Когда можно снимать с зеркал. Почему закрывают зеркала в доме усопших

Среди народов, придерживающихся православных традиций, принято закрывать зеркала после смерти. Что послужило причиной данного поверья и насколько опасно оставлять зеркала открытыми в доме, где скончался человек?

Прежде всего, данное суеверие основано на представлении, что зеркала являются своеобразными воротами в иной мир. Не исключено, что открытый вход ведет в мир умерших душ. Поэтому следует закрывать полотном зеркала, исключая возможность проникновения в наш мир потусторонних сущностей.

Не менее важен вопрос, сколько держат закрытыми зеркала? Считается, что в течение трех дней с момента смерти душа способна возвращаться к покинутому телу. Если, попав в помещение, она отразится в открытом зеркале, то навсегда затеряется в его лабиринте и уже не сможет идти дальше. На всякий случай рекомендуется держать зеркала закрытыми тканью на протяжении 40 дней после кончины человека. Именно столько времени проходит между смертью и уходом души в иной мир.

Кстати, считается, что отражение души в зеркале способно нанести вред не только душе, но и живым обитателям дома. Человек, смотрящий в зеркало во время нахождения в доме покойного, рискует повторить его судьбу. Через зеркальную поверхность душа покойника просто втянет в иной мир душу еще живого человека.

Еще одна причина, почему закрывают зеркала, когда в доме покойник, уходит корнями в те времена, когда в изготовлении зеркал использовали послойное наложение ртути на стекло. Известно, что в момент смерти человеческий мозг испускает альфа волны, которые могут впитаться в поверхность старинных зеркал. При благоприятных условиях зеркало «создает» голограмму покойника, обеспечивая наличие «призрака» в доме.

Нередко, после смерти человека зеркала в доме мутнеют, на них появляются расплывчатые знаки, а также изображения. Такие зеркала необходимо немедленно уничтожить, так как это сигнал о попадании души в зазеркальный мир. Если разбить зеркало и выбросить его обломки, душа сможет освободиться из плена.

Причиной традиции часто называют негативное отношение церковных служителей к зеркалам. В зеркальном отражении все предметы выглядят в обратной проекции. Например, подобное отражение креста может восприниматься, как акт богохульства. Кстати, в помещении храма никогда не присутствует зеркало. Это связано с тем, что отражающие поверхности способны впитывать благодать и, следовательно, молитвы потеряют свою силу.

Особенно опасно оставлять зеркала открытыми, если в доме присутствует больной человек. Зеркало буквально впитывает его энергетику, а присутствие покойника делает процесс намного активнее. Неудивительно, что человеку становится значительно хуже в подобной ситуации. Так же опасно подносить к открытым во время похорон зеркалам маленьких детей. Их души лишены сильной защиты и могут быть вытеснены из физического тела пришельцами из иных миров.

В настоящее время среди славянских народов распространен атеизм, и люди недоверчиво относятся к суевериям. Тем не менее, традиция закрывать зеркала в случае смерти человека до сих пор выполняется в большинстве семей.

Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?
Раба Божия Наталия.

Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.
Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.
Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.
Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.
В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.
Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.
Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.
Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».
Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.
Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе. иеромонах Серафим (Калугин) г. Астрахань. 16.09.2005

Смерть – это, пожалуй, самое загадочное, что может произойти с человеком. Её тайна пугает и будоражит человека до сих пор в той же степени, в какой она пугала и будоражила его тысячи лет назад. Сколько бы мы нового ни открывали и ни узнавали о мире и о человеке, но смерть, по всей видимости, так и останется одним из немногих непознанных явлений, вокруг которых будет всегда больше версий и предположений, чем знаний.

В свою очередь, отсутствие знаний всегда является хорошей почвой не только для возникновения версий и теорий, но и для рождения различных примет, дошедших до нас из глубины веков или же появившихся относительно недавно. Смерть и похороны окружены немалым числом подобных примет, и одна из них связана с зеркалами. Она знакома, наверное, каждому, у кого есть родственники в деревне, и её суть заключается в занавешивании зеркал и других отражающих поверхностей – экранов телевизоров и компьютерных мониторов – любой тканью: скатертью, полотенцем, простынёй… Как разновидность этой приметы можно встретить практику выноса зеркал из комнаты, где лежит покойник, или переворачивания их к стене зеркальной стороной. И несмотря на то, что этот обычай имеет не религиозные, а, скорее, языческо-фольклорные корни, его одинаково соблюдают как атеисты, так и верующие, и на различных интернет-форумах часто можно встретить вопрос типа «когда же можно открывать зеркала после смерти близкого человека?»
Однако ответы на него диаметрально противоположны: от утверждения, что ткань с зеркал и прочих поверхностей можно снимать уже через три дня, до категорического мнения в духе «всё это предрассудки!». Как водится, каждая сторона отстаивает именно свою правоту, приводя примеры из жизни и т.д. Обычно в подобных спорах истина находится где-то посередине, однако в этом случае она может оказаться совершенно неожиданной. Впрочем, обо всём по порядку, и для начала – небольшой экскурс в прошлое.

Зеркала и живые люди

Прообразы сегодняшних зеркал появились ещё в глубокой древности. В культурных слоях, относящихся к эпохе бронзы (III – I тыс. до н.э.), археологи нашли немало зеркалоподобных изделий из бронзы, меди, серебра, олова, золота и платины. Есть основания полагать, что уже тогда они использовались в быту и как предмет культа, используемый жрецами и шаманами при свершении различных обрядов, а в Древнем Риме, например, зеркало было обычным предметом обихода в знатных семьях. В том виде, в каком мы его знаем сейчас, зеркало возникло в XIII веке: вначале в Европе научились выдувать стеклянные сосуды, а к 1279 году относится первое описание технологии покрытия стекла тонким оловом, что позволило сделать зеркало ярким и чистым. Практика не замедлила последовать за теорией: уже в конце XIII века в Голландии начали изготавливать зеркала кустарным способом, в 1373 году в имперском городе Нюрнберге возник первый зеркальный цех, а с 1407 года начали производиться знаменитые на весь мир венецианские зеркала.

В России первые зеркала появились при Петре I, при нём же открылась первая фабрика по производству зеркал, однако долгое время даже в кругу российской аристократии их считали заморской блажью. В деревнях же, которые познакомились с зеркалами намного позже, к ним вообще относились с опаской, если не с осторожностью и страхом. Сложно сказать, что именно послужило первопричиной такого отношения, но вполне возможно, что его истоки следует искать в старой славянской примете, гласящей, что нельзя долго смотреться в своё отражение в реке, иначе тебя заберут водяной или русалки. Неизвестно, знали ли древние славяне миф о Нарциссе, который, как известно, умер возле источника, влюбившись в своё отражение, но в этой примете явно слышны его отголоски – ведь, согласно мифу, Нарциссу была предсказана долгая жизнь при условии, если он не увидит своего отражения. В этой связи крайне интересным представляется одно дошедшее до наших дней античное толкование этого мифа. Согласно ему, Нарцисс увидел внутри материи (воды) не просто отражение, а свою тень, заключённое туда живое существо, которое является «последним образом истинной души». Таким образом, его смерть – это следствие попытки обнять (возлюбить) эту душу (живое существо) как свою собственную (то есть, ради него самого), которая закончилась гибелью его же собственной души.


Но мы слегка отвлеклись. Когда же зеркало из предмета роскоши стало превращаться в обычный атрибут дома, то подобная связь преждевременной (и скорее всего, насильственной) смерти с собственным отражением «с той стороны», закрепившаяся в народном сознании, вполне могла перенестись и на него, поскольку зеркалу с самого начала приписывались сверхъестественные и волшебные свойства. Действительно, как мы уже упоминали, примитивные зеркала использовались жрецами разных народов как часть обряда, и вполне возможно, что на уровне генома могло сформироваться представление о зеркале как о магическом предмете, способном каким-то неведомым образом влиять на того, кто им пользуется. Кстати сказать, в литературе подобное представление используется очень широко: достаточно вспомнить хотя бы Зазеркалье Льюиса Кэррола. Если к этому прибавить ещё и предостережения относительно «взаимоотношений» человека со своим отражением, природа опасений становится более понятной.

Неудивительно, что по мере распространения зеркал они окружались неким мистическим туманом и окутывались различными приметами, связанными с их ролью в жизни – например, совет не показывать новорожденному малышу его отражение в зеркале, пока ему не исполнится один год, иначе он испугается, поздно заговорит и поздно начнёт ходить. Есть свои приметы на случай смерти.

Самая распространённая примета, почему в одной комнате с умершим нельзя оставлять зеркало, гласит так: когда человек умирает, его душа, покидая тело, может отразиться в зеркале и, попав в него, остаться между миром живых и миром мёртвых в т.н. зеркальном коридоре. Если это произойдёт, выход она из него найти уже не сможет, останется в зазеркалье навсегда и будет пугать всех, кто живёт в этом доме, и воздействовать на них так, что они начнут сильно болеть. Чтобы этого не произошло, родственники умершего и завешивают зеркало. Ещё одно опасение гласит: мол, душа, выходя из тела, может попросту испугаться своего отражения. Ну и, наконец, во многих местностях бытует поверье, что через зеркало душе легко попасть к самому дьяволу.

Кроме этой приметы, есть ещё несколько: например, если в одном зеркале одновременно отразятся живой и усопший, то в доме скоро будет ещё одна смерть. Особый трепет вызывают стоящие друг против друга и отражающиеся друг в друге два зеркала. Считается, что человек, вставший между ними в Страстную пятницу, может увидеть в зеркальных отражениях свою смерть или дьявола.

Похожие приметы можно встретить и у других народов. Например, сербы верят в то, что тот, кто первый посмотрится в зеркало сразу после похорон, тоже скоро умрёт, а японцы даже держат закрытыми зеркала каждую ночь вне зависимости от того, были ли в этом доме похороны или нет.

Стоит ли после этого удивляться неподдельному интересу, который вызывает вопрос, сколько дней можно держать зеркала завешенными и на какой день их обычно открывают? С ним обращаются и к священникам, и к пожилым людям, полагая в них носителей народной мудрости; этот вопрос часто встречается на различных интернет-форумах. Но сколько людей – столько и мнений, и каждый человек ответит на него по-разному. Православные священники, например, считают обычай завешивать зеркала языческим пережитком, недостойным верующего человека, и утверждают, что держать их закрытыми хотя бы даже один день не только не нужно, но даже и глупо, поскольку суеверно. В народе же распространено два мнения. Одно гласит, что коль душа в течение 40 дней находится на земле рядом со своими родными людьми, лучше будет, если всё это время зеркало будет закрытым. Второе утверждает, что зеркало должно быть завешанным лишь столько времени, сколько покойник находится в доме. В доме тело находится обычно от одного от трёх дней, а значит, сразу после похорон зеркало можно открывать.

Заключение

К списку поверхностей, которые рекомендуется закрывать скатертью или любой другой тканью, относятся также мониторы компьютеров и экраны телевизоров – в общем, всё то, в чём человек или его душа может отразиться. Но современный человек просто не может выдержать столько времени без телевизора или компьютера, поэтому часто этот обычай в их отношении или не соблюдается, или же их выносят в другую комнату, или же ткань снимают с них уже на четвёртый или, в крайнем случае, на десятый день. Допустимо ли это? Повторимся, что каждый ответит так, как считает нужным, а те случаи, которые могут быть истолкованы в подтверждение данной приметы, точно так же могут быть отнесены и на счёт простого совпадения (и именно так, кстати, толкуют их и православные священники). Сложно сказать, насколько серьёзно следует относиться к данной примете, уходящей своими корнями в глубокую древность. Видимо, в данном случае решение следует оставить за каждым отдельным человеком, добавив напоследок лишь то, что, по одной из версий, каждому воздаётся по его вере.

История эта произошла в 1980-х, когда москвичка Валентина Веснина была еще ребенком. После всего произошедшего Веснина уверена, что ей известно, каким путем покидают наш мир души усопших.

«Они уходят в зеркала! И попадают на тот свет через зеркальный тоннель, ведущий туда», — заверяет женщина.

«Вы, конечно, слышали о старинном народном обычае завешивать простынями, тряпками все зеркала в доме, где появился покойник, — продолжает Веснина, — А вы знаете откуда он взялся, этот обычай?».

«Мои родители - коммунисты. А значит, атеисты. Они жили и по сей день живут в одном подмосковном совхозе. К любым народным верованиям и суевериям относятся с большой иронией.

Когда умерла моя бабушка, они не стали завешивать простыней зеркало трельяжа, стоявшего в избе. Ясно помню, что старушка соседка сердито отчитала их за это. Но они проигнорировали ее упреки. Гроб с телом покойной стоял на столе прямо напротив трельяжа с высоким узким зеркалом.

Когда бабушка умерла, мне было 8 лет. Однако я отлично помню всю ту кошмарнейшую жуть, которая случилась в нашем доме в день ее похорон. Пришли наши односельчане, чтобы проститься с покойной. Дом был полон людей. И вдруг одна из пришедших женщин страшным голосом закричала, указывая рукой на зеркало трельяжа.

Я посмотрела туда, куда она указывала. И обомлела! Вижу, зеркало как бы подернулось легкой молочной дымкой. А в дымке удаляется вовнутрь зеркала, в его, так сказать, «глубину» моя покойная бабушка.

Я видела ее со спины. На бабушке было то самое платье, в котором она лежала в этот момент в гробу, стоявшем на столе напротив трельяжа…

Вы даже не можете себе представить, что началось в нашем доме! Все, кто был в нем, увидели призрак покойницы, удалявшийся в зеркало, словно в некий тоннель, ведущий. Куда? Уверена, на тот свет… Вот вам и объяснение народного обычая завешивать зеркала в доме, где кто-то умер и еще не успел быть похороненным».

В народных традициях

Традицию завешивать зеркала соблюдают практически все люди, даже те, кто до конца не понял, зачем это делается. Что же касается народных объяснений, то сегодня существует несколько мнений того, почему надо закрывать зеркала, когда умирает человек.

Согласно первому мнению, душа, после того как выходит из тела, на протяжении определенного времени находится в помещении. И если она увидит себя в зеркале, она может испугаться.

Также существует поверье, что зеркало в неком роде играет роль дверей между двумя мирами. Если душа усопшего попадет в зеркало, то она застрянет там навеки, не имея никаких шансов на освобождение.

Еще считается, что зеркала имеют память, поэтому если там отразиться покойник, то его дух будет регулярно посещать дом в качестве привидения.

Зеркала в доме усопшего также связывают с судьбой живых людей. Так, если человек увидит в зеркале отражение покойника или его души, то это будет явным признаком того, что он вскоре тоже умрет.

Конечно, существует довольно много людей, которые не верят в такие суеверия. Но, несмотря на свое мнение, они все же предпочитают придерживаться традиций, чтобы уберечь себя от всех опасностей. Ведь, кто знает, что за собой несет смерть близкого и родного человека.

Любопытно, что нет никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал, это чисто народная традиция, уходящая глубоко во тьму веков. При этом традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно.

Закрывать зеркала в доме рекомендуют сразу после того, как человек умер. Но многих интересует вопрос о том, через сколько дней можно открывать зеркала. Считается, что снимать занавес можно сразу после того, как закончатся поминки. Но это мнение ошибочное. На похоронах происходит лишь погребение тела усопшего человека, но его душа до 40 дня продолжает пребывать на этом свете.

По истечении этого срока открывают зеркала. Держать их закрытыми дольше смысла нет.

Зеркало - это и привычный предмет повседневного обихода, и в то же время магический объект. Поэтому с ним связано множество примет и поверий, традиций и запретов. Например, почему завешивают зеркала, когда умирает человек?

Издревле зеркало считалось символом удвоения реальности и границей между мирами, между земным и потусторонним. Потребность закрыть его какой-нибудь плотной тканью, отвернуть к стене или вынести в другую комнату или вовсе убрать из дома, в котором находится мертвец, проистекает из страха перед открытой дверью в потусторонний мир. Вот почему завешивают зеркала, когда умирает человек.

Считается, что в течение трёх дней может возвращаться к покинутому ею телу. С этим связан ещё один ответ на вопрос о том, почему завешивают зеркала, когда умирает человек: отразившись в зеркале, она может уйти в зеркальный лабиринт, который является для неё ловушкой. Если душа попадёт туда, то выберется ещё нескоро или вовсе останется в зеркале навсегда. Даже если этого не произойдёт, оно просто будет, как говорят, «тосковать» по покойнику и показывать сцены из его жизни. С другой стороны, многие верят, что тот, кто видит в зеркале умершего, и сам скоро отправится вслед за ним.

При открытом зеркале запрещается также проводить над умершим церковные обряды, потому что оно отражает всё наоборот, а крест наоборот - это богохульство. Поэтому в церквях нет зеркал, да и зеркальных поверхностей там немного. Как портал в зеркало способно втягивать в себя молитвы, так что они останутся безответными.

Зачем завешивают зеркала, когда рождается ребёнок? Есть и такое поверье: малыша, которому ещё не исполнился год, нельзя подносить к зеркалу. Отражение может испугать его, и он лишится сна или будет видеть кошмары, а также нескоро научится разговаривать. Очень плохая примета - подносить к зеркалу некрещёного ребёнка, особенно ночью.

Даже просто смотреть в зеркало рекомендуется только с положительным настроем, чтобы собственный негатив не удваивался, как и всё, что отражается в зеркале. Вредно и вертеться перед зеркалом слишком часто: оно не отражает ни реальной внешности человека, ни, тем более, его внутренней сущности.

Смерть кого-то из домочадцев - не единственный повод быть осторожнее с зеркалами. Почему завешивают зеркала, когда умирает человек, а также в трудные и опасные времена? Нельзя смотреться в зеркало в полночь и после полуночи, а также в грозу и особенно - в день считается, что тогда можно увидеть в нём дьявола. Смотреться в зеркало не рекомендуют беременным и кормящим женщинам. В опасные дни и часы зеркала лучше тоже закрывать или отворачивать к стене.

Большинство людей знает, что делать, когда умер человек: поскорее завесить зеркала, чтобы и они не увидели ничего лишнего, и люди тоже. Можно считать всё это всего лишь старыми суевериями, с помощью которых наши предки объясняли окружающий мир за неимением лучшего: наука на данный момент не обнаружила в зеркалах чего-то особенно страшного. Но и смерть пока ей не изучена.