященная 150 - летию со дня рождения П. И. Чайковского

В популярной музыке

  • Американский музыкант Чак Берри в 1956 году написал песню Roll Over Beethoven, вошедшую в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone. Помимо Чайковского, в песне упоминается Бетховен.
  • В 1963 году песню исполнили The Beatles. Позже (в 1973 году) в альбоме «ELO-2» эту песню исполнила группа Electric Light Orchestra.
  • Музыка Чайковского широко используется в джазе и охотно семплируется электронщиками, также используется в рекламе
  • Известный американский певец Майкл Джексон утверждал, что самое большое влияние оказал на него Чайковский. Он сказал: «Если вы возьмете „Щелкунчика“, то увидите, что каждая мелодия там - это хит, все до единой. И я подумал: „А почему в поп-музыке не может быть такого альбома, где каждая песня - это хит?“»

В телевидении

  • В 18 серии 1 сезона сериала Scrubs в одной из сцен звучит отрывок композиции Чайковского «Dance of the Sugar - Plum Fairy»
  • В 8 серии 1 сезона сериала Интерны в сцене приготовления раствора для гипса звучит композиция Чайковского «Щелкунчик - Танец феи драже»
  • В сериале «Бригада» звучит вальс из балета «Лебединое озеро»

В заводском поселке Воткинск (ныне город в Удмуртии) в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Позднее его отец стал управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директором Технологического института в Петербурге.

В возрасте пяти лет Петр начал учиться игре на фортепиано, позже брал уроки у известного пианиста Рудольфа Кюндингера.

Когда Петру было 14 лет, от холеры умерла его мать Александра Чайковская.

В 1861 году Чайковский начал заниматься в музыкальных классах Русского музыкального общества, преобразованных в 1862 году в Петербургскую консерваторию. Учился у Антона Рубинштейна (инструментовка), Николая Зарембы (теория композиции), прошел курс органа. В 1865 году Чайковский окончил с отличием консерваторию — диплом и серебряную медаль получил в 1870 году после утверждения этих форм в Уставе консерватории.

За годы учебы в консерватории Чайковский написал квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Фридриха Шиллера "К радости", которая известна как текст финала Девятой симфонии Людвига Бетховена. В это же время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы Александра Островского — увертюра "Гроза".

В 1866-1878 годах Чайковский был профессором Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки. В педагогических целях он перевел несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник "Руководство к практическому изучению гармонии" (1872). В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871-1876 годах работал музыкальным рецензентом московских газет "Современная летопись" и "Русские ведомости".

В Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию ("Зимние грезы", 1866) и первую оперу "Воевода", которая после премьеры в 1869 году была уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям. Вторая опера "Ундина" была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет "Лебединое озеро"). Оркестровая увертюра "Ромео и Джульетта" получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 годах это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора.

В 1870-х годах композитором были написаны Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия "Франческа да Римини" (1876) и "Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром" (1877). Поставлены оперы Чайковского — "Опричник" (1874) и "Кузнец Вакула" (1876), ставшая победительницей конкурса дирекции Императорского русского музыкального общества.

В 1877 году , благодаря поклоннице его творчества и меценату Надежде фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в шесть тысяч рублей, он посвятил свою дальнейшую жизнь композиторской деятельности. С 1888 года Чайковский также получал ежегодную пенсию от российского императора Александра III в три тысячи рублей.

До 1877 года композитор жил постоянно в Москве, только летом выезжая в деревню к родным, знакомым или изредка (1868, 1873) за границу. В 1877-1887 годах он жил в Каменке Киевской губернии у сестры, в различных имениях фон Мекк, на даче в Майданове (близ Клина).

С 1880-х годов Чаковский не только в России, но и за рубежом. Он давал многочисленные концерты, совершая поездки по городам Европы.

Тонкий психолог, мастер-симфонист Петр Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека от лирической задушевности до глубочайшей трагедии, создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. В этот период им были написаны оперы "Евгений Онегин" (1878), "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891).

Композитор стал новатором в области балета, где ведущим компонентом балетной драматургии стала музыка. Создал балеты "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892).

К мировым шедеврам Чайковского принадлежат шесть симфоний, симфония "Манфред" (1885), "Итальянское каприччио" (1880), три концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93), концерт для скрипки с оркестром, "Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром" (1876), фортепьянное трио "Памяти великого художника" (1882), романсы.

В 1885 году композитор принял приглашение стать одним из директоров Императорского русского музыкального общества.
Чайковский пробовал свои силы в области дирижирования. В конце 1887 — начале 1888 года как дирижер он совершил первое европейское турне. В мае 1891 года Чайковский выступил в качестве дирижера на открытии "Карнеги-холла" в Нью-Йорке.

Последний раз Петр Чайковский дирижировал в концерте Императорского русского музыкального общества в Санкт-Петербурге в октябре 1893 года, где исполнил Шестую симфонию, названную им "патетической".

6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года композитор скончался, заразившись холерой. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В 1885 году Чайковский был удостоен званий почетного члена Московской консерватории, в 1893 году — почетного доктора Кембриджского университета (Великобритания). В 1884 году он был награжден орденом Владимира IV степени.

В 1894 году по инициативе брата композитора был открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 году — мемориальный музей в Воткинске.

В 1917 году имя Чайковского было присвоено Оперно-вокальной студии, организованной Михаилом Ипполитовым-Ивановым и Варварой Зарудной.

7 мая 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Московская консерватория официально получила имя Петра Чайковского. Одновременно были учреждены стипендии имени П.И. Чайковского для особо одаренных студентов композиторского факультета Московской консерватории.

Имя Чайковского было присвоено также Киевской консерватории, различным учебным заведениям и учреждениям культуры в России. С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Имя Чайковского носит город в Пермской области РФ.

В 2007 году в Москве в здании Культурного центра имени П.И. Чайковского (в квартире, где композитор проживал с 1872 по 1873 год) был открыт Музей "П. И. Чайковский и Москва".

Композитор был женат на своей ученице Антонине Милюковой, но его брак быстро распался.

Его брат Модест Чайковский (1850-1918) был драматургом, либреттистом опер "Пиковая дама" и "Иоланта". Автор нескольких бытовых пьес и исторической мистерии "Екатерина Сиенская". Составил "Жизнь Петра Ильича Чайковского" в трех томах.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии. Его отцом стал Илья Петрович Чайковский, инженер, происходящий от казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего прославленного композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до смерти отца. Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода, который по тем временам был очень крупным предприятием. В Воткинске Чайковский-старший получил большой дом с прислугой и даже свое собственное войско, состоявшее из ста казаков. В этот дом нередко заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.

Петр Чайковский в юности

В своей семье Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В большом доме Чайковских жила не только сама семейная чета со своими детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения детей из Санкт-Петербурга была вызвана гувернантка-француженка Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.

Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. Его отец умел играть на флейте, матушка – на фортепиано и арфе, а также она весьма умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к музыке. В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Юный музыкант брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.

Еще одним увлечением юного Чайковского, помимо изучения основ игры на рояле, стала поэзия. Петр с упоением сочинял на французском языке многочисленные стишки. Кроме того, он старался узнать все, что только можно, из биографии Людовика XVII. Благоговение перед этой исторической личностью он пронес через всю свою жизнь.


Петр Чайковский в молодости

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Буквально через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз – в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.

В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Там же юноша переболел корью, из-за чего впоследствии у него периодически случались припадки.


Петр Чайковский с семьей

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра Ильича к получению дальнейшего образования была нанята другая гувернантка – Анастасия Петрова.

В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата: близнецы Модест и Анатолий.

Образование и госслужба

Хотя молодой Петр Чайковский уже не первый год демонстрировал повышенный интерес к музыке, был в восторге от именитых опер и обожал ходить на балет, его родители вовсе не рассматривали музыку как достойную профессию для своего сына. Поначалу его хотели отправить в Институт Корпуса горных инженеров, как и старшего сына Николая, но потом отдали предпочтение Императорскому училищу правоведения, располагавшемуся в Санкт-Петербурге. Петр Ильич поступил в него в 1850 году.

В училище музыкант проучился вплоть до 1859 года. Первые годы учебы были для Чайковского самыми трудными: он тяжело переживал расставание с родными, которые не могли часто навещать его. А попечительство друга семьи Модеста Вакара было омрачено тем, что десятилетний Чайковский нечаянно занес в его дом скарлатину, из-за чего маленький сын Модеста скоропостижно скончался.


Петр Чайковский

В 1852 году, когда Илья Петрович оставил службу, вся семья переехала в Санкт-Петербург. В эти годы Петр Ильич активно знакомился с русской оперой и балетом, а также подружился с одноклассником, поэтом Алексеем Апухтиным, который оказал большое влияние на его взгляды и убеждения.

В 1854 году мать Чайковского скончалась после продолжительной борьбы с холерой. Илья Петрович распределил старших детей в образовательные учреждения закрытого типа, а с четырехлетними близнецами временно поселился у своего брата.


Портрет Петра Чайковского

В период с 1855 по 1858 годы Петр Ильич брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Его молодому Чайковскому нанял отец, но весной 1858 года уроки пришлось прекратить: из-за безуспешной аферы Илья Петрович потерял практически все свои деньги, и платить зарубежному музыканту стало нечем. К счастью, вскоре Чайковскому-старшему предложили возглавить руководство Технологического института и предложили большую казенную квартиру, куда он переехал с детьми.

Учебу в Училище правоведения Петр Ильич завершил в 1859 году. Интересно, что он пользовался большой симпатией как со стороны учителей, так и со стороны других воспитанников училища. В отличие от многих других талантливых творческих деятелей, которые отличались нелюдимостью и слабой социализацией, Петр Чайковский комфортно чувствовал себя в обществе и прекрасно вписывался в любую компанию.


Петр Чайковский

По завершении учебы молодой человек получил работу в Министерстве юстиции. Там он занимался, чаще всего, ведением различных дел крестьян. В свободное время он продолжал ходить в оперный театр и заниматься музыкой. В 1861 году Петр Ильич впервые побывал за границей, посетив Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и даже Лондон. К тому времени он прекрасно владел итальянским и французским, и потому смог сопровождать инженера Писарева В.В. (друга своего отца) в роли переводчика.

Творчество

Как ни удивительно, даже в 21-летнем возрасте Петр Ильич, получивший образование и заступивший на государственную службу, еще не помышлял толком о музыкальной карьере. Свое увлечение он, как и некогда родители, не воспринимал всерьез. Но, к счастью, отец будущего композитора Илья Петрович все же чувствовал, что его сыну суждено стать великим музыкантом.

Чайковский-старший даже сходил к Рудольфу Кюндингеру, чтобы узнать его мнение относительно таланта своего сына. Немецкий пианист категорично заявил, что особых музыкальных способностей у Чайковского-младшего нет, да и 21 год – не тот возраст, чтобы начинать творческую карьеру. И сам Петр Ильич предложение отца совместить работу с получением музыкального образования поначалу воспринял как шутку.


Но когда он узнал, что в Санкт-Петербурге открывается новая консерватория, руководить которой будет знаменитый Антон Рубинштейн, все в корне изменилось. Чайковский решил во что бы то ни стало поступить в Петербургскую консерваторию, что он и сделал, став одним из первых студентов этого образовательного учреждения по классу композиции. А вскоре после этого он и вовсе бросил юриспруденцию, решив, несмотря на появившиеся проблемы с деньгами, полностью посвятить себя музыке.

В качестве своей дипломной работы Петр Ильич написал кантату «К радости». Она была создана к русскоязычному переводу оды Фридриха Шиллера с тем же названием. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра Ильича музыка была свободой, а его кумирами были Бородин, Мусоргский, Балакирев – композиторы, не признававшие авторитетов и правил.


Портрет Петра Чайковского

Но подобная реакция вовсе не смутила молодого композитора. Получив свою заслуженную серебряную медаль об успешном завершении Петербургской консерватории, бывшую тогда высшей наградой, он с еще большим рвением и азартом взялся за работу. В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил ему работу профессора в Московской консерватории.

Расцвет карьеры

В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель. Кроме того, он прикладывал немало усилий для качественной организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для его студентов на тот момент существовало немного, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.

Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил свою должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла ему субсидии в размере 6000 рублей.


Петр Чайковский

Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами-участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения «Ромео и Джульетта».

В 1873 году Петр Ильич написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», идею для которой ему подсказал авторитетный в те времена музыкальный критик Владимир Стасов. Примерно тогда же Чайковский снова стал путешествовать, набираясь за рубежом вдохновения и используя запечатленные в памяти образы для формирования основы последующих своих творений.

В 1870-ые годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», опера «Опричник», Концерт для фортепиано с оркестром, Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», опера «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года» и многие другие. В 1880-1890-ые годы Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев – в рамках концертных поездок.

Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился со многими музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-ых годов Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал свои же произведения. Написанные в пору творческой зрелости, они уже ни у кого не вызывали сомнений в таланте композитора.

Последние годы перед своей кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клин под Москвой. Там же он договорился об открытии школы, недовольный качеством жизни местных крестьян, и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клиновцам бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

В этот период своей жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», увертюру «Гамлет», оперу «Иоланта», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.

Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.

Личная жизнь

Сохранилось немало фото, где Петр Чайковский запечатлен в более чем благопристойном виде со своими друзьями-мужчинами. Ориентация композитора еще при его жизни становилась предметом для пересудов: некоторые обвиняли музыканта в том, что он гомосексуалист. Предполагалось, что его мужчины (мужчины, к которым он испытывал платоническую привязанность) - это Иосиф Котек, Владимир Давыдов и даже братья Алексей и Михаил Сафроновы.


Петр Чайковский с Иосифом Котеком (слева) и Владимиром Давыдовым (справа)

Сложно судить, есть ли доподлинные доказательства того, что композитор любил мужчин. Его связи с упомянутыми выше личностями вполне могли быть и просто дружескими. Как бы то ни было, женщины в судьбе Чайковского тоже были, хотя некоторые исследователи утверждают, что так композитор пытался скрыть, что он гей.


Так, несостоявшейся женой Петра Ильича стала молодая французская примадонна Арто Дезире, которая предпочла ему испанца Мариана Падилью. А в 1877 году его официальной женой стала Антонина Милюкова, которая была младше новоиспеченного супруга на восемь лет. Впрочем, этот брак продлился всего несколько недель, хотя официально Антонина и Петр так и не развелись.

Стоит напомнить и о его связи с Надеждой фон Мекк, которая преклонялась перед талантом композитора и долгие годы поддерживала его материально.

Чайковский Пётр Ильич – российский композитор, журналист, дирижёр, культурный деятель. О том, кем был Чайковский можно говорить очень долго. Но прославился он, в первую очередь, как один из самых великих композиторов за всю историю. Чайковский является автором более 85 произведений, из них около 10 опер и 3 балета. Пётр Чайковский предоставил своим потомкам величайшее музыкальное достояние, которое представляет невероятно важный вклад не только в музыкальную, но и в общественную культуру.

Детство и юность Чайковского

Знаменитый композитор был рождён в 1840 году, 25 апреля. Местом рождения Чайковского стал город Воткинск, располагающийся в Удмуртии. Папа композитора – Илья Петрович Чайковский – находился в должности руководителя завода, успешным исследователем. Чайковский был наследником одного из самых знаменитых родов на Украине. Предки отца были из казаков, а предки мамы – французы. Как говорил сам Чайковский, в семье любили музыку, даже устраивали небольшие домашние концерты. Но талантов к музыке никто из домашних особо не проявлял. Разве что мать Петра прилично играла на фортепиано и неплохо пела. Чайковский с детства был окружён музыкой. Помимо музыкальных концертов, которые проходили у них дома, Чайковский каждый день слушал мелодичные песни крестьян, идущих домой после работы.

Уже в 5 лет Пётр стал проявлять первые свою восприимчивость к музыкальной деятельности. В этом возрасте он уже научился играть на музыкальных инструментах, умел читать ноты. Композитор особенно любил записывать свои ощущения, которые он испытывал от прослушивания музыкальных произведений. Когда Петру было 10 лет, семья Чайковских перебралась в город Алапаевск. Не прожив там и полугода, Чайковские отправились в Петербург. Мать и отец отправили учиться Петра в престижное учебное заведение – Училище правоведения. Пётру нужно было провести около двух лет заграницей, так как учиться принимали только с 12 лет. Он был сильно огорчён расставанием с матерью, но выдержал и приехал в Петербург поступать учиться.

Сразу после приёма в училище Чайковский стал проявлять большую заинтересованность к музыке. В академии регулярно проводились факультативы, которые он не пропускал. Преподаватели знали его ка хорошего импровизатора и парня, который неплохо владел навыками игры на пианино. В возрасте 15 лет Пётр всерьёз занялся музыкой, стал подготавливаться у прославленного учителя Л. Пиччоли, потом у Чайковского появился другой преподаватель – Рудольф Кюндигер. В 1859 году Пётр оканчивает Училище и устраивается на работу в Министерство юстиции. Когда появляется свободная минутка, композитор посещает оперы и постановки, особенно его интересовали пьесы Глинки и Моцарта.

Карьера в музыке

Работа в Министерстве не прельщала Чайковского, карьера чиновника никак не ввязывалась в его планы. В 1861 году Пётр поступает на курсы в Русское общество музыки, которое в будущем преобразовалось в консерваторию северной столицы. Он был первым учеников консерватории по классу композиции.

Сначала Чайковский совмещал работу и музыку, но затем преподаватели настояли, чтобы он отказался от карьеры чиновника и полностью посвятил себя культуре. Через четыре года Пётр Чайковский окончил консерваторию хорошистом. Примерно в это же время он заканчивает свои первые произведения: вступление к театральному спектаклю «Гроза» Островского, стихотворение на оду «К радости» и ещё несколько маленьких вступлений.
В 1866 году известному композитору предложили должность профессора одной из московских консерваторий. Учреждение только открывалось, руководителем её был Н. Г. Рубенштейн, брат одного из учителей консерватории Петербурга. 12 лет он успешно проводил занятия теории и гармонии. Тем временем, композитор написал «Руководство к изучению гармонии».

Творчество и личная жизнь

За время преподавания в консерватории у композитора произошло много событий. В 1868 году Чайковский первый раз выступил в качестве критика и пообщался с членами небезызвестной «Могучей кучки». У Чайковского были собственные взгляды на музыку, которые отличались от убеждений петербургских композиторов, однако это не помешало им найти общий язык. По их настоянию, Чайковский пишет увертюру к «Ромео и Джульетте», а также симфонию «Буря».

С 1872 по 1877 годы у Чайковского был период творческого поиска. Этот период жизни был довольно благотворным в плане музыки. Он написал в этот момент несколько произведений: «Опричник», «Кузнец Вакула» Одно из известнейших его работ также была создана в то время – балет «Лебединое озеро». Наконец, в 1875 году был закончен фортепианный цикл «Времена Года», который сегодня считается одним из величайших достижений композитора. Работа над ним заняла 3 года, а инициатором и идейным вдохновителем «Времен» стал журналист «Нувеллиста» Н. Бернард.

В 1877 году композитор принимает решение жениться на ученице музыкального учреждения Антонине Милюковой. Сам Пётр говорил, что женился он только для того, чтобы перестали говорить о его гомосексуальности. Но правда такова, что именно из-за этого его "увлечения" брак распался. Они недолго прожили вместе, но по определённым причинам официально не развелись до конца жизни.

Спустя год композитор бросил консерваторию и переехал за границу. В то самое время морально и материально композитору сильно помогла Надежда Фон Мекк. Он вёл переписку с ней на тот момент уже несколько лет. Он посвятил Надежде одно своё произведение – «Четвёртая симфония».

Весной 1881 года композитор обратился к Александру III с одолжением о займе в размере трёх тысяч рублей. Однако письмо он направил не самому государю, а одному из его ближайших подчинённых Победоносцеву, объясняя это тем, что он один из немногих, которого Пётр знал лично. Чайковский писал, что эта сумма позволит ему выплатить все долги и обрести душевное спокойствие. Император принял решение подарить композитору три тысячи рублей, за что Чайковский был ему сильно благодарен и не раз писал о благородности государя.

В 1885 году Пётр Ильич обретает популярность и славу не только в России, но и заграницей. В это самое время он стал позиционировать себя не только композитором, но и дирижёром. Играя в качестве дирижёра, он познакомился со многими известными людьми, среди которых Эдвард Григ, Артур Никиш, Густав Малер и др.

В 1891 году он выступает в США. Выступление проходило в Нью-Йорке и Филадельфии, и всё получилось на высшем уровне. Пётр Ильич даже выступал со своими музыкантами на церемонии открытия знаменитого Карнеги-Холла. Последний раз в роли дирижёра Пётр Ильич выступил в Петербурге за несколько недель до того, как он скончался.

Смерть великого композитора

В конце октября 1893 года Чайковский, отлично себя чувствуя, пошёл в один из ресторанов северной столицы. Был он там довольно долго, вышел из ресторана около трёх часов ночи. Во время пребывания в ресторане, он попросил стакан воды. Несмотря на то, что в городе ходила эпидемия холеры, воду ему не вскипятили. На следующий день композитору стало плохо и был вынужден позвать доктора. Врач поставил диагноз холеры. Промучившись несколько дней, Пётр Чайковский скончался 6 ноября.

Похороны были возложены на дирекцию Императорских театров, что в истории является единственным случаем. Это лишний раз доказывает величие композитора. Похороны проходили 9 ноября 1893 года. Все затраты на вынос и погребение Чайковского взял на себя сам император Александр III. На похоронах присутствовало много известных людей. Похоронили величайшего композитора и дирижёра в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре.